Rambler's Top100 Фонд Культуры ЗОВ (Калининград) - Свет высокого искусства Agni-Yoga Top Sites
Информационный этико-философский портал ГРАНИ ЭПОХИ Библиотека Орифламмы - самая лучшая русскоязычная рериховская библиотека в сети Интернет

картинная галерея

Блаватская | картины Рериха










Версия для печати

Комментарии к книге "Сердце". Наталья Ковалева.

 

 

                                        СЕРДЦЕ

 

1. Как излучать явленные лучи... — Речь идет о лучах (т.е. энергиях), излучаемых высшими центрами сознания человека и играющих определяющую роль в его духовном развитии и творческой деятельности.
4.
1. Не два глаза могут эти опасности усмотреть, но лишь три, как на Знамени Владык.
— Знаменем Владык, т. е. Учителей Шамбалы, в Учении называется символ Знамени Мира — три круга в окружности. Этот символ можно рассматривать и как символическое выражение физического зрения (два нижних круга) и духовного (симметрично расположенный над ними верхний круг), т. е. Третьего глаза.
8.
1. Сердце считается дворцом воображения.
— Учение Агни Йоги указывает, что способность творческого воображения зависит от накоплений жизненного опыта индивида, сконцентрированного в центре «Чаши». Все, что способен человек вообразить, является в той или иной мере аналогом того, что довелось ему познать на протяжении всего его существования — как во время земных воплощений, так и в Тонких Мирах.
11.
1. Действительно, при Вашингтоне состоял Профессор и при Чингисхане был Мудрец Горы
. — О таинственном советнике Дж. Вашингтона см.: «Шамбала — это не миф...», М., ЭКСМО, 2009. Чингисхан представлял собой типичный пример вождя, у которого «сокровища энергии превышают сокровища сердца и чувствознания», что выразилось в особой жестокости и агрессивности его завоевательной политики. Миссия Мудреца Горы, дававшего советы Чингисхану, и состояла в том, чтобы по возможности уменьшить тенденцию к бессмысленным жертвам и разрушениям, характерную для знаменитого азиатского завоевателя.
Следует отметить также, что монгольское иго принесло историческому развитию Руси не только негативные последствия. С одной стороны, оно отбросило назад культурное развитие Руси, но с другой, как подчеркивал Л. Н. Гумилев (аналогичную мысль высказывал в своих работах и Н. К. Рерих), сильный внешний противник в лице монгольских завоевателей в эпоху феодальной раздробленности объективно способствовал централизации и укреплению русской государственности и воинской боеспособности, что имело огромную роль для дальнейшего исторического развития Руси. Кроме того, вхождение в этнический состав Руси представителей азиатских народностей обогатило менталитет русского общества духовными традициями Востока.
14.
1. Кристалл сердца белый, бесцветный.
— Имеется в виду астральное излучение тонкоматериального центра сердца. В эзотерических учениях Востока сердце нередко именуется «Белым», или «Серебряным», «Лотосом». Белый цвет образуется смешением (синтезом) всех остальных цветов спектра, что также свидетельствует о синтетической, всеобъемлющей сущности центра сердца.
18.
1. ...существенный способ избежать эту пертурбацию есть соборно обратиться к Нам, где решение всего
. — Пертурбация — внезапное резкое изменение, нарушение привычного хода чего-либо. Соборно — сообща. Совместное обращение к Учителям группы их последователей (при условии многолетней слаженности, психологической совместимости и достаточно высокого уровня духовного развития ее участников) имеет особо сильный духовно-энергетический потенциал.
27.
1. Философский камень есть нечто реальное
. — Это важнейшее понятие алхимии Е. П. Блаватская в «Теософском словаре» объясняет следующим образом: «Называется также «Порошком Проекции». Это Magnum Opus (Великое Творение) алхимиков, цель, к достижению которой они стремятся любой ценой, субстанция, обладающая силою превращать менее благородные металлы в чистое золото. Однако мистически Философский камень символизирует трансмутацию низшей животной природы человека в высшую и Божественную».
В Живой Этике понятие Философского камня связывается именно с этим, духовным, аспектом. В одном из писем Е. И. Рерих называет Философским камнем психодуховные накопления индивида: «Кристалл психической энергии, этот Философский камень, накопляется лишь многовековыми и неослабными устремлениями и усилиями»
(Из письма Е.И. Рерих от 19.11.37).
2. Физически препарат довольно близок препарату Парацельса...
— Возможно, именно об этом препарате Парацельс упоминал в своей работе «Tinctura Physica», фрагменты которой приводятся в книге последователя Е. П. Блаватской Ф. Гартмана «Жизнь Парацельса и сущность его учения». В своей работе Парацельс писал о сплаве семи металлов, названном им электрумом и обладающим необычными свойствами: «Соединения металлов действуют удивительным образом. Если мы создадим сплав семи металлов в должном порядке в надлежащее время, то получим металл, объединяющий в себе достоинства семи исходных. Такой сплав именуется электрум. Он обладает не только физическими, но и астральными свойствами семи металлов, вошедших в его состав. (...) Обычные металлы не могут сравниться с ним, ибо он обладает магической силой. (...) Мы видели, как кольца, сделанные из электрума, вылечивали своих владельцев от спазмов и паралича, от падучей и апоплексии; даже во время сильнейшего приступа эпилепсии такое кольцо приносило немедленное облегчение. Мы видели, как кольцо из электрума запотевало при наличии скрытой болезни. Электрум противостоит всем вредоносным воздействиям, поскольку в нем скрыта небесная сила и влияние всех семи планет. Египтяне, халдеи и персидские маги использовали его против злых духов и совершали великие открытия благодаря ему»
(Ф. Гартман, «Жизнь Парацельса и сущность его учения», М., 1997, с. 212 — 215).
28.
1. Учитель хочет, чтоб ритм был акселерандо...
— Акселерандо (итал.) — ускорение.
38.
1. Изливая свет Благодати, Мы и врачи, и создатели, и покровители по нисходящей линии
. — Имеется в виду покровительство по отношению ко всему, находящемуся на низших уровнях космической эволюции.

2. Сперва мы видим внешний Свет, потом знаем его внутри и лишь после возжжения факела можем изливать Свет. — Факелом (т. е. источником света, огня) в данном случае, очевидно, названа духовная, огненная сущность человека, творческий потенциал высших центров его сознания.
42.
1. Сравнительно с настоящей бывшая война ничто
. — Очевидно, имеется в виду предуказанный древними пророчествами Армагеддон — битва сил Добра и зла, о которой Е. И. Рерих писала: «Вы правы, что Армагеддон есть символ последней, решающей Битвы между Светом и тьмою. Битва Михаила Архангела с Драконом Тьмы. Но не следует полагать, что она может быть закончена скоро. Битва будет продолжаться на протяжении многих лет, но ярость ее не будет одинаковой в разных частях планеты. Там, где дух человеческий скорее проснется к водительству Духа, там и начнется великое строительство. С каждым годом воздействия Сил Света будут усиливаться, но нужно, чтобы дух человеческий сумел принять посылаемые дары. Самые великие возможности стучатся к человечеству, но выбор всегда свободен. Истинно, грядущее время явит величайшее испытание всему человечеству.
(...) Слово «Армагеддон» есть греческий эквивалент еврейского слова Хар-Мегиддо (Гора в области Мегиддо). В еврейских писаниях этим наименованием обозначали, конечно, великую Битву между силами Света и тьмы, предуказанную всеми древнейшими пророчествами в Писаниях всех народов как «Великий День Суда Божьего». Много о ней сказано в Апокалипсисе, там же в гл. 16 и в стихе 16 упоминается это наименование. Также и сроки этой битвы и начало Новой эпохи, или Цикла, можно найти в точнейших вычислениях, египетских и индусских.
Названа эта битва символически, именно, в память страшной и действительно имевшей место битвы, происшедшей при Мегиддо (древнем городе Палестины), вблизи которого хананиты, под водительством Систры, были совершенно уничтожены. И это страшное поголовное истребление надолго запечатлелось ужасом в памяти народов-свидетелей. По всем Писаниям сейчас наступают сроки окончательного уничтожения армии Гог (т. е. армии антихриста, или безбожных) на горах Израиля. Причем Израиль не означает непременно еврей, но буквальный перевод этого слова — избранный. Потому и горы Израиля могут быть иными горами. Так же как Новый Иерусалим не означает непременно Иерусалим в Палестине. Сокровенный язык всегда пользовался символами. Имеется Иерусалим Небесный — Обитель Светлой Иерархии и Иерусалим Земной, и быть ему на том месте, которое на протяжении всех земных катаклизм оставалось нетронутым»
(Из письма Е.И. Рерих от 30.03.36.). См. также § 176 данной книги.
47.
1. Заметьте, Говорю не о рассуждении, не о мышлении, но о мысли, которая сметает поверхность Субстанции индивидуальным ритмом и тем творит беспредельно.
Вероятно, речь идет об Акаше, которую Е. П. Блаватская именует «Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной...». (Е. П. Блаватская, «Теософский словарь». См. также «Тайная Доктрина», т. 1, Пролог.)
54.
1. Совершенно верно: если в Черном Веке мысль была около человека или магнетизм распространялся на малые расстояния, то в Новом Веке мысль есть пространство!
— Черный Век — эпоха Кали Юги. — В Живой Этике говорится, что в настоящую эпоху в связи с приходом в ауру Земли новых космических энергий психоэнергетические излучения человеческого сознания приобрели больший потенциал, что увеличило сферу их распространения в энергоинформационном поле планеты.
56.
1. Так и ваши огни сверкают по мере надобности
— то глаз Брамы, то крылья, то лучи гортани, то все другие главные двадцать один огонь... — Огнями в Живой Этике называются чакры, или центры сознания. Глазом Брамы в йоге называется Третий глаз, крыльями — центры плеч (также называемые в Агни Йоге лучами оплечий), лучами гортани — излучения вишудхи, или центра гортани. По поводу двадцати одного главного центра сознания Е.И. Рерих писала: «(...) всех чакр или огней 49. В Агни Йоге упомянуты 21, ибо открытие и трансмутация 21 центра влечет за собою возгорание и остальных, ибо многие центры имеют двойные разветвления. Для высокого духовного развития нужно не только открытие, но и трансмутация всех центров, ибо просто открытие одного или двух центров ведет лишь к низшему психизму и ко многим опасностям. Но вообще без участия Учителя недоступно правильное открытие центров. При этом я подразумеваю Высшего Учителя, ибо лишь такой Учитель может знать истинное состояние нашего организма во всех его оболочках и может регулировать давление крови, столь опасное при открытии центров, не говоря уже при огненной трансмутации их. Потому в книгах Учения прежде всего устанавливается длительная подготовка организма, именно, физическая и духовная профилактика».
(Из письма Е.И. Рерих от 12.04. 35.)
2. Мы оберегаем каждую частицу энергии Элохима или каждую Урукаю от Огня Пространства
. — Как пишет в «Теософском словаре» Е. П. Блаватская, Элохим представляет собой понятие, символизирующее семеричную силу Божества.
Урукая — тело света, тонкоматериальные оболочки высокоразвитых в духовном отношении людей.
61.
1. Нужно пережить час, называемый «Драконом Порога».
— Драконом, или Стражем, Порога в эзотерических учениях называются негативные кармические накопления ученика, хранящиеся в подсознательных структурах его психики в виде неизжитых отрицательных черт характера, вожделений и т. п., мешающих духовному продвижению факторов. В определенный момент эти негативные кармические энергии активизируются и «выходят на поверхность» психики ученика, пытаясь овладеть его сознанием подобно живому существу, наделенному своей, отдельной от сознания ученика волей (что, вероятно, и дало название этому психологическому эффекту — Дракона, или Стража, Порога). В этот момент в душе человека начинается борьба между его позитивными духовными накоплениями и негативными кармическими пережитками, олицетворенными в образе Стража Порога. Окончательный выбор, какой тенденции — эволюционной или инволюционной — отдать предпочтение, принадлежит свободной воле ученика. Если напряжением духовных сил человек преодолевает в себе тягу к неизжитым отрицательным свойствам своей низшей натуры — путь ученичества продолжается, и победа над Драконом Порога открывает ему новую ступень совершенствования. Если же негативные накопления прошлого оказываются сильнее и порабощают сознание ученика, он может на несколько лет (а в случаях особо серьезных духовных падений — и на несколько последующих воплощений) лишиться возможности духовного восхождения.
Как говорится в Учении, встреча со Стражем Порога, т. е. с низшими сторонами своей натуры, предстоит не только людям, вставшим на путь духовного самосовершенствования, но и каждому человеку на Земле в момент его физической смерти и перехода на Тонкий план существования. От исхода внутренней борьбы между высшими и низшими накоплениями человека зависит то, в каких слоях пространства окажется его сознание-душа в перерыве между воплощениями, а также все его последующее существование в Тонком Мире.
О сути Стража Порога и драматичной духовной борьбе между низшим и высшим началами в душе человека в «Гранях Агни Йоги» говорится: «Страж Порога, или объективизация внутренней отрицательной сущности человека, не отпустит своего породителя до тех пор, пока этот последний не найдет в себе достаточно сил и решимости отбросить его, то есть победить свою низшую дуаду, являющуюся носительницей всех пороков, страстей, слабостей и свершений низшей природы человека. Эта борьба со Cтражем Порога полна драматизма, ибо человек должен в буквальном смысле вырвать из своей сущности часть самого себя и отбросить ее. А ведь он с ней так крепко сжился, он любил ее и потворствовал ей, он лелеял ее желания и склонности, он думал о них и вынашивал их в своем сознании. Как может теперь он с ними расстаться, когда не расставался всю жизнь, им позволяя глубоко внедриться в проводники. Борьба нелегка. И только понимание ужаса поражения и безысходности его результатов может дать силы себя преодолеть, и даже не себя, так как «Я» — это высшее, что есть в человеке, но свое низшее «Я», средоточие страстей и вожделений»
(«Грани Агни Йоги», т. 6, 147).
2. У нас этот час зовется «Завесы Разодрание».
— В древних храмовых мистериях падение завесы (или ткани, закрывающей посвящаемому в высшие знания вход в сокровенное помещение храма, где его ожидал Иерофант) символизировало открытие сокровенной мудрости. Символ завесы означал также границу между физическим и Тонким планами бытия. Однако преодолеть эту границу (или «разодрать завесу») был в состоянии только последователь, выигравший битву со Стражем Порога, т. е. победивший свое низшее «Я», преодолевший негативные качества и кармические пережитки.
67.
1. Маловеры, желающие вложить пальцы в раны Света...
— Напоминание о евангельском примере Фомы Неверующего, заявившего, что не поверит в воскресение Христа, пока не увидит Его раны и не вложит в них персты (Ин., 20: 24 — 28).
2. Без этого познания духовного как же путник войдет и примет Тонкий Эфир, питающий тело высшее? — Возможно, в данном случае выражение «тонкий эфир» служит обобщенным понятием тонкой материи высших планов бытия, а не только названием материи эфирного плана пространства.
78.
1. Фокус сердца, при телесном уплотнении...
— В эзотерических учениях говорится, что первые человеческие расы имели эфирную, тонкоматериальную форму, а не плотноматериальные физические тела, как современное человечество. При появлении на Земле рас, обладавших плотными физическими телами, центр сердца должен был служить средством связи сознания людей с высшими планами Космоса, взаимодействие с которыми было затруднено воплощением духовной сущности человека в плотноматериальную физическую оболочку.
2. Но рассудок, как знаете, устремился к обособлению и таким образом затруднил эволюцию. — Обособление и противопоставление рассудка (интеллекта) духовному началу, приведшее к уклонению человечества от пути духовной эволюции, было инспирировано инволюционными силами Черной ложи.
104.
1. Люди получили электричество, но должны были изолировать сущность энергии...
— Электричество считается в Живой Этике одной из высших энергий пространства, несущих в себе огненное начало.
164.
1. Не забудем, что правильно запомнить: «И это пройдет».
— По преданию, Соломон носил на пальце кольцо, на котором была вырезана надпись: «Все проходит». Это изречение, выражающее преходящий, бренный, непостоянный характер земного бытия, помогало великому правителю древности сохранять спокойствие и самообладание в трудные минуты жизни. Однажды Соломон был чем-то особенно огорчен и раздосадован. Потеряв самообладание, он сорвал с руки кольцо и швырнул его на пол. В этот момент на внутренней стороне кольца блеснула еще какая-то надпись, которую раньше царь не замечал. Заинтересовавшись, Соломон поднял с пола кольцо и на его внутренней стороне прочел: «И это пройдет».
166.
1. Можно пересчитать рупии и сбиться на счете анн...
— Рупия — денежная единица в Индии и других странах Юго-Восточной Азии, более крупная, чем анна (анна равна 1/16 рупии).
174.
1. Пламенная пентаграмма есть щит во время борьбы.
— Пентаграмма — пятиугольник, или пятиконечная звезда, символизирующая человеческий организм.
176.
1. Много сказано о Воинстве Небесном, об Архистратиге Михаиле...
— Архистратиг Михаил в христианском учении — предводитель Светлых Сил в борьбе с князем мира сего.
182.
1. ...когда воительница противостояла силам темным...
— Речь идет о Е. И. Рерих, неоднократно вступавшей в личное противоборство с силами тьмы на Тонком плане. В книге «Надземное» из серии Агни Йоги об этом говорится: «Урусвати знает участие в тонком теле среди земных битв. Может показаться удивительным, что острие оружия не нарушает тонкое тело. Ведь острие употребляется против всяких явленных сущностей. Но смысл в том, что острие употребляется сознательно, с участием свободной воли, тогда как в битве не может быть сознательного действия против невидимого тонкого тела. На этом можно видеть, насколько существенно сознательное действие.
На древних изображениях нередко можно видеть пространственных пособников в битве. Урусвати может свидетельствовать, насколько быстро и неуязвимо она летала между сражающимися. Можете представить, насколько часто Мы участвуем среди человеческих столкновений. Если для человеческого оружия Мы неуязвимы, то в пространстве могут быть рушения, направленные иерофантами тьмы. Такие незримые битвы — не сказка. Одно дело направить Луч из Башни, но совершенно другое — полет для единоборства в пространстве. Не поверят люди в такие единоборства. Но и в земном состоянии можно летать, а полеты в тонком теле уже удостоверены достаточно. (...)»
(«Надземное», 136).
190.
1. Также люди не знают, как найти меру между возмущением духа и равновесием
. — Возмущением духа в Агни Йоге называется справедливое негодование человека на действия сил зла. В Учении подчеркивается, что возмущение духа не походит на раздражение, злобу и иные негативные эмоции, низводящие человека до уровня представителей инволюционных сил.
203.
1. ...где лишь хатык Матери Мира бережет
. — В одном из писем Е. И. Рерих писала: «Хатык есть тот священный шелковый шарф, который преподносится в знак уважения монголами и тибетцами всем духовным представителям и особо почитаемым лицам. В буддийских храмах все священные Изображения завешаны и завернуты в эти шелковые шарфы, длина которых от аршина до пяти, а ширина от четверти аршина до аршина. Цветом они бывают белые и желтые в Тибете, и голубые и желтые в Монголии, иногда в них вотканы священные изображения и счастливые знаки. Хатык есть знак Покровительства и Помощи. На священных изображениях Тибета и Монголии, так называемых танках, часто можно видеть, как святой из Тонкого мира протягивает хатык грешнику в низшие сферы, и тот поднимается по нему». (Из письма Е.И. Рерих от 08.08.34.)
219.
1. Спросите врача Л. ...
— Скорее всего, речь идет о Ф.Д. Лукине, одном из сотрудников Рерихов в Риге, талантливом враче и председателе рижского рериховского общества. В своей медицинской практике Ф. Лукин использовал преимущественно гомеопатическую методику лечения, а также занимался научно-исследовательской работой, изучая основы древневосточной медицины, тесно связанные с учением Агни Йоги о духовно-энергетической природе человека.
247.
1. Хаос нынешний подобен скачке Хаоса с Проявленным.
— Хаосом в Агни Йоге называется несознательная, не охваченная творческим разумом Космоса часть природы; понятие Проявленного означает гармоничное, упорядоченное, разумное бытие. В понятия Хаоса и Проявленного вложено этическое значение; Хаос символизирует разрушительные, негативные тенденции как в природе, так и в обществе; Проявленное — позитивные, эволюционные, гармоничные аспекты бытия.
255.
1. Совершенно верно Урусвати мыслит о ведических богах, так микрокосм подобен Макрокосму.
— Ведические боги нередко олицетворяли природные стихии: Агни (огонь), Вайю (ветер), Сурья (Солнце), Варуна (Небо) и т. п. С одной стороны, ведические божества были наделены человеческими качествами, подобно богам Олимпа, с другой — они олицетворяли собой Макрокосмос, Вселенную. Известный постулат веданты «Джива есть Шива» (живое существо есть Бог) и учение о Божественной духовной природе всего сущего также выражают идею тождественности человека (микрокосма) Макрокосму (Космосу, божественной реальности).
261.
1. ...дордже, также свастика указывали вращение огня сердца.
— Имеются в виду вихревые токи психической энергии, излучаемые тонкоматериальным центром сердца (анахата-чакрой), означающие высшую степень его открытия и трансмутации.
О символизме дордже и свастики Е. П. Блаватская писала в «Теософском словаре»: «Дордже (тиб.) или Ваджра (санскр.) — букв. алмазная палица, или скипетр. В индусских сочинениях — скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом буддизме это магический скипетр монахов-посвященных, заклинателей духов и адептов — символ обладания сиддхами, или сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определенных церемоний находился в руке жрецов и теургов» (Е.П. Блаватская, «Теософский словарь», с. 98).
Многие эзотерические источники отождествляют дордже с символом свастики. Как писала Е. П. Блаватская, для многих народов Азии свастика означает «десять тысяч истин». О графическом символизме этого знака в одном из писем Е. И. Рерих говорится: «Загнутые края по Солнцу означают поступательное движение, загнутые в обратную сторону — имеют значение задерживающее, последнее изображение принято у шаманов. У друидов был ритуал, во время которого все присутствующие двигались вокруг жертвенника или алтаря, именно, по направлению движения Солнца, тогда как сам Иерофант ходил против Солнца, символизируя этим свое превосходящее знание. Именно, только Иерофант может противостать великой силе, и такая напряженность может дать искры высшего знания. Видите, как все значения символов смешались и переплелись». (Из письма Е. И. Рерих от 01.10.37.)
273.
1. Конечно, тело физическое имеет преображение в тонкое тело...
— Имеется в виду преображение, совершающееся после перехода человека на иной план существования.
2. Если даже тонкое тело освободится от этих пережитков, то все-таки шелуха эта останется и будет шататься, подобно чучелу, часто очень отрицательному. — В Учении говорится, что привычные чувства и мысли человека представляют собой тонкие энергии, влияющие на формирование тонкоматериальных тел человека, их структуру, свойства и т. п. Негативные чувства, мысли и моральные качества человека формируют в его астральном теле особые образования из плотной, темной астральной материи. После смерти и распада физического и эфирного тел человека его сознание-душа в астральном теле перемещается на астральный план бытия. С течением времени астральное тело также сбрасывается и распадается, давая индивиду возможность переместиться в более совершенное ментальное тело и подняться в ментальный план Космоса. Однако если астральное тело индивида было отягощено шелухой тонкого тела — сгустками плотной материи, — время сбрасывания и распадения этого тела существенно увеличивается, что задерживает сознание индивида в астральном плане, препятствуя его духовной эволюции. Бывают и такие ситуации, когда астральное тело распадается, а его более плотные образования, сформированные негативными моральными качествами индивида, все еще продолжают существовать. Эта шелуха тонкого тела иногда имеет столь плотную тонкоматериальную структуру, что продолжает свое существование на астральном плане даже годы спустя после нового воплощения данного человека на физическом плане. Это мешает духовному развитию индивида, так как магнитные связи между этими астральными отбросами и его новым воплощением все равно сохраняются.
318.
1. Так же, как каденция старой Индии гораздо изысканнее лада западного...
— Каденция (каданс) — гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть.
339.
1. Суриа-Видиа
— так иногда называли Учение о сердце. — Суриа-Видиа (санскр.) букв. — Солнечное Знание, т.е. высшее, духовное знание.
343.
1. Явление это не имеет ничего общего с огнями ауры или с внешними огнями, вроде огней Св. Эльма
. — О природе этого явления в одном из писем Е. И. Рерих говорится: «Огни Св. Эльма есть свечение, сопровождающее разряды атмосферного электричества; обычно оно появляется во время грозы в виде огоньков на остроконечных предметах, например, на колокольнях, на мачтах кораблей и т.д. Огоньки эти сопровождаются звуком как бы потрескивания или шипения. Моряки Средиземного моря избрали Св. Эльма своим патроном и принимают эти огоньки как видимый знак его защиты. Огни Св. Эльма хотя и имеют общую основу космического электричества с явлениями так называемого неопаляющего огня, но качество последнего совершенно иного значения...». (Из письма от 22.02.36.)
348.
1. Если у некоторых организмов в одной стихии может быть распознавание подземных вод...
— Речь идет о феномене лозоходства (так в древности называли биолокацию), использующемся при поиске подземных вод, и об организмах людей, связанных с тонкоматериальной стихией воды.
357.
1. Если Махаван может отвечать земным причинам, то вибрация Серебряного Моста нужна при пертурбациях Тонкого Мира
. — Махаван — один из основных ритмов Космоса (см. словарь). О вибрации Серебряного Моста Е. И. Рерих писала: «Что есть вибрация Серебряного Моста? (Сердце, § 357.) Так называется вибрация, посылаемая Учителем ученику для восстановления уставшего сердца. Вибрация эта укрепляет связь ученика с Учителем. Духовным зрением можно видеть этот серебряный Луч». (Из письма от 23.10.37.)
380.
1. ...чтобы идти в рядах Ригдена.
— В тибетском фольклоре Владыка Шамбалы именуется Ригденом-Джапо, или Ригденом.
394.
1. «И положил с вечера мысль на сердце, а заутро дал решение»,
— сказано о Старце Горы в хрониках персидских. — Старцем Горы в религиозно-мистической литературе Ирана и ряда азиатских стран называется Руководитель Белого Братства.
402.
1. ...в консонансе мажора-маэстозо!
— Консонанс — гармоничное звучание, в отличие от диссонанса, т. е. дисгармонии. Маэстозо (итал.) — торжественно, величественно.
405.
1. Поймем, как даже в пламенной пещи не горели отроки, когда вознеслись сердцем.
— Речь идет об одном из преданий библейской книги пророка Даниила. Согласно преданию, вавилонский тиран Навуходоносор приказал сжечь в печи трех спутников-отроков пророка Даниила. Однако брошенные в печь отроки не сгорели, и в огне рядом с ними возникла фигура Ангела. В этой легенде в символической форме была отражена способность человеческого организма противостоять огненной стихии в любом ее аспекте — как физического пламени, так и Пространственных Огненных энергий, которые приблизятся к Земле в период смены космических эпох.
442.
1. «Не желайте зла Благословенному»...
— Благословенными в религиозно-философских источниках Востока называли Великих Учителей. В буддийских писаниях так называется Будда.
Как говорится во всех эзотерических учениях, желание зла Великому духовному Учителю неизменно приносит виновному обратный кармический удар.
463.
1. Но люди легкомысленно замечают о пятнах на Солнце или о смещении земной оси.
— О связи смещения земной оси с планетарными катаклизмами в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской указано, что периодические катаклизмы, сопровождающиеся смещением земной оси, происходят на планете при сменах крупных космических эпох. «...Уже четыре подобные пертурбации, связанные с наклоном оси, имели место со времени появления на этой земле Человечества Вайвасвата Ману. Старые материки — исключая первый — были поглощены океанами, появились другие земли, и огромные горные цепи поднялись там, где раньше их не было. Поверхность глобуса каждый раз была совершенно изменена; «переживание наиболее приспособленных» народов и рас утверждалось своевременной помощью; неприспособленные же — неудачные — уничтожались, будучи сметены с поверхности Земли. Подобные отбор и смещение не происходит между восходом и закатом Солнца, как кто-то может подумать, а требует несколько тысячелетий, пока новый дом не будет приведен в порядок», — говорится в «Тайной Доктрине» (т. 2) Е. П. Блаватской.
465.
1. Запечатление на фильме ауры зависит вовсе не от самой фильмы, но от снимающего и снимаемого.
— Фильма — устаревшее название фотопленки. Об экспериментах по фотографированию ауры Е. И. Рерих писала: «Что касается до фотографирования излучений, то думаю, что полезно испробовать разные пластинки. У некоторых получались хорошие результаты на самых обыкновенных пластинках и даже без особых приготовлений и при дневном свете. Конечно, как и во всем, нужно приложить терпение и дисциплину. Лучше всего снимать в комнате, которая насыщена аурой снимаемого лица. Иногда внесение какого-либо нового предмета уже мешает опыту, конечно, и ауры снимающего и снимаемого должны быть в полной гармонии». (Из письма от 01.10.37.)
470.
1. ...почему с незапамятных времен убит Озирис...
— «Теософский словарь» Е. П. Блаватской говорит об Озирисе следующее: «Величайший бог Египта, Сын Геба (Сатурна), небесного огня, и Нейт, предвечной материи и беспредельного пространства. Это указывает, что он есть самосущий и самосотворенный бог, первое проявляющееся божество (наш Третий Логос) (...). Среди множества верховных богов этот египетский образ является самым многозначительным и величественным, так как включает в себя весь диапазон физической и метафизической мысли. (...)». Убийство Озириса силами зла и последующее воскрешение его символизировали бессмертие и непобедимость духовного начала, торжество Истины над силами зла. Е. П. Блаватская подчеркивала сходство символизма культа Озириса с преданием о казни и последующем воскрешении Христа.
484.
1. Наша воительница знает...
— Имеется в виду Е. И. Рерих.
492.
1. Скоро займемся Знаками Огня...
— Речь идет о трех томах книги «Мир Огненный», изданных в серии «Агни Йога» после книги «Сердце».
496.
1. Скала Фуриозо...
— Фуриозо (итал.) — ужасный, яростный.
500.
1. Моисей погружался в науку Египта, но он опередил ее десятью строками.
— Имеются в виду десять заповедей Моисея, содержащих нравственные основы самосовершенствования. Наследие Древнего Египта — герметическая философия, изложенная языком сложных символов, — было доступно лишь единицам духовно и интеллектуально подготовленных последователей, в то время как моральные заповеди Моисея были близки и понятны гораздо большему числу людей.
531.
1. Некоторые спросят: почему письма Наши, написанные пятьдесят лет назад, не похожи на писания сегодняшнего дня?
— Имеются в виду письма Махатм, адресованные А.П. Синнетту и другим участникам Британского теософского общества. В 1923 г. они были изданы А. Баркером отдельной книгой под названием «Письма Махатм к Синнетту» (в современном русском переводе — «Письма Махатм»).
534.
1. Мы не лукуллы...
— Лукулл Луций Лициний (ок. 117 — ок. 56 гг. до н.э.) — древнеримский полководец и политический деятель, прославившийся любовью к роскоши и пирам (Лукуллов пир).
556.
1. Заклинания, гримуары и все накопления темных...
— Гримуары — т.н. «черные книги», анналы черной магии.
562.
1. Из той же бережности Мы соединяем ядра сочетанных духов...
— Речь идет о духовно родственных друг другу индивидах, нередко объединяемых общностью интересов или кармических поручений (например, какой-либо просветительской работой в обществе) на протяжении одного или нескольких воплощений.
Ядром (духа) в Живой Этике называется высшее «Я», бессмертное духовное начало индивида.
565.
1. Можно привести некоторые исторические примеры, как выдающиеся люди бесследно исчезали.
— Подобные события имели место в жизни Сен-Жермена. Е. И. Рерих писала по этому поводу: «...при окончании миссии и наступлении срока ухода для Адепта, находящегося среди людей, ухода, чтобы присоединиться к Твердыне в физическом теле, часто происходило мнимое погребение его. Иногда тело уносилось после погребения, ибо оно находилось в состоянии как бы летаргии. Бывали случаи погребения заместителя, как, например, при отьезде Вел(икого) Учителя Раккоци. Но явления дематериализации физического тела крайне редки. Даже останки Будды были сожжены». (Из письма Е.И. Рерих от 02.09.37.)
568.
1. Из Астрального Архива...
— Имеется в виду Акаша (см. словарь).
576.
1. Мы не некроманты, чтобы оживлять бездушные тела
. — Некромантией называется одна из самых отвратительных форм черной магии, состоящая в вызывании духов умерших и манипуляциях с мертвыми телами.
577.
1. Добро есть благоухание...
— О связи позитивных или негативных энергий и соответствующих им физических и астральных запахов с тонким планом неоднократно говорится в записях Б. Н. Абрамова: «(...) все исходящее от человека пропитывается сущностью его микрокосма. Благоухает добро, и зловоняет все, что от тьмы. Так насыщает человек пространство и землю тем, что идет через него. Материя соответствующих сфер, проходя через физическое, астральное и ментальное тела и отравленная или очищенная их эманациями, идет на улучшение или ухудшение тела планеты и окружающих ее Невидимых Сфер. И наполняются они Светом или тьмою. Можно представить себе количество и состав этих отбросов на местах, где находятся огромные скопища людей. Материя перерабатывается всеми царствами природы, благодаря чему происходит постепенное и медленное преображение ее коры, ее поверхностного слоя, возможности органической жизни дающего. Но задача человечества в целом — одухотворить Землю. Это возможно лишь при условии одухотворения самого человека. Мощи святого или отшельника или просто высокодуховного человека могут сохраняться годами, но чуть ли не заживо разлагается отравленное всеми ядами и всеми пороками тело негодника. Действительно, многие порочники начинают разлагаться заживо еще при жизни. Лаборатория человеческого организма может быть очистителем и разредителем материи всех состояний, но и может быть явлением, заражающим все, с чем входит она в соприкосновение. Этой заразой пропитаны притоны и места низких увеселений. Болезни кармические и допущенные есть продукт отравленного состояния сознания или той или иной степени дисгармонии, или разновесия проводников. Все они сопровождаются неприятными запахами. Учение о запахах и ароматах может быть не менее широко, чем о цвете и цветах световой шкалы. Запахи и цвета находятся между собой в тесной взаимосвязи и соответствии. Темный и светлый полюсы определяют их сущность, характер и свойства. Область эта дает широкий простор для изучения, но требует знания и подготовки. Сущность человека выражается в присущем ему запахе и по этому запаху может быть определена совершенно точно. Цвет ауры характеризует облик самого человека, точно так же и запах. Не может зловонять светлая аура или благоухать злая, но нужно уметь их различать. Некоторые благовония ядоносны. Опыт распознавания требуется и здесь. Лаборатория человеческого микрокосма сложна» («Грани Агни Йоги», т. 3, 264).
578.
1. В письмах переводимых...
— Речь идет об избранных письмах Махатм, перевод которых был сделан Е. И. Рерих. Переведенная ею работа вышла в свет в Риге в 1925 г. под названием «Чаша Востока».
588.
1. Вспомним, что Аполлоний был богат...
— О великом духовном Учителе древности Аполлонии Тианском Е.П. Блаватская писала: «Замечательный философ, родившийся в Каппадокии приблизительно в начале первого столетия; ревностный пифагореец, изучивший финикийские науки под руководством Евтидема и пифагорейскую философию и другие учения у Евксена из Гераклеи. Согласно принципам этой школы, он оставался вегетарианцем всю свою долгую жизнь, питался лишь фруктами и растениями, не пил вина, носил одежду исключительно из волокон растений, ходил босым и позволял бороде и волосам расти беспрепятственно... Он был посвящен жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее и научился многим «чудесам» в исцелении больных, совершаемых богом медицины. Подготовив себя к более высокому посвящению пятилетним молчанием и странствованиями, посетив Антиохию, Эфес, Памфилию и другие места, он через Вавилон отправился в Индию; и все его близкие ученики оставили его, так как боялись идти в «Страну чар». Однако случайный ученик Дамис, которого он встретил в пути, сопровождал его в путешествиях. В Вавилоне он был посвящен халдеями и магами согласно Дамису, рассказ которого спустя сто лет переписал некий Филострат. По возвращении из Индии он показал себя истинным посвященным, ибо эпидемии и землетрясения, смерти правителей и другие события, им предсказанные, полностью сбывались» (Е.П. Блаватская, «Теософский словарь», с. 49).
Здесь же Е. П. Блаватская указывает, что, по преданиям, необычные способности и знания были получены Аполлонием в «Обители Мудрецов», существующей и по сей день. В книгах Живой Этики и письмах Е. И. Рерих также указывается на то, что Аполлоний Тианский посещал Шамбалу во время своего путешествия в Индию.

<< Вернуться к «Законы Новой Эпохи»


Электронная почта: adamant-lv@yandex.ru

Последние обновления сайта АДАМАНТа отражены ЗДЕСЬ

Рерихи | Медицина и Живая Этика | Новости | Рериховское Движение | Теософия

Фотографии теософов | Опросы Рериховского Движения | Астрология и гороскопы | История буддизма | Космизм И. Ефремова | Новая Страна
Йога | Массовая культура | Церковь и Рерихи | Махатмы и этический гнозис | Что такое «Рериховское Движение» | Гласность | Сектоведение
Портреты Н. Рериха | Индия | Говорят о Блаватской | Говорят о Рерихах | Как делать выставку | WEB-мастеру



Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2010