Rambler's Top100

Agni-Yoga Top Sites

 


 

 


 









Статья о дизайне выставок картин

ЗАКАТ В НЕБЕСНОЙ РАМЕ

"Алел закат в небесной раме,

Холстом беленым снег лежал..."

С. Малле



Как ни странно, положение цветовых пятен на стене мы бессознательно моделируем уже на начальной стадии ремонта. Апотом настолько старательно забываем об этом, что в момент расстановки мебели и развески светильников оказываемся в некоторой растерянности под укоризненным "взором" свободных плоскостей. Аесли напрячься и вспомнить тот блаженный миг, когда мы чертили в воздухе квадраты и прямоугольники? Нет-нет, с тех пор много воды утекло, первоначальный замысел изменился, стены вместо белых внезапно захотелось сделать нежно-персиковыми, и шкаф "откусил" больше пространства, чем предполагалось... Расслабьтесь, сделайте глубокий вдох и читайте дальше.


Вопрос первый: зачем? Если вы коллекционер, ответить на этот вопрос вам ничего не стоит. У вас есть своя система, свои пристрастия, своя, если угодно, болезнь собирательства, лекарства от которой и их цену вы определите самостоятельно. Сопряженные с этим трудности тоже ложатся на вас. Как правило, и интерьер комнаты (пардон, экспозиционного зала) подчиняется вашему всесильному хобби. Если вы только начинаете коллекционировать, и ваши пристрастия еще до конца не сформировались, погрузитесь в стихию "лавки древностей". Лишние предметы довольно быстро исчезнут, а остальные придут к компромиссу.

А если вы просто жизнерадостный любитель? Если в вашу жизнь волею случая вторгся некий предмет искусства и настоятельно требует внимания к себе? Не идите у него на поводу. Найдите ему место в интерьере, снабдите достойной подсветкой, демонстрируйте гостям и рассказывайте его историю. Поверьте, он легко сможет ужиться с современной мебелью и постерами на стенах, оставаясь при этом изюминкой интерьера.


Вопрос второй: что?


Что угодно. От маленького, но гордого шедевра с всемирно известным автографом до фотографии кудрявого прадедушки в кружевном чепчике. Впрочем, и это далеко не предел. Но мы не будем пытаться объять необъятное. И начнем с живописи.

Наше отношение к ней колеблется между почтением и иронией. Сходные чувства испытывает владелец суперсовременного автомобиля при взгляде на экипаж, запряженный тройкой великолепных скакунов. Спору нет, под капотом "лошадей" больше, но так ли они красивы?Талантливое полотно увлекает не только сюжетом, но и техническими тонкостями письма. К примеру, можно бесконечно удивляться тому, как художнику удалось добиться мерцания лунной дорожки или передать ни с чем не сравнимый мартовский запах тающего снега. Не менее приятно разглядеть каждый мазок, а отойдя, опять удивляться мастерству автора.

Пейзаж - один из наиболее философских жанров. Он способен передавать как реальность, так и фантастическую действительность. Взгляд отдыхает, устремляясь вглубь композиции, а фантазия достраивает то, чего нет на картине. Пейзаж хорош в гостиной. Он настраивает гостей на вдумчивый лад, который легко изменить, переключив их внимание на жанровые сценки - небольшие картины с неяркой цветовой гаммой и забавными сюжетами. Нелишне напомнить, что картины должны быть выдержаны примерно в одной цветовой гамме.

Если ваш интерьер требует смелого, эпатирующего заполнения большой плоскости стены, используйте полотно с абстрактным рисунком. Оно может быть внушительных размеров или, наоборот, отличаться скромными габаритами. Большому полотну "к лицу" узкая рама или даже ее отсутствие. К небольшому нужно подобрать эффектное широкое обрамление.

Наиболее сложный для восприятия жанр - портрет. Его психологическое воздействие очень сильно. Особенно в том случае, если взгляд изображенного человека направлен на зрителя. Самый напряженный диалог между человеком и живописным полотном связан именно с портретом. Все знают, чем закончилась история Дориана Грея, которого погубило созерцание пороков на собственном портрете. Но в то же время портрет может излучать исключительно позитивную энергетику.

"То была просторная светлая комната. Широкие панно из бледно-голубого шелка со старинными рисунками в белых и золотых рамах при свете ламп отливали кротким лунным сиянием. В середине главного панно красовался портрет графини работы Оливье Бертена, оживляя своим великолепием всю квартиру. Он был здесь очень на месте, и сам воздух гостиной впитывал, казалось, улыбку молодой женщины, красоту взгляда и воздушную прелесть белокурых волос. Недаром вошло в традицию поздравлять хозяйку с этим произведением каждый раз, когда гость перед ним останавливался". (Ги де Мопассан, "Сильна как Смерть"). Но здесь необходимо сделать важную оговорку: если вы не боитесь постоянных сопоставлений со своим портретом - пожалуйста. Ваше парадное изображение украсит гостиную, каминный зал, кабинет. Тому есть немало положительных примеров.

Иконы и картины на религиозные сюжеты - непростая тема. Неосвященные иконы и символы других религий могут быть нейтральными, а могут нести в себе такой отрицательный заряд, что ваше существование в доме сделается просто невозможным. Будьте осторожны с непонятными вам живописными сувенирами из экзотических стран.

Другое дело - картины. Реалистичные и почти абстрактные изображения, сусальное золото нимбов, нежные улыбки ангелов периодически входят в моду и должны по замыслу художников способствовать "душ умягчению". У того же Мопассана в романе "Милый Друг" есть удивительное описание большого полотна в оранжерее: "Среди леса причудливых растений, раскинувших трепещущие, раскрытые, словно руки с тонкими пальцами, листья, на морских волнах неподвижно стоял человек. Это производило потрясающее впечатление. Картина, края которой прятались в живой зелени, казалась черной дырой, прорывом в некую фантастическую и манящую даль. Надо было пристально вглядеться в полотно, и тогда все становилось понятным. Рама надвое перерезала лодку, где, слабо освещенные косыми лучами фонаря, находились апостолы. Один из них, сидя на краю, направлял этот фонарь на приближающегося Иисуса. То было поистине могучее, вдохновенное искусство, одно из тех созданий мастера, которые будоражат мысль и надолго врезаются в память". Прием необычный, небесспорный, но впечатляющий.

Натюрморт. Его уравновешенное спокойствие вполне можно назвать нордическим. Милые натуралистичные "обманки" никогда не выходят из моды. Это классика кабинетного жанра. Полупрозрачные акварельки, изображающие растительные композиции, хороши в спальне. В идеале натюрморты должны выполняться в общей манере и объединяться сюжетно. В комнату упрямого подростка можно предложить натюрморт-абстракцию как альтернативу постеру. Скорее всего своенравное чадо просто из чувства протеста отвергнет его, но попытаться стоит.

Батальные сцены можно было бы исключить из нашего списка. Но ведь существует некоторое количество любителей этого музейного жанра. Такими полотнами оформляют кабинеты и иногда, как ни странно, спальни. Хотя в качестве источника определенного рода вдохновения - почему бы и нет?

Что касается абстрактных, беспредметных полотен, воспевающих красоту мазка и сочность колорита, то многие, не колеблясь, отнесли бы этот жанр к офисному. Мы же против столь грубого функционального деления живописи. Никто не в силах заранее сказать, какое полотно и где займет определяющее место. Прелесть абстракции еще и в том, что она предоставляет зрителю возможность самостоятельно расшифровывать то, о чем автор даже не подозревал. Она является хорошим цветовым акцентом, способна напоминать и пейзаж, и портрет, и натюрморт. Сознательно избегая более подробного разговора о живописи (эта тема может увлечь и поглотить сколь угодно много внимания как автора, так и читателя), перейдем к другому, не менее интересному виду искусства - графике.

В отличие от более дорогостоящей живописи, графику легче заменять. Кроме того, ее проще купить, проще повесить, хотя несколько сложнее оформить. Она может стать в помещении декоративной репликой или ироничной, даже эпатирующей деталью - в зависимости от настроения и характера интерьера в данный момент. Преимущество графики перед живописью и в том, что камерное жилое пространство не всегда выдерживает "давления" картин с большими красочными поверхностями, но неизбежно выигрывает от присутствия соразмерных повседневной среде обитания графических листов.

Пропорция, объем, линия, ритм - важные составляющие современного интерьера. Графике присущи те же свойства, за исключением объема. В ней "работают" линия, свет, плоскость, и, наконец, пятно. В отличие от скульптуры графика не формирует пространство, но может создавать самые неожиданные и изысканные пространственно-пластические эффекты, демонстрируя процесс превращения нейтральной среды обитания в динамичный, преображенный художником мир.

Линия изменяет жизнь плоскости листа окончательно и бесповоротно. Уникальность рисунка или гравюры в том, что пространственная фантазия создается легко и точно (хотя легкость эта, конечно, кажущаяся). Стоит лишь вспомнить величественные фантазии Пиранези и Галла Бибиена. Графический печатный лист, умело включенный в интерьер, способен превратиться в организованный архитектором "пролом" в стене с выходом в иное измерение или, наоборот, подчеркнуть плоскость.

Стилистически продуманный интерьер требует от аксессуаров тщательности и выверенности. Например, подборка старинной графики с видами городов и природных ландшафтов органично вписывается в классическую или неоклассическую обстановку. Минималистский интерьер также неплохо воспринимает графику. Свободная, раскованная пластика линий, ритмические построения, имитации иероглифов и композиции из геометрических фигур - вот "язык", на котором художник-график может общаться с архитектором, предпочитающим минимализм. Всевозможные карты, схемы и планы в оформлении помещений - не новость. Они никогда не выйдут из моды. Рекомендуются вечным романтикам, которые старательно прячутся под непроницаемой скорлупой реалистов и циников, но, оставаясь наедине с собой, в замкнутом мирке кабинета, предаются мечтам, глядя на старинную карту полушарий или на свою собственную Швамбранию.

Гравюры, офорты кажутся более отстраненными, чем классический рисунок, поскольку их созданию предшествует некий технологический процесс. На вид они тяжелее и строже рисунка, поэтому определять место для такого рода произведений нужно не менее внимательно, чем для живописных полотен. Гравюры и офорты хороши в офисном помещении - они не столь капризны в отношении стиля интерьера.


И наконец, несколько строк о постерах. Постер как большая, многократно тиражированная фотография лишен аромата уникальности. Может находиться где угодно, поскольку способен изображать что угодно. Из задушевного разговора с хозяином магазинчика постеров (в то время, когда они только-только начали появляться в столице) мы выяснили, что потребитель любит родные пейзажи, припорошенные снегом морды волков и "ню". С тех пор многое изменилось. Возник интерес к подлинно художественной фотографии. Помимо этого, у каждого есть шанс сделать свой постер. При нынешнем уровне фотографической техники и печати большеформатных фотографий никому не запрещено самостоятельно сделать уникальную работу и с гордостью повесить ее на стену своего жилища.

Но все это лишь плоскость. Перейдем к объему. То есть к скульптуре. По уровню активного воздействия на интерьер с ней вряд ли что-нибудь сравнится. Скульптура, предполагающая круговой обзор, несомненно, подчеркнет сильные и слабые стороны пространства. Далеко не каждый интерьер подойдет для экспонирования крупных форм скульптуры, ведь чтобы выявить все ее достоинства - выразительность объемов, игру света и тени, фактуру, - требуется нейтральное окружение. Приверженцев станковой скульптуры в частном интерьере крайне мало, ведь такой экспонат нуждается в "музейной" обстановке. Скульптуру часто делают на заказ под конкретное помещение - зал, студию или нишу. Для этого важно, чтобы скульптор работал "в тандеме" с архитектором или тесно общался с заказчиком. Ошибка может стать фатальной: скульптура превратится в "пылесборник", отнюдь не радующий глаз.

Вообще, прикладное искусство в интерьере - тема для особого разговора, ибо отделить зерна от плевел, посетив выставку, невозможно. Многие художники уверяют, что их произведение исключительно интерьерное, хотя при взгляде на него совершенно невозможно представить себе жилье, в котором оно могло бы находиться. Эти вещи при всей внешней "домашней" атрибутике (декоративная посуда и утварь) порой чересчур самодостаточны.


Вопрос третий: как?


Проблема экспонирования произведения не снимается, если волею судеб вы не принадлежите к славному союзу коллекционеров и не владеете обширным собранием живописи, графики, скульптуры или нумизматики. Вам все равно потребуется отстраненный и непредвзятый взгляд человека, способного оценить не красоту одной отдельно взятой картины, а композицию и идею экспозиционного пространства в целом. Попробуйте стать куратором и оформителем своего жилища. Как куратору вам предстоит разработать концепцию домашней выставки, подобрать произведения и продумать принципы экспонирования. То есть самостоятельно ответить на те вопросы, которые уже были обозначены в этой статье. Как оформитель вы определяете, с помощью каких композиционных и технических средств будут размещаться и освещаться экспонаты.

Квартира в данном случае рассматривается как сумма выставочных площадей. Среди них есть выигрышные и не очень. А есть и вовсе "глухие", кажущиеся безнадежными. Начните с них. В таких зонах нет (или почти нет) естественного света. Нет возможности обеспечить достаточный отход от картины и ее сохранность (температурно-влажностный режим).

Всем этим условиям удовлетворяют выигрышные экспозиционные зоны. Не стоит огорчаться, если их в доме мало. Тем тщательнее будет ваш выбор и тем большее удовольствие вы получите от решенной задачи.


Правильное экспонирование и освещение. Живопись и графика.


Живопись не особенно боится прямого солнечного света, но все же лучше его избегать. Старинные полотна, слегка потемневшие от времени, покрытые несколькими слоями лака, под прямыми солнечными лучами будут выглядеть просто черными бликующими пятнами. Не говоря уж о том, что красочный слой в силу неизбежных процессов старения неравномерно выгорает и разрушается. Оптимальный вариант - искусственная подсветка или в крайнем случае скользящий естественный свет. Так что если окна выходят на юг или юго-запад, лучшими экспозиционными зонами будут боковые западные и северо-западные стены. Южная и юго-западная стена подойдут, если окна глядят на восток. При окнах, выходящих на север, допустима любая развеска картин и графики, даже напротив окна. Неслучайно художники еще в прошлые столетия предпочитали студии окнами на север. Такое положение дает ровное студийное освещение.

Графика, принт, фотография требуют остекления, которое защитит их от механических повреждений, пыли, влаги и выцветания. Стекло предпочтительно подбирать безбликовое - матовое или матированное, - тогда восприятию произведений не будут мешать непредвиденные блики.


Выбор рамы, паспарту.


Некоторые полотна не требуют обрамления. Некоторые рамы, в свою очередь, хороши сами по себе. Смелое решение интерьера допускает наличие этих объектов по отдельности. Но если вы традиционалист, будет лучше, если они дополнят друг друга, не вступая в противоречие.

Рынок рам и багетов в настоящее время огромен. Самые дорогие и пафосные - деревянные. Дуб, орех, тик, махагон - вот далеко не полный перечень материалов. Деревянная рама может быть гладкой, профилированной, резной. Она способна сама представлять собой произведение искусства. В старину труд резчика и позолотчика почитался не менее чем ремесло художника. Позолоту для рам стали использовать давно, что во многом связано с символикой золотого цвета - условного и роскошного. Именно нейтральность золота отделяет иллюзорное пространство картины от конкретного жилого пространства. Для классической живописи лучше всего выбрать именно такую торжественную позолоченную раму - с гипсовой лепниной или резную.

Пластиковые рамы порой довольно успешно имитируют деревянные, отличаясь от них легкостью и дешевизной. Алюминиевые профили выполняются матовыми или блестящими, а также со структурной поверхностью, словно обработанной металлической щеткой. Багет из алюминия очень подойдет для современного интерьера, подчеркнет экспрессию линий, выразительность цветового пятна.

Развеска графики, как уже говорилось, невозможна без стекла. Немецкая фирма NIELSEN производит специальное безбликовое стекло Clear color с измененным углом преломления света. Это первый вид стекла с абсолютно прозрачным микропокрытием, благодаря которому не отражается свет. Кроме того, применяют матированное стекло, изготовленное путем нанесения на поверхность микронасечек.

Для защиты от внешнего воздействия на произведения служат также паспарту (от французского passe-partout - проходит всюду) - картонные рамки для картинки, портрета и т. п. Они изготовляются порой из весьма дорогих видов картона. Паспарту подчеркивает красоту рисунка и гармонизирует его цветовые взаимоотношения с плоскостью стены. Для качественных паспарту музейного уровня выпускают специальный цветной картон Bainbrige (фирма NIELSEN). Есть специальная серия картона той же фирмы с черным срезом Black core. Для антикварных произведений существует серия Teichert с белыми и цветными срезами, предлагаются и специальные тканевые паспарту. Заслуживает упоминания Alphamat artcare - единственная в мире коллекция специальных консервационных картонов для паспарту, абсорбирующих загрязнители воздуха и предохраняющих рисунки и документы на бумаге от преждевременного старения.


Cпособы развески.


Для экспонирования живописи и графики целесообразно приобрести единый комплект, состоящий из развесочной конструкции и системы подсветки. В комплект входят алюминиевый профиль, лески или стальные тросики и крючки. Белый алюминиевый профиль нужной вам длины фиксируется на пластиковых шайбах. Затем при помощи скользящих крючков или втулок на нем закрепляется прочная леска, практически невидимая на стене. Картины подвешиваются на леске или тросике с помощью особых крючков с винтами. Винты могут фиксироваться на разной высоте, что позволяет легко менять местоположение картины. Вместо лески можно использовать стальной тросик, который выдерживает тяжесть до 15 кг. Система профилей, по которым легко скользят крючки, дает возможность свободно передвигать картины в стороны и вверх-вниз, не травмируя стены.

Эффективные системы экспонирования картин для частных домов предоставляют фирмы OMGA (Италия), CASSESE (Франция), DAN-LIST (Дания), BIEDEMANN и NIELSEN (Германия), CRAFT и FLETCHER (США). Самый лучший вариант для частной выставки - так называемый комплект одиночной подвески, включающий в себя штыри, тросики для одиночных работ, токопроводящую шину, в которой скрыта проводка для подсветки, и галогенные лампы индивидуального освещения. С помощью этого современного комплекта вы сможете грамотно и эффектно представить даже одну-единственную дорогую вашему сердцу картину.

Закончив необременительное чтение нашего материала, вы можете подумать, что вот теперь-то знаете, что и как повесить у себя дома. Ничего подобного! Вплотную приблизившись к оформлению голых стен комнаты и даже имея под рукой подходящий шедевр (живописи, графики, фотографии), вы все равно замрете в некоторой растерянности. Но это уже будет сомнение человека подготовленного, а значит, не безнадежное и предшествующее принятию верного решения. В самом крайнем случае предлагаем еще раз внимательно прочитать все сначала.



Источник: журнал
"Идеи для Вашего Дома"

<< Вернуться к «Как делать выставку?»


Электронная почта: adamant-lv@yandex.ru

Фотографии теософов | Опросы Рериховского Движения | Церковь и Рерихи | Махатмы и этический гнозис | Портреты Н. Рериха | Говорят о Блаватской | Говорят о Рерихах Как делать выставку | Материалы рериховской тематики | Недобросовестные СМИ о Рерихах и Блаватской | Удивительное рядом | Сотрудничество |



Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012