Rambler's Top100

Agni-Yoga Top Sites

 


 

 


 









Билик- сакральная мудрость Алтая. Галина Ермолина.

 

Билик- сакральная мудрость Алтая
             

    У всех людей, для кого Алтай стал местом особого притяжения, - своё представление о нём. Для меня Алтай, Горный Алтай, - это не только прекрасная в своём многообразии природа, но это и люди - замечательные люди, открытые, приветливые,  скромные, умудрённые врождёнными священными знаниями. Эти люди – неотъемлемая часть окружающего их мира, Природы, и они призваны, кроме всего прочего, быть   хранителями Священного Алтая. Существенной гранью моего целостного восприятия Алтая являются сакральные знания, к которым я прикоснулась уже довольно много лет назад, впервые побывав в этом удивительном крае. Много потрясающе интересного и поучительного показал  Алтай всем нам в тот первый приезд. Никогда не забуду истории о духовных традициях алтайцев, рассказанные  в узком кругу у костра молодым человеком, местным жителем. Алтайские сказания, легенды будили воображение, большое впечатление на меня произвёл рассказ о почитании Алтайцами огня, очага. Я уже  тогда имела некоторое представление о значимости стихии огня, священных гор и рек в традициях  разных народов.
    А потом я  стала почти каждый год приезжать на Алтай с друзьями, посещая иногда снова и снова одни и те же места, но каждый раз открывая что-то новое для себя. Алтай  притягивал меня не только своей внешней красотой, хотелось глубже познать внутренний, сакральный мир этой священной земли.   Моё открытие Алтая происходило постепенно, каждый раз принося что-то новое. Знаю примеры, когда люди приезжают на Алтай с желанием обязательно проникнуть в священные тайны гор, а кто-то надеется получить здесь духовное посвящение, начитавшись псевдо-философских трактатов. Алтай не терпит неуважительного отношения к себе, и иногда такие горе путешественники уезжают домой не вполне здоровыми физически, а то и психически.

    Надо сказать, что я посетила немало интересных мест и  в России, и в некоторых зарубежных странах, в том числе таких экзотических, как Индия с  её многотысячелетней  историей. По всей нашей планете есть прекрасные, считающиеся священными,  места - и в Америке, и в Англии, и в Германии с ними связаны мифы, легенды. Большинство из них приятны для глаз, интересны для ума, но сердце моё они  не потрясали. Несколько лет назад мне довелось побывать в Германии с моими духовными друзьями – алтайцами. Мы проехали по значительной части страны, которая внешне оказалась даже красивее, чем я представляла, немало времени провели на природе, но, несмотря на то, что виза у нас была на три недели, через десять дней мои алтайские друзья попросили меня поменять билеты, чтобы побыстрее вернуться домой, хотя и программа была очень интересной, и принимали нас по высшему классу, но их души страдали от чуждых энергий, очень отличных от привычных Алтайских. Кстати, одна подруга из Германии, вернувшись из поездки по Алтаю, сообщила, что стала замечать какую-то странную коричневую пелену над лесом недалеко от её дома, где она так любила гулять. Существуют философские теории, объясняющие её ощущения, но эта тема не входит в задачу данной статьи. Пожалуй, Индийские Гималаи  можно в какой-то мере сравнить по внутренним ощущениям с Алтаем. Гималаи, воспетые в веках, - прекрасны, мощны, потрясающи, но от их громады  испытываешь даже некое душевное напряжение, конечно, это сугубо личное восприятие.  Замечательно то, что мы живём в многообразном мире и у каждого свой магнит. Для меня, как и для тысяч людей, Алтай стал главным магнитом души. С самого начала у меня не было стремления проникнуть в сокровенные тайны Алтая как можно скорее, всё должно происходить естественно, сама жизнь, если человек придерживается серединного, золотого пути познания, приводит к нужным людям и в нужные места. Так однажды наша небольшая группа друзей, в числе которых были и иностранцы, оказалась в селе Мендур – Соккон Усть-Канского района на экскурсии в местном «Музее алтайской традиционной культуры и быта», создателем, директором, а также и экскурсоводом которого  неизменно является Николай Андреевич Шодоев. Музей был признан филиалом Республиканского Музея имени А.В.Анохина. К моменту первой встречи с Николаем Андреевичем у меня уже были некоторые, скорее всего, поверхностные,  знания  о сакральных традициях Горного Алтая,  почерпнутые из литературы и из общения с новыми друзьями, теми для кого  Алтай – это и Родина, и место вдохновения.  В моём фотоальбоме есть фотография той первой встречи, когда Николай Андреевич, уже немолодой человек, появился перед нами верхом на лошади. С первой встречи он произвёл на меня самое хорошее впечатление своей неторопливой речью, сдержанной, но приятной манерой общения, мягкой, несколько загадочной, улыбкой на лице. А когда Николай Андреевич начал рассказывать о древних священных знаниях Алтая, которые он собирал, вбирал всю свою сознательную жизнь, то первое хорошее впечатление от его личности усилилось и стало глубже, многограннее. Его рассказ заинтересовал, дал импульс к стремлению глубже понять самобытность Алтайской культуры и духовности, что вообще-то должно быть неразделимо. С тех пор после первого разговора я много раз встречалась с Николаем Андреевичем, знала, что  у него было немало публикаций, но в основном на алтайском языке, и вот, наконец, в 2003 году появилась его первая книга на русском языке « Алтайский Билик – древние корни народной мудрости России». Надеюсь, большинство людей, имеющих хотя бы некоторое представление об Алтае, по праву считают этот край жемчужиной России, значит и нам, русским людям, тоже интересно познание духовных корней Алтая.

    На вопрос, что является источником тех знаний, которые Николай Андреевич передаёт в своих беседах и книгах, он отвечает, что, прежде всего, источником являются героические сказания, героический эпос  « Алтай баатырлар» в изложении Н.У. Улагашева, А.Г. Калкина и других народных сказителей. Эти люди были не только хранителями, певцами и исполнителями сказаний, но и целителями, прорицателями. Они помогали простым людям в житейских делах, используя свои способности общения с другим миром. Другим важным источником являются этнографические зарисовки (схемы-рисунки) первого Алтайского художника и общественного деятеля Г. И. Чорос- Гуркина, но эти знания приходится расшифровывать, так как иногда, по понятным причинам, даны они  в иносказательной форме, образами, намёками. Николай Андреевич приводит несколько фамилий людей, известных сегодня на Алтае как сильные  целители и ясновидящие, в беседах с которыми он получал важные знания старины по отдельным вопросам. Всю свою жизнь Шодоев живёт в самой гуще народа, много лет он работал в школах Алтая учителем, а потом и директором школы, но несколько позднее его сместили с поста директора школы за инакомыслие. С детских лет ему привычен простой крестьянский труд. Сколько было встреч у чабанских костров на горных лугах, у подножия гор, где сама атмосфера располагает к долгим задушевным разговорам об исторических событиях и старинных поверьях. В поисках мудрости предков Николай Андреевич обращал особое внимание на фольклор и особенно на сказания кайчи. Иногда толчком к некоему озарению могли стать слова старинной песни. Примером может служить народная песня, которую пели 100-150 лет назад; приведённые им строки песни можно перевести так: « …думал, что суда небесная – это Бог, оказалось – не так. Надеялся, что цивилизация принесёт благополучие, оказалось - обман» (небесная суда - ось мира, Млечный путь).

    Помнится, что ещё в первый раз, когда я услышала рассказ Николая Андреевича об оси мира (суда), а в философских трактатах это называется  «мировое яйцо», я восхитилась образностью его рассказа. Слушая Николая Андреевича, можно довольно ясно представить себе картину видимого космического пространства вокруг  Млечного пути (суда), где все космические тела вращаются по своей траектории, эманируя  при своём вращении свойственные им энергии. Этот поразительный процесс продолжается бесконечное число миллионов лет в определённом ритме, взаимосвязи  и взаимовлиянии. Поражает то, что в древнем знании Алтая, Билике, которое, очевидно, до Шодоева никто и не записывал, так  как знания передавались устно, - даётся довольно убедительное описание космических процессов.
      Собираемые крупицы народной мудрости Николай Андреевич сравнивал с прочитанным в известных философских книгах, много размышлял, и постепенно складывалась общая картина видения мира согласно Билику.
      Первая книга о Билике на русском языке была создана и издана в 2003 году  в Казани в содружестве с Р.С. Курчаковым, которому Николай Андреевич искренне благодарен за понимание важности темы и за сотрудничество. Курчаков отмечает, что  « Билик – это целостное народное мировоззрение, в котором знание и вера неразрывно связаны. Вера здесь опирается на исторический опыт народа, учитывает современные знания и отличается прагматичностью - вера для алтайца должна быть практически полезной в решении самых насущных жизненных проблем… По Билику источник знания и веры один - это единство общих законов Вселенной, Природы и человека».

    К Николаю Андреевичу приходят люди разных стран,  довольно скоро эта книга была опубликована на немецком языке в Германии, и она стала  популярной среди тех, кто находится в духовном поиске смысла  и предназначения жизни. В начале 2009 года Николай Андреевич Шодоев закончил написание своей следующей книги « Билик воспитания и обучения смыслу жизни», которая является практическим пособием для учителей школ и других учебных заведений. Я - преподаватель по образованию и вижу, что это  не  стандартная книга-пособие по воспитательной работе, но если мы говорим сегодня об инновациях во всех  сферах развития общества, то не пора ли начать введение инноваций с образования и обратить более пристальное внимание на воспитание сознательного члена общества, человека, желающего осознавать не только мир вокруг себя, но и свой собственный внутренний мир. Это важно и для детей, и для уже взрослых людей, а то как бы  не превратиться нам в «Иванов, непомнящих своего родства». В этой привычной фразе кроется большой смысл, предостерегающий нас от отрыва от своих корней. Позволю себе привести отрывок из «Билика о воспитании…», который, как мне кажется, является хорошей иллюстрацией к вопросу о важности знания своих корней.
    «Воспитание личности начинается со дня рождения, продолжается  юбилеями его. Многие посетители Мендур – Сокконского музея часто спрашивают о том, почему в старину коренные жители Кан - Алтая отмечали юбилеи рождения, а не ежегодные дни рождения как сейчас? На поставленные вопрос даём ответ по народной легенде. Есть старинная дьелеут-алтайская легенда «О сыновьях Дьер Дьангы, Тенгери-Тедючи, Теер-Керелте и Шар-Шаалты»,  в которой говорится, что два героя (бекю) долго ездили по Кан-Алтаю в поисках истины, т.е. Билика своего народа. Младший Теер-Керелте,  (что значит «лучший свидетель»), спрашивает у старшего брата: -
Скажите, брат, почему наши люди отмечают юбилеи рождения (ала дьаш), а не как у Керестю-Тёс (Христовцы) ежегодно?
    Тенери-Тедючи («Небесно Мудрый») стал объяснять: Чтобы разобраться в этом, прежде всего, нужно знать закономерности развития души и тела человека, они состоят из шести ступеней и начинаются с детства, с развития подсознания ребёнка (шюнюти). Это связано с нашей духовностью (ээлендикле). Духовность наша начиналась с собственного имени, фамилии ещё в древности во времена тургут-дьеле, когда люди кочевали на запад, их мысли и слова речи, убеждения, желания, ожидания развивались, действовали в зависимости от возрастной психологии (дьюлакар) и состояния души. А именно: имя новорожденному давали обязательно, связывая с честью предков; чтобы дети продолжили честь, достоинство предков по отцовской линии или по материнской. Например, у тургут-дьеле кто-то был по имени Дьыман (Энергичный), потомок тоже должен стать не только Дьыман (Иван), но и Макайла (Славный-Михаил) или Сергелен (Бдительный - Сергей). Давая имя девочке, благословляли её, чтобы она стала Ала (Гармония-Алла, Алевтина) или Бай (Богатая-Василиса), или красивая…».

    Возможно, кому-то  покажется, что эта книга может быть полезна только для алтайцев, так как вся её основа, казалось бы, алтайская. Но это не так, книга многоплановая и многоступенчатая. Мы живём в современном, многообразном и в то же время, Едином мире, все мы жители одной, единой Родины по имени  Земля. Вполне возможно, что не всех заинтересуют сакральные знания Алтая, но автор даёт развёрнутую методику работы педагога в соответствии  с законами гуманистического воспитания, согласно педагогическим канонам. При этом его подход к подаче материала не схоластичен, всё даётся на очень интересном, не зависимом от места проживания материале на принципах народной морали. Детям  не нужно механически вбирать какую-то информацию, во время работы они оказываются вовлечены в творческий процесс самопознания.
    Н.А. Шодоев передаёт знания своего народа не только о физическом мире, но также и о тех мирах, которые принято называть параллельными, тонкими и которые не всеми признаются, но и на Алтае, и в целом в России с детских лет люди слышали о них в сказках, легендах, сказаниях. Как-то я имела разговор с представительницей научного мира Горного Алтая о работах Н.А. Шодоева,  она дала несколько скептическую оценку его деятельности и публикуемых материалов, сославшись на то, что они ненаучны. Но так не считают тысячи и тысячи здравомыслящих, серьёзных людей, некоторые из них также обладают учёными степенями, значит, эти работы заслуживают уважения и  более пристального внимания, не так ли? В истории человечества столько великих имён и идей были подвержены современниками жесточайшей обструкции и непониманию, но прошло время, и сегодня их идеи считаются эволюционными.
    Небезызвестно мнение выдающихся мыслителей о том, что, если бы непредвзятые и просвещённые представители духовенства разных религий  сели за один стол с учёными для обсуждения важнейших научных идей и феноменов, то, к своему удивлению, учёные бы обнаружили, что те научные проблемы, над которыми они бьются десятками-сотнями  лет, уже давно были описаны в священных книгах человечества, где пусть другими словами, но  говорилось о тех же всемирных законах и их применении в жизни. К счастью, такие встречи уже происходят и в нашей стране, и в других странах, правда,  взаимопонимание всё ещё претерпевает большие препятствия, но процесс идёт...

    В конце 2009 года стараниями людей, кого заинтересовала работа Н.А.Шодоева,  в Бийске была издана следующая книга Николая Андреевича Шодоева на русском языке « Основы Алтайской философии». Во вступлении автор так определяет основной смысл данной книги: « Алтайский айлаткыш (философия Алтая) содержит систему воззрений на основе древнетюрских идей и знаний о возникновении духов, души человека и всего живого мира, о роли Природы, её духов, таких как Тёс Буркан (дух Прародины), о роли народа и его судьбах. Основы Биликизма помогают  понимать ход и перспективу общественного развития. Разобраться в процессе развития духа, души и тела, неизбежности наступления времени победы Белой Веры».
    В данной книге уделяется внимание многим  аспектам становления личности, и особенно важное место занимает вопрос о природе мысли, о пользе положительного мышления, о том, как избавиться от навязчивых негативных мыслей. Автор говорит на необходимость установления «улалу», термина обозначающего гармонизацию всех уровней бытия, включая те, что считаются нематериальными, а значит несуществующими наукой сегодня, но они всегда существовали в сознании народов всего мира, и,  конечно же, в сознании народа Алтая, что легко подтверждается известным народным эпосом, фольклором. Автор высказывает интересные, может быть даже революционные, в хорошем смысле этого слова, мысли о том, что может помочь выходу человечества из тупика, образовавшегося в результате того сценария развития, по которому существует наша цивилизация.
    Прошло более 20 лет со времени официального открытия Музея, основные этнографические материалы были переданы в Усть-Канский районный  музей, а Николай Андреевич оставил в своём небольшом музее-филиале, в основном, материалы по сакральным знаниям Алтая, но главное - встреча и беседа с этим уникальным человеком, который, хотя и говорит иногда о своём возрасте и о том, что надо успеть ещё так многое сделать, но он по-прежнему полон духовных и душевных сил для продолжения дела своей жизни. Николай Андреевич с женой Александрой Григорьевной, верной соратницей и вдохновительницей, как он её называет, живут в маленькой деревне, дети выросли и разъехались, а ежедневная деревенская работа отнимает значительную часть времени, поэтому писать он может, в основном, вечерами. Николай Андреевич  делает свои записи в обычной школьной тетради, стараясь не растерять и сохранить священные знания для того, чтобы не прервалась связь времён, так как преемственность поколений является одним из основных звеньев продолжения человеческого рода.
    Много лет на основе Билика Шодоев ведёт большую воспитательную работу с детьми,  он выступает в школах, и в Музей очень часто, особенно летом, приезжают группы школьников из разных районов Республики Алтай, с ними проводятся интересные беседы, семинары на основе священных знаний на доступном и интересном материале. У Николая Андреевича есть и помощники, но помощи никогда не бывает много, поэтому очень бы хотелось привлечь внимание неравнодушных людей к его подвижнической работе. Очень бы пригодилась помощь филолога -  для редактирования его работ. Все  книги были изданы на средства неравнодушных, хотя и небогатых людей, а знания в этих книгах уникальны  и, как оказалось, нужны всему миру.

 
Галина Ермолина - член Славянской Академии (Новосибирск)

 

   

  
 



Электронная почта: adamant-lv@yandex.ru

Фотографии теософов | Опросы Рериховского Движения | Церковь и Рерихи | Махатмы и этический гнозис | Портреты Н. Рериха | Говорят о Блаватской | Говорят о Рерихах Как делать выставку | Материалы рериховской тематики | Недобросовестные СМИ о Рерихах и Блаватской | Удивительное рядом | Сотрудничество |



Санкт-Петербург © ООО «АДАМАНТ» 2012