Мы решили выложить в качестве помощи неизвестным исследователям портреты Николая Рериха (картины кисти Святослава Рериха, художников Григорьева, Кустодиева и др.) из нашего электронного архива и тем восполнить некоторый пробел, образовавшийся в Сети в этой области. Вне всякого сомнения, представленные данные требуют тщательной доработки, они далеко не полны. Это подтверждается присутствием как у нас, так и в собраниях других исследователей, других портретов Николая Рериха, которые пока здесь отсутствуют. Тем не менее, мы надеемся, что представленные работы будут кому-то полезны и принесут радость и духовный подъем не одному человеку.
***
Джавахарлал Неру. Дань Рериху.
(Из книги «Держава Рериха», М.,
Изобразительное искусство, 1994)
Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно — тысячи живописных полотен и каждая из них — великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, многие из которых изображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследия, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном, и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, который выявил этот дух в своих великолепных полотнах.
Хорошо, что эта выставка состоялась, несмотря на печальное обстоятельство смерти творца этих полотен, потому что искусство и труд Рериха имеют мало общего с жизнью и смертью личности. Они выше этого. Они продолжают жить и в действительности являются более долговечными, нежели человеческая жизнь...
Нью-Дели Декабрь,
194
***
П. Ф. Беликов. Свет таланта.
К выставке картин С. Н. Рериха в Улан-Удэ, 1975
«Байкал», № 5, Улан-Удэ
…Особое место в творчестве Святослава Рериха занимает портрет. В беседах со зрителями художник замечает, что к портрету он возвращается всегда и часто совмещает работу над ним с решением проблем бытового, пейзажного жанров или общих проблем декоративности искусства. Когда Святослава Рериха спрашивают, как бы он сам определил различие между живописью отца и своей, он обычно начинает со ссылок на портрет, как жанр, который чужд был Николаю Рериху и который занял ведущее место в его творчестве.
Обратясь в портрете к конкретной личности, Святослав Рерих не ограничивается общей для каждого портретиста задачей — найти в человеке наиболее для него характерное, чтобы создать психологически верный образ. Как сама собой разумеющаяся, эта задача остается обязательной, но не единственной и даже не главенствующей в портретах, создаваемых Святославом Рерихом. Суть и оценка личности прослеживается в них путем выявления сопричастности человека к общей семье человечества. У Рабиндраната Тагора есть такое определение: «Личность начинается там, где бесконечное становится конечным, не теряя своей бесконечности». Это определение может служить своеобразным эпиграфом к портретному жанру Святослава Рериха, столь охотно совмещаемому им с бытовыми сценами, пейзажами, аллегорическими мотивами.
Посетители выставки всегда задерживаются перед портретом отца художника, жены, общественных деятелей и рядовых тружеников Индии, перед картинами «Вечная жизнь», «Мои соседи», «Мой дом» и другими, в которых главное место отведено изображению человека. Каждому хочется узнать как можно больше о людях, которым художник отвел место на своих полотнах. На лицах этих людей нет равнодушия к думам, тревогам, надеждам присутствующих. Раскрывая в портрете или в картине характер человека, его индивидуальность, Святослав Рерих испытывает их на общечеловеческих ценностях, и, обходя галерею портретов его кисти, зритель ощущает радость познания людей, с которыми хочется вместе бороться за светлую жизнь на обновленно-прекрасной Земле. Искусство Святослава Рериха несет в себе элемент назидательности, но ему чужда сухая дидактичность. Любовь, подвиг, сострадание, долг, справедливость — предстают в картинах художника не в навязчивых сентенциях «так нужно», а в увлекательно-прекрасных образах, наполняющих человеческие сердца стремлением к необходимому. Святослав Рерих хорошо знает, что правда искусства, оставаясь пресной, рискует превратиться в жалкое правдоподобие. В статье «Искусство и народ» он пишет: «Истинный художник должен обладать силой возбудить в зрителе и слушателе внезапную волну эмоций и мыслей, наполнить душу людей новыми образами, новыми представлениями, переживаниями и вдохновляющими идеями»…
По материалам сборника «Непрерывное восхождение», том 1,
МЦР, Мастер-Банк, М., 2001
|
Б. М. Кустодиев. Николай Константинович Рерих. 1913 (фрагмент картины)
|
С. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха. 1933. Холст, темпера. 152,4х124,5 (Нью-Йорк, Музей Николая Рериха)
|
С. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха. 1937. Холст, масло. 160х137. Собрание Музея Рериха в Нью-Йорке
|
C. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха. 1937. Х., м. 61,5х71. Аллахабадский муниципальный музей, Аллахабад, Индия
|