5 декабря родился Федор Иванович Тютчев. О поэзии. Л.М. Кириллова. Афанасий Фет — трагизм жизни и солнечность поэзии. Л.М. Кириллова. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Выставка «Пакт Рериха. История и современность» в городе Назарово (Красноярский край). Открытие второй части выставки рисунков победителей международного конкурса «Мы - дети космоса» в Детской библиотеке Братьев Гримм (Москва). Интересы государства превратились в криминал. Виктор Михайлов. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Зов Великого Всадника. Наталия Жукова


 

К 90-летию пребывания Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в Монголии

 

 

Н.К.Рерих. Ригден-Джапо Владыка Шамбалы

(Великий Всадник, Грядущее.). 1927.

Государственный Музей изобразительных искусств

им. Дзанабадзара. Улаан-Батор, Монголия

 

 

 

 

 

Мы услышим шаги стихии огня,
но будем уже готовы
управлять волнами пламени
[1].
                            Агни Йога

В твоих руках судьба твоя,
И каждый сам себе судья.
На крыльях волн огонь идёт,
Он явит суть и отберёт.
И перед собственным судом
Твой путь откроется огнём —
Пойдёшь ты в рост
                          или на слом
[2].
                          Н.Д.Спирина

 

 

Говоря о Николае Константиновиче Рерихе и Монголии, нельзя не вспомнить о величественном полотне, которое художник завершил в начале 1927 года, во время пребывания его знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции с середины сентября 1926 года до 13 апреля 1927 года, в столице Монголии Урге (ныне Улаан-Батор).

Картина «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы» или, как называл её сам художник, «Великий Всадник» отмечает в этом году свой 90-летний юбилей. На её обороте есть тибетская надпись, в переводе: «Грозный царь Рэгдэн-дагва Владыка Шамбалы».

Известно, что многие произведения Н.К.Рериха — великого художника-провидца — заключают в себе Пророчества будущего. Не случайно Николай Константинович в 1927 году, в торжественной обстановке преподнёс картину «Великий Всадник» в дар Правительству Монгольской Народной Республики, в лице её премьер-министра Цырен Доржи. И не только о революционных преобразованиях должна была напоминать эта картина. Своим Даром Н.К.Рерих утвердил будущий духовный расцвет Монголии в Новой Эпохе, которая стремительно наступает для всего человечества Земли, преображая нашу жизнь.

В весеннем номере газеты «Известия Улан-Батор-Хото» за 1927 год (№ 73) был опубликован текст дарственного письма художника под заголовком «Передача Монгольскому Правительству картины академика Н.К.Рериха».

Дарственное письмо гласит: «Привет Правительству Монгольской Народной Республики. Монгольский народ строит своё светлое будущее под знаменем Нового Века. Великий Всадник освобождения несётся над просторами Монголии. На нём весь доспех и знамёна заповеданных сроков. В нём все великие бывшие жизни претворились в строительство общечеловеческой радости широкого будущего. Стоят средоточия знания и общины. Тучнеют стада коней и скота. И зазеленела степь, и покрылись высоты Богдо-Ула свежей невиданной травой. Пришло время, и пришли сроки. И на юртах выступили начертания самые счастливые. И Великий Хурулдан в деятельном совещании слагает решения новой народной жизни. И громовно звучит зов Красного прекрасного Владычного Всадника. Во время расцвета Азии считалось лучшим подарком произведение искусства или книга. Пришли опять лучшие времена Азии. Прошу Правительство Монгольской Народной Республики принять от меня картину «Великий Всадник» [3].

Каждое слово этого Послания наполнено особой мощью! Здесь изложена, по сути, программа будущего развития страны, указано, что процветание и благоденствие возможны только там, где жизнь построена на общечеловеческих основах Знания, Красоты и Сотрудничества, под покровительством Высших «счастливых начертаний». Там, где преодолены эгоизм и корыстолюбие, где утвердились гуманизм, милосердие, взаимопомощь и культура, там неминуем расцвет — и духовный, и материальный.

 

 

Н.К.Рерих с танкой Шамбалы. Урга, Монголия. 1927

 

 

***

 

 

Картина «Великий Всадник» написана в стиле танки — священного Буддийского изображения — без полутонов, в монгольской традиции: чистыми и яркими красками, с преобладанием синего, алого и жёлтого цветов. На ней изображены два мира — земной и Надземный.

Земной мир расположен внизу и занимает небольшую часть полотна. Это синие горные хребты и зеленеющие степи прекрасной Монголии. Там царят спокойствие, порядок и благоденствие. Художник подчеркивает гармонию земного мира строго симметричной композицией — на горизонте священная гора Богдо-Ул и высокий трёхъярусный Храм, далее, — справа и слева от него, — городские постройки столицы Монголии Урги, Буддийский субурган или ступа и юрты, украшенные счастливыми Буддийскими символами. Здесь же мирно пасутся верные друзья и извечные спутники монголов: осёдланные кони, яки и верблюды. В центре внизу, на большом синем ковре с красными узорами, — Глава Правительства и 10 народных представителей расположились вокруг Буддийской Святыни. Идёт заседание Великого Хурала (Парламента) Монголии, о котором Н.К.Рерих писал так: «…Великий Хуралдан в деятельном совещании слагает решения новой народной жизни».

Но б'ольшую часть картины занимает мир Надземный. Там, на огненном коне, в языках пламени, среди Вечно Синего Неба, несётся в пространстве Великий Всадник — Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы. Он символизирует стремительный Приход Новой Эпохи — Эпохи Добра, Знания и Красоты.

Каждая деталь на картине имеет символическое значение. Вверху —Благословенный Будда с огненным мечом, означающим Знание, рассеивающее мрак невежества. Впереди летят алые птицы — символы вести, сияют красные звёзды и луна. Грозный лик Всадника подобен ликам Дхармапал [4] — Хранителей Буддизма — и должен устрашать врагов Света. Ригден-Джапо облачён в яркие доспехи, на его боевом шлеме развеваются красные флаги — «знамёна заповеданных сроков», его богатырское оружие и нарядная сбруя летящего красного коня изукрашены узорами, подвесками и орнаментами.

Как отмечал ученик Ю.Н.Рериха, Президент Монгольского Рериховского Общества, академик Шагдарын Бира: «Картина не только радует глаз, но и полна оптимизма и энергии, призывая к действию и духовному просветлению» [5].

Великий Всадник поднял бунчук или победное Знамя-сульде и трубит в священную раковину… Наступление Новой Эпохи неизбежно!

 

Всегда вперёд! Везде вперёд!
Завещан радостный полёт —
На крыльях мысли унесёт
Он в Новый Мир. Вперёд! Вперёд!
Крылатых устремлений рост
Легчайший перебросит мост
перёд, до самых дальних звёзд! [6]

 

В книге «Сердце Азии» Николай Константинович отмечал: «Когда я подарил Монгольскому правительству мою картину — «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы», она была принята с совершенно особыми чувствованиями. Член правительства сообщил мне. что монголы имеют намерение построить особый памятный храм, где эта картина займёт центральное место.

Лицо, близкое правительству, спросило меня:

«Могу я спросить вас, как, созидая эту картину, вы могли знать о видении, которое имел один из наших наиболее уважаемых лам несколько месяцев тому назад. Лама видел множество людей разных стран, и все головы их были обращены к западу. Затем в небесах появился гигантский всадник на огненном коне, окружённый пламенем, со знаменем Шамбалы в руке. Сам Благословенный Ригден-Джапо! И он Сам обернул все головы толп с запада на восток. В описании ламы величественный всадник был подобен всаднику на вашей картине» [7].

В конце жизни, в 1945 году, Рерих вспоминал: «Где-то находится в Улан-Баторе моя картина «Великий Всадник». Она была в помещении научного комитета — там был центр культурной работы» [8].

После отъезда из Урги 13 апреля 1927 года Центрально-Азиатской экспедиции Рериха, в вихре революционных перемен о строительстве храма в столице Монголии забыли, а картина «Великий Всадник» затерялась. И спустя 30 с лишним лет, тщетно искал её в Улан-Баторе старший сын художника Юрий Николаевич Рерих во время приездов туда в 1958 и 1959 годах, на Первый Международный конгресс монголоведов. Только в 1968 году картина Н.К.Рериха была случайно найдена И.И.Ломакиной в запаснике Государственного художественного Музея [9]. Академик Ш.Бира писал: «Сейчас картина экспонируется в Национальном музее изобразительного искусства в Улаанбаатаре и вошла в список художественных памятников особой ценности. А первая репродукция была опубликована в журнале «Советское искусство» писателем из Санкт-Петербурга И.И.Ломакиной, работавшей в те годы в Монголии» [10].

 

В 1927 году, работая в Урге над картиной, Н.К.Рерих написал эскиз к ней на крышке экспедиционного ящика — «Грядущее» (1927). Эта яркая, звучная, построенная на контрастах красного и синего цветов, декоративная работа сейчас находится в Москве, в Международном Центре-Музее им. Н.К.Рериха.

 

 

Н.К.Рерих. Грядущее. Эскиз к картине «Великий Всадник». 1927.

Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха. Москва. Россия

 

 

Позже не раз обращался в своём художественном творчестве Николай Константинович Рерих к величественному Образу Ригден-Джапо — Владыки Шамбалы, поскольку все народы Азии связывают с Его Приходом свои лучшие чаяния о счастливом и справедливом Будущем.

Так, в статье «Радость творчества» Н.К.Рерих утверждал: «Не войну, не ненависть, но лучшие созидательные идеи (здесь и далее выделено мной. — Н.Ж.) принесут всему миру вестники Ригден-Джапо, правителя Шамбалы» [11].

 

***

 

О «предвидении грядущих великих перемен, ожидающих нашу планету», в наше время писала просветительница Сибири и духовная Подвижница, выдающийся рериховед, педагог, поэт и прозаик Наталия Дмитриевна Спирина (1911−2004). Благодаря её стихам, статьям и выступлениям на Круглых столах Сибирского Рериховского Общества (Новосибирск), много нового мы узнали о, казалось бы, известных картинах Николая Рериха.

О чём же трубит, что возвещает Великий Всадник? Он несёт людям весть о наступлении Нового Мира, небывалого в истории человечества, и призывает спешно готовиться к нему. «Без этой подготовки утверждение достиже¬ний грядущего не состоится. Это — неотложная необходимость… Принимающий весть Ригдена уже как бы вступает в пред-дверие грядущей эры возрождения и преображения человечества» [12], — утверждала Наталия Дмитриевна. «В связи с этим мы хотим напомнить, что 24 марта 1920 года было дано Учение Живой Этики, и таким образом началась новая духовная эпоха в жизни человечества» [13].

В книге «Агни Йога» говорится: «Каждое время выбирает соответственное Учение. К такому часу все прежние Учения получают совершенно извращённый облик. Само человечество пытается принять самые нелепые умаления почитания отцов. Но каждая фаза Учения не исключает предыдущего. На это обстоятельство обращается мало внимания, ибо служители каждого Учения строят своё благополучие на отрицании предыдущих Учений. Но легко доказать беспрерывность того, что люди называют религией» [14]. «Мы, прикоснувшиеся к Учению, — писала Наталия Дмитриевна, — не можем себе представить, что было бы в мире без насыщения пространства планеты идеями Живой Этики, незаметно, но неотвратимо входящей в нашу жизнь. Она — прямое продолжение тех вдохновений свыше. которые от времени до времени получало человечество через своих пророков и Великих Учителей… в его современной, доступной человечеству XX века форме. Небывалое развитие науки предопределило эту форму — простую, ясную, доходчивую. Новые поколения будут постепенно постигать значение полученного нами в данное время. Стихи, художественная проза, живопись на темы Живой Этики помогают лучше понять тот сокровенный смысл, который содержится в книгах Учения» [15].

 

***

 

Великий Всадник стремительно летит над Землёй, окружённый языками пламени… Огонь пространства, огонь духа, огонь сердца, — направленный на созидание творческий огонь несёт народам Земли рассвет науки и искусства, справедливый мир и процветание.

Сбываются пророчества Николая Рериха. Несмотря на бедствия, кризисы и войны, сотрясающие сегодня нашу планету, Новая Эпоха решительно входит в жизнь.

И в Монголии продолжается «строительство общечеловеческой радости широкого будущего» — готовится очередной Всемирный съезд поэтов… [16] «В самые трудные дни стремитесь к Прекрасному!» Так победим.

 

Наступает иная весна,
Полыхает рассвет небывалый!
Весть Твоя на земле прозвучала,
Спящих духом пробудит она;
И восстанут они ото сна
К жизни новой,
                      к иному Началу [17].

 

 

 

 

 

 

15 февраля 2017 г. Новосибирск, nzh@mail.ru

 

 

Примечания:

 

1. Агни Йога, предисловие.
2. Спирина Н.Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск, 2010. С. 39.
3. Цит. по: Ломакина И.И. «Великий Всадник»: http://lib.icr.su/node/787
4. Дхармапалы — (санскр. «защитники Закона») — в Буддийской мифологии гневные божества, защищающие Буддийское Учение и каждого буддиста; их ещё именуют ангелами-хранителями. На Буддийских иконах (танках) и в скульптуре Дхармапалы изображаются воинственными, с третьим глазом мудрости, их грозные лица выражают отвращение к мирским благам, их могучие мускулы означают способность победить зло.

 

    

 

5. Бира Ш. Н.К.Рерих как великий монголист-художник:
http://www.delphis.ru/journal/article/nkrerikh-kak-velikii-mongolist-khudozhnik
6. Спирина Н.Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск, 2010. С. 32.
7. Рерих Н.К. Сердце Азии / Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. С. 240−241..
8. Рерих Н.К. Письма в Америку (1923–1947). М., 1998. С. 541.
9. Ломакина И.И. «Великий Всадник»: http://lib.icr.su/node/787
10. Бира Ш. Н.К.Рерих как великий монголист-художник:
http://www.delphis.ru/journal/article/nkrerikh-kak-velikii-mongolist-khudozhnik
11. Рерих Н.К. Радость творчеству. / Рерих Н.К. Шамбала. Рига, 1994. С. 180.
12. Спирина Н.Д. Приказ Свыше. 31 марта 2002 г. // «На Восходе»: Издание Сибирского Рериховского Общества. Новосибирск, 2002. № 4.
13. Там же.
14. Агни Йога, 416.
15. Спирина Н.Д. Приказ Свыше. 31 марта 2002 г. // «На Восходе»: Издание Сибирского Рериховского Общества. Новосибирск, 2002. № 4.
16. Академия Поэзии Монголии объявляет о созыве летом 2017 года 37-го (с 1969 года) Всемирного съезда поэтов. Международный поэтический форум состоится в Улан-Баторе с 16 по 21 августа. Он будет проходить под общей темой «Разум природы и природа человеческой души»:
http://news.mongolnow.com/25_01_a02.html
17. Спирина Н.Д. Подняться в духе до Звезды...: Сб. стихов. Новосибирск, 2002. С. 6.
18. Каталог картин Н.К. и С.Н.Рерихов. http://gallery.facets.ru/

01.03.2017 14:19АВТОР: Наталия Жукова | ПРОСМОТРОВ: 895




КОММЕНТАРИИ (5)
  • Елена Солодянкина02-03-2017 12:27:01

    Замечательно,что в Монголии сохранилась и нашлась картина Н.К. Рериха "Великий Всадник, Грядущее", и теперь занимает подобающее ей место. Спасибо, Наталия, что приобщили нас к этой знаковой картине грядущего Нового Мира!
    Видимо в современной Монголии происходят значительные подвижки в плане осмысления своего духовного и исторического наследия. Так с сайта "Буддизм в Калмыкии" стало известно, что в Монголии начато строительство грандиозного комплекса "Великий Майтрейя", который будет включать буддийские храмы, учебный центр,парки, музеи и оранжереи. Статуя Майтрейи должна стать самой высокой в мире (54 метра). Её установят возле священной горы Богдо уул, которая и изображена на рассматриваемой картине Н.К. Рериха. Эта территория находится не далеко от Улан-Батора - в 50 километрах. По задумке инициаторов, святыня станет местом паломничества буддистов всего мира.

    "Майдари или Майтрейя - "Владыка, нареченный Состраданием", грядущий Учитель человечества, Бодхисаттва и Будда нового мира", - так охарактеризован Майтрейя в этой заметке на сайте "Буддизм в Калмыкии", что звучит очень близко к Учению Живой Этики.
    Знаменательно, что в Монголии создаётся грандиозная скульптура нового Владыки Шамбалы - Майтрейи, и этот факт также является знаком Новой Эпохи, Нового Времени и Великого Прихода Майтрейи.

    Великий Приход.

    Двести и триста, и сто лет пройдёт,
    Может, пройдёт и боле.
    Время Мессии на Землю придёт,
    Время придёт героев.
    Ждут азиаты на красном коне
    Всадника с грозным ликом,
    В светлом сияньи, с мечом и в огне
    Шамбалы ждут Владыку.

    Та мечта в народах живёт,
    В грозный час Спаситель придёт.
    Меч в огне, и светится лик,
    Света мечом Он тьму разит!

    В Индии знают - придёт Аватар
    С силами зла сразиться.
    Ждут мусульмане - придёт Мунтазар,
    Истина провозгласится.
    Ждут на Тибете, в монгольских степях
    Подвигов Гэсэр-Хана.
    Ждут на Алтае в Ойротских горах
    Скорый приход Бурхана.

    Ждут православные Спаса приход,
    Мессию ждут евреи.
    Ждут на Тибете - Майтрейя придёт,
    Время придёт Майтрейи.
    И в Гималаях, где камни и лёд,
    Всадника ждут повсюду,
    Верят народы - Майтрейя идёт,
    Нового ждут здесь Будду.

    Мчится со свитой на красном коне
    Всадник Страны Великой,
    в светлом сияньи, с мечом и в огне, -
    Шамбалы то Владыка.
    Двести и триста, иль сто лет пройдёт,
    А может быть и боле,
    Время Майтрейи на Землю придёт,
    Время придёт героев.

    Та мечта в народах живёт,
    В грозный час Спаситель придёт.
    Меч в огне, и светится лик,
    Света мечом Он тьму разит!

    (Стихи были написаны в 2002 году к картине "Великий Всадник")

  • Наталия Жукова02-03-2017 16:20:01

    Елена, огромное спасибо за прекрасное и призывное стихотворение "Великий Приход"! Звучит особенно - ко времени!

    Почитание Владыки Майтрейи в современной Монголии
    - безусловно, признак Новой Эпохи. Внимание и поддержка Правительством Монголии сегодня разных видов Искусства в стране - также знак Нового Времени.
    Удивительно, что в маленькой Монголии (население ок.3 млн.чел.) существует Министерство Поэзии!

    И сейчас, когда всюду, во всех новостях, только и слышишь о грозных видах вооружения, о войнах и терактах, захватах, катастрофах и прочих ужасах, - вдруг с радостью читаешь обращение к поэтам всего мира главы Академии Поэзии Монголии, поэта, кавалера Ордена Чингис хана, заслуженного деятеля культуры Г.Мэнд-Ооёо.

    Прислушаемся же к голосу Монголии.

    ПОСЛАНИЕ
    Поэты мира!
    Человечество сегодня стоит перед лицом больших испытаний. Наша мать-земля продолжает терять свой изначальный вид, загрязняются источники воды, постоянно происходят природные катастрофы – эрозии почв, землетрясения, цунами и опустынивание. Подземные природные ресурсы очень быстро истощаются, растительный и животный мир на поверхности Земли гибнет. Качества, присущие человеку от природы уничтожаются, наше существо словно мешок или сосуд заполняется информацией, программируется, и мы забываем свою кровную связь с матерью-землёй.

    Что мы должны делать в такое время?

    Поэты во все времена были и остаются теми, кто выражает мысли и чувства народа, посланниками языка и культуры человечества, теми, кто взаимодействует с родной природой. В сегодняшнем мире чрезвычайно важными становятся слова, передаваемые вами посредством вашей поэзии. Струны, связывающие человечество и природу не должны разорваться. Сегодня мы посредством своего поэтического языка должны выражать разум своей природы, должны всё более чётко выявлять голос природного существования человеческой души.

    Итак, мы приглашаем поэтов всего мира собраться в столице Монголии городе Улан-Баторе, представить свои стихи, совершить увлекательное путешествие в монгольскую пустыню Гоби, познакомиться друг с другом поближе, обменяться опытом и объединить наши голоса в защиту природы.
    С 16 по 22 августа 2017 года в Улан-Баторе состоятся дни поэзии под общим названием «Разум природы и природа человеческой души». Мы приглашаем к участию в нашем поэтическом форуме не только поэтов, но и переводчиков, которые своим трудом наводят мосты между культурами разных наций, а также исследователей поэзии.

    Общей темой 37-го, начиная с 1969 года, Международного съезда поэтов будет «Разум природы и природа человеческой души». Под этой же темой будет проходить Международный поэтический фестиваль.

    На этот раз мы пригласим вас в путешествие в пустыню Гоби – 500 км от столицы, туда, где жил и творил великий монгольский поэт, просветитель и религиозный буддийский подвижник XIX века Данзанравжа. Вы познакомитесь с уникальной природой Гоби, особенностями кочевого хозяйства. Вы получите возможность прочесть свои стихи прямо под звёздным монгольским небом.

    Дорогие братья-поэты, сегодня финансовое положение в мире остаётся нестабильным, и мы надеемся, что вы с пониманием отнесётесь к экономическим трудностям, с которыми столкнулась Монголия. Мы готовим для вас интересную поэтическую программу, хотя условия пребывания могут оказаться немного ниже ваших ожиданий. Итак, представляем нашу программу вашему вниманию.

    Поэты!
    Внимая разуму природы, вместе откроем природу человеческой души!

    С уважением,
    Монгольский поэт Г.Мэнд-Ооёо
    http://news.mongolnow.com/25_0 1_a02.html

    Быть может, кто-то из наших поэтов-рериховцев сможет побывать на Всемирном съезде поэзии в пустыне Гоби и описать это событие...

  • Надежда03-03-2017 08:23:01

    Веками взоры обращают к Небу...

    ***
    Везде Твой Лик, Сияющий, Владыка,
    Во все путях и мыслях и делах,
    Ты посылаешь Земле состраданье,
    Любовь, заботу, Свет, взойдёт Небес Заря,
    Не скоры сроки, что в веках сияют?
    Но будет Пламя от Небес Огня...
    Есть вера, что сияющее Знамя в Твоей Руке-
    Во имя Света, Разума, Добра!
    Веками ждёт Восток Любви Небес Прихода,
    Веками взоры обращают к Небу
    И верят, что принесёшь На землю Небес Пламя!
    И все вокруг будут праздновать Победу!
    Победа! Победа, Победа!
    И будет Мир, Любовь Небес сойдёт на Землю,
    Владыка Света будет вместе с нами?
    -Но Он не уходил и сострадает Земле в веках,
    Но кто об этом знает?...
    Идёт борьба здесь каждый час и миг-
    За души, для одних дороги к Свету,
    Другие выбирают свой удел,
    Им не важны в земном тропы к Любви Небес...
    Навеки - Владыка, Свет сияющий в пути детей,
    Что тропы выбрали к Небес Рассвету...

    24.03.2016 Надежда

  • Людмила Осинцева03-03-2017 15:09:01

    Хочется поблагодарить Наталию Владимировну Жукову за освещение такой интересной темы и можно сказать за открытие для многих такой маленькой, но такой большой в дружеском отношении страны, как Монголия.И очень хочется, чтобы наши поэты, особенно рериховцы, побывали на Всемирном съезде поэзии. Н.К. Рерих не зря оставил столько работ, посвящённых Монголии.

  • Елена Солодянкина04-03-2017 18:48:01

    Съезд поэтов - это новое явление в мировой культуре и очень отрадное. Поэтическое видение мира относится к музыкальности, основанной на ритмах, в том числе и природных ритмах. Потому заявленная тема так полезна и нужна, ведь что может быть прекраснее ритмов природы и Космоса? Действительно, так хотелось бы, чтобы кому-то из рериховцев удалось побывать на таком необычном съезде и впоследствии познакомить нас со своими впечатлениями.
    Если вспомнить исторические данные о правлении Великого Могола - Акбара Великого (моголы - выходцы из Монголии), то можно удивиться разносторонности его интересов в искусстве и многочисленности служителей искусств, нашедших пристанище при его дворе. Несколько тысяч поэтов состояло у него на службе, и особо выдающихся он высоко ценил.

    "По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность. (,,,)Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами." (Надземное, 42).

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Наталия Жукова »