Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Жанна Д'Арк - выразительница идеи о богочеловеке. Александр Титов


К 600-летней годовщине Жанны Д'Арк.

 

 

Жанна Д`Арк. Рисунок в музее Шинонского замка.

 

 

1. На гербе Франции изображены трехлепестковые лилии — в память о короле-объединителе франков Хлодвиге, который был крещен святым Реми в 496 году в Реймсе. Считается, что Хлодвигу принес лилию архангел во время его крещения. Там же, в Реймсе, по красивейшему ритуалу будут впредь коронованы и все будущие короли Франции. В том числе и дофин Карл Седьмой, которого привела на трон Жанна Д`Арк.

 

Знак лилии — отнюдь не прост, так как сама лилия является символом, уходящим вглубь веков. Деве Марии лилию принес архангел Гавриил как знак Благовещения, но это лишь очередное повторение давней традиции. Три лепестка лилии — три Лица Бога — Отца, Сына и Святого духа. А эзотерически — и три принципа высшей человеческой природы, три языка божественного пламени, запечатленных на посохе восточного Шивы.веческой природы, три языка божественного пламени, запечатленных на посохе восточного Шивы.

 

Франция — дитя Божье, имеющее на своем щите Его знак... Ни одна страна в Европе больше не сделала подобный Высокий Символ своим гербом. Эти же лилии — на знамени Жанны Д`Арк, это то, за что она боролась.

 

Знамя Жанны Д`Арк. Фьербуа, часовня Св. Екатерины

 

 

2. Жанна Д`Арк родилась в январе 1412 года в сельском местечке Домреми в восточной части Франции. Нет ничего случайного во времени ее рождения. В 1392 году король Франции Карл Шестой сходит с ума и постепенно утрачивает контроль над ситуацией в стране, которая находится на грани шаткого мира в «столетней войне» с Англией, которого добились его предшественники на троне после сокрушительного поражения при Пуатье в 1356 году. А между тем, английский король Генрих Пятый, поняв ситуацию, уже готовится к новому витку войны и, воскрешая старые претензии короля Эдварда Третьего на французский трон, в 1415 году начинает новое стремительное вторжение во Францию при поддержке изнутри страны - в лице герцога Бургундского, захватившего Париж в 1419 году. Что Франция может противопоставить этому во времена, когда король был главной организующей силой колеблющейся знати и запуганного народа? Полубезумного Карла Шестого и слабого, инертного дофина - Карла Седьмого, который полон сомнений и всеми силами стремится уклониться от битв под сводами уцелевших фамильных замков и среди мишуры придворной жизни? В битве при Азенкуре Франции, несмотря на ее значительное превосходство в силах, был нанесен еще один сокрушительный удар. Армия деморализована, знать в большом количестве убита. В 1420 году между двумя странами заключен «договор Труа», согласно которому Генрих Пятый, взявший в жены дочь Карла Шестого, малолетнюю Катерину Валуа, объявлялся наследником Франции, а законный наследник — дофин Карл Седьмой — лишался права на трон. В скором времени англичане распоряжались уже почти половиной Франции, прочно укрепившись на Западе и владея Парижем. К счастью для Франции, не все в стране были согласны с таким поворотом судьбы, страна еще боролась, а Жанне Д`Арк в 1420 году было уже восемь лет... И если бы не было этой девочки, уже родившейся для спасения страны, не было бы и Франции. И сложно себе представить, каким было бы течение мировой истории в этом случае.

 

3. Домреми находился как раз на границе Шампани и мятежной, союзной англичанам Бургундии, так что местным жителям часто приходилось скрываться от разбойных набегов, и, вероятно, Жанна с ранних лет поняла, что означает война, охватившая всю страну. Родителями Жанны были крестьяне — Жак Д`Арк и Изабелла Ромея. Отец Жанны родился в 1375 году в маленьком городке Сеффон (Ceffonds) в Шампани (сейчас в центре городка проходит улица, названная именем Жака Д`Арка). Переселившись в Домреми, он женился на Изабелле, которая происходила из деревеньки Вутона (Vouthona) в семи километрах к северо-западу от Домреми. Многие историки считают, что предки Жака происходят из местечка Арк-ан-Барруа (Arc-en-Barrois), которое и положило начало фамилии Д`Арк. Жанна никогда при жизни не носила фамилии отца, и лишь спустя многие годы после ее смерти историки стали добавлять к ее имени «Д`Арк». Когда Жанна покинула Домреми, она сама называла себя просто «Жанна-Дева» («Jehanne, la Pucelle»). В традициях девушек из ее деревни было принимать фамилию матери, которая в случае Жанны была бы Ромея. Если бы Жанна осталась жить в Домреми, ее полным именем было бы Жанетта Ромея (Jehannette Romee). [1]

 

Как пишет Д. Мережковский, Ромея означает «римлянка», то есть совершавшая паломничество в Рим. Видимо, Изабелла Ромея была набожной женщиной, и к тому же довольно бесстрашной, так как совершать паломничество в условия столетней войны и бесчинств бургундцев под боком, наверняка, было опасным предприятием. В крипте собора соседнего городка Вокулер, где стоял гарнизон союзной дофину армии и куда под защиту приходили беженцы из разоряемых бургундцами земель, до сих пор сохранилась древняя статуя «черной мадонны» — Богоматери. Распространенный образ, встреченный нами во многих крупных соборах по всей Франции, был привнесен в католичество из Азии во времена раннего средневековья и со временем стал неотъемлемой частью традиции. Оттуда же, из Азии (Ближний Восток) были перенесены и многие статуи, высеченные из камня или дерева. Наверняка, и Изабелла Ромея, и даже сама Жанна, приходили сюда поклониться «черной мадонне», словно эхом повторяющей образ черной индусской Кали. Интересно об этом пишет Мережковский: «Мать Жанны ... была усердной поклонницей соседней Пью-Велейской Богоматери, «Черной Девы», привезенной будто бы в дни Крестовых походов св. Людовиком из Египта, а туда - из Вавилона, где пророк Иеремия выточил ее из сикоморового дерева наподобие Пресвятой Девы Марии, виденной им уже в Духе. В тех же местах, где поклонялась мать Жанны Матери Божьей, эта «Черная Дева, но прекрасная», nigra, sed formosa - «Черная Мать-Земля» - была почитаема древними кельтами-друидами под именем «Девы Рождающей». «Черную Землю-Мать, meter ge melaina, из Олимпийских божеств величайшее», призывал и Солон Законодатель в свидетельницы скрепляющих законы клятв» [2].

 

Дом, где родилась Жанна Д`Арк. Домреми, Франция

 

Ранние годы Жанны прошли среди бескрайних полей и лесов, среди речушек и пасущихся стад. Она - самое настоящее дитя природы, плоть от плоти дитя той самой «черной мадонны». Среди этой сельской идиллии, изредка нарушаемой бургундцами, росло загадочное «Дерево Фей», вокруг которого еще были живы языческие поверья. Здесь же Жанна впервые услышала и тайный Голос архангела Михаила, позвавший ее на спасение Франции. Голос ее сперва испугал, но вскоре она к этим голосам привыкла, ощутив их неотъемлемой частью самой себя, и даже имела многочисленные видения самого Архангела, а также Святой Екатерины и святой Маргариты, сопровождавших его. Для Жанны не было никакого противоречия между силами природы, голосами, видениями, христианскими образами и судьбой своей страны. Внутренняя бесконфликтность — вот удивительное качество, придавшее Жанне такую монолитность и целостность во всех ее будущих деяниях.

 

Собор Св. Жанны Д`Арк, построенный на месте «Дерева Фей». Домреми.

Собор Св. Жанны Д`Арк, построенный на месте «Дерева Фей». Домреми

 

 

4. В 1931 году, к 500-летию смерти Жанны Д`Арк, Н.К.Рерих создает посвященный ей триптих. Правая его часть — молитва Жанны перед освобождением Орлеана. Это объясняет нам то, как Жанна воевала. Не во имя крови, не во имя смерти, не мечом, но только лишь силою Духа. И побеждала, не будучи полководцем и не имея превосходства в вооружении. Левая — ее трагическая гибель от рук англичан на костре в Руане. Этот огонь — не просто костер инквизиции, но финальная часть грандиозной мистерии, которую представляла собой краткая жизнь Жанны Д`Арк.

 

Н.К.Рерих. Жанна Д`Арк. Триптих. 1931 г.

 

 

Слева в углу знаменосец держит геральдический герб с тремя львами — символ Англии, утвержденный еще королем Ричардом Львиное Сердце. Справа, за Жанной, знаменосец держит герб с лилиями — символом Франции. Слева Запад, справа - Восток, словно вся карта Франции перед нашими глазами. А посередине — изображение Богоматери с Ребенком на коленях. Эта часть триптиха удивительным образом напоминает нам один старинный витраж из кафедрального собора в Шартре. Можно сказать, что художник сознательно использовал здесь этот образ, вложив в него очень важное переосмысление. Кафедраль Шартра относится к высокой готике и датируется 12 веком. Во время первой и второй мировых войн все крупнейшие соборы Франции так или иначе пострадали от налетов и артиллерийского огня, а уж хрупкие витражи разрушались при этом в первую очередь. Особенно пострадал знаменитый собор в Реймсе, где испокон веков короновались французские короли — немецкие войска приложили много усилий, чтобы разрушить национальную гордость Франции и сломить ее боевой дух. Однако витражам в Шартре повезло больше, они в массе своей уцелели. Отличительной особенностью старых витражей шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых ныне утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

 

С 12-го же века сохранился и старейший в соборе витраж, расположенный в его южной части, название которого переводится буквально как «Богородица из Красивого Стекла» («Belle Verrière»). Изображение состоит из двух частей. Верхняя часть, изображающая Мадонну с младенцем-Христом и окружающих ангелов, датируется 1180 годом. Дева Мария изображена в темно-синем одеянии, восседающей фронтально на троне, а младенец сидит у нее на коленях, подняв руку в жесте благословения. Данная композиция носит название «Трон Мудрости» (Sedes Sapentia) и повторяет собой образ очередной статуи «черной мадонны», хранящейся в крипте собора. Нижняя часть витража, изображающая сцены из детства Иисуса, датируется немного позднее — 1225 годом. Можно сказать, что данное изображение Богоматери на витражах является не только одним из древнейших в соборе Шартра, но и во всей Франции, пройдя вместе со Страной Лилии через все столетия и став символом ее души. Н.К.Рерих, который прекрасно знал европейскую культуру, несомненно, отнюдь не случайно взял именно этот витраж в качестве прообраза для срединной части своего триптиха, носящей название «Вечная Матерь». Мы можем ее понимать также как «Тысячелетняя Душа Франции».

 

Однако, весьма примечательной деталью триптиха является то, что на коленях Богоматери восседает не младенец-Иисус, а... сама Жанна Д`Арк. Художник нигде не утверждает этого прямо, но мы, зрители, будем внимательны и легко поймем этот факт. Как же это понимать? В чем же состоит тогда главная идея понимания художником образа Жанны-Девы?

 

Очевидно, ответ прост — Жанна здесь подобна Христу, она такое же дитя Небесной Богоматери, и ее путь — дерзновенно подражать страстям Христовым, пройдя тем же путем земного подвига, страданий и обретений. Развивая эту мысль, Н.К. Рерих пишет в своей статье «Семь Святых»:

 

«...Есть много имен и понятий, которые сияют, как драгоценные камни. О них испытываются души. Ими открываются сердца. О них трепещет тьма, о них закаляется подвиг.

Святая Тереза, Святая Екатерина, Святая Жанна д'Арк, Святой Николай, Святой Сергий, Святой Франциск Ассизский, Фома Кемпийский. Эта седьмица Славных, седьмица великих Вестников, великих Учителей, великих Миротворцев, великих Строителей, великих Судей, в них выражен поистине великий земной путь. Они трудились бесконечно. Они были здесь, здесь, на Земле, они встречались с теми же самыми препятствиями, с тем же самым невежеством, суеверием и нетерпимостью. Своим светлым познанием они побеждали тьму; они-то знали вечный закон, что давая, мы получаем. В этом осознании, в этом созидательном труде они стали истинными Светочами. ...Светочи, это не абстракция, потому что ничто не абстрактно, это есть истинное выражение прекрасного мудрого подвига.

Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков. Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой энергии и терпимости. Прекрасно через этот неисчерпаемый источник любви и всевмещения понимать великие движения утонченных душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением.» [3]

 

 

 

Кафедральный собор Шартра. Витраж «Belle Verrière»

Черная Мадонна Шартра

 

 

Среди многих деятелей средних веков Н.К.Рерих особенно выделил семь подвижников, наряду с самой Жанной Д`Арк, которые выражали собой новый, смелый идеал, так контрастирующий с упадком представлений о человеке в те столетия. В чем он заключается, подскажет нам имя Фомы Кемпийского, автора бессмертного «Подражания Христу». Подражание Христу - в стремлениях, в огне души и познании духа, в земных действиях и даже в самой смерти. Именно, каждый из них дерзнул в жизни своей, по велению сердца, не тратя времени на бесплодные схоластические рассуждения, не уходя в глухой затвор и не избегая мира, прямо и непосредственно в жизни стать тем, кем недвусмысленно завещал Христос быть своим последователям.

 

«Подражание Христу» написано Фомой Кемпийским не позднее 1427 года, то есть в одно время с деяниями Жанны Д`Арк. Фома был членом «Братства общей жизни», или движения Нового благочестия, которое возникло в Германии и Нидерландах в первой трети XV в., на заре гуманизма в так называемую эпоху «Осени Средневековья», и основывалось на религиозно-философских учениях немецких и нидерландских мистиков. Участники движения, «братья общей жизни», добровольно отказывались от имущества в пользу своей общины и селились сообща, но в отличие от монахов, не связывали себя монастырскими обетами и продолжали мирской образ жизни. Вслед за мистиками они по-своему трактовали «подражание Христу». Ориентируясь на раннехристианский идеал, они критиковали моральный упадок клира, бесплодность схоластики для практического благочестия и утверждали возможность «праведного пути» христианина на основе благочестивой, нравственно чистой жизни мирян, ведущих привычную повседневную трудовую деятельность. Основу такой жизни они видели в духовном самосовершенствовании, которое сказывается прежде всего не в словах, а в поступках. Они ухаживали за больными, проявляли большую заботу о воспитании детей, об устройстве латинских школ и городских библиотек, улучшении преподавания, переписке книг, а позже - о книгопечатании. Их уважение к образованности, использование для воспитания «добрых нравов» части античной литературы, ориентация на раннехристианские идеалы, равно как внимание к духовному саморазвитию, создавали благоприятные условия для восприятия идей гуманизма. [4]

 

Или вспомним мы о Святом Франциске Ассизском, о котором братья говорили: «второй после Христа»? Простой монах из Ассизи, раздавший свои вещи бедным, он прошел всем путем страстей Христовых и в экстазе на вершине горы Ла Верна удостоился самих стигматов Спасителя. Силою своей пламенной любви к миру и человеку он перевернул средневековое сознание, доказав, что человек - не бренное грешное создание, а оплот духа, способный в жизни «сораспяться Христу», вместив в своем сердце всю вселенную. И этот пламень разбудил итальянское Возрождение. Проторенессанс в лице Джотто и прочих, а затем и Высокое Возрождение, идя сперва от переосмысления церковных канонов, в итоге поставило в центр новых времен вопрос о месте человека, его способностях и безграничном творчестве.

 

Ассизи. Сакро-Конвенто. Изображение Христа и Св.Франциска Ассизского,
"сораспявшегося Спасителю", у входа в галерею Джотто (внутренний двор)

 

Или вспомним мы экстаз Святой Екатерины и Святой Терезы, стиравший границу между земным и надземным, возносивший их на небеса в земной жизни? Или деяния Святого Николая, ставшего в веках поистине равным Христу как заступник и спаситель бедствующих? Или Святого Сергия — простого монаха-пустынника из подмосковных лесов, который одной лишь высотою своего духа стал собирателем Земли Русской, ее освободителем от многолетнего гнета, первым строителем общины, разбудившим народное сознание к новому творчеству и созиданию на всех направлениях?

 

Путь Жанны был иным. Ее страна уже почти 60 лет была истязаема смутными временами - войнами, междоусобицами и безвластием, среди которого народ постепенно терял надежду на свободное будущее. И в этой тьме средневековья, где среди потоков крови и пиршества смерти никто и не помышлял об искусстве и о высокой философии, надеясь просто пережить завтрашний день, ярким метеором пронеслась жизнь словно бы неземного человека, наделенного невероятными способностями и личными качествами, чтобы вспыхнуть в конце ярким пламенем, будучи отданной миру до конца. И можно ли найти в веках лучший пример подражания Христу, жестоко распятому за благие деяния? Ведь для Франции Жанна стала тем, чем Христос стал для всего христианского мира — спасителем.

 

5. Размышляя о центральной части триптиха, мы должны затронуть не только образ Младенца, но самой Матери, так как сам художник всегда придавал ему глубочайшее значение, далеко выходящее за пределы церковных канонов. Эволюция образа Великой Матери в живописи Н.К.Рериха имела несколько важных этапов.

 

— В 1910-1911 годах художник создает образ «Царицы Небесной» в храме св. Духа во Фленово. Трактовка «Царицы Небесной над рекою жизни» впитала в себя многие идеи среды «серебряного века», который открывал для себя философию Востока и одновременно обращался к древнерусским традициям. Однако центральный образ Царицы возник, как это ни удивительно, как переосмысление знаменитого мозаичного изображения Мадонны на фронтоне дуомо (главного собора) в итальянском Орвието. Католический образ соединяется у Рериха с типично русскими орнаментальными мотивами на одеянии Царицы, включающими образы природы и «звериного стиля». Очевидно, идея состоит в объединении образа Богоматери и всеобъемлющего природного начала.

 

Слева: Н.К.Рерих. Царица Небесная. Эскиз для росписи Храма св. Духа в Талашкино.
Справа: Дуомо ди Орвието. Италия. Изображение Мадонны на фронтоне храма.

 

— В 1924 году в рамках серии «Знамена Востока» Н.К.Рерих создает серию вариантов главного своего полотна, посвященного Великой Матери — «Матерь Мира». Образ этой картины, в особенности самый первый его вариант, в основной части рожден из описания Е.И.Рерих: «Ночь на 18 июля 1924 года. Видение Матери Мира. Под утро сон перешел в видение, которое я сознавала уже вне сна. Яркое утро. Стою посреди покинутых дворцов романо-готического стиля. Мое существо как бы раздвоилось. Одно «я» осталось стоять среди развалин, другое «я», закутанное в белые тонкие одежды, стало удаляться, ступая по воздуху, уходило как бы вглубь синевы. Но вот на небе, безоблачно бирюзовом, появилось вдали яркое белое облачко, которое стало приближаться и приняло форму женской фигуры в сверкающих белых одеждах. Одежды эти, переливаясь ослепительным блеском и голубым серебром в тенях, начали разворачиваться и принимать различные формы, одна как бы вытекающая из другой. Внезапно серебро одежд рассыпалось на многоцветные искры, которые также быстро вновь собрались в серебро и гармонию магнетических движений — в радужную спиральную звезду — Додекаэдрон, необычайной красоты и образующей почти круг на ослепительном серебряном поле. Звезда эта искрилась, вибрировала и казалась живой. На фоне ее из петли спирали вырисовывалась белая чалма, митра, иконописный лик старца с белой бородой, плечо и рука в белом одеянии. Пред ним на переднем плане с правой стороны в полуобороте - сидящая женская фигура в голубовато – лиловых тонах, более реальная, нежели Старец. Голова и лик ее накрыты плотным платом, виднелся лишь подбородок слегка телесного тона. На покрывале рисунок квадратов, очерченных радугою. Женщина эта подняла руку – телесную, украшенную серебряными обручами, и как бы отстраняясь от чего-то внизу, на земле, повернулась к Старцу.» [5]

 

Н.К.Рерих. Матерь Мира. Вариант от 1924 г.
Н.К.Рерих. Мадонна Турфана. 1924 г.

 

По цветовому решению к нему примыкает созданное в то же время полотно «Турфанская Мадонна», о котором художник пишет: «И еще подробность, связующая Восток и Запад. Помните ли Турфанскую Матерь Мира с младенцем? Среди Азии, может быть, несториане или манихеи оставили этот облик. Или, вернее, этот облик остался претворенным от времен гораздо более древних. Кали или Гуаньинь — кто знает, сколько им веков? За ними скрываются жена и змий. Древность этого символа уже неисчислима. Не к библейской странице, не к символам каббалы ведет этот облик. Несуществующие материки уже сложили красоту Матери Мира — этой светоносной материи. Только невежество толкует о незнании древности.»[6]

 

Однако финальный вариант картины 1930 года получает интереснейшие параллели с образами иных культур, проливающими свет на все бесконечное многообразие стоящих за ним смыслов. К этой трудной задаче художник подходит свободно, творчески обогащая его опытом изучения духовных накоплений Азии, сложившимся во время экспедиции 1923-1927 годов. С одной стороны, финальный образ является несомненным продолжением идей «Царицы Небесной». С другой — прямым развитием образа из видения Елены Ивановны. С третьей — перекликается с древним византийским образом Богородицы из собора Ая-София в Стамбуле. С четвертой, его корни глубоко уходят в традиции Востока. В 1925 году Центрально-Азиатская экспедиция достигает Ладака. Здесь, в заброшенном Королевском Дворце на вершине скалы посреди города Лех, Рерихи и их спутники посетили домашний храм-часовню королевской семьи, посвященный богине Дуккар —тибетской форме Ситатапатры. В буддийском пантеоне она считается женской ипостасью бодхисаттвы Авалокитешвары. Редкое для буддийских храмов изображение загадочной богини — удивительная многорукая статуя высотой чуть более человеческого роста — и в наши дни прекрасно сохранилось, и, судя по экспедиционным фотографиям Рерихов, оно ничуть не изменилось с тех времен. Н.К.Рерих сравнивал Дуккар со «Светлой Матерью Мира» — образом, над которым художник уже работал и размышлял в то время. И действительно, богатый символизм финального варианта полотна «Матерь Мира» имеет четкие параллели с трактованием символизма Дуккар, органично впитав его в некоторых деталях.

 

 

Н.К.Рерих. Матерь Мира. Вариант от 1930 г.
Изображение богородицы на куполе храма Ая-София, Стамбул

 

Изображение Дуккар в королевском дворце Ладака состоит из бесчисленно повторяющихся элементов. Ее множество ног попирает в Танце Времени земной мир («сонмы проклятых существ» — Ю.Н.Рерих [7]), что символизирует многообразие физических факторов и взаимосвязей. Множества голов-лиц образуют ярусы в священной ушнише — гигантском продолжении теменного выпячивания на голове богини. Эта нескончаемая вертикальная последовательность ярусов - символ «высших» уровней макрокосма. Наполняющие их лики будд-татхагат персонифицируют аспекты мысли и сил этих духовных планов Вселенной, воплощая их энергии в своей творческой активности. Бесчисленное число ликов говорит о бесконечных проявлениях космических сил и неисчерпаемости восходящей иерархии миров. Но, с другой стороны, эти сверхразумные Существа сами собой и образуют планы Вселенной, как бы наполняя их пространство сферами своих сознаний. Отсюда следует представление о неотделимости Вселенной от Жизни и Сознания; она порождена и сложена духоматерией и энергиями иерархии высочайших Сущностей-Сознаний и вне них принципиально не существует. Замечательный дуализм Космоса, порождающего Сознание, и Сознания, порождающего Космос.

 

 

Дуккар. Статуя в королевском дворце, Лех, Ладакх

 

 

Две сферы ясно различимы вокруг богини. Малая сфера ограничивает ушнишу, как бы отделяя Сокровенное от нижележащих планов. Вторая сфера огненным пламенем ограждает центральную часть образа. Внутри нее - громадное круговое пространство, заполненное множеством рук, полных открытых глаз. Рука всегда являлась символом сознательной творческой силы, а глаза - всевидящей, всепроникающей субстанции — мировой Акаши [8], всеобщего строительного материала для зарождающихся форм. Это пространство можно уподобить сфере созидательной деятельности Космоса. Центральная фигура, благодаря многочисленности всех форм, также обретает идею некой матричности, скрывающей целую последовательность стоящих друг за другом и уходящих в глубину образов богини. Что примечательно, эта множественность скрыта за единым покровом одеяния, на котором мы видим всю доступную глазу гамму цветов радуги. В этом факте также заложен свой символизм, напоминающий о покрове Изиды. Без сомнения, он имеет отношение ко внешнему плану восприятия - осязаемой реальности, узоры которой постигаются через чувства и скрывают за собою бесконечность энергий и планов мироздания.

 

Так, в конечном итоге, перед нами возникает представление о синтезе самой беспредельной Вселенной. Одухотворенная и проникнутая Мудростью Великих Душ, она в любви и бережном сострадании взращивает в колыбели космической материи семена жизни, как истинная Матерь миров.

 

Посмотрим теперь на финальный вариант картины Н.К.Рериха — и увидим в ней, в сущности, те же идеи. Та же форма двойной ауры божества, нижний большой круг которой означает проявленную сферу Вселенной, арену творчества космических сил. Малый круг сияет вокруг Тайного, невидимого Лика, который недоступен лицезрению простого смертного — духовной триады Космоса. Идея ушниши здесь передана через пламенный плат, скрывающий лик богини. На нем изображены Квадраты, заключающие Монаду-точку — священный Тетраграмматон, числовой символ Источника творения. Бесконечную иерархию ликов-миров, заключенную в ушнише Дуккар, мы видим выраженной во многозначительных, кружащих вокруг богини созвездиях Ориона и Большой Медведицы, каждая из звезд которых представляет собой маленькое изображение Бодхисаттвы. Основание трона богини покоится на прочном фундаменте скал физического мира, пронизанном течением Реки Времени. Плавающие в реке рыбы — «символ молчания», тайны. Одеяния богини, как и у «Царицы Небесной», полны изображениями мифических птиц и зверей, а также и цветущих трав, восходя к древней идее «звериного стиля», рожденного поэтическим восхищением самой окружающей природой — живым, чувственно постигаемым воплощением всего многообразия мировых сил и движений.

 

Создавая на своих полотнах образы, связанные с Великой Матерью, художник мудро использует весь богатейший материал прошлых столетий, в котором уже содержатся настоящие сокровища смыслов. Прикасаясь к таким важнейшим, изначальным понятиям, вначале мы вместе с автором с великим почтением вникаем в то, что уже создано, уже выражено в веках, чтобы древние символы засияли для нас ясным светом, из которого на полотнах Рериха рождается синтетический образ новых времен. Можно упомянуть и «Мадонну Орифламма», которая имеет, на мой взгляд, интересные параллели с «Мадонной Литтой» Леонардо да Винчи. В итоге, для нас складывается, как из многоцветной мозаики, общая идея того, как понимал художник облик Великой Матери. И нет сомнений, что ее образ из триптиха, посвященного Жанне Д`Арк, несет в себе то же наполнение — Матерь как персонификация бесконечной разумной вселенной, космической иерархии и беспредельности развития жизни. Это мудрая, заботливая сила, которая, как это было и с Христом, посылает своих доблестных сыновей и дочерей на помощь страдающему миру, в очередной раз забредшему на своем пути в глухие потемки. Увы, этот мир, получив необходимое, не задумываясь своих спасителей предаст, распнет или сожжет на костре. Уж таково нынешнее положение дел.

 

6. В сочетании рериховского образа Великой Матери и ребенка — Жанны, «подражающей Христу» — на ее коленях есть и еще один смысл, снова возвращающий нас к традициям Востока. В буддизме, этом мудрейшем из учений Азии, недвусмысленно сказано, что все Будды и Просветленные, к коим мы смело можем отнести и Христа, некогда были людьми, а затем путем своих усилий, благими деяниями стали сперва бодхисаттвами и в итоге достигли высшего состояния. «Подражание Христу» — это и есть та самая космическая эволюция души, путь по сужденным ступеням роста и подвига через служение и самоотречение. Для самой Жанны земной путь имел двоякое значение. С одной стороны, она полностью отдала себя служению миру. С другой, нет сомнений, на этом пути и ее, уже столь совершенная от рождения натура, закалялась в новых испытаниях и обретала новые качества, проходя через тайную мистерию посвящения. Кажущийся наивным обобщением полуграмотной девушки девиз на знамени Жанны, «Иисус-Мария» — это не просто знак ободрения поникшей Франции, говорящий: с тобой, страна, и твоя почитаемая Богоматерь, и сам Спаситель! Это еще и удивительный в своей ясности и простоте, мудрый символ торжества миропорядка, просветленного единства сознания — Сына, младенца Иисуса, которому только предстоит стать Христом — и его пути в космической беспредельности  Марии, Матери Вселенной. Богочеловек в рождении, становлении и деяниях.

 

И действительно, в века средневековья возможно никто не сумел воплотить в своей жизни ярче, чем Жанна Д`Арк, идею о богочеловеке, о сверхчеловеке в высоком смысле этого слова. Простая крестьянская девушка, из самой бедной семьи, проводившая время за выпасом овец и пряжей, она умеет «слышать и видеть» — общается со святыми и ангелами и имеет их Видения. Но Жанна — это еще потрясающее бесстрашие, удивлявшее самых смелых и бывалых воинов. Это невероятная воля к победе, полководческий талант и находчивость, физическая сила и ловкость. Это суровая дисциплина и чистота, душевная и физическая. Это — трогательное, заботливое отношение к окружающим и сострадание как к соратникам, так и к лютым врагам. Это скромность и неприхотливость в быту. Жанна, к примеру, очень тяготилась бессмысленной пустотою придворной жизни, а при коронации дофина смешалась с толпой и ничем не выдавала своих судьбоносных заслуг перед троном. И еще — это потрясающая, несгибаемая стойкость на допросах инквизиции, чувство собственного достоинства и удивительная острота ума. И при этом она — женщина, якобы — мало на что способная (как считалось в средневековье) среди мужчин. Не следует думать, что причиной всем этим деяниям были только лишь направлявшие ее «Голоса», которые якобы подсказывали Жанне каждый ее шаг. Нет, это ее собственные, врожденные человеческие качества, из-за наличия которых, мне думается, Высшие Силы и поручили именно ей такую трудную миссию. Сегодня, спустя 600 лет, мы видим статуи Жанны во все церквях Франции, как святой покровительницы страны. Но при том, воздавая честь Жанне Д`Арк, мы не смотрим на нее через призму канонизированного церковного образа. Образ этот зачастую уже заметно искажен и спорен. Церковь удивительным образом медлила с канонизацией Жанны - святой спасительницы Франции - аж до начала 20-го века! Видимо, Жанна церкви не очень-то нужна, слишком многое в ней церковь смущает. Самую большую опасность углядела церковь, по-видимому, в угрозе ее вековой монополии на «разговор с богом», на которую вот так, запросто, замахнулась неграмотная девочка из Шампани. А вдруг люди поймут, что они на самом деле не «черви ничтожные», а богочеловеки, дети родные и Природе-матери, и Богу-отцу? И что есть у каждого из них, как у Жанны-крестьянки, простой и прямой путь к истине, к обретению "Царства Божия внутри нас", безо всякой помощи клириков, создавших жесткую и узкую модель миропорядка от Творца к человеку, в которой им якобы принадлежит исключительное право посредничества между Богом и душой человека? Эдак церковь тут станет разом никому не нужной, а значит и пожертвования пресекутся, и пышные соборы-земли-угодья потеряны будут... «Было ли дело ее Божеским или только человеческим, не могу решить», сказал в 15 веке Папа Римский Пий Второй, и с молчаливого согласия Римской же Церкви Жанну и сожгли. Нет-нет, Жанна для нас — скорее земной человек, удивительная, трогательная личность своего времени, явившая в веках прекрасный пример пути Богочеловека.

 

В 2010 году мы устроили большое путешествие по Франции. Взяли машину и объехали почти всю страну. Руан был нашей самой западной точкой. В этом старом городе все проникнуто героической памятью о Жанне Д’Арк, и каждый камень во мрачных стенах Дворца Архиепископа и в мостовой Рыночной Площади вопиет о тех невероятных мучениях, что причинила ей “святая церковь”. Здесь, на площади, Жанну жестоко сожгли, и новая часовня (модернистского стиля) и неплохой музей в доме на площади хранят память о тех временах.

 

Живо представив себе атмосферу тех лет, пламень того костра, в вечер погожего летнего дня мы шли через старый город, назад к центральной площади, неподалеку от которой в подземном паркинге стояла наша машина. И в одном из узких переулков мы, сами того не ожидая, стали свидетелями потрясающей световой картины. Переулок переходит в длинную старинную улочку, уходящую далеко на запад, и в этом месте над аркой построена очень красивая часовая башенка. Ее украшают астрономические символы – знаки Зодиака и солнечный диск, покрытые яркой позолотой. В канун летнего солнцестояния, в самые длинные дни года, солнце садится как раз в раствор этой улочки и прямыми лучами бьет в золотой диск башенки. Случайно так получилось, или нет – вот не знаю (думаю, что это сделано отнюдь не случайно, так как на то нам намекает солнечная символика башни), но эффект просто потрясающий – минут на десять яркое солнечное марево наполняет всю улицу, горит огнем на золоте башни, пространство буквально звенит, насыщенное вечерним светом… И в это же самое время гулко и мелодично ударили колокола стоящего рядом Кафедраля. Стоя перед сияющей золотой башней, мы буквально купались в гудящих волнах света и звука, и этот солнечный свет словно слился в воображении с тем огнем костра, что мы только что так ярко представляли себе на рыночной площади, и шесть прошедших с тех времен столетий на секунду исчезли, словно растворились в какой-то невероятной точке, где исчезает и пространство, и время.

 

Руан. Золотая башенка (Gros Horloge, 16 век).

 

 

И почему-то, мне кажется, что помимо всех известных исторических фактов, костер Жанны Д`Арк имел какой-то свой особенный, тайный неземной смысл. Огонь — Альфа и Омега, начало и завершение, великий символ! И словно Брунгильда в «Гибели Богов» Вагнера, в пламени своего погребального костра очистившая зловещее кольцо нибелунга и зажегшая пожар Вальгаллы, Жанна Д`Арк в грозных волнах пламени поставила высшую точку своего земного подвига.

 

7. В заключение можно порассуждать на одну интересную тему. Каким был бы мир, если б не было Жанны Д`Арк? Если бы не появилась во Франции эта удивительная дева-спасительница, короновавшая дофина и разбудившая поникший народный дух? История не знает сослагательного наклонения, но все же...   

 

Очевидно, ничто не сподвигло бы запуганного, колеблющегося дофина пойти на коронацию, и со временем все очаги сопротивления англичанам и бургундцам были бы подавлены, и Франция была бы полностью подчинена Англии, несмотря численный перевес французской нации (англичан было в то время около двух миллионов, французов, деморализованных и подавленных - пятнадцать!). А Англия из островного государства разом стала бы сухопутной империей, получив в свои владения почти половину материковой Европы. Что в этом плохого для остального мира, казалось бы? Увы, локальный передел территорий и печальная утрата Францией своей национальной идентичности далеко не исчерпывают возможные последствия такого поворота событий. Англия, как показывают последующие века, имела чрезвычайно сильные имперские, колонизаторские наклонности. В связи с чем возникает вопрос, а не переросло бы покорение Франции и дальнейшее укрепление Англии в новые, гораздо более масштабные — практически мировые — войны с южной Европой, с ближним Востоком, Русью и даже Азией?

 

Первым очевидным следствием экспансии Англии стала бы угроза для Южной Европы — итальянским и испанским княжествам и королевствам. Испания в это время только формировалась как единое государство, проводя время во вражде с арабами и маврами, а вот в Италии уже начиналось Высокое Возрождение. И судьба этого периода европейской истории, гораздо более важного, чем все междоусобицы, в случае масштабной войны между Англией и Италией, была бы скорее всего печальна. Искусство во времена войн не востребовано, и все великие таланты возрождения так и не осуществили бы своих амбициозных замыслов, а гуманистические идеалы не сформировались бы, или не были услышаны. Испанская корона, скорее всего, не стала бы затевать больших экспедиций в поисках новых земель, а открытие Америки вполне могло бы осуществиться иным образом, вероятно - самими англичанами с последующей ее колонизацией. И Латинская Америка не была бы латинской, а просто одной из лишних колоний британской короны, и впоследствии — частью огромного американского государства. Американская «конституция свободы» никогда не была бы написана, а ужасы рабовладения, давно с позором изгнанные в Европе, но так легко вновь воскресшие на «новых землях», сполна выявляя все дикие, атавистические устремления колонизаторской экспансии, не были бы изжиты еще многие десятки, а может быть - и сотни лет. А если посмотреть историю борьбы Соединенных Штатов за независимость от британской короны, то именно Франция оказала тогда еще слабой американской армии весьма существенную помощь (франко-американский союз 1778 года, а также французский десант 1780 года, в альянсе с которым и при поддержке французского флота повстанческая американская армия под командованием Джорджа Вашингтона принудила британскую армию к капитуляции у Йорктауна, что предопределило исход всей войны).

 

 В Малой Азии набирает силу Османская империя, которая борется с угасающей Византией. А на Востоке Европы - поднимается с колен Россия, стремящаяся сбросить ордынское иго. Трудно себе представить масштабное столкновение их интересов и Британии, которое вполне вероятно могло бы вылиться в настоящую — первую в мире — мировую войну на территории всей Евразии. Особенно интересно проследить столкновение интересов России и Великобритании в последующие века, из коих можно сделать простой и однозначный вывод: Британия практически всегда была враждебной России силой, входившей в военные, политические и торговые альянсы, направленные на противодействие России и словно бы являясь каким-то негласным центром всех этих интриг. Видимо, в растущей и крепнущей Российской Империи Британия видела серьезную угрозу все тем же своим мировым имперским амбициям. Даже во время Второй Мировой войны союзничество Британии с СССР было исключительно вынужденным, трудным, в чем можно легко убедиться, почитав воспоминания тогдашнего посла СССР в Англии И.М.Майского. Не ставя под сомнения усилия Британии в жестокой морской войне против Германии, нужно отметить, что в части взаимодействия с СССР они были скорее хитрым лавированием в заштормивших водах мировой политики, призванным, с одной стороны - помогать, но «постольку, поскольку», чтобы оккупированная Россия продолжала успешно оттягивать на себя силы Германии. А самим не ввязываться в тяжелые наземные операции, то есть во многом — «воевать чужими руками». При этом неважно, сколько жизней положит союзная Россия... В общем, как и всегда в прошлые столетия, Британия здесь стремилась соблюдать в основном собственные интересы, в текущей и послевоенной реальности. Поэтому столь нужный России второй фронт во Франции, который мог бы очень сильно повлиять на ход событий, будь он открыт в начале 1940-х годов, появился лишь тогда, когда финал войны стал очевиден, и стало нужно быстро ограничить победоносное присутствие СССР в послевоенной Европе. И союзничество Британии с Россией быстро превратилось в собственную противоположность сразу по окончании войны.

 

Интересы Англии всегда были обращены к Индии, завоевание которой было бы для британской короны лишь вопросом времени, наступившим бы в этом случае гораздо раньше, чем в середине 18 века. Вероятно, уже через столетие после падения Франции, как раз в середине 16-го века, во времена блистательного правления Акбара, объединителя Индии.

 

 

Снятие осады Орлеана. Париж, Пантеон.
Жанна Д`Арк ведет войско на штурм английской турели.


 

 

Таким образом, в большой степени можно утверждать, что Жанна Д`Арк воевала не только за Францию, но и за Итальянское возрождение, Россию, Америку, Индию... Все вышесказанное носит характер предположений, основанных на типичных завоевательных амбициях тех времен. Передел территорий, из века в век менявших своих хозяев, не имеет существенного значения, в веках живут лишь культурные накопления, составляющие основу человеческой цивилизации. Но нет никакого сомнения, что экспансия Англии затронула бы многие важнейшие культурные процессы средних веков, и мир существенно изменился бы. История не пошла по этому пути лишь из-за двух простых вещей — знамени в девичьей руке Жанны и ее героического призыва идти на приступ английской башни-турели, чтобы снять осаду французского Орлеана.

 

__________________________________

 

1. Источник - St. Joan Of Ark Center website: www.stjoan-center.com

 

2. Д. Мережковский. Жанна Д`Арк. Жизнь Cв. Жанны - II. М., МЦР, 1995 г.

 

3. Н.К.Рерих. Держава Света. Семь Святых. Виеда, Латвия, 1992 г.

 

4. По материалам Википедии - свободной интернет-энциклопедии: www.wikipedia.org

 

5. Е.И.Рерих. У порога Нового Мира. М, МЦР, 2006 г.

 

6. Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. Виеда, Латвия, 1992 г.

 

7. Ю.Н.Рерих. По тропам Срединной Азии. Агни, Самара, 1994 г.

 

8. См. Учение Живой Этики. Надземное, 108.

 

28.05.2019 10:18АВТОР: Александр Титов | ПРОСМОТРОВ: 2011




КОММЕНТАРИИ (5)
  • VICTOR28-05-2019 18:45:01

    Комментарий удален.

  • Светлана29-05-2019 08:35:01

    Спасибо Александру за интересный и содержательный материал о доблестном подвиге прекрасной Подвижницы Света. Конечно, Жанна спасла не только свою любимую Родину, но и весь наш мир. Девочка-подросток из французской глубинки дала достойный пример бесстрашия, благородства и самоотдачи во имя мира на Земле, тем самым кардинально повернув будущее человечества в нужное эволюции русло.

  • Татьяна Бойкова29-05-2019 12:23:01

    Александру огромное спасибо за отличную статью с глубокими размышлениями сопоставлениями и выводами. Большую роль играет тот момент, что Александр сам был во Франции... Здесь уже идет совсем другое восприятие событий, чем когда ты просто читаешь об этом во множестве хороших статей. Конечно, кто-то может прочувствовать многое и при чтении ее жизнеописаний....
    Тоже в свое время писала о Жанне "Огненный венец Жанны д`Арк", и также пыталась прочувствовать и хотя бы краешком сердца попытаться осознать подвиг Девы. В помощь мне были замечательные стихи о Жанне д`Арк Н.Д. Спириной и М. Цветаевой.
    У Л.В. Шапошниковой также есть замечательнейшая статья о Жанне - «Никто не имеет права сжигать Жанну д’Арк» (она есть у нас на портале.
    О Жанне писали многие и каждый находит и привносит что-то свое и это так прекрасно, что она живет в наших сердцах и будет жить вечно.
    Еще раз спасибо Александру за статью.

  • Ксения31-05-2019 07:46:01

    Земля живёт благодаря таким огненным духом, как Жанна д'Арк. В нужное время они приходят на Землю и спасают человечество от гибели, поддерживают равновесие Земли. И человечество должно быть благодарно им за такую самоотверженную помощь.

  • Квазар31-05-2019 17:11:01

    ЖАННА

    Хрупкая девочка, чуткие руки,
    Радостью звёздной сияют глаза;
    Детства беспечного краски и звуки
    Тронула грусти и боли слеза.

    Родина стонет под вражеским гнётом,
    Может её только дева спасти;
    Жанна, ну где же ты!? Жанна, ну что ты!
    Благословенны героев пути!

    Сердце не знает иного удела –
    Столько изящества, столько огня!!
    Латы тяжёлые Жанна одела,
    Светлый призыв сокровенно храня.

    Быть во главе целой армии грозной
    Выпала ей легендарная роль!
    Россыпь побед ослепительно-звёздных,
    Взят Орлеан и на троне король.

    Так уж бывает, коварные люди
    Жанну схватили и продали в плен;
    Ходят как тень за героем иуды,
    Цепи надели у каменных стен.

    Светочи мира пылают как звёзды,
    Пламя костра охватило, губя…
    Милая Жанна, прими эти розы,
    Жанна мы помним и любим тебя!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Святые религий Мира »