Чюрлёнис. Философия жизни. Тина Гай. Интервью П.М.Журавихина, президента Благотворительного фонда имени Е.И.Рерих, корреспонденту «Raadio 4» (Эстония). Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Москва. 9–10 октября 2018 г. Конференция «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире». Музы блокадного города. Светлана Ветка. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР "Ведическая Русь" художника Всеволода Иванова. 1. Гибнущее наследие. Звезда героя. Д.Ю. Ревякин. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Мудрость Ману (история картины Николая Рериха).


 

Манали. Индия.

 

 

В долине Кулу, примерно в двадцати километрах вверх по течению реки Беас от Наггара, где жили Рерихи и где находился созданный ими институт «Урусвати», расположен небольшой городок Манали. Сегодня это процветающий курорт с десятками отелей и пансионатов, привлекающий множество туристов. Ведь если для нас летний отдых привычно ассоциируется с теплом и морем, то для большинства индийцев он связан с горной прохладой. Поэтому все, кому позволяют средства, на период летней жары стремятся в Гималаи. После осложнения политической ситуации в Кашмире число туристов в долине Кулу вообще и в Манали в частности особенно возросло.

Пройдя шумный центр, можно выйти на улочку, ведущую в старую часть города. Старый Манали напоминает деревню, каких много в долине. Традиционные дома, построенные по принципу торта «Наполеон»: венец из деревянного бруса, венец из камней, еще из бруса, еще из камней и так далее. Вокруг второго этажа - опоясывающий деревянный балкон на резных подпорках; крытая каменными плитками крыша. Здесь мало туристов, сувенирных лавок, ресторанов, нет суеты.  Манали. Улица, ведущая к храму Ману. Фото автора, 1998.

Улочка приведет нас к каменному храму в стиле «шикхара» - храму Ману. Храм современный, построен лет десять назад на месте старого. Но о древности этого места напоминают вросшие в землю каменные стелы-изваяния. Время сгладило их черты, и сейчас уже трудно угадать, кого изображал скульптор далекого прошлого.

Ману (др.-инд. Manu, человек, от корня man, мыслить) - в индийской мифологии первопредок, прародитель людей. В ведийской традиции Ману - сын солярного божества Вивасвата и сводный брат Ямы. При этом Ману рассматривается как первый человек, живший на земле, и «царь людей», а Яма - первый человек, который умер, и царь умерших предков. Пураны и эпос насчитывают уже четырнадцать разных Ману (семь бывших и семь будущих) [1]. Первочеловек Ману – главный герой индийского мифа о Великом Потопе.

Исследователи давно подметили удивительное сходство легенд о Великом Потопе, созданных в разных уголках света. Библейская версия, шумеро-вавилонская, зафиксированная в клинописных табличках Древнего Шумера и Древнего Вавилона, древнегреческая легенда о Девкалионовом Потопе и, наконец, индийский миф в целом сводятся к одному сюжету. Манали. Храм Ману. Фото автора, 1998

«Во всех этих версиях боги (либо Бог) гневаются на людей и решают их уничтожить. Лишь одного праведного человека - библейского Ноя, либо вавилонского Утнапиштима, или Атрахарсиса, шумерского Зиусудру, греческого Девкалиона, индийского Ману предупреждает о грядущем потопе милостивый Бог, соответственно: Яхве, Эя, Прометей, Брахма. Затем человек строит ковчег, в котором собирает зверей, домашний скот, семена растений и прочее. Он спасается в этом ковчеге и пристает к некой горе, единственной, вершина которой остается незатопленной. Когда вода уходит, этот человек становится родоначальником всех людей, а сохраненные им животные и растения возрождают жизнь на земле». [2].

При схожести общей схемы каждый миф имеет свою специфику, индийский не исключение. Для дальнейшего рассказа полезно его кратко изложить.

Ману жил в уединенной обители близ южных гор. Однажды утром, когда он умывался, ему попалась в воде маленькая рыбка. Она сказала: «Сохрани мне жизнь, и я спасу тебя». «От чего ты спасешь меня?» - спросил удивленный Ману. И рыба сказала: «Придет потоп и погубит все живые существа. От него я спасу тебя». Ману сначала держал рыбку в кувшине. Но поскольку она быстро росла, вскоре пришлось выкопать специальный пруд. Но и он вскоре стал тесен, ибо она превратилась в огромную рыбу джхаша с рогом на голове, самую большую из всех рыб. Тогда Ману выпустил рыбу в море – теперь ничто не угрожало ее жизни. На прощание рыба сказала: «В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя». Каменные стелы у храма Ману. Фото автора, 1998

Все так и вышло. Весь мир оказался залит водой, и рыба приплыла к ковчегу, и Ману привязал веревку к ее рогу, и она быстро повлекла его судно по бушующим волнам. Ману и рыба были единственными оставшимися живыми существами среди окружавшего их водного хаоса. Свирепые ветры раскачивали корабль, но рыба все плыла и плыла по этой водной пустыне и, наконец, привела судно к возвышавшейся над поверхностью воды вершине Химавата. Тогда она сказала: «Я спасла тебя. Привяжи корабль, и, когда вода начнет спадать, спускайся. Будь осторожен». И исчезла. А Ману остался, чтобы возродить на земле жизнь, смытую потопом. [3].

Существуют разные варианты этого мифа. В «Махабхарате» рогатая рыба – воплощение Брахмы, а на корабле-ковчеге находятся еще семь мудрецов – риши. По более поздней «Матсья-пуране» рыба – аватара (воплощение) бога Вишну (ил.5), а на корабле собирается множество живых существ и семян растений. Но волшебная рыба и Ману присутствуют во всех версиях. Каменные стелы у храма Ману. Фото автора, 1998

Если вы не спешите, присядем в тени храма Ману и раскроем небольшую книгу Роя Чоудхури «Храмы и легенды штата Химачал Прадеш». Одна глава в ней так и называется: «Манали, откуда начался мир». Пересказывая миф о потопе, автор пишет о том, что когда ковчег причалил к горе, «…Ману остановился в этом месте и погрузился в медитацию. С тех пор место известно как Манували или Манали. Упоминаемое в «Бхагавата-пуране» место остановки судна некоторыми исследователями ассоциируется с гималайским пиком Хамта неподалеку от городка Манали. Отсюда, от Манали, благодаря усилиям махараджи Ману, возобновился мир (…). В Манали есть древний храм Ману. Он единственный во всей долине, где Ману поклоняются как важному божеству…». [4].

Помню, что когда весной 1995 года я впервые пришел к этому храму, мелькнула мысль – а не тех ли «допотопных» (в буквальном смысле этого слова) существ, что были взяты Ману на борт ковчега, изображают древние каменные скульптуры вокруг? Матсья-аватара Вишну. Резьба по камню. XVI в. Виджайянагар, Хампи. Фото В. Ерохина, 2004

И другая мысль – что где-то я уже видел иллюстрацию к этой индийской легенде. Лишь позднее я вспомнил о картине Н. К. Рериха «Мудрость Ману», картине, загадка которой, как мне кажется, до сих пор ждет своего решения.

***

Хорошо известно, что Рерих начал обращаться к индийским сюжетам – как в живописи, так и в своем литературном творчестве – задолго до отъезда в Индию. В 1904 году он пишет сказку «Девассари Абунту», а в следующем году планирует сделать на ее основе «индусскую постановку» и создает два эскиза к ней – «Девассари Абунту» и «Девассари Абунту с птицами», которые мы знаем по репродукциям (современное местонахождение оригиналов, увы, неизвестно) [5]. С этого времени «индийские» тексты пишутся Рерихом регулярно: в 1908 году появляется сказка «Лаухми (Лакшми) – победительница», а на следующий год – одноименное стихотворение, включенное позднее в сборник «Цветы Мории», в 1910 году – «Граница царства» и «Города пустынные», в 1913 - «Индийский путь». В 1915 г. Рерих пишет эскиз, а в 1916 г. – саму картину «Граница царства», фактически – первую из своих гималайских картин (ил.6). 1916-м годом датируется и стихотворение «Молитва Гайатри».

В том же 1916 году Н. К. Рерих обратился к некому индийскому сюжету, связанному с Ману. В списке картин в известной книге С.Р. Эрнста упоминаются рисунок «Развалины» (эскиз к картине «Мудрость Ману») и сама картина «Мудрость Ману» (1916) [6]. Но ни описания, ни указания на то, где они находятся, там нет, как нет их и в каталоге В. В. Соколовского. [7].

«Мудрость Ману» была замечена (и отмечена) современниками. Например, Сергей Эрнст в упомянутой книге писал: «О новом восхождении духа мастера говорит большой эскиз декоративного панно «Мудрость Ману» 1916 г. - оно как бы указывает путь к великим тайнам и силам Индии...» [8]. Наряду с серией других картин она была создана в летние месяцы 1916 года [9] и, как и «Лаухми-победительница», представляла эскиз росписи для Теософского общества [10]. Среди достоинств этого произведения, представленного на выставке «Мира Искусства» в 1917 г. и выполненного «в духе индийских миниатюр», была отмечена достигнутая художником гармония зеленого и фиолетового цветов [11].

Панно для Теософского общества? Это вполне возможно. Как известно, Теософское общество было создано в Петербурге в 1908 г. как Российская секция Международного теософского общества (со штаб-квартирой в индийском Адьяре). Отделения общества были в Москве, Калуге и других городах. [12]. Оно вызвало большой интерес в среде петербургской интеллигенции. Легко представить, что между Рерихом и теософами завязались творческие связи. Особый интерес представляет и второй упомянутый эскиз панно для общества, «Лаухми (Лакшми) – победительница». Ни его воспроизведения, ни описания, ни указания на местонахождение мне пока найти не удалось.

Но позже сведения о «Мудрости Ману» в печати появлялись редко. Так, о ней вскользь упомянула В. П. Князева: «В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества обращается к истории и искусству не только России, но и других стран. (…) Далекой Индии посвящены картины «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами» (1906), «Мудрость Ману» (1916)» [13]. «В том же году (1916-м – ПК) появляется картина «Мудрость Ману», Великих законодателей в индийской мифологии», - пишет о ней Г. Рудзите [14]. Были и другие упоминания, но только сравнительно недавно, в монографии 2001 г. Л. В. Короткина достаточно подробно написала об этом произведении. Процитирую это описание с небольшими купюрами:

«Проблема синтеза культур и религий нашла воплощение в последнем монументально-декоративном произведении Рериха, созданном в Петербурге, - эскизе панно «Мудрость Ману» (1916). Ману – легендарный родоначальник людей и законодатель, как повествуют индийские предания. Законы Ману представляют собою стихотворное изложение браманистского учения (около V в. до н. э.). Согласно этическому кодексу Ману, «стремление достигнуть духовной заслуги считается признаком благости», и, напротив, «стремление к богатству, алчность, жестокость – признаки темноты и безбожия». Рерих отразил в картине древнейшую индийскую легенду о Ману и Великом Потопе, имеющем также библейскую, вавилонскую и греческую версии. (…) Картина предназначалась для дома теософского общества в Петербурге. Мысль о том, что все религии – пути к познанию Бога, проходит через все сочинения теософов. Эта мысль, как и признание истины существования Бога, Создателя Вселенной, была свойственна и Рериху. (…) В картине изображена широкая панорама зеленого холмистого пейзажа с синей рекой, среди волн которой на первом плане возвышается ярко-красная фантастическая рыба, перед которой на берегу сидит Ману в пестром восточном наряде. Выбрав в качестве сюжета картины индийский вариант легенды о потопе, Рерих провел аналогию между древнейшими религиями мира» [15].

Судя по этому описанию, автор была хорошо знакома с картиной, однако ни ее репродукции, ни указания на то, где она находится, в книге нет. Правда, эту загадку разгадать было просто. Еще в середине 1990-х, задолго до появления книги, Людмила Васильевна Короткина рассказала мне, что по предположению В.В. Соколовского картина «Мудрость Ману» - это ни что иное, как «Фантастический пейзаж» в картинной галерее города Твери. Чтобы проверить это предположение, в начале 1997 г. я написал председателю Рериховского общества Твери Татьяне Ивановне Чечиной. Вот что она ответила: Н.К. Рерих. Граница царства. 1916. Частное собрание, СПб (?). Воспр. по репродукции в монографии С. Эрнста (1918)

«На сегодняшний день об интересующей Вас картине мы знаем только следующее: «Фантастический пейзаж». 1911(?). Холст, темпера, 178х194.5 см. Поступила в 1937 г. (Ранее, до 1929 г. - ГРМ). Такую справку мы получили. Сейчас галерея на ремонте. Еще до закрытия ее мы узнали (из неофициальных источников) о том, что картина сильно пострадала при зимнем прорыве водопровода. На наш запрос об этом ответа не было».

Из более поздних писем я узнал, что после реставрации картина вернулась в постоянную экспозицию, и Рериховское общество Твери собиралось даже провести «выставку одной картины».

А вскоре я нашел и репродукцию «Фантастического пейзажа» - в наборе открыток с репродукциями картин Калининской областной картинной галереи, изданном в 1975 году. Взглянул на открытку и понял, что Соколовский был совершенно прав, – это, конечно же, «Мудрость Ману», а «Фантастический пейзаж» - название искусственное и вторичное. (ил.7). Н.К. Рерих. Мудрость Ману (?). 1916. Областная картинная галерея, г. Тверь. Экспонируется под названием «Фантастический пейзаж». Воспр. по открытке в подборке: Калининская областная картинная галерея. Вып.3. М.: Изобразительное искусство, 1975

Во-первых, сюжет: огромная красная рыба «джхаша» с рогом на голове, «самая большая из всех рыб», с открытым ртом - предупреждает сидящего на берегу человека в тюрбане (Ману). Во-вторых, ее большой размер, 178х194.5 см. Помните, у Эрнста - «большой эскиз». В-третьих, ее формат (почти квадрат) - для картины необычный, а для эскиза панно - вполне объяснимый.

А теперь, учитывая сюжет этого произведения, давайте вспомним о дальнейшей судьбе художника.

В конце 1916 г. для Рериха и его семьи начинаются «годы странствий»: Карелия, Западная Европа, потом Америка, возвращение в Европу и, наконец, отплытие в Индию. 30 ноября 1923 г. Рерихи высаживаются в Бомбее, около месяца путешествуют по стране, устраиваются в Дарджилинге, в начале 1924-го путешествуют по Сиккиму, потом собираются в экспедицию. В начале следующего, 1925-го года они едут на остров Цейлон (сегодняшняя Шри Ланка). На обратном пути они заезжают в Теософское общество в Адьяре, которому Рерих дарит вариант своей картины «Вестник» для музея Е. П. Блаватской. Вернувшись, они заканчивают сборы, и 6 марта 1925 г. Центрально-Азиатская экспедиция отправляется из Дарджилинга. В 1928 г. экспедиция возвращается в Индию, и в декабре перед Рождеством Рерихи поселяются постоянно в долине Кулу, в Наггаре, в двадцати километрах от Манали. Так что пик, изображенный на картине 1916 года, теперь, через двенадцать с половиной лет, Рерих мог видеть из окна своего дома.

Но вот что интересно. Живя в Кулу, Рерих неоднократно вспоминал о своих индийских сюжетах, воплощенных (либо пером, либо кистью) еще до приезда в Индию. Например, в очерке «Индия» (1937) он писал: «Уже с 1905 года многие картины и очерки были посвящены Индии. «Девассари», «Лакшми» (в «Весах»), «Индийский путь» (по поводу поездки Голубева), «Граница царства», «Кришна», «Сны Индии» - все это было написано еще до поездки в Индию, так же как «Гайатри» и «Города пустынные» [16].

Фактически это полный список индийских сюжетов Рериха в «доиндийский период» его жизни. Полный - за исключением «Мудрости Ману». Насколько я знаю, про «Мудрость Ману» Рерих, живя в Гималаях, не вспоминал никогда. Что это - случайность? Забывчивость? Возможно...

Может быть, Рерих не знал о том, что долина Кулу связана с именем Ману? Нет, знал прекрасно, фразы «Манали - от Ману», «Законодатель Ману дал свое имя Манали», «Не здесь ли Ману составил первые заповеди для блага человечества?» встречаются во всех его очерках про Кулу: «Боги Кулуты» (1929), «Урусвати» (1929), «Наггар» (1937) и др. [17]. Более того, между 1928 и 1930 гг. Рерих пишет три варианта картины «Страна Ману», входившей в серию «Кулу» [18].

Может быть, теперь он воспринимает Ману исключительно как автора кодекса законов, регулировавших право, мораль и внутреннее устройство общества древней Индии? А про историю о Потопе и рыбе, предупредившей мудреца, забывает? Тоже нет, например, в очерке «Обитель света» он отмечает: «Все десять воплощений Вишну свершались около Химавата. Самое древнее из них - Аватар Дагона, человека-рыбы, который спас праотца земной расы Ману. Еще со времен первого катаклизма - мирового потопа - Бирма помнит Дагона и утверждает, что священный храм, построенный в его честь, насчитывает более трех тысяч лет» [19] (как мы помним, в поздних версиях мифа о Великом Потопе рыба - воплощение бога Вишну).

Но ни в связи с Ману, ни в связи с потопом Рерих не упоминает о картине на эту тему, написанной им много лет назад. Да, это вполне может быть случайностью. А если на минуту предположить, что «Мудрость Ману» Рерих «забывает» сознательно? Тогда, конечно, возникает вопрос почему.

1916 год – год перелома в мировоззрении Рериха. Пожалуй, ярче всего эти перемены отразились в поэзии Рериха. Достаточно раскрыть сборник «Цветы Мории» и избирательно прочесть стихи, датированные 1916-м годом. «За вратами посланец стоит./ Нам он что-то принес» («На последних вратах». 1916). «Я вижу след величавый, / сопровожденный широким посохом / мирным. Это, наверно, / наш Царь. Догоним и спросим». («Нищий». 1916). «Орион и Арктур засверкали. / За Алтаиром далеко/ новые звездные знаки / блестят, и туманность / созвездий ясна и прозрачна. / Разве не видишь ты / путь к тому, что / мы завтра отыщем (…) Подпояшься потуже. / Путь будет наш каменист. / Светлеет восток. Нам пора» («Пора». 1916). «Глаза Твои могут сверкать, / Голос Твой может греметь. / И рука может быть тяжела / даже для чёрного камня» («Уводящий». 1916). И –

Ты, в тишине приходящий,

безмолвно скажи, что я в жизни

хотел и что достигнуто мною?

Возложи на меня свою руку, -

Буду я снова и мочь и желать,

И желанное ночью вспомнится утром.

(«Утром». 1916).

И еще – в «Молитве Гайятри» (1916): «Песня, которую я должен спеть, еще остается не спетой». Автобиографический характер стихотворений книги «Цветы Мории» был детально и глубоко проанализирован П. Ф. Беликовым [20].

Рерихи собирались в путь. Лето 1916 г., когда были написаны картины «Мудрость Ману», «Лакшми - Победительница», «Граница царства», прошло на Валдае, в имении Сменцово у станции Лыкошино, ближайшей к озеру Пирос [21]. Да, этим летом Рерих писал и про Россию («Знаменитая статья художника «Неотпитая чаша» звучит пламенным гимном любви к Родине. В ней Рерих описал все свои любимые места») [22]. Но на мой взгляд – пламенно-прощальным гимном… Там и тогда начиналась новая, главная, восточная страница его жизни.

Но если в поэзии Рериха отражены некие обобщенные образы, то на картинах они вполне конкретны. И если с такой позиции взглянуть на «Мудрость Ману», становится ясно, что это явно провидческая картина. Приходит в голову мысль, что Николай Константинович уже тогда, в 1916 году, предвидел свой дальнейший жизненный путь - вплоть до конкретного места, в котором он проведет вторую половину своей жизни. А казаться мистиком и провидцем он не любил - тому много свидетельств. Вот и не упоминал о картине…

Это, конечно, всего лишь предположение. Но оно позволяет лучше понять смысл названия. Собственно, почему картина называется «Мудрость Ману»? Не «Весть о Потопе», не «Предупреждение Ману» (названия, которые первыми приходят в голову), а – «Мудрость»? В чем собственно проявилась мудрость Ману, маленького человечка в красном тюрбане в правом нижнем углу картины?

Мне кажется, она проявилась в том, что Ману поверил рыбе. Мудрость - в способности распознать знак, поверить в него и действовать соответственно. Это заставляет вновь обратиться к теме Зова и Вести, которая так важна в творчестве Рериха.

Спустимся с небес на землю и представим, что миф о Великом Потопе имеет под собой реальную историческую основу. Тогда легко предположить, что перед потопом были какие-то тектонические явления, которые сказались на поведении рыб. В этом нет ничего невероятного. Среди трагических репортажей о цунами, обрушившемся на берега ряда стран Юго-Восточной Азии в конце 2004 г., промелькнули сообщения о необычном поведении многих морских обитателей. Но только очень знающий, наблюдательный и мудрый по тем (допотопным!) временам человек мог понять, что это знак, что это предупреждение. И поверить в него, и начать строить корабль.

Конечно, человеку всегда хочется думать, что если Весть придет, то обязательно в такой форме, что не понять ее будет невозможно. Что в дверь постучится таинственный путник в белых одеждах. Или в стену поблизости воткнется стрела с привязанным письмом, пущенным лучником с картины «Шамбале Даик» - «Весть Шамбалы». А если нет? Если Весть - в форме облака над головой, как на многих других картинах художника? Мы все живем в мире знаков, и проблема - в способности распознать знак истинный или, говоря современным языком, отделить сигнал от информационного шума. В этом - мудрость. Для меня картина «Мудрость Ману» дорога прежде всего тем, что заставляет задуматься над этими вопросами.
 

Петербург, декабрь 2000 - январь 2006.

=====


 

Автор будет чрезвычайно признателен за любые исправления и дополнения к этому тексту. Основные положения очерка были доложены на семинаре «Петербургского Рериховского сборника» 15 декабря 2000 г. Переработанный, дополненный текст и иллюстрации публикуются впервые.


 

Примечания:
 

[1] Мифы народов мира. Энциклопедия. - М., 1992. Т.2. С.106-107

[2] Барашков А. Гибель Атлантиды // Наука и религия, 1991, N 11

[3] Излагается по: Сказание о потопе // Темкин Э.Н., Эрман В. Г. Мифы древней Индии. – М.: Гл. ред. восточной литературы, 1982. С.26-27

[4] Manali where the world began // Roy Chaudhury. Temples and legends of Himachal Pradesh. - Bombay: Bharatiya Vidya Bhavan, 1981. P.34-36.

[5] Яковлева Е. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. – Самара: Агни, 1996. С. 9-10,107

[6] Эрнст С. Н. К. Рерих. Пг: Издание Общины Св. Евгении, 1918. С. 127

[7] Соколовский В. Каталог художественных произведений Николая Константиновича Рериха с 1885 по 1947 гг. – Новосибирск, 1996. 44+2 с.

[8] Эрнст С. Op. cit. С. 105

[9] «В Мире Искусства». Новые работы Н. К. Рериха // «Биржевые ведомости», 1916, 26 октября, утренний выпуск, № 15885

[10] Кондаков С. По выставкам. «Мир Искусства» // Столица и усадьба, 15 апреля 1917. С.15

[11] Ростиславов А. Выставка «Мир искусства». I. // Речь. 24 февраля 1917. № 52; Кондаков С. Оp. cit.

[12] Зубкова Л. В. К истории теософского движения в России // Дельфис. 2001. N 4 (28). C.29-32.

[13] Князева В. П. Николай Константинович Рерих. М.-Л.: Искусство, 1963. С.48

[14] Рудзите Г. «Какую сложу Тебе песнь? Как устремлюсь?» // Рерих Н.К. Цветы Мории. – Минск: Издательство Белорусского фонда Рерихов, 1997. С.V.

[15] Короткина Л. Творческий путь Николая Рериха. СПб: АРС, 2001. С.116

[16] Рерих Н. К. Из литературного наследия. – М.: Изобразительное искусство, 1974. С.121.

[17] Рерих Н. К. Урусвати. М.: МЦР, 1993. (Сер. «Малая Рериховская библиотека»). С. 41, 44-45, 50, 64.

[18] Эти картины автору неизвестны. Судя по каталогу В. В. Соколовского (op. cit), все они находятся в США

[19] Рерих Н. К. Гималаи – обитель света. Адамант. Самара: Агни, 1996. С.14

[20] Беликов П. Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Таллин, 1980. Авториз. машинопись из архива семьи Беликовых. Автор благодарен С. И. Мартынову за предоставленную копию этой книги. См. также: Беликов П. Ф. Рерих (опыт духовной биографии). Новосибирск: ИЧП «Лазарев и В. В. и О.», 1994

[21] Мельников В. Л. Н. К. Рерих и Вышневолоцкий край // ВИКА (Вышневолоцкий историко-краеведческий альманах). 1999. №3. С.25

[22] Там же

 

Подписи к рисункам:

 

1. Манали. Улица, ведущая к храму Ману. Фото автора, 1998.

2. Манали. Храм Ману. Фото автора, 1998.

3-4. Каменные стелы у храма Ману. Фото автора, 1998.

5. Матсья-аватара Вишну. Резьба по камню. XVI в. Виджайянагар, Хампи. Фото В. Ерохина, 2004.

6. Н. К. Рерих. Граница царства. 1916. Частное собрание, СПб (?). Воспр. по репродукции в монографии С. Эрнста (1918).

7. Н. К. Рерих. Мудрость Ману (?). 1916. Областная картинная галерея, г. Тверь. Экспонируется под названием «Фантастический пейзаж». Воспр. по открытке в подборке: Калининская областная картинная галерея. Вып.3. М.: Изобразительное искусство, 1975.

 

04.07.2006 20:16АВТОР: П.И. Крылов | ПРОСМОТРОВ: 2073




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «О картинах Николая Константиновича Рериха. »