М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Влияние искусства на формирование духовного мира человека. Андрей Троицин


С.Н. Рерих.  Канченджанга. 1954

С.Н. Рерих.  Канченджанга. 1954

 

 

"Невыразимая аура славы излучается великим произведением. Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре высокого творения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний Великих Мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чистого эстетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим равновесие и гармонию, так как отзываемся на естественный эволюционный поток, вызывающий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и формы. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть Красоты, излучающуюся из них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении…"

Рерих. С.Н. «Стремиться к Прекрасному».

 

Приведенная цитата в существенной мере позволяет проникнуть в суть сокровенных психо-духовных механизмов таинства воздействия на человека высоко-одухотворенных великих произведений искусства. В самом деле, о поистине магической - гармонизирующей и одухотворяющей силе воздействия искусства на духовный мир человека известно уже с глубокой древности, однако современное естествознание и по сей день не располагает сколько-нибудь приемлемыми, достоверными представлениями о глубинных психических механизмах столь примечательного, духовно возвышающего и облагораживающего резонансного воздействия. И тому есть простое объяснение: в рамках современных, во многом недостоверных и ущербных естественнонаучных антропологических представлений – данная задача и в самом деле представляется весьма трудноразрешимой. В то же время, проецируя и рассматривая означенную проблематику в плоскости эзотерических антропологических представлений о структурно-функциональной организации психической натуры человека – мы сравнительно легко достигаем прояснения и понимания сути исследуемых процессов. Согласно этим представлениям, психической натуре человека присуща врожденная многоуровневая структурно-функциональная организация, включающая: бессознательные (безусловно-рефлекторные) животные, сознательные и сверхсознательные функциональные уровни. В современном человеке, на текущем этапе его духовного становления, все еще преобладает сравнительно низменная, животная сторона его натуры, вследствие чего, его сознание, как правило, спроецировано в сфере наиболее оптимальной и эффективной реализации подсознательных врожденных животных инстинктов и, соответственно, служит, всего лишь, инструментом их осмысленной реализации. Сверхсознательные уровни и потенции его психической натуры, известные нам в форме проявлений светлой, совестливой стороны его духовной натуры — в нем, как правило, подавленны и слабо проявлены. Высоко-одухотворенные великие произведения искусства, согласно эзотерическим представлениям, создаются гениальными Мастерами в измененных состояниях сознания, связанных с активацией и реализацией в них, в моменты высоко-одухотворенного вдохновенного творчества, сокровенных высших сверхсознательных уровней и потенций человеческого духа, как правило, не активированных и не проявленных в них в обыденных, низко-одухотворенных состояниях. В столь высоких состояниях духа, гениальному творцу удается прозреть и окунуться, в обычно недосягаемый человеческому восприятию, необычайно утонченный и возвышенный мир сверхсознательных психо-духовных вибраций и эманаций. Проникнуть в мир – ультраутонченных и необычайно насыщенных: цветовых, слуховых, обонятельных, умозрительных, эмоционально-эстетических, и других вибраций, которые они и пытаются отобразить и запечатлеть в создаваемых ими живописных, музыкальных, литературно-художественных, этико-философских, естественнонаучных, гениальных творениях. Как правило, произведения такого одухотворенного уровня, заключают и несут в себе консистенцию необычайно утонченных и высоко-одухотворенных психо-духовных вибраций и эманаций, резонансно воздействующих на соответствующие сокровенные уровни психо-духовного естества соприкасающихся с ними обычных людей, чудесным образом пробуждая и «высекая» в их сердцах необычайно воодушевляющие и облагораживающие всполохи удивительно чистых и возвышенных душевных проявлений.

 

Проявление и реализацию в человеке сокровенных высших сверхсознательных потенций его духа эзотерическое знание связывает с активацией высших, так называемых – «огненных» функциональных уровней его психических центров (чакр). Определение «огненные», применительно к высшим проявлениям человеческого духа – призвано указать на более высокочастотную и высокопотенциальную природу проявляющихся и источаемых человеком, в сверхсознательных состояниях духа, поистине огненных психических энергий, проявление которых сопряжено со специфическими болезненными ощущениями жжения в его биологическом теле. Процесс реализации в духовно восходящем человеке сокровенных высших огненных психических и энергетических потенций, сопряжен с процессами комплексного огненного преображения (трансмутации) психических, энергетических и биологических структур его естества. Что, в сущности, и является объяснением сути основополагающих христианских представлений о «Крещении человека Огнем и Святым Духом, и последующем его преображении в теле и Духе Истинном». К сожалению, христианские доктринальные представления об Огненном Крещении Человека и его последующем Обожении — в рамках современной официальной церковной ортодоксальной догматики толкуются как нечто феноменально-непостижимое для современного человеческого уровня разумения, тогда как в представлении современного научного естествознания — объявляются религиозной абстракцией, не заключающей в себе какого-либо объективного смысла. Следует ли объяснять, что обе эти, непростительно ущербные и невежественные позиции и ответственны, во многом, за удручающее нравственное разложение и усугубляющийся глобальный культурно-нравственный кризис современной человеческой цивилизации, в основе своей вызываемые глубоко невежественными и очевидно порочными тенденциями в сфере современных общечеловеческих культурно-нравственных представлений. С сожалением приходится констатировать, что в век высоко-продвинутых термоядерных, космических и информационных технологий – современное человечество все еще пребывает в состоянии глубочайшего духовного невежества и не имеет достоверных ясных представлений ни о психо-духовной организации человека, ни о возвышенных, сокровенных, сверхсознательных аспектах его духовности. Вследствие чего отсутствуют и сколько-нибудь приемлемые и достоверные, естественнонаучно обоснованные представления о понятиях и категориях высокой духовности, высокой духовной культуры и высокого искусства, в частности.

 

Хорошо известно, что эзотерический смысл слова «культура» - определяется как «культ света», или «культ огня» («ур» - на санскрите обозначает: «свет», «огонь»). Соответственно, смысл понятия «духовная культура» - следует интерпретировать как «культ духовных света и огня», подразумевающий культивацию в человеке высоко-одухотворенных огненных состояний сознания, сопряженных с активацией и реализацией в нем сокровенных высших сверхсознательных уровней и потенций его духа, врожденно заданных в естестве светлой, совестливой стороны его психической натуры, но, как правило, слабо проявленных в обыденных состояниях его духа. Причем, следует иметь ввиду, что представления о сокровенных внутренних «огне» и «свете» в человеке – заключают в себе, отнюдь не аллегорический, а самый, что ни на есть, объективный психо-духовный смысл. В самом деле, реализацию в человеке сокровенных высших огненных потенций его духа эзотерическое знание связывает с активацией и возгоранием высших огненных функциональных уровней его психических центров – чакр. Вследствие чего, он испытывает в себе пробуждение:

 

а) более возвышенных и просветленных – душевно-сушностных, эмоционально-эстетических, высших ментальных (супраментальных), экстрасенсорных, и т.д. психических потенций; и

 

б) более высокочастотных и высокопотенциальных «огненных» психических энергий, приводящих его в состояние сверхвоодушевления, сверхзаряженности жизненной энергией, переизбытка жизненных сил и наполняющих его внутренний духовный мир ясно осязаемой, ярко-радужной (с преобладанием серебристо-золотистых оттенков) феерией внутреннего духовного света, сопряженного с таинством его внутреннего душевного, эмоционально-эстетического и ментального просветления.

 

Согласно эзотерическим представлениям, именно процессы активации и приоткрытия в человеке сокровенных высших огненных функциональных уровней его психических центров и способствуют необычайному подъему и расцвету его творческих сил и дарований, и, соответственно, дают ему возможность «обуздать» крылатого Пегаса вдохновения.

 

Таким образом, есть основания констатировать, что:

 

а) понятие высокой духовности – подразумевает аспекты и категории сокровенных, высших сверхсознательных проявлений духовной натуры человека;

 

б) Понятие высокой духовной культуры – подразумевает высоко-одухотворенную, сверхсознательную сферу деятельности и творчества человека;

 

в) Понятие высокого искусства – подразумевает сферу высоко-одухотворенного, вдохновенного творчества человеческого гения и совокупность создаваемых в возвышенных состояниях духа, высоко-одухотворенных творений искусства, заключающих и несущих в себе насыщенную консистенцию необычайно утонченных и высоко-одухотворенных психо-духовных вибраций и эманаций, резонансно воздействующих на внутренний духовный мир соприкасающихся с ними людей и способствующих их духовному возвышению и просветлению.

 

В социально-культурном смысле, высокое искусство исполняет функции высокоэффективного психо-духовного механизма культивации и стимулирования возвышенных состояний духа, как в отдельном человеке, так и в социуме, в целом. К сожалению, на текущем историческом этапе, система общечеловеческих культурно-нравственных традиций и ценностей, в том числе - и в сфере высокого искусства, – претерпевают очевидную существенную девальвацию вследствие все большего и большего усугубления в современном обществе тенденций культурно-нравственной деградации, развращения и опошления массового сознания людей. Следует отметить, что все более усугубляющаяся духовно-нравственная инволюция, выражающаяся в тенденции все большего усиления и превалирования в современном массовом сознании сравнительно низменных, животно-инстинктивных предпочтений и проявлений человеческой натуры, при одновременном угасании в нем более возвышенных и высоко-одухотворенных, совестливых, истинно человеческих сверхсознательных инвольтаций и эманаций – наносит существенный урон степени востребованности и, в целом, культуроформирующей роли высокого искусства в современном обществе.

 

Спрос определяет предложение, и в отсутствии социально ангажированного массового спроса на высокое искусство, современная массовая культ-индустрия успешно перестраивается под более приземленные и незатейливые этические и эстетические предпочтения духовно инволюционирующего социума. Что проявляется в форме многочисленных и разнообразных форм и течений так называемой, «попсовой» масс-культуры, призванной обслуживать сравнительно низменные и низкопробные вкусы и потребности духовно грубеющих и деградирующих масс. Очевидно, что в подобной низко-духовной, низко-нравственной социальной среде, крайне трудно состояться и реализоваться отмеченным Свыше высокоодаренным, как правило, необычайно утонченным и возвышенным духом творческим личностям. Что также, во многом, является объяснением причины очевидного застоя и отсутствия в сфере существующих разных направлений высокого искусства каких-либо новых значимых достижений. Между тем, согласно эзотерическим представлениям, прямая связь между способностью творческой личности достигать в себе возвышенных, высоко-одухотворенных состояний духа – и его вдохновенной, высокопродуктивной, порою гениальной творческой деятельностью – вполне очевидна. О чем красноречиво свидетельствуют и следующие слова гениального Альберта Эйнштейна: «Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным».

26.12.2013 14:36АВТОР: Андрей Троицин | ПРОСМОТРОВ: 3917




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Духовное совершенствование »