М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Великое будущее России под Знаменем Мира. М.Д. Скачкова. Е.А. Тарасенко.


 

 

 

Доклад прочитан на IX Международных Рериховских чтениях «Россия — страна великого будущего» Новосибирск, 4-6 октября 2014 г.

 

Уважаемые участники и гости конференции! Всех нас здесь собрал великий Сергий. И сердце каждого переполняет благодарность за праздник духа, который нам устроило Сибирское Рериховское общество. Новосибирский Музей Рериха, построенный сотрудниками СибРО, стал мощным духовно-просветительским центром Сибири. Еще один культурный центр создан в Уймонской долине, на Алтае. Это поистине великие дела! И неудивительно, что в Год Культуры — почитания Света — сотрудники СибРО воздвигли еще одну твердыню Света — часовню Святого Сергия. Все мы помним слова — пусть русские хранят храмы Святого Сергия, ибо через них они войдут в истинный храм свой. Сегодня хочется сказать добрые слова в адрес строителей этого храма, которые всей своей жизнью подтверждают: чем труднее обстоятельства, тем больше достижение, и искренне пожелать им новых, еще более грандиозных свершений!

 

Мы живем в очень сложное время переустройства жизни — войн, конфликтов, катаклизмов. Стремительно изменяется мировоззрение, стираются границы земные и небесные, происходит сближение тонкого и физического миров и эволюционный отбор народов. Еще сильнее неистовствует тьма, видя свой близкий конец, и в этом грозном водовороте событий сердце ищет путь правды, силы и духа, и находит его в подвижниках и героях великого русского народа, в Преподобном Сергии, от Бога данного России Воеводы, Строителе русской духовной культуры.

 

«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в Музее, будет ли оно в книгохранилище, — оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах, как драгоценнейший Ковчег духа. Хранится оно, как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен — сокровищах души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности» (Николай Рерих).

 

«“Бог и родина” — вот то, что двигало жизнью и судьбою Преподобного Сергия». По словам историка Ключевского, Строитель и просветитель, создатель русской духовной культуры, Сергий Радонежский стал национальной идеей России, а дело, которому он служил, — практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Это дело — нравственное воспитание народа и строение государства Русского.

 

Все знаковые победы и достижения в истории государства Российского связаны с именем великого Подвижника. Святой Сергий трижды спасал нашу Родину от уничтожения иноземными захватчиками — в 1380 году — на Куликовом поле, в 1612 — от польского нашествия, и в 1945 году — во время решающей битвы в человеческой истории — Армагеддона. Основанные им, его учениками и учениками его учеников монастыри были центрами освоения новых, доселе незаселенных мест, и тем самым расширяли границы России в северном и восточном направлениях. Утверждение российской государственности также связано с именем Преподобного. Именно его подпись стоит под важнейшим документом — завещанием Дмитрия Донского, которое устанавливало новый порядок передачи власти — не от брата к брату, а от отца к старшему сыну, и тем самым уничтожало саму возможность династических споров и междуусобиц.

 

Уже многие столетия Преподобный Сергий именуется Игуменом Русской Земли. В переводе с греческого Игумен означает — Ведущий. Так Сергий воистину ведет нашу страну к великому будущему, и не случайно год 700-летия Преподобного Сергия, объявленный Годом Культуры, стал для России поистине знаменательным, переломным. Великий Защитник Русской земли вновь благословляет страну на подвиг духовного возрождения и укрепления государства Российского.

 

29 мая этого года, в Астане, Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор вступит в силу с 1 января 2015 года. Подписи под этим документом, изменяющим всю мировую архитектуру, поставили лидеры трех стран — Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев. И это только начало. Уже многие страны изъявили желание присоединиться к Евразийскому союзу. Так открылся путь России к Российской Азии, мощной державе, которой суждено стать оплотом Нового Мира и Новой Эпохи.

 

Немногим ранее, в начале марта, на заседании Президиума Российской Академии наук было предложено создать на территории России Транс-Евразийский пояс развития (ТЕПР). Этот интегральный проект солидарного развития на базе современных технологий позволит России стать «интегратором на Евроазиатском континенте», «цивилизационным центром», объединяющим Европу и Азию, причем не только экономически, но и в культурном отношении.

 

Инициаторы идеи утверждают, что развитие России должно опираться на культуру и моральные идеалы, экономику необходимо подчинить духовным ценностям. Это позволит нам сохранить свою духовную и нравственную платформу, ценности и ориентиры.

 

ТЕПР — это возрождение промышленности, новые города и дороги в Сибири и на Дальнем Востоке, интеграция с Китаем (долгосрочный контракт с Китаем уже подписан в мае 2014 года), Монголией, Индией и другими странами Азии, и главное — возвращение к традиционным ценностям, воплощенным в великой Культуре.

 

Уже многие люди начали понимать, что только Культура может стать прочным основанием союза народов, устремленного в будущее, обеспечить устойчивый мир на планете. Воинствующая тьма является проявлением невежества, которое искореняется только культурой. Никакие революции и мятежи невозможны в обществе по-настоящему образованных, воспитанных людей, любящих все прекрасное.

 

Пришла пора не на словах, а на деле утверждать принципы Культуры во всех сферах жизни — политике, экономике, социальной сфере, образовании, государственном строительстве и международном праве. Только принятие Культуры в качестве новой мировой идеологии может дать человечеству надежду на будущее, на справедливое мироустройство, в котором будут обеспечены права и возможность развития для всех людей и народов.

 

В трудах Елены Ивановны Рерих было указано, что в Российскую Азию можно войти только под Знаменем Культуры. Сегодня мы видим, как сбываются эти пророческие слова — именно в Год Культуры, когда Россия объявила Культуру устоем Российской государственности и стала моральным лидером всей планеты, были сделаны первые реальные шаги к построению мощной державы, Россия начала собирание земель. Перед человечеством ныне стоят две задачи — защитить культурное наследие человечества и утвердить в сознании каждого человека приоритет Культуры, и тем самым приблизить долгожданную эпоху Красоты и Знания.

 

Эти задачи решает Пакт Рериха — Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанный 15 апреля 1935 года двадцать одним государством Америки, а также Индией — в 1947 году. Пакт Рериха утверждает безусловную защиту исторических памятников и учреждений, посвященных образованию, науке и искусству, а также работников этих учреждений — педагогов, ученых, артистов, музейщиков. Ни один объект, над которым водружено Знамя Мира — отличительный флаг Пакта, не может быть атакован во время военных действий.

 

В тридцатые годы прошлого века за подписание Пакта Рериха выступили выдающиеся деятели мировой науки и культуры, короли и президенты многих стран Европы и Азии, генералы и маршалы, дипломаты и директора музеев. Но резко против выступила Англия, восставшая против Света, и фашистская Германия, желающая поджечь мир в огне войны. Вскоре после подписания Пакта и США предали идеи Культуры. Дальнейшему продвижению Пакта Рериха помешала Вторая мировая война.

 

В послевоенное время документы по Пакту были переданы в ЮНЕСКО, в надежде, что после кровавой бойни народы обратятся к культуре и миру. И действительно, какие-то шаги в этом направлении были сделаны. Так, в 1954 году была принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, на которую возлагались большие надежды. К сожалению, эта конвенция оказалась мертворожденной, она никогда и нигде не защитила ни одного памятника культуры, да и в принципе не могла это сделать. Ведь ее инициаторы посмели изъять из конвенции священный символ Знамени Мира, равно как и имя Рериха — основателя новой отрасли международного права о защите культуры.

 

К сожалению, бытует мнение, даже среди профессионалов, занимающихся охраной культурного наследия, что Гаагская конвенция вобрала в себя все положения Пакта Рериха. Вовсе нет! Гаагская конвенция отказалась от главной идеи Рериха о безусловной защите. Более того — в случае так называемой военной необходимости она разрешает атаковать любой объект, будь то египетские пирамиды или Тадж-Махал! Второй протокол к Конвенции, принятый в 1999 году, вместо того, чтобы улучшить положение, лишь утяжеляет его.

 

Согласно Второму протоколу, когда «нет никакой практически возможной альтернативы для получения равноценного военного преимущества помимо той, которую можно получить в результате совершения враждебного акта… решение о ссылке на крайнюю военную необходимость должно приниматься воинским начальником, командующим силами, равными по размеру батальону или большей численности или меньшими по размеру силами, если обстоятельства не позволяют действовать иначе» (2;6). Как видим, даже командир взвода может отдать приказ об уничтожении шедевра мировой культуры, не опасаясь ответственности!

 

Но мир не может существовать без Культуры, поэтому идея Пакта Рериха не может быть оставлена. И Елена Ивановна, и Николай Константинович были уверены, что поднять Знамя Мира над всей планетой суждено именно России, и что Пакт Рериха обязательно будет подписан всеми странами Европы и Азии по инициативе нашей страны. В архивах сохранилось письмо Н.К. Рериха к председателю Верховного Совета СССР М.И. Калинину, датированное 24 декабря 1937 года:

 

«Хотя Пакт имеет задачею своею также и охранение Памятников Науки и Искусства в военное время, но еще большая задача Пакта состоит в пробуждении патриотического сознания народа, который от начальных школьных дней будет не только узнавать исторические данные, но и внедрит в себе твердое сознание, что, охраняя научные и художественные памятники, он тем самым обороняет и бережет свое лучшее неотъемлемое достояние.

 

Народные ценности являются и мировыми, всечеловеческими сокровищами. Вопросы науки и художества живут вне условных границ. Но прежде всемирного понимания этих безусловных ценностей, каждый народ должен возлюбить то, что ведет его к дальнейшим достижениям.

 

В моих призывах последнего времени («Оборона» и «Чаша Неотпитая») мне приходилось опять настоятельно звать к обороне Родины и к охране ее драгоценного достояния.

 

В полном народном сотрудничестве, в понимании великих задач, в образовании сознательного и мужественного молодого поколения, мы — работники на пашне культуры можем утверждать преуспеяние нашей возлюбленной Родины. Пакт по охране Памятников Науки и Искусств уже встретил признание двадцати одной страны Пан-Американского Союза. Я уверен, что инициатива признания Пакта в Европе и Азии принадлежит Всесоюзному Верховному Совету, ибо сама мысль о Пакте создалась во мне после изучения исторических и художественных памятников нашей Великой Родины».

 

Наша организация «Звезды Гор» занимается продвижением Пакта Рериха и Знамени Мира уже в течение двадцати лет — с 1994 года. За это время была издана обширная литература, посвященная Пакту. Мы провели множество различных мероприятий, международных конференций и круглых столов, посвященных этой теме, написали десятки писем и обращений в ЮНЕСКО, в государственные органы Российской Федерации с предложением инициировать подписание Пакта Рериха всеми странами мира. Наши сотрудники произвели анализ современного законодательства в сфере охраны культурных ценностей, тщательно исследовали архивные материалы из наследия Елены Ивановны и Николая Константиновича Рериха, связанные с продвижением Пакта. Были также сопоставлены тексты Пакта Рериха, подписанного в 1935 году в Вашингтоне, и проекта Пакта, предложенного Н.К. Рерихом и опубликованного в 1929 году в американской и европейской прессе. Оказалось, что тексты этих документов отличаются друг от друга, некоторые положения, предложенные Рерихом, исчезли, в частности, механизм контроля за соблюдением положений Пакта странами-участницами. В результате проделанной работы был разработан проект Пакта Рериха в новой редакции, с учетом современных реалий, в который вошли все изначальные положения проекта 1929 года и предложения Е.И. Рерих относительно комитетов (министерств) Пакта. Также был полностью изменен текст Преамбулы 1935 года, поскольку организации, упомянутые в ней, более не существуют. Проект был одобрен участниками конференции «Знамя Мира. Актуальность Пакта Рериха для охраны сокровищ мировой культуры в двадцать первом веке» (2003). Этот проект полностью готов к подписанию. Он опубликован в книгах М.Д. Скачковой «Знамя Культуры» и «Идеология Новой Эры», а также в пятом номере альманаха «Звезды Гор» и на сайте www.paxpercultura.ru.

 

Как отмечает РИА Новости, Пакт Рериха был использован в качестве основы для многих документов современного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия, в том числе таких актов ЮНЕСКО как Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятая в Гааге 14 мая 1954 года, Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятая в Париже 14 ноября 1970 года, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в Париже 16 ноября 1972 года, Всеобщая декларация о культурном разнообразии (2001) и Декларация о преднамеренном разрушении культурного наследия (2003) ЮНЕСКО, Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения ООН (2005) и других международных соглашений.

 

Конечно, не может не радовать, что идеи Николая Рериха воплощены в этих высокополезных документах, и живет надежда, что уже в очень скором времени Пакт Рериха все же будет подписан Россией и ее союзниками, а затем и всеми странами.

 

Здесь можно вспомнить одно очень знаковое событие. 7 апреля 2014 года в Российском университете дружбы народов, в рамках студенческого фестиваля «Один мир, один народ, одно время», было поднято Знамя Мира и состоялось символическое подписание Пакта Рериха студентами из стран Латинской Америки, стран Карибского бассейна, Африки и Азии. Это было сделано по предложению Посла Боливии в России Марии Луисы Рамос, которая присутствовала на празднике. Свои подписи оставили студенты таких стран как Аргентина, Боливия, Колумбия, Коста-Рика, Чили, Куба, Эквадор, Гайана, Гватемала, Мексика, Никарагуа, Доминиканская Республика, Венесуэла, ЮАР, Гаити, Ямайка, Панама, Сальвадор, Перу.

 

Это достойный образец для подражания. По примеру университета дружбы народов можно собирать символические подписи в музеях, в школах, в высших учебных заведениях, на выставках и концертах классической музыки — повсюду, где присутствует высокая культура!

 

И кто знает, быть может, не таким уж далеким будет путь от символического до реального подписания Пакта Рериха. В марте этого года советник Президента Российской Федерации, Владимир Ильич Толстой, написал о том, что разработка силами общественных организаций текста новой конвенции на основе идей Н.К. Рериха о культуре, как единственном инструменте установления глобального мира, может только приветствоваться.

 

«Мир через Культуру» — мы много раз читали эти великие слова Рериха, но до конца поняли их только недавно, когда Украина была залита кровью в ходе братоубийственной войны. Любая война — порождение лжи и невежества, противостать которому может только Культура! Пакт Рериха должен быть принят Россией и ее союзниками, и тогда состоится и Евразийский Союз, и Транс-Евразийский пояс развития, будут построены новые города и наступит долгожданный мир на всей планете.

 

Дорогие друзья, в Живой Этике сказано, что Знамя Мира стало символом обороны России. Знамя Мира и есть то великое Знамя Культуры, под которым наша любимая страна будет в безопасности строить великое будущее для себя и для всего мира. Поэтому нужно приложить все силы, чтобы как можно больше людей, на всех уровнях, поняли, что путь Культуры — это новый путь развития, и Культура как новая мировая идеология даст каждому человеку, каждой стране возможность подняться на вершины эволюции.

 

Сегодня мы все понимаем, что Пакт Рериха не только не устарел, но обогнал свое время, и уверены, что великая идея безусловной защиты Культуры, выдвинутая Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем, обязательно будет воплощена в жизнь в полной мере. Все народы примут Пакт Рериха и объединятся под Знаменем Мира! Пусть же наши мысли огненными стрелами разлетятся отсюда по всей земле и расцветут добрыми делами!

2014 г.

 

Юрий Рерих
О ПАКТЕ РЕРИХА

 

Проблема мира во всем мире, охрана памятников культуры человечества давно привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Об охране памятников в России он постоянно писал на страницах русской прессы. Перед лицом небывалых разрушений Первой мировой войны, перед картиной разрушения Лувена и Реймса он обращается к верховному командованию русских армий, призывая к охране культурного достояния на театре военных действий.

 

В послевоенный период призрак нового столкновения народов не покидает его, и он снова в 1930 году обращается ко всему миру с призывом неотложно обсудить вопрос охраны культурных памятников. В 1930 году Николай Константинович Рерих писал в своем обращении: "Многообразно устремляется человечество к Миру. Каждый в сердце своем сознает, что это созидательное действо выражает Новую Эру. Неуместно создаются суждения о предпочтении известному типу пуль, или конвенции, определяющие, что ближе мировому единению: один или два броненосца с дальнобойными орудиями. Но представим себе даже и такие убийственные рассуждения как примитивные ступени к тому же самому великому понятию Мира, которое когда-то обуздает воинственные инстинкты человечества духовными радостями созидания. Но факт все же остается, что пушки хотя бы одного из избранных броненосцев могут так же уничтожить величайшее сокровище искусства и науки, как и целый флот. Мы оплакиваем библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ, погибших во время мировых смятений, но мы не хотим вписывать слова враждебности. Скажем просто - "Разрушено человеческим заблуждением и восстановлено человеческой надеждою". Но все же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут быть опять разрушены. Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные меры. Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия. Никто не будет отрицать, что флаг Красного Креста оказал неоценимые услуги и напомнил миру о человечности и сострадании. С этой целью проект Международного Мирного Договора, охраняющего все сокровища искусства и науки под международно признанным флагом, представлен иностранным правительствам… Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория".

 

С самого начала движение за Знамя Мира, как стали называть охранительный флаг, за охрану культурных памятников, привлекло внимание всех, кому дорого культурное достояние человечества… Французские юристы-международники разработали юридическую форму основного документа Пакта.

 

В 1930 году проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций, который, одобрив проект Пакта, передал его на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества. Параллельно с вышеуказанными мероприятиями, предпринятыми в компетентных учреждениях Лиги Наций, многочисленные общественные организации и крупные деятели мировой культуры и науки присоединили свой голос к обращению Н.К. Рериха. Великий поэт Индии Рабиндранат Тагор, сам пламенный борец за мир, писал в 1931 году:

 

"Я зорко следил за Вашей великой гуманитарной работой во благо всех народов, для которых Ваш Пакт Мира с его знаменем для защиты всех культурных сокровищ будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Комитетом по делам Музеев Лиги Наций, и я чувствую глубоко, что он будет иметь огромные последствия для культурного взаимопонимания народов". В Бельгии Г.К. Тюльпинк предложил сделать город Брюгге, столь богатый памятниками прошлого, центром для распространения идеи Пакта Мира. В 1931 году Тюльпинк основывает Международный союз Пакта Рериха. В сентябре того же года в Брюгге созывается Первая международная конференция Пакта Рериха. Конференция, в работе которой приняли участие как представители правительств, так и делегаты общественных и культурных организаций, приняла план действий по распространению идеи Пакта Мира. Было обращено особое внимание на пропаганду идеи Пакта Мира в школах и среди молодежи, а также установлен постоянный контакт с такими международными учреждениями, как Международный комитет по делам искусства и бюро Конференции по ограничению вооружения. Выполняя постановления Первой международной конференции, Музей имени Н.К. Рериха в Париже и Международный союз Пакта Рериха в Брюгге активно выступили за принятие Пакта Мира всеми государствами.

 

В августе 1932 года была созвана Вторая международная конференция в Брюгге. Одновременно с конференцией была организована выставка фотографий памятников, подлежащих охране. В этой выставке, состоявшей из более чем 6000 фотографий известных архитектурных памятников, приняли участие 22 страны.

 

Вторая международная конференция постановила основать в Брюгге специальное учреждение для всемерного содействия проведению в жизнь идей Пакта Рериха. Конференция также постановила войти в сношения с различными государствами в целях признания Пакта как международного документа.

 

В ноябре 1933 года состоялась Третья международная конференция в Вашингтоне, США. Эта конференция была поддержана уже 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствами всех стран.

 

15 апреля 1935 года Пакт Рериха сделался международным документом. В этот день Пакт был подписан в Белом Доме в присутствии президента Франклина Д. Рузвельта Соединенными Штатами Америки и 20 странами Латинской Америки…

 

В октябре того же года Международный центр Пакта Рериха в Брюгге организовал Международный день искусства в борьбе за мир. Идея Пакта Мира была забыта в пожаре Второй мировой войны…

 

После войны идея Пакта снова стала привлекать внимание культурной общественности…

 

В Индии за Пакт охраны культурных памятников высказались премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, вице-президент Индии д-р С. Радхакришнан, профессор Чандрасекхара Венката Раман, покойный Маулана Абул Калам Азад, доктор Хумаюн Кабир и многие другие. За Пакт Рериха высказалась Всеиндийская конференция культурного единства в 1946 году. В 1948 году за Пакт высказалось правительство свободной Индии.

 

В 1950 году Комитет Пакта Рериха направил доктору Торрезу Бодэ, главному директору ЮНЕСКО, копию Пакта со всей документацией по истории движения, начиная с 1930 года.

 

В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха был подписан Заключительный акт Межправительственной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В следующем году этот Пакт был ратифицирован всеми 39 странами, подписавшими Заключительный акт конвенции в Гааге, и в том числе Советским Союзом.

 

Такова страница из жизни Николая Константиновича Рериха, посвященная борьбе за мир, за охрану культурного достояния человечества. В этой многолетней борьбе им руководили не узкие национальные цели, а подлинное устремление к охране всечеловеческого культурного достояния.

 

Эту краткую хронику закончу словами самого Николая Константиновича, написанными на Гималаях в июле 1936 года: «Не удивительно ли, по-русски слово "мир" единозвучно и для мирности, и для вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны. Мир - вселенная и мир - труд мирный, вселенский, посев - творящий, красота мира – победительница».

 

Скачкова Мария Дмитриевна
президент Международной организации «Звезды Гор»,

Тарасенко Елена Алексеевна
директор Института Мысли имени Юрия Рериха

14.04.2015 07:56АВТОР: М.Д. Скачкова. Е.А. Тарасенко. | ПРОСМОТРОВ: 722


ИСТОЧНИК: МО Звезды Гор



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »