Некоторые особенности современного Рериховского движения. Л.В. Шапошникова. Мы выживем только вместе. Л.В. Шапошникова. Международный конкурс социально значимых плакатов 2019/2020 годов «Люблю тебя, мой край родной!» 32-я Московская международная книжная ярмарка. Выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» во Владивостоке. Вышла в свет работа Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки, выводы, предостережения». Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



В Индии прошел Международный научно-практический семинар «Е.И.Рерих. Грани творчества»


 

 

20.05.2019

 

1 мая 2019 года, в продолжение российско-индийского весеннего рериховского фестиваля культуры, в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) состоялся научный семинар «Е.И.Рерих. Грани творчества», посвященный 140-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих. Для проведения семинара был подготовлен зал в помещении детской Академии искусств имени Е.И.Рерих Культурно-образовательного Центра ММТР.

 

После приветственного обращения российского и индийского кураторов ММТР к участникам и гостям семинара, среди которых оказались представители России, Индии, Франции и Украины, слово для выступления взял ведущий семинара А.А.Лебеденко, кандидат педагогических наук, кандидат философских наук, заместитель руководителя Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва).

 

В своем докладе «Магниты будущего в философии Елены Рерих» А.А.Лебеденко отметил, что Живая Этика – философская система, записанная Е.И.Рерих под прямым руководством Махатм, Мудрецов Востока, стала сутью жизни, деятельности и творчества всей семьи Рерихов. Цель Живой Этики – вооружить сознание человека магнитной силой предначертанных будущих возможностей и нахождений. Осознавая свое будущее, указанное его Творцами, человечество ускоряет процесс эволюции. Утверждая будущее мыслями, чувствами и делами, мы приближаем его, превращая в настоящее. На планете Земля человечество имеет прообраз Высшего Мира. Его представители – Кришна, Будда, Христос, Майтрейя – это прообразы будущего облика человека. Ашрамы – прообразы будущих социальных построений. И два начала полагаются в основание построения: красота и устремление к избранному Идеалу. Красота явится формой выражения всей жизни. Наука откроет врата в мир невидимых физическому глазу явлений и утвердит гармоническую связь двух миров – плотного и надземного. Сотрудничество народов превратит их в братскую семью, и они пойдут в своем развитии по пути Культуры, в созвучии с Велениями Космоса.

 

С докладом «Предварительное введение в Агни-Йогу» выступил перед собравшимися Церинг Дордже – буддолог, автор научных трудов по буддизму, лингвистике, истории и культуре Химачал Прадеша (Кулу-Лахуль, Индия). Он отметил, что жизнь Е.И.Рерих была жизнью и опытом Агни Йога. Агни – это огонь, который дает жизнь всей планете. Стихия огня в человеке связана прежде всего с сердцем. Когда мы говорим о сердце, мы говорим о Мире Огненном. Люди считают, что жизнь коротка и обращают внимание на незначительные моменты, упуская самое главное: необходимо очистить свое сердце и мысли, научиться правильно использовать силу огня. Через огонь, свет мы можем открыть свое сердце и ощутить себя в единстве со всем миром. Этот путь ведет к духовному росту и к Миру Огненному.

 

Доклад Харш Лумбы, художника, старшего научного сотрудника Министерства культуры Индии (Дели), назывался «Та, кто вдохновляет… Разговор о Живой Этике». «Термин Агни Йога означает “слияние с Божественным Огнем” или “Путь к слиянию с Божественным Огнем”, – отметила докладчик. – Рерихи ввели этот термин. Учение было дано через семью Рерихов их Наставником, Мастером Морией – Гуру Рерихов. Агни Йога – это путь практической реализации этических идей в повседневной жизни. Это йога огненной энергии, сознания, учение об ответственной, направленной мысли. Она учит, что эволюция планетарного сознания есть насущная необходимость и что через индивидуальное устремление она достижима для человечества. Согласно Елене Рерих, Агни Йога – это синтез всех йог. Во всех древних индуистских писаниях предсказывалось о приближении огненного века. Агни – санскритское слово, обозначающее огонь, который в той или иной степени лежит в основе всех йог, – чрезвычайно насыщает атмосферу нашей планеты, и все ветви йог сливаются в огненный синтез. <...> Наиболее значимыми особенностями Агни-Йоги являются космизм и универсализм. Они выражаются в интерпретации любых явлений человеческого существования с точки зрения их космического значения и взаимосвязи с бытием Вселенной».

 

 

Подчеркнув, что Елена Рерих всегда идейно вдохновляла Николая Рериха на творчество, Харш Лумба представила вниманию собравшихся несколько картин художника, такие как «Гесэр-Хан», «Будда-Победитель», «Звезда Матери Мира», «Чинтамани». «И Николай, и Елена Рерихи провели большую часть своей жизни в поисках скрытых духовных сокровищ в ландшафтах земли и в своем внутреннем мире, – сказала в заключение докладчица. – Картины, оставленные нам Рерихами, – это маяки тех священных мест, которые мы можем использовать, когда ищем свой собственный духовный путь. Они также оставили нам Учение Агни Йоги, Живой Этики, которая является практическим руководством к развитию осознания огненной энергии наших сердец и сердца Вселенной, через сознательно направленную мысль в нашей повседневной жизни».

 

О художественном творчестве Е.И.Рерих рассказала присутствующим О.В.Слепова, руководитель рериховской организации Пензенской области, поэт (Заречный, Россия). В фондах Международного Центра Рерихов (МЦР) в Москве имеются уникальные карандашные рисунки Е.И.Рерих, выполненные ею в 1920–1930-е годы (выставка репродукций рисунков открылась накануне в здании Института «Урусвати»). Эти рисунки необычны. Елена Ивановна воспринимала образы, находящиеся в пространстве инобытия, и зарисовывала их, запечатлевая на бумаге портреты людей, исторических лиц, подвижников, святых. Можно предположить, что к изображению «Архат» относится словесное описание видения из дневниковых записей Елены Ивановны: «…Явилась тонкая мужская голова с закрытыми глазами… и как бы выточенная из слоновой кости; тип утонченного красивого китайца». «Акбар», «Шри Шанкарачарья», «Аллал Минг», «Нил Столбенский», «Архангел Михаил»… Рисунки, созданные Еленой Ивановны, отметила Ольга Викторовна, свидетельствуют о ее художественной одаренности и о сознательном контакте с мирами более высоких состояний материи.

 

 

 

С докладом «Библиографический обзор трудов Е.И.Рерих» выступила М.А.Галкина – соискатель кафедры культурологии Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского, библиотекарь 1472 Военно-морского клинического госпиталя имени Н.И.Пирогова (Севастополь, Россия). Марина Александровна обозначила основные особенности прижизненных публикаций трудов Е.И.Рерих. Так, ряд ее работ был опубликован под псевдонимами: «Чаша Востока» (под именем Искандер Ханум); «Основы буддизма» (Наталья Рокотова); «Криптограммы Востока» (Жозефина Сент-Илер); «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (Н.Яровская); целый ряд статей, писем и заметок под именем Т.П.Сундри. Все труды Е.И.Рерих, включая вышеперечисленные, а также двухтомник ее писем и перевод «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской были подготовлены к изданию по указанию Учителя. И, наконец, такой фундаментальный труд, каким являются книги Живой Этики – философской системы, созданной Е.И.Рерих на русском языке в сотрудничестве с Учителями Востока, начал издаваться по всему миру на разных языках без указания авторства. Данный факт может свидетельствовать только о том, что авторы Учения Живой Этики придерживались восточной традиции в передаче знаний земному человечеству.

 

С 1990 года труды Е.И.Рерих издаются и переиздаются в России в Международном Центре Рерихов. За тридцать лет МЦР подготовил и издал полное собрание писем Е.И.Рерих в 9 томах, книги Учения Живой Этики, «У порога Нового Мира» и многие другие. Доктор философии, профессор из Нагпура Прамила Шарма отмечала: «Из трудов Елены Рерих можно понять, в какой степени духовной близости она находилась с высокими духовными источниками Востока…»

 

 

 

«Культурные традиции Индии, в том числе поклонение великим женщинам – богиням, святым и поэтам, считаются древними и почитаются во всем мире. Но социальная и моральная деградация, суеверия привели к такому бесправному и униженному положению индийской женщины, что рождение женщиной стало восприниматься как наказание за прошлую жизнь. Появление Елены Рерих на этой земле и ее визит в Индию, ее деятельность во благо человечества вдохновили многих мужчин и женщин, доказав, что рождение женщиной – не проклятие, а предмет гордости, а женщина – это символ жизни, мира, красоты и созидания», – так начал свое выступление Гаутам Кашьяп, директор школы (Drona Archery School) из штата Бихар (Индия).

 

 

В доктрине Живой Этики, которая является основным результатом трудов Е.И.Рерих, отметил докладчик, говорится о значении и эволюционной сущности Знамени Мира – Знамени Культуры, которое призвано объединить человечество и спасти планету от катастроф и катаклизмов. Эта идея стала основополагающей в формировании Пакта Рериха, в продвижении которого самое активное участие принимала Е.И.Рерих. Так, в ходе Маньчжурской экспедиции Н.Рериха (1934–1935) она поддерживала всю деловую переписку с международными культурными и образовательными организациями и координировала их деятельность. В Индии эту выдающуюся идею о защите культурных ценностей поддержали многие великие индийские ученые и деятели, среди них Дж. Босс, С.Радхакришнан, Ч.В.Раман, Р.Тагор и другие. Многие национальные организации и почти все средства массовой информации выразили свою приверженность Пакту. В 1947 году Индия подняла Знамя Мира – и оно всегда будет процветать, подчеркнул Гаутам Кашьяп, и этому будут способствовать граждане Индии, друзья из России, наш Международный Мемориальный Трест Рерихов в Наггаре.

 

 

 

Научной деятельности Е.И.Рерих был посвящен доклад В.Н.Ткачева (Москва). Выступающий отметил, что Елена Ивановна особую роль отводила науке будущего. Она писала: «...Наука идет такими гигантскими шагами вперед, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать даже самых неученых, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший свое место в Космосе, не сможет оставаться в своем скворечнике. Тогда наступит и духовное объединение». Е.И.Рерих была президентом-основателем Института «Урусвати» и вдохновителем многих исследований, проводимых Институтом. Ее можно смело назвать первооткрывателем и исследователем новых высоких состояний материи и космических лучей. В ее космологических записях, работах по изучению свойств человека и его связях с Космосом, в размышлениях о Солнце, видимых и невидимых планетах и кометах, о качественно новом подходе к изучению атома, о токах пространства, о психической энергии, о Космическом Магните и многих новых, пока еще неизвестных науках, а также в планах и в деятельности Института «Урусвати» была заложена программа научных исследований на будущую эпоху.

 

 

 

Аншул Кумар, сотрудник ММТР, преподаватель музыки в детской Академии искусств имени Е.И.Рерих, выступил с сообщением «Через искусство имеете Свет». Под таким девизом работает Академия искусств для детей в имении семьи Рерихов. Е.И.Рерих всегда придавала величайшее значение искусству во всех его проявлениях, поскольку искусство – это духовное начало, пробуждающее устремление к красоте, к Высшему. Велико воспитательное значение искусства. Оно расширяет сознание и очищает мысли, поднимает уровень вкуса и развивает воображение. Искусство пробуждает огонь творчества в юных душах, воспитывает в них утонченность, благородство, достоинство.

 

В Академии искусств ММТР дети изучают музыку и живопись, учатся петь и танцевать. Преподаватели обращают воспитанников к традициям культуры Индии, знакомят их с культурой России и других стран. Занятия в Академии помогают растить молодое поколение в уважении к творческому гению человека, к великим традициям, которые мы должны всячески охранять и развивать.

 

 

С докладом «Музыка в жизни и творчестве Е.И.Рерих» выступила Т.М.Мергес, координатор фестиваля «Россия – Индия: от сердца к сердцу» (Москва). Она отметила, что уже в юные годы проявилась музыкальная одаренность Елены Ивановны. Атмосфера музыки, окружавшая ее в семье, посещение концертов, обучение искусству игры на фортепиано воспитывали в ней не только любовь к музыке, но и те особые качества духа, которые стали ведущими в ее дальнейшей жизни. Музыка сопровождала семью Рерихов повсюду. Даже во время Центрально-Азиатской экспедиции на привалах в короткие часы отдыха они заводили патефон и слушали пластинки. Каждый вечер звучала музыка и в доме Рерихов в Кулу. Отмечая важность осознанного восприятия искусства и, в частности, музыки, Елена Ивановна писала: «Вы, мои друзья, прикоснувшиеся к искусству, творчеству, умейте пользоваться искусством как конденсацией ваших сил, ибо звук и цвет, мысль и ритм форм есть основы мироздания и нашего существования». От музыки земной Елена Ивановна устремляет нас к постижению музыки небесной, к открытию горизонтов Беспредельности.

 

   

 

 

Прекрасная музыка Сергея Рахманинова стала гармоничным завершением научно-практического семинара, посвященного многогранному творчеству Е.И.Рерих.

 

Хотелось бы отметить, что научные семинары в ММТР за последние годы стали регулярными и проведение в Тресте Рерихов таких международных встреч ученых и исследователей шаг за шагом приближают время возрождения Института Гималайских исследований «Урусвати» и его полномасштабной деятельности. «Станция должна развиться в город Знания», как мечтала об этом Е.И.Рерих.

 

 

20.05.2019 14:16АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 180


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »