М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Вопросы без ответов. Наталия Ковалева


Николая Рериха по праву считают одним из самых загадочных людей мира. Чего стоит одно только утверждение художника о реальном существовании легендарного Братства Посвященных в высшие знания отшельников-йогов — Братства, которое на Востоке называют Шамбалой... Но на этом не заканчиваются загадки, окружавшие Рериха в течение его жизни и сопутствующие его имени и по сей день.

В наше время немало вопросов вызывает загадочный факт из жизни художника: его приезд вместе с семьей и другими членами Трансгималайской экспедиции, которую он совершал тогда в Москву в 1926 году для передачи советскому правительству так называемого Послания Махатм и ларца с гималайской землей — для возложения ее на могилу Ленина. Каких только небылиц не сочиняют о причинах встреч Рериха с членами советского правительства иные публицисты и даже историки! Журналист О. Шишкин, например, считает, что Н. К. Рерих был сотрудником НКВД и его приезд в Москву был связан не иначе как с агентурными делами. А Трансгималайская экспедиция Рерихов якобы была напрямую связана с заданием, которое художник получил от ОГПУ. Историк В. А. Росов в своей книге о Трансгималайской экспедиции Рериха излагает еще более фантастическую версию: Рерих-де встречался с членами советского правительства для того, чтобы предложить им организовать в Сибири некое российско-монгольское государство, которое должно было объединить Россию с Азией. Это государство, по мнению Росова, художник почему-то хотел организовать на принципах буддийской религии... хотя и сам Рерих, и все члены его семьи как были, так всю жизнь и оставались последователями христианской религии!

Не комментируя все эти фантазии и домыслы во всех подробностях, скажем лишь, что идея причастности Рериха к НКВД не выдерживает никакой критики по одной простой причине. Дело в том, что на протяжении почти всего гималайского маршрута экспедиции Рерихов ее «вели» сотрудники британской разведки. Однако обнаружить хотя бы малейшую причастность русских путешественников к сотрудничеству с НКВД им не удалось. А если бы такие доказательства возникли — это окончилось бы скандалом на весь мир. Ведь Рерих был известнейшим человеком своей эпохи.

Могло ли быть так, что художнику удалось обмануть лучших профессионалов сильнейшей разведки мира? Сомнительно. Такое может быть лишь в бульварных детективных романах, но, увы, не в реальной жизни. И если уж британские спецслужбы не смогли доказать причастность Рериха к связям с советской разведкой, то как можно верить рассказам про «шпионскую деятельность Рериха», вышедшим из-под пера некоторых российских публицистов?

Не менее странной выглядит версия В. Росова относительно якобы имевшего место намерения Рериха организовать буддийское российско-монгольское государство. Начнем с того, что такая идея — создание в азиатской части России русско-монгольского государства, основанного на принципах буддийской религии, — может прийти в голову далеко не всякому даже очень фанатичному буддисту. Это ясно всем, кто хоть немного знаком с буддийской философией. Рерих же, как известно, буддистом и вовсе не был. Он вполне трезво оценивал как лучшие, связанные с изначальным философским учением Будды, так и худшие, обусловленные позднейшими искажениями и суевериями стороны буддийской религии. Это явствует из книг и опубликованных дневниковых записей самого Рериха (в особенности работы «Алтай — Гималаи»), в которых художник дал абсолютно объективную и неприкрытую критику состояния буддийской религии в Тибете. Но если Рерих сам критиковал многие буддийские порядки, зачем же ему следовать идее «создания государства по буддийскому образцу», как утверждает Росов?

Но тогда — что же было истинной причиной приезда художника и членов его экспедиции в Москву? Зачем Рерих встречался с кремлевскими руководителями? Только ли для того, чтобы передать им приветственное послание духовных Учителей Востока? О причинах этого визита нам говорят недавно опубликованные материалы из архивов Рерихов и книга «Община».

Интересы Рериха касались вовсе не мелкого шпионажа и не мифического «сибирско-монгольского государства», а будущего его родины — России, которую художник любил и помнил всегда и везде, в какой бы стране ему ни довелось жить. Именно ради будущего России, а не ради создания невиданных государств приезжали Рерихи в Москву.

 

«Община на постном масле»

 

Письмо Махатм, которое привез в Москву Рерих, было всего лишь дипломатической нотой (или, говоря прямо, дипломатическим прикрытием) в отношениях Рериха с членами советского правительства. Это письмо призвано было показать кремлевским стратегам: «Мы не враги вам. Мы в принципе сочувствуем вашим планам строительства государства со справедливым социальным строем, без эксплуатации». Об этом говорят и дневниковые записи бесед Е. Рерих с духовным наставником семьи Рерих. Перед поездкой Рерихов в Россию их Учитель, Махатма Мория, дал им такое напутствие: «Учитель советует принять облик коммунистов. Говорите о Ленине и Марксе, не поминая дефектов [учения] Маркса» (1926).

«Надо теперь готовиться к России, где нужно применить высшую меру формулы «Господом Твоим». Только «да» на все нелепости, лишь постепенно вложите свое содержание. Славные орехи получатся, когда в чужую оболочку вложите свое ядро» (1926).

Формула «Господом Твоим» означала высшую степень терпимости к мировоззрению людей, с которыми Рерихам необходимо было вступить в общение для выполнения своей миссии. «Господом Твоим» — то есть «так, как привык мыслить ты, как будет ближе и понятнее тебе». Главной миссией Рерихов была отнюдь не передача письма и не вручение кремлевским руководителям ларца с гималайской землей. Главное было сказано Рерихом в его личных беседах с членами советского правительства. Тема этих бесед касалась важнейшего в тот момент для истории нашей страны вопроса — выбора правильных форм и методов построения справедливого общественного строя.

Вместе с письмом Махатм Рерих привез в Москву рукопись книги «Община», авторами которой были все те же Махатмы (впоследствии эта работа вошла в серию книг, составивших учение Живой Этики, или Агни Йоги). В этой книге излагалась точка зрения духовных Учителей Востока на то, каким должно быть подлинно справедливое в социальном отношении государство. А самое главное — в «Общине» содержалось предупреждение против попыток построения социализма неверными, директивно-силовыми методами, ведущими не к истинному, а к казарменному социализму, который мы и получили в итоге. Книга «Община» стала настоящим пророчеством далеких индийских мудрецов о нашем будущем.

Н. К. Рерих надеялся издать эту рукопись в России, сделав тем самым посылаемое предупреждение доступным возможно большему числу политиков, ученых, общественных деятелей и просто мыслящих людей, от которых могло зависеть будущее страны. Конечно, художник не рассчитывал, что у членов правительства, с которыми он намеревался встретиться, найдется время и желание ознакомиться с текстом привезенной им книги. Смысл «Общины» как главного послания Махатм он изложил в личных беседах с кремлевскими руководителями.

Рерих рассказывал о духовных Учителях Востока, об их вековом опыте осуществления идеи общины на практике. Он говорил об основных принципах подлинно гуманистического общества, о том, что в основе истинной общины должен лежать не насильственно утвержденный государством порядок, а высокий духовно-нравственный уровень каждого ее члена. Рерих говорил и о тех предупреждениях против неверного, насильственного построения социализма, которые передавали советскому правительству духовные Учителя Востока. Однако предупреждение не было услышано и понято. «Полукоммунист-полубуддист»,  — сказал о Рерихе нарком Чичерин, услышав слова художника о духовно-нравственных предпосылках отказа от собственности и строительства социализма.

А между тем в «Общине» говорилось: «Скажут: «Мы для общины отказались от радостей». Ответьте: «Какая кладбищенская ваша община, если она на постном масле. Как слезливо унылы лишения! Как облизываются они на запретные лакомства!»

Никто не может утвердиться одними бездушными приказами. Насилие есть пережиток». «Вы хотите затушить пламя знания, но невежественная община — темница, ибо община и невежество несовместимы».

В этих и многих других фрагментах книги речь шла о характерных чертах казарменного социализма, строительством которого и занимались советские руководители, с которыми встречался Рерих и которых он предупреждал о социальных последствиях подобной «общины на постном масле». Были в этой книге и строки, посвященные «вождю»-диктатору казарменной общины — Сталину: «Человек, сеющий ужас, сам безумно боится», «...непристойно для водителя переменить направление на обратное», «Сектант мечтает забрать власть для подчинения всего своему негибкому сознанию».

Диктатор действительно поменял идею построения справедливого общественного строя на ее противоположность — насилие, страх, тоталитаризм. Вместо Свободы, Равенства и Братства страну затопили убийства, репрессии, тюрьмы, пытки. Кто мог предвидеть столь страшный финал некогда светлой идеи построения гуманного общественного строя? Но в рукописи, привезенной семьей Рерих в Москву в 1926 году, говорилось: «Из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую».

Пророчество было не понято, предупреждение отвергнуто — и самое худшее восторжествовало.

А была ли у страны альтернатива худшему? В то время еще была! В письме Махатм, переданном Рерихом членам советского правительства, говорилось: «Знаем, многие построения свершатся в годах 28 — 31 — 36». Следовательно, тогда, в 1926 году, у страны еще был шанс избежать диктатуры. Сталин еще не утвердился у власти окончательно, диктатура еще не подмяла под себя всю страну, многое еще было возможно... Но руководители страны не умели анализировать настоящее и смотреть в будущее, как это делали духовные Учителя Рерихов.

Позднее духовные Учителя сообщили Рерихам, что лучшие возможности государственного строительства в стране были упущены и указанные сроки наполнились другим содержанием... Если энергии добра и созидания вовремя не приводятся в действие, в силу вступают их антиподы — силы зла и разрушения. Таковы, согласно эзотерической философии Востока, закономерности извечной борьбы эволюционного и инволюционного, добра и зла...

Между прочим, дипломатическое по своей форме послание Махатм не спасло Рерихов от преследования со стороны НКВД. После бесед Н. К. Рериха с Чичериным и Луначарским Дзержинский отдал приказ об аресте художника, его семьи и других сотрудников, приехавших с ним в Москву. Но буквально на следующий день шеф Лубянки внезапно умер, не успев осуществить задуманное. (Последователи Рерихов склонны приписывать этому факту провиденциальное значение.) В наступившей сумятице Рерихи, предупрежденные своим Учителем о необходимости срочного отъезда, спешно покинули Москву и через Алтай направились в Монголию для продолжения центрально-азиатской экспедиции. Спустя какое-то время новое руководство Лубянки спохватилось и направило резиденту ОГПУ в Монголии консулу Быстрову телеграмму с приказом арестовать экспедицию Рериха и этапировать ее членов назад, в Москву. Однако Быстров был хорошо знаком с Рерихом и его семьей. Образованный и прогрессивно мыслящий человек, он симпатизировал взглядам художника и его таланту. Вместо того чтобы выполнить приказ, Быстров сообщил Центру, что экспедиция Рериха уже покинула территорию Монголии и арестовать ее он не может. В это время предупрежденные консулом Рерихи срочно выехали из страны. Ускользнув от длинных рук Лубянки, экспедиция Рериха направилась на Восток...

То, что впоследствии сообщали Рерихам их Учителя о будущем родины, нельзя было назвать оптимистическим: «Явление смерча над Москвой. (...) Число совершенных убийств не покрыть подвигом Ленина. Москву не жалейте. Сибирь одна ответит будущим построениям» (15 декабря 1927 г.).

«Уже знаете, какую карму готовит себе Россия» (1928 г.).

Почему же, отрицательно оценивая деятельность кремлевских стратегов, Махатмы так уважали Ленина?

 

Тайны русской революции

 

Не следует считать, что Рерихи и их Учителя идеализировали образ вождя революции. Они прекрасно знали о худших сторонах революции и негативных чертах ее деятелей. Но восточные мудрецы оценивают суть и причины исторических событий по своим меркам, непонятным западным политологам и историкам. Последние искренне считают, что если бы не переворот, совершенный партией большевиков под руководством Ленина, то и Октябрьской революции не было бы.

Эзотерическая философия Востока оценивает любое историческое событие, опираясь на анализ не только текущего момента, но и всего хода развития страны. Метод исторических прогнозов, используемый Махатмами, основывался на метафизическом с точки зрения западного менталитета явлении, именуемом на Востоке национальной кармой. Попытаемся кратко ввести читателя в суть восточной метафизики. С точки зрения философии Востока столь крупные события национальной истории, как войны, восстания, политические перевороты и революции, не могут быть вызваны краткосрочной деятельностью отдельных личностей и политических партий. События таких масштабов формируются под действием кармических законов в течение целых столетий. В случае Октябрьской революции национальная карма России завершила один из своих неизбежных витков. Долгая история крепостничества, страшная многовековая карма рабства огромных масс народа, доведенных правящим меньшинством до предельной черты бесправия, нищеты и унижения и завершившаяся грабительским освобождением 1861 года, породила социальный взрыв 1917 года.

Эзотерические учения Востока утверждают, что войны, революции и прочие социальные катаклизмы вызываются неуничтожимой энергией мыслей и чувств миллионов людей, ожесточенных взаимной ненавистью друг к другу. Мысли и чувства людей представляют собой определенные виды энергий, формирующих особые силовые поля. Их энергетика со временем аккумулируется в тонкоматериальном пространстве и подсознательно воздействует на людей, во многом «программируя» будущие исторические события и формируя течение национальной кармы. Рано или поздно, но чувство классовой ненависти многомиллионного народа и идея борьбы за освобождение должны были получить реализацию на событийном плане. Ментальная энергия классовой кармы воплотилась в конкретные исторические события 1917 года...

Избежать осуществления сформировавшейся в России кармы всенародного восстания было столь же невозможно, как и отменить действие любого физического закона, например закона инерции. Однако пути реализации национальной кармы могли быть разными. Неизбежность народного восстания могла иметь форму «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», наподобие восстаний Пугачева и Разина, уже происходивших в России. В этом случае страну затопила бы волна разрушения, террора, грабежей и убийств, многократно превышавшая по своим масштабам репрессии Октябрьской революции, совершенной под руководством большевиков. Обычной чертой народных бунтов в России было отсутствие какой бы то ни было позитивной, созидательной программы действий. Кроме расправы с угнетателями и «грабежа награбленного», народная масса ничего не могла. Она не способна была преследовать перспективные исторические цели, и в итоге весь революционный потенциал народа был устремлен на бессмысленное разрушение. Как отразился бы традиционный «русский бунт» на будущем страны, случись он в октябре 1917-го, — приходится лишь гадать. Историческая заслуга Ленина, по мнению Учителей Востока, состояла в том, что вместо обычного бунта в стране имела место попытка создания нового социального строя. Возглавив революцию, Ленин в отличие от народных вождей прошлого, таких как Разин и Пугачев, смог направить энергию восставших масс в большей мере на строительство, чем на разрушение. Об этом свидетельствует небывалый размах экономического строительства в первые годы советской власти, электрификация, начало индустриализации, ликвидация безграмотности и другие несомненные завоевания революции, позитивного значения которых невозможно не видеть. Ленин смог направить энергию восставшего народа в позитивное русло и тем самым увести народные массы от бессмысленного разрушения — в этом и состояла его позитивная историческая роль. Именно этот, неведомый ему самому и современным историкам аспект его деятельности подчеркнули Учителя Шамбалы. В Ленине они видели не зачинщика очередного бунта, а народного Учителя, показавшего нации путь не к разрушению, а к созиданию.

Кто знает, как сложились бы исторические судьбы нашей страны, если бы Ленину было отпущено судьбой чуть больше времени. В свое время в прессе промелькнули сообщения о том, что в своих дневниках, хранившихся в годы советской власти за семью печатями, вождь революции первым сделал вывод об ошибочности своей оценки русского крестьянина как природного социалиста. В действительности русский крестьянин по натуре своей был мелким собственником. А следовательно, крестьянство оказалось классом, духовно и психологически не готовым для воплощения в жизнь идеи общины. Но именно оно составляло подавляющую часть населения страны. Между строк ленинского дневника читалась мысль о преждевременности попытки строительства социализма в стране, основная масса которой духовно не созрела для осуществления главной цели революции...

Короткий период НЭПа создал шанс некой приемлемой для большинства альтернативы (позднее с успехом использованной на благо своей страны Дэн Сяопином). Но у Ленина не было преемников, не было тех, кто был способен реально оценить уровень развития народного сознания, действительное политическое и экономическое положение в стране. Ленин ушел из жизни, и на смену НЭПу пришли директивно-командные методы управления экономикой. Сталинское окружение не видело, не понимало, куда движется страна.

Попытка Рериха донести до кремлевских руководителей правду об истинных путях построения общины была заранее обречена на неудачу. Это знали Учителя, направлявшие его в Москву с предупреждением советскому правительству. Именно поэтому, с уважением относясь к Ленину, Махатмы совершенно иначе оценивали советских руководителей, с которыми пришлось встречаться в Москве Рериху: «Ячейка мелких междуразделенцев, называющих себя коммунистами, думает о вас. Русские не могут понять путь ваш. Не будем ожидать этого от них. Построим путь ваш так, чтобы каждая фаза представляла легенду», — сообщали Рерихам их духовные Учителя. (1926)

Позднее в своих сообщениях духовные Учителя Рерихов неоднократно подчеркивали отличие Ленина от окружавших его сподвижников: «Кроме Ленина, не видим на Москве общинников». «Пусть русские сами судят свое будущее. Мы ценим каждое движение к общине, но упрямство невежества нужно пережить самим. Правильно думаете, что Ленин был бы арестован сейчас» (1926 г.).

«Кажется, Ленин и некоторые его сотрудники явно мыслили, устремлялись, но тем не менее ничего из этого не вышло» (1927 г.).

 

Эпилог

 

В истории с посланием Махатм остается лишь один вопрос: зачем духовные Учителя Востока направили семью Рерих с поручением к советскому правительству, заранее зная, что их предупреждение не будет принято?

Оказывается, в Шамбале есть такая традиция (об этом говорится в учении Агни Йоги). На протяжении всей земной истории Махатмы предпринимали попытки помочь развитию некоторых стран на поворотных рубежах их истории. Для этого загадочное Братство восточных мудрецов направляло правительствам этих стран своих посланников с предостережением против совершения фатальных политических ошибок. В книге «Надземное» из серии «Агни Йога», написанной в 1938 году, об этом говорится: «Невежды утверждают, что Мы начинаем революции и смуты. Но Мы много раз пытались предупредить и предотвратить убийства и разрушения. (...) Также люди не понимают Наше обращение к королеве Виктории, но сама история показала, насколько Мы были правы. Наше предупреждение было отвергнуто. Но Наш долг предупредить народы. Также не понято Наше предупреждение в Москве. Люди не скоро вспомнят и сопоставят действительность. Можно назвать много исторических фактов из жизни разных стран».

Что касается нашей страны, то здесь у Махатм была особая причина предупреждать советское правительство о неверных внутриполитических решениях. Первая и — увы! — пока единственная реально осуществленная на Земле община — Шамбала — не могла не отозваться на попытку создания общинного строя «в отдельно взятой стране», которую Учителя Востока всегда считали страной с огромным духовным потенциалом.

Между прочим, способность прозревать в грядущее, свойственная духовным Учителям Шамбалы, позволила им увидеть будущее России вплоть до наших дней. «Когда человек попадает в несовершенную общину, в ужасе он устремляется в противоположность — это неправильно», — говорилось в книге «Община». «...Неудача одной общины должна быть поводом к новым общинным строениям. Так мыслите о новых возможностях».

В заключение осталось лишь пофилософствовать над историческими судьбами нашей страны. Правильным ли путем мы пошли после перестройки? Вместо того чтобы мыслить о новых возможностях, попытавшись использовать огромный потенциал самой идеи социализма, мы предпочли вернуться назад, в прошлое. Как и предвидели авторы «Общины», мы действительно устремились в противоположность казарменной общине. Но каков ныне результат нашего устремления? Не сумев построить «социализм с человеческим лицом», мы вернулись к капитализму — но со звериным оскалом. Может быть, это плата за отступление, за регресс, приходящий в общественное сознание вместе с возвратом в прошлое? Ведь идея общины, утверждаемая всеми духовными учителями человечества — от Будды и Христа до лучших умов наших дней, — все равно остается социально-этическим идеалом будущего. Пройдут века, тысячелетия — и мечта о планетарном братстве свободных и равных тружеников все равно осуществится! Рано или поздно, но человечество достигнет заповеданного ему уровня духовного развития, позволяющего мечту о «Городе Солнца» сделать жизненной реальностью. «Коммунизм необходим для эволюции, поэтому России честь за первый шаг», — говорили Махатмы о попытке построения социализма в России в 1925 году.

Именно поэтому, даже предвидя неудачный финал первой в истории человечества попытки построения общины в государственном масштабе, Учителя Шамбалы направили в Россию свое послание-предупреждение, а вместе с ним и учение об истинной общине и методах ее построения.

Семья Рерих рисковала жизнью, передавая это предупреждение кремлевским стратегам. Но сама миссия Рериха и цель его встреч с советским правительством до сих пор остаются для историков тайной за семью печатями.

01.11.2011 03:00АВТОР: Наталия Ковалева | ПРОСМОТРОВ: 1390




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »