В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Умозрение в православии. А. В. Владимиров


 

 

 

 

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Иак. 3:17-18

 

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их.

Мф. 7:15-20

 

Русское православие

 

В русском православии всегда считалось, что о православной вере бесполезно рассказывать, ее - показывают, а еще точнее, ее чувствуют. Сколько бы ни было сказано умных или красивых слов, все они нечто иное, нежели то, что видит и чувствует человек, пришедший в храм. Схоластика и богословие, в отличие от традиций римской церкви, на Руси не получили особого распространения. Вместе с тем, из того опыта, который имеется в русском богословии, мы предлагаем извлечь полезные уроки.

 

Отцом православного догматического богословия называют Иоанна Дамаскина, написавшего свой главный труд "Источник знания". Как отмечал митрополит Макарий (Булгаков), с самого "введения православия в России" его догматика "употреблялась у нас постоянно до позднейших времен"[15]. Современный историк православной догматики пишет, что "в истории отечественного богословия долгое время отсутствовали систематические труды, излагающие те или иные стороны православного вероучения. Основные начала догматического богословия были изложены только в "Просветителе" Иосифа Волоцкого[16], который был "первым и единственным богословом на Руси до XVII в."[17]. Для нас будет важным отметить, что центральное место в богословском труде Дамаскина, отца православного догматического богословия, занимала именно борьба с ересями. "Просветитель" же Иосифа Волоцкого, названный так лишь много позже, был составлен исключительно в целях борьбы с распространившимися на Руси ересями.

 

О характере богословия в предреволюционные годы, годы, подведшие итог развития внешней церкви, справедливо заметил Флоровский: "И вместе с тем, бесспорно, - что-то роковое и тягостно-тревожное было в том, что эти яркие светильники церкви учащей (святители Митрофан и Тихон, Воронежские чудотворцы, преподобный Серафим Саровский, Оптина пустынь с ее духоносными старцами и др.) поспешно уходили в затвор, что сияние угодников и подвижников в туманной атмосфере повседневности распылялось в какое-то неясное, хотя и светлое, млечное облако. - В тиши монашеских келий переводились - а "около стен церковных" изучались - творения святоотеческие, а "официальная" богословская наука питалась не ими, а "научным опытом" инославного запада, стараясь приспособить его достижения к текущим нуждам нашей жизни. Догматические и нравственные системы переводились с католических и протестантских образцов, причем часто проскальзывали мимо внимания вопиющие отклонения от церковного правомыслия..; по тем же образцам, а не по отеческим заветам толковалось священное писание. На место жизненного предания церковного становилась школьная мудрость, отравленная ересью и расколом" [18].

 

Какова же была судьба послереволюционного богословия?

 

После октябрьской революции, как пишет историк богословия, "...среди прихожан в послереволюционные годы преобладали сторонники православного консерватизма. Этот консервативный настрой[19] верующих и обусловил на долгие годы приверженность церковного института фундаментализму. Следует также помнить о том, что массовые необоснованные репрессии, обрушившиеся на духовенство в 20 - 30 годы XX в., практически исключили богословское творчество из духовной жизни. Новаторские идеи в богословии были на время забыты, возвращение к ним началось с конца 50-х годов" [20].

 

Возрожденная Сталиным в 1943 г. церковь целиком восприняла этот консерватизм, который стал официальным кредо Московской патриархии. Суть этого кредо выразил в 1944 г. митрополит Алексий (Симанский). Выступая на приеме в Совете по делам Русской православной церкви, будущий патриарх отмечал, что "церковное управление твердо дотоле, доколе мы остерегаемся переступить через рубеж правил церковных; коль скоро переступили однажды по какому-нибудь произвольному рассуждению, то уже трудно будет определить, где предел, далее которого нельзя идти"[21].

 

С хрущевской "оттепелью" пришли перемены и в богословие. Один из главных идеологов этих перемен митрополит Никодим (Рогов) в своей статье "О задачах современного богословия" подчеркивал важность преодоления "абстрактного теоретизирования в религиозной мысли". С его точки зрения, "необходима связь богословия с жизнью, которая удерживает умозрение от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений"[ 22]. Очевидно, период "кукурузных" экспериментов Хрущева, названных затем "волюнтаризмом", пронизывал всю общественную мысль, потому что после снятия Хрущева ударные нововведения в богословской мысли также были осуждены и названы "модернизмом". Как пишет Шапошников, "модернизм способствовал активизации церковной мысли, но его радикализм привел к тому, что многие верующие и представители духовенства достаточно скептически отнеслись к "стремительному погружению богословия в пучину жизни". Поэтому на Поместном соборе Русской православной церкви, состоявшемся в 1971 г., были внесены коррективы в процесс пересмотра традиционных богословских положений... Вместо скачкообразной погони богословской мысли за современностью начинает утверждаться органическое ее развитие, опирающееся на преемственность в становлении богословия. Программу этого органического развития сформулировал новый патриарх Пимен (Извеков), который, с одной стороны, заявил о необходимости того, чтобы "наше богословие было всегда сугубо ортодоксальным". Но, с другой стороны, ортодоксальность уже не понимается им как консервативность, т.е. "отторженность от мира", напротив, она должна сочетаться с усилиями "в разработке наиболее актуальных богословских вопросов современности и приближать их к запросам жизни" [23].

 

Интересный "принципиальный вопрос" поставил на Международной церковной научной конференции, проходившей в мае 1987 г. в Москве, архиепископ (ныне митрополит) Кирилл (Гундяев) в своем докладе "Преодоление схоластических влияний в русском богословии": "как согласовать верность Преданию с постоянно изменяющейся жизнью?" [24]. Архиепископ Кирилл дал определение традиции как "динамического сочетания консерватизма в отношении вечных и неизменных истин откровения с постоянным обновлением способов и средств их раскрытия в конкретных исторических условиях" [25]. Каждая эпоха, по мнению Кирилла, имеет "свой способ богословствования".

 

Но любому новому, уж так устроен мир, всегда сопутствует противоположная направленность жизни - реакция. Сегодня она имеет вполне современное лицо, с успехом претворяя наставления митрополита Кирилла о "постоянном обновлении способов и средств их раскрытия в конкретных исторических условиях". Несмотря на парадоксальность сочетания фундаментализма и реакции с вполне модернистскими способами влияния на общественное сознание, сегодня это - реалии жизни. По тому же, на когo направлен основной удар реакции, можно легко определять тех, закем будущее. Реакционеры - это великолепный ориентир или компас в мире смешения совершенства и хаоса. Точно так же, как тьма всегда отделяет свет, так и реакционеры отлично знающие лучшие силы и устремления человечества своими яростными нападками указывают на принадлежащих к Свету.

 

Познакомимся же с наиболее ярким и известным представителем этого нового для православной церкви направления - "новых русских" просвещенных фундаменталистов. Итак, наш герой:

 

"Выпускник философского факультета МГУ, кандидат богословия, профессор Московского Свято-Тихоновского богословского института, миссионер, проповедник, публицист, автор многих книг и брошюр по православной апологетике в защиту чистоты христианского вероучения от экспансии тоталитарных сект и религиозного модернизма..." [26].

 

Он стал деканом философского факультета Российского Православного университета, [27] помощником депутата Госдумы (от ЛДПР), Членом Экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести при Комитете по делам общественных организаций и религиозных объединений Госдумы [28] и пр. Он - диакон, по прошествии шести лет после окончания МГУ (за это время прошел обучение в духовной семинарии и Академии богословского института) три года был референтом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Не менее интересно знать, что МГУ он закончил в самый канун "перестройки" с дипломом "научный атеист".

 

По количеству опубликованных книг, брошюр и статей, выступлений по радио и телевидению, участию в конференциях, заседаниях и т.п., то есть по интенсивности публичной жизни, стремительно начавшейся для него всего лишь пять лет назад, его имя можно без преувеличения заносить в книгу рекордов Гиннеса.

 

Поскольку диакон Кураев знаком с религией и как бывший "научный атеист", и как окончивший два высших учебных заведения церкви, то с его помощью мы и постараемся разобраться в непростой задаче для современного человека - как и где найти истинно-прaвую веру, или ПРАВОСЛАВИЕ.

 

Умозрение в православии

 

"на всех (выделено Кураевым) вас по окончании моих лекций будет наложено одно ограничение: уже зная, каковы основные принципы православия, вы не будете иметь нравственного (выделено Кураевым) права выдавать за православие что-то другое"[29].

 

Диакон Кураев нестандартен и по-своему интересен. Скучным проповедям Закона Божьего он в духе времени противопоставил яркие образы и смелые идеи. Сам он говорит, что на его лекции любят ходить студенты. Познакомимся с некоторыми яркими мыслями современного православного священника, популяризующего христианство. Наши пояснения выделим курсивом. Слово диакону Андрею Кураеву. "Я же работаю в основном в светских университетах. Естественно, что я знаю язык моей аудитории, студенческий сленг... Но иногда степень неизбежного приспосабливания миссионера к его потенциальной пастве становится угрожающей... Почти все выдающиеся ересиархи были миссионерами... У истоков почти любой ереси стоит искреннее миссионерское усилие" (с.32-33) [30].

 

"Быть иным и ощущать свою инаковость и подчеркивать, культивировать ее - одна из характерных черт еврейского мироощущения (точнее, самоощущения)... " (с.35).

 

"Перед входом в церковь надо снимать шляпу, а не голову" [31].

 

"Ведь теология - это прежде всего логика. Это разум. Богословие - это модус присутствия рациональности в иррациональном мире религии... Разум ищет отчетливости, а значит, ищет различений и оттенков. Он ищет ясных определений " (с.360).

 

"Иерархическая дисциплина и дисциплина богословская были разработаны Церковью для того, чтобы не дать возможность шальным визионерам, пророкам и чудотворцам выкрасть у людей жемчужину Евангелия" (с.176).

 

"Все слова Христа вторичны, ибо Он сам есть Слово... Поэтому все споры 1-го тысячелетия - это не споры об "учении Христа", а споры о феномене Христа: "Кто пришел к нам?" Христианство - это не вера в книгу, упавшую с неба, но в Личность... Для Церкви же не столько важна подлинность пересказа слов Основателя, сколь важна Его жизнь, которую подделать невозможно" [32].

 

"Итак, не "учение" и не йогическую практику принес Христос людям. Он дал нам Самого Себя" [33].

 

(Если мы правильно поняли диакона, то Слово Христа, или произнесенная Христом Нагорная проповедь и, в целом, Благая Весть, Евангелие, с которым тридцатилетний Христос вышел на проповедь в мир, все, что Он говорил в течение трех лет ученикам и толпам народным (а как повествуют предания, - еще и в течении тридцати лет после Воскресения), в конце концов, слова Благой Вести, за которые Его и распяли - все это для Кураева "не важно", также как и "не важно" наличие самой книги - Евангелия, " упавшей, - судя по его словам, - с неба", поскольку первична и "важна Его жизнь", о которой, правда, мы и узнаем благодаря тому же слову и книге. И зачем только приходил Христос? - "пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия" - Мк.1:14; "народ дивился учению Его" - Мф.7:28. Ну, молча пришел бы, или как говорит Кураев, "дал нам Самого Себя" и ушел бы. Ведь, по Кураеву, всё, что Христос говорил - "вторично": пришел, молча всех Спас и ушел. Потом сойдет во Втором Пришествии и спасет уже окончательно. В этой связи нельзя не согласиться с нашим многоученым пропагандистом-диаконом, что, как он пишет, "почти все выдающиеся ересиархи были миссионерами". Если подобные идеи, что "все слова Христа вторичны", - не ересь, то что такое "ересь"?)

 

"В наших духовных школах и монастырях слишком часто говорится о том, что ереси и модернистские учения обычно исходят от чрезмерно умничающих людей, оторвавшихся от живой церковной и монашеской традиции... Но вот я, книжник... " и т.д. (с.193-194).

 

"Книжник" Кураев учит оптинских старцев по поводу надуманности темы "порчи":

 

"И уже не от своего опыта, а под давлением некоего "авторитета" человек говорит: "Да, пожалуй, раз это встречается в церковных рассказах, то в этом смысле...". Именно такая интонация все же мелькает у двух оптинских подвижников, когда они касаются темы народной веры в "порчу"" (с.257)

(Речь идет об Амвросии Оптинском и Макарии Оптинском). А затем у диакона следуют пять страниц, на которых путем логических рассуждений и анализа семантики греческих и славянских слов в переводе текстов Кураев доказывает оптинским старцам, что богословской "наукой" существование опасности "порчи" или "дурного глаза" для крещеного человека не установлено).

 

"Может, действительно свят описанный в этой книжке старец и богопросвященны его последние слова и переживания. Но стоило ли сегодня их публиковать? Стоило ли сеять недоумения?" (с.195).

 

"И Причастию найдены заменители. Вот как эта суррогатная обрядность выглядит по книге Анны Ильинской: "Старец Феодосий привез чудесную воду из Иерусалима и благословлял ее пить духовным чадам. "Это вода с Животворящего Креста, на котором Сам Спаситель был распят, - приговаривал он, - кто эту водичку пьет, в ад не годится". Итак, не литургический Хлеб Жизни спасает человека, а водичка старца Феодосия. Более того, - не любовь Божия, не литургия, а кусочек коры мамврийского дуба оказывается хранителем Вселенной... Опора эта находится только в Минеральных Водах..." (с.269-270), - иронизирует диакон.

 

"Преумильны также советы молиться от головных болей св.Иоанну Крестителю (очевидно, раз св.Иоанну отрубили голову - он лучше знает, как ее лечить, - прим. Кураева) и "от женских болезней преподобному Давиду Гареджийскому" (с.9).

 

"В итоге оказывается, что для протоиерея Сергия Антиминсова нормой православности предстает вера в существование кентавров [С.190]: усомниться в существовании сих персонажей - раз уж они присутствуют на страницах некоторых вариантов "Жития" преп. Павла Фивейского - значит прослыть модернистом и еретиком" (с.176).

А позже диакон Андрей, в связи с подверженностью прихожан суевериям, иронизирует: "...у меня вопрос к духовным академиям и к Синодальной богословской комиссии: обязан ли православный христианин, почитающий жития святых, как одно из свидетельств церковного предания, верить во все, что в них написано, - в том числе и в оборотней? Если обязан, - то не дополнить ли Символ веры соответствующей формулировкой: "верую в оборотней, в "сглазы", в суккубов и инкубов" (с.256-257).

 

"В условиях, когда лишь один священник из десяти имеет хотя бы семинарское образование (а такова сегодня статистика нашей Церкви - после того, как 200.000 священнослужителей было расстреляно большевиками за годы их власти [34]), священник слишком часто оказывается воспитан и воспитуем своими прихожанками. Его знания ненамного отличаются от знаний клирошан и храмовых уборщиц, и он, увы, не всегда может отличить святоотеческое учение от приходской сплетни"; "Впрочем, есть епархии, для которых и 10 процентов богословски образованных священников являлось бы признаком относительного благополучия. На Сахалине на 42 прихода приходится лишь два священника с семинарским образованием " (с.191-192).

 

"Привычный шаблон предполагает, что консерваторы старики, а либеральна и прогрессивна молодежь. Но в нашей Церкви сегодня все иначе. Именно старейшее поколение иерархов, воспитанное митрополитом Никодимом в 60-70 годы, настроено экуменично, а молодой епископат, взошедший на свои кафедры в 90-годы, выступает за неукоснительное следование церковной традиции" [35].

 

"И так в нашей Церкви полно доморощенных богословов, уверенных, что говорить можно только буквальными цитатами из древних книг..." [36]

 

"...при написании этой книги я привык ссылаться на В. Розанова (что поделаешь, если, несмотря на неисчислимые свои антицерковные провокации, он все же многое в православии понимал лучше митрофорных академиков)..." [37]

 

"И тогда православные выглядят как кондовые "старообрядцы"..." [38]

 

"Не секты, а вполне православные издательства выпускают и православные храмы продают книжки и газеты, содержащие в себе чудовищные вымыслы, прямой магизм и просто непристойные нападки на саму же Церковь" (с.184-185).

 

"Для меня же печальнее всего то, что даже в случае церковной канонизации Матроны [39] я вряд ли смогу искренне ей молиться. Просто потому, что при упоминании этого имени у меня перед глазами так и будет стоять эта картинка: баба, демонстрирующая чирьи под мышкой ("баба" - это Матрона, - авт.), а рядом мужик, показывающий "килу""("мужик" - это блаженный Митрофаний, - авт.)". В примечании Кураев поясняет: "... И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, - я буду проходить мимо ее икон. Если Матрона действительно святая, - она на меня не обидится, ибо, во-первых, святые вообще не обижаются, а во-вторых, она будет знать мотивы моего прохладного отношения к ней. А вообще, недоразумения бывали даже в отношениях между самими святыми..." [40]

 

"Формула "мать-земля, прости меня" - есть типичнейшая формула анимизма " (с.291) [41].

 

"Так и в восприятии Макарии [42] (или ее жизнеописателя) оказывается, что у Божией Матери и у святых больше терпения, любви и милосердия, чем у Самого Христа"; "...евангельский христоцентризм напрочь чужд автору книжки (или же ее персонажу)..."; "Однажды матушка рассказывала мне, как молилась она Царице Небесной и просила: "Матерь Божия!..""; "...в Великой Отечественной войне нам оказал покровительство святой великомученик и победоносец Георгий". Если это не языческий политеизм, где в отсутствие вознесшегося и отрешенного единого первобога (deus otiosus) выясняют свои отношения боги второго ранга, - то, что такое язычество?" [43]

 

Мы здесь прервем лекцию диакона. Один православный верующий, наслушавшись его обвинений православных в таком язычестве, возмутился: "Что же здесь языческого? Ведь Святая Православная Церковь учит нас, что Матерь Божия и святые слышат наши молитвы и ходатайствуют о нас перед Богом, и мы получаем чрез них просимое. Иначе зачем было бы нам молиться каждый день не только в домашней молитве, но и в церковной: "Пресвятая Богородица, спаси нас!", "Святии мученицы, молите Бога о нас!"... А позиция о. Андрея в этом вопросе чисто протестантская".[44]

Но подобные обвинения о. Андрею не страшны, поскольку, как он далее пишет, его защищает "сила церковных Таинств":

 

"Сам я человек весьма далекий от чистой христианской жизни... Сила церковных Таинств такова, что она покрывает и мои грехи, и наветы вражии" (с.248-249).

 

"Да, я могу согласиться с тем, что мою фигуру нельзя назвать изящной, но все же, сколько я ни смотрю на себя в зеркало, - признать ее "злобной" я не могу... На "фигуру" оппонента указывают только в том случае, если рациональных и научных аргументов более нет" (с.337).

 

Мы продемонстрировали метод "цитат", которым оперирует Кураев в своих книгах. Правда, в отличие от нас, выбранные им цитаты еще и сопровождаются его комментариями, легко превращающими белое в черное. Особо примечательно то, что бoльшая часть книг Кураева получила благословение либо самого Патриарха Алексия, либо епископов. Поэтому, наше обращение к трудам диакона Андрея позволит высветить далеко не единоличное и частное мнение отдельного богослова, а весомой части современной Русской Православной Церкви. Вынесенное в эпиграф заявление Кураева о том, что:

 

"на всех вас по окончании моих лекций будет наложено одно ограничение: уже зная, каковы основные принципы православия, вы не будете иметь нравственного права выдавать за православие что-то другое",

- такое заявление и станет руководством в нашем постижении Православия с помощью многообразованного диакона. Правда, чтобы быть успешными, мы будем для равновесия приводить и иные, скажем прямо, противоположные диакону мнения. Как, например, мы сейчас приведем в заключение этой главы мнение протоиерея Владимира Федорова, ректора Русского Христианского гуманитарного института о стиле полемики и аргументации диакона (в данном случае по поводу антисектантской статьи Кураева):

 

"Примером некорректности, а стало быть, недопустимой для православного богослова полемики, может служить статья диакона А.Кураева [45] <...> В противном случае по одной подобной оплошности можно было бы утверждать, что все диаконы РПЦ пишут ненаучно, используют приемы дурного журнализма для нагнетения ужаса". И через страницу в отношении полемики вокруг православия: "Все, кто под предлогом миссионерских задач, ради православного свидетельства разжигают межхристианскую рознь и вражду, выросли в период дефицита правового сознания... Эти люди не чувствуют подлинно христианского призыва к утверждению свободы совести". И далее: "К сожалению, в последние годы появилось довольно много публикаций большевистского толка, в которых православные самозабвенно обличают "врагов православия" внутри самого Православия ("обновленцев", "экуменистов" и т.п.)... с недолгим "пост-перестроечным" опытом церковной жизни залихватски обличают епископов, с детства церковных, окончивших семинарию, академию, имеющих научно-богословские степени" [46].

 

Вот такой плюрализм мнений сегодня в "ограде Церкви". Куда же прихожанину, не окончившему богословские академии, податься? Очевидно, что на лекциях петербургского протоиерея Владимира Федорова и московского диакона Андрея Кураева говорится о разном. А главное, что за произнесенными словами следуют вполне осязаемые действия в нашей суетной жизни. Каковой она, эта жизнь, видится служителям культа?

 

Примечания

 

15. Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. СПб., 1998. С.7.
16. Иосиф Волоцкий (Санин Иоанн), р.1440 г., игумен Волоцкого монастыря. Известен своим трудом "Просветитель" (против ересей). Благодаря ему и Геннадию Новгородскому впервые на Руси, в Новгороде и Москве состоялись массовые сожжения еретиков. 27 декабря 1504 года, на третий день рождества, в Москве в деревянных клетях были сожжены многие вольнодумцы и крупные государственные чиновники, как считалось, поддерживавшие ересь жидовствующих: Иван Волк Курицин, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов и многие др. Той же зимой в Новгороде были сожжены Иван Некрас Рукавов, архимандрит Юрьевского монастыря Кассиан с братом Иваном Самочерным, Гридя Квашня, Дмитрий Пустотелов и др. От Иосифа пошло деление в церкви на иосифлян (сторонников Иосифа Волоцкого) и нестяжателей (сторонников Нила Сорского, заволжского старца, возражавшего против жестоких казней, мздоимства при рукоположении священников и против увеличения монастырских владений).
17. Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. СПб., 1998. С.7.
18. Георгий Флоровский. О патриотизме праведном и греховном. В кн.: Г.Флоровский. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С.160.
19. Данный "консервативный настрой" скорее характеризовался "замороженностью" богословской мысли и ее окостенелостью, убеганием от непростой правды жизни, изменившей лицо планеты. Иным отличались дореволюционные времена, когда готовилась серьезная церковная реформа, к сожалению так и не успевшая состоятся из-за нерешительности императора Николая II.
20. Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. СПб., 1998. С.81.
21. Там же. С.106.
22. Там же. С.107.
23. Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. СПб., 1998. С.109-110.
24. Там же. С.113.
25. Там же. С.113.
26. Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998. Обложка.
27. Справка об авторе диаконе Кураеве в сборнике статей "Октябрь 1993 г. - хроника переворота".
28. Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998. С.338.
29. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.218
30. Здесь и далее в скобках указаны страницы из кн:. Кураев А. Оккультизм в православии.
31. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции.Т.2.
32. Там же. С.227
33. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.2. С.253
34. Кураев винит в неграмотности современных церковных служителей - большевистский террор. Здесь мы видим двойную подтасовку и смещение акцентов. Даже если поверить в названную диаконом цифру расстрелянных священнослужителей (ведь называют же некоторые 100 миллионов жертв сталинских репрессий, сравнимых с численностью всего населения), то причем здесь нынешнее поколение, выросшее уже после массовых репрессий? Может быть, не была открыта духовная семинария или после войны не возобновилось печатание журнала и другой литературы Церкви? Но главная подтасовка не в этом. Кураев пытается представить дореволюционную Россию как время широкого богословского просвещения и высокой богословской образованности. Но проблема темноты и безграмотности деревенского духовенства (и не только) остра была и тогда, достаточно почитать Розанова ("Около церковных стен").
35. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.180
36. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.78
37. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.142
38. Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.171
39. Блаженная старица Матрона, по мнению Синодальной комиссии по канонизации святых, достойна прославления и почитания как местночтимая святая. Кураев подверг сомнению рассказы о блаженной старице, как, впрочем, и многие иные поверья о русских блаженных, причисленных Церковью к лику святых, в которых они, выражаясь современным языком, прибегали к методам нетрадиционной народной медицины, а по мнению Кураева - к "магии" и богопротивному "волшебству", предстоя после таких рассказов не святыми, а следуя мысли Кураева, скорее - "колдунами", - авт.
40. Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998. С.271-272.
41. Анимизм (anima - душа) - система представлений, как полагается в классическом религиоведении (в основном атеистическом), присущих примитивным религиям. Как определяет словарь, анимизм - это система представлений "о наличии у человека, животных, растений, предметов независимого начала, души; а[нимизм] является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом всех современных верований" (Словарь иностранных слов, М., 1990).
42. О схимонахине Макарии см. Дурасов Г.П. Богом данная. - СПб., 1995.
43. Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998.
44. Дудник Ю.П. Профессорский побасенки. Слово против лжеучения диакона Андрея Кураева.
45. Диакон Андрей Кураев. Секты в России: проблема для общества, в газете "Русский вестник", №23-25, 1996
46. Баркер А. Новые религиозные движения. «РХГИ». СПб, 1997. С. XXVI-XXVIII.

 

 

Александр Владимиров. В поисках православия. Современники. Часть II Ристалище веры. Глава 1

 

* * *

 

Отрывок из выступления (2010г.) профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева на встрече  с семинаристами, где он посоветовал будущим батюшкам, как и где найти себе достойную супругу-матушку,

 

 

30.07.2015 14:09АВТОР: А. В. Владимиров | ПРОСМОТРОВ: 1956




КОММЕНТАРИИ (5)
  • Александр Иванов02-08-2015 20:09:01

    Хочу выразить благодарность автору за экскурс в историю и доступное изложение сложной темы. Помощь заключающаяся в направлении мысли в сторону актуальных проблем общества и их разрешения, для тех, у кого нет возможности самостоятельного исследования, есть полезная экономия сил.
    Раз "обращение к трудам диакона Андрея позволит высветить далеко не единоличное и частное мнение отдельного богослова, а весомой части Русской Православной Церкви", то есть смысл рассмотреть подробнее отношения диакона и этой части. Является ли он послушным выразителем мнения этой весомой части? Или же он исполняет роль сторожевого пса защищающего "собственность" от злоумышленников,и, хотя и на цепи, но все же при случае не прочь накинуться и на своего хозяина? Мне представляется, что его амбиции выходят за рамки какого-либо послушания. Как кажется, психология подобного типа людей подобна психологии профессиональных воинов, которые нашли свое место в противостоянии на Поле Куру. Возможно это объясняет его метания от атеизма к вере, к миссионерству и к ереси. Если истинное Учение Христа устремляет в будущее, "указывает на красоту всего Мироздания", то Андрей, приземляет свою мысль, высвечивая негатив окружающего, как будто бы что-то настигает его из прошлого, заставляя убегать, сметая все на своем пути. И кажется у него уже есть подражатели?
    Думаю, рано или поздно ересь диакона вступит в ярое противоречие с мнением подавляющего большинства верующих, когда его деструктивная роль станет самоочевидной и перевесит пользу для РПЦ. Это, вероятно, станет очередным моментом выбора для церкви, и, если новый раскол не будет проявлен, когда ересь займет свое законное место, а постоянное обновление "способов и средств их (вечных неизменных истин) раскрытия в конкретных исторических условиях" примет в православии иное,более благородное направление, то возникнут неплохие шансы в какой-то мере сгармонизировать деятельность РПЦ и РД. Или во всяком случае смягчить противоречия и нейтрализовать крайности отношений - слияние и разделение.

  • Александр Владимиров03-08-2015 08:32:01

    Газета «Завтра» 3 января 2014 20
    (выдержки)
    Известный своими неоднозначными выступлениями протодиакон Андрей Кураев, который ведет популярный блог в Интернете, отчислен из Московской православной духовной академии за "эпатажные высказывания". Сам же Кураев назвал причинами своего увольнения записи в блоге о гомосексуальном скандале в Казанской духовной семинарии и поддержку Pussy Riot. Вопрос об отчислении Кураева рассматривался накануне на заседании ученого совета Академии, о чем говорится в пресс-релизе вуза. «’ Был рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что "звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви" Ученый совет , как отмечается в заявлении, констатировал, что Кураев "регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной. …В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении". <…>
    Первый заместитель председателя учебного комитета Московской духовной академии Максим Козлов назвал решение об увольнении Кураева закономерным: «Решение Совета Московской духовной академии никак нельзя считать неожиданным. Как, собственно, указано и в нем самом, еще в марте 2012 года коллеги обращались к отцу Андрею Кураеву с братским увещанием не подвергать имя профессора Московских духовных школ тем репутационным рискам, которые в результате распространяются не только на самого отца-протодиакона, но и на все старейшее учебное заведение Русской православной церкви, которое он представляет». При этом представитель вуза выразил сожаление по поводу того, что Кураев "не только не свернул, но и расширил свою деятельность" в качестве независимого блогера и постоянного комментатора в СМИ, в то время как "часто стиль и характер его ( Кураева ) высказываний был далек не только от академического, университетского стиля, но и от того, как в принципе, на взгляд преподавательской корпорации, может позволить себе высказываться православный клирик". Вместе с тем священник подчеркнул, что отставку Кураева не следует считать "аналогом инквизиционного процесса": « Решение , которое мы приняли , касается лишь внутренней жизни наших духовных школ и не распространяется на другие виды деятельности отца Андрея, в которых он как клирик отвечает перед правящим архиереем, а как православный христианин — перед Господом и своей совестью. Вмешиваться в эти сферы мы не считаем возможным».
    Протодиакон Кураев известен тем, что неоднократно высказывал мнение, расходящееся с официальной позицией РПЦ или большинством ее представителей. В частности, он призывал простить участниц панк-группы Pussy Riot, осужденных за акцию в храме Христа Спасителя. Адрей Кураев окончил МДА в 1992 г., в 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1996 г. стал профессором богословия. Последние девять лет протодиакон преподавал в Академии миссиологию.

    Экспертные оценки:
    Константин Душенов
    В случае с Кураевым воедино слились в одной точке три тенденции. Во-первых, корпоративная – он просто надоел своим коллегам-профессорам, этой академической профессорской корпорации, потому что он все время выскакивал, светился, пиарился по поводу и без повода на каждом углу. И они его выперли, в конце концов. Но одного этого не хватило бы.
    Вторая тенденция, которая помогла происшедшему, – это общая тенденция в церковной политике. Год назад Святейший запретил публично выступать другому известному скандалисту – протоиерею Георгию Митрофанову из Санкт-Петербурга. Сейчас в принципе Патриахия не сильно одобряет такого рода выступления, желая подтянуть под себя, под своих официальных спикеров возможность толковать события.
    <…> Эта скандальность, скорее всего, оказалась последней каплей. Всё слилось воедино. В результате ему дали пинком под зад, что, на мой взгляд, давно пора было сделать. Теперь «протодьякон всея Руси» перестал быть профессором Московской духовной академии. Горе, горе… Что тут скажешь?

    Владимир Семенко
    Ситуация, связанная с удалением протодиакона Андрея Кураева из состава преподавателей Московских духовных школ и богословской Синодальной комиссии, - многопланова.
    Мы давно призывали священноначалие применить свою власть, которая вручена ему Богом и людьми. Наконец, это случилось, так что изгнание Кураева можно только приветствовать. Он перешёл все мыслимые и немыслимые границы: агрессивно атаковал центральный стержневой смысл нашей веры, кощунствовал, глумился над святынями, позволял себе просто неприличное поведение, когда, читая миссионерскую лекцию, рассказывал неприличные анекдоты на сексуальные темы. Кстати, совершенно непонятно, почему Кураев пользовался особым положением, на его лекции сгоняли миссионерский актив. В то время как миссионер должен выступать перед внешними слушателями, а не перед теми, кто уже воцерковлён.
    Некоторое время назад я говорил с одним из известных профессоров Московской духовной академии. В ответ на мой прямой вопрос, сколько можно это терпеть, он сказал, что Кураева ненавидит вся профессорско-преподавательская корпорация духовных школ, но, к сожалению, ничего не может сделать из-за его высоких покровителей. Наконец, Кураев изгнан, и это можно только приветствовать.
    <…> Так что я поддерживаю решение об удалении Кураева из Академии, но сама проблема налицо и для её преодоления делается явно недостаточно.

    Юрий Юрьев
    Отставка Кураева – одно из совершенно фантастических событий, которые случаются в России. Событий парадоксальных и, на первый взгляд, с человеческой точки зрения - непонятных. Изгнание Кураева из Духовной Академии сродни отставкам в политическом истеблишменте.
    Вот бывший мэр Москвы разгромил столицу нашего государства, нанеся ей вред больше, чем Наполеон, но уволили его как "утратившего доверие президента". Кудрин полностью затормозил развитие страны, о чем хорошо знают политики и экономисты, а сняли его по какой-то странной причине. Сердюков, разгромивший систему Вооруженных Сил, которая создавалась столетиями, был низложен не за то, что сделал с армией, а благодаря семейным коллизиям.
    "Дьякон всея Руси", как называли Кураева - нёс что угодно и где угодно, обладал невероятными правами и полномочиями, несмотря на то, что во многих монастырях России и православного мира его книги не разрешается распространять, потому что содержат массу того, что противоречит вероучению Церкви. И вдруг его изгоняют, а причиной выставляется некий гомоскандал в Казанской семинарии. Событие в череде наших парадоксов.
    С другой стороны, для меня это подтверждение, что Правда Божия существует. Так или иначе, как говорится, не мытьем, так катаньем, деструктивные элементы удаляются. Еще совсем недавно абсолютно сырые или совершенно ущербные с богословской точки зрения высказывания дьякона Кураева без правки проскакивали в наших синодальных документах. Теперь, надеюсь, этому пришел конец, и Андрей Кураев займет своё достойное место среди деятелей отечественной блогосферы. Пускай пишет посты, а не распространяет свои измышления в лоне Церкви.

  • Андрей Троицин03-08-2015 22:17:01

    Юрий Юрьев
    "Отставка Кураева – одно из совершенно фантастических событий, которые случаются в России... С другой стороны, для меня это подтверждение, что Правда Божия существует. Так или иначе, как говорится, не мытьем, так катаньем, деструктивные элементы удаляются."

    - Да, Правда Божия существует, и так или иначе, но проявляется и действует и в лоне РПЦ. И потому не следует отождествлять РПЦ исключительно с такими как Кураев и ему подобными деструктивными элементами, представляющими собой своеобразную либеральную "пятую колонну" в лоне РПЦ. И именно представители этого деструктивного крыла в лоне РПЦ и ополчились столь яро против Рерихов, Учение и РПЦ, с целью посеять рознь и вражду между РПЦ и РД. Потому, не следует идти у них на поводу и культивировать в РД предвзятое неприязненное отношение к РПЦ, в лоне которой кроме этих деструктивных, действительно враждебных элементов, имеется и множество достойных служителей и прихожан-последователей Сил Света.

  • Александр Иванов04-08-2015 08:47:01

    Владимир Семенко: "Некоторое время назад я говорил с одним из известных прфессоров Московской духовной академии. В ответ на мой прямой вопрос, сколько можно это терпеть, он сказал, что Кураева ненавидит вся профессорско-преподавательская корпорация духовных школ, но, к сожалению, ничего не может сделать из-за его ВЫСОКИХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ." (выделено А.И.)
    Андрей Троицин: "..именно представители этого деструктивного крыла в лоне РПЦ и ополчились столь яро против Рерихов.."
    Ясно, откуда ветер дует. Кому же так необходим хаос и рознь? "Итак, по плодам их узнаете их."
    То, что А.Кураев отчислен из МДА хороший знак, свидетельствующий о оздоровлении РПЦ, однако, мыслю, Высокие Покровители не исчезли, но продолжают свою "работу".
    Почему то хочется провести аналогию не только с либеральной "пятой колонной", активизированной в политических процессах России, но и с РД, в котором также можно усмотреть по сути подобие той же борьбы деструктивных элементов с силами несущими законность.
    Представляется, что события в этих трех областях протекают в одном направлении, следовательно, можно ожидать изменения общего климата, в смысле благоприятном для улучшения внутренних связей и взаимодействий.
    На самом деле, эта важная проблема взаимоотношений будет актуальна до тех пор, пока существует государство, РПЦ и РД, поскольку мы находимся в одном пространстве, географически и ментально.
    Потому полезно направить мысль на достижение согласия и установление гармонии отношений.

  • Александр Владимиров07-08-2015 18:08:01

    В ПОИСКАХ ПРАВОСЛАВИЯ (1981 г.)
    (лекция, извлечение)
    Иеромонах Серафим (Роуз), Сан-Франциско

    Через год-два после публикации книги А.Владимирова "В поисках Православия" (2000 г.) в интернете появился перевод с английского языка одноимённой лекции известного православного богослова. Выдержки из этой лекции, прочитанной для западной аудитории в 1981 году, могут дополнить наш взгляд на перспективы христианской религии с точки зрения глобальных изменений в мире, которые начали на Западе ощущаться и реализовываться на несколько десятилетий раньше, чем в России, где до перестройки эти процессы, особенно в религии, искусственно тормозились и сдерживались.
    Об авторе: Серафим (1934-1982) - родился в Калифорнии, священнослужитель Русской православной церкви за рубежом, иеромонах; духовный писатель, автор многочисленных трудов, оказавших большое влияние на православную жизнь в Америке, вызвавших большой интерес в России. В 1956 году, закончив колледж, поступил в Академию востоковедения в Сан-Франциско, где занимался изучением сравнительного анализа религий, который давал возможность попробовать себя в различных духовных школах: в индуизме, буддизме, иудаизме, суфизме и др. Каждую религию он изучал на её родном языке. Например, конфуцианские тексты он читал на древнекитайском. В университете за работу о древних наречиях китайского языка он получил степень магистра. После посещения русского православного собора Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско порвал с буддизмом и начал посещать православные богослужения, учить русский язык, изучать книги о Православии.

    В своей лекции "В поисках Православия" Серафим коснулся небезинтересных для последователей Агни Йоги вопросов, общих для любого духовного движения: насколько можно соединять "всех со всеми", насколько или до какой степени возможен либерализм и экуменизм при стремлении к благу всего человечества, если исторически существуют заметно разные духовные движения и религии. Напомним, что экуменизм (греч. ойкумена - вселенная) — это, как отмечается в словарях, идеология всехристианского единства — движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), где преобладающая роль принадлежит протестантским организациям. Политически - это новый мировой порядок, продвигающий в рамках глобализма и "однополярного мира" к "единой религии" с англо-саксонской и пр. элитой во главе.
    У агни-йогов также возникал вопрос о так называемом очищении Православия (или православной церкви). А соответственно появлялся вопрос: насколько может христианство, православие изменить прежние представления ("очиститься"), чтобы продолжать считаться тем же вероучением? И как относиться к евангельской заповеди Христа, произнесённой две тысяче лет назад: «Не наливают вина нового в мехи старые» в связи с христианством и Агни Йогой? (А.В.Владимиров, 07.08.2015).

    ***
    В поисках православия (Серафим /Роуз/)

    Нам вручена святая православная вера, мы видим, как многие ищут и находят ее, - но не надо себя обманывать: православие - это не технологический процесс. Каждый из нас может отпасть от веры; или же мы окажемся столь скверными образцами православия для себя самих и для окружающих, что оно не принесет плодов; или же новообращенный верующий останется в стороне от православной жизни. Поэтому давайте разберем наши типичные ошибки, которые лишают нас плодов святой веры и заглушают голос нашего свидетельства о ней. Знать о них должны все - и те, кто в Церкви издавна, и новообращенные верующие, и те, кто приблизился к православию, и даже те, кто еще далек от него.

    Либерализм

    Первый серьезный промах - это свободное, "либеральное" отношение к православию. Происходит оно от невежества: некоторые представляют себе Православную Церковь наподобие, например, Епископальной, - только для русских или греков. При таком образе мыслей, разумеется, навряд ли кто станет трудиться над обращением людей в православие.

    В этом состоит дефект экуменического движения, которое организует всякие встречи и конференции с неправославными, не ради того, чтобы привести их к православию, а для улучшения общественных отношений. Обсуждают второстепенные предметы общего характера, а на различия закрывают глаза - между тем как осознание этих различий могло бы привести их к православной вере. Ошибкой было бы утверждать, что любые контакты или официальные встречи такого рода недопустимы, - однако эти встречи и контакты обязаны нести православное свидетельство неправославному миру. А в той форме, какую они обычно принимают, такого свидетельства нет.

    При всем уважении к другим конфессиям мы должны показать окружающему миру, чем православие от них отличается. При этом вовсе не обязательно вступать в дискуссию о вере (хотя такие дискуссии могут возникнуть по мере интереса к православию): если мы всерьез принимаем свою обязанность жить так, как того требует наша вера, то одно это уже служит веским свидетельством о Православной Церкви.

    "Болезнь новообращенных"

    Другой промах, в чем-то близкий к первому, поскольку он также сопряжен со свободным взглядом на православие, характерен для новообращенных. Его можно определить как фантазерство - и как попытку жить в собственных фантазиях вместо реального мира.

    Наверное, вам приходилось слышать такую фразу: "болезнь новообращенных". Идет она от самих новообращенных в православие и говорит об их духовной борьбе. При этом в России новообращенные подвержены тем же самым промахам, что и в Америке, и на Западе.

    Так появляются у нас отшельники-пустынножители, неспособные провести хотя бы неделю в послушании в обычном монастыре; иные толкуют о возвышенных молитвенных состояниях, не упуская возможности огрызнуться по любому малейшему поводу; другие мечтают об обращении целых городов и штатов, не в силах ужиться даже со своими ближними; и т.д. Сами по себе такие мечты еще не грех: они действительно вдохновляли православных подвижников прошлого. Но если они отрываются от конкретной решимости день за днем вести православную жизнь в ее самой простой, будничной форме - они останутся безплодными.

    Исходя из своего собственного подчас горького опыта, один русский епископ, воспользовавшись игрой слов (convert = новообращенный) как-то сказал: "Я не против конвертов, но уж слишком легко они расклеиваются…" В этой шутке - важная правда. Мы должны серьезно учиться на опыте повседневной духовной борьбы, учиться хранить и укреплять нашу православную веру. Тогда даже самые дерзкие мечты обратятся в реальность, принесут плоды и нам самим, и окружающим.

    Холодный формализм

    Еще один промах, который встречается среди православных, и особенно болезненный для тех, кто еще не пришел к вере, можно назвать "холодным формализмом": все внимание - внешней стороне православия, словно наша вера заключается в помпезных церемониях и официальных актах. В такую же ошибку впадали первосвященники и фарисеи во времена Спасителя: если церковная жизнь организована и отлажена, если все делается по официальному указанию священноначалия, если службы выполняются без ошибок и выглядят внушительно, - тогда можно преспокойно забыть, о чем говорит Евангелие, и распять Самого Христа без зазрения совести…

    Нередко холодный формализм соединяется с полным равнодушием к практической работе: зачем такие усилия? Зачем помогать ближнему? Зачем безпокоиться о каком-то общем православном деле? Именно под такой личиной сплошь и рядом выступает православие на экуменических встречах, и оно, конечно, не может привлекать к себе искателей истины.

    "Осадное положение"

    Последнее заблуждение - это склад ума, который можно назвать "осадным положением": иным кажется, что если православие - это истинная вера, то в наши тревожные времена все усилия надо сосредоточить на защите ее от подступившего со всех сторон врага. Очень часто подобный взгляд распространяется на поиски "предателей" и "еретиков" в православной среде; причем столь много внимания уделяется собственному "соблюдению правил" и "несоблюдению" у оппонентов, что не остается никаких сил на проповедь Евангелия спасения даже среди православных, не говоря уж об окружающем мире. Нужно помнить, что первосвященники и фарисеи постоянно обвиняли Самого Христа в "несоблюдении правил", и что "соблюдение" само по себе ничего нам не дает (и может даже послужить нашей гибели), если у нас нету важнейшего, "единого на потребу" для спасения - живой веры.

    Нам, американцам, еще в каком-то смысле повезло, что православных у нас так мало по сравнению с инославным, а в последнее время и с иноверным, населением. Повезло потому, что это неправославное большинство, эти массы людей, ищущих истинной веры, всегда у нас перед глазами. Так что мы, стремясь работать Господу, волей-неволей обращаем на них внимание, говорим с ними о православии, выбирая доступные для них слова. А вот в Греции, например, почти все население православное, там никто не ищет истинной веры; в результате распространяются внутрицерковные споры и ссоры, и впустую уходит драгоценная энергия, которая так нам нужна для миссионерской проповеди.
    Источник: http://www.pravda. ru/faith/religions/orthodoxy/1 9-11-2002/7414-rose-0/

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Александр Владимиров »