М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Терпимость» как категория философско-этической концепции Н.К. Рериха. В.В. Лобач


Творчество Николая Константиновича Рериха — ярчайший феномен мировой культуры. Ученый, художник, философ, общественный деятель — он оставил огромнейшее творческое наследие, которое поражает своей духовной красотой, идейным богатством и разнообразием.

 

Н.К. Рерих получил блестящее образование: он закончил Санкт-Петербургский университет и Академию художеств. Елена Ивановна Рерих писала, что он «...предпочитает первоисточники и хорошо знаком с восточной мыслью...» [5: 293]. Супруги Рерих вместе изучают философско-этическую и религиозную традиции Востока и Запада, в том числе труды Оригена, Б. Спинозы, И. В. Гёте, Вивекананды, Цзонкапы, Р.Тагора и других авторов, а также Бхагавадгиту, Упанишады, Добротолюбие, книги по буддизму, даосизму, конфуцианству, суфизму. В статьях Н. К. Рериха упоминаются многочисленные труды выдающихся авторов различных культурных эпох. Кроме того, Николай Константинович интересовался современными открытиями в области физики, медицины, биологии, археологии, астрономии. Всесторонним было и его художественное образование: ему были открыты секреты мастерства русской иконописи, он прекрасно знал традиции западноевропейской и славянской живописи. Его учителями, друзьями и сотрудниками были выдающиеся представители русского Серебряного века. Именно широчайший кругозор и внутреннее духовное устремление, которое всегда является основополагающим в формировании взглядов человека, его внутреннего мира, отличало Н. К. Рериха.

 

Особо необходимо выделить литературный талант Н. К. Рериха. Его статьи, по существу, являются глубокими философскими эссе, в которых богатство идей и мудрость, подтверждаемая жизненным опытом, являют примеры именно жизненной философии. Его взгляды как философа и ученого широки и жизненно приложимы.

 

В своих трудах он опирается на самый широкий спектр научных достижений во многих сферах жизни. Именно благодаря синтетическому уму и всестороннему анализу действительности Н. К. Рерих являет пример настоящего мыслителя. Полагая, что «серебро, зарытое в землю, чернеет», Николай Константинович щедро делится знаниями и в многочисленных очерках оставляет богатейший материал для изучения и исследования. В его творческом наследии тема терпимости является одной из фундаментальных. Около сорока философских эссе Н. К. Рериха непосредственно связаны с принципом терпимости. В десятках очерков эта тема присутствует косвенно, ибо сопряжена с различными нравственными и духовными проблемами.

 

Концепция терпимости Н. К. Рериха имеет важнейшее значение в условиях, когда культурные и духовные принципы нивелированы проявлениями личностного и группового эгоизма, выражающегося в войнах, преступлениях, терроризме и др. Писатель и философ первой половины XX в. Э. Успенский с болью в душе писал: «Какое ничтожное место в жизни среднего человека занимает мышление или искание истины!» [27: Предисловие].

 

Терпимость как регулятивный принцип межличностных, межгосударственных, межконфессиональных отношений становится особенно актуальным в наше время, при трансформациях глобализирующегося мира, когда соприкасаются различные социокультурные традиции; при формировании новых социальных структур и отношений, когда и общественные организмы, и отдельные личности оказываются в сложнейших и нередко противоречивых системах отношений; в индивидуальной жизни - на пути духовного продвижения и совершенствования каждого отдельного человека. В этих условиях особо актуально, особо «повелительно обращение ко всему объединяющему» [12: 292].

 

Но для того, чтобы нравственная философия приобрела силу и действенность, она должна быть осознана, глубоко эмоционально прочувствована,— принята не только разумом, но, главное, сердцем. Как писал Н.К.Рерих, если человек «действительно существо общественное, а не дикий зверь» [20: 473], то для того, чтобы осознать жизненную необходимость нравственной философии, «нужно испытать в себе все меры терпения и терпимости» [20: 473].

 

Согласно общепринятому определению, терпимость — это «способность мириться с кем-либо, чем-либо относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо» [26] Осмысление терпимости как проблемы и конституирование в культуре традиции ее философской интерпретации связаны прежде всего с вопросами духовной личности в условиях разделения общества на классы, нации, религиозные и прочие группы, интересы которых постоянно сталкиваются между собой в конфликтах и требуют позитивного разрешения.

 

Эта категория является неизменным элементом понятийного аппарата этики, выражая одно из важнейших моральных качеств, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей.

 

Первоначально понятие терпимости связывалось с веротерпимостью. Однако оно имеет и иные оттенки, связанные с бережным отношением к особенностям иных культурных норм, обычаев, традиций — в самом широком смысле. В настоящее время, по мере усиления секуляризационных процессов в обществе, терпимость тем более расширила сферы своего влияния, выступая регулятивным принципом взаимоотношений людей в контексте бесконечного многообразия взглядов на мир, политических убеждений, моральных идеалов различных народов Земли.

 

Терпимость как нравственный феномен значительно глубже, шире, душевнее, чем просто терпение или терпеливость, которые являются лишь начальными ступенями на пути к терпимости. Любовью к миру, ко всем живым существам зерно терпимости прорастает и развивается в древо мудрости. Этой мыслью пронизаны все религиозно-философские учения человечества: индуизм, буддизм, даосизм, христианство, суфизм и др. Через терпимость, уважительное отношение к другим растет и гармонизируется сознание человека (так, Пифагор не принимал в свою школу тех, кто не мог вместить в сознание пар противоположностей), расцветает культурная жизнь общества.

 

В творческом наследии Н. К. Рериха содержание многих нравственных категорий получило глубокое развитие. Основополагающим во всей его нравственной философии является учение о мощи мысли. Считая мысль действенной силой, он считал, что терпимость — это не просто этический принцип, но мощнейший преобразователь жизни.

 

Терпимость предполагает воздержание от гнева, осуждения и других негативных реакций сознания, которые усугубляют и обостряют межличностные отношения. Что же может сдержать гнев, осуждение и пр.? Именно терпимость, которая зиждется на любви и стремлении к познанию. В философски-этической концепции Живой Этики принцип терпимости является одним из фундаментальных нравственных канонов, который выражен формулой «Господом твоим". Эта формула характеризует способность человеческого сознания принять точку зрения другого человека, адекватно понять духовный уровень его развития и без осуждения, в любви и терпимости найти общие пути совершенствования.

 

Стремление человека принять и понять другого, проникнуть в ценности его сознания — редчайший дар, который вырабатывается благодаря широкой сфере общения, обмену мнениями, опыту путешествий и изучения других культур. Именно терпимость поможет преодолеть неприязнь и различные условности и суеверия, которые накладывает на человека привычная среда обитания. Здесь и расширение мировоззренческих рамок, и обогащение внутреннего мира, и способность учиться у других, и многое иное, положительно влияющее на атмосферу доброжелательства и уважения.

 

По мысли Н.К.Рериха, основная причина проявлений нетерпимости как антипода терпимости — невежество. Не может быть терпимым человек, чье сознание неразвито.

 

Невежество многолико. Самая ужасная и опасная форма невежества, как считает Н.К.Рерих, есть жестокость, перечеркивающая доброжелательство, сострадание, уважение и другие положительные качества. Она живет не только в «судах или около тронов и кафедр... она притаилась во многих очагах семейной и общественной жизни» [19: 139]. Именно болезнь ненависти разлагает и мучает человечество на протяжении всей истории. Как писал Н.К.Рерих, «...ужасно мимолетно будет все построенное на ненависти и подозрении. Во лжи зарождаемое во лжи и погибнет» [12: 174]. Нетерпимость есть род ненависти.

 

Но человек не рождается ненавидящим,— «это темное свойство приобретается на многих примерах» [7: 131]. Нетерпимость, агрессивность и все аналогичные феномены являются состояниями кризисного сознания, сознания, зажатого в рамки неких жизненных условий, угнетающих человеческий дух, ограниченного суевериями и догмами (например, представлениями об исключительности собственной веры, избранности и пр.). Межличностная неприязнь питается мелкими личными чувствами, обидами, лицемерием и всеми самодельными чудовищами, порождаемыми предрассудками и суевериями. Нетерпимость в ее различных формах, образующихся от невежества, порождает ложь, клевету, злоречие и многие другие социальные пороки, распространяется, как дурман, среди человеческих душ и препятствует нарастанию полезных действий [см. 22: 402].

 

В философии Живой Этики здоровое сознание понимается непременно как сознание нравственное. Следовательно, не может быть терпимым больное сознание, не может быть терпимым больное общество. Как отмечал в свое время Д.Дидро, «нетерпимость всегда враждебна истине и выгодна лишь лжи. Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее» [1]. Угрожающе звучит приведенное в статье Н. К. Рериха «Эрден Мори» предсказание монгольского мудреца: «Наступит время, когда истина уступит место лицемерию» [23: 299]. Но в нравственных и духовных силах человечества не допустить этого. Ибо, как полагает Н. К. Рерих, «сущность людей в основе своей добрая» [17: 347].

 

Всю историю человечество учится терпимости и другим культурным принципам организации жизни. Путем реализации этого принципа решались самые благородные задачи.

 

Именно почитая и уважая другие традиции, общество развивается в мире и добре, творчестве и взаимообогащении.

 

Так было в Древней Греции периода классики, с его презумпцией вариабельности мысли, допускающей сосуществование разных и порой взаимоисключающих традиций в политике, религии, философии, — в культуре как таковой.

 

Индийская история философии и религии также являет многочисленные примеры терпимости. Сама традиция индуизма, не породившая единой церкви и вероучительного канона, реализует себя посредством параллельного развития различных направлений и школ, рассматриваемых как возможные пути духовного самосовершенствования, каждый из которых может быть избран тем или иным человеком — в зависимости от индивидуальных особенностей. Последователи Шанкары учили терпимости. Великий правитель династии Моголов Акбар строил свою социальную доктрину на принципе универсальной религии «дин», и под сводами построенного им храма равно почитались все религии и их Наставники.

 

Терпимость к суждениям оппонента выступает нормативным требованием ведения дискуссии в буддизме. В целом в буддизме принцип терпимости выражен в высоком идеале Бодхисаттв, сострадающих всем «омраченным сознаниям» в мире и принявшим на себя подвиг помощи всем живым существам на пути освобождения от страданий и несовершенства. Будда учил: «Почитай свою веру и не клевещи на веру ближнего». Это принцип вмещающего сознания.

 

В Китае принцип терпимости широко проявился в эпоху Хань, когда существовало около ста философских школ и имели место первые попытки объединения даосизма, конфуцианства и буддизма. В конфуцианстве идеал благородного правителя — мудрый руководитель, справедливый и терпимый. Для философской культуры Китая также характерно такое социально-религиозное понятие, как «се цзяо», в основе которого веротерпимость и синкретичность. Его олицетворяют следующие максимы: «Пять учений [конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство, ислам] сходятся воедино», «Слова Будды, Лао-цзы и Конфуция не отличаются от мудрости Христа и Мухаммада, а мы верим всем мудрецам» [24].

 

Христианское учение воплощает принцип терпимости через пример жизни самого Христа. В Евангелии этот принцип выражен словами, полными внутренней силы: «...не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» [Мт.V. 39-44].

 

В таинстве покаяния и учении о прощении грехов — та же идея терпимости ко всем заблудшим душам, ко всем страждущим сознаниям. Принцип терпимости ярко выражен в притче о падшем [см. з]. К святому отцу пришел монах и покаялся: «Пал я, отче». «Вставай»,— был ответ. Так было и во второй и в третий раз. И когда вновь павший пришел и вновь услышал бодрое «вставай», то спросил в удивлении: «Отче, сколько же раз можно вставать?» Ответ был: «Сколько падаешь, столько и вставай. Главное — подняться». В притче выражен не только принцип мужественного преодоления своих недостатков, но и принцип терпимости ко всем несовершенным деяниям ближнего.

 

Суфийский философ, мистик и поэт Хазрат Инайят Хан так выразил важность принципа терпимости и других духовных качеств: суфий «ведет постоянную борьбу с нафсом [невежеством. — В.Л.], корнем любой дисгармонии и единственным врагом человека. Побеждая этого врага, человек обретает власть над самим собой; и это приносит ему совершенное владение всей Вселенной, потому что стена, стоявшая между ним самим и Всемогущим, разрушена. Нежность, мягкость, терпимость и всепрощение суфий считает атрибутами, создающими гармонию как внутри души самого человека, так и в душе другого. Высокомерие, гнев, порок, привязанность, жадность и ревность являются шестью основными источниками дисгармонии» [25: 349].

 

Реализация принципа терпимости важна для того, чтобы избежать трагедий и заблуждений, которые порождают целую цепь тяжелых последствий. Взаимная забота и помощь являются истинным украшением истории человечества. «Всеми священными писаниями заповедано помогать безотносительно», — пишет Н.К.Рерих [15: 171].

 

Можно образно представить историю человечества как своего рода древо познания и эволюции. Для дерева дороги все ветви. Каждая украшает его. Терпимый человек способен услышать другого человека, понять иное сознание. Терпимость - это не призыв к вседозволенности, а мудрое руководительство в духовном совершенствовании, диалог «по сознанию».

 

Принцип «говорить по сознанию», давать знания соответственно готовности их принять разъясняется в буддийской притче. К мудрецу пришел философ и обратился к нему с просьбой изложить свое учение. Мудрец согласился и стал наливать в чашу воду, излагая при этом свое учение. Вода стала переливаться через края чаши, а мудрец продолжал говорить и лить воду. Философ прервал речь наставника, мол, вода переливается через края, неужели учитель не видит этого. Мудрец сказал, что чаша и есть наше сознание, нельзя налить много в малую чашу; чем меньше она, тем меньше способности человека познавать мир, вмещать знания и развиваться. Поэтому на пути духовного развития прежде всего необходимо широкое вмещающее сознание, открытое, как чаша небесная (образ неба как перевернутой чаши).

 

С терпимостью тесно связаны все позитивные нравственные качества. Именно терпимость позволяет судить о широте взглядов человека, об уровне его культуры, о его сердечности, чуткости и внимательности. Принцип терпимости важен для создания атмосферы плодотворного сотрудничества между людьми на всей планете.

 

Реализация принципа терпимости невозможна без искренности, то есть без сердечности и открытости, а также без добровольности, доброжелательности, любви, взаимопомощи и уважения друг к другу. Этот принцип основывается на обратной связи между субъектами общества, диалогичности их отношений, реализуясь лишь в полноте ее. Диалогичность означает, что все стороны, вступающие во взаимодействие, искренне открыты друг другу, готовы услышать и понять мнение другого, решать проблемы в совместном усилии и обоюдном продвижении по пути познания.

 

В терпимости вырастают великие духовные качества прощения и неосуждения. Терпимый человек исполняет труднейшие из вечных нравственных заповедей. «Цветы прощения прекрасны, а сад обид — зрелище весьма отвратительное» [9:249].

 

Терпимость свидетельствует о воспитанности человека, его способности к широкому восприятию жизни. Как писал Н. К. Рерих, «все самоцветы прекрасны — каждый в своем преломлении и в своем сверкании» [13: 389].

 

Согласно философской концепции Н. К. Рериха, терпимость, как и все положительные качества человеческой души, оформляется и развивается благодаря своей фундаментальной онтологической укорененности в Беспредельности. Беспредельность — базовая категория философской онтологии Н.К. Рериха. Это понятие, являясь синонимом Абсолюта, Божественного Начала, Непознаваемого и имея религиозно-философские коннотации, в рериховской философии осмыслено рационально (например, как учение о бесконечности в высшей математике или учение о Вселенной в астрофизике). Его содержание семантически объединяет внутренние духовные способности человека с бесконечными потенциями мироздания и многообразными возможностями их реализации: «Нет радости вне беспредельности. Нет радости в конечном. Радость есть беспредельность, но нужно желать познать беспредельность» [21: 336-337].

 

Терпимость сродни неисчерпаемости, утверждает художник, приводя изречение Христа: «У Бога домов много» [12:182]. Не будет нетерпимым тот, кто осознал неисчерпаемость и неистощимость духа. «Источник духа неисчерпаем, — говорит Н. К. Рерих. — Но он будет неисчерпаемым в осознании его. Дух вечный, неизносимый, нерастрачиваемый питает все энергии. Но опять-таки для этого действа дух должен быть осознан» [14: Зб0]. Таким образом, неисчерпаемый творческий потенциал лежит в основе эволюции человеческого сознания, укорененного в Беспредельности, но он должен быть осознан человеком.

 

По словам Н.К.Рериха, «...всякая невежественная ограниченность прямо противоречит беспредельности» [13: 390]. Поэтому воспитание терпимости может быть рассмотрено и как своего рода расширение сознания.

 

Терпимость есть дорога к благодати, к возвышенному состоянию духа, преображающему сознание. Как пишет Н.К.Рерих, «благодать — пугливая птица» [18: 259], потому человеку недоброжелательному, раздражительному, подозрительному, обозленному недоступны высшие сферы гармонии.

 

Процесс познания основан на новых открытиях и освоении мира. Истинное познание в философии Н.К.Рериха связано с понятием вмещения, которое характеризует способность сознания к постоянному осмыслению нового и расширению знаний. «Бесконечны пути устремления и совершенствования» [11: 364], а потому вмещение и терпимость теснейшим образом связаны между собой. Вмещение характеризует широту сознания, добросердечие и способность применять в жизни канон «Господом твоим» — общаться с человеком по его сознанию.

 

Терпимость чрезвычайно важна и в межличностных отношениях, и в широких социальных контекстах. О роли терпимости в общественном развитии размышляли многие философы. Д.Дидро в своих письмах «О терпимости» стремился обосновать социальную форму свободного и справедливого общества, опирающегося на теорию «общественного договора» и «просвещенного государя ».

 

Философ Р. Кук пишет, что терпимость является основой для единства народа; в своем учении он обосновывает терпимое отношение к другим верованиям, учениям, атеизму, космополитизму и т.д. Приведем его рассуждение по этому вопросу: «Единство... народа невозможно, когда различные группы в нем из-за разной идеологии отдаляются настолько далеко друг от друга, что теряют общую почву, теряют основу для взаимопонимания. И точно так же оно невозможно, когда одна группа пытается навязать свою идеологию другим. Реальной базой единства может быть только терпимость. Терпимость работает следующим образом: поскольку я проявляю уважение к тем идеям и к тем ценностям, за которые борется мой оппонент... постольку я могу найти с ними общий язык. Если я отрицаю эти ценности, то вместо диалога возникает просто расхождение. Когда же я говорю: я уважаю и признаю твои ценности, но считаю, что их следует реализовывать не так, как ты это делаешь, а по-другому — по пути, который предлагаю я, — тогда возникает возможность обсудить, как на самом деле следует реализовывать эти ценности, и это истинный диалог. Но первое, что нужно сделать — договориться о том, что у нас одинаковые ценности. И тогда, несмотря на то, что образ жизни у нас различный, мы не удалимся друг от друга слишком далеко и останемся единым народом» [6].

 

С позиции философии Живой Этики, социальная терпимость является необходимой ступенькой на пути достижения истинного единства. Объединение народов «должно быть добровольно», констатирует Н. К. Рерих. В добровольности единства — залог справедливого построения общественной жизни. В социальном плане примером терпимости может служить государственное образование, в котором в свободной соборности объединены сотни народов, а значит, и сотни психологий; достижение духовного единства предполагает более высокий уровень развития общества,— этот путь единения основан на высоких принципах духовного развития, идее гармонизации сознаний и единения жизненных ценностей.

 

Согласно рериховской философии, одним из фундаментальных проявлений универсального принципа единства является гармония мужского и женского Начал. Социальная гармония полагается невозможной без равноправия женщины. По мысли Н. К. Рериха, активное участие женщины в социальных процессах приводит к развитию терпимости в обществе. «Женщина — символ терпимости» [10: 51-56].

 

Говоря о путях укрепления и развития терпимости как феномена социального, Н.К.Рерих указывал, что «...оздоровление жизни должно производиться, поистине, всеми мерами» [8: 168]. Каждый человек должен получить возможность для творческого самовыражения, чтобы переплавить негативные энергии созидательными мыслями творчества.

 

В развитии терпимости, имеющей первостепенное значение в решении многих социальных проблем, Н.К.Рерих придавал огромное значение Культуре с «большой буквы». Как могут люди совершенствоваться? Лишь укрепляя и развивая все устои Культуры. Именно высокая внешняя и внутренняя культура дает импульс для преумножения духовных ценностей человечества, для расширения основ, благодаря которым люди могут совершенствоваться. В чистой, достойной, культурной атмосфере сводятся к минимуму невежественные явления жизни: нетерпимость, жестокость, клевета и др. В этом контексте Н. К. Рерих говорит о всеобъединяющем языке искусства [см. 12:108] , столь много дающем для достижения взаимопонимания между представителями разных традиций и между различными народами.

 

Поскольку терпимость предполагает широту взглядов, постольку ее развитию в определенной мере (как открытие возможности ознакомиться с иными взглядами и традициями) способствует «развитие путей сообщения» [см. 15:169], то есть, говоря современным языком, прогресс в сфере информационного обмена и масс-медиа-технологий. Воплощение в общественной жизни принципа общедоступности знаний будет способствовать рассеиванию невежества, преодолению незнания, укреплению дружеских отношений [см. 16: 177].

 

Однако всесторонняя информированность необходима, но недостаточна для формирования подлинной терпимости. Для духовного развития человечества важнейшим является развитие сердечности. Об этом многократно пишет Н. К. Рерих, утверждая принцип сердечности как ведущий. «Пылайте сердцами, творите любовью!» — в этом духовное завещание мыслителя.

 

В принципе терпимости заложены основы для реализации величайшей по своему гуманизму задачи, стоящей перед человечеством, которая выражена известной формулой: мир во всем мире. Н. К. Рерих неоднократно повторял, что среди лучших мыслей человечества особо сияет и будет всегда сиять «мысль о мире всего мира»: «Все религии, все верования в своих выражениях запечатлевают это моление. Великими трудами и борениями слагается мир во всем мире» [12: 293]. И терпимость к инакомыслию, терпимость к иному народу, терпимость человека к человеку имеет большое значение в этом миротворческом процессе.

 

Если в межличностном контексте терпимость вырабатывается через стремление к дружбе и сотрудничеству, то в широком контексте международных отношений основой миротворческих процессов является Культура, освоение высших — общечеловеческих — ценностей которой есть основа терпимости в самом широком мировом масштабе.

 

Н.К.Рерих известен как великий борец за мир. Его практические усилия в этой области воплощены в Международном пакте охраны культурных ценностей (известном как Пакт Рериха). Идеи Пакта являются подлинным выражением истинной терпимости между народами и государствами. Терпимый человек, осознавший культурное наследие всех народов как общечеловеческое достояние, не будет разрушителем культурных ценностей, истинных духовных богатств человечества. Предложенное Н. К. Рерихом Знамя Мира как охранный знак Культуры, символизирующий единство прошлого, настоящего и будущего, не позволит разрушать чужую культуру, то есть то, что составляет душу другого народа. Ибо истинная культура, истинная терпимость не знают национальных, религиозных и всех иных границ.

 

Сложен и многообразен путь развития человечества. Выявление истинных ценностей, которые легли бы в основу дальнейшего развития каждого человека и человечества в целом, является и сейчас не менее актуальным, чем две тысячи лет назад. Прогресс человеческого общества идет бурными темпами и с каждым годом открывает все новые возможности и мощные силы, которые помогают в освоении как окружающего пространства, так и в познании человеческой природы. И на этом ответственном пути эволюции руководящими, очевидно, должны стать общечеловеческие нравственные и духовные принципы.

 

В условиях глобализирующегося мира, когда различные национальные, религиозные и другие традиции приходят в тесное взаимодействие, особенно важно помнить о терпимости друг к другу, о тех общечеловеческих ценностях, на которых должно быть основано единство человечества.

 

В настоящее время можно говорить о возникновении целого ряда философских концепций, пытающихся синтезировать богатый опыт разнообразных культурных традиций и стремящихся построить единую — интегральную — философию. Особое место в этой традиции занимает философия Живой Этики, содержательно и аксиологически укорененная в культурных традициях Запада и Востока.

 

Творческое наследие семьи Рерих, общественная деятельность самого Н. К. Рериха по защите культурных ценностей являют пример такого « вмещающего» и синтезирующего миротворчества, алмазной гранью которого является философское осмысление космического единства человечества.

 

Литература
1. Дидро Д. О терпимости, http:/ /philosophy, allru. net/pervo. html
2. Космологические записи // Рерих Е. И. У порога нового мира. М., 2ООО.
3. Отечник. Троице-Сергиева лавра. М., 1903.
4. Письма Елены Рерих. 1929-1939: в 2 т - Мн-> 1999- Т. I
5. Письма Елены Рерих, 1929-1939- Б 2 т. Мн., 1999 Т. II.
6. Полонский П. Проблема религиозной терпимости в учении Рава Кука // http:// www. machanaim. org/philosof/in_kuk. htm
7. Рерих Н. К. Болезнь клеветы // Листы Дневника. М., 1995. Т.1.
8. Рерих Н. К. Воздействия // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
9. Рерих Н. К. Восхождение // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
10. Рерих Н. К. Женщинам // Держава Света. Рига, 1992.
11. Рерих Н. К. Кольца // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
12. Рерих Н. К. Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
13. Рерих Н. К. Ни дня, ни часа // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
14. Рерих Н. К. Пирровы победы // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
15. Рерих Н. К. Помощь // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
16. Рерих Н. К. Сказки //Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
17. Рерих Н. К. Сущность // Листы Дневника. М., 1995..Т. I.
18. Рерих Н . К. Удача // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
19. Рерих Н. К. Флора // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
20. Рерих Н. К. Фреддум // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
21. Рерих Н. К. Чандогия Упанишада // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
22. Рерих Н. К. Черви // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
23. Рерих Н. К. Эрден Мори // Листы Дневника. М., 1995. Т. I.
24. Се цзяо // Китайский философский словарь. Владивосток, 1929.
25. Суфийская мудрость. Мн., 1998.
26. Толковый словарь русского языка / Под ред. А.П.Евгеньевой. М.,1987
27. Успенский Э. Новая модель Вселенной. М., 1922.

01.01.2009 03:00АВТОР: В.В. Лобач | ПРОСМОТРОВ: 1808


ИСТОЧНИК: По материалам сборника "Творческое наследие семьи Рерих в диалоге культур" , Минск, 2005



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »