Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Тайны долин Западных Гималаев. Меч Гессер-хана». Д.Ю. Ревякин


 

 

 

25.12.2016

 

17 декабря 2016 года в рамках проекта Объединённого Научного Центра проблем космического мышления (ОНЦ КМ) МЦР «Культурные традиции народов по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов» состоялась лекция «Тайны долин Западных Гималаев. Меч Гессер-хана». Это вторая лекция сотрудника Международного Центра Рерихов, исследователя Дмитрия Ревякина, которая звучит в его авторском цикле «Индийский путь» и которая была посвящена высокогорной долине Лахул, расположенной в Западных Гималаях в Индии. Лекция была прекрасно иллюстрирована как изображениями художественных полотен Н. К. Рериха и хроникальными фото тех времён, так и фотографиями (порой соответствующих картинам особых мест), сделанными лектором в наши дни, что придало программе особый колорит.

 

Д.Ю. Ревякин Выдающийся русский историк, художник и мыслитель Николай Константинович Рерих в своей программной статье «Меч Гессар-Хана» чётко определил наиболее важные вехи в культурно-историческом пути Лахула. Эта древняя долина сохранила традиции нереформированного красношапочного буддизма с самых давних времён. Её священные места хранят много тайн, которые всё ещё ждут своих пытливых исследователей. Здесь и по сей день почитают великого царя Гессера. Здесь можно встретить следы великого переселения народов и проследить культурные наслоения многих веков. Менгиры и петроглифы в местечке Карга и близ монастыря Шашур, барельефы Майтрейи в Гундле, Карге и Кейланге, башня старого замка Такура, менданги и ступы, старинные монастыри… Здесь и место летней станции научного института «Урусвати», основанного Рерихами в гималайской долине Куллу (Индия). Кто поставил старинные менгиры в Карга и начертал загадочные письмена на камнях? Какие народы прошли по Лахулу в древние времена и оставили здесь свой след? Кто и когда возвеличил Будду Майтрейю, расставив по всей долине священные камни с изображением будущего Учителя? Что таят в себе древние захоронения, всё ещё не потревоженные археологами? Какие пейзажи и памятники Лахула Н. К. Рерих запечатлел на своих полотнах в 1931 – 1932 и последующих годах? На эти и другие вопросы Дмитрий Ревякин постарался ответить в своей лекции.

 

Башня замка Такура. Лахул, п. Гундла. 2016

Башня замка Такура. Лахул, п. Гундла. 2016. Наскальное изображение Майтрейи (в центре),
Манжушри и Авалокитешвары. Лахул, п. Гундла. 2016

 

Древний петроглиф с изображением круторогого горного барана. Лахул, близ монастыря Шашур. 2016.
Пещера Миларепы. Лахул. 2016

 

Над Кейлангом возвышается священная гора Колокола, вокруг которой главы буддийских общин и местные жители раз в год осенью совершают большую кору (обход). Самая красивая гора Лахула Гепанг по поверьям лахульцев символизирует бога Гепанга – главного покровителя всей местности. Прекрасный Пик М, запечатлённый Н. К. Рерихом на картине «Приказ Учителя». Здесь же и пейзаж, узнаваемый на другой картине мастера – «Путь на Кайлас».

 

 

 

Также, Д. Ревякин отметил, что, к сожалению, прекрасная старина Лахула стремительно исчезает под натиском современной цивилизации. Разрушено древнее святилище в Карге, ввиду чего пришлось много часов потратить на поиски петроглифов. В итоге были обнаружены только два полузанесённых землёй валуна, на которых видны изображения скачущих в неумолимом Церинг Дордже, буддолог, тибетолог, этнолог. Лахул. 2016 танце горных баранов – айбеко, символизирующих Солнце. На них уже нацелили луки воины, готовые выпустить свои ритуальные стрелы. Здесь и старинная кашмирская надпись, причудливые фигуры человека с головой барана, сражающихся лучников, символы триединства и другие, едва различимые, полустёртые временем фигуры. Но мечей на камнях, ставших натурой для картины Н. К. Рериха «Меч Гессар хана» (1931), найти так и не удалось. Не исключено, что, возможно, они безвозвратно утрачены при расширении дороги на Трилокнатх. Строители беспощадно разрушили святилище. Небрежение современников сделало своё дело. Вот разбитый у основания менгир, поваленный совсем недавно, возможно, неудачно припарковавшимся грузовиком; автостоянка вместе с местными кафе расположены прямо на территории древней Карги. Место замусорено и пребывает в забвении. Почти исчез замок Такура: разобран местными жителями на камень. И только одинокая башня доживает свой век. Старинная резьба балконов всё ещё держится, но многое уже утрачено. Нет зданий старинных монастырей, они либо снесены, либо перестроены до неузнаваемости. В этой связи творческое наследие Рерихов, в своё время запечатлевших на картинах и в статьях столь многое из культурного наследия Лахула, занимает важнейшее место в его изучении.

 

Древний менгир в опасности. Лахул, Карга. 2016

 

Вместе с тем, культурная интеллигенция Лахула не сдаётся. Учёный Церинг Дордже и его друзья пытаются восстановить бывшую мастерскую Н. К. Рериха близ Кейланга. Возможно, и другие памятники также удастся спасти. Церин Дордже заинтересовался находкой, сделанной Дмитрием Ревякиным и его коллегами, в Карге. Возможно, что-то ещё можно спасти для будущего…

 

 

*  *  *

 

 

*  *  *

 

 

 

По завершении лекции выступил автор и куратор Проекта, к. ф. н., с. н. с. ОНЦ КМ Владислав Соколов, который отметил особую научную ценность тех историко-культурных вех, которые были затронуты лектором и которые мы находим в трудах Н. К. Рериха. В частности, В. Соколов обратил внимание слушателей на то, что древние петроглифы, изображающие круторогих горных баранов, которые были упомянуты в лекции, были встречены Н. К. Рерихом на огромной территории Евразии: Лахул, Ладакх, Трансгималаи, Синьцзян, юг Сибири, Скандинавия.

 

В.Г. Соколов

 

Эти знаки, отмечают пути древних переселенцев, шедших из гималайского региона в Европу; они ставят один из интереснейших вопросов перед историками. Кем были эти переселенцы? Известно, что данные петроглифы символизируют Солнце, свет; культ Солнца очень древний и принадлежал он арийским племенам. К символике Солнца имеет отношение и уникальный мегалитический комплекс в местности Доринг, обнаруженный Центрально-Азиатской экспедицией Рерихов в 1928 г. в Тибете, в области Трансгималаев. Все эти находки, включая и древнее наскальное изображение меча, о котором также говорилось в лекции, связывались с арийским слоем древнейшего населения Центральной Азии, которое от Гималайского региона устремилось в Европу. Для исторической науки открытия, сделанные Н. К. Рерихом и Ю. Н. Рерихом как в Центрально-Азиатской экспедиции, так и в течение последующих экспедиционных маршрутов в Западных Гималаях, имеют огромное значение, в частности в вопросе поиска начального пункта великих переселений предков арийских народов, например, таких, как готы, кельты, сарматы. В. Соколов отметил, что мы прикасаемся к древнейшим пластам истории Центральной Азии и особенно Гималайского региона, которые являются во многом ещё белым пятном для современной исторической науки.

 

 

*   *   *

 

 

 

 

 

 

29.12.2016 12:17АВТОР: Д.Ю. Ревякин | ПРОСМОТРОВ: 1564


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Религии народов »