В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Страна Орфея и Ванги 25 лет спустя. Галина Ермолина


 

 

 

 

Четверть века назад во время туристической поездки еще в Социалистическую Болгарию я была очарована этой страной, ее чудесной природой, богатой сохранённой культурой и историей. Прошло немало лет, и я снова оказалась на этой земле; причиной посещения стала Конференция членов Европейского отделения Международной Межконфессиональной Организации(23 -26 апреля 2015г.), членом которой я являюсь и моё сильное желание побывать здесь снова. Вхождение в ЕС, встреченное с восторгом довольно многими болгарами, обернулось тем, что и следовало ожидать-общим обнищанием когда-то цветущего края, безработицей, множеством заброшенных зданий, особенно, туристических, маленькими зарплатами и пенсиями в 100 Евро… Даже в столице оказалось немало обветшавших зданий, нуждающихся в ремонте. У меня бы могло остаться грустное впечатление о людях Болгарии и страны в целом, если бы не те положительные факты, которые вселили надежду, что страна Орфея и Ванги обязательно воспрянет.

 

Цель Конференции в Пловдиве была главным фактором моего в ней участия: «Продвижение Межконфессиональной деятельности во имя укрепления дружбы и взаимопонимания между странами, народами и просто людьми». Надо отметить, что действительность даже превзошла мои ожидания. Все участники Конференции — люди с активной гражданской позицией, озабоченные положением не только в странах Европы, но и всего мира. Несколько неожиданной для меня, но радостной была инициатива одного из организаторов Конференции болгарина Петара Грамматикова, чьи предки когда-то жили в Одессе-направить Президентам стран Европы Обращение Конференции с призывом усилить поддержку соблюдения Минского мирного соглашения, и это было сделано.

 

Особенной радостью стало то, что мне предоставили возможность установить Знамя Мира и рассказать о нём сразу же после Приветственного слова. Показалось неслучайным, что как только закончилось краткое Приветствие, и я приготовилась говорить, вдруг на весь зал зазвучало:

 

«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…» — это зазвонил мобильный телефон одной из болгарских участниц. В зале при этом было заметно некоторое волнение, а вся наша Конференция проходила под Знаменем Мира, укреплённом вверху на балконе. Конференция состоялась в Пловдиве, городе, стоящем сегодня на месте древнего фракийского поселения второго тысячелетия до н.э. Он старше Рима, Афин и Константинополя и сейчас продолжаются раскопки древних фракийских зданий. Мы посетили красочный народный фестиваль, а ещё много лет назад меня впечатлило народное творчество болгар. Сегодня Пловдив — оживленный современный город, и по-прежнему на холме здесь стоит Алёша, несмотря на попытки разрушить этот памятник мужеству Советских солдат.

 

Конференция представителей Европейских отделений, называющихся «Круги Сотрудничества» Межконфессиональной организации URI во многом соответствовала моему представлению о проведении конференций нового времени. Здесь не было длинных научных докладов, иногда довольно скучных в своих повторениях истин. Всё было организовано по принципу Единства в Многообразии так, что каждый имел возможность узнать новое и интересное от других и поделиться рассказом о деятельности своих организаций, и что особенно важно- об исторической культуре и волнующих проблемах людей наших стран. Я рассказывала о культурологической работе нашего Новосибирского Содружества «Сибирь. Золотой Век», где каждый участник одновременно является членом Славянской Академии(Сибирское отделение) и Международного Круга Сотрудничества. Темы Культура и « Ценности Семьи» являются для нас ведущими, о чем я говорила тоже, помня при этом о «толерантном» отношении официальной Европы к семейным ценностям. В последний вечер состоялся концерт с выступлениями детского национального ансамбля, а затем участники Конференции порадовали публику кто как мог, своими народными песнями и танцами. Где-то в начале апреля к нам в Организацию пришёл по приглашению Иван-представитель Сибирской группы «Славянское возрождение». После недолгого рассказа о своей организации он предложил послушать гимн ведущим славянским богам Сварогу и Макоши в своём исполнении. Это был воистину космологический гимн – мощный, напевный, всеохватывающий. На самодеятельном концерте я решилась организовать его исполнение с небольшой группой русскоговорящих участников. Конечно, наше исполнение не было столь могучим, как у Ивана, но все же ритм гимна произвёл впечатление на слушателей, а содержание я им дала. Привожу начало гимна:

 

« Во подоле Макоши Мир рождается. Во подоле Макоши Мир творожится…»

 

Результатом Конференции стало установление личных дружеских отношений, что вселяет надежду на укрепление взаимопонимания, личного и в духе сотрудничества между организациями во имя мира, культуры и процветания на земле. В очередной раз имела возможность убедиться, насколько отличается линия официальной политики стран Европы от мнения простых людей об окружающей нас действительности. Во всем мире есть немало людей, стремящихся к взаимопониманию и миру, вот с ними нам и надо строить дружеские отношения сотрудничества, прежде всего, в межкультурных отношениях, а отношения между конфессиями-это существенная часть Мировой Культуры, и примером такого сотрудничества для меня, по крайней мере, является, конечно же, деятельность семьи Рерихов.

 

Каждый день начинался словами о мире из Священной Книги той, или иной религии, а затем ведущие произносили молитвы. 25 апреля-день разрушительного землетрясения в Непале начался с общей молитвы у зажжённых свечей о спасении людей.

 

 

 

Три дня пролетели очень быстро, постепенно стали разъезжаться участники Конференции, а в последний день автобус с оставшимися участниками нашей Встречи отправился в Бачковский монастырь 11 века. Монастырь удивил своей неортодоксальностью – наряду с каноническими иконами там сохранились фрески с изображениями древних философов и даже тех, кого считали еретиками.

 

После осмотра монастыря, попрощавшись со всеми, я на другом автобусе отправилась по заранее намеченному маршруту-в город Смолян, расположенный в живописных горах Родопы. Двадцать пять лет назад он поразил меня красивыми окрестностями, а также скульптурой Орфея и Эвридики в центре города. Совершенно удивительно, но в моей памяти запечатлился их возвышенный облик в виде прекрасной композиции светлых тонов, чуть ли не из мрамора, и я была удивлена, что скульптура в действительности оказалась тёмного цвета. Местные жители подтвердили, что она стоит в своём первозданном виде уже несколько десятилетий. Пытаясь осмыслить это, осознала, что тогда, в 1989 я только что подошла к Учению и, конечно, не могла знать об истинном значении Орфея, мне была известна только популярная легенда. Похоже, что уже тогда глубинное внутренне сознание подсказало больше того, что увидели глаза. Именно здесь в Родопах жил когда- то Орфей, певец Природы, его игра на лире вдохновляла весь окружающий мир, здесь он встретил свою любовь, здесь же и потерял её — это то, что было мне тогда известно.

 

 

Позднее я узнала утверждение Е.П.Б., что Орфей не столько конкретный человек, сколько Великая Индивидуальность, стоящая в одном ряду с такими фигурами в других традициях, как Тот у египтян или Енох у евреев. Она писала о нём следующее: "В Греции его называли Орфеем и, таким образом, он изменял свое имя сообразно с каждой народностью. Так как число семь принадлежало и было связано с каждым из этих изначальных Посвятителей, так же как и число 365 астрономически связано с числом дней в году, то оно отождествляло миссию, характер и священное назначение всех этих людей, но, конечно, не их личности. Енох является седьмым Патриархом. Орфей – обладатель семиструнной Лиры (Phorminx), что означает семеричную тайну Посвящения" ("Тайная Доктрина", т. 2, с. 665).

 

 

В Живой Этике читаем: "Мыслитель постоянно помнил миф об Орфее и напоминал, что Орфей был человек. Орфей – реально существовавшая личность, посвященный (воплощенный член Иерархии), несший Знание людям". Надземное. Шлоки 14, 658.-14, 664). "Эзотерические предания отождествляют его с Арджуной, сыном Индры и учеником Кришны. Он обошел вокруг света, обучая народы мудрости и наукам, и учреждая мистерии. Сама история о том, как он потерял Эвридику и нашёл её в подземном мире, или Гадесе, дает ещё одну общую точку с историей Арджуны, который отправляется в Паталу (Гадес или ад, но в действительности страну Антиподов или Америку), находит там Улупи, дочь царя Нага, и женится на ней. Это так же наводит на мысли, как и то, что его считали темнокожим даже греки, которые сами никогда не были очень светлокожими" ("Теософский словарь", с. 357-358).

 

Я уже знала о таинственной гигантской пещере-пропасти Дьявольское горло, находящейся приблизительно в 50 километрах от Смолян, а эта пещера, согласно преданию, была тем самым Аидом, куда спустился Орфей в попытке спасти Эвредику. Поразмыслив, я решилась побывать там, и вот местный водитель Николай уже везёт меня к этому месту, а по дороге он рассказал об окрестностях и своём жизненном опыте. Он был рад поговорить на русском языке, а я обогатилась немалой информацией, в частности, о Людмиле Живковой. Оказалось, что в 70х годах Николай был студентом Педагогического Училища, участником нескольких Фестивалей Мира и Культуры, проводимых Л. Живковой, а раза два с ней даже пообщался. Николай сказал Людмиле, что ему непонятно, почему у них не убрали памятники, оставшиеся со времён Османской империи, и она ответила ему, что « все памятники на нашей земле-это свидетельства истории Болгарии, в том числе и турецкие. Не нужно людям забывать свою историю и рушить памятники». Затем Николай рассказал ей, что в школе ему снизили оценку по поведению за то, что кто-то видел его в местной церкви, а у нас, кстати, в России за это наказывали только партийных деятелей, т.е. здесь налицо тенденция перестраховаться, на всякий случай. Людмила говорила молодому студенту о важности уважительного отношения ко всем мировым религиям, о том, что все религии равны и имеют один высший источник, это люди занимаются извращением религий, и нет ничего плохого в том, что он верит в Христа. Тётя Николая, известный врач в Софии того времени, была очень дружна с Людмилой и сильно сокрушалась её смертью, уверенно заявив, что «Людмилу убрали» — уж слишком широко она замахнулась… Николай оказался не просто словоохотливым собеседником, но и хорошим знатоком своего края и рассказывал о мелькающих за окном интересных местах. Мы остановились у небольшой белой часовенки, привлекшей моё внимание; оказалось, что это часовня Параклитоса(Параклета), с греческого один из переводов значит «Святой Дух» , он упоминается в Евангелии от Иоанна. По дороге я заметила несколько подобных очень светлых часовен на отрогах Родоп, местные жители любят молиться там.

 

 

По мере нашего приближения к Дьявольскому горлу менялись окрестности, и вскоре мы въехали в узкое пространство, окружённого горами мрачноватого вида, а потом остановились у входа в саму пещеру, где уже собралась небольшая группа туристов. И вот мы пошли по обустроенному для туристов туннелю к самому центру этого нагромождения скал, обрывов, водопадов и пропастей устрашающего вида, даже сегодня, будучи огороженными для безопасности. Немного воображения, и нетрудно себе представить мифические сцены схождения Орфея в Аид, уж очень всё здесь выглядело устрашающим и в то же время поражало грандиозностью мощи природы. Гид показала то фатальное место, где по преданию Орфей оглянулся на стенания Эвридики, и она исчезла в тот же миг. А наверх можно было вернуться двумя путями: либо по тому же обустроенному туннелю, либо поднявшись по ступеням на высоту двадцатиэтажного дома. Может быть, это было опрометчиво с моей стороны, но я выбрала второй путь, что стало немалым испытанием для моего физического тела, а мысленно я представляла, как могли бы проходить по обрывам и в кромешной темноте в этом устрашающем месте Орфей и Эвридика.

 

 

На следующий день, укрепившись энергиями Родоп и согласно плану, я двинулась в Петрич, недалеко от этого города на границе с Македонией находится Рупите-место подвижнической работы и успокоения Ванги. Обстоятельства сложились благоприятно, и мне удалось добраться до Рупите задолго до вечера, устроиться на ночлег в очень простом местном туристическом кэмпинге, расположенным напротив священной горы Кожух, что возникла на месте мощного вулкана, случившегося в древности . Здесь всё рядом, сразу за кэмпингом бьют горячие источники с водой (+75 градусов), исцеляющей болезни, и в них, как и завещала Ванга, совершенно бесплатно люди окунаются в немного остывшую воду, исцеляясь от разных болезней. После смерти мужа в 60-х годах, последовав голосу Святой Петки Болгарской, Вангелия -Ванга перебралась в это место, совершенно дикое и заброшенное в то время. Ей было сказано построить такой же Храм, какой был на этом месте тысячу лет назад в городе, разрушенном вулканом и назвать его Храмом Святой Петки. Ванга рассказывала, что «люди в том городе были просветлённые, высокие и красивые. Ворота города были украшены золотыми изображениями животных, они охранялись статуями богинь из чистого золота. В городе наряду с алтарями и священными часовнями находился большой храм, перед которым стоял золотой конь размером с человека. Тысячи людей города погибли под лавой этого последнего вулкана в череде предыдущих, и на его месте возникла гора Кожух. С давних времён эти места были местом паломничества христиан, и когда-то здесь стояли маленькие церкви Святого Пантелеймона, Святой Петки и Девы Марии. Ванга говорила: « Эта маленькая гора хранит большую тайну. Придёт время, тайна будет раскрыта, и ход истории изменится».

 

Конечно, до приезда сюда, я, как и многие Россияне, прочитала немало статей и книг о Ванге, имела некоторое представление о поставленном по её дизайну и под её присмотром Храме. Знала и о том, что Ортодоксальная Православная церковь не благословила этот храм - он не вписывается в каноны сегодняшних властителей умов прихожан. Всё же нашёлся просвещённый священник и осветил Храм в октябре 1994 года, а через два года Вангелия ушла в иной мир, оставив добрую память у полумиллиона людей, кому она помогла в их проблемах и миллионов людей по всему миру , знающих о ней, верящих её духовной мудрости и предсказаниям, многие из них уже сбылись.

 

 

И вот я стою перед Храмом Святой Петки… На фронтоне Храма большие фрески, действительно не типичные для православия. Ванга настаивала на том, чтобы все изображения реалистично показывали людей, страдающих от физических и духовных болезней . Сам Храм посвящён Состраданию к человеку. Академик Светлин Русев расписывал стены Храма согласно указаниям Ванги. Он писал: «Для меня сама Ванга-это Храм, а Храм-это Ванга. В них нет ничего общего с написанными или высказанными когда-то церковными канонами. И Ванга, и Храм связаны с тысячами людей, в ком пробудилась духовность, и они уносят с собой их силу и энергию. Для меня Ванга была Святая Петка в действии каждого дня».

 

 

Я рада, что мне удалось провести в этом месте 2 незабываемых дня; с первых минут возникло ощущение сильных и в то же время, мягких энергий этого места, очень похожих на ощущения в некоторых сакральных местах Горного Алтая. Только через довольно длительное время, проведённое внутри Храма, пришло некоторое понимание истинного смысла изображённых икон, с обликами святых, чьи глаза наполнены внутренним светом и глубоким состраданием к людям. Это незабываемое ощущение ! На иконостасе вверху икона на сюжет Троицы, где знакомые облики изображены с крыльями и не в красках, а чуть прорисованы тушью, или схематично-темной краской, как бы изображены они в тонком теле. Рядом с Храмом расположено место успокоения Ванги, всё здесь наполнено гармонией благодаря заботе утверждённого ещё в августе 1994 года Фонда «Ванга» для сохранения её духовного наследия. На этой же территории находится скромный дом, где она жила и отдельный домик, где она принимала по 300 человек каждый день в течение многих лет. А неподалёку в нескольких местах выходят наружу целительные термальные воды. Создаётся впечатление общего гармоничного пространства, благоприятного для души и тела человека.

 

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский. 1932

 

В 1979 году Ванга в беседе с В. Сидоровым сказала: «Существует древнее индийское учение — учение Белого Братства. Оно распространится по всему миру. О нем напечатают новые книги, и их будут читать повсюду на Земле. Это будет Огненная Библия, Новое Учение придет из России. Будет чистой Россия, будет Белое Братство в России. Отсюда Учение начнет своё шествие по всему миру». Вот её слова о Сергии: « Святой Сергий — великий пророк. Сегодня он самый выдающийся Русский святой. О, как он помогает людям! Он превратился в Свет и светит, и светит… Я вижу его держащим Россию на своей ладони. Я вижу церковь, взметнувшуюся очень высоко. Я вижу людей в шлемах с копьями в руках».

 

 Справа Тодор Яламов

 

Не хотелось покидать это чудное место, но времени у меня оставалось только на довольно краткое посещение Софии, где предстояла встреча с Тодором Ялмовым, которого знают во многих Рериховских обществах России. Тодор — один из тех болгар, которые служат делу духовного возрождения своей родины. Он является Председателем Национального Клуба ПРИЯТЕЛИ НА РЬОРИХ , возглавляет «Клуб Фантастики» имени Ефремова, сотрудничает с десятками, может быть сотнями людей в Болгарии, России. (Интервью с Тодором Ялъмовым можно прочитать в Архиве Адаманта за 31 марта 2006, где он рассказывает об истории отношений С.Н. Рериха и Людмилы Живковой, о появлении картин Рерихов в Болгарии и т. д).

 

Увы, но мне не удалось увидеть подлинники картин Рериха в Софийском Музее Зарубежного Искусства; по причине длительного ремонта Музей был закрыт. Когда Тодор показывал мне Софию, то время от времени он здоровался или ненадолго останавливался с друзьями-единомышленниками, с кем они проводят выставки, тематические встречи и т.д. Утром во второй день мы отправились в сад, где встречались последователи Петра Донова для проведения ежедневных ритуальных танцев на природе. Тодор не является последователем этого движения, довольно популярного в Болгарии, но мне было интересно посмотреть, чем же привлекает людей движение Донова. Я не участвовала в общих танцах, представляющих из себя ритмические движения под звуки музыки. Внешне всё выглядело хорошо и даже красиво. В начале 90х имя Петра Донова стало популярным в среде духовно-ищущих людей России благодаря его методике Паневритмии (духовный танец). И ладно бы, если бы всё ограничивалось этим, но ещё ранее в Болгарии он был провозглашён создателем Белого братства, а также учения Шестой расы. Е.И. Рерих писала 30.08.35: « О Донове слышала. Читала его хорошую книжечку «Три Основы». Но на приводимое Вами замечание должна возразить, что существует лишь одна Иерархия Света и, конечно, эта Иерархия и есть Транс-Гималайская Иерархия. Так же как Свет побеждает тьму, так и Иерархия Света борется и побеждает иерархию тьмы, которая очень сильна, ибо действует многочисленностью своих сторонников. Ни один учитель, находящийся на Земле, в обычных земных условиях, не может быть приравнен к великим Гималайским Владыкам…».

 

 

Возвращаясь в центр Софии, мы пришли к зданию Центра Культуры, возведённого по инициативе Людмилы Живковой. Как много способен сделать даже один человек, служащий делу Культуры, тогда и земные условия даются ему для выполнения своей миссии. Во время прогулок по разным городам Болгарии я обращалась по-русски к людям, кому «за 40», и мы прекрасно понимали друг друга, они с улыбкой говорили о России, а с молодыми людьми приходилось говорить по-английски, если они, конечно, понимали этот язык. Многое изменилось в стране, совсем ещё недавно, не просто дружественной нам, но поистине братской… Перед отъездом я спросила Тодора, будут ли они праздновать День Победы? Он даже несколько удивился вопросу, — память о Победе над фашизмом настолько естественна для многих болгар. Уже вернувшись домой, я получила от Тодора фотографии с национального митинга-шествия под лозунгами протеста против сил НАТО в их стране, « Колониальная администрация и НАТО, вон из Болгарии», а потом пришли несколько фото демонстрации 9 мая, говорящие сами за себя. Мне особенно по сердцу был лозунг : « Победили фашистов, победим и НАТО». Всё это вселяет веру в возрождение Болгарии и будущее процветание, как и говорила провидица Ванга.

 

19.06.2015 17:28АВТОР: Галина Ермолина | ПРОСМОТРОВ: 2119




КОММЕНТАРИИ (2)
  • В.Г. Кушнаренко-Суртаева20-06-2015 04:33:01

    Словно всю поездку я находилась рядом с Вами, Галина Георгиевна! Спасибо огромное за такой впечатляющий рассказ о Болгарии и незабываемых встречах. Спасибо, что несёте Свет Истины из России!

  • Бойко Златев21-06-2015 05:03:01

    Спасибо автору за замечательную статью о моей Родине!
    Согласно мифологии, основатель Пловдива Евмолп (это имя означает "хорошо поющий") приходился Орфею внуком. Старинное имя Пловдива - Евмолпия. В центре города в древности стояла знаменитая в древнем мире статуя Орфея.

    Букве канона роспись храма в Рупите, возможно, и противоречит. Но ведь, как известно, "буква убивает, а дух животворит" (Второе послание ап. Павла к коринфянам, 3:6). Лики, созданные академиком Русевым, соответствуют именну духу канонов, и стоит сожалеть о том, что архиереи отказались освятить храм. Что касается ликов древних философов в Бачковском монастыре, то они находятся в полном соответствии и с буквой канона. Такие изображения, правда, обычно можоно увидеть только на самых больших иконостасах. Древние философы создали ту самую культуру мышления, без которой философское осмысление жертвы Христа было бы невозможным. И таким образом подготовили его Путь - неслучайный по времени и месту.

    Хотелось бы уточнить еще насчет Петра Донова (или Дынова, как фонетически более верно). В Болгарии он действительно является основателем белого братства - общины людей, устремленных к совершенству. Но эту общину не надо путать с Белым Братством - как на это указывал в своих беседах и сам Дынов. Разумеется, термин "белые братья" для просто устремленных к Свету является, по словам Е.И.Рерих, "безответственной терминологией теософов" (письмо А.М.Асееву от 20 декабря 1934 г.) и наделал немало путаницы. Мне неизвестно, каким образом этот термин начал применяться к последователям Дынова - во всяком случае, примерно до 1914-го года их община называлась другим именем.

    В Болгарии Дынов действительно был первым, кто поведал о шестой расе - еще до того, как в Софии были проведены первые теософские семинары в 1899-м году. А концепцию о духовной роли славянства в обновлении мира он, по видимому, действительно сформулировал вообще первым.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Галина Ермолина »