Международная программа «Зов о Мире и Культуре», посвященная Пакту Рериха. Анонс. Друзья изменился адрес почты портала Адамант: adamant.rd@yandex.ru. Вышел в свет первый том сборника «Воин Света», посвященного Л.В.Шапошниковой. В Москве прошла Международная конференция «Детское изобразительное творчество как феномен современной российской художественной культуры». «Анастасиевская часовня рядом с мостом чувствует себя очень плохо» – Александр Голышев. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Символизм Змея. Л.М. Кириллова


 

Медный змий. Карл Бруни, 1841.  Холст, масло 565 х 852 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Медный змий. Карл Бруни, 1841.*

Холст, масло 565 х 852 см

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 

 

«Змий – предмет отвращения и поклонения, и люди питают к нему либо беспощадную ненависть, либо преклоняются перед его мудростью. Ложь взывает к нему; осторожность заявляет на него права; зависть носит его в сердце, а красноречие – на своём жезле. В аду он превращается в бич фурий; на небесах – вечность делает его своим символом».

Франсуа Шатобриан.

 

 

1. Многообразие символов Змея и Дракона.
2. Змей – символ мудрости.
3. Змей – символ Учителей Мудрости.
4. Змей – символ Мироздания.
5. Змей – символ низшего разума.
6. Змей в Кадуцее.
7.Символизм Дракона.

 

Легенды всех народов и племён, цивилизованных или диких, говорят о всеобщем веровании в великую мудрость и хитрость Змеев. Они – «чародеи». Они гипнотизируют птицу своим взглядом, и даже человек часто не может противостоять их очаровывающему влиянию. Змей – один из древнейших символов, т.к. пресмыкающиеся предшествовали птицам, а птицы – млекопитающим.

 

1. Многообразие символов Змея.

 

В галерее священных знаков содержатся всевозможные варианты изображения Змея. Например, двух змей или двух Драконов видим в символе двух противоположных сил, света и тьмы, добра и зла, ян-инь, жизни и смерти.

 

Змеи в Инь, Янь

 

 

 

Змей в когтях орла говорит нам о том, что низшая природа побеждена, высшая освобождена. Змей, обвивающий крест – это возрождение и спасение.

Огненность Змея исследователи связывают с его солнечной природой. Крылатый Змей и Дракон – это солярные символы, это божество, воздух, сила восхождения, дождь, ветер, гром и молния, дыхание жизни, Знание, полёт мысли и времени.

В алхимической традиции крылатый дракон символизировал «летучее», а бескрылый – «зафиксированное». В китайской алхимии он обозначал кровь, ртуть, семя.

Змею, как хозяину водной стихии, поклонялись многие народы. Они молили его о дожде. Из страха перед засухой или потопом они приносили Змею жертвы. Распространёнными были человеческие жертвоприношения. Приносились он обычно перед посевом, задабривая Змея, чтобы он проявил свою творческую энергию (кундалини – Л. К.) и земля приносила бы плоды. Когда Змей сбрасывает старую кожу, он символизирует процесс перевоплощения человека, облачение его в новые кожаные одежды, обретение эго нового физического тела.

 

2. Змей – символ мудрости.

 

В домах чародеев Средневековья во множестве обитали летучие мыши, кошки, обезьяны и ЗМЕИ, которыми они окружили себя намеренно, т.к. обладали способностью «вытягивать» из этих существ силу астрального света и использовать её в собственных целях.

 

По этой же причине в Египте и некоторых городах Греции, в храмах, змеи были необходимой принадлежностью Дельфийского оракула (прорицателя). Аурическое тело змеи являет собой одно из самых удивительных зрелищ, какие только способен наблюдать ясновидящий, а тайны, сокрытые в её ауре, объясняют, почему змея почти у всех народов служит символом мудрости. Кроме того, шишковидную железу человека называют головой Дракона Мудрости. При подъёме высших энергий в головной мозг, с определённого момента шишковидная железа встаёт вертикально, как голова кобры, и увеличивается в объёме, как и кобра раздувает шлем.

 

Змей у всех народов древности, независимо от веры, был очень уважаемым символом, величайшей тайной, которая олицетворяла не только человеческий ум, но разум, исполненный божественной мудрости. Только один народ исключил себя из всепланетного списка народов, которые поклонялись символу в виде змея (или дракона).

…Таким исключением являются христиане, которые решили забыть «медного змия» Моисея, и даже признание самим Иисусом полного значения великой мудрости и осторожности «змия»: «будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби».

 

Змий мудрости [Змий Древний]. 1924. Серия Знамена Востока. **
(в 1924 г . наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925 гг.). МЦР.

 

Е.И.Рерих: «Почему образ Змия был избран символом мудрости? Одно из многих объяснений этой эмблемы то, что змий всегда держит голову прямо и двигается по прямому направлению, и лишь тело его принимает извивы в соответствии с встречаемыми препятствиями на пути. Так будем мудры, как змии. Преследуя свою цель, будем избирать лучшие и благие пути». Е.П.Б: В индийской философии, Духов-Змиев или Духов-Драконов, а также обитателей Паталы, ада, называют Нагами. В Индии, в Китае и Тибете «Драконы» рассматриваются как божества – покровители мира. Этот термин указывает на их огромные знания и мудрость. Об этом же говорится в древних сутрах ((скр.) – часть священных писаний, предназначенных для буддистов-мирян) и жизнеописаниях Будды.

Всегда Наг – это мудрец, одарённый исключительными магическими силами, – в Юж. и Центр. Америке, Индии, а также в древнем Египте. Китайцы считают Нагов Духами или богами-хранителями пяти сфер, или 4-х сторон света и центра. (хранителями пяти озёр и четырёх океанов (Эйтель)). Переведённое эзотерически это означает: 5 континентов с их пятью Коренными Расами всегда находились под защитой Мудрых Адептов.

В древних преданиях говорится, что Наги омыли Будду при рождении, оберегали его и охраняли останки его тела после смерти. Это ещё раз подтверждает, что Наги – Мудрецы, Архаты, а никакие не чудовища или Драконы.

«У Нас много змей. У Мудрости – змий спиральный. Зло – змий согбенный». [В п-1. 490]

 

В Египте символом мудрости был Урей – это огнедышащая кобра. (Урей – с греч. буквально Змей). Египтяне обматывали змеёй лоб, т.к. знали, что у рептилий шишковидная железа достигала большого развития. Изображение Урея служило символом власти фараона и укреплялось у него на лбу.

Оккультизм поясняет, что Урей – символ посвящения, а также сокровенной мудрости, чем всегда являлся Змей. Впоследствии УРЕЙ использовался в греко-египетской магии, а затем в символике различных масонских лож. Змии-Драконы – символы Учителей Мудрости.

 

У древнейших христианских гностиков «Змием» – «семигласным Змием» – Именовался сам Христос.

Великие Учителя Мудрости, которые воплощались в Расах человечества, чтобы помогать ему, назывались Змиями.

Тайная Доктрина, Ст.7-49: «…Змии, которые вновь спустились и установили мир с Пятой, которые учили и наставляли её…»

Е.П. Блаватская пишет об аллегорической Змее: «Это таинственное существо есть мифический Дракон, т.е. символ исторического и настоящего Адепта, Мастера и Учителя Оккультных Наук древности… великие «Маги» 4 5 Расы обычно назывались «Змиями» и «Драконами»… Все они принадлежали к Иерархии так называемых «Огненных Драконов Мудрости», Дхиани-Коганов (Агнишваттов, Питри)»…[Тайная Доктрина 1-1]

 

3. Змей – символ Мироздания.

 

Змея, обладая упругим, пластичным телом, легко может сворачиваться в спираль, как часовая пружина, а также и в круг. Кроме того, змея выполняет все видоизменения круга: когда она движется – это синусоида, когда отдыхает – может сложиться в математический символ бесконечности в виде перевёрнутой восьмёрки.

 

 

Можно подумать, что змея обучает человека языку символов, на котором записаны все тайны Вселенной. Может быть и поэтому змея стала на Востоке символом мудрости.

Благодаря пластике змеиного тела Космогония всех древних народов начиналась с круга, в виде свёрнутого в кольцо змея, в пасть которого входит его хвост. Этот символ мы видим и на эмблеме Всемирного ТО, основанного в 1875г. Е.П.Блаватской, и на титульных листах её произведений.

Это один из самых древних и всевмещающих символов человеческого знания. Означает он, прежде всего, Вечное Движение – Великую Жизнь, бесконечно развивающуюся Спираль. Каждый виток спирали, как змея, имеет начало (голову) и конец (хвост), которые принадлежат одной змее. Это символ повторяющегося времени. [98-1.с.6]

Эмблема Теософического Общества.

 

 

«Манвантарный Змий закусывает свой хвост, когда заканчивается Манвантарный цикл эволюции».[Т.Д. 1-2, 425]

Ещё одно название формы Змея. Уроборос – свёрнутый в круг Змей. Змей так свернулся, что голова (пустота, притягательное, пассивное женское начало) старается постоянно поглотить хвост (полное, отталкивающее, активное, мужское начало).

Круг Уробороса заключает в себе всё. Он символизирует время, которое будто пожирает самоё себя; истину и познание истины в одном лице. Он сам себя убивает и порождает, что отображено в цикличности космических процессов. В нём самодостаточность и изначальное единство, начало и конец./p>

 

 

Ур – первозданный Свет, Логос. Он символизирует:

в мире божественном – действия Отца на Сына, в мире отвлечённом – Свободы на необходимость, в физическом – действия Силы на сопротивление.

 

Змей – символ Фохата.

Огненный Змей – это и Фохат, в начале манвантары начинает вихревое и змеевидное движение, даёт импульс атомам материи, побуждает их к действию. Образуются те или иные формы во Вселенной. Он материализует миры, порождая всё новые и новые нисходящие спирали. Это Творческая Космическая Сила.

 

Мудрецы Востока говорят, что «Вселенная произошла от Махакундалини, которая в покое свёрнута кольцами змея, как и в человеке».

Фохат «собирает первичную пыль в формы шаров».[Т.Д. 1-1, 252] Спящая Змея в плотном кольце – символ нижнего центра энергии в человеке – кундалини. Центр расположен в корневой части сушумны (энергетический канал внутри костного мозга позвоночника), центр Муладхара или Кундалини – скр. – «свёрнутая в кольцо», т.к. потенциальная творческая энергия большой огненной силы как бы свёрнута змеёй в кольцо, а при раскрытии центра энергия Кундалини поднимается вверх спиралью, опять же – как змея.

Горе тому, кто преждевременно пытается поднять огонь кундалини. «Укус огненной Змеи обычно смертелен… Она сжигает за собой путь в головной мозг и уничтожает мыслительные способности разума. Эта духовная извивающаяся сила не только вызывает просветление, но, подобно змее, ставшей её символом, способна также выделить смертельный яд». 

 

5. Змий, как символ низшего разума.

 

Символом низшей природы человеческого ума была изображена самая хитрая (т.е. умная) тварь. Что лежит в основе враждебного отношения человека к ползающим существам, к червякам, к безобидной, иногда полезной, змейке, случайно коснувшейся тела человека? Другие существа могут вызывать у человека страх – тигры, медведи; безразличие к другим животным, но нет такого отвращения от прикосновения, как от ползающего создания. Эта антипатия возникла тогда, когда человек стал сознательным существом.

 

До пробуждения разума, внутренним миром человеко-животного было бессознательное блаженство. Но когда был разбужен разум (4-й принцип), райское блаженство исчезло. Человек стал размышлять. Этот низший рассудочный принцип толкал человека на искушения, его стали раздирать противоречия. Низкие, мелкие страсти, желания, как змейки, жалили и впивались в сущность человека. Эти страсти, низкие желания оправдывались рассудочными измышлениями, его раздирали противоречия: хорошо – плохо, моё – не моё. Этот низший разум выступает в роли змея-искусителя, который уговаривает, оправдывает всяческими доводами и измышлениями неблаговидные поступки.

А на физическом уровне у него появилось отвращение к ползающим, скользким, затаившимся тварям, как олицетворениям его пороков.

Во времена, когда еврейский пророк и законодатель, посвящённый – Моисей, вёл еврейское племя через пустыню, израильтяне стали роптать и против Моисея, и против Бога. Тут же израильтяне подверглись нападению сотен маленьких змей. Тогда, по велению Бога, Моисей сделал Медного Змия, которого он водрузил на Крест Тау в пустыне, чтобы те, кто смотрели на него, не умирали от укусов медных змей.

 

Тау крест

 

 

Эзотерически Медный Змей Моисея олицетворяет змеевидную энергию Кундалини; и те, кто в духовном росте поднял огненную энергию кундалини, энергию Большого Змея по Сушумне – кресту Тау, – тот победил свои низшие чувства – меньших змей, и они, их укусы, ему не страшны.

 

Все знают медицинскую эмблему: змея обвивает тонкую ножку чаши, а голова свисает над чашей. Чаще всего объясняют это изображение как: «змея даёт яд, которым лечат». Это экзотерическое объяснение. Но как древний символ, он не имел никакого отношения к лечению человека. Его эзотерическое значение было более глубоким.

 

 

 

Если горизонтальная линия Креста Тау олицетворяет Чашу – Центр Духовного Сердца человека, то этот символ говорит об огненном крещении человека, когда огненная энергия Кундалини поднимается к Центру Чаши, активизируя все другие центры (чакры).

Змий – самый совершенный символ двух полюсов жизни:

1)Молчание, Мудрость, одиночество, способность менять кожу (т.е. преображаться) свойственны как посвящённому, так и змию.

2)С другой стороны, его ядовитость, коварство, вероломство символизируют склонности, присущие чёрному магу. Поэтому Змий – Наиболее подходящий символ для обоих полюсов жизни жизни.

 

6. Змий в Кадуцее.

 

Кадуцей является развитием Тау креста. Caduceus (лат.) – обвитый двумя змеями магический жезл Гермеса (египетский Бог) – Меркурия (римский Бог). Греческие поэты и мифотворцы идею о Кадуцее Меркурия взяли у египтян. Кадуцея можно встретить на египетских монументах, построенных перед Озирисом (величайший Бог Египта).

 

 

 

Это космический, астрономический, а также духовный и даже физиологический символ. Его значение меняется вместе с применением.

Жезл Гермеса представляет собой гармоничную, красивую конструкцию и является скульптурным воплощением древнейшей эзотерической символики.

Кадуцей является древнейшим символом мистерий Индии, затем древнего Египта. Позже он был значительно изменён греками.

 

В первоначальном символе, Змий имел тройную голову: две головы вырастали из третьей, которая находилась между двумя крыльями Лебедя. (Ханса или Хамса (санскр.) – мистическая птица в оккультизме, «Птица вне Пространства и Времени», (от которой или через которую начинается проявление –Л.К.)

 

Два Змия: один вечно-Сущий (Дух), второй его иллюзия (Материя). Два хвоста соединяются на Земле (проявленная Вселенная). Е.П.Блаватская: «Этот жезл, обвитый двумя змиями, остаётся лучшей иллюстрацией Древа Жизни, которое произрастает и нисходит при каждой новой манвантаре».

Эзотерически Кадуцей изображает падение первичной и изначальной материи в грубую земную материю. Астрономически голова и хвост представляют точки эклиптики, в которых планеты, и Солнце, и Луна встречаются в тесном объятии. Физиологически – это символ восстановления равновесия, утерянного равновесия между Жизнью Единой и жизнью человека (чакры видны).

 

Кадуцей обладает способностью усыплять и пробуждать людей. В средневековой Европе Кадуцей стал символом «герметического искусства» (алхимии). Кадуцей служил также символом медицины, но впоследствии уступил место современной эмблеме, на которой жезл заменён Чашей и одна змея вместо двух. Смысл такой замены: 1) превращение медицины из Канала Божественной Силы в Сосуд Земных Средств; 2) устранение вредоносного воздействия, символически обозначавшегося второй змеёй. Девиз современной медицины: «Не причиняй вреда».

 

Магический Жезл Меркурия оплетают два Змея, два полюса одной сущности на пути от Духа к Материи, два выбора, два пути – правый и левый, светлый и тёмный. Дракон – двукрыл, основная его характеристика – двойственность; он добр и зол, мужествен и женственен.

Кадуцей применительно к строению человека.

Кундалини пробуждает к подъёму две энергии – Иду (ж.) и Пингалу (м.). Кундалини продвигается по Сушумне – центральный жезл. Две змеи – Ида и Пингала. Голова Змеи на верху жезла – сахасрара, крылья – аджна, 2-х лепесковый лотос, чакра.

 

7. Символизм Дракона.

 

С греч. «дракон» – drakon – змей. Сказочное чудовище – крылатый огнедышащий змей. Тайной окутано его истинное имя. Поэтому у него сотни имён. Лик его ужасен и невыразимо привлекателен. Древняя мудрость его непостижима. Его могучее дыхание – бушующее пламя. Загадочное существо, рождённое в начале Времён, освящённое таинством сотворения Мира.

 

Человеку здравомыслящему трудно согласиться с тем, что бывает зверь, который ни рыба, ни птица, ни змея, а всё это вместе. Он летает, плавает, извивается, сверкает чешуёй, низвергает пламя. Как слагались мифы об этом крылатом огнедышащем змее?

 

Когда над горизонтом поднимались чёрные тяжёлые тучи, огненные сполохи метались по небу, жуткие раскаты грома сотрясали землю, с корнем вырывались деревья, змеистые молнии впивались в дома и деревья, первобытный ужас охватывал людей, которые олицетворяли необъяснимую ими стихию с появлением и нападением огненного Дракона.

 

Драконы – это и фантазии ума первобытного человека, но прообразами служат и древнейшие драконообразные животные и современные ящерицы, и змеи. Теперь он считается «мифическим» чудовищем, увековеченный на Западе лишь на печатях, как герб – Дьявол, поражаемый Св.Георгием. На самом деле – вымершее допотопное животное, летающие драконы были когда-то на Земле. Е.П. Блаватская, которая получала сведения из самых авторитетных источников, сообщает, что крылатое драконоподобное животное летало в небе Лемурии.

 

Иерофанты Египта (высшие Адепты) и Вавилона именовали себя «Сынами Змия-Бога» и «Сынами Дракона», т.к. Змий и Дракон были символами Мудрости, Бессмертия и Возрождения.

В Т.Д. и Теогенезисе Драконом Мудрости назван Христос.

Станца 3-7: «Он сияет, как Солнце, Он пламенеющий, Божественный Дракон Мудрости».

Ст.4-9: «Дракон Мудрости – это Христос, Вселенский Замысел всего проявления, Эманация, исходящая от Божественного Творца».

«Много драконов стерегут, чтобы препятствовать каждому продвижению. Многоцветны эти чудовища! Среди самых отвратительных будет серый дракон повседневности. Он пытается даже от самого Высшего Собеседования сделать пустую, серую паутину… Немногие умеют одолеть дракона повседневности…

Не дадим серому дракону ликовать, он совсем не силен и отвратительность его лишь в безобразии обихода. Где удалена грязь и безобразие, там серый дракон существовать не может.

Так одоление повседневности есть почитание Высшего Мира». [Аум, 319].

Драконов особенно много у китайцев. Их драконы – не выдумка, а, как и змеи, аллегория. Таинственные существа, Змии-Драконы обладали сверхъестественной мощью, были способны управлять силами природы. Под масками Драконов скрывалось лицо Великих Мудрых Учителей Света. Китайцы – одна из наиболее древних народностей нашей 5 Расы, которые были смешаны с атлантами. Они сделали из изображения змия-дракона эмблему своих императоров. Императоры являлись как бы преемниками тех истинных «Драконов» и «Змиев», которые были Великими Посвящёнными, и которые управляли ранними под-расами 5 Коренной Расы.

 

Китайские манускрипты говорят о Драконе: «Мудрость Его и добродетель неизмеримы». Китайские императоры со времён двух с половиной тысяч лет до н.э. с гордостью выводили свою родословную от дракона и украшали себя их изображениями. За Великой стеной до сих пор многие родители добавляют иероглиф «лун» (дракон) в имя сына, чтобы он был сильным, умным, энергичным.

 

В др.-инд. эпосе «Махабхарата» славный Арджуна встретился на поле битвы с огромным змеем Ашвасеной.

Выражение «Драконовы законы» – по имени афинского законодателя Дракона (или Драконта) – в 7в. До н.э. – крайне жестокие законы.

На иконе Глава Небесного Воинства Света Архангел Михаил, сидя на коне в военных доспехах, пронзает Дракона. Здесь Дракон символизирует силу зла – Сатану. Эта аллегория означает полную победу Сил Света над силами Тьмы в конце Цикла. Это победное завершение Армагеддона.

 

Литература

 

* В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. После того как иудеи усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, Бог послал на них дождь из ядовитых змей. От укусов умерло множество сынов Израилевых, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.  

 

** Завершающим в списке произведений серии «Знамёна Востока» Рерих поставил картину «Змий Древний». В ней загадочно сошлись две сюжетные линии – дракон среди хаоса мировых вод и рождение Афродиты. Е.П. Маточкин.
http://gallery.facets.ru/show.php?id=356&info

 

1. Агни-Йога, в 3-х т. Аум, Самара, РЦ, 1992.
2. Агни-Йога, Высокий Путь, ч.1, М.: Сфера, 2001.
3. Рерих Е.И. Письма.
4. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, тома 1-1, 1-2, 2-1.Ленинград, 1991.
5. Блаватская Е.П. Теософский словарь, М.: ЭКСМО, 2003.
6. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида, т.1-1. М.: Золотой Век, 1994.
7. Дмитриева Л. Тайная Доктрина в некоторых понятиях и символах, ч.2, ч.3. Магнитогорск, Амрита, 1992.
8. Теогенезис. М.: Дельфис, 2002.
9. Учение Храма, т.1-1.
10. Менли Холл. Оккультная анатомия. М.: Сфера, 2002.
11. Менли Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. М.: ЭКСМО, СПб, 2003.
12. Энциклопедия мистических терминов. М.: ЛОКИД, Миф, 2000.
13. Журналы «Дельфис» 1997 – 2/10, 1998 –1, 1999 – 4.
14. Эзотерический словарь в 2-х т. М.: Русский Духовный центр, 1993.

23.07.2016 15:59АВТОР: Л.М. Кириллова | ПРОСМОТРОВ: 5666




КОММЕНТАРИИ (1)
  • В.Г. Кушнаренко-Суртаева24-07-2016 12:15:01

    Тема о Змиях так интересна, что я однажды перерисовала на память Их Лики себе на память, перечитала массу литературы, а сейчас добавила в свою копилку эту статью. СПАСИБО!!!!! Многократное спасибо за новые знания о Змиях! Низкий поклон автору!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Л.М.Кириллова »