Сходила в Русский музей. Нет Серебряковой! Где Шагал? От Малевича – обрывки. Клара Петровская
21.02.2019
Я – Клара Дмитриевна Петровская, экономист. Санкт-Петербург – мой город, Государственный Русский музей – мой музей с детства, т.к. мои родители считали, что человек должен знать культуру своей родины.
Сейчас по городу идет много слухов о реконструкции ГРМ. Я пошла посмотреть на постоянную экспозицию, и мне стало страшно за нашу культуру.
Русский музей – единственный национальный музей России, и все внимание Министерства культуры и правительства должно быть направлено на его сохранение и благополучие (вспомним, что Русский музей и создавали, и курировали российские императоры).
Я пришла в воскресенье – очередь у ворот – оказывается, «вешалка не справляется». Вошла. Разделась, вижу внизу 3 магазина. Почему не один, а место отдать под вешалку? Поднялась – еще 2 магазина. Зачем? Поднялась – там еще магазин – 6-й – на входе, и еще в корпусе Бенуа – 2 внизу и 1 наверху – 3 магазина. Всего 9 магазинов!
Я не знаю, кому они принадлежат, но порядки разные: в одних есть скидки для сотрудников, в других – нет, и нигде нет скидок на каталоги, которые сотрудникам-то и необходимы больше всего.
Дальше иду по залам 1-го этажа к любимому Федотову. Нет! Но был целый зал. Где Федотов? В зале висят безликие пейзажи. Зато зал Крамского, зал Перова, целый зал Соломаткина. Хватило бы одних «Славильщиков», чтобы показать эпоху.
А где Тропинин? Не было такого художника? Венецианов наверху, между колонн, автопортрет недоступен для общения, а Сорока тоже вне восприятия (кстати, там я нашла «Сватовство майора» – скромно!). Ну, Репин – 3 зала, щедро.
Ощущение, что сегодняшнее руководство музея совсем не чувствует потребности времени. Александр Иванов совсем исчез наверху, а как логичен был Семирадский как продолжение Академии художеств. Старая развеска была и логичной, и научной, и осмысленной, а сейчас?!
Внизу по дороге в корпус Бенуа: нет Рериха – ну нет слов! Почему? Чем он провинился перед русским искусством?
В корпусе Бенуа тоже сюрпризы: нет Серебряковой! Она же традиция! Нет Шагала – где? Почему от Малевича жалкие обрывки? Ларионов – ни «Петуха», ни «Венеры». Ох! Кандинский – он же русский художник, великий в ХХ веке – одна картина. И такие «почему?» и «где?» на каждом шагу. «Девятый вал» – есть картины, которые никогда нельзя вывозить, потому что это лицо музея.
Кроме этой недоброжелательной для Русского музея развески еще и отсутствие 100% освещения в залах. Кипренский – темно, Левицкий – темно, Врубель – темно, и т.д.
Есть залы, где отдыхаешь душой. Прежде всего залы Древней Руси, но очень жаль, что нет великолепного шитья – это же потрясающее искусство в России. Очень хорошо представлено прикладное искусство, просто блестяще! Новое искусство совершенно не интересно, есть же и сейчас прекрасные художники – почему ГРМ их не покупает, они же уходят навсегда!
Вызывает большое негодование и техническое состояние музея. Рамы сгнившие – впечатление запущенности и равнодушия. Лекторий отправили в Михайловский замок на последний этаж – есть же две Кордегардии, легко доступные для слушателей. Видимо, руководство либо не понимает, либо у него иные цели, но какие?
Судя по слухам о реконструкции, лифты за счет залов, уборная вместо библиотеки, и всё требует колоссальных затрат! Инвалиды могут пользоваться памперсами, а не уборной на месте библиотеки – буквально в пределах экспозиции. Лифт есть в корпусе Бенуа, но, как мне сказали, он всегда закрыт.
Почему Эрмитаж справляется со всеми проблемами? Почему Эрмитаж имеет огромные помещения для фондов, а национальный музей не имеет и хранит картины в первом этаже корпуса Бенуа, где раньше была экспозиция советского искусства? Почему в Эрмитаже освещены все картины профессионально? Почему Пиотровский выступает по телевидению с достойными сообщениями о музее, о фондах и т.д.?
В Русском музее некому говорить с народом? Весьма прискорбно!
Клара Петровская
Комментарий к «наивным» вопросам
«Наивные» вопросы автора письма отмечают острейшую проблему, характерную для Русского музея сегодня: это лакуны в экспозиции, общее число которых и качество регулярно достигает критических отметок. В частности, Клара Дмитриевна не обнаружила на привычном месте «Девятый вал» Айвазовского – вместо него висит какой-то малозначительный морской пейзаж того же художника. Причина проста: всемирно знаменитый «Девятый вал» улетел в Японию на выставку. Это один пример из десятков.
Фактически постоянной экспозиции в Русском музее уже давно нет, картины – причем самые знаменитые – непрерывно летают по всему миру, а в самом ГРМ вместо них вешают второстепенные замены, извлекаемые из фондов.
Получается парадокс: люди специально приезжают в музей, иногда издалека, и хотят своими глазами увидеть то, что каждый знает с детства по иллюстрациям – картины Айвазовского, Левитана, Куинджи, Верещагина, Малевича, Кандинского, Шагала, – а знаковых произведений нет: они разбросаны по выставкам по всему миру. Это итог бурной деятельности Е. Петровой, заместителя директора ГРМ по научной работе.
Вот автор письма не увидела Малевича – а ведь коллекция его произведений, хранящаяся в Русском музее, уникальна по количеству и полноте. Где она? Куда улетел этот бренд русского абстракционизма? В Малагу, где находится филиал ГРМ, в Токио, в Нью-Йорк?
Предоставление картин на выставки – это источник внебюджетных доходов музея, и желание заработать побольше денег ликвидировало в ГРМ само понятие постоянной экспозиции. Она теперь формируется случайным образом из того, что не удалось куда-то отправить и на этом заработать. Экскурсоводы давно стонут, потому что заранее могут не знать, что окажется в зале, посетители недоумевают: ищут то, к чему привыкли, или то, что по каталогам должно быть в экспозиции, но найти не могут… Иначе говоря, баланс между постоянной экспозицией и выдачами на выставки давно и необратимо нарушен в пользу последних. Причина – алчность, та же самая, которая движет безумным проектом перестройки Михайловского дворца. От этой алчности, от возможности заработать на всем этом бесценном имуществе руководство ГРМ давно одурело. Причем на «выставкобесие» накладывается еще и очевидный непрофессионализм развески, теперь лишенной логики. Доминирует волюнтаризм.
С этим же связано и обилие магазинов по продаже книг и «сувенирки». Магазинов множество, потому что много владельцев: какими-то, например, как уверяют, владеет дочка директора ГРМ Гусева, другими – еще чья-то дочка, внучка, жучка… Все свободное пространство поделено на зоны интересов, выгодно используется каждый квадратный сантиметр. Действует все та же алчность.
Куинджи из зала №35
Между прочим, изучая сейчас проектную документацию перестройки Михайловского дворца, мы натолкнулись на любопытный сюжет. Он связан с залом № 35 на первом этаже, из окна которого хотят сделать дверь Д16 – 11-й выход из дворца на пожарную лестницу, пришпандоренную к западному фасаду здания (другое окно зала № 35 также собираются превратить в дверь – Д52). Естественно, никакой пожарной нужды в такой лестнице нет, эвакуировать инвалидов-колясочников через это окно-дверь практически невозможно, хотя в теории и предполагается, поэтому мы попытались понять, с какой все же целью делается еще один вход в Михайловский дворец. И возникла версия, согласно которой примыкающие к этому новому входу небольшие помещения, зачищенные от нынешнего содержимого, можно будет сдавать в аренду.
И напоследок одно воспоминание. 23 августа 2018 г. я осматривал Михайловский дворец, готовясь написать очередную статью для журнала. В зале № 35 я сфотографировал картину Куинджи «Лунная ночь на Днепре», потому что именно на том месте, где висит это произведение, проектом предусмотрено проломать капитальную стенку, чтобы сделать дверной проем. З сентября 2018 г. в журнале «Город 812» (№ 16) была напечатана моя статья, в которой речь шла и о проломе в стене, и о картине. В ГРМ статью прочитали и сообщили, что картины уже на месте нет – уехала. Как потом оказалось, в Третьяковскую галерею, где 6 октября 2018 г. открывалась выставка Куинджи, ныне ставшая особо знаменитой. Это к вопросу о том, что теперь в Русском музее картины не висят спокойно на своих местах, по воле Е. Петровой они теперь кочевники, а чтобы их увидеть, надо ловить счастливый момент.
Михаил Золотоносов
Татьяна Бойкова22-02-2019 09:41:01
Русский музей всегда был одним из любимейших мною музеев родного города. Бывала там часто. Хорошо помню как музей выживал в лихие 90-ые, когда на первом этаже с центрального входа бывали тоже модные выставки т.н. "художников" того времени, где "картина" была писана частично, а большей частью могла быть наклеена этикетка от бутылки водки и т.д., нарисован хвост селедки и тому подобное убожество. Уж не знаю как это художество называлось, но в те времена все выживали как могли и мы, посетители, хоть и возмущались, но старались понять. Но надо отметить, что центральные залы с огромным Айвазовским, Ивановым и другими шедеврами Русского музея - были на месте. Чуть позже в зале Бенуа появился небольшой зал картин Н.К.Рериха, чем мы были обязаны кандидату искусствоведения, заведующей секцией живописи ГРМ - Князевой В.П. Она написала ни одну книгу о жизни и творчестве Н.К. Рериха, начиная с начала 60-ых годов, а в последствии в сотворчестве с П.Ф. Беликовым. Была знакома с Ю.Н и С.Н. Рерихами. После ее ухода из жизни исчез и небольшой зал с картинами Рериха. За исключением последних редких общих выставок - все годы Рерих, словно заключенный "мучается в хранилищах", а теперь там очень скверная обстановка, как уже не раз сообщалось в прессе и темпера такое вряд ли сможет выдержать.
А что же теперь происходит с нашей культурой - ведь лихие 90-ые давно и шумно отгремели?
Надо понимать, что теперь, как писал в свое время Н.К. Рерих, "По всей России идет тихий, мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно. Ползет бескровный, мертвящий погром, сметающий все, что было священного, подлинного".
И что самое ужасное, теперь государство будучи не в состоянии содержать в полнейшем порядке свои музеи и другие культурные объекты - громит Общественные, силой отнимая шедевры на огромную сумму, хранившиеся действительно в образцовом состоянии....
Ксения22-02-2019 19:02:01
Учитывая рейдерские захваты культурных учреждений, погромы уже не только тихие, а даже очень громкие, усиленные заказными статьями и ТВ передачами. Чему удивляться, если те, кто по долгу службы обязан защищать, беречь и охранять бесценные шедевры русского искусства живут под лозунгом "Всё на продажу". Как в пословице"Запусти козла в огород...". Вот только козлов этих что-то очень много развелось. Просто нашествие какое-то. Хорошую дубину бы на них.
ВНИМАНИЕ:
В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:
1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".
2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.
3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".
4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.
5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".