М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Рерих в марках и филателии


К читателю

Пару лет тому назад мне предложили написать статью для одного филателистического журнала «Рерих на марках и цельных вещах». Я согласился, поскольку мне казалось, что, во-первых, сделать это легко, не так уж много было издано почтовыми ведомствами на эту тему, а во-вторых, все эти марки, конверты и маркированные карточки есть у меня в альбоме. Надо его полистать, для справок заглянуть в каталоги – и дело будет сделано. Но, как это часто бывает, все оказалось совсем не так просто. При подготовке статьи выяснилось, что и в моей коллекции, и в моих знаниях столько пробелов, что о серьезной публикации речи пока идти не может.

Зачем существует Интернет? Конечно, для того чтобы находить в нем нужную информацию. Конечно, для общения. Конечно, чтобы с помощью общения находить нужную информацию. Для тех, кто согласен с этим тезисом…

…ниже публикуется первый вариант статьи «Семья Рерихов: взгляд филателиста». У этой публикации в Интернете две цели. Первая – чтобы уже сейчас, несмотря на то, что имеющиеся данные не полны, помочь заинтересованному читателю-коллекционеру сориентироваться в теме. Вторая (для автора главная) – найти ответы на множество вопросов, возникших при подготовке работы. Все эти вопросы в тексте обозначены значками (?№).

Дорогой читатель, бродящий по просторам Всемирной паутины! Пожалуйста! Если у Вас есть сведения/материалы, позволяющие ответить на какие-то из этих вопросов, если у Вас есть что-то из того, о чем автор не знает (но мечтает узнать), - пишите!! Я торжественно клянусь и обещаю, что имя каждого, кто поможет этой публикации, будет вписано в итоговый текст в раздел «Благодарности» (а в особых случаях и в соавторы). Кроме того, мною упоминаются материалы, которых нет в моей коллекции. Понятно, что я готов их приобрести или поменять на что-то, что есть в моем обменном фонде. Мой почтовый адрес есть на многих воспроизводимых ниже конвертах, а электронный – у администрации сайта www.lomonosov.org.

 

Основные сокращения в тексте:

 

ГМВ – Государственный музей Востока, Москва.

ГТГ – Государственная Третьяковская галерея, Москва.

КМ – картмаксимум.

КПД – конверт первого дня.

МК – маркированный конверт.

МЦР – Центр-музей им. Н. К. Рериха, Москва.

ШПД – штемпель первого дня.

КСР – центр искусств «Карнатака Читракала Паришат» (Karnataka Chitrakala Parisath), Бангалор, Индия.

 

***

 

Семья Рерихов внесла огромный вклад в искусство, науку и философию конца XIX и всего ХХ века. Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) – всемирно известный художник, путешественник, мыслитель и общественный деятель. Елена Ивановна Рерих (1879 - 1955) – его жена, вдохновительница и спутница, прошедшая с ним по всем трудным дорогам Центрально-азиатской экспедиции 1925-1928 гг., создательница «Агни Йоги». Их старший сын, Юрий Николаевич Рерих (1902 - 1960) – выдающийся ученый-востоковед, автор многочисленных статей и монографий по истории, археологии, филологии Центральной Азии. Младший сын, Святослав Николаевич Рерих (1904 - 1993) – замечательный художник и автор многих работ по искусству. Его жена, Девика Рани (1907 - 1994), звезда индийского кино 1930-х гг., была отмечена высшими наградами Индии за вклад в развитие искусства Индии. С. Н. Рериху и ей выпала нелегкая задача сохранения творческого наследия Рерихов-старших, его возвращения на родину.

До начала 1990-х гг. филателистические материалы, непосредственно связанные с семьей Рерихов, были сравнительно немногочисленны и посвящены почти исключительно творчеству Н. К. Рериха. Однако с тех пор были выпущены марки, маркированные конверты и карточки, не только значительно увеличившие почтовую рерихиану, но и позволяющие средствами филателии рассказать о каждом из членов этой выдающейся семьи. Постепенно расширялась и география, к СССР-России и Индии добавились Болгария, Мексика, Молдавия. Ниже все эти материалы рассматриваются в хронологическом порядке.

Началом почтовой рерихианы стал 1974 год, когда мир отмечал 100-летие со дня рождения Н. К. Рериха. 25 июня Министерством связи СССР был издан маркированный конверт.

 

Маркированный конверт. А. Яр-Кравченко. Портрет Н. К. Рериха на фоне его картины «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ». На нем - портрет Н. К. Рериха на фоне его картины «Заморские гости» (художник А. Яр-Кравченко). А сама эта картина 1901 года (Холст, масло. 85 х 112,5 см. Собрание ГТГ) была воспроизведена на почтовой марке СССР, выпущенной в том же году, 9 октября. [?1. Тогда же был издан КПД и проводилось гашение первого дня. Но в моей коллекции нет ни конверта, ни его фото…].Поскольку эта картина неоднократно воспроизводилась на открытках [Прим.1], встречаются картмаксимумы с гашениями с юбилейной датой (9 октября 1974).[?2. Есть ли КМ с другими гашениями? Вроде бы мне попадались со штемпелем Третьяковской галереи, но я не уверен].

Картмаксимум с гашением с юбилейной датой

В том же 1974 году 9 октября юбилейная марка была выпущена и в Индии. На ней изображен аверс памятной медали, созданной в 1929 г. в Париже по случаю 40-летия художественной, научной и общественной деятельности Н. К. Рериха (гравер Генри Дропси - Henry Dropsey). Профиль художника с этой медали изображен и на конверте первого дня.

 

Гашение первого дня проводилось на почтамтах ряда индийских городов, а также в поселке Наггар (долина Кулу, штат Химачал Прадеш), где художник прожил с конца 1928 г. до своей кончины в декабре 1947 г. В силу ряда обстоятельств число конвертов, погашенных в Наггаре, оказалось гораздо меньшим, чем в других местах, поэтому они значительно реже встречаются в коллекцияхЮбилейная марка с аверсом памятной медали.[?3 По практике, сложившейся в индийской филателии, гашение первого дня проводится одновременно в нескольких пунктах, а применяющиеся для этого штемпели имеют более или менее выраженные отличия. В случае с этой маркой мне известны только гашения Наггара, Бангалора и Дели. Были ли в других городах? Нет ли у вас их снимка, не говоря уж…]. Как принято в Индии, выпуск марки сопровождала типографская брошюра с краткой биографией Н. К. Рериха (на английском и хинди), а также с указанием технических деталей издания марки (способ печати, зубцовка, тираж и т. д.).

Известно, что в 1900-х годах большое внимание в своем творчестве Н. К. Рерих уделял монументальной живописи и, в частности, созданию росписей и мозаик для православных храмов [Прим.2] Так, в 1910 г. Рерих приезжает под Смоленск, в Талашкино для работы над росписью храма-усыпальницы Святого Духа, сооруженного в 1902-1905 гг. в имении княгини М. К. Тенишевой. За несколько летних сезонов он с помощью П. С. Наумова и учеников Петербургской школы поощрения художеств успел расписать алтарную часть храма (работы были прерваны известием о начале Первой мировой войны). К сожалению, эти росписи не уцелели, только некоторые эскизы. Однако представление о таланте Рериха-монументалиста дает сохранившаяся над порталом храма великолепная смальтовая мозаика «Спас Нерукотворный» (1910-1914), набранная по эскизу Н. К. Рериха в мозаичной мастерской академика В. А. Фролова в Петербурге [Прим.3].

 

Эта церковь с мозаикой над входом, в советское времяХрам Святого Духа в Талашкино. Фото В. Алексеева превращенная в филиал Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств (художник Н. Рерих, архитектор В. Суслов), изображена на двух цветных маркированных карточках, выпущенных Министерством связи СССР 27 июля 1976 г. (цветное фото В. Алексеева) и 17 февраля 1977 г. (цветное фото В. Зюзина). Храм Святого Духа в Талашкино. Фото В. ЗюзинаОтмечу, что в литературе упоминается только первая из них [Прим.4].

А теперь, следуя причудам филателистической хронологии, перенесемся из середины 1910-х гг. на 60 лет вперед, в середину 1970-х. В это время огромную роль в воплощении философских и этических идей Рерихов в жизнь стала играть министр культуры Болгарии Людмила Живкова (1942 – 1981). После поездки в Индию и знакомства с С. Н. Рерихом дочь председателя Государственного Совета Болгарии Тодора Живкова не только приняла Учение Живой Этики, но положила его в основу ряда крупных культурных программ, таких как «Десятилетие великих личностей», «Гармоничная творческая личность» и, конечно, в основу получившей широкую известность программы «Международная детская ассамблея “Знамя Мира”» [Прим.5].

 

Неожиданно для всех Л. Живкова объявила 1978 г. Годом Рериха и начала его большой выставкой из 200 картин Н. К. Рериха из разных собраний мира; вскоре в Софии открылась и выставка работ С. Н. Рериха. В том же году в связи с открытием выставки была выпущена марка (художник Стефан Кънчев). На ней помещен фрагмент портрета Н. К. Рериха, написанного С. Н. Рерихом в 1938 г. [?4. Репродукции этого портрета хорошо известны, а вот его описания (размер, техника, местонахождение) у меня нет]. Выход марки тоже был неожиданностью для филателистов, поскольку в предварительном тематическом плане ее не было [Прим.6].

 

Помимо марки был выпущен конверт первого дня (на иллюстрации – стилизованное изображение кистей, между ними надпись: Николай К. Рьорих. 1874.1947.1978.), а на главпочтамте Софии 5 апреля 1978 г. проводилось гашение штемпелем первого дня (автор конверта и штемпеля, как и марки, Ст. Кънчев).[?5. Этого КПД в моей коллекции нет (есть только марка, погашенная ШПД на обычном конверте), а хотелось бы…].

Конверт первого дня                           Гашение штемпелем первого дня

К ассамблеям «Знамя Мира» в 1979-1983, 1985 и 1988 гг. в Болгарии было выпущено большое число марок и конвертов (маркированных и «первого дня»), проводились спецгашения. Два из них приведены на иллюстрациях. Конверт первого дня (Болгария)Конверт первого дня (Болгария)[?6. Увы, это все, что есть у меня по этой теме…].Как видим, ассамблеи продолжались и после неожиданной и таинственной смерти Л. Живковой в июне 1981 г., хотя то содержание, которое в них было ею заложено, постепенно выхолащивалось…

 

В те же годы, знамя филателистической рерихианы неожиданно было подхвачено за океаном. В 1986 г. в Мексике была выпущена марка с купоном, посвященная Международному году мира (Ano Internacional de la Paz. На марке – эмблема ООН и символ Знамени Мира Н. К. Рериха, подписи - “ONU” (ООН) и “Pax Cultura” (Пакт Культуры).Марка, посвященная Международному году мира, с эмблемой ООН и символом Знамени Мира Н. Рериха Можно предположить, что ее выпуск состоялся благодаря инициативе известной мексиканской актрисы, президента Международного комитета Знамени Мира при ООН Алисии Родригес Фернандес, в том же году добившейся, чтобы Знамя Рериха было установлено на стадионе в Мехико, где проходил чемпионат мира по футболу. [?7. Ни той марки, ни ее описания (дата выпуска, способ печати, зубцовка и т. д.) у меня нет, и я не знаю, был ли КПД?].

 

Спустя еще два года, 14 ноября 1988 года, в день 100-летия со дня рождения Джавахарлала Неру, выдающегося политического деятеля, возглавившего борьбу Индии за независимость, были выпущены две марки. На одной из них, номиналом в 1 рупию, воспроизведен портрет Дж. Неру, написанный С. Н. Рерихом. Марка с воспроизведением портрета Джавахарлала Неру

Семья Рерихов познакомилась с Неру и его дочерью Индирой Ганди в 1942 году в Кулу, тогда же С. Н. Рерих написал первые портреты знаменитого индийского лидера. Знакомство переросло в дружбу. Работа над портретом, воспроизведенным на марке 1988 года, была начата в 1965 году, а в начале мая 1966 года портрет был торжественно открыт в Центральном зале парламента Индии (Сансад Бхаване, Нью-Дели) [Прим.7]. [?8. Мне очень хотелось бы знать описание (техника, размеры) этого портрета]. К этим маркам к 100-летию Неру был издан конверт первого дня, проводилось спецгашение. Однако рисунки на конверте и штемпеле (как и вторая марка серии) к интересующей нас теме непосредственного отношения не имеют.

 

В 1990 году у нас в стране вышли две марки, посвященные Советскому Фонду культуры. На одной из них (номиналом 10+5 коп.) воспроизведена картина Рериха «Ункрада» (1909) [?9. Местонахождение не известно?], на второй (номиналом 20+10 коп.) – картина «Псково-Печорский монастырь» (1907. Частное собрание, Москва). На конверте первого дня, выпущенном к этим маркам, воспроизведена работа Н. К. Рериха «Вайделоты» - иллюстрация к Конверт с воспроизведением картины Н. К. Рериха «Вайделоты» книге «Летописный и лицевой изборник дома Романовых» (Москва, 1914). Помимо конверта для гашения первого дня использовались две карточки с портретами Н. К. Рериха Карточка с портретом Н. К. РерихаКарточка с портретом Н. К. Рериха (издание ЦДРИ СССР [?10. Предполагаю, что это Центральный дом работников искусств], тираж каждой 5 тыс. экз.) и две карточки с репродукциями картин «Ункрада» и «Псково-Печерский монастырь», изданные Министерством связи СССР (оформление художника А. Жарова) тиражом по 15 тыс. экз.


Карточка с репродукцией картины Н. К. Рериха «Ункрада»Карточка с репродукцией картины Н. К. Рериха «Псково-Печерский монастырь»Через восемь лет, 20 октября 1999 г., издательским центром «Марка» Министерства связи России был выпущен художественный маркированный конверт «Русский художник Н. К. Рерих. 1874 – 1947» к его 125-летию. На иллюстрации художник Л. ЗайцевХудожественный маркированный конверт  «Русский художник Н. К. Рерих. 1874 – 1947» поместил фрагмент портрета Н. К. Рериха, написанного С. Н. Рерихом в 1934 г.(Холст, масло. 75,5х91 см. Собрание МЦР), на фоне фрагмента картины Николая Константиновича «Книга жизни» (1939, то же собрание).

 

Следующий маркированный конверт был также выпущен издательским центром «Марка» Министерства связи России в 2001 г. Он посвящен Международному договору об Маркированный конверт, посвященный Пакту Рерихаохране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакту Рериха), заключенному 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне [?11. ФИО художника - оформителя конверта?]. На иллюстрации – картина Н. К. Рериха «Пакт Культуры. Знамя Мира» (1931).

 

100-летие со дня рождения выдающегося ученого-ориенталиста Юрия Николаевича Рериха было отмечено в 2002 г. Маркированный конверт, посвященный 100-летию Ю. Н. Рерихавыпуском еще одного маркированного конверта (художник С. Чернова. Издательский центр «Марка» Минсвязи России. 25.03.2002). На его иллюстрации - портрет Ю. Н. Рериха на фоне коллажа из картин Н. К. Рериха с видами Ладакха, «индийского Тибета», через который проходил маршрут знаменитой Центрально-азиатской экспедиции Рерихов (1925 – 1928). Юрий Николаевич принимал в ней самое непосредственное участие.

В следующем году список стран-участниц почтовой рерихианы пополнился. В Республике Молдова вышла серия из двух марок «O lumeМаркированный конверт с репродукцией картины С. Н. Рериха «Ты не должен видеть этого пламени». Молдова libera de teroare» («За мир, свободный от террора»[?12. Я молдавского не знаю, так что перевод предположительный]. На одной из марок номиналом 3,9 L (леев) воспроизведена картина Н. К. Рериха «Пакт культуры. Знамя мира» (та же, что и на российском конверте 2001 г.). А на иллюстрации конверта первого дня – картина С. Н. Рериха «Ты не должен видеть этого пламени» (1968. Холст, темпера. 111.3х192.2 см. Собрание ГМВ) [?14. хотелось бы, конечно, знать имя художника-оформителя серии и конверта, их тираж…].

 

По числу изданий, пополнивших рерихиану, следующий, 2004, год оказался самым богатым из всех предыдущих.

Так, впервые дань уважения была отдана Елене Ивановне Рерих, супруге Н. К. Рериха, его спутнице и вдохновительнице, «Матери Маркированный конверт, посвященный 125-летию Е. И. Рерих Агни Йоги». К 125-летию со дня ее рождения издательским центром «Марка» был выпущен маркированный конверт [?15. Имя художника? В каталоге на сайте «Марки» его нет]. На иллюстрации – фотопортрет Е. И Рерих и надпись: «Русский философ и общественный деятель Е. И. Рерих. 1879-1955».

 

Остальные почтовые выпуски 2004 года были посвящены 100-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

На маркированном конверте (художник Ю. Захаркин; издатцентр «Марка» Минсвязи России. 16.07.2004)Маркированный конверт, посвященный 100-летию С. Н. Рериха мы видим портрет С. Н. Рериха на фоне его картины «Канченджунга. Тайный час». (1955. Холст, темпера. 92х154 см. Собрание ГМВ). 16 сентября 2004 г. вышли марка и конверт первого дня, посвященные этому юбилею (художник Е. Бельтюков); в тот же день на московском почтамте проводилось гашение штемпелем первого дня (художник Ю. Захаркин).

 

Гашение штемпелем первого дня (к юбилею С. Н. Рериха)На марке (она вышла и в малых листах по 8 (2х4) марок) – фрагмент автопортрета С. Н. Рериха (Без даты. Холст, масло. 60,3х44,2 см. Собрание МЦР) на фоне его картины «Гепанг» (1934. Холст, темпера. 61х92 см. Собрание МЦР). На иллюстрации конверта (тираж 20 тыс. экз.) – тот же портрет на фоне картины художника «Горы за туманом» (1935. Холст, темпера. 46,5х79 см. Собрание МЦР). Штемпель первого дня выполнен по мотивам другого автопортрета художника (91,5х61 см, тоже не датированного и из того же собрания). Оба автопортрета и картина «Гепанг» воспроизводились на открытках увеличенного формата (210х145 мм), изданных МЦР, поэтому в принципе возможно существование картмаксимумов (хотя автору они не встречались). В журнале «Марка» появилась статья, посвященная юбилею С. Н. Рериха [Прим.8].

 

Двумя другими странами, отметившими юбилей художника, стали Болгария и Индия.

В Болгарии Министерством транспорта и связи была выпущена маркированная почтовая карточка (художник-оформитель П. Рашков).Маркированная почтовая карточка (Болгария)Марка стандартная (номиналом в 0,30 лева), иллюстрация – известная фотография 1963 года, на которой изображен С. Н. Рерих за эскизами в своем поместье «Татагуни» под Бангалором в Индии. [?16. Тираж - ?]На почтамте Софии 25 октября 2004 г. проводилось спецгашение; на штемпеле мы видим женскую фигуру – фрагмент вышеупомянутой картины «Ты не должен видеть этого пламени»[?17. Автор штемпеля тот же, что и карточки, П. Рашков?]

 

Индийская марка была выпущена в свет 27 октября 2004 г. (тираж 600 тыс. экз., художник Санха Саманта – Sankha Samanta, номинал 5 рупий). На ней мы видим фотопортрет С. Н. Рериха на фоне его картины «Канченджанга вечером» (1952. Холст, темпера (?). 92х153 см. Собрание КСР, Бангалор, Индия), правда, сильно отличающейся по цветовой гамме от оригинала.

 

Одновременно с маркой был выпущен и конверт первого дня (художник тот же). На иллюстрации конверта – три картины С. Н. Рериха из собрания КСР. Во-первых, это два гималайских этюда: «Пейзаж (Канченджунга)» (1950. Темпера. 35,8х47 см) и «Део Тибба» (1944. Темпера. 29.2х44,8 см). Во-вторых - портрет Девики Рани, жены художника (1946. Холст, темпера, уголь, гуашь. 69х56,5 см). Пока это единственный в филателии портрет выдающейся актрисы, «первой леди индийского кино» 1930-х гг., награжденной самыми высокими наградами Индии за вклад в развитие национального искусства и за ее общественную деятельность.

 

Гашение первого дня проводилось 27 октября 2004 г. На прямоугольном штемпеле – надпись “Dr. S. Roerich” (на английском и хинди) и Гашение первого дня. Октябрь 2004, Делипортрет художника (в овале) на фоне Гималаев (судя по всему, по мотивам его картины «Гималаи III») (художник Алка Шарма – Alka Sharma). Размеры и шрифт надписей штемпелей, применявшихся в разных городах, довольно сильно различались. Гашение первого дня. Октябрь 2004, Мумбай[?18. У меня есть только эти два – Дели и Мумбай; известно, что гашение проводилось также и в Бангалоре. А вот где еще? Хотелось бы их найти…]. По индийской традиции была издана и брошюра с краткой биографией художника и данными о марке.

 

Главные торжественные мероприятия, посвященные юбилею С. Н. Рериха, проходили в Бангалоре, Дели и Наггаре. Пригласительный билет на последние был оформлен в виде двойной открытки. На ее лицевой стороне – тот же Пригласительный билетфотопортрет С. Н. Рериха, что и на марке, на фоне его картины «Гора “M” - Гепанг» (Без даты. Холст, темпера (?) 69х94 см. Собрание Галереи Н. Рериха, Наггар, Индия). Известны сделанные на основе этой открытки сувенирные картмаксимумы с гашениями штемпелем п. Наггар.

Сувенирный картмаксимум с гашением штемпелем. Поселок Наггар Следует отметить, что эта же марка использовалась и для гашения в честь юбилея Российского центра науки и культуры в Нью-Дели. На памятном конверте – изображение фасада здания центра, на специальном штемпеле - контуры архитектурных символов двух стран: российского собора Василия Блаженного и индийского мавзолея Тадж Махал в Агре.

 

Помимо упомянутых выше есть марка, отношение которой к рериховской теме пока остается под вопросом. В 1988 г. в Индии была выпущена серия из 4 марок с изображением гималайских вершин (Броуд-пик, К2 (Годвин Остин), Канченджанга и Нанда Деви). Есть сведения, что для марки с изображением Канченджанги Марка с изображением Канченджанги художник серии использовал одну из картин Рерихов. Хорошо известно, что и Николай Константинович, и Святослав Николаевич многократно изображали эту вершину на своих полотнах. Однако пока автору не удалось соотнести изображение вершины на марке с каким-либо конкретным произведением Н. К. Рериха или С. Н. Рериха. Возможно, если такая картина будет найдена, эта марка также пополнит филателистическую рерихиану.

 

Кроме того, высказывалось предположение, что для марок индийского княжества Траванкор с портретом его раджи (правителя) мог быть использован один из его портретов, написанных С. Н. Рерихом. Действительно, известны два портрета раджи, выполненных Святославом Николаевичем: один из них (Холст, масло. 47х42 см) экспонируется в центре искусств «Карнатака Читракала Паришат» в г. Бангалоре (см. рисунок: изображение слева), второй – парадный портрет в полный рост – во дворцовой галерее «Кутирамалига» в г. Тируванантапурам (бывшем Тривандраме, столице княжества Траванкор, а позднее – индийского штата Керала) (см. рисунок: изображение в центре) [?19. Нет ли у кого-нибудь его качественной фотографии и описания?]. Портреты раджи княжества ТраванкорОба портрета не датированы, однако по воспоминаниям брата раджи, С. Н. Рерих работал над этими портретами в 1938 году [Прим.9]. Марки с портретом молодого махараджи (кстати, увлеченного филателиста) выпускались неоднократно: 6 ноября 1931 г. (в честь его коронации), 29 марта 1937 г., 9 ноября 1939 г. (в честь его 27-летия), Маркированные почтовые карточки с изображением Махараджи20 октября 1941 г. (в честь 29-летия) и 24 октября 1946 г. (в честь 34-летия). Также были выпущены маркированные почтовые карточки с его портретом на марке. Так что теоретически портрет, написанный С. Н. Рерихом, мог быть использован в почтовых выпусках 1939-1946 гг. Однако сравнение марок Траванкора разных лет показывает, что хотя их дизайн несколько отличался, сам портрет начиная с 1931 г. оставался одним и тем же. Так, на всех марках отчетливо видна широкая темная орденская лента, перекинутая через правое плечо раджи, а также орден на левой стороне груди. Ни одного из этих элементов нет на портретах работы С. Н. Рериха, однако они есть на «официальном» портрете раджи, написанном индийским художником (см. рисунок: изображение справа) [?20. Имя художника и дата создания этого портрета автору не известны]. Поэтому серьезных оснований относить траванкорские марки к рериховской теме, судя по всему, нет.

 

***

На этом список официальных «рериховских» выпусков почтовых ведомств заканчивается. Однако помимо официальных существуют многочисленные частные выпуски (виньетки, конверты), как использовавшиеся при пересылке корреспонденции, так и изданные в сувенирных филателистических целях. Включать ли их в коллекцию – вопрос спорный, который каждый решает самостоятельно, однако информация о таких выпусках может оказаться полезной.

Безусловно, из них наибольший интерес представляют прошедшие почту конверты с наклеенными благотворительными виньетками, выпускавшимися в 1930-х годах рериховскими организациями в Европе и Америке. Автору известно 6 типов таких виньеток.

 

Виньетка №1 – перфорированный прямоугольник, в верхней части которого черная надпись «Pax per Cultura», в нижней – «Roerich Pact Peace Banner», в центре красный знак Знамени Мира.Виньетка №1 Существовал и беззубцовый вариант. В 1938 г. в журнале «Фламма» был опубликован призыв: «Мы рекомендуем всем членам [рериховских обществ - ПК] шире использовать марки «Знамя Мира», подобные воспроизведенной в заглавии нашей рубрики «Пакт Мира». Эти марки, с нанесенным клеем и перфорацией, в листах, могут быть получены по цене 1 доллар, или 4 шиллинга, или 2-8-0 рупий [так в тексте - ПК] за 100 экз. в редакции журнала «Фламма» или у представителей обществ Рериха в Либерти, Нью-Йорке, Париже, Риге, Наггаре, Шанхае и др.» [Прим.10].

 

Широко пользовались такими виньетками и сами Рерихи. Анализ большого числа конвертов писем, присланных Рерихами из долины Кулу в музей в Нью-Йорке в 1936 – 1947 гг., показал следующее. Впервые наклеенная виньетка встречается на их письме от 25 января 1937 г. (без зубцов), а первая с зубцами – на письме от 25 июня 1937 г. Далее виньетки встречаются Конверты писем Рерихов с беззубцовыми маркамипрактически на всех письмах вплоть до 5 марта 1938 г., после чего исчезают, снова появляются уже после войны (1 февраля 1946 г.) и затем встречаются на всех [Прим.11]письмах Н. К. Рериха вплоть до его последних дней в 1947 г. На некоторых виньетках на письмах, отправленных из Наггара в Нью-Йорк, встречаются надпечатки с номерами и датами, сделанные, видимо, секретарем Н. К. Рериха В. А. Шибаевым. Самый поздний предвоенный конверт с виньеткой, известный автору, был отправлен из Наггара 22 апреля 1939 г..

 

Виньетка №2 по рисунку и размеру очень напоминает первую. Отличие заключается в том, что надписи на ней сделаны на латышском языке: «Miers Caur Kulturu» (вдоль верхнего края) и «Rericha Miera Pakts» (вдоль нижнего). Видимо, она была издана в то же время в Риге, там же Виньетка №2 с латышскими словами Miers Caur Kulturu и Rericha Miera Paktsпродавалась и использовалась при посылке писем. Возможно, именно она имелась в виду журналом «Фламма» при ссылке на Рижское общество Рериха. Часть тиража этих виньеток была, видимо, отправлена в Индию; они встречаются на письмах Рерихов, отправленных из Кулу в Нью-Йорк.

 

Виньетка №3 имеет надпись “Museum Pro Pace, Arte, Sientia et Labore. Bruges”. В сентябре 1931 г. и августе 1932 г. в Брюгге (Бельгия) проходили 1-я и 2-я Международные конференции, обсуждавшие предложенный Н. К. Рерихом Пакт Мира по охране культурных ценностей. На 2-й конференции было принято решение создать в Брюгге Фонд имени Рериха для содействия проведению идей пакта в жизнь. Кроме того, по инициативе члена Королевской Археологической комиссии Бельгии Камилла Тюльпинка тогда же был основан музей, название которого приведено на виньетке: «За мир, искусство, науку и труд»; Рерих передал для выставки вновь образованному музею 18 своих картин [Прим.12]. Видимо, тогда и была выпущена эта благотворительная виньетка [?21. Когда-то где-то я прочел, что к конференциям Пакта Мира в Бельгии была выпущена почтовая марка. Не найдя ничего похожего в филателистических каталогах, я решил, что автор ошибся. Сейчас я думаю, что под «почтовой маркой» подразумевалась эта виньетка. Но, может быть, я ошибаюсь, и марка все же была?].

 

Три последние виньетки (№4-6) отличаются Виньетка с изображением здания Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке и небольшого овального медальона с портретом художника от предыдущих вертикальным форматом и вертикальными же надписями «Roerich» (по левому краю) и «Museum» (по правому краю). На виньетке – изображение здания Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке и небольшой овальный медальон с портретом художника. Отличаются они цветом (розовая, голубая, коричневая). Можно полагать, что все они были выпущены Музеем Н. К. Рериха в Нью-Йорке, там же продавались и использовались.

Виньетки №2-6 в собрании автора отсутствуют [?22. Но надо ли говорить, что желание найти их столь сильно…]. Москвичи и гости столицы могут увидеть все шесть виньеток в одной из витрин Центра-музея имени Н. К. Рериха.

 

Из служебных конвертов наиболее распространены конверты Международного Центра-музея Н. К. Рериха в Москве. В моей коллекции их два: «обычный», размером 110х217 мм, Служебный конверт Международного Центра-музея Н. К. Рериха в Москве. 110х217 и увеличенного размера (162х228 мм), где в качестве иллюстрации использована картина Н. К. Рериха «Святой Сергий» (1930-е гг. Картон, темпера. 46х30,5 см. Собрание МЦР) Служебный конверт Международного Центра-музея Н. К. Рериха в Москве. 162х228 [?23. Очень хотелось бы найти такой конверт, прошедший почту]. Возможно, существуют и другие варианты.

Известны и конверты Международного мемориального треста Рериха с центром в Наггаре (Индия). Один из них, размером 130 х 180 мм, напечатан на плотной белой бумаге, слева внизу – черная надпись: “INTERNATIONAL Roerich Memorial Trust. P.O. Naggar 175130. Kullu District (H.P.) India”, над надписью красный знак Знамени Мира. Конверт Международного мемориального треста Рериха. 130х180 Второй – обычный индийский авиапочтовый конверт, размером 100 х 223 мм. Напечатан на тонированной бумаге, по верхнему и нижнему краю – красные и синие полосы, слева вверху синий силуэт самолета на фоне вертикальных красных полос и надписи: BY AIR MAIL (синяя) и PAR AVION (красная). Слева внизу – типографская надпечатка: знак Знамени Мира (красный), под ним – черная надпись: INTERNATIONAL ROERICH MEMORIAL TRUST Hall Estate Naggar, District Kullu – 175 130 (H.P.) INDIA”. Индийский авиапочтовый конверт. 100х223Наконец, третий конверт был выпущен для треста по инициативе одного из рериховских обществ России. Конверт Международного мемориального треста Рериха, выпущенный одним из Рериховских обществ Поскольку в нарушение индийских почтовых правил на нем не указан точный почтовый адрес (индекс, район, штат), а надпись дублирована по-русски, для пересылки корреспонденции он практически не использовался.

 

Тему продолжают клубные иллюстрированные конверты рериховских обществ, более или менее широко использовавшиеся в почтовых целях. Среди них наиболее многочисленны конверты, выпущенные в 1999 - 2005 гг. клубом «Друзья Рериха» («Приятели на Рьорих») в г. Софии (Болгария). Все они примерно одного размера (11х15 см).

Первый конверт, имеющийся в моей коллекции, посвящен 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха и издан в 1999 г. На иллюстрации – воспроизведение известного портрета отца, написанного С. Н. Рерихом (1928. Холст, темпера. Частное собрание, США) [?24. Хотелось бы найти описание портрета, например, его размеры].Клубный иллюстрированный конверт, посвященный 125-летию Н. К. Рериха Этот конверт был издан в цветном и монохромном (черно-белом) вариантах.

Два следующих конверта были выпущены к 100-летию Ю. Н. Рериха в 2002 г. На первом – фрагмент портрета Юрия Рериха, написанного Илзе Рудзите [?25. Оказалось, что датировка этого известного портрета, его описание (размеры, техника) и местонахождение в моей базе данных отсутствуют…]. В правом верхнем углу – круглый медальон с фрагментом Конверт к 100-летию Ю. Н. Рериха с фрагментом портрета, написанного Илзе Рудзите картины Н. К. Рериха «Звезда Героя» и надпись «Николай Рерих. Звезда Героя. Фрагмент картины, посвященной Юрию Рериху». Над портретом – факсимиле подписи Ю. Н. Рериха. На втором конверте воспроизведена та же картинаКонверт к 100-летию Ю. Н. Рериха с фрагментом картины Н. К. Рериха «ЗВЕЗДА ГЕРОЯ» Н. К. Рериха «Звезда Героя» (1936. Холст, темпера, 91,8 х 122,2 см. Собрание Музея Николая Рериха. Нью-Йорк, США) [Прим.13]. В правом верхнем углу иллюстрации – круглый медальон с портретом Ю. Н. Рериха, над картиной – факсимиле его подписи.

 

Три следующих конверта клуба «Друзья Рериха» вышли в 2004 г. к 100-летию со дня рождения Святослава Рериха. На иллюстрациях – воспроизведения его картин из триптиха 1968 года: «Ты не должен видеть этого пламени»,Конверт клуба ДРУЗЬЯ РЕРИХА к 100-летию Святослава Рериха«Мы сами строим свои тюрьмы», «И я движусь среди этих теней» (все три полотна – холст, темпера. 111,3 х 192,2 см. Собрание ГМВ).

В 2005 г. были изданы четыре конверта: к 70-летию «Пакта Рериха» 15 апреля, по поводу открытия постоянного зала картин Н. К. Рериха в Национальной галерее зарубежного искусства в Софии 30 мая, Конверт клуба ДРУЗЬЯ РЕРИХА к 70-летию ПАКТА РЕРИХА и по поводу открытия ЗАЛА Н. РЕРИХА к 75-летию БАР (Болгарской ассоциации «Рерих»), а также к V Международной конференции «Рериховское наследие» в Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге 6-9 октября. Конверт клуба ДРУЗЬЯ РЕРИХА к конференции РЕРИХОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ На последнем конверте изображено здание Музея-института на Васильевском острове (угол набережной лейтенанта Шмидта и 18 линии); незадолго до начала конференции Музей-институт впервые открыл свои двери для посетителей.

 

Если конверты, выпущенные клубом «Друзья Рериха», использовались (пусть и в небольшом объеме) для пересылки писем, то Конверт Клуба любителей фантастики им. Ивана Ефремова конверты, выпущенные в Софии Клубом любителей фантастики им. Ивана Ефремова (2004 г., художник А. Славов) имеют чисто сувенирный характер. На каждом из них напечатана «марка» «межзвездной галактической почты», иногда «погашенная» столь же фантастическим штемпелем. На их иллюстрациях – обложки книг, написанных членами клуба (или подготовленными ими к печати), в том числе рериховской тематики. Конверт Клуба любителей фантастики им. Ивана Ефремова

Завершая этот обзор филателистических материалов, нельзя не отметить некоторые черты, которые кажутся автору странными. Согласитесь, что Николай Рерих – художник известен всему миру, прежде всего, как «Мастер гор» и «певец Гималаев», - а на посвященных ему почтовых выпусках Гималаи практически отсутствуют... Зато они есть на большинстве марок и конвертов, посвященных Святославу Рериху, хотя в его творчестве Гималаи занимают довольно скромное место по сравнению с портретами, жанровыми и философскими полотнами, пейзажами Южной Индии. Странно, что Елене Ивановне пока посвящен только один конверт. А Девике Рани – вообще ни одного, хотя, как уже говорилось выше, ее вклад в индийское искусство был отмечен многочисленными престижными премиями и высокими государственными наградами… Впрочем, подобные «перекосы» в филателии не редкость. Приведу только один пример. Хорошо известны индийские марки, посвященные юбилеям Теософского общества в Адьяре, Анни Безант, Дж. Кришнамурти, цейлонская марка с портретом полковника Олькотта. А вот о почтовых выпусках, посвященных «матери-основательнице» теософии вообще и адьярского общества в частности, Елене Петровне Блаватской, автору слышать не приходилось…

 

***

Выше были упомянуты только те почтовые материалы, которые непосредственно связаны с семьёй Рерихов и их творческим наследием. Но, конечно, полная тематическая коллекция, посвященная Рерихам, может (и должна) охватывать гораздо более широкий круг тем. Интересно проследить их связи со многими выдающимися людьми. Среди них – художники, писатели, поэты, политические деятели, многим из которых посвящены марки и другие почтовые выпуски разных стан. А как увлекательно попытаться проиллюстрировать средствами филателии места, где Рерихи жили и работали, пути их экспедиций… Алтай, Монголия, Тибет, Индия… Не так давно мне пришла по почте открытка с картиной Н. К. Рериха «За морями земли великие», изданная Музеем-усадьбой Н. К. Рериха в Изваре. Открытка Музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре Надпись «Извара» на почтовом штемпеле ставит вопрос: а как давно там существует почтовое отделение? Может быть и тогда, при Рерихах… Как бы украсил коллекцию конверт со штемпелем Извары тех времен! Другая открытка была отправлена с борта теплохода «Художник Н. Рерих». Открытка с борта теплохода ХУДОЖНИК Н. К. РЕРИХ А ведь судов, носящих имя художника, несколько… Количество таких материалов, видимо, практически бесконечно. Их обзор выходит за рамки этой статьи – зато оставляет огромный простор для самостоятельного творчества! Ищите, собирайте. И пишите, конечно, делитесь с народом вашими находками!

 

***

Автор от всего сердца благодарит тех, кто помог материалами и ценными сведениями созданию этой статьи: Т. Яламова (клуб «Друзья Рериха», София), А. П Соболева и В. Ю. Чачина (Исследовательский фонд Рерихов, Санкт-Петербург), В. Л. Мельникова (Музей-институт семьи Рерихов, Санкт-Петербург), Д. Энтина и Г. Трепшу (Музей Н. К. Рериха, Нью-Йорк), А. Адамкову (IRMT, Naggar, India), Л. В. Тележко (студия «ТВ-Оазис», Санкт-Петербург), М. Н. Чирятьева (Санкт-Петербургское отделение МЦР).

 

Примечания
1. Забочень М., Бабинцев С. Произведения Н. К. Рериха на открытках // Советский коллекционер. 1982. Вып. 20. С.61-72.
2. Черкасова О. А. «Благой приказ» (Православная культура в жизни и творчестве Н. К. Рериха). – Извара, 2002. – 32 с., ил.
3. Журавлева Л. С. Талашкино. – М.: Изобразительное искусство, 1989. С.147- 156.
4. Забочень М., Бабинцев С. // там же. С.65.
5. Яламов Т. Й. Значение программы Людмилы Живковой «Международная детская ассамблея “Знамя Мира”» // Первая Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»: Музей-институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. С. 136-138; его же: Наследие семьи Рёрихов в Болгарии // там же. С.360-365.
6. Т. Яламов, личное сообщение.
7. Через далекие годы //Мгновения жизни. Сб. Вып.1./ Авт.-сост., отв. ред.: А. П. Соболев. – СПб: ООО «Фирма Коста», 2004. С.43-45.
8. Искандарова Л. «Всегда стремитесь к прекрасному!» // Марка. 2004. №4. (http://www.marka-art.ru/magazines/StampArticle.jsp?id=845707).
9. Цит. по интервью в фильме «Мастер, сын Мастера». Автор фильма и режиссер Л. Тележко, операторы А. Ваталев и М. Гермагенов. «ТВ-Оазис», 2004.
10. “All members are advised to use widely the Banner of Peace Stamps – as at the heading of our Peace Pact Section. These can be obtained, ready gummed and perforated in sheets at one Dollar, or four shillings or Rs. 2-8-0 per hundred from FLAMMA representatives and Roerich Societies in Liberty, New York, Paris, Riga, Naggar, Shanghai, etc.” – Flamma. 1938. N3-4.
11. Гвидо Трепша, личное сообщение. Конверт 1939 г. воспроизводится по публикации: Stommels S.-A., Lemmens A. A letter by Nicholas Roerich in the Lemmens-Stommels Collection // Первая Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»: Музей-институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. С. 371-374.
12. Пакт Рериха. Знак Триединости / [авт.-сост. А. П. Соболев; пер.: Е. Е. Корчемкина]. – СПб: ООО «Фирма Коста», 2005. – 96 с., ил.
13. Датировка и размеры по данным сайта музея www.roerich.org. Встречаются многочисленные воспроизведения этой картины с датами 1932-1933 и другими размерами.

 

***

 

English Summary

 

Roerich Family: a philatelic sight by Piotr Krylov

Post stamps, stamped covers and postcards, FDCs, special cancellations and other philatelic materials dedicated to the great artist and traveler Prof. Nicholas Roerich, his wife, author of Agni Yoga teaching Helena Roerich, and their two sons, the orientalist Dr. Yuriy (George) Roerich and the painter Svetoslav Roerich are briefly described.

Key words: Roerich, philately, stamps, FDC, postcards, covers, Rossica, Indica, art, paintings, India, USSR, Russia, Bulgaria, Moldova, Mexico

(22.04.07) П. И. Крылов. В Испании выпущена почтовая марка к 72-й годовщине Пакта Рериха.

21.03.2006 03:00АВТОР: П.И. Крылов | ПРОСМОТРОВ: 25145




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »