26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Путь на пользу» — Начало великой истории Новороссии. Игорь Круглов.


 

«Екатерина II в Крыму», – эту картину художник Фердинанд де Мейс лично преподнес Екатерине II.

«Екатерина II в Крыму», – эту картину художник Фердинанд де Мейс лично преподнес Екатерине II.


 

 

7.07.14.

 

На поездку по Новороссии императрица
потратила в общей сложности 20 миллионов рублей.
Для сравнения – корова тогда стоила меньше восьми

 

В новом учебнике по истории Новороссии одним из ключевых разделов, очевидно, должен стать рассказ о грандиозном путешествии Екатерины II в Крым, которое получило название «Путь на пользу».

 

Эта поездка императрицы в южные области (именуемая также «Таврическим вояжом»), устроенная в ознаменование перехода Крыма к России, является, наверное, самой торжественной и величественной экскурсией, которая когда-либо совершалась на Крымский полуостров.

 

Длилась она более полугода – со 2 января по 11 июля 1787 г. Основными целями ее были: инспектирование Новороссии (она вошла в состав России после недавних войн с турками) и встреча с императором Австрии, Иосифом: планировалось обсудить план дальнейших совместных действий против Османской империи.

 

Внешнеполитическое значение этого путешествия переоценить невозможно. Оно должно было поразить всю Европу и продемонстрировать, какими источниками могущества и богатства располагает Россия. Это было утверждение величия России перед «Оттоманской Портой» (Османская империя). 
Наконец, императрица просто пожелала увидеть свой народ, пообщаться с ним и узнать, как он живет, имеются ли у подданных к ней какие-либо жалобы и просьбы.

 

В путешествие отправлялся кортеж, который состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней. Экипаж императрицы вмещал гостиную, где могло разместиться 8 человек, кабинет, библиотеку и «санузел». Карету везли 30 лошадей. Кроме того, ее сопровождали 4-местная и 6-местная царские кареты и «почивальный» возок. На почтовых станциях для делегации смотрители приготовили по 500-600 сменных лошадей.

 

Накануне царственной поездки был издан путеводитель по «высочайше утвержденному маршруту» – самый первый российский путеводитель.

 

На поездку императрица выделила пятнадцать миллионов рублей (для сравнения, корова в то время стоила меньше 8). Еще четыре миллиона в обеспечение вояжа вложил князь Григорий Александрович Потемкин, которому был передан под управление весь Новороссийский край, в том числе и Таврида – нынешний Крым (За обустройство Крыма князь впоследствии получил монаршую грамоту и приставку к своей фамилии – Таврический»).

 

За свои средства он воздвигал дома и разводил сады, собирал базары на пути следования. На станциях, где не ставились путевые дворцы, возводились типовые галереи, в которых всегда имелись напитки и приборы. На каждом станционном «узле» обязаны были присутствовать плотник и кузнец с наборами инструментов. Ночами на обочинах тракта воспламенялись костры. В городах для путешественников зажигали фейерверки и иллюминацию.

 

Еще накануне царственной поездки был издан путеводитель по «высочайше утвержденному маршруту». В нем говорилось: «Всех городов, знаменитых рек, местечек и достойных замечания урочищ, через путешествия сие последовать имеет, предлагается здесь географическое и историческое краткое описание, а при конце сего и маршрут с показанием, сколько от каждого стана до другого верст...».

 

К путеводителю прилагалась карта пути следования. Это самый первый российский путеводитель, отпечатанный очень малым тиражом.

* * *

В свите императрицы находились граф Александр Андреевич Безбородко, граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов, иностранцы - граф Луи-Филипп де Сегюр, Аллейн Фиц-Герберт, принц Шарль Жозеф де Линь и австрийский император Иосиф II, который путешествовал под именем графа Фалькенштейна. В общей сложности в кортеж входило 32 высших чиновника, в том числе – иностранных. А если учесть лакеев, другой обслуживающий персонал, в том числе кучеров, форейторов, парикмахеров, камердинеров, поваров с поварятами, кондитеров, музыкантов, скороходов и даже двух арапов, то наберется почти 200 человек.

 

6/17 января из Царского Села путешественники отправились в долгое странствие. Кортеж растянулся на версту. Ночевки в помещичьих мызах либо в казенных строениях, а в Новороссии – в возведенных по приказу Г.А. Потемкина путевых дворцах. На меже каждой губернии поезд был встречаем и провожаем до следующей губернии губернатором и чиновниками.

 

Генерал-фельдмаршал Потемкин встретил императрицу в Киеве. На память о вояже была выбита медаль, где на одной стороне был профиль царицы, а на другой - карта экскурсии. Вокруг нее - витая надпись: «Путь на пользу». Кроме того, была отчеканена медаль с профилем Потемкина и картой российских губерний, которыми он управлял.

 

До Киева нужно было проехать с «привалами» 78 станций. Весь путь освещался большими кострами из заготовленных бревен, которые возжигались через каждые 30 метров.

 

"Императрица, не ограничиваясь одними лишь обычными приветствиями, везде подробно расспрашивала чиновников, духовенство, помещиков и купцов об их положении, средствах, требованиях, нуждах"

 

Весьма пышной была встреча в Смоленске, на родине Потемкина, куда государыня и свита прибыли 23 января. Спутник Екатерины, французский посол де Сегюр, отметил в своих мемуарах, что в Смоленске "нас ожидало множество приезжих со всех сторон Европы. Государыня, помолившись в соборе, удалилась в свой дворец. Но на другой день она принимала дворянство, городские власти, купечество, духовенство, а вечером дала пышный бал, на котором было до трехсот дам в богатых нарядах..."

 

29 января прибыли в Киев – столицу русских князей, который состоял из Старого города, Подола и Печерска. Величаво катил свои воды Днепр, сияли золотом купола церквей… Деревянный дворец императрицы, при котором был разведен большой сад, находился возле склонов Днепра. Здесь разместились только самые приближенные императрицы, остальные - на квартирах.

 

В Киеве сделали почти трехмесячную остановку. Встреча здесь была не менее пышной. Потемкин с племянницами, Александр Васильевич Суворов, архиепископ Амвросий (Каменский), другие известные деятели того времени.

 

Л.Ф. де Сегюр в своих записках зафиксировал важную для образа царицы и всего вояжа деталь: "Императрица, не ограничиваясь одними лишь обычными приветствиями, везде подробно расспрашивала чиновников, духовенство, помещиков и купцов об их положении, средствах, требованиях, нуждах. Вот чем она снискивала себе любовь своих подданных и допытывалась правды, чтобы обнаружить огромные злоупотребления, которые многие старались скрыть от нея".

 

Как только вскрылся Днепр, путешествие продолжили по нему.

 

«22 апреля около 50 великолепно отделанных галер, а всего до 80 судов - целая увеселительная флотилия, на которой разместилось 3000 человек, с небывалой пышностью двинулась дальше. Галеры были отделаны в римском стиле и отличались огромными размерами и богатством убранства. На особенно большой галере "Десна", отделанной золотом, ехала императрица с приближенными. Здесь находилась большая столовая, в которой давались торжественные обеды. Флотилию со всех сторон окружали шлюпки и челноки. На них путешественники посещали друг друга. Повсюду путешественников встречали толпы народа, места остановок были всячески отреставрированы и изукрашены, народу горстями разбрасывали деньги».

 

В Каневе состоялась встреча Екатерины Великой с королем Польши Станиславом-Августом. После Канева к «экскурсантам» присоединился император Австрии Иосиф II.

 

Снова свидетельствует де Сегюр: «4 мая двинулись в путь, которому мешал сильный встречный ветер, так что сделали всего 25 верст за день. 6 мая около Новых Кайдак Иосиф II присоединился к кортежу. Через день остановились в 8 верстах от Кайдак, где строился Екатеринослав (нынешний Днепропетровск – И.К.), Амвросий отслужил литургию в новой церкви. 12 мая приплыли в Херсон, который удивил даже иностранцев, сидевших в великолепной "колеснице" Екатерины Великой. Они увидели почти оконченную крепость, большие казармы, арсенал со множеством пушек, два линейных корабля и фрегат на верфях, готовые к спуску, казенные здания, несколько церквей, частные дома и множество магазинов с богатым набором товаров (привезли на купеческих кораблях, стоявших на рейде). Шутили: ну, второй Амстердам».

 

Утром 18 мая «экспедиция» пересекла границу Таврии. Тут ее радушно встретили правитель области Василий Васильевич Каховский и Мамут-бей с "конными трухменцами, киргизцами и ногайцами, обитающими в Днепровском и Мелитопольском уездах". Они сопровождали гостей во все время пути до выезда из пределов области 31 мая 1787 г.

 

Иван Айвазовский.

Иван Айвазовский. "Приезд Екатерины II в Новороссию" (Феодосию). 1883

 

От Алма-Кермена, не доезжая 11 верст до Бахчисарая, императрицу провожала конница татар, составленная из родовитых мурз численностью от 1 до 2 тысяч человек. Иосиф II жутковато шутил: а что если они захватят двух императоров и отвезут их султану. Но все обошлось: начальником у них был русский – полковник Иван Большой Горич, а татары набраны по вольному найму. Их блестящие костюмы и джигитовка приводили в восторг Екатерину и Иосифа. (Как видим, политика императрицы по отношению к «нацменьшинствам» того времени была настолько аккуратной, что эти «меньшинства» рады были служить ей – И.К.)

 

Граф де Сегюр в воспоминаниях написал: «Несмотря на то, что Бахчисарай покинули многие татары, в нем насчитывалось 9 тысяч жителей-мусульман. Новое правительство не притесняло их, они сохранили свои привилегии, обычаи, богослужение и т. п… В ханском дворце нашлось места для всех: императрице отвели большой зал и другие комнаты, посланики "расположились в серале" - в комнатах гарема и других. Потемкин говорил Екатерине: "В этих чертогах несколько лет тому назад злейшие враги вашего императорского величества, на подданных своих налагали цепи, а ты, премилосердная, в тех же самых чертогах осыпаешь их милостями и наградами; кто из смертных может сравнится с тобой, единственная в мире царица».

 

22 мая утром путешественники отправились в Инкерман.

 

«Во время застолья в Инкермане в специально построенном на самом высоком месте горы павильоне, видимо в Каламите, по знаку "Светлейшего", вдруг раздвинули занавес, скрывавший большой балкон, обращенный к заливу. Все - короли, принцы и посланники были потрясены: на берегах безвестной бухты Ахтияр изогнуто, подковой раскинулся город. А на рейде покачивались 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 20 мелких судов, 3 бомбардирские лодки и 2 брандера. На флагманском корабле "Слава Екатерины" был поднят кайзер-флаг (Это право после Киева императрица дала Потемкину как главнокомандующему Черноморским флотом). Из всех пушек корабли открыли огонь. Зрелище было поистине потрясающим...»

 

После обеда Екатерина II (напомню, ей было 58 лет), Иосиф II и свита поплыли к Севастополю на шлюпках. На «ладье» императрицы, которая была выполнена по образцу султанской, подняли штандарт.

 

Поездка всколыхнула турецких правителей, которые решили утвердить свои права на полуостров – по итогам завязавшейся войны Россия закрепила за собой Крым, Кубань и Очаков.

 

О посещении Севастополя французский посол де Сегюр рассказал так: «Проехав залив, мы пристали к подножию горы, на которой полукружием возвышался Севастополь. Несколько зданий для склада товаров, адмиралтейство, городские укрепления, четыреста домов, толпы рабочих, сильный гарнизон, госпиталь, верфи, пристани, торговая и карантинная, все придавало Севастополю вид довольно значительного города. Нам казалось непостижимым, каким образом в 2000 верстах от столицы, в недавно приобретенном крае, Потемкин нашел возможным воздвигнуть такие здания, соорудить город, создать флот и поселить столько жителей. Это действительно был подвиг необыкновенной деятельности!" Даже Иосиф II не удержался от слов восхищения и предвещал этому месту великую будущность... И сама императрица была в восхищении».

 

Затем были еще поездки в Старый Крым, Судак и Феодосию, по другим знаменитым местам, где русскую царицу радостно встречало местное население, происходили, как бы мы сейчас сказали, множественные «бизнес-контакты» купцов и торговцев, закладывались основы блестящего туристического будущего Крыма, обсуждались, чтобы быть затем исполненными, грандиозные планы экономического и социального развития полуострова и всей Новороссии…

* * *

Поездка государыни по новым южным землям в окружении высоких заграничных гостей всколыхнула колоссальный интерес в Старом Свете. Однако сильнее всего она впечатлила правителей турецкой империи, которые восприняли ее как знак будущего расширения России за счет их территорий. Желая возвратить себе Крым, султан отдал приказ в том же 1787 году отправить русского посла в темницу и снова объявил России войну, длившуюся четыре года (1787-1791). В ее ходе граф А.В. Суворов разбил турок под Рымником и Фокшанами и взял доселе неприступную крепость Измаил. Адмирал же Фёдор Фёдорович Ушаков разгромил турок в Керченской морской баталии. Эти поражения принудили Турцию пойти на подписание «Ясского мира» – договора, который закрепил за Россией Крым и Кубань, а также Очаков и весь примыкающий к нему регион.

 

Важнейшими итогами царственного путешествия стали монаршие решения, которые сыграли неоценимую роль для освоения и мирного развития земель, отошедших к Российской империи, строительства дорог, новых городов, поддержки хозяйственной и торговой деятельности, ремесел, искусств. На местах бивуаков, хуторов и почтовых станций, порой – просто в продуваемой жестокими ветрами степях, - встали города, без которых невозможно представить нашу дальнейшую историю. Такие, как Херсон и Николаев, Одесса и Днепропетровск, Севастополь и Симферополь, Мариуполь и Ростов-на-Дону. Был основан и начал путь к неувядаемой славе Черноморский флот. 
Можно также смело утверждать, что именно эта экскурсия положила начало знаменитому крымскому туризму.

 

Это был начало великой истории Новороссии.

06.09.2014 12:33АВТОР: Игорь Круглов. | ПРОСМОТРОВ: 3003




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История России, Руси »