15 апреля 2024, 12 час.мск. Круглый стол «Значение Пакта Рериха для России». Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Провозвестник и строитель. Р.Я.Рудзитис


Н.К.Рерих. Святые гости. 1923

 

Путник на сокровенных просторах чаяний сердца человеческого, который столько получал, но во сто крат больше отдавал, странник, очарованный этой землей и небом, ведал ли он о своем еще одном лучезарном облике? Именно, он всегда был и вестником. На своем долгом самоотверженном пути он приобщился к плеяде великих Благодетелей человечества, которые могли сказать о себе: «Не вечный странник, но гонец стремящийся — Наш путь».

Истинный художник неизменно является и воспитателем народа. В каждой работе он дарит людям лучшее в себе — красоту, выкованную в горниле сердца. С первой картины, сюжет и композиция которой выражают некую идею, Рерих становится сеятелем зерен добра в сознание народа, желая поделиться с ним своей сокровищницей духовного опыта. Но приходит время, когда миссия художника расцветает в его сознании подобно жар-цвету, когда он стремится охватить вершины эволюции человечества и вызревшую в нем истину возвещает людям высоким, светлым словом культуры, становясь ее вестником.

Характерно, что мотив вестника, гонца, искателя новых знаний не однажды повторяется в тематике картин Рериха. Его дипломная работа «Гонец» (1897) наполнена поэзией старины: в зеленоватом, бледном лунном свете по тихой реке, на берегах которой видны в сумерках жилища людей, в лодке плывет седой вестник. По его фигуре и общему тревожному настроению чувствуется, что он спешит с важной вестью. Уже здесь намечается свойственное Рериху глубокое лирическое постижение природы, которое как мощное и широкое «космическое чувство» насыщает его гималайские произведения.

Н.К.Рерих. Вестник (Вестник пришел). 1922Позднее создается знаменитая картина «Вестник»: женщина открывает двери храма и, изумленная, с замиранием сердца видит вестника в восточном одеянии. В фиолетовом пространстве сияют горные дали. Утренняя заря коснулась снежных вершин. Эту картину Рерих посвятил памяти Елены Петровны Блаватской, основательницы теософского движения, и принес в дар Адьяру для основания ее музея.

Мотив вестника встречается и в других картинах Рериха: «Ойрот — вестник Белого Бурхана», «И Мы открываем врата», «Святые гости» и пр.

Рерих известен не только как выдающийся мастер живописи, но и как провозвестник и водитель культуры, неустанно и мужественно сражавшийся за возрождение и внедрение понятия культуры в сознание народов, за охрану культурных ценностей.

Наша эпоха нередко нивелирует, даже пятнает изначальное, сокровенное понятие культуры. Западное сознание зачастую смешивает культуру с цивилизацией. В то время как культура основывается на кристаллизации духовных ценностей человечества, цивилизация охватывает жизнь р ее общественных и материально-технических формах. В развитии культуры Рерих различает следующие ступени: невежество, цивилизация, образованность, затем интеллигентность, духовная утонченность и лишь после этого человек обретает способность к синтезу и высокую культуру. Ведь можно быть образованным, но все же некультурным. Для того, чтобы стать культурным, нужно обладать расширенным и этически утонченным сознанием, знать смысл жизни и свое назначение, искренне служить эволюции своего народа и человечества. Итак, культура для Рериха — самое высокое, самое чистое и широкое звучание всей гаммы человеческой сущности.

Н.К.Рерих. Ойрот, вестник Белого Бурхана. 1925-1926.Для Рериха изначальный, чистый смысл культуры — служение Свету.

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце».

«Работник Культуры всегда молод, ибо не дряхлеет сердце его. Он подвижен, ибо в движении сила. Он зорок на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту. Знает он, что есть сотрудничество. Нитями сердечными объединены работники Культуры. Горы и океаны не препятствия для этих сердец возжженных. И не мечтатели они, но строители и пахари улыбающиеся».

Николай Рерих призывает созидать только во имя этой тонко и сокровенно понятой Культуры, насыщать, одухотворять свою жизнь ее творящим и вдохновляющим Светом.

«В новых открытиях современности много дано человечеству. Люди полетели, растворяя условные границы. Но с какою же вестью? Люди послали свой голос через безбрежные пространства, но каков этот зов? <...> Мы имеем право облегченно создавать лишь во имя великой будущей Культуры. И нет такого черствого человеческого сердца, которое бы не смягчилось перед понятием Культуры».

Рерих хотел бы жить в стране великой культуры, где уважают и творят мир, где почитается истинная красота и подлинная наука.

«В какой стране предпочтете жить? — Конечно, в стране Культуры.

Ваши лучшие помыслы чему вы принесете? — Культуре.

Чему вы посвятите ваши просвещенные труды? — Конечно, Культуре.

Чем вы обновите ваше сознание? — Победным светом Культуры».

В понимании Рериха, истинная культура является великой объединяющей силой, которая строит мост через океаны, соединяющий человеческие сердца. Поэтому Рерих неустанно призывает к единению и дружелюбию во имя культуры, и прежде всего — самих деятелей культуры. Ведь именно в сердечном, дружном единении могут расти строения, достойные Будущего. В своих письмах друзьям он вновь и вновь призывает укреплять единение, как краеугольный камень прогресса и созидания: «Требуется необычайное единение всех культурных сил. Будьте и Вы все крепки и объединены».

«Единение до крайности необходимо, и, чтобы сохранять его, нужно напрячь всю находчивость».

Естественно, из всех областей культуры для Рериха самым близким является искусство. В неустанном творчестве и трудах, можно сказать, всей своей жизнью и сущностью Рерих истинно выявлял себя как пророк Красоты, утвердитель великой эволюционной миссии искусства.

Рерих желал, чтобы искусство вошло в широчайшие народные массы, чтобы огонь творчества наполнял сознание народа самыми возвышенными звуками, красками, образами. Ведь первейшая задача искусства — пробудить и возвысить сознание народа и человечества.

«Искусство — для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата "священного источника". Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем».

Рерих убежден, что истинное искусство ведет к возвышению уровня всей жизни, к возрождению и подвигу. В статье о Льве Толстом и Рабиндранате Тагоре он выражает признательность великим творцам красоты, которые насыщали человеческие создания светом: «Какая же глубокая признательность человечества должна быть принесена тем гигантам мысли, которые, не жалея своего сердца, поистине самоотверженно приносят напоминание и приказы о вечных основах жизни! Без этих законов о прекрасном жизнь превратится в такое озверение и безобразие, что удушено будет каждое живое дыхание».

Н.К.Рерих. Варяжский путь. 1907Истинно, не только в искусстве Рерих выразил великую реальность и философию жизни. И в своих культурных принципах он — деятельный строитель, который каждое новое познание стремится тотчас осуществить в жизни. Примечательно, что в 1923 году он сказал по поводу одного знакомого: «Он всегда настаивает на том, что он мечтатель, а должен он сделаться строителем и воином. Не мечта, но сознание и действие. Растите его в этом отношении».

В другой статье он говорит о самом себе и своих единомышленниках: «Не потрясатели ли мы? — В постоянных трудах мы не имеем времени для потрясений. Мы строим. В положительном утверждении и познавании мы стремимся улучшить и украсить жизнь земную».
«Каждое строение есть умножение блага.
Когда постройка идет — все идет».
«В существе своем строитель уже не может быть эгоистом, ибо ведь не для себя же он строит!»
«Везде, где есть хотя бы зачаток строительства, там уже будут оживляться пустыни. Помимо всех материальных пустынь, самыми грозными остаются пустыни духа. Но каждый строитель уже будет оживителем этих самых грозных пустынь. Да живет строение прекрасное».Н.К.Рерих. Волокут волоком. 1915Идею строительства Рерих вкладывает в одну из первых своих картин «Город строят» (1902), решенной в золотистой, звучной цветовой гамме. Соборно, всем миром, с энтузиазмом трудятся древние славяне, возводят высокий, до неба, деревянный город с многими башнями. Та же идея в картинах «Строят ладьи», «Варяжский путь» — волокут волоком ладьи из одной реки в другую, прокладывая путь «из варяг в греки».

Знаменательно, что и любимого русским народом подвижника Сергия Радонежского Рерих изображает не как ушедшего от жизни отшельника, но как строителя, который в лесной чаще обтесывает бревна — закладывает основы своей будущей общины.

И на общественном поприще Рерих стремится воплотить задуманные идеи в величественные, грандиозные солнцеподобные строения. Если до революции он был видным общественным деятелем: директором художественной школы, педагогом, воспитателем, председателем обществ и комиссий, писателем и ученым, находящимся на гребне всех актуальных проблем искусства и культуры, то в последующие годы его деятельность только расширилась.

Рерих и за границей становится широко известным как выдающийся организатор, ведущий чрезвычайно многоплановую, активную деятельность. Об этом прежде всего свидетельствуют культурные учреждения, общества, музеи, носящие его имя во многих странах мира.

В 1923-1928 гг. Рерих руководил научной экспедицией, которая прошла по Индии, Гималаям, Тибету, Китаю, Алтаю, Монголии и через Тибет вернулась в Сикким. Нередко экспедиции приходилось противостоять в пути не только суровым силам природы, но и гораздо более жестоким, деспотическим и невежественным местным властям, державшим экспедицию несколько месяцев под арестом, зимой, в занесенных снегом неотапливаемых палатках. Тогда погибло несколько членов экспедиции и умерли от голода почти все караванные животные. Но среди всех испытаний Рерих не теряет стойкости. Среди этих тягот он жил в величайшем напряжении духа, мыслил о великой Красоте и посылал приветствия деятелям культуры, делал путевые заметки, лаконичные, точные, полные зорких наблюдений и разносторонних сведений, писал прекрасные картины, одну за другой. Итогом экспедиции стали не только археологические и научно-исследовательские труды, но и сотни картин, в которых палитра Рериха воссияла в высшем благозвучии колорита и идей. В поэзии пустыни, в тибетских постройках, в снежной обители Гималаев, в сердечном соприкасании с путниками, в народных традициях и легендах — всюду его зоркий глаз находил искры и звучания прекрасного и вплетал их в радугу своего искусства. Отметим и вторую экспедицию Рериха 1934-1935 гг. в Маньчжурию и Монголию.

Центрально-Азиатская экспедиция. АлтайКроме художественного вдохновения, Рерих во время экспедиции раскрывает качества, таящиеся в его характере с юности, — он проявляет себя бесстрашным ученым - исследователем, способным не только организовать работу научной экспедиции, но и создать ряд сильных и самобытных книг, описаний своего путешествия — «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии», «Врата в Будущее», «Нерушимое» и пр. Художник и ученый соединились в нем органически, подобно тому как в природе соединяются правда и красота.

В результате своей первой экспедиции, в 1928 году, в Гималаях, в горном поселке Наггар штата Пенджаб, Рерих основал международный научно-исследовательский институт «Урусвати». Здесь он вместе с семьей жил до конца своих дней, до 1947 года, временами путешествуя.

Индия становится для Рериха второй родиной. Глубоко познав нравы, душу и культуру народов Востока, Рерих постепенно делается своим среди них. Индусы считают его членом своей семьи. Его друзьями были Рабиндранат Тагор, Джавахарлал Неру, Джагадис Боше и другие выдающиеся умы. В очерке «Пандитджи» он упоминает, что в 1942 году, в самые тяжкие дни мировой войны, неделю у него гостил Неру со своей дочерью Индирой. Дом Рериха в Наггаре становится культурным центром, где собираются видные ученые и деятели культуры. Ведь здесь живет и его супруга, Елена Ивановна, прекраснейшая женщина великого, возвышенного, утонченнейшего духа, автор многочисленных научно-философских трудов, его сыновья — Юрий, всесторонне образованный ученый, один из лучших знатоков древней культуры и восточных языков, и Святослав — видный художник, портретист, знаток и исследователь древнего искусства и местной фармакопеи, опытный ботаник и орнитолог.

Исследовательский институт «Урусвати» развивает самое широкое сотрудничество с научными и культурными учреждениями Индии и других стран, с университетом Тагора в Шантиникетоне, с которым обменивается опытом в исследованиях древних восточных культур и философских учений. Не только Индия относится к Рериху с глубоким уважением, но и другие народы Азии, которые он сумел покорить своим великим гуманизмом, сердечностью, пониманием, обращением по их сознанию. Посол Цейлона в Советском Союзе Малаласекера в своей речи в день открытия выставки картин Николая Рериха в Москве, в 1958 году, сказал: «Всюду, куда бы он ни ходил по Азии: в Индии, Тибете, Ладаке, Сиккиме и Бутане, в Центральной Азии и Монголии, везде его встречали со знаками особого почитания, доверия и любви, редко оказываемыми чужестранцам в этих краях».

 

БОРЕЦ ЗА МИР

 

Н.К.Рерих. Рисунок к пьесе М. Метерлинка Провозвестник культуры, деятельно вносивший ее принципы в жизнь, Николай Рерих известен и как пламенный борец за мир. Всю жизнь он таил в сердце мечту об установлении прочного мира между людьми. Но он был убежден, что победа мира должна идти рука об руку с возрождением культуры.

Еще в дореволюционные годы Рерих неоднократно пишет о необходимости защиты культурных ценностей и памятников старины. В 1903 году он делает доклад по этому вопросу в Обществе архитекторов в Петербурге, а в 1914 году обращается к царскому правительству с конкретным проектом, но военные действия того времени помешали проведению его в жизнь.

Мечта Рериха начинает осуществляться лишь в тридцатые годы. После возвращения из экспедиции, в 1929 году он публикует в печати проект Пакта Рериха. В 1929-1930 гг. в Нью-Йорке и Париже были основаны комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира по защите культурных памятников человечества. Идея Пакта Рериха созвучна предложенной швейцарцем Анри Дюнаном идее международного Красного Креста — символа великого человеколюбия, который призван охранять раненых и больных во всем мире.

В 1931-1933 гг. были созваны три международные конференции Пакта. В работе последней конференции, в Вашингтоне, приняли участие представители 36 стран. В 1935 году Пакт Рериха был принят США и государствами Южной Америки. Пактом заинтересовались главы и некоторых стран Европы и Азии. В 1948 году к Пакту присоединилась Индия.

В 1954 году Межправительственная конференция, созванная по инициативе ЮНЕСКО, приняла Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Наряду с другими странами, конвенцию ратифицировал и Советский Союз.

Н.К.Рерих. Ункрада (Эскиз). 1909Будучи свидетелем двух мировых войн, Николай Рерих, как художник и ученый, глубоко переживал не только трагизм гибели миллионов людей, но и разрушение древних городов и других культурных ценностей, сознавая, что вечные знаки духа, воплощенные в творениях человеческого гения, так же как погибшего человека, воскресить невозможно. Ведь у самого Рериха не только во время войн, но и в мирное время были уничтожены многие произведения, среди них эскизы декораций для балета Стравинского «Весна священная» и пьесы Метерлинка «Сестра Беатриса», «Ункрада», «Керженец», «Казань» и пр. Таким образом, до самого последнего времени неизвестно, что осталось от его громадного творческого наследия, насчитывающего около 7000 произведений, рассеянных по всем частям света, музеям и частным коллекциям. Вторая мировая война беспощадно смела с лица земли еще больше ничем не заменимых культурных ценностей, даже целые прекрасные старинные города. Потому и неудивительно, что именно у Рериха болит сердце о спасении сокровищ культуры от варварских посягательств, которые все еще повторяются.

Для обозначения культурных объектов, нейтральных и подлежащих охране как в мирное, так и в военное время, по эскизу Рериха было создано Знамя Мира: на белом фоне малиново-красная окружность с тремя кругами такого же цвета посредине. Знак Знамени Мира символизирует единство науки, искусства и религии в круге культуры. Согласно Пакту Рериха, Знамя должно быть поднято над всеми выдающимися учреждениями культуры, искусства и знания, над всеми памятниками. Культурные ценности человечества должны считаться нейтральными и в военное время подлежать особому покровительству со стороны государств, подписавших Пакт Рериха.

Знамя Мира предназначено не только для охраны памятников, оно имеет целью и повседневную пропаганду культуры. Развеваясь над культурными сокровищами каждой страны, Знамя должно стать как бы символом совести человечества, своеобразным международным дозором, вечно бодрствующим над творческими достижениями человеческого гения. Таким образом, Знамя призвано постоянно напоминать о неприкосновенности сокровищ культуры и духа, о том, что подходить к ним нужно с должным уважением и бережностью как в общественной, так и в частной жизни. Так Знамя Мира может иметь и большое воспитательное значение, особенно для молодого сознания.

Н.К.Рерих. Мадонна Орифламма. 1932Помимо всего, задачей Знамени Мира является содействие утверждению идеи мира, братства и взаимопонимания людей и народов, единства и сотрудничества всех культурных и творческих сил.

Девиз Рериха, которым он руководствовался в своем творчестве, — «Мир через Культуру». Он был глубоко убежден, что именно тесное и сердечное взаимопонимание и содружество людей на поприще культуры, искусства и науки может упрочить настоящий, длительный мир, ибо незыблемый мир должен расцвести из глубин человеческого сердца, из энтузиазма, радости, восторга перед всем возвышенным и прекрасным.

Именно на высокую, творческую красоту истинного искусства Рерих возлагает величайшую надежду, что она принесет мир и единение человеческим сердцам. В своих статьях Рерих нередко подчеркивает объединяющую силу искусства. Его девиз: «Искусство объединит человечество». Подобно Шиллеру, Рерих утверждает, что только искусство способно восстановить единение между людьми и даже объединить все человечество.

Само слово «Мир» (которое он нередко, так же как и слово «Культура», пишет с заглавной буквы) для него настолько возвышенно и сокровенно, что он призывает людей повторять его как утверждающую формулу, молитву сердца.

«По газетам видно, — пишет он в письме одному сотруднику, — что это слово должно быть повторяемо вроде мантрама — уж очень велико напряжение».

«О мире, о неубийстве приходится говорить. Что же это такое? Неужели все тысячелетия не научили людей тому, что заповедано всеми скрижалями? Но что же видим? Чем дальше, тем неотступнее нужно твердить о сущности мира. Где же тут эволюция, если грозная пушка уже наведена и смертный яд сеется безумно».

У Николая Рериха имеется ряд картин, в которых он символически утверждает идею высокого назначения мира. Известны его «Мадонна Орифламма», где Мадонна изображена с развернутым Знаменем Мира в руках, и «Sancta Protectrix» («Святая Покровительница»), своим широким плащом укрывающая бесчисленные храмы и памятники культуры.

 

Книга «Космические струны в творчестве Николая Рериха» написана Рихардом Рудзитисом по указанию Елены Ивановны Рерих.

01.01.2010 03:00АВТОР: Р.Я. Рудзитис | ПРОСМОТРОВ: 3312


ИСТОЧНИК: Рудзитис Р. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »