В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Протест против недостоверной интерпретации деятельности Объединённого Научного Центра проблем космического мышления МЦР


 

 

На пресс-конференции, состоявшейся в ТАСС 12 мая 2017 года, советник министра культуры РФ Кирилл Рыбак позволил себе сделать далёкое от истинного положения дел заявление относительно того, чем занимается такое структурное подразделение Международного Центра Рерихов (МЦР), как Объединённый Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ). В частности, по его мнению, данное научное подразделение занимается изучением космических законов, которые были перечислены конкретно и, подчеркнём, более ничего о работе ОНЦ КМ выступавшим сказано не было. Из такого заявления, заметим, сделанного на пресс-конференции, может сложиться мнение, что данная структура имеет не совсем понятные задачи и осуществляет совершенно не ясную деятельность. Более того, К. Рыбак предложил присутствующим с помощью поисковых систем в Интернете «Гугл» и «Яндекс» найти пояснения терминов «новое космическое мышление» и разъяснения по поводу названных им космических Законов. Обратим внимание: государственный чиновник, судя по всему, не имеющий к науке отношения, пытается понять нечто лишь на основе поисковых систем, к тому же, наверное, в некоем упрощённом толковании, что обычно и делают, абсолютно не находясь в теме. Между тем, как известно, в изучении любых научных проблем необходимо, прежде всего, опираться на серьезную исследовательскую литературу.

 

По всем признакам, продемонстрированным выступавшим, можно видеть, что человек совершенно не ориентируется в том, о чём говорит. К. Рыбак, видимо, не в курсе, что существует такой огромный пласт русской научно-философской мысли, как космизм, или космическое мышление. К слову, с начала 2000-х гг. эти термины в научном пространстве стали обосновано и закономерно отождествляться. Космизм с конца прошедшего столетия и в продолжение начавшегося XXI века получил новый импульс развития, в чём особую роль сыграло научно-философское и художественное наследие семьи Рерихов, а также работы ряда современных учёных-космистов. С точки зрения чисто понятийного аспекта отметим, что космизм, даже если заведомо пойти упрощённым путём и ограничиться только определительными из научных справочных изданий, является особым мироощущением, мировоззрением, тесно связанным с наукой; он предполагает формирование новой научной картины мира. Иными словами, это – новое мировоззрение. А мировоззрение и мироощущение неотъемлемы от мышления, в связи с чем, вполне логичен и правилен термин «новое космическое мышление». Всё это вещи очевидные, поэтому, непонятно, почему они вызывают недоумение у советника министра культуры, который, наверное, должен быть в курсе современных процессов в научно-философской сфере, выступающей составной частью культуры.

 

Здесь надо отметить, что значительно расширить рамки понимания космизма, или космического мышления, можно, обратившись к трудам крупнейшего учёного и философа-космиста современности Л. В. Шапошниковой, которая, опираясь на наследие В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского и других выдающихся мыслителей-космистов, выявила главные культурно-исторические особенности космического мышления, определившиеся в начале ХХ века.

 

Что же касается космических законов, о которых иронично высказался К. Рыбак, то помимо немалого объёма соответствующей научной литературы по их осмыслению, связанной с исследованием философии Живой Этики, можно привести свидетельство выдающегося физика и космиста современности, профессора Л. В. Лескова, который в одном из своих трудов отмечает, что человек «может добиваться своих целей, только опираясь на знание законов Космоса и в полном согласии с ними. В этом суть Космической Этики» (Лесков Л. В. Неизвестная Вселенная. М.: ЛКИ, 2008, с. 215). С этим нельзя не согласиться, ибо постижение законов Космоса особенно при взгляде на Мироздание как иерархическую одухотворённую систему (одно из важных положений космизма), лежит в основе конструктивного целеполагания в любом виде строительной деятельности человека-микрокосма. В данном контексте заметим, что представители русского космизма несли новые идеи о человеке и его многомерных связях с Мирозданием, обогащали науку доказательствами неотъемлемости земных процессов от космических ритмов, ставили вопрос о необходимости обновления научной методологии и т. д. Закономерно, что в данном контексте органично ставилась проблема постижения космических законов, как кардинальной реальности Мироздания.

 

Однако К. Рыбак, разумеется, не осведомлён, что проблема осмысления такого явления, как космические законы, входит в сферу космического мышления и представляет одну из его основ. Кроме того, сведение деятельности ОНЦ КМ к изучению только космических законов даёт совершенно недостоверную картину того, чем занимается этот Научный Центр, и какие задачи он решает.

 

В таком случае, возникает логичный вопрос: зачем говорить о том, чего не знаешь? Это же касается и упомянутой К. Рыбаком темы Объединённого Научного Центра проблем космического мышления. Кратко поясним: данное научное подразделение МЦР объединяет в себе различные научные направления, так как космизм, или космическое мышление, затронуло довольно много областей творчества и познания, включая не только ряд научных направлений, а также философию, но и все основные виды искусства. Сам ОНЦ КМ возник именно на волне большого интереса учёного сообщества к развитию космизма в новых условиях нашей современности. Чтобы было понятно о чём идёт речь, а также впредь более не вызывало у некоторых лиц непонимание само явление нового космического мышления, дадим историческую справку об одном событии, которое явилось важной вехой в истории науки и культуры в целом.

 

В 2003 году в Москве состоялась масштабная Международная научная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». Эта конференция работала в общей сложности более полугода, она собрала учёных из целого ряда стран европейского и азиатского регионов и явилась большим событием в мировой науке, которое, судя по результатам, будет иметь (и уже имеет) далеко идущие следствия. Организаторами конференции выступили: Международный Центр Рерихов, Российская академия космонавтики имени К. Э. Циолковского, Российская академия естественных наук, Российская академия образования, Федерация космонавтики России, Институт истории естествознания и техники РАН, Российское авиационно-космическое агентство и др. Ввиду того, что задачи конференции отличались большой многоплановостью и глубиной, её работа была разделена на восемь секций: «Историко-научные основы формирования космического мировоззрения», «Космизм в философии XX–XXI веков», «Идеи космизма в педагогике и образовании», «Космонавтика XXI века: безопасность и устойчивое развитие. Космос, человек, общество», «Наука и новая система познания», «Космическое мироощущение и религиозный опыт», «Космическое мироощущение в искусстве», «Космическое мировоззрение: прошлое, настоящее, будущее» (молодёжная секция). Заседания этих секций проходили с апреля по октябрь 2003 года, а заключительное пленарное заседание состоялось 9–11 октября в Международном Центре Рерихов. Всего в работе секций и пленарном заседании приняли участие более 900 человек, в числе которых 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 39 кандидатов наук. Прозвучало 125 докладов. Тема становления нового космического мышления и соответствующей научной парадигмы собрала учёных из стран СНГ, Балтии, Болгарии, Великобритании, Германии, Индии, США, Италии, Ливана, Финляндии.

 

В констатирующей части Резолюции конференции, принятой на пленарном заседании практически единогласно, есть такие слова: «Проведение конференции вызвано настоятельным велением времени. В ХХ веке начал формироваться качественно новый, синтетический, четвёртый вид мышления – космический. <…> Благодаря философии Серебряного века и трудам мыслителей-космистов стала формироваться новая теория познания, которая наряду с научными рациональными способами познания включает интуитивные и духовные способы постижения человека, природы и космоса. Новое мировоззрение приблизилось к реальности космоса более, чем все картины мироздания, созданные в прошлом. <…> С распространением и осмыслением идей космистов началась переоценка духовного наследия прошлых веков, а в пространстве научного миропонимания стало зарождаться и развиваться новое космическое мышление. Ключевое место в этом процессе занимает Живая Этика… <…> В ней содержатся основы новой теории познания и его методология». Здесь же приведём фрагмент из постановляющей части Резолюции данной конференции: «Общими усилиями организаций – участников конференции содействовать введению в научный оборот Живой Этики как философии космической реальности, содержащей в себе основы новой системы познания космического мышления». (Резолюция Международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», 9–11 октября 2003 г. // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: материалы Междунар. науч. конф., апр. – окт. 2003 г., Москва.  В 3-х т. Т. 1. – М., 2004. С. 338–339).

 

После конференции и согласно её решению в 2004 году на базе Международного Центра Рерихов был создан Объединённый Научный Центр проблем космического мышления. ОНЦ КМ решает вполне реальные и конкретные задачи, а именно: научно разрабатывает положения философской системы Живой Этики и идеи космического мышления; осуществляет философско-методологическое обеспечение деятельности подразделений МЦР, учёных других организаций и научных структур, направленной на разработку проблематики наследия Рерихов и нового космического мышления; готовит и проводит научные конференции, семинары и т. п.; организует лекции по многим вопросам мировой культуры, истории научно-философской мысли и т. д.; подготавливает к печати сборники материалов конференций, сборники научных трудов и т. д.; устанавливает сотрудничество с научными и культурными организациями; участвует в работе съездов, конференций, симпозиумов, в том числе международных, связанных с проблемами космического мышления. ОНЦ КМ имеет ряд основных направлений исследовательской и научно-организационной деятельности, а также несколько направлений культурно-просветительской работы.

 

Мы, сотрудники Объединенного Научного Центра проблем космического мышления, занимающиеся изучением космизма, или космического мышления, почти двадцать лет, высказываем свой протест против вышеобозначенных легковесных заявлений К. Рыбака, основанных на незнании вопроса. Хотим подчеркнуть, что, несмотря на подобные высказывания каких бы то ни было лиц, космическое мышление и созданный для его изучения ОНЦ КМ МЦР будут и далее развиваться, в том числе, обосновывая реальность космических законов, согласно которым живёт и совершенствуется единая система Космос – планета – человек.

 

 

Кандидат философских наук, культуролог,
старший научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР
В. Г. Соколов

Кандидат культурологии,
научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР
Б. Ю. Соколова

 

21.05.2017 22:51АВТОР: В.Г. Соколов, Б.Ю. Соколова | ПРОСМОТРОВ: 1645


ИСТОЧНИК: Международный Центр Рерихов



КОММЕНТАРИИ (1)
  • Татьяна Апанасенко22-05-2017 05:06:01

    Если бы человеческий мир жил не по космическим незыблемым законам бытия (законам божьим в христианстве), а по своим, созданным человеческой культурой потребительства, то Мир, в котором мы живем, уже давно бы превратился в черную дыру во времени и пространстве.

    Бесполезно доказывать что-либо человеку, в область профессиональных интересов которого входит право собственности на культурные ценности. Ему ли, в мозгу которого материальные ценности превалируют над моральными и духовными, разбираться в понятиях космизма и космических законах?
    В сложившейся ситуации этот доктор культурологии пытается играть роль пирожника, взявшегося точать сапоги. Оттого и беда. Хорошо, если бы только для него самого. Но он вместе со своими подельниками взялся решать судьбу целого поколения молодежи, за которой стоит будущее России.

    Если эти представители властных структур, разрушающие наглядные признаки цивилизации в области нравственных, духовных и культурных ценностей, не хотят признавать космические законы, то почему игнорируют всем известные христианские заповеди? Или для них они тоже не существуют?

    Хочу предложить К.Рыбаку с помощью поисковых систем в Интернете «Гугл» и «Яндекс» найти пояснения: заповеди божьи, Божий Промысел, адекватность и неадекватность, разумность и неразумность в поведении, психика и ее неустойчивость, ложь, клевета, ответственность, судебные издержки.
    На последнее особенно пусть обратит внимание, ведь ценность имеют только честно заработанные деньги, остальные, десятикратно увеличенные в размере, уходят разными путями, в том числе и в виде судебных издержек.
    Знал бы Рыбак этот космический закон равновесия энергий в природе, подумал, стоило бы прилагать столько усилий для ликвидации Центра, основанного по указу Тех, кто контролирует эволюцию жизни на планете и ее духовное содержание. Или они по-прежнему считают себя царями природы - эти карлики-Черноморы в области духа? Но на каждого Черномора найдётся свой Руслан, который всегда готов оставить своего оскорбителя без волшебной бороды под названием «чиновничий беспредел».

    За грехи рано или поздно отвечать все равно придется. И не только перед обществом, но и перед судьбой своей и своих ближайших родственников, с которыми тесно связан каждый из тех, кто осуществлял и кто приказал осуществить рейдерский захват общественного имущества.

    Е.И.Рерих писала: «Именно нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. Связь миров станет очевидной, и Высшая Мудрость утвердится Силою Ведущей и связующей все бытие. Мир Будущий, Мир Высший грядет в доспехе ЛУЧЕЙ ЛАБОРАТОРНЫХ. ЛАБОРАТОРИИ УКАЖУТ на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в качестве ее, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание Высших законов, и отсюда познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы. Преображенная природа, преображенный дух народа подскажут и новые лучшие формы устроения жизни».

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Вести из рериховских обществ »