М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Провозвестие. Серия «Майтрейя». И.Н.Кузнецова


Настал час перед приходом Того,
Чьи шаги уже слышны.
Н.К. Рерих
[1]

 

В июне 1926 года, завершив первый этап Центрально-Азиатской экспедиции, семья Рерих прибыла в Москву, облеченная Высоким Поручением Махатм - установить духовный контакт Гималайского Братства с молодой Страной Советов. Н.К. Рерих привез на родину знаменательные Дары: ларец со священной гималайской землей на могилу В.И. Ленина, Послание Учителей Востока народу России, рукопись книги «Община», а также серию своих картин «Майтрейя» (1925-1926), написанную во время путешествия.

Однако перспективы сотрудничества оказались в то время непонятыми, а следовательно - неоцененными. Не востребованы были и Дары, оставшиеся в архивах и кабинетах «до сужденного срока».

Между тем предметы эти (как и Поручение) связаны были с сакральным понятием Центральной Азии - легендарной Шамбалой, сыгравшей значительную роль в жизни и творчестве Н.К. Рериха и его семьи.

Впервые о Шамбале Рерих услышал от бурятского ламы во время возведения буддийского храма в Петербурге (1909-1915). «Мне еще предстояло узнать о великом значении этого слова»[2], - вспоминал позднее художник. К этому времени он уже вел интенсивные духовные поиски, серьезно интересовался Востоком: изучал сочинения Е.П. Блаватской, Р. Тагора, С. Вивекананды, вел переписку с индологом В. В. Голубевым, был знаком с крупнейшими учеными-востоковедами - В.В. Радловым, С.Ф. Ольденбургом, Ф.И. Щербатским... Тема Азии находила своеобразное отражение в его картинах, очерках, стихах-«письменах».

Ранее, в середине 1900-х, Николаю Константиновичу и Елене Ивановне было открыто имя Учителя, позднее - определена их Миссия. С этих пор вся жизнь Рерихов проходила в ожидании Зова. Но «листы упадают ко времени». Наполнение «чаши накоплений» завершилось в карельский период жизни и творчества Н. Рериха (1916-1918). Это время было отмечено для него интуитивными прозрениями, постижением и освоением тонкого мира. По косвенным намекам, письмам, дневникам, стихам, картинам художника можно проследить степень готовности к сознательному Служению, началом которого стала просветительская деятельность Н. Рериха в Лондоне, затем - в Америке (1920-1923). Здесь же произошли краткие, но яркие контакты с Посланниками Братства. Решающая встреча с ними состоялась в декабре 1923 года уже в Индии, столице княжества Сикким, Дарджилинге, где были раскрыты Планы Махатм, внесшие существенные коррективы в задачи и маршрут предстоящей экспедиции. Незадолго до этого в Париже получен и Священный Камень, с помощью которого Рерихам предстояло заложить очаги будущего культурного строительства мира. Таким образом, к началу путешествия Н. Рерих подошел с четким осознанием Поручения и под Водительством Владык.

Универсальностью и глубиной знаний, силой таланта мастер должен был послужить делу Общего Блага - донести Весть Востока, «открыв» человечеству таинственную Срединную Азию во всём своеобразии ее культуры и природы, а главное - передать Учение Новой Эры, даваемое людям из Шамбалы.

Испокон веков народы мира мечтали о сокровенной стране благоденствия и справедливости, называя ее Царством пресвитера Иоанна, Шамбалой, Калапой, Беловодьем, Белым островом...

Для Рерихов Шамбала - Великая Реальность, «священное место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания. На Востоке знают, - писал художник, - что существуют две Шамбалы: одна земная и другая невидимая. Много предположений высказано о местонахождении земной Шамбалы... Во всех книгах о Шамбале, в устных преданиях, рассказывающих об одном и том же месте, ее расположение описывается в высоко символических выражениях, почти недоступных для непосвященных»[3].

Место земной Шамбалы — Гималаи. В этой Горной Обители, Твердыне Света находится Братство Мудрых, Высоких Учителей, овладевших знанием космических законов и направляющих эволюцию человечества. Бессменно в течение многих тысячелетий трудятся они на разных планах, посылая Вестников в дольний мир. «Я не собираюсь начать убеждать о существовании Махатм, — писал Н. Рерих. — Множество людей их видели, беседовали с ними, получали письма и вещественные предметы от них... Впрочем, вообще не пытайтесь убеждать. Знание входит в открытые двери...» [4].

Реальное проявление Шамбалы народы Центральной Азии связывают с приходом Будды Грядущего — Майтрейи. Владыка Новой Эры, Любви и Сострадания установит мир и справедливость на земле. Майтрейя буддистов —такой же символ грядущего Освободителя и Правителя, как Мессия - евреев, Махди аль Мунтазар - мусульман, Будда Мироку - японцев. «...Весь славный ряд имен, многообразно выражающих то же самое сокровенное и сердечное устремление человечества»[5], — замечал художник. И они не должны быть оскверняемы сомнением, любопытством и суесловием.

Легендарная Шамбала окружена знамениями, символами, знаками. Один из них — чудесный Камень, сконцентрировавший космические энергии и великие силы, святой Грааль, блуждающий Камень (Lapis Exilis) мейстерзингеров, Сокровище мира, Норбу Римпоче, Чинтамани. Хранится он в Братской Общине — Шамбале. Осколки же его путешествуют по миру, сохраняя энергетическую и магнитную связь с основным метеоритом, по преданию попавшим на Землю из созвездия Ориона. Им владели императоры Атлантиды, Древнего Китая, царь Соломон, правитель империи Великих Моголов Акбар Джалал-ад-дин, Александр Македонский, Тамерлан и многие другие. Ларец с этим Камнем изображен на картинах Н.К. Рериха, а также на портретах Николая Константиновича и Елены Ивановны, выполненных их младшим сыном - Святославом Николаевичем Рерихом, что явно указывает на последних Держателей «Дара Ориона».

С преданиями о Шамбале и Майтрейе Н.К. Рерих вплотную соприкоснулся уже в начале путешествия по Сиккиму. Затем слышал их в сокровенных беседах у костров, на горных тропах и перевалах, видел знаки и изображения Священного Облика на скалах, ступах, в монастырях... Постепенно в воображении художника сформировались сюжеты и названия будущих картин.

8 октября 1925 года на пути в Хотан Рерих записал в экспедиционном дневнике: «Задумана серия картин «Майтрейя»[6]. Спустя месяц, в ноябре, он продолжал: «Серия «Майтрейя» сложилась из семи частей: 1) Шамбала идёт. 2) Конь счастья. 3) Твердыни стен. 4) Знамя грядущего. 5) Мощь пещер. 6) Шёпоты пустыни. 7) Майтрейя Победитель»[7].

Так появилась одна из лучших живописных сюит художника 1920-х. Она была написана в 1925-1926 годы во время непредвиденной четырехмесячной остановки в Западном Китае, в Хотане, вызванной противодействием местных китайских властей.

Непосредственным поводом для ее создания стала старинная танка (буддийская икона) «Красный всадник» — подарок, полученный Рерихом в Ладакхе. Потому иногда художник так называл и всю серию. «На Н.К.Рерих. Шамбала идет. 1925красном коне, с красным знаменем неудержно несется защищенный доспехами красный всадник и трубит в священную раковину. От него несутся брызги алого пламени, и впереди летят красные птицы. За ним горы Белухи; снега, и Белая Тара шлет благословение. Над ним ликует собрание великих лам. Под ним - охранители и стада домашних животных как символы места»[8] - так описывал Рерих изображение на подаренной танке. Сюжет этот, полностью сохраняя стилистические особенности буддийской иконографии, художник положил в основу первой картины серии - «Шамбала идёт» (местонахождение полотна неизвестно).

Сознательное обращение художника к изобразительным приемам тибетской живописи было обусловлено, вероятно, рядом причин: во-первых, раскрывало непосредственный источник замысла и основную адресность, направленность произведения; во-вторых, в танке всегда выражалось представление народа о Высшем, несказуемом, жданном, в данном случае — о неизбежном торжестве всеобщего блага и справедливости, связанном с победоносным приходом Майтрейи Освободителя, что составляло главный смысловой стержень будущего живописного цикла.

Эта идея получила развитие в последующих полотнах серии, символических по духу и реалистических по манере исполнения. Так, изысканная по колориту картина «Конь счастья», открывающая серию, Н.К.рерих. Конь счастья. 1925изображает скорее всего окраину Леха — столицы горного королевства ладакхх. «Лех - место замечательное, - писал Николай Константинович. - Здесь предание соединило пути Будды и Христа. Будда шел через Лех на север. Исса беседовал здесь с народом по пути из Тибета. Тайно и тщательно хранимые предания»[9]. Не исключено, что именно в Лехе окончательно определился замысел серии «Майтрейя». Раздумья о духовном пути и жизненном подвиге Христа и Будды переплелись в сознании художника с восточными сказаниями о неизбежном приходе Владыки Грядущего —Майтрейи. В знаменитом Королевском дворце, где жили Рерихи, Майтрейе был отведен отдельный храм. Его украшало гигантское изображение Владыки, а также росписи камня Чинтамани. Самый древний храм в Лехе был также посвящен грядущему Будде. В монастыре Хеми, расположенном в окрестностях Леха, хранился старинный тибетский перевод с манускрипта об Иссе. Сам же монастырь основал большой лама, оставивший книгу о Шамбале... Наконец, в последний день пребывания Рерихов в ладакххе им принесли замечательную танку «Красный всадник», явившуюся завершающим звеном в цепи сложного творческого замысла, словно подтверждая убеждение мастера в том, что «решительные сообщения приходят в последний час».

Плотным корпусным мазком «лепит» художник древние ступы-субурганы. Они переданы столь объемно, фактурно и убедительно, что кажется, стоит приложить ладонь - и ощутишь нафетую солнцем шершавую поверхность камня. Раскаленные зыбучие пески затрудняют движение женщин с тяжелыми корзинами за спиной. Вдали, у подножия розовато-сиреневых гор под бледно-голубым, выцветшим от зноя небом раскинулся южный город, погруженный в дремотную тишину...

И всё же главный герой картины - запечатленный на ступе Красный конь счастья с огненной ношей на спине - волшебным камнем Чинтамани (одним из символов Майтрейи). «Сердце помнит, - пишет художник, - как от великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий и на седле его, вместо всадника, будет сиять сокровище мира: Норбу Римпоче - Чинтамани - Чудесный камень, мира спаситель»[10].

Так в канву конкретного пейзажного мотива органично вплетается мифологический сюжет. Рельеф с изображением сказочного Коня счастья и реальные женские фигуры даны на одном пространственном плане, более того, Красный конь доминирует, являясь цветовым, композиционным, а следовательно, и смысловым центром полотна.

Этот же прием «равноправия» реального и трансцендентного соблюден в следующей картине серии - «Твердыни стен (Монастырь Бон-пo)», на которой фигура странствующего ламы-желтошапочника Н.К.Рерих. Твердыни стен. 1925сомасштабна пропорциям высеченного в скале рельефного изображения Майтрейи. Обе они включены в единую временную, географическую и пространственную среду.

Необычайной внутренней силы исполнена отраженная на полотне горная природа. Мощные «развороты» каменных глыб, жесткие вертикали отвесных скал, усиленные торжественными рядами ступ, подготавливают путника к восприятию удивительных сооружений, «взлетевших, как орлы на безводные вершины». Рерих запечатлел один из многочисленных горных монастырей Сиккима и Ладакха. Вероятно, это Ламаюра, считающийся твердыней древней добуддийской религии бон-пo. «Конечно, бон-пo Ламаюры не настоящее. Оно уже значительно слилось с буддизмом. В монастыре имеется и изображение Будды, а также изображение Майтрейи, что - как увидим -совершенно несовместимо с основами черной веры. Но сам монастырь и его местоположение совершенно исключительны по своей сказочности» ", —восхищенно замечал в путевом дневнике художник.

Лучи заходящего солнца превращают изображенное в драгоценный бронзовый слиток, в золотисто-коричневой гамме которого трудно определить, где кончается творение природы и начинается сотворчество человека. Строгая чеканность форм восточной архитектуры, органично слитая с естественной суровостью горного ландшафта, подчеркивает величие и незыблемость духовных твердынь Тибета, надежно сокрытых от постороннего взгляда.

От картины к картине «ведет» Н. Рерих зрителя по тропам Срединной Азии, последовательно знакомя с ее древними сказаниями и пророчествами. Если в работе «Конь счастья» художник воспроизводит знаки Н.К.Рерих. Знамя грядущего. 1925Шамбалы, в картине «Твердыни стен» - изображение Будды Майтрейи - Владыки Шамбалы, то в полотне «Знамя грядущего» лишь намеком создает ощущение присутствия Заповедной страны. «Пройдя четыре снеговых перевала уже в пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В долине, окруженной высокими острыми скалами, сошлися и остановились на ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина, перед нею сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. Лама в красных одеждах и в желтой шапке, с палкою в руке что-то указывал зрителям на картине и ритмично сказывал объяснения. Подойдя, мы увидели знакомую нам танку Шамбалы. Лама пел о бесчисленных сокровищах Владыки Шамбалы, о Его чудесном перстне, обладающем великими силами. Далее, указывая на битву Ригден-Джапо, лама говорил, как без милости погибнут все злые существа перед мощью справедливого Владыки...»[12], — записал Н.К. Рерих в путевых заметках.

Увиденное нашло живописное воплощение в картине «Знамя грядущего». На краю пустыни, окруженной горами, возле камня с танкой расположилась группа тибетцев. Люди завороженно внимают ламе, повествующему о Священной Стране и ее Владыке. Звонкое молчание пустыни усиливает сокровенную значимость происходящего.

За внешней канвой сюжета угадывается глубокий эзотерический смысл. Композиция картины напоминает своеобразную чашу, образуемую скалистыми отрогами. Ее венчает белое пространство над вершинами лилово-синих гор, которое можно принять за облачную гряду. А возможно, это намек на сияние Шамбалы, вестником которой является яркая красочная танка...

«Звенят колокола верблюдов. Долгие пустынные переходы. Над пустыней опять несется песня Шамбалы. Вокруг безжизненные скалы и груды камней, и морозное нагорье, но знаки Шамбалы не покидают вас»[13]. Среди таких знаков - древние пещерные храмы, высеченные высоко в горах. Их путешественники встречали у перевала Санджу, в Сиккиме, у Канченджанги. «Пошли заметно в гору против течения горного ручья. Ущелье постепенно сужалось слева, в желтой песчаниковой горе увидали пещеры в несколько этажей... Подходы ко многим пещерам совсем выветрились. Высоко остались отрезанными входы, как орлиные гнезда...»[14], — отмечал Рерих.

Огромный скальный массив, прорезанный лазами-пещерами и вырубленными в толще молельнями, торжественно высится над излучиной реки на фоне фиолетовых гор и розовато-голубоватых жемчужных вершин. В течение многих веков в украшенных росписями и скульптурой храмовых помещениях молятся и медитируют в уединении монахи-желтошапочники, призывая Благословенного и посылая благие мысли в пространство на помощь людям. Их неподвижные фигуры являются неотъемлемой частью этого горного пейзажа.

Причудливые линии скал и отверстий в них подобны древнему иероглифу, заключающему скрытую от непосвященных тайну. Тайна эта – Шамбала, куда в поисках счастья и знаний устремляются по подземным ходам путники. Однако без Зова туда никто не дойдет. Лишь праведные с чистыми помыслами и подготовленной кармой достигают охранного места. Древние пещерные храмы, в которых закаляется Дух, служат словно зримым преддверием невидимой Обители Мудрых.

«Мощь пещер» - одна из самых эмоциональных картин серии. Диагональная композиция, «бегущий» абрис скалистого массива, повторяющий излучину реки, силуэты далеких гор, ручейков тающего снега на Н.К.Рерих. Мощь пещер. 1925вершинах выявляют и подчеркивают динамизм и внутреннюю напряженность происходящего, достигая концентрированного выражения в цветовом импульсе Красного всадника. Художник создает масштабный вневременной образ в двухмерном пространстве, где получают логическое развитие события прошлого, настоящего и будущего. Мир реальный, проявленный в трех стихиях - неба, земли и воды, пронизан мощными эманациями мира надземного и одухотворен предчувствием явления Майтрейи.

Почитание и ожидание Будды Майтрейи, но уже не «в тайных пещерах», а в дружественных разговорах караванщиков на стоянках, являются темой картины «Шёпоты пустыни (Сказ о Новой Эре)». В ней Николай Константинович запечатлел одну из наиболее часто встречаемых во время путешествия сцен, описанную в экспедиционном дневнике: «Высокие острые скалы окружают стан. Гигантские тени отбрасывались на их гладких поверхностях. Вокруг огней сидят закутанные фигуры. Издалека вы можете видеть, как они поднимают руки, и в красных струях огня блестят все десять пальцев. С восторгом что-то говорится. Считается необозримая армия Шамбалы...»[15].

В синеве ночи, у подножия гор, возле «костров мира» собрались караванщики. Среди них ладакхцы, тибетцы, монголы, и у каждого, как пишет Рерих, есть свой рассказ, выношенный в молчании пустыни.

Н.К.Рерих. Шепоты пустыни. 1925Пламя освещает смуглые, обветренные лица, отдельные фигуры, погружая в чернильную тень островерхие палатки, повторяющие силуэты скал, дремлющих рогатых яков. Всё это в сочетании с призрачным лунным светом, заливающим далекие горы, создает удивительную фантастическую картину, напоминающую художнику сюжеты Босха и Брейгеля-старшего.

У костров-«светляков» - говор, смех, шепот. Тихо, неторопливо ведутся беседы. Будничные житейские темы перемежаются в них с рассказами о сокровенном. Говорят о чудесном Камне, бесчисленных воинах Шамбалы, торжестве справедливости над злом... И как знак ожидаемого чуда на черном фоне палатки возникает огненный всадник на красном коне.

 

Всё ожиданьем звенящим полно,
Всё, что застыло, молчит и уснуло.
Чуткое ухо давным уж давно
Слышит раскаты далекого гула.
И тишина, воплотившая страх,
Тонет и глохнет в нахлынувшем звоне.
И проступают сквозь холод и мрак
Красные кони, красные кони
…[16].

 

Напряженное ожидание чуда - прихода эры Майтрейи, нарастающее от картины к картине, получает патетико-символическое «разрешение» в седьмой, заключительной работе серии - «Майтрейя Победитель». В клубах алых облаков на огненном коне мчится под знаменем Шамбалы Благословенный Ригден-Джапо, Владыка легендарной страны, ведя свое воинство на последнюю духовную битву. Пламенеющее небо озаряет вершины далеких гор, скалистый берег с темными провалами пещер, согревая лучами надежды коленопреклоненного путника, застывшего в молитвенном созерцании у ног Майтрейи.

Монументальное изображение Владыки, высеченное в скале, словно связывает разные пространственно-временные планы. «Две руки к небу, как зов дальних миров. Две руки вниз, как благословение земле. Н.К.Рерих. Майтрейя Победитель.1925Знают – Майтрейя идет»[17] – так описывает Н.К. Рерих древний скальный рельеф близ Маульбека. Совмещение категорий прошлого, настоящего и будущего реализовано не только в логике сюжетно-тематического мотива, но и в самом образе Майтрейи, как бы сочетающего три ипостаси.

Спаситель мира - Майтрейя, символ Новой Эры, зримо и незримо «проходит» через все полотна серии, так же как и Его вестники - красные всадники, спешащие исполнить «приказы великой мудрости».

Полотно «Майтрейя Победитель» концентрирует и активизирует не только основные идейно-смысловые, но и стилистические особенности цикла. Живописная палитра художника, построенная на сурово-торжественной гамме контрастных холодных и теплых тонов, достигает в ней предельной интенсивности. Так, розовый цвет «уплотняется» до ало-малинового, голубовато-синий — до фиолетового, золотисто-желтый —до бархатно-коричневого, шоколадного. И эта напряженная насыщенность колорита в сочетании с жестким силуэтом и широкой, темпераментной манерой письма сообщают полотну необычайно мощный энергетический посыл.

Картины с изображением Владыки Шамбалы открывают и завершают серию. В первом случае художник использует, как указывалось, приемы тибетской живописи, во всех последующих - западной. Совмещение в создании Образа-Знака двух, казалось бы, взаимоисключающих изобразительных методов символизирует объединение Востока и Запада на пороге Мировой Общины. Серия «Майтрейя (Красный Всадник)» стала этапной в творчестве Н.К. Рериха.

В ней впервые нашли живописное воплощение великие символы Азии, связанные с Гималайским Братством - Шамбала, Майтрейя, Чинтамани. Собранные в одном цикле, они дали возможность художнику через конкретный бытовой мотив, сказание и легенду корректно приоткрыть восточную эзотерику, дав намек на Великую Реальность. Кроме того, серия вместе с циклами «Его страна» и «Знамёна Востока» положила начало новому - восточному - периоду в художественной практике мастера, связанному с постижением и отражением таинственного Материка - Сердца Азии. Путешествие обогатило Н. Рериха необычными образами, темами, сюжетами, красками, подсказанными самой горной природой, что нашло непосредственное отражение в его изобразительной системе. В работе над этими полотнами окончательно сформировались стилистические особенности зрелого творческого метода художника.

Размышления над драматическими подробностями вынужденного пребывания Рерихов в «мешке Хотана» (арестом, запретом работать, изощренными издевательствами местных властей) порождают мысль, что эта задержка в пути была предопределена Свыше. Словно Владыки, ведущие Караван, сознательно закаляли членов экспедиции, предоставляя им не только новые знания, но и опыт одоления препятствий, концентрируя их духовную и творческую энергию, что в конечном результате привело Н. Рериха к созданию удивительно цельной по замыслу и отточенной по мастерству живописной серии.

Тот факт, что из 200 работ, написанных Рерихом в первый период путешествия, именно эта сюита была привезена в Москву в качестве одного из Даров, лишний раз свидетельствует не только о ее художественной ценности, но и о сакральной сущности полотен.

Сам Н.К. Рерих придавал серии большое значение. Уникальность произведений этого цикла, совместившего мистический замысел и провидение будущего, раскрывается в эпистолярном наследии Е.И. Рерих. Из него следует, что сюита «Майтрейя» была написана по указанию Владык (выделено Н.К.). Так, в письме от 5 октября 1923 года Елена Ивановна сообщает, что Учитель просит написать для Москвы серию «Майтрейя». Между заданием Владыки и его реализацией прошло два года. Путешествуя по Индии, Тибету, Китаю, Н.К. Рерих ощутил реальную значимость Великого Образа в сознании и судьбах народов Азии. Мечты о грядущем освобождении Востока, связанные с приходом Майтрейи, нашли воплощение в очистительном движении Новой Страны, неся надежды всему миру. Таким образом, серия «Майтрейя» явилась живописным посланием Махатм Востока революционной России. Вместе с остальными Дарами, привезенными Рерихом в Москву, она стала частью Великого Плана, направляемого Мировой Общиной.

Спокойно, по-философски относясь к местонахождению своих картин, «рассеянных» по разным музеям мира, Рерих неоднократно в течение жизни интересовался именно ее судьбой. Об этом свидетельствует переписка художника с Р.Я. Рудзитисом, И.Э. Грабарем, В.Ф. Булгаковым. Так, в завещании, составленном в апреле 1927 года в Монголии, Н. Рерих особо выделяет серию «Майтрейя» среди своих картин, находящихся в Советской России, завещанных Всесоюзной Коммунистической партии, и просит обойтись с художественными произведениями, как «истинных просвещенных коммунистов по завету Ленина...» [18]. За несколько месяцев до ухода, в 1947 году, Н.К. Рерих писал И.Э. Грабарю: «...Хотелось бы знать, куда девалась моя сюита «Красный всадник»... Не пропала же?.. Жаль, что мой брат в Москве умер. Он, наверно, знал бы и о картинах, и о моем архиве»[19].

Оставленная Н. Рерихом в Москве для передачи в Третьяковскую галерею серия «Майтрейя» попала к А.М. Горькому. В течение ряда лет она украшала столовую подмосковной дачи писателя в Горках и в 1936 году в числе других работ была подарена им Горьковскому художественному музею. С тех пор более полувека живописные полотна художника находятся в постоянной экспозиции музея, воздействуя на зрителей магнетизмом образов, цветовой насыщенностью, а главное - мощной энергетикой, вобравшей «жар» Камня.

Серия «Майтрейя», также как Н.К. Рерих, связавший в свое время культуру и этику Материков Планеты, объединяет прошлое и настоящее народов Востока и Запада, устремляя сознание в Мировую Духовную Обитель, где уже куется Неведомое Будущее.

Литература:
1. Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 153.
2. Рерих Н.К. Священная Земля //Николай Рерих. Гималаи - Обитель Света. Адамант. Самара: Агни, 1996. С. 77.
3. Рерих Н.К. Границы Шамбалы // Николай Рерих. Гималаи - Обитель Света. Адамант. С. 86-87.
4. Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. С. 246.
5. Рерих Н.К. Майтрейя //Николай Рерих. Гималаи - Обитель Света. Адамант. С. 112.
6. Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. М.: Мысль, 1974. С. 105.
7. Там же. С. 119
8. Там же. С. 87.
9. Рерих Н.К. Алтай - Гималаи. С. 85.
10. Рерих Н.К. Свет пустыни //Н.К. Рерих. Из литературного наследия. М.: Изобраз. искусство. 1974. С. 343.
11. Рерих Н. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. С. 170.
12. Там же.С.230-231
13. Рерих н. Цветы благословения. Сердце Азии. С.243.
14. Рерих.Н.К. Алтай-Гималаи.С.103.
15. Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 176.
16. Сидоров В.М. Весть// Избранные произведения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. С. 388.
17. Рерих н.к. Алтай - Гималаи, с. 74.
18. Росов В.А. Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н.К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Кн. I: Великий план. СПб.: Алетейя; М: Ариа-варта-Пресс, 2002. С.145.
19. Рерих Н.К. Письмо И.Э. Грабарю от 12 мая 1947 года//Рерих Н.К. Из литературного наследия.С. 434.


 

 

 


 



 


 

 

 

 

 

 

01.01.2005 03:00АВТОР: И.Н.Кузнецова | ПРОСМОТРОВ: 2631


ИСТОЧНИК: Рерих: Пророчества/В.П.Князева, И.Н.Кузнецова, Е.П.Маточкин.— Самара: Издательский дом “ Агни”. — 2004 с.:ил.



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «О картинах Николая Константиновича Рериха. »