Некоторые особенности современного Рериховского движения. Л.В. Шапошникова. Мы выживем только вместе. Л.В. Шапошникова. Международный конкурс социально значимых плакатов 2019/2020 годов «Люблю тебя, мой край родной!» 32-я Московская международная книжная ярмарка. Выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» во Владивостоке. Вышла в свет работа Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки, выводы, предостережения». Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



После Рерихов. Тигран Мкртычев


 

О встрече двух музеев на территории одной усадьбы Лопухиных.

 

Николай Рерих в своем доме в индийской долине Кулу. Фото: РИА Новости

 

Тяжба за наследие Рерихов между, с одной стороны, созданным Святославом Рерихом общественным Музеем им. Н.К. Рериха (в Малом Знаменском переулке, в бывшей усадьбе Лопухиных), Международным Центром Рерихов, с другой - Музеем Востока, длится четверть века.

 

Сегодня наметился новый поворот драмы. Об этом - открытое письмо, адресованное правительству, Думе, Совету Федерации, подписанное попечителями общественного Музея им. Н.К. Рериха и представителями общественности. Обострению ситуации вокруг общественного музея способствовало несколько недавних событий. Вскоре после смерти Людмилы Васильевны Шапошниковой, президента Международного Центра Рерихов, по инициативе минкульта МЦР "Усадьба Лопухиных" была передана из собственности столицы в федеральную собственность, а затем - и в оперативное управление Государственному музею Востока. Параллельно появились сообщения, что первый замминистра культуры Владимир Аристархов обратился в Хамовническую межрайонную прокуратуру Москвы с просьбой проверить законность владения МЦР культурными ценностями из наследия семьи. На этом фоне известие о планах минкульта создать Государственный Музей Рерихов в "Усадьбе Лопухиных" вызвало бурную общественную реакцию. Петицию на change.org, призывающую спасти общественный Музей им. Н.К. Рериха, подписали без малого 60 тысяч человек. В частности, речь в открытом письме о том, что нарушается воля основателя музея Святослава Рериха, выступавшего за общественный статус музея им. Н.К. Рериха.

 

Поскольку планы по созданию Государственного музея Рериха, о котором министерство культуры РФ говорило с 1993 года, должны воплотиться в жизнь в ближайшее время, "РГ" обратилась к одному из инициаторов создания Государственного музея Рерихов, заместителю директора по научной работе Государственного музея Востока Тиграну Мкртычеву с просьбой поделиться своим видением нового музея.

 

Каков будет статус нового музея?

 

Тигран Мкртычев: Он будет филиалом Музея Востока. В прошлом году на Ученом совете нашего музея прошло обсуждение концепции Государственного музея Рерихов. В феврале она будет представлена на коллегии в министерстве культуры.

 

В чем суть концепции ГМР?

 

Тигран Мкртычев: Если кратко, то это максимальная открытость, академическая фундаментальность исследовательской работы, новый подход к представлению наследия Рерихов самому широкому кругу зрителей, популяризация наследия Рерихов. Плюс сотрудничество со всеми рериховскими организациями в разных городах и странах.

 

Где разместится ГМР?

 

Тигран Мкртычев: В прошлом году Музей Востока получил в оперативное управление усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Сейчас там находится общественная организация Международный Центр Рерихов (МЦР).

 

Общественный Музей им. Н.К. Рериха должен будет переехать куда-то?

 

Тигран Мкртычев: Нет, я этого не хочу сказать. Сейчас мы ведем интенсивные переговоры с общественным музеем им. Н.К. Рериха, чтобы найти точки соприкосновения для взаимодействия, чтобы соединить наши коллекции, наши усилия по представлению наследия Рерихов.

 

Но если вы туда переезжаете, то музей из общественного становится государственным?

 

Тигран Мкртычев: По крайней мере, на этой площадке будет находиться Государственный музей Рерихов.

 

У общественного Музея им. Н.К. Рериха большой фонд. При этом значительная часть коллекции принадлежит частным лицам...

 

Тигран Мкртычев: Да, действительно. Можно сказать, что в целом их коллекция состоит из двух частей. Одна часть - та, что завещана Святославом Рерихом Советскому Фонду Рерихов. Вторая часть собрания Музея им. Н.К. Рериха и МЦР - частная коллекция. Она, конечно, останется у владельцев. У МЦР есть договор с правительством Москвы об аренде здания на десять лет на условиях безвозмездного пользования. Этот договор остается в силе и сейчас.

 

Тигран Мкртычев: Этот договор имеет свои правила.

 

О каких правилах, в частности, речь?

 

Тигран Мкртычев: Например, о своевременной уплате коммунальных платежей... У МЦР были значительные задолженности.

 

То есть основная проблема финансовая?

 

Тигран Мкртычев: И она тоже. На мой взгляд, основная проблема в том, что экспозиция общественного музей им. Н.К. Рериха не отвечает современным стандартам музейного экспонирования. За последние несколько лет число посетителей Музея им. Н.К. Рериха значительно упало. И нежелание ничего менять в экспозиции, в политике по отношению к посетителям является основным камнем преткновения в переговорах между МЦР и ГМВ.

 

А что вы хотели бы изменить?

 

Тигран Мкртычев: Мне кажется, что надо сделать экспозицию более современной, убрать очевидные диссонансы.

 

Судя по публикациям, камнем преткновения в судебных спорах между МЦР и Музеем Востока был вопрос права собственности на работы Рерихов, что были переданы на временное хранение в Музей Востока. Их около 300?

 

Тигран Мкртычев: В Музее Востока свыше 400 работ, связанных с наследием Рерихов. 282 картины - это те работы, по поводу которых МЦР обращался к нам с судебными претензиями.

 

Дело в том, что Святослав Рерих организовывал выставку, которая ездила по городам СССР в 1980-е годы. Когда Святослав Николаевич умер, выставка осталась бесхозной. Поэтому было принято решение принять эти 282 работы (они находились у нас в музее достаточно долго) на постоянное хранение.

 

Какие еще работы, кроме тех, что в коллекции Музея Востока и общественного музея им. Н.К. Рериха, вы хотели бы объединить в Государственном музее Рерихов?

 

Тигран Мкртычев: Мы ничего не хотим объединять или забирать силой. Мы обращаемся к МЦР с предложением о сотрудничестве.

 

Но это предложение, от которого им трудно отказаться. Вы получили здание, где находится общественный музей с богатейшим фондом семьи Рерихов, в оперативное управление. К тому же у МЦР финансовые проблемы. У них практически нет выбора?

 

Тигран Мкртычев: Мы же не собираемся их выгонять с ОМОНом. Поймите правильно. Это предмет переговоров. Проблема в том, что люди, которые представляют МЦР, считают себя единственными законными наследниками всего наследия Рерихов.

 

Если не ошибаюсь, они претендовали только на ту часть наследия, которая была передана Советскому Фонду Рерихов. Это отнюдь не все наследие Рерихов. Их наследие и в Индии, и в США. Кроме того, было еще наследие старшего брата Юрия Николаевича, востоковеда, который приехал в СССР в конце 1950-х. О его судьбе можно что-то сказать?

 

Тигран Мкртычев: Там сложная история. Юрий Николаевич при жизни передал свою очень хорошую библиотеку и коллекцию ксилографий и буддистских икон Институту Востоковедения РАН. Он скоропостижно скончался в мае 1960. Все досталось двум его домработницам, которые были на его иждивении и по закону получили статус наследниц. В результате коллекция начала распродаваться.

 

Найти работы из нее для ГМР достаточно сложно?

 

Тигран Мкртычев: Частично она была куплена у наследников Международным Центром Рериха, когда Борис Ильич Булочник и Мастер-Банк были в силе... Остальная часть разошлась.

 

На Международном культурном форуме было объявлено о планах создать областной художественный музей имени Н.К. Рериха в усадьбе Тайцы в Ленинградской области. Это не единственный музей, связанный с именем Рерихов в Петербурге. Вы с ними собираетесь сотрудничать?

 

Тигран Мкртычев: Мы с ними постоянно сотрудничаем. Рерихи же жили в Петербурге. Там две институции работают с их наследием. Это Государственный Музей-институт семьи Рерихов на Васильевском острове. Он был общественным, лет десять назад преобразован в государственный. С того времени мы очень тесно и эффективно общаемся. Во-вторых, это Извара - небольшая усадьба Рерихов под Петербургом с очень интересной коллекцией, там есть ранние работы Николая Константиновича. Этот маленький музей входит в объединение музеев Ленинградской области. Это наши союзники и партнеры. Разумеется, мы не собираемся забрать вещи из других государственных федеральных музеев. Но мы планируем установить добрые отношения со всеми музеями, где находятся вещи Рерихов, чтобы устраивать совместные выставки.

 

Яркий пример удачного сотрудничества - показ триптиха Николая Рериха "Знамя Мира - Знамя Культуры". Зрители впервые могли увидеть вместе все три части триптиха. Две - из нью-йоркского музея Николая Рериха, одна - из Третьяковской галереи, а встретились они в Музее Востока. У нас цивилизованные отношения с музеями.

 

Возможны ли такие же цивилизованные отношения с Международным Центром Рерихов?

 

Тигран Мкртычев: Я оптимист. У нас один предмет для экспонирования. У нас могут быть разные точки зрения на него. Но наш музей все-таки ориентируется не на небольшое число людей, знакомых с творчеством Рериха. Наша потенциальная аудитория - все 140-миллионное население России.

 

В Музее Востока находится мемориальный кабинет Рериха. Я заходила несколько раз, к сожалению, он был закрыт. Что с этим мемориальным кабинетом?

 

Тигран Мкртычев: Он был открыт два раза в неделю. Правда, часы его работы были не очень удобны для посетителей. Но с этого года мы хотим сделать так, чтобы кабинет был открыт каждый день, а раз в неделю работал бы до 20.30.

 

В декабре Международный Центр Рерихов представил только что изданный "Дневник Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха и выставку, посвященную ей же. Вы, наверное, присутствовали на этой презентации?

 

Тигран Мкртычев: Нет.

 

МЦР ведет большую издательскую и научную работу. В Музее Востока работают, конечно, тоже серьезные специалисты. Как вы планируете научную работу Государственного музея Рерихов?

 

Тигран Мкртычев: Признаться, я достаточно скептически отношусь к научной продукции, которую выпускает МЦР.

 

Но Людмила Шапошникова, которая вывозила из Индии наследие, переданное ей Святославом Николаевичем, возглавляла МЦР многие годы, была индологом?

 

Тигран Мкртычев: Да. Изначально она была специалистом по рабочему движению в Индии.

 

Но это было в 1950-е, когда другого варианта не было.

 

Тигран Мкртычев: Она не занималась изучением творчества Н.К. Рериха как искусствовед. Это были рассуждения о борьбе Света и Тьмы, о космическом мышлении.

 

То есть о философии Рерихов?

 

Тигран Мкртычев: Мы оставляем МЦР возможность заниматься этим. Но существует огромное художественное наследие Николая Константиновича Рериха. Есть очень большая коллекция, собранная семьей. И это все дает возможность заниматься другими исследованиями и делать доступным творчество семьи Рерихов для широкого круга любителей восточного и русского искусства. Не буду вас обманывать, я не слежу за литературой по Рериху, которую выпускает МЦР.

 

За время существования в Музее Востока кабинета Н.К. Рериха какие издания вышли у вас о творчестве Рерихов?

 

Тигран Мкртычев: У нас обширная издательская программа. Ежегодно проводились выставки Рерихов, к которым выходили каталоги или сборники статей. Так у нас вышли четыре тома "Листов дневника" Елены Ивановны Рерих. Эти книги проходят редакционно-издательский совет музея. Чтобы вводить в оборот архивные документы, требуется серьезная работа со справочным аппаратом.

 

К слову, вступительную статью и комментарии к "Дневнику Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха писала Ольга Лавренова, кандидат географических наук и доктор философских наук. По-видимому, она знакома с требованиями к научному изданию.

 

Тигран Мкртычев: Возможно. Знаете, в мире очень много Рериховских организаций, и они находятся в постоянной конфронтации между собой. Моя задача - не устраивать конфронтации ни с кем, а заниматься своим делом.

 

А ваша специализация была с Рерихом связана?

 

Тигран Мкртычев: Я археолог, специалист по буддийскому искусству. Моя докторская диссертация посвящена буддистскому искусству Средней Азии I-X веков. В последние годы я сделал несколько выставок, посвященных наследию Рерихов. В Брюсселе открылась виртуальная выставка "Николай Рерих. Держава света", которую я готовил как куратор.

 

Что значит виртуальная выставка в данном случае?

 

Тигран Мкртычев: Сделана конструкция в форме кристалла с двумя экранами. На экранах - анимированные картины Николая Константиновича, которые помогают рассказать о его творчестве. Сценарий написан мной. Мы объединили коллекции музея Николая Рериха в Нью-Йорке и Музея Востока, чтобы показать, как Николай Константинович понимал "Державу Света".

 

То есть мы возвращаемся к борьбе Света и Тьмы?

 

Тигран Мкртычев: Совершенно верно.

 

Параллельно с открытием филиала Музея Востока в усадьбе Лопухиных в основном здании Музея Востока планируется реставрация. Тендер на разработку ее проекта был проведен в 2015 году на 30 млн рублей. Реставрация Дома Луниных, где располагается Музей Востока, длилась 10 лет и была закончена в 1984 году. Но если начинается новая реставрация, то музей должен быть закрыт. Куда собирается переезжать музей из основного здания?

 

Тигран Мкртычев: Мы получили новое помещение - павильон N 13 на ВДНХ.

 

Означает ли это, что Музей Востока переедет на ВДНХ? А здание на Никитском бульваре будет закрыто лет на 10?

 

Тигран Мкртычев: Этот вопрос точно не ко мне.

 

Российская газета - №6883 (15)

26.01.2016.

Текст: Жанна Васильева

27.01.2016 17:49АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 2466


ИСТОЧНИК: Российская газета



КОММЕНТАРИИ (11)
  • Мария28-01-2016 14:15:01

    Суть концепции ГМР "академическая фундаментальность исследовательской работы".

    К фундаментальным исследованиям относятся экспериментальные и теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Но мое мнение, что ГМР не созрел до таких понятий, как Иерархия, тонкие энергии, Огненные миры и т.д. Поэтому их академичность застрянет на сухих фактах жизни и художественном творчестве Рерихов, как это и произошло в МИСР. Нет там духа Рерихов, нет там уважения и к подвигу жизни этой великой семьи. А Махатмы заменены астральными персонификаторами.

    Мкртычеву необходимо определиться, он против темы: "борьбы Света и тьмы" или нет. Сам похоже запутался. То ругает Л.В.Ш: "Она не занималась изучением творчества Н.К. Рериха как искусствовед. Это были рассуждения о борьбе Света и Тьмы, о космическом мышлении". То утверждает, что возвращается к теме борьбы Света и тьмы. Удивительные метаморфозы, когда это делает МЦР - это плохо, не заслуживает всеобщего внимания, а поскольку это будет делать ГМР - это ново и прогрессивно, а значит, хорошо.

    Возмущает пренебрежительный тон Тиграна Мкртычева к работе проводимой в МЦР.

    Прежде чем рассуждать о будущем, сделайте, что-то для настоящего. Например, доступ ко всем картинам Рерихов, которые хранятся в запасниках, и кто или что мешало сделать это еще раньше и заняться академической фундаментальной исследовательской работой?

  • Ира30-01-2016 11:49:01

    Версия г-на Мкртычева не согласуется с позицией организации, в которой он работает.
    Так Т. Мкртычев в интервью говорит: "... Когда Святослав Николаевич умер, выставка осталась бесхозной. Поэтому было принято решение принять эти 282 работы (они находились у нас в музее достаточно долго) на постоянное хранение."
    А на сайте ГМВ о коллекции из 282 картин написано следующее: "... Во время беседы в Мемориальном кабинете Н.К.Рериха С.Р. изъявляет волю передать выставку из 282 картин на постоянное хранение Государственному музею Востока." Где же бесхозность? Видимо, сами запутались в своей искаженной информации.

    По поводу триптиха (который на самом деле диптих) слова самого художника Н.К.Рериха: "Св. Сергий" — левое крыло диптиха для цветного стекла. Правое крыло — "Франциск"…" (Письмо Н.К. Рериха от 24.06.1946). Кроме того С.Рерих пишет :"Св. Франциск" — это парная картина к "Св. Сергию" (Письмо С.Рериха П.Беликову 26.04.1965). Так откуда взялся триптих?

  • Александр30-01-2016 18:35:01

    С Мкртычевым и ГМВ всё понятно. А вот по поводу диптиха или триптиха - нет. Мы всегда (лет 20 уже) считали, что это триптих. Можно об этом подробнее?

  • Александр Макаров30-01-2016 18:40:01

    Дополнение к статье и к предыдущему комментарию.

    1. Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве, 1990 год, пп.3,4:
    http://www.save-roerich-museum.ru/arhiv-i-nasledstvo-reriha-dlya-sovetskogo-fonda-rerihov/

    2. Письмо С.Н. Рериха к Президенту РФ Б.Н. Ельцину, 1992 год, со слов "Кроме этого ..."
    http://www.save-roerich-museum.ru/obrashhenie-s-n-reriha-k-prezidentu-rf-b-n-eltsinu-26-aprelya-1992-g/

  • Ира31-01-2016 08:09:01

    Александр, почему Вы считали, что "Св. Франциск" и "Св. Сергий" - это части триптиха? Слова Святослава и Николая Рерихов, подтверждающие версию диптиха я привела, а про триптих слов не встречала. Интересно разобраться.

  • Аркадий31-01-2016 09:56:01

    Помимо всего прочего, есть вопрос о формально логической связи между Музеем искусств народов Востока и картинами Рерихов? Разве они представляют собой искусства народов Востока? Многие из них имеют чисто русские, скандинавские и прочие сюжеты? Или Мкртычеву и чиновникам из Минкульта формальная классификация в данном вопросе только помеха, и лучше по умолчанию считать Рерихов представителями восточных народов, поскольку часть жизни они жили в Индии. А ведь многие русские художники жили и во Франции, и в Италии, но их творчество однако не относят ни к французскому, ни к итальянскому.


  • Iris31-01-2016 18:09:01

    В ГМВ уже давно запутались с Наследием СНР (предельно корректно выражаясь) :)
    В аннотации к экспозиции пару лет назад было написано, что СНР "не успел оформить завещание в пользу ГМВ" (цитирую, к сожалению, по памяти) То есть на СФР успел, а на ГМВ - не успел. И это гос.структура! То ли смеяться, то ли плакать....


    Администратор

    Не зря же говорится: "Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно".

  • Егор01-02-2016 16:52:01

    С. Н. Рерих писал про "Святого Франциска" П. Ф. Беликову 26 апреля 1965 г.: "Я лично всегда любил эту картину Николая Константиновича и считаю её крупным произведением. "Св. Франциск" – это парная картина к "Св. Сергию"... У меня в Бангалоре небольшой этюд. У меня также этюд к "Св. Сергию". Три картины писал вместе Николай Константинович: 1) "Мадонна Орифламма", 2) "Св. Сергий" и 3) "Св. Франциск". Это была прекрасная сюита". Цитируется по нескольким источникам в Интернете.

  • Мира01-02-2016 23:31:01

    Егор, благодарим за прояснение по поводу диптиха-триптиха. Полезная информация.

  • Светлана07-02-2016 17:01:01

    К слову, вступительную статью и комментарии к "Дневнику Маньчжурской экспедиции (1934-1935)" Н.К. Рериха писала Ольга Лавренова, кандидат географических наук и доктор философских наук. По-видимому, она знакома с требованиями к научному изданию.

    Тигран Мкртычев: Возможно. Знаете, в мире очень много Рериховских организаций, и они находятся в постоянной конфронтации между собой. Моя задача - не устраивать конфронтации ни с кем, а заниматься своим делом.

  • Ирина Вахонина08-02-2016 09:56:01

    Странно из уст зам. директора по научной работе ГМВ звучат два диаметрально противоположных признания: «я достаточно скептически отношусь к научной продукции, которую выпускает МЦР» и «Не буду вас обманывать, я не слежу за литературой по Рериху, которую выпускает МЦР». Как же в таком случае можно давать оценку изданиям МЦР(?!), вся деятельность которого направлена именно на популяризацию как художественного, так и философского наследия семьи Рерихов. У почитателей творчества Рерихов есть прекрасная возможность оценивать деятельность ГМВ и МЦР не по словам, а по делам.
    Особое возмущение вызывает то, что г-н Мрктычев с гордостью называет среди изданий ГМВ четыре тома «Листов дневника» Е.И.Рерих, заявляя, что «книги проходят редакционно-издательский совет музея. Чтобы вводить в оборот архивные документы, требуется серьезная работа со справочным аппаратом». Но при этом он утаивает тот факт, что эти Дневники изданы в нарушение авторских прав. Е.И.Рерих отмечала в своих письмах, что эти записи можно будет опубликовать не ранее, чем через 100 лет после её ухода, так как сознание людей должно быть к ним готово. Их преждевременное издание принесло уже немалый вред и сослужило службу дискредитации имён и наследия Рерихов.
    Так же поражает гордость г-на Мрктычева за созданную им ужасную мультимедийную выставку. Становится ясным, что владение бесценным рериховским наследием такой организацией как ГМВ равносильно его уничтожению.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »