Письма Международного съезда рериховских организаций в защиту Мемориала и памятников Рерихам. Вышла из печати книга - Желиховская "Забытые герои" (Подарочное издание). Выставка фоторабот Л.В. Шапошниковой «По маршруту Мастера» в Спасске-Дальнем (Приморский край). Вышла в свет книга «Мир Огненный» (часть третья). Международный съезд «Единение и сотрудничество рериховских организаций – путь к сохранению наследия Рерихов». Фоторепортаж. Вышла в свет книга «Мир Огненный» (часть третья). Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Поэзия и живопись космизма. Юрий Шабалин


 

Максимилиан Волошин. Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910.

Максимилиан Волошин. Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910

 

 

 

Космизм как научное, философское и культурное явление зародился в России в XIX веке, но его прочное становление произошло в начале – первой половине XX столетия. В значительной степени оно было связано с Серебряным веком российской поэзии (и культуры в целом). Яркой иллюстрацией этой связи могут служить выдающиеся представители русского космизма и Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин (1877–1932) и Александр Леонидович Чижевский (1897–1964).

 

Несмотря на то, что Чижевский известен, прежде всего, как ученый (биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики), открывший связь между циклами активности на Солнце и событиями на Земле, а Волошин, проявляя значительный интерес к науке, не занимался ею профессионально, между их поэтическим и художественным творчеством можно проследить поразительную близость. Близость эта выражена не только в форме, а (и это главное!) в содержании, в идейной и духовно-философской направленности.

 

У обоих поэтов мы находим стихи о Космосе, Вселенной, Боге (как о Космическом Духе), Солнце, Луне, звездах, море. Эти стихотворения поражают своей философской глубиной, вдумчивым анализом мифологического, религиозного и научного методов познания окружающей действительности и внутреннего мира человека. Красной нитью в них проходит признание единства и неразрывной связи человека и Космоса. Мироздание в своей полноте непознаваемо, но человек может прикоснуться к его познанию, и этим способом прикосновения может быть не телько научный поиск, но и творческое (духовное, интуитивное, исходящее свыше) прозрение. Весь Космос – не механическое нагромождение материи, а таинственный живой одухотворенный организм, вовлеченный в вечный круговорот противоборства светлых и темных начал. Но есть в нем и нечто неподвластное потоку времени. Таков общий идейный посыл этих стихотворений.

 

Как у Волошина, так и у Чижевского много лирических стихотворений, воспевающих красоту, простоту и величие природы. Отдельно следует выделить стихи посвященные Родине, наполненные болью за ее лихолетные страдания и верой в ее возрождение и светлое грядущее. Есть в их поэзии и лирика ностальгических воспоминаний, грустной сентиментальности, любовная лирика. Известны благожелательные отзывы Волошина о творчестве Чижевского. В 1927 году Волошин шлёт восхищенный отклик: «Болезнь помешала мне тотчас же ответить Вам и выразить свой восторг. Ваши десять стихов меня просто поразили /…/».

 

Волошин и Чижевский были не только поэтами, но и художниками. Оба учились живописи в Париже. Оба стали мастерами акварельного пейзажа. И хотя Волошин преимущественно изображал любимую Киммерию (Коктебель, Карадаг), а Чижевский – среднерусский пейзаж, их изобразительное творчество объединяет философская поэтичность и гармония.

 

Были у двух поэтов-художников и другие общие интересы: археология; мифология, религия и наука древних цивилизаций. Из проблем современности обоих чрезвычайно волновала проблема научно-технического прогресса, несущего большие угрозы в условиях отсутствия адекватного культурного, духовно-нравственного совершенствования общества.

 

 

Эхо солнечных бурь. Картины А Л Чижевского

 

 

 

 

 

 

Максимилиан Волошин Картины и стихи

 

 

 

05.08.2016 18:16АВТОР: Юрий Шабалин | ПРОСМОТРОВ: 912




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Искусство »