Чюрлёнис. Философия жизни. Тина Гай. Интервью П.М.Журавихина, президента Благотворительного фонда имени Е.И.Рерих, корреспонденту «Raadio 4» (Эстония). Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Москва. 9–10 октября 2018 г. Конференция «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире». Музы блокадного города. Светлана Ветка. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР "Ведическая Русь" художника Всеволода Иванова. 1. Гибнущее наследие. Звезда героя. Д.Ю. Ревякин. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«Почитание творческого огня». Людмила Осинцева


 

 

 

 

9 октября — День рождения Николая Константиновича Рериха — День Культуры

 

 

Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи

 

 

 

Елена Ивановна Рерих в письме от 29 мая 1931 года писала: «Н.К.Рерих поместил в свою статью замечательное определение культуры, так он говорит: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он становится интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры».

 

Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может назваться носителем культуры. Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия?» Приближается День Культуры. Праздник, который должен стать самым значительным на Земле!

Расскажу о своём приобщении к творчеству Николая Константиновича Рериха.

В 1970 году я поступила в Новосибирское культурно-просветительное училище на театрально-режиссёрское отделение (Сейчас — это Новосибирский областной колледж культуры и искусств). И хотя за плечами уже была музыкальная школа, я не представляла, насколько интересно будет здесь учиться. Наверное, благодаря отбору директором Вязанкиным Николаем Петровичем лучших педагогов, что позволило легко учиться и многим потом поступить в Институт Культуры.

Режиссуру у нас вёл Владимир Александрович Вяткин, дороживший школой Веры Павловны Редлих, выдающегося режиссёра и педагога, ученицы и сторонницы идей К.С. Станиславского, возглавлявшей драматический театр «Красный факел» в 1940−1950-е годы и принёсшей ему славу «Сибирского МХАТа».(Сейчас — это Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел»).

Сценическую речь вела Екатерина Петровна Куршева — светлая, жизнерадостная, отзывчивая… Мы и не знали, что она прошла всю войну с 235-й Сибирской стрелковой дивизией, в звании сержанта медицинской службы. Однажды кто-то из студентов тяжело заболел, Екатерина Петровна добилась, чтобы его послали на курорт «Озеро Карачи» восстановить здоровье.

Наш любимый преподаватель по ИЗО, прекрасный человек, с большим юмором, — Игорь Григорьевич Тираспольский — учил нас не только пониманию изобразительного искусства, но и художественному оформлению объявлений и плакатов. Думаю, он запомнился всем, у кого преподавал…

Он говорил, что выпускник нашего отделения, должен быть не только актёром, режиссёром-постановщиком спектакля или концерта, но и реквизитором, осветителем сцены, а также должен овладеть качествами педагога, воспитателя, лектора. Знаний было дано много. Игорь Григорьевич готовил с нами литературно-музыкальные композиции, при этом мы учились и сценарии писать, и выступать как чтецы и артисты, и использовать слайды.

И как писал поэт Давид Самойлов:

 

И это всё в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось.

 

Игорь Григорьевич Тираспольский открыл нам творчество Николая Константиновича Рериха.

С первых дней обучения он, чуть ли не за ручку, повёл нас, зелёных птенцов, в Новосибирскую областную картинную галерею (сейчас — Новосибирский государственный художественный музей). Он рассказывал о художниках, об истории создания картин, учил нас понимать живопись и мыслить...

Помню, мы останавливались возле каждой картины, отходили на определённое расстояние, и он спрашивал: «Что вы чувствуете?»

Игорь Григорьевич рассказывал о всех членах семьи Рерихов, но теплее всего говорил о Елене Ивановне. Я даже подумала тогда — как он её любит! И навсегда запомнились слова Николая Константиновича, которые Игорь Григорьевич часто повторял: «Посвящал я книги мои «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице».

Наверное, он это делал с воспитательной целью, потому что хотелось и для своего спутника стать и «другиней и вдохновительницей».

 

К сожалению, в те семидесятые годы, мы не удостоились чести встретиться с Наталией Дмитриевной Спириной — известным искусствоведом-консультантом по творчеству Рерихов. Встреча состоялась через много лет, в 1989 году, и я счастлива, что она произошла.

 

 

Наталия Дмитриевна Спирина — бессменный искусствовед-консультант

на выставке картин Н.К.Рериха. 1975 г. Спорткомплекс НГУ.

Новосибирский Академгородок

 

 

На практику мы все разъехались по районам Новосибирской области.

Игорь Григорьевич наставлял нас: «Когда приедете в Новосибирск, не забывайте посещать Картинную галерею. Вы ещё и не представляете, какие вы счастливые, что живёте в таком городе, где есть подлинные картины Николая Рериха. Ваша главная задача — нести культуру в массы! Всё, что вы получили во время учёбы, щедро дарите вашим самодеятельным артистам, зрителям, слушателям. Полученными знаниями надо делиться со всеми — в этом борьба за Культ Света! Особенно знаниями духовными, полученными от самих Рерихов! Небо спросит за всё, что утаили...»

Сейчас вот думаю о том, что культурно-просветительную работу надо начинать с детских садов и продолжать её всё время обучения в школе, хотя бы факультативно, и приобщать к этому родителей.

19 июня 1933 года Елена Ивановна писала: «Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо, как сказано: «Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас».

Не устану благодарить всех Учителей, открывших наши глаза и сердца для восприятия Прекрасного!

 

Н.К.Рерих. Бэда Проповедник. 1945.

Новосибирский государственный художественный музей. Новосибирск

 

 

 

Яков Полонский

 

Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шёл Бэда слепой;
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами, —
И было все глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.
Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
«Старик! — он сказал, — я пойду отдохнуть;
А ты, если хочешь, начни проповедать:
С вершин увидали тебя пастухи...
Какие-то старцы стоят на дороге...
Вон жёны с детьми! говори им о Боге,
О Сыне, распятом за наши грехи».
И старца лицо просияло мгновенно;
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной
Высокая речь потекла вдохновенно —
Без веры таких не бывает речей!..
Казалось — слепцу в славе небо являлось;
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слёзы текли из потухших очей.
Но вот уж сгорела заря золотая
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот, проповедуя, слышит старик —
Зовёт его мальчик, смеясь и толкая:
«Довольно!.. пойдём!.. Никого уже нет!»
Замолк грустно старец, главой поникая.
Но только замолк он — от края до края:
«Аминь!» — ему грянули камни в ответ.

                                                                                                                  1841

 

 

С Праздником, дорогие друзья!

С Культом Света!

 

 

 

20 сентября 2016 г. Новосибирск,
osa52@list.ru

07.10.2016 13:21АВТОР: Людмила Осинцева | ПРОСМОТРОВ: 684




КОММЕНТАРИИ (1)
  • Елена Солодянкина07-10-2016 21:18:01

    Замечательны слова, приведённые Вами, Людмила, о культуре. Культура касается основ Бытия, и разве такое понятие Культуры присуще современному состоянию сознания человечества? В лучшем случае культура связывается с явлениями искусства и красоты, в худшем - с подделками под искусство. Глубокое понимание Культуры должно изменить мировоззрение человечества, потому об истинной Культуре нужно говорить ещё и ещё. Спасибо за статью!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »