Международная программа «Зов о Мире и Культуре», посвященная Пакту Рериха. Анонс. Друзья изменился адрес почты портала Адамант: adamant.rd@yandex.ru. Вышел в свет первый том сборника «Воин Света», посвященного Л.В.Шапошниковой. В Москве прошла Международная конференция «Детское изобразительное творчество как феномен современной российской художественной культуры». «Анастасиевская часовня рядом с мостом чувствует себя очень плохо» – Александр Голышев. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



По страницам Рериховской Энциклопедии. Владимир Бендюрин


 

Феликс Денисович Лукин

Феликс Денисович Лукин

 

 

(6.2.1875, с. Малпилс Рижского уезда,-28.3.1934, Рига) - основатель и первый председатель Общества имени Н.К. Рериха в Латвии, почетный советник по отделу науки Музея Рериха в Нью-Йорке, член-корреспондент Гималайского Института научных исследований "Урусвати", с которым обменивался лекарственными средствами. Упомянут не раз, как "латвийский врач Л.", в Учении Живой Этики (С-219, МО1-132, 137, 278, 280, 283, 544, МО2-291). Адресат 41 письма Е.И. и Н.К. Рерихов.

 

В 1894-9 гг. прошел курс медицинского факультета Юрьевского (Тартуского) университета, затем переехал в Вену и занялся глазными болезнями. Повышал квалификацию также в Кенигсберге и Берлине. Поработал в мобильной врачебной бригаде в Калужской губернии. С 1901 г. жил в Риге. Опубликовал несколько научных исследований. Считался главным глазным врачом при железной дороге Рига-Орел. В эвакуации (Витебск, 1916-8) заболел туберкулезом, весь 1919 год лечился в Швейцарии. Изучал необычное лечение туберкулеза в Дании, вследствие чего с 1921 г. занялся гомеопатией и диагностикой по радужной оболочке глаза, разработав оригинальные методы и препараты. Изучал аюрведу и т.п. Множество больных из самых дальних уголков Латвии обращались к нему за помощью, часто без оплаты. Уделял большое внимание состоянию сознания пациентов, был целителем не только тела, но и духа. Умер, по словам Е.И. Рерих, от самоотверженного истощения сил, при слабом собственном здоровье, а также от вредных экспериментов над собой, предложенных медиумами. Сооснователь Латвийского медицинского общества, затем основатель (1923) и председатель совета Общества борьбы с туберкулезом. Открыл первый в Латвии туберкулезный санаторий.

 

Теософией заинтересовался еще в юности. В 1923 г. познакомился с В.А. Шибаевым. Философский кружок, собиравшийся во врачебном кабинете Ф.Д. с 1926 г. (а в 1928 г. Шибаев, первый лидер, уехал), значительно вырос. Переписывался с Рерихами, в августе 1930 г. в Париже встречался с Н.К. лично, после чего зарегистрировал Рериховское Общество и начал книгоиздательскую и другую культурно-просветительскую деятельность. Именно Ф.Д. обеспечивал здоровую атмосферу, а после его ухода сразу начались брожения. Генерировал и воплощал идеи, вдохновлял искателей и служителей Общего Блага. Читал лекции. Речь "Задачи женщины Новой Эпохи" вышла отдельной брошюрой (Jauna Laikmeta sievietes uzdevumi. Riga, 1933).

 

У Ф.Д. были возвышенные видения (например, вещие перед операциями или указания нужных лекарств) и, вероятно, ментальная связь с Иерархией Света.

 

Сыну, тоже целителю, Е.И. сообщала, что отец помогает ему из Тонкого Мира: усиливает психическую энергию. Коллекция разработанных Ф.Д. лекарств (71 препарат) была переслана после его ухода в "Урусвати". Сыну он не передал рецепты, чтобы не вводить в соблазн роскоши. В 1937 г. латвийское Общество в память о нем выпустило сборник "Свет Сердца" (Sirds Gaisma. Veltijums Dr. Feliksa Lukina pieminai. Sakopojusi Rericha Museja Draugu Biedriba. Izdevnieciba "Uguns"). Изданы "Зерна мыслей. Собеседования с д-ром Ф. Лукиным" (1937). Его гомеопатические препараты используют в Риге и сейчас.

 

Все отмечали его исключительную человечность, отзывчивость, дружелюбие. Елена Ивановна писала: "...для нас Ф.Д. был не только сотрудником и другом, он был братом по духу, был радостью сердца. Мы знали, что там, где он, все будет хорошо. Дух его был так предан Великому Служению и так чист во всех своих побуждениях" (П/П-5.4.34), "Латвийское Общество под руководством незабываемого Ф.Д. так радовало нас, в нем чувствовались организованность, и самодеятельность, и сотрудничество, согретое сердцем, именно те качества, которые так часто отсутствуют даже при наличии устремления и известной ступени духовного развития" (П/Р-12.4.34), "Светлый Облик его может служить примером бескорыстного и пламенного Служения... навсегда связал он свою Карму с Иерархией и с нами" (П/Ам-26.4.34), "Он являл собою пример самопожертвования и постоянного горения к Учению и бескорыстного Служения" (П/П-3.5.34), "Это был наипреданнейший друг и сотрудник, умел принять Учение сердцем и проводить его в жизнь... Очень ценны оставленные им медицинские записи. Многие Указания шли из Высокого Источника" (П/Ас-6.5.34), "Он умел стать Отцом и Другом многочисленных членов" (П/Ам-24.11.52).

 

Статья Е.И. Рерих из "Sirds Gaisma" (по "Оккультизм и Йога", N 9): "Кем был Ф.Д. Л.? Истинным Братом Человечества. Он принадлежал к той семье Подвижников, которые во все времена Истории человечества появлялись, как яркие Светочи на фоне массового невежества и указывали новый путь к познанию многогранной Истины Бытия Беспредельного. Он был Целителем Духа и храма Его - человека. Знания свои он черпал из Сокровищницы Мира и Завета Древней Мудрости, сочетая их с новейшими нахождениями и прилагая к современному пониманию. Огненный дух его горел единым устремлением к принесению всех сил своих на служение человечеству. Твердо и неуклонно строил он свой путь и свое благое дело. Никакие препятствия, никакие темные нападения не могли устрашить его, и в этом мужественном и добровольном принятии Крестного Пути во имя Общего Блага он взошел на новую ступень Лестницы Света. Истинно, он был тем, кто жизнью своею запечатлел Путь Знания".

 

"...нерушимо останется память о самоотверженной деятельности Ф.Д. Л-а, в полном смысле слова положившего душу за други свои. Как истинный ученый, вне предрассудков и суеверий, Ф.Д. Л. бодро искал лучшие врачебные средства. Он внес в дело врачевания всю любовь и неутомимость. Он знал, когда улыбнуться и когда настоять на спасительном средстве... пришлось немало претерпеть от непонимания, от невежества. Но нужно было видеть, как спокойно и с каким доброжелательством он сам рассказывал о терниях пути. Он настолько далеко и светло заглянул вперед, что лишь сожалеть мог о ненужных препятствиях. К тому же Ф.Д. понимал значение совета: "Благословенны препятствия, ими растем". В сношениях с Ф.Д. постоянно вспоминалась благословенность. Он знал, как не расплескать этот драгоценный сосуд. Самая высокая этика для Ф.Д. была не приказом, но зовом просветленной души... Ф.Д. по природе своей должен был быть врачом, целителем. Он был объединяющим началом, целителем сотрудничества. Для него оно было содружеством, в котором родственно сходились искавшие Света. Ф.Д. без труда не мог жить; к нему он устремлял и всех сотрудников. При таком кормчем можно было быть спокойным за корабль. У руля был не только знающий, но преданный деятель. Ни страха, ни отступничества, ни предательства не выносил Ф.Д., ибо в нем самом не было этих зачатков тьмы. Зато каждое доброе стремление и искание радовали его... Широко был открыт взор Ф.Д. Каждый вновь приходивший хотел открыть ему душу свою, зная, что не будет ни унижен, ни осмеян. Такое целительное ободрение жило неувядаемо в сердце Ф.Д. "Стучащемуся открой", и этот завет нес в себе Ф.Д., понимая, как открыть и как оценить стучащегося. Когда мы узнали, что Ф.Д. стал во главе нашего Латвийского Общества, почувствовалось, что устои Общества будут прочны. Так оно и было. Умел внести Ф.Д. прочность и твердость не на время, но по существу навсегда... Встретились мы в Париже летом 1930 года. Радостна была встреча, точно бы всегда знали друг друга. В течение немногих дней можно было убедиться в ценнейших качествах Ф.Д. Видели его энтузиастом-собеседником. Узнавали как незаменимого, всегда доброго сотрудника и восхищались глубокою Культурностью, без всякого шовинизма и ограничительства. Однажды Ф.Д. имел полную возможность вспылить. Но вместо того он пришел ко мне, прося разъяснить ему нечто непонятное во встреченных людях. Он не только понял чуждую ему точку зрения, но даже благодушно согласился, вникнув в глубокие причины. Такое благодушие не было следствием равнодушия. Не мог быть холодным Ф.Д. Но зато он умел быть справедливым, а это так редко. Знал Ф.Д. Латвию и любил свою родину. Не узкий шовинист, но светлый труженик, он горел сердцем о Латвии и умел служить своей стране не словом, но делом. Каждый молодой новый работник радовал Ф.Д. Так любить народ может лишь познавший истинную Культуру... Ф.Д. прилежно искал новые медикаменты. Целый ряд ценнейших наблюдений он произвел и оставил будущим преемникам многие испытанные лечения. С умилением вспомним о всех бесплатных лечениях и широкой помощи бедным... Всех жалел Ф.Д. Только себя не жалел. Мог быть с нами Ф.Д. еще долго, если бы ограничил труд свой и не производил утомительных опытов над собою. Неудержимым был познавателем он. Служение человечеству так прекрасно выразилось в несменных трудах нашего друга. Необоримо было его желание сделать лучше и поделиться удачею со всеми близкими. Ф.Д. мыслил и писал о школьных вопросах. Много благожелательства сказалось в слове о женском движении. Знамя Мира и охрана Культурных ценностей были близки сердцу Ф.Д. Не было ни одной области Культуры, к которой Ф.Д. отнесся бы холодно и небрежительно... Мы чувствовали, что он приближает к Обществу духовно испытанных сотрудников, для которых пашня Культуры будет любимым общением... Дряхлости, старости, увядания не было в огненном сердце Ф.Д. Физические условия не могли угасить его горение. Это не было спазматическим пыланием, но растущим, ровным огнем. Именно такой огонь освещает пути правды и достижений... Незримо присутствует, охраняет добрые отношения, ободряет к единению и к неустанному труду, шлет доброжелательство и радость... для нас он был братом по духу, был радостью сердца. Мы знали, что там, где он, все будет хорошо. Дух его был так предан Великому Служению и так чист во всех побуждениях. Общество было его любимым детищем, и все письма его были полны забот и радости о своих учениках и сотрудниках" (ЛД-1.12.36).

 

20.12.2014 14:28АВТОР: Составитель Владимир Бендюрин | ПРОСМОТРОВ: 927


ИСТОЧНИК: Рериховская энциклопедия



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Подвижники РД »