Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Пакт Рериха и Знамя Мира: на пути к всеединству. С.В. Скородумов


Н.К. Рерих. Знамя Мира. 1931

 

 

 

С.В. Скородумов,
руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра (МИА-Центра),
член Международной ассоциации писателей,
председатель Ярославского Рериховского общества «Орион»,
г. Ярославль (Россия)


 

 

Наше время характеризуется все новыми и новыми военными столкновениями, разрушениями памятников культуры, гибелью людей в ходе международных и внутренних конфликтов. Эти жесткие вызовы современной цивилизации требуют научно-философского осмысления. Для поиска путей выхода из кризисной ситуации обратимся к философии Серебряного века и к научно-философскому наследию семьи Рерихов. Одним из центральных понятий ряда философских систем является принцип всеединства. Он нашел свое отражение и в литературных произведениях. Поэт Лев Куклин (1931–2004) очень образно описал его в небольшом стихотворении «Круговорот»:

 

 

Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот.
Сорвешь цветок, а где-то во вселенной
В тот миг звезда взорвется – и умрет…

 

Древняя мысль о всеединстве впервые оформилась как самостоятельная философская идея в античные времена у неоплатоников, в философии Плотина (204/205–270). В эпоху Возрождения положение о всеединстве получило развитие в трудах Николая Кузанского (1401–1464). Согласно философским представлениям всеединство осуществляется в идеальном мире. В мире материальном оно нарушено и сохраняется в неполном виде [1]. Таким образом, возникает проблема восстановления этой связи.

 

Совершенно особое место идея о всеединстве занимает в русской философии Серебряного века. Родоначальником новой концепции всеединства стал выдающийся мыслитель Владимир Соловьёв. Его идеи развивали Сергей Булгаков, Павел Флоренский, братья Сергей и Евгений Трубецкие, Семён Франк и другие. Не вызывает сомнений, что зерно идеи общинности и всеединства было привнесено в пространство русской культуры Преподобным Сергием Радонежским. Эта идея через века расцвела в философии и литературе Серебряного века, напитала русскую общественную мысль.

 

Владимир Соловьёв определял всеединство следующим образом: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех» [2, c. 552]. В совершенствовании и высшем космическом единстве индивидуальностей без утраты своего неповторимого «я» видел путь эволюции Даниил Андреев, изложивший свои мысли и духовный опыт в книге «Роза Мира» [3, с. 46].

 

В философии Серебряного века размышления о всеединстве опирались на идею Софии – Премудрости Божьей, которая воспринималась как принцип красоты и всеединства Абсолюта. Истоки такого понимания лежат в Книге Притчей Соломоновых Ветхого Завета, где София названа «художницей», творящей мир по Божественным законам [4].

 

Поскольку всеединство является центральным онтологическим принципом мироустройства, то и путь развития человечества лежит в этом направлении. Русские философы видели путь к «всечеловечеству» через осуществление идеалов христианства. Владимир Соловьёв выдвинул тезис о тождественности истины, добра и красоты. Важную роль в восстановлении всеединства он отводил искусству, которое вводит «все существующее в форму красоты» [5, с. 745].

 

Новым этапом в осмыслении и развитии идей всеединства стало творческое наследие семьи Рерихов, созданное в сотрудничестве с Учителями человечества. Буквально с первых страниц Учения Живой Этики мы встречаем мысль о всеединстве: «Я – вы, вы – Я – частицы Божественного Я» [6, 24 марта 1920].

 

Если ранее всеединство рассматривалось в рамках религиозных систем, то в Живой Этике эти идеи получили научно-философскую трактовку и объяснены с позиции Космической эволюции и действия космических законов. Более того, через Пакт Рериха и его символ – Знамя Мира – человечеству был предложен практический путь для осуществления всеединства: «Так в эпоху Огня, когда Свет борется с Тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся – Красота, Знание, Искусство и все народы» [7, § 377].

 

Каков же принцип этого объединения? И что лежит в его основе? В Учении Живой Этики, в работах выдающихся мыслителей Н.К. и Е.И.Рерихов, Л.В.Шапошниковой дано философское обоснование роли культуры в Космической эволюции человечества. «Такие же явления, как Культура и возникающие в ее пространстве любовь и красота, несущие в себе тонкую и высоковибрационную энергетику, и, наконец, сама психическая энергия человека являются опорами эволюции и определяют ее качество. Отсутствие по тем или иным причинам таких опор прерывает путь Космической эволюции и уводит в воронку инволюции», – пишет Л.В.Шапошникова в книге «Град светлый» [8, с. 42].

 

Согласно новому космическому мировоззрению, человек является частью Космоса и несет в себе его энергии [9, § 155]. С развитием исторического процесса народы становятся все более взаимосвязанными. Не обладая уровнем культуры, необходимым для восхождения по лестнице эволюции, и имея вследствие этого неорганизованную психическую энергию, человек тем самым нарушает равновесие планеты, способствует возникновению экологических и социальных проблем, войн и даже стихийных бедствий. В этой ситуации культура является спасительной опорой, а задача культурного единения и сотрудничества становится не только актуальной и неотложной, но и жизненно необходимой.

 

Рассмотрим несколько путей для осуществления единения человечества. По мнению писателя Всеволода Иванова, на Западе объединение мыслилось «через огранку, через формовку отдельной выкованной в праве личности. В его постановке превалирует значение организации» [10, с. 93]. Такое единение основано на рассудочном мышлении и является атрибутом цивилизации, а не культуры. Его результатом становятся процессы стандартизации и глобализации. Они стирают индивидуальность национальных культур, приводя всех и вся, образно говоря, к общему знаменателю цивилизации. Подобное единение без скрепляющего воздействия культуры непрочно. А самое главное, не может предотвратить войны и разрушения. Вл. Соловьёв писал: «Ложное отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается, таким образом, пустотою…» [2, с. 552].

 

Н.К.Рерих предложил в качестве основы для единения Культуру. Первостепенную задачу, которую призван решить Пакт Рериха, – это прекращение разрушительных войн, сохранение памятников культуры, являющихся вехами или, образно говоря, верстовыми столбами на магистральном пути Космической эволюции, а также объединение людей и народов в такой благородной задаче. Но этим эволюционное значение Пакта Рериха и Знамени Мира не ограничивается. Оно намного грандиознее и космичнее. Девиз Пакта Рериха – «Мир через Культуру». В своем очерке «Мир» Н.К.Рерих отмечает: «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности, и для вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны» [11, с. 148]. Таким образом, Знамя Мира может пониматься и в более широком, вселенском значении, то есть как Знамя Космической эволюции. Этот аспект подробно представлен в Учении Живой Этики.

 

Н.К. Рерих. София-Премудрость. 1932

 

 

Мысли о культурном всеединстве и роли культуры в Космической эволюции человечества нашли отражение в живописи великого художника, прекрасно знавшего русскую традицию. В 1932 году Н.К.Рерих создал картину «София – Премудрость Божья». Святая София в языках пламени летит над городом, в котором представлены памятники культуры – земное выражение принципа софийности. В руке она держит свиток. На нем изображено Знамя Мира и трижды по-гречески написано слово «агиос» – святой. Обычно на иконах Святую Софию изображают со свернутым свитком в руке [12, с. 79]. П.Флоренский, объясняя символику новгородской иконы Святой Софии, отмечал, что закрытый список – «указание на ведение недоведомых тайн» [13, с. 304]. Но на картине Н.К.Рериха свиток развернут. Человечеству пришло время узнать космические истины. В сотрудничестве с Учителями Востока Рерихами была разработана философия Космической реальности – Живая Этика, которая дает возможность обрести новое мировоззрение и подниматься ввысь по ступеням эволюции.

 

П.Флоренский отмечает: «София… является предварительно как намек на преображенный, одухотворенный мир, как незримое для других явление горнего в дольнем» [13, с. 317]. На картине Н.К.Рериха мы видим, что путь к этому Высшему преображенному миру лежит через осознание культуры. Свиток Святой Софии венчает Знамя Мира, указывающее направление Космической эволюции человечества. Отметим, что в книге «Аум» проводится параллель между Софией и всенаполняющей космической энергией [14, § 416]. В Учении Живой Этики названы ближайшие дары эволюции: «первый – психическая энергия, второй – движение женщин, третий – кооперация» [15, § 414]. Все они направлены к всеединству человечества и должны осуществиться в пространстве культуры.

 

Своей деятельностью Н.К.Рерих показал, что всеединство является не только теоретической философской концепцией. Великий русский художник впервые предпринял попытку реализовать ее на практике. Знаменательно, что истоки идей Н.К.Рериха лежат в энергетическом пространстве русской культуры. Всеволод Иванов так описывает русский метод объединительного действа: «Он основан на едином порыве, взлете, зове всех к объединению, к всеобщности, в которой должна сохраниться вся пестрота, многообразие человеческих выявлений». Писатель называет эту русскую идею «идеей Вселенности» [10, с. 93].

 

Мысли об охране культуры оформились у Николая Константиновича после путешествия по Руси (1903–1904) [16, с. 227–228]. Понадобилось несколько десятилетий самоотверженной общественной деятельности художника и поддержка многих представителей мировой общественности, чтобы они воплотились в жизнь. Описывая международное общественное движение в защиту культурных ценностей, В.Иванов отмечает: «И это большое движение, небывалое еще в мире, поднял наш русский художник – Николай Константинович Рерих, впитавший его начала в чудесной русской истинной Культуре» [10, с. 73].

 

Как известно, 15 апреля 1935 года 21 страной американского континента был подписан Пакт Рериха и утвержден его символ – Знамя Мира. Исходной идеей для символа Знамени Мира стала икона Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица». В письме к барону М.А.Таубе Николай Константинович пиcал: «Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева “Святая Живоначальная Троица” Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева» [17, с. 358]. Великий русский художник практически реализовал Завет Преподобного Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы преодолевать ненавистную рознь мира сего», который на многие века стал призывом к общинности, всеединству и краткой формулой Космической эволюции, данной в понятном для того времени выражении.

 

К сожалению, Европа и Россия не присоединились к Пакту Рериха. Миру пришлось столкнуться с разрушениями второй мировой войны, чтобы вновь вернуться к идее охраны культуры. 14 мая 1954 года была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, разработанная на основе идей Пакта Рериха. Духовная суть Пакта при этом оказалась не востребована. Если Пакт Рериха называют Пактом Культуры, то Гаагская конвенция стала «Пактом цивилизации». Не удивительно, что при ее разработке был забыт девиз Пакта Рериха «Мир через Культуру», а также изменен его охранный символ – Знамя Мира. В эволюционном плане нужно было непременно вернуться к миротворческим идеям Н.К.Рериха. В этом отношении особенно велика роль инициатора международного культурно-просветительского проекта «Пакт Рериха. История и современность» академика Людмилы Васильевны Шапошниковой и Международного Центра Рерихов. Указанный проект напоминает человечеству об эволюционном пути развития и призывает следовать этим путем.

 

Еще в 1888 году Владимир Соловьёв выступил в Париже с докладом, который назывался «Русская идея». Выдающийся философ видел воплощение этой идеи в объединении народов и преображения человечества на основе этических идеалов христианства [18]. Эти мысли Соловьёва соответствовали философии всеединства и вызвали большой резонанс. Впоследствии его идеи развивали многие философы. В наши дни поиск национальной идеи в России чаще всего ведется в плоскости цивилизации, а не в пространстве культуры. Но еще в начале XX века Н.К.Рерих высказал глубокую мысль: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», показав тем самым связь прошлого, настоящего и будущего через культурную преемственность. Эта же мысль выражена и в Знамени Мира, которое символизирует объединение прошлых настоящих и будущих достижений человечества в пространстве культуры, показывая направление Космической эволюции.

 

Восхождение по ступеням культуры является сутью эволюционного развития человечества. Таким образом, концепцию «Мир через Культуру», можно рассматривать как наиболее яркое выражение русской национальной идеи, а Пакт Рериха и Знамя Мира как конкретный путь ее воплощения. В творчестве Рерихов русская идея представлена намного шире, чем ее видели философы Серебряного века. Единение осуществляется на основе культуры. И на современном этапе эту идею успешно реализует Международный Центр Рерихов (МЦР) [19]. Остается только удивляться, что в России ни ученые, ни философы, ни государственные, ни общественные деятели не обращают на нее должного внимания. Более того, Министерство культуры и Государственный музея Востока, пытаясь разрушить успешно работающий Музей имени Н.К.Рериха МЦР – крупнейший общественный музей России, тем самым искажают исторический процесс в России и затрудняют ход Космической эволюции.

 

Приняв направление культурно-исторического развития, Россия способна объединить вокруг указанной благородной идеи и другие страны. Именно это может принести спасение планете от ужасов мировых войн и новых разрушений, а также вернуть человечество на путь Космической эволюции. Создание мировой общины на основе культурного сотрудничества – знаменательный, неизбежный и неотложный этап истории человечества и планеты. Пакт Рериха и Знамя Мира – дар Учителей Востока и вектор Космической эволюции, который через культурное всеединство человечества ведет к всеединству космическому: «врата Общины ведут к дальним мирам» [20, § 98]. Таким образом, Знамя Мира является не только знаком защиты сокровищ культуры, но и знаменем Космической эволюции, зовом к всеединству, символом Космического Магнита – начала, ведущего Космос к совершенствованию.

 

И Пакт Рериха, и Знамя Мира призывают нас к осмыслению великого назначения человека и всеединства человечества, которые так ярко и образно выразил в своем стихотворении «Посредине мира» поэт Арсений Тарковский (1907–1989):

 

 

Я – человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост…

 

 

 

 

14.04.2019 12:43АВТОР: С.В. Скородумов | ПРОСМОТРОВ: 1499


ИСТОЧНИК: ЯРОО



КОММЕНТАРИИ (14)
  • Иван С.14-04-2019 14:44:01

    Вот именно, что эта Гаагская конвенция изменила знак, взяв за основу идеи Н.К.Рериха, но о нём самом не упомянула ни разу, выпустив довольно объёмистую книжку. А поскольку и то, что принято и разработано этой конвенцией, на сегодняшний день не применяется и не учитывается, то даже "пактом цивилизации" не является.

  • Ксения14-04-2019 15:33:01

    Блестящая и очень актуальная статья! Хочется, чтобы её прочло и осмыслило как можно больше людей. Неужели только через большие потрясения возможно осознание самого необходимого сейчас?

  • Л.Булатова14-04-2019 17:12:01

    О если бы эту статью не просто бы прочитали, но проработали бы все фракции Государственной Думы, все члены правительства, все из администрации Президента, как бы обогатились они не деньгами, конечно, но светлыми
    общемировыми идеями так необходимыми в настоящий момент. Все у нас есть, все дано. Именно этими прекрасными идеями мы и богаты.
    Статья очень хорошая и своевременна.

  • Сергей Скородумов15-04-2019 01:17:01

    Огромное спасибо уважаемой Татьяне Бойковой за публикацию этой статьи! Очень приятная неожиданность.
    Дорогие друзья! Сердечно благодарю вас за отзывы! Планирую продолжить эту тему в новых статьях.

  • ЕЛЕНА15-04-2019 11:45:01

    Сегодня, 15 апреля, в день подписания Пакта Рериха, пусть повсеместно звучат слова Николая Константиновича Рериха, великого гуманиста и мыслителя ХХ-го столетия:

    "Друзья! Приветствую Вас, сошедшихся во имя священного дела Мира. Не случайно мир мыслит о мире, ибо, действительно, вражда и взаимная ненависть дошли до предела. Нарушение творческой жизни увлекает поколения в
    бездну одичания. Никакие поверхностные признаки цивилизации не скрывают одичание духа. В этой вражде, среди земных смятений, разрушаются истинные ценности, творения духа человеческого. Не будем оглядываться назад, где столько плачевных примеров, когда людям приходилось писать памятные слова: "Разрушено человеческим неведением - восстановлено человеческою надеждою".
    Именно ради этой надежды человечества на лучшее будущее, на истинный прогресс духа необходимо охранить истинные ценности. Не буду напоминать историю нашего Пакта, над которым работало несколько Комитетов, Международный союз и две Международные конференции. Несомненность нашей мировой идеи подтверждается существованием Красного Креста. Если Красный Крест печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье.

    ...Мировое Знамя-охранитель истинных сокровищ человечества поможет широко напомнить о том, что должно быть свято охранимо, как вехи и залог для светлого будущего. Школьники от малых лет должны твердо помнить, что там, где Знамя-охранитель человеческих сокровищ, там должно быть приложено особое сбережение, особая забота о достоинстве и дружеское сотрудничество во Благо!"
    (Конвенция Знамени Мира).

  • Людмила 15-04-2019 12:14:01

    Сергей, большое спасибо вам за очень нужную и актуальную статью! Друзья с Международным днем Культуры!

  • Татьяна Бойкова15-04-2019 14:17:01

    Статья действительно отлично написана, впрочем как и многое у Сергея Владимировича. Мне она очень понравилась, потому и решила поделиться ею со всеми нашими друзьями именно в этот день. Наступит день и наше Мировое Знамя-охранитель, станет самым главным Знаменем мира. Друзья, всех с Днем Культуры!

  • Сергей Скородумов15-04-2019 14:26:01

    Благодарю, Людмила!
    Я тоже всех сердечно поздравляю с Международным Днем Культуры!

  • Сергей Скородумов15-04-2019 15:15:01

    Огромное спасибо, Татьяна Николаевна!
    Именно так все и будет. Я в этом нисколько не сомневаюсь. Хорошо бы, если бы все это наступило как можно быстрее, пока человечество окончательно не разрушило планету...

  • Валерия Динабург15-04-2019 15:51:01

    Статья очень значимая, написана и глубоко, и доступно -и для тех кто незнаком с ЖЭ. Как бы хотелось, чтобы ведущая роль подлинной Культуры была бы осмыслена. и спасибо за ваш неустанный труд - это цементирует пространство! И вызывает чувство Единения. Копирую статью через свои ВК и ОК.

  • Сергей Скородумов15-04-2019 21:31:01

    Огромное спасибо, Валерия!
    Я уверен, что осмысление ведущей роли Культуры обязательно наступит. Но до этого времени придется приложить немало сил...

  • Елена Кретова 16-04-2019 09:27:01

    Ещё одна культурная утрата! В знаменательный день сгорел Собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам-де-Пари. Пусть скорее наступит светлое время для Культуры!

  • ЕЛЕНА16-04-2019 15:11:01

    В своей великолепной статье автор ссылается на писателя Всеволода Иванова, который называет русскую идею "идеей Вселенности". Мне сразу вспомнилась значимая речь этого писателя, произнесенная им в далеком 1934 году, в Харбине, на Отчетном организационном заседании
    Русского Комитета Пакта Рериха. Он сказал:

    "Есть идеи, которые руководят миром и которые должны быть воплощены в мир. К этому воплощению вечных добрых идей зовут под Знамя Мира тех, кто готов на утверждение этих идей, на пронесение их сквозь мрак времени, зовут, говоря русским выражением - на подвиг.
    ...Каждый скромный учитель, каждый ученик, сидящий над книгой, каждый кто думает об смыслах и целях истории - должен спешить на звук этого рога, в который трубит Николай Константинович у подымаемых им по миру Знамен Мира.
    И мы, кроме того, понимаем, что этот Мир - в то же время есть и борьба, но борьба не за себя, за свое материальное утверждение, а оборона от нападения темных сил на духовные ценности. Так когда-то св.Сергий благословил меч князя московского Дмитрия Ивановича во имя обороны от чуждого ига".

    Сергей, Вас можно назвать спешащим
    "на звук этого рога, в который трубит Николай Константинович у подымаемых им по миру Знамен Мира". Спасибо!

    Елена Рерих: "Начинание в пользу культурного объединения и насаждения истинного понимания ценностей, творчества духа человеческого в молодом поколении само по себе настолько неотложно, настолько созидательно, что не нуждается ни в каких аттестациях со стороны мертворожденных организаций. Каждое дальновидное правительство должно усмотреть в Знамени этом движение в пользу порядка и строительства".

  • Сергей Скородумов18-04-2019 01:55:01

    Уважаемая Елена!

    Благодарю Вас за отзыв!
    У Всеволода Иванова есть очень глубокие прозрения.
    И пишет он просто великолепно. Я продолжу эту тему. Меня очень интересует философия "русской идеи".

    Спасибо!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »