Антон Надточеев. Всего лишь ширма? // Версия. Вышла в свет книга Учения Живой Этики «Община» на финском языке. СОЗЫВ II МЕЖДУНАРОДНОГО СЪЕЗДА РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ «ЕДИНЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО РЕРИХОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ НАСЛЕДИЯ РЕРИХОВ». Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза // Культура и время, 2002, № 1–2. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Не умалить духовной значимости Учения. П. Е. Федоров


Уже пять лет ездит по стране со своими слайд-программами на рериховские темы Петр Евгеньевич Федоров. Знают его зрители и по спектаклям, которые он ставит, и по телевизионным передачам, где он предстает как актер, и по его большой организационной работе в фестивалях «Урусвати», «Белый лотос» и других, регулярно проходящих в Музее космонавтики в Москве. Менее известна его научная деятельность. П. Е. Федоров — кандидат искусствоведения, исследует творческое наследие Е. Б. Вахтангова.

В публикуемой статье, кандидат искусствоведения П. Е. Федоров размышляет о проблемах сегодняшнего рериховского движения.

Из предисловия к статье
редакции журнала ДЕЛЬФИС

 

«Мир через Культуру» — этот рериховский принцип наиболее важен сейчас. В эпоху сумятицы и дисгармонии, распада устоев и потери равновесия так необходимы Мир, Гармония и Единение. И путь к ним — «через культуру». «Культ-ура» — по-рериховски почитание Света. Здесь кроется глубоко духовный и сокровенный смысл. Бог проявляется в человеке через творчество, а творчество слагает Культуру. Хочешь приблизиться к Богу — твори, созидай. Н.А.Бердяев считал, что Бог ждет ответа на свое творение от человека в его творческом акте. Человек обязан творить, и в этом — его ответ Богу...

И у Рериха Культура предстает как духовный язык, способный объединить человечество.

Мне думается, что сейчас с особой силой должно зазвучать у нас рериховское понимание Культуры, ибо как никогда сегодня обнажились корни нашего глубочайшего невежества. И даже дело не в том, что у нас мало знаний, что мы интеллектуально мало развиты. А в том, что мы лишены духовного опыта, что порвали с духовной традицией, у нас нет понимания Бога, основанного на собственном, как говорит Учение «Живой Этики» или Агни Йога, «чувствознании», имеющего в основе личное общение с Высшим в своей собственной душе. Нам еще только предстоит осознать неотъемлемое право человека на внутренний мир. А ведь это осознание есть лишь первый шаг к духовной встрече с Высшим.

Сейчас все больше людей приобщаются к Агни Йоге. Один молодой человек спросил меня, встречал ли я Агни Йога, написавшего пьесу на темы Учения. Я ему ответил, что вообще Агни Йога не встречал. Агни Йог — понятие слишком высокое, чтобы употреблять его всуе. Агни Йога предполагает, помимо всего прочего, неведомый нашему обывателю уровень культуры, духовного знания. Она апеллирует к таким понятиям, которые нам, порой, совершенно незнакомы. Агни Йога предполагает расширение и утончение сознания. Но все ли читающие Учение понимают это?

Платон, Аполлоний Тианский, Акбар Великий, Будда, Христос, Сергий Радонежский, Гессэр, Майтрейя, Риг-ден-Джапо — вот хотя бы несколько имен, которые многократно встречаются в книгах «Живой Этики». Очень важно, чтобы знакомство с ними подвигнуло нас к изучению Великих Обликов. Так должно быть. В этом — неистощимый источник для творческого роста.

Однажды вступивши на Путь Ученичества, человек будет учиться до конца своих дней. Это предполагает и определенную самодисциплину и желание самоусовершенствоваться, и умение работать над собой...

Мы всегда должны помнить, что Учение, принесенное в мир Рерихами, апеллировано прежде всего к культурному, духовному, образовательному уровню Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Но разве мы можем сравниться с ними? Боюсь, что мы не ведаем одной тысячной доли того, что было для Рерихов само собою разумеющимся. И когда они творили «Мир через Культуру», то знали, что делали. А что означает слово «Культура» для современного человека, жителя стран СНГ? Нам так долго пытались привить понимание того, что культура — надстройка над прочным фундаментом производства, что это «специфический способ организации и развития человеческой деятельности», как утверждает Философский энциклопедический словарь. Но в чем заключается истинный смысл культуры, раскрыли лишь Рерихи. Живую Этику надо воспринимать вкупе со статьями Николая Константиновича, развившего в них уникальную концепцию духовной культуры XXI века.

Да, Агни Йога для многих — спасательный круг. Но мы должны помнить, что мы лишь узнали о том, что есть такой Путь. Может быть, мы делаем на нем первый шаг. Но упаси Бог подумать, что мы уже чего-то достигли. Мыслить так значило бы умалить Учение. Мы можем только начать идти. Слава Богу, в нас еще жива искра духа, мы должны осознать ее и помочь другим найти ее в себе.

Один из главных заветов Агни Йоги — действовать каноном «Господом Твоим». Не навязывать своего Бога, не насиловать чужие душу и волю, но помогать другому стать самим собой, познать Бога в себе, выявить свои божественные потенции. Это необычайно трудно. Особенно после нашего семидесятилетнего насилия над собственным сознанием, совестью и душой.

Елена Ивановна писала, что не любит скрывать трудности, не любит «убаюкивать розовыми обещаниями» и знает, «как далеко носить камни, как велико безводье». Мы должны понять беспредельность пути, и только тогда мы подойдем к Агни Йоге без привычки к скоропалительным решениям, без шапкозакидательства, без бездумного самомнения, но с глубокой мерой собственной души и сердца. Психическая энергия, предупреждала Елена Ивановна, — опасная вещь. И Учение, в котором предлагаются пути к освоению этой энергии, не должно браться кавалерийским наскоком.

Н. А. Бердяев писал, что больше всего его настораживает в теософской литературе (он имел в виду не книги Е. П. Блаватской, а современные ему комментарии ее учеников и последователей) — отсутствие самостоятельной творческой мысли. На мой взгляд, эта же проблема встает сейчас и перед многочисленными рериховскими организациями и обществами.

Дано Учение из Высокого Источника, в нем разбросано столько тем для мыслетворчества... Сможем ли мы быть достойными мыслить на темы Учения? Сумеем ли постичь глубину и проявить самостоятельность и творческую активность? Ведь еще Будда заповедывал ученикам соотносить сказанное с собственным опытом. На это неоднократно указывали и Елена Ивановна, и Николай Константинович. А сколько в Живой Этике говорится о самодеятельности... Сегодня много уже написано статей и книг об Агни Йоге и Рерихах. Но много ли в них свежих мыслей? Есть ли попытка творческого развития положений Живой Этики, есть ли дерзновение сознания?

Пора от восхищения переходить к осмыслению и действию. Пусть будут иной раз и ошибки, но пусть мысль вонзается в пространство! Мы не должны бояться действовать, иначе активный и творческий дух Агни Йоги не проявится в нас, и вся деятельность рериховских организаций превратится в пережевывание общеизвестного. Насколько же далека подобная перспектива от тех уроков, которые дает нам жизненный пример семьи Рерихов!

В книгах Агни Йоги соединяются культура и история России, Индии, Китая, Японии, а также Античности и Средневековой Европы. С удивительной достоверностью воплощает Николай Константинович в своих картинах облики Лао-Цзы, Конфуция, Магомета, Христа, Будды, Миларепы, Ченрези, Сергия Радонежского... Такое проникновение в глубь истории, философии, религии невозможно без чувствознания, высокой интуиции, но оно невозможно и без подлинного знания и постижения общечеловеческой культуры. Огненная мысль объединяет различные духовные течения — «на всех путях ко Мне встречу тебя...»

Николай Константинович и Елена Ивановна ведут без отрицания, давая по сознанию и направляя к лучшим возможностям. «Друзья, самый плохой советчик — отрицание. За каждым отрицанием скрыто невежество,» — пишет Н.К.Рерих в своих алтайских дневниках. Отрицание — одно из деяний невежества. К сожалению, наш разум пока очень склонен к отрицанию. Мы боимся всего, что может разрушить наш стереотип.

Как известно, одной из забот мастеров Дзен было недопущение создания в сознании ученика стереотипа. Считалось, что монашеский, религиозный стереотип поведения и мышления ничем не лучше мирского, и что замена одного стереотипа другим не приносит ни прозрения, ни освобождения.

К сожалению, у многих людей, причисляющих себя к последователям Агни Йоги, создается своеобразный стереотип избранности, когда собственная значимость ставится во главу угла — «Я занимаюсь самым важным делом, Я выполняю свою миссию, Я вношу в жизнь Живую Этику» и т.д. — а окружающие превращаются в невежественных варваров. В этом случае «мое мнение» становится критерием оценки других, «мое понимание Агни Йоги» — мерилом сознания ближних и дальних. Старый эгоцентризм и Новое Учение... Нот дисциплины мысли и воли, нет устремления к совершенствованию самого себя, что должно проявиться в действенном служении Высшему и общему, другим людям. Зато есть ощущение себя в пространстве и мысль о собственном «посвящении». Здесь и таится камень преткновения. Но стоит посмотреть правде в глаза, и тогда со временем ситуация может измениться к лучшему.

У нас не выработана привычка к трезвому отношению к самим себе. Без экзальтации, без самовосхваления и самобичевания... Спокойно, по-рабочему день ото дня улучшать качество своего труда, по капле, по песчинке. Работать над своим сознанием и мышлением чрезвычайно трудно.

И все же чувствовать себя приобщенным к таинствам Бытия так хочется! Часто вокруг какой-то личности собираются люди, воспевающие ее, как новоявленного Иерарха. Это помогает самоутвердиться и тем, кого воспевают, и тем, кто поет. Случается, что эту идею подхватывают средства массовой информации и широковещательно объявляют о приходе очередного мессии. Достаточно вспомнить статью в одной из рижских газет, где безапелляционно и бескомпромиссно утверждалась принадлежность к Иерархии Светлых Сил одних деятелей рериховского движения и предание анафеме других. Я хотел бы посоветовать авторам подобных статей или заявлений по телевидению представить себе Елену Ивановну или Николая Константиновича, утверждающих свою причастность к Учителям Востока с помощью современных средств массовой информации, да еще с претензией на единственность и уникальность!

Все это ведет к разъединению в рядах рериховского движения, к образованию групп и группировок вокруг враждующих друг с другом лидеров, обуреваемых непомерными амбициями и самомнением. Появляются воззвания, обращения, требующие расправы с очередным врагом или врагами.

«Черные» и «белые», «наши» и «не наши», «хорошие» и «плохие» — наивные детские понятия, привитые «киноправдой» соцреализма, учебным процессом и идеологической пропагандой, продолжают выявляться независимо от нас в наших поступках и суждениях. Они лишь переходят из политических и экономических сфер, из обыденного мира в мир иной. Мы переносим их в духовные сферы, подменяя познание утверждением подобных ложных ориентиров. Охота на ведьм и врагов народа, привычка обвинять в своих бедах соседа оказываются вдруг в сознании обывателя смешаны с понятиями Кармы, борьбы Света и Тьмы, рождения Новой Расы, духовного водительства и т.д. И старый фантом большевистско-обывательской одномерности вдруг получает новую жизнь. И методы вспоминаются знакомые: борьба с врагами (своими литературными или идейными противниками, которые осознаются как «враги Учения» и противники единственно верной стези постижения Агни Йоги — «Моей стези»!) С помощью прессы, административных запретов, кулуарной возни — словом, всего того, что никакого отношения к Учению «Живой Этики» не имеет. И все это — под благими знаменами утверждения рериховских идей!

Наше невежество играет с нами дурную шутку, и получается перевертыш. Опять недостаток культуры и шапкозакидательство. Опять непримиримость и вражда к духу, но уже не в политико-экономической сфере, а в плане духовности, что во много раз страшнее...

Агни Йога — айсберг, где книги Учения — лишь верхушка. Глубинное, сокровенное не лежит на поверхности открыто. Чтобы постичь эзотерическую сущность его, нужно приложить труд и годы жизни, развить интуицию, расширить и утончить сознание, преобразить себя. Но мы снова склонны к активному преображению окружающих и внешнего мира, забывая о том, что отсчет в Новой Эре, если мы действительно к ней стремимся, нужно начинать с себя.

Неужели же собственная история нас так ничему и не научит? Агни Йога — духовное учение, к которому обывательская мерка не применима. Понять это — значит сделать шаг к отказу от стереотипа, значит подойти к возможности следовать путями Живой Этики, значит подойти к Вратам Мира Духовного, мыслить о котором нельзя понятиями, взятыми из обывательского словаря.

Хочется сказать и о распознавании, основанном на чувствознании. Слишком много в последнее время появляется «посланий» от Е. И.Рерих, да и других Высоких Сущностей. И находятся же средства, чтобы их выпускать даже отдельными книгами! Некоторое время назад среди рериховцев прошла сенсация — появились 12 писем-посланий из надземных миров Е.И.Рерих. И легковерные поверили. Некоторые группы в Сибири даже посчитали возможным рекомендовать их своим членам. Согласно предисловию, эта небольшая книга составлена из посланий, переданных Е.И.Рерих в октябре-ноябре 1991 года в порядке скорой помощи, чтобы мы могли подготовиться к испытанию космическим огнем, «доочиститься и доукрепиться духом, душой и телом».

Обращает на себя внимание терминология, не говоря уже о существе писем: «скорая помощь», «спускают», «щадящий тренирующий режим» и т.д. Не отдает ли это по сравнению с подлинниками Агни Йоги, писем Е. И. Рерих интеллектуальным убожеством?

В другой подобной книге, по свидетельству автора, Урусвати, т. е. Е. И. Рерих, просто говорит из Высшего Мира контактеру: «Здравствуйте, Я — Лена». По-моему, комментарии здесь излишни...

Нужно действовать самостоятельно, нужно не бояться ошибок, нужно избегать отрицания, но надо ведь и соизмерять свои возможности и сегодняшнее состояние сознания с вершинами духовной мысли Живой Этики, соотносить свою жизнь и жизненный путь Рерихов. Я думаю, такое сопоставление полезно нам всем. Не для того, чтобы умалить самих себя, а чтобы не умалить облики Учителей и духовной значимости Учения. Всегда полезно взглянуть на себя со стороны и понять, как необходима нам культура вообще и культура мышления в частности.

24.04.2008 03:00АВТОР: П.Е. Федоров | ПРОСМОТРОВ: 1532




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Перспективы рериховского движения »