26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Ноосферизм современной эпохи. А. И. Субетто


- 1 -

Ноосферизм – новая научно-мировоззренческая система, ноосферно-ориентированный синтез наук и одновременно – идеал социального устройства в XXI веке в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Одновременно Ноосферизм – это идеал динамической социоприродной, ноосферной Гармонии, которая должна появиться как Ответ на Вызовы современной эпохи.

«Ноосферизм современной эпохи» – это учение, раскрывающее стратегию развития человечества в XXI веке, как стратегию ноосферного развития, а иначе, при иной логике развития, при сохранении нынешних экологически разрушительных процессов человечество может исчезнуть с лица Земли даже до середины XXI века.

Рубеж ХХ-го и XXI века несут на себе печать трагического периода в Истории человечества, связанного с тем, что начали действовать императивы Биосферы и «Земли-Геи» (понятие Дж. Лавлока), как суперорганизмов, имеющих собственные гомеостатические механизмы, отрицающие прежние ценности и механизмы рыночно-капиталистической цивилизации «Запада», называемой под символами «демократии» как «эталон» социально-экономического бытия и развития, всему человечеству, в том числе и России.

В начале 90-х годов по моей фиксации уже состоялась первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, обозначившая Конец или Финал Истории, но не в Логике заявления Фрэнсиса Фукуямы, как победы капитализма, либерализма, «строя Рынка и Денег» на вечные времена, а в Логике наступивших Экологических Пределов именно этой форме – рыночно-капиталистической на безе ценностей свободы рынка, свободы передвижения капитала и частной собственности, – хозяйствования.

К сожалению, осознание этого трагического факта и в науке, в том числе экономической и экологической, и в политике, и в среде мировой интеллектуальной элиты происходит очень медленно, я бы сказал, трагически медленно.

Это состояние назову «Глобальной Интеллектуальной Черной Дырой», которая если будет охраняться, то она затянет в себя как в «дыру небытия» все человечество и Россию уже после 2050 года, потому что «рубрикон» человечеством в сторону его перехода в пространство «клинической коллективной экологической смерти» произойдет после середины XXI века.

Что такое есть «глобальная интеллектуальная черная дыра»? Здесь я развил метафору – понятие «интеллектуальной черной дыры», введенной В.П. Казначеевым в середине 90-х годов. По его оценке, современная эпоха характеризуется огромным разрывом между в величиной темпов роста негативных, катастрофических, антропогенных воздействий на живое вещество Биосферы, в том числе на «монолит разумного живого вещества» в лице человечества, и величиной темпов исследования этих «изменений», происходящих по вине человека, что приводит к увеличению запаздывания реакции человеческого «разума», находящегося в «угаре» гонки за прибылью (я его в одной из своих работ назвал «Анти-разумом», см.: Субетто А.И., «Разум и Анти-Разум», 2003), на эти катастрофические для него изменения. Мое понятие «Глобальной Интеллектуальной Черной Дыры» расширяет предложенную Казначеевым метафору. Она отражает значительное опережение темпов развития Глобальной Экологической Катастрофы от темпов ее комплексного, системного познания и просвещения и образования человечества в целом, населения всех стран мира, от темпов возможной консолидации коллективного человеческого разума на Земле и принятия коллективных мер для своего спасения.

Доктор физико-математических наук Л.К. Фионова, независимо от меня, исходя из своих исследований и своего анализа уже в начале XXI века, приходит к неутешительному выводу. «Температура планеты угрожающе быстро растет. – За весь XIX век рост температуры составил около 0,1 градуса. В последнее десятилетие ХХ века этот рост составлял в среднем 0,3 градуса в год. В начале XXI века рост ускорился. В 2004 году среднегодовая температура повысилась на 0,5 градуса, на европейском континенте – на 0,73 градуса. – Лето 2005 года в Европе было самым жарким за 300 лет наблюдений. Осень 2005 года на всей территории Европы показала превышение температуры над климатической нормой около 7 градусов, в европейской России очень поднялась на 30-40 дней сверх нормы: в сентябре средняя температура Подмосковья составила около +20 градусов, что на 4-5 градусов выше нормы». Осень 2006 года показала такие же тепловые аномалии, такой же необычно аномально, теплой, оказалась зима 2007 года. Теперь мы наблюдаем погодные катаклизмы в Европе и США летом этого, 2007 года. Л.К. Фионова повторяет мою оценку, которую я сформулировал в 1990-91 гг., – развивается Глобальная Экологическая Катастрофа. Понимает ли это Правительство США, где наиболее развита техника ведущегося глобального экологического мониторинга? – Вполне возможно, что нет, но знают и соответствующую информацию скрывают от населения. Так, например, бывший вице-президент при Клинтоне Альбер Гор 15 февраля 2007 года «озвучил» призыв: «спасать самих себя»: Он говорил, что мне «остается говорить о серьезности изменения климата!». Власти США немедленно оказали давление на А. Гор соответствующими «методами».

Таким образом, наблюдается сознательная «политика замалчивания» со стороны глав стран «западной цивилизации», т.е. со стороны метрополии глобального империализма. Цель такой политики, по оценке Л.К. Фионовой,«сохранить человечество в неинформированном, дебильно-благодушном состоянии, чтобы оно в поисках виновников кризиса не обратило свои взоры к нынешним хозяевам мира». Статья Фионовой в «Советской России» от 5 июня 2007 года (с.4) так и называется «Прообраз потопа», с подстрочным примечанием: «Мнение ученого: глобальная экологическая катастрофа – приговор капитализму».

Преодоление Глобальной Экологической Катастрофы и «Глобальной Интеллектуальной Черной Дыры» – задача и для России, и для человечества на ближайшие десятилетия. Человечество, человеческий разум в соревновании с нарастающим потоком экологических и с ним связанных социально-экономических и политических проблем в обществе за свою жизнь и за свое будущее – эволюционное будущее – находится в «цейтноте».

И в том, что такое состояние существует, – большая вина падает на науку, на ученых. Сложившиеся императивы со стороны Биосферы к человеческому разуму требуют от него Великого Отказа от «ценностей – священных коров» – частной собственности, свободного рынка, примата прибыли над духовными ценностями и качеством жизни людей труда, но одновременно они требуют Нового Синтеза всех научных знаний, который бы вооружил человеческий разум правильной стратегией выхода из исторического Тупика в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

Такой синтез я назвал в 90-х годов (1993, 1994) уже прошлого ХХ-го века Ноосферизмом. Вышла в 2001 году первый том задуманной мною многотомной монографии «Ноосферизм». В настоящее время издается 13 томов моих «Сочинений» под единым названием «Ноосферизм». Уже опубликовано 9 томов.

В 2003-ем году вышла коллективная монография «Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения и поиск ноосферной модели будущего человечества», в которой приняли участие В.Т.Пуляев, А.А.Зиновьев, Г.А.Зюганов, В.Н.Сагатовский, В.Ю.Татур, Е.П.Борисенков и другие. В ней категория Ноосферизма получило одобрение.

- 2 -

Современную эпоху можно охарактеризовать, как Эпоху Великого Эволюционного Перелома [1], которая несет в себе дилемму Будущего для человечества: или рыночно-капиталистическая по причинам, экологическая по содержанию, гибель всего человечества уже к середине XXI века, или Ноосферно-социалистический Прорыв в будущее – выживание человечества в форме ноосферного социализма в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Человечество уже в конце ХХ века оказалось в «капкане» первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы [2]. Понятие «первой фазы» означает, что человечеством в этом «падении» в «пучину» («инферно») Глобальной Экологической Катастрофы «точка невозврата» еще не перейдена, но может быть перейдена в период с 2020 по 2040гг.

Природа как Суперорганизм (Земля – Биосфера – Космос) уже сигналит нам «красным цветом» тревоги, но мы, к сожалению, находясь в «пространстве безумия» гонки за наживой, прибылью, не видим и не слышим эти сигналы тревоги, подаваемые нам Природой в форме усиливающегося потока экологических катастроф. Некоторые из «безумных» мыслителей, а нам следует помнить пророческую мысль Н.А. Бердяева, высказанную им еще в начале ХХ века, в 1918 году, – «Своекорыстие таит в себе безумие», пытаются ухудшающуюся экологическую ситуацию «сбросить» как «вину» на научно-технический прогресс, не видя, что причина не в технике, а в господстве Капитала, а вернее, по автору, – в капиталократии [3, 4]. Следует еще раз привести знаменитое положение Карла Маркса, которое нынешняя российская капиталократия и обслуживающие ее «либеральные» ученые и идеологи не хотят вспоминать: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли как природа боится пустоты. Но, раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов – и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он ни рискнул бы хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносит прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство – контрабанда и торговля рабами» [5, с.770]. Это свойство «общества господства Капитала» и ввергло человечество в экологическую катастрофу. И в этом контексте технологии, технические изобретения и научные открытия становятся только инструментами капиталорационализации бытия человека, которые приобретают функцию не только эксплуатации человека, но и природоистребления ради сверхобогащения мировой финансовой капиталократии.

Региональная экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, виновницей которой стала ТНК «Бритиш Петролеум», которая, похоже, привела к охлаждению теплых вод Гольфстрима и возможной, по этой причине, климатической глобальной бифуркации, региональная экологическая катастрофа в Венгрии и придунайских государствах в результате прорыва ядовитого шлама на одном из алюминиевых заводов в сентябре 2010 года, нарушения циклональной климатической структуры в Северном Полушарии Земли, приведшей к невиданным жаре и пожарам в России и катастрофическим ливням в Западной Европе летом 2010 года, и т.д. – только пример ускорения процессов экологического глобального сдвига в пространстве Глобальной Экологической Катастрофы, которые интеллект политиков стран мира и России не способен даже осознать. Б. Коммонер в работе «Замыкающийся круг» (1973) предупредил человечество в форме вердикта: технологии на базе частной собственности уничтожают самое главное богатство человечества – экосистемы [6]. Вот почему наступило время Краха рынка, капитализма и либерализма – время Отказа человечества от капиталистических ценностей [7].

Где же выход? Выход в переходе человечества к эпохе ноосферной цивилизации на базе ноосферного социализма. А для этого требуется ноосферно-ориентированный синтез наук, мировоззрения и идеологии, т.е. Ноосферизм [2]. Ноосферизм есть развитие учения о ноосфере В. И. Вернадского в современную эпоху.

И именно в этой логике встает вопрос о ноосферной парадигме технологического развития стран мира, о «ноосферном формате» технических изобретений и научных открытий.

Речь идет о том, чтобы общественный интеллект всю мощь науки и технического гения человеческого разума направил на создание ноосферных технологий, ноосферной техносферы, ноосферноориентированных технических изобретений.

Отметим, при этом, что под ноосферой понимается новое состояние Биосферы, в котором человеческий Разум обретает биосферную функцию, становится «биосферным разумом», гармонизирующим отношения человечества, как части Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов, и Биосферы и планеты Земля в их единстве, как Целого.

Как близкую постановку данной проблемы на конкретно-техническом уровне, можно указать на «Проект «Ноосферные транспортные системы Сибири и Дальнего Востока» (Итоги реализации) [8], авторами которого стали П.Т.Драчев, А.Н.Никитин, В.А.Кноль, В.М.Ботвинков, Н.К.Дударева, В.П.Зачёсов, А.Н.Кирилин, В.В.Колганов, Н.И.Ланьков, О.Н.Лебедев, Е.А.Лозовик, Н.Н.Лукъянчиков, В.И.Любимов, Г.А.Маленков, В.А.Минеев, В.В.Назаров, Л.В.Новиков, И.А.Рагулин, В.А.Седых, С.М.Семенов, С.С.Ткачев, В.А.Шапиро, А.Э.Юницкий, И.И.Яновский. В этом «Проекте» по созданию ноосферных транспортных систем были представлены комплексные программы по развитию новых – ноосферных видов транспорта, формирование ноосферных промышленно-транспортных комплексов (НПТК), создание экспериментальной модельной территории на базе Байкальского региона [8, с.31].

В проекте раскрыты экосберегающие ноосферные технологии на основе принципиально новых технических принципов, например – струнный транспорт А.Э. Юницкого, экранопланы разных типов – речных, океанических, специально предназначенных для акватории Северного Ледовитого океана («Волга-2», «Ракета – 2», «Иволга-2», «НВА-06-10», «РТ2-760») [8].

Струнная транспортная система на основе конструкции «рельса-струны» демонстрирует принципиально новый подход к транспортировке людей и грузов, экологическая и экономическая эффективность которой выше существующих наземных видов транспорта приблизительно на порядок [8, с.492 - 496].

Для России, как самой холодной, с большим хронотопом, цивилизации в мире, струнный транспорт совершенно по новому и эффективно решает проблемы перемещения сырья и энергоресурсов (для Сибири и Заполярья – в особенности).

К сожалению, под разговоры об инновационной экономике в России принята стратегия «догоняющего игрока», вместо того, чтобы сделать ставку на технологии, которые созданы в России и не имеют аналогов в мире. В этом проявилась колониальная природа нынешней российской капиталократии.

Не менее серьезные ноосферно-технологические прорывы имеются в развитии энергетики на принципах «физики Тесла», аксионной и торсионно-солитонных теорий (В.Ю.Татур, Е.Е.Акимов, Г.И.Шипов, Д.С.Стребков и др.).

Открываются возможности на основе аксионной теории создания новых аксионных технологий выращивания растений, энергетических установок на базе распада аксионов на фотоны, ЭВМ с аксионной памятью, защиты от геопатогенных зон, аксионной диагностики «здоровья» биогеоценозов и биосферы в целом, астрофизической аксионной аппаратуры (развитие экспериментов Козырева – первый шаг) [9, с.193, 194].

Ноосферные технологии – единственный путь в освоении полезных ископаемых Севера.

Но нужно еще раз осознать, что проблема перехода на ноосферные технологии неотделима от проблемы перехода России и человечества к ноосферному социализму, связанного с отказом от господства частной капиталистической собственности, рынка и прибыли, т.е. перехода к ноосферным социальным технологиям жизни людей и народов.

- 3 -

Мною выдвигается восемь главных положений ноосферной доктрины глобального развития.

 

Положение 1.

Поиск новых ресурсов глобального развития, как проблема, не может быть решена вне ноосферно-социалистической парадигмы развития человечества или Ноосферизма.

Фактически речь идет об альтернативе рыночно-капиталистической глобализации – глобализации ноосферно-социалистической.

Почему именно так ставится автором вопрос?

 

Положение 2.

Потому что человечество оказалось в состоянии первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, вызванной рыночно-капиталистическими механизмами хозяйственного природопотребления и соответствующей системой индивидуалистических, эгоцентричных ценностей, сориентированных на безмерное материальное потребительство, роскошь, обогащение и гедонизм.

Наступили Экологические Пределы, и это нужно всем людям на Земле еще осознать, капитализму, рынку, частной капиталистической собственности и индивидуалистической, эгоцентричной парадигме системы ценностей.

 

Положение 3.

Что ждет человечество на рыночно-капиталистическом пути?

Двойной коллапс – социо-биосферный (по основаниям Большой Логики Социоприродной Эволюции) и социально-глобальный (по основаниям Внутренней Логики Социального Развития) уже в 2025±5 году, который может стать этапом перехода человечеством экологической «точки невозврата» уже в 2030 – 2040 гг. и возможной экологической гибели человечества в XXI веке, а в худшем сценарии – к середине XXI века [10-12].

 

Положение 4.

Что означает все это, представленное «положениями 1-3»?

Это означает, что человечество уже вступило в Эпоху Великого Эволюционного Перелома с космоноосферным «вектором» ожидаемых качественных изменений в социоприродной эволюции человечества.

И поиск новых ресурсов глобального развития требует замены рыночно-капиталистической парадигмы Истории на ноосферно-социалистическую парадигму.

Это означает, что человечество вновь, как и в начале ХХ века, в начале XXI века сталкивается с социалистическим императивом, но уже императивом более жестким, возникающим из «оснований» Большой Логики Социоприродной Эволюции (БЛСЭ), из уже состоявшейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которая продолжает, пока доминируют рыночно-капиталистические ценности, углубляться.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома требует своими императивами от человечества перехода к:

• ноосферному духовному экологическому социализму;
• управляемой социоприродной – ноосферной эволюции;
• образовательному обществу;
• доминанте общественного интеллекта и закона кооперации в социальной эволюции.

 

Положение 5.

Таким образом, Ноосферная Парадигма Глобального Развития Человечества есть:

При этом образовательное общество и общественный интеллект, как категории, взаимосвязаны: образовательное общество есть такое общество, в котором обеспечивается, благодаря всемерному развитию образования, восходящее воспроизводство качества общественного интеллекта.

 

Положение 6.

Таким образом, человечество стоит в начале XXI века перед императивом ноосферного прорыва, весть о котором и интеллектуальный потенциал которого формируются именно в России.

Почему?

Да, потому что история России подарила миру Эпоху Русского Возрождения (XVIII – XXI вв.), начавшуюся с Петра Великого и М.В.Ломоносова, с космоноосферной устремленностью, которая представила миру русскую философию и Русский Космизм, учение о ноосфере В.И.Вернадского, прорыв в Космос и первый прорыв е социализму в ХХ веке, развивающуюся ноосферную революцию в науке и образовании («вернадскианскую революцию»), результатами которой являются:

• ноосферизм – новая ноосферная научно-мировоззренческая система, ноосферно-ориентированный синтез всех наук и учение о ноосферном социализме, а также система представлений о будущей парадигме развития, как социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества;
• ноосферное образование;
• ноосферная культура.

 

Положение 7.

Главный ресурс ноосферного развития – это Система «Учитель» (в определении Н.Н.Моисеева) или система ноосферного образования, формирующее ноосферного человека, ноосферный общественный интеллект, опирающихся на ноосферно-социалистическое научное мировоззрение, космоноосферную научную картину мира и ноосферно-ориентированный синтез наук.

Нужно осознать, что образование становится «базисом базиса» материального и духовного воспроизводства, «социального кругооборота качества». Это означает, что экономика и общество трансформируются в образовательные ноосферные экономику и общество, в «пространстве» которых соблюдаются требования закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

 

Положение 8.

Что означает положение 7?

О чем идет речь?

О ноосферном преобразовании способа общественного производства (в определении К.Маркса), т.е. о становлении ноосферных производительных сил, ноосферных производственных отношений (или другими словами – о ноосферном единстве производительных сил и производственных отношений), о вытекающих из них – ноосферных жизненных силах, ноосферном качестве жизни и его основных ценностях – всчеловечности, всемирности, любви (альтруизме), добротоделании, ноосферной свободе как форме реализации Космопланетарной Ответственности Человека за сохранение всего богатства Жизни на Земле, которая востребует Живую Этику Русского Космизма.

- 4 -

Возвращаясь к проблемам развития науки в современную эпоху, нужно отметить феномен «вернадскианской революции».

Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения как поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI века, охватывает все науки и все сферы непрерывного образования и просвещения, выдвигая «проблему управляемости социоприродной динамической гармонией» как «ведущую проблему ноосферогенеза XXI века» [13, с.9]. Результатом вернадскианской революции, который находится в процессе становления, и является Ноосферизм, который, есть «не только новая модель бытия, социоприродного гомеостаза, но и новая философия, новая научная картина мира, новое качество человека. В этой философии понимание природы как Самотворящий Природы, Природы-Пантакреатора, понимание не только бытия человека, но и Бытия вообще, как креативного бытия, становится важнейшим онтологическим основанием. Илья Пригожин заметил: «Пассивная Вселенная не способна порождать созидающую Вселенную» [13, с.9].

Ноосфера – это новое состояние Биосферы, в котором Человеческий Разум обретает содержание «Биосферного разума» [2] и соответственно содержание ноосферного разума, выполняя роль управляющего звена в гомеостатических механизмах Биосферы и Планеты Земля. Иными словами, ноосфера – это есть управляемая социобиосферная (социоприродная) эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества и соответственно – управляемая социобиосферная (социоприродная) эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества и соответственно – управляемая социобиосферная (социоприродная) динамическая гармония. Это означает возможность такого смыслового тождества:

ноосфера ≡ биосфера, ассимилированная человеческим разумом ≡
≡ управляемая социобиосферная эволюция (гармония) (1)

Из этого тождества следует, что Ноосферизм есть особый ноосферно-ориентированный синтез наук, происходящий в XXI веке, чтобы вооружить человеческий разум таким комплексом знаний о Природе, Обществе и Человеке, который позволял бы ему качественно выполнить свою миссию управления социоприродной эволюцией в рамках тех законов и ограничений, которые выражают действие гомеостатических механизмов Земли, Биосферы, Солнечной системы, возможно, Галактики, Вселенной (если следовать представлениям, изложенным в работах [1, 2, 12].

Весь корпус научных знаний может быть представлен пятью основными метаблоками знаний – естествознанием, обществознанием, человекознанием, технознанием и метазнанием. Становление Ноосферизма опирается на ноосферизацию этих метаблоков единого корпуса знаний и более того – несет в себе программы их ноосферизации в XXI веке. Иными словами, ноосфера или космоноосфера, будучи «фокальным центром» парадигмальной вернадскианской революции, рождает ноосферные парадигмальные революции в каждом из этих метаблоков, определяя:

ноосферное естествознание,
ноосферное обществознание,
ноосферное человекознание,
ноосферное технознание,
ноосферное метазнание.

 

Эти формируемые 5 ноосферных метаблока, которые являются важной задачей деятельности Ноосферной общественной академии наук, представляют собой основу фундаментализации ноосферного непрерывного образования, мы надеемся, в будущем.

Ноосферное естествознание формируется во взаимодействии с остальными 4-мя метаблоками – ноосферными обществознанием, человекознанием, технознанием, метазнанием, – обогащаясь этим взаимодействием.

«Наука едина, и все исключения области ее ведения теснейшим образом между собой связаны. Это эмпирическое обобщение столь прочное, что оно не может быть изменено волей отдельных личностей», – говорил В.И. Вернадский в докладе, прочитанном в 1931 году в Московском обществе испытателей природы (МОИП) и в Ленинградском обществе естествоиспытателей, «Изучение явлений жизни и новая физика» [15, с.363]. В «Философских мыслях натуралиста» он подчеркивал: «Связывая явления жизни в аспекте их атомов и учитывая, что они идут в биосфере, т.е. в среде определенного строения, меняющейся, только относительно, в ходе геологического времени, что они генетически неразрывно с ней связаны – неизбежно ясным становится, что биогеохимия должна глубочайшим образом соприкасаться с науками не только о жизни, но и о человеке, с науками гуманитарными…» [16, с. 127].

Итак, должна произойти переформация естествознания и единого корпуса научного знания, где системообразующим компонентом должно стать биосфероведение (биосферология), а затем в будущем, по мере ноосферизации, – ноосфероведение (ноосферология). Изобразим это схемой:

 

 

Ноосферное естествознание – это сложившийся корпус естественно-научного знания, который претерпевает трансформацию, а вернее – перестроение, с позиций ноосферного его предназначения.

На рубеже ХХ и XXI веков можно говорить о парадигмальном кризисе естествознания, из которого вырастает облик естествознания XXI века – облик ноосферного естествознания.

К основным «точкам роста или развития», связанные со становлением ноосферного естествознания, относятся:

1. Биосфероцентризм ноосферного естествознания, через который естествознание раскрывает Целостность Биосферы и Планеты Земля, а вслед за ними и Космос, востребующую Целостность Человека-Наблюдателя.

На необходимость биосфероцентрической парадигмальной революции в естественно-научном метаблоке знания и в целом – в науке первым указал В.И.Вернадский.

Нельзя не отметить развивающие биосфероведение по В.И.Вернадскому работы В.Н.Сукачева по биогеоценозам – ячеек биосферы, разделенных друг от друга существенными геохимическими границами. Как отмечал Е.П.Борисенков, «им было показано, что связи между биогеоцензами осуществляются, главным образом, через геохимические циклы с участием воды и воздуха и связанными с ними протекающими процессами» [13, с. 194]. Н.В.Тимофеев-Ресовский и его ученики уточнили формулировку понятия биогеоценоза, подготовив основания для построения его математических моделей.

Отметим и направление, связанное со становлением математической теории биосферы, у истоков которой стоят работы Н.Н. Моисеева и его учеников.

«…полная модель – модель биосферы – по Н.Н. Моисееву должна включать три группы моделей, в конечном итоге связанных между собой и интегрируемых в совмещенном режиме.

Первая группа моделей должна описывать геохимические циклы естественного и антропогенного характера.

Вторая группа моделей должна описывать климат и его изменения. И третья группа моделей должна описывать человеческую активность» [13, с. 194, 195].

Но до полной реализации этого замысла еще остается огромная дистанция, потому что для замкнутой модели биосферы – наиболее полного воплощения идей В.И.Вернадского – необходимо создание «замкнутой системы уравнений», которой пока нет, поскольку не до конца исследованы и параметризованы геохимические циклы, причем речь идет не столько об углеродном цикле, сколько о кислородном цикле, на основополагающую роль которого указывал Н.Н.Моисеев и многие другие ученые, например, В.В.Куриленко, А.И.Чистобаев, Н.И.Моисеева.

Кислородный цикл, в силу богатства нашей атмосферы кислородом, носит квазиравновесный характер. Но если рыночно-капиталистическое человечество в погоне за прибылями и в безумной логике наращивания капитала будет истреблять лесные ценозы и фитопланктонные сообщества океана во все нарастающих масштабах, «динамика этого цикла может оказаться критически важной для биосферы и всего живого» – предупреждает Е.П.Борисенков [13, с. 196].

Важными являются исследования и мониторинг азотного, серного циклов, цикла метана и других геохимических циклов в Биосфере.

Следует подчеркнуть закон гармонии как закон поддержания целостности Биосферы и связанные с ним гомеостатические механизмы Биосферы, которые до конца не поняты и не формализованы, несмотря на развитие гомеостатики, как ветви современной кибернетики. Здесь важными формами ее проявления являются закон компенсаторно-компенсационной функции Биосферы А.Л.Чижевского и законы Бауэра-Вернадского ,определяющие рост организованности и структурированности биосферы (за счет производства большей внешней работы живыми системами).

Биосфероцентричное естествознание – емкое понятие. Его синтез – безотлагательная задача.

2. Новая парадигма рационализма, которая кладется в основание ноосферного естествознания, главным критерием которого становится управляемость социоприродной эволюцией (и соответственно социоприродной – ноосферной гармонией).

Новый рационализм эпохи Ноосферизма есть отражение нового понимания содержания разумности и соответственно Разума, который эксплицируется как «разум управляющей». Из этого следует важнейший вывод, что принцип дополнительности» Н.Бора, принцип Космологического Дополнения (или «Великого дополнения») В.П.Казначеева, по которому «всякое масштабное исследование явлений физического мира необходимо соотносить с соответствующими исследованиями живого вещества и человека как разумной формы жизни» [17, с.19], принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения по автору, – получают свое развитие через обобщенный принцип управляемости социоприродной Эволюции, снимающий в себе диалектически все принципы дополнительности, когда Человек-Наблюдатель переходит из позиции «Разума познающего» в позицию «Разума управляющего», в позицию Человека-Гармонителя.

В этом контексте Эпоха Ноосферизма предстает как Эпоха Тотальной Неклассичности бытия человека.

Тотальная Неклассичность бытия человека означает и неклассическую рациональность в познании мира, означающую собой, по Н.Н.Моисееву, «прощание с простотой», включение постулата системности в основание процесса сознания, в том числе – в основание естественно-научного блока наук.

Ноосферное естествознание – это естествознание, опирающееся на неклассическую, ноосферную парадигму рациональности, в которой реализация принципа управляемости социоприродной – ноосферной эволюцией есть высший принцип ноосферно-научной рациональности.

3. Взгляд на мир, Вселенную, Универсум как креативные суперсистемы.

Еще в картине мира Ньютона присутствовал активный агент, обладавший свойством всюдности. Появление синергетики в версии А.Пригожина привело к своеобразной креативной парадигме физики – «физики возникающего», в которой присутствует «конструктивная функция» [18]. Нельзя не указать на тектологию по А.А.Богданову, в которой раскрываются механизмы развития и саморазвития любых организационных.

4. Формирование новой парадигмы «пространства-времени».

Уже В.И.Вернадский, развивая свое учение о биосфере и формируя основания теории ноосферогенеза, сформулировал проблему отказа от представлений об однородности времени, поставил проблему симметрии – асимметрии и соответствующих геометрий живого и косного веществ, обобщая полученные результаты в этом направлении в физике (Ньютон, Эйнштейн, Минковский, Фридман), в геологии (Стенон, Кювье, В.Смит, Ч.Лайель и др.) и биологии (Л.Пастер). Большой вклад, в развитие взглядов В.И.Вернадского на проблемы пространства-времени внесли такие отечественные ученые как И.В.Круть (развитие концепции многомерности времени), С.В.Мейн (концепция таксономизации пространства-времени), Ю.И.Кулаков (теория времени как физической структуры) и др.

На основе системогенетики и системогенетической и циклической картины мира мною был сформулирован принцип отражения топотаксономии (неоднородности пространства по качеству) в хронотаксономию, который нашел отражение в теории таксономии времени в палеонтологии у С.В.Мейена, в геономии по И.В.Крутю, в концепции системно-стратиграфической методологии Ю.Н.Карагодина. Ю.Н.Карагодин, обращаясь к «принципу системогенетичности», пишет опираясь на [19]: «Системогенетика есть внутреннее содержание эволюции, определяющее ее механизм движения. В этом смысле системогенетика суть «ядро» эволюционики. Системное наследование, по выражению А.И.Субетто (1994), циклично, а цикличность системогенетична. Этот принцип напрямую относится к биостратиграфии, т.е. к стратонам общей (международной) шкалы. Он является важнейшим на протяжении всего процесса изучения объекта-системы и приоритетным на заключительном этапе. В итоге (но не на начальном этапе исследования) необходимо познать генетическую сущность системного объекта. А это уже задача не столько стратиграфии, сколько литмологии и литмогенеза. Это ответ на вопрос «Почему так?» [20, с.24].

Системогенетика дает новое понимание времени и пространства, позволяя глубже осознать связь времени, ритма и циклов, ее отображение в структуре Земли и любых живых систем на Земле.

5. Экспансию эволюционизма на все отрасли естествознания с изменением парадигмы самого синтетического эволюционизма.

Новая парадигма эволюционизма показывает, что во внутренней логике прогрессивной эволюции наблюдается своеобразное «вырастание» (генезис) своеобразного механизма эволюционного управления – «интеллекта», противостоящего спонтанности и стихийности.

Эволюция стихийная несет в себе начала собственного отрицания через переход к эволюции управляемой, через ее «оразумление» – процесс эволюционного самопознания эволюционирующей материей (или субстанцией), рождающей Разум в Космосе, в том числе человеческий разум на Земле.

Ноосферное естествознание, имея в своем ядре биосфероцентричное естествознание, опирается на новую парадигму синтетического эволюционизма.

6. Методологизацию естествознания, определяющую становление «метаязыкового ядра» новой, ноосферной парадигмы естествознания, которое позволило бы заговорить ему на едином метаязыке единой ноосферной (космоноосферной) научной картины мира, без чего немыслим успех в достижении идеала управляемой социоприродной эволюции и соответственно выход человечества из «пропасти» возможной экологической гибели человечества.

Поиск такого метаязыка уже идет, начиная с работ В.И.Вернадского. Можно указать на огромную работу, которую вели и ведут в этом направлении, опираясь на достижения системологии, метаклассифкации, учения о циклах, теории симметрии, фиббоначчиевой математики и т.д., такие ученые, как И.В.Круть, С.В.Мейен, Ю.И.Кулаков, В.И.Оноприенко, Ю.А.Урманцев, Ю.Н.Карагодин, А.Н.Ласточкин, Э.М.Сороко, В.П.Казначеев, А.Н.Дмитриев, Н.В.Тимофеев-Ресовский, Д.Б. Пюрвеев, А.Н.Тюрюканов и др.

7. Антропизацию естествознания, включение Человека-Наблюдателя не только через Теорию Наблюдателя, которая входит в ткань естествоведческого знания через «принципы дополнительности» и «антропные принципы», не только через «инженерное естествознание» (понятие И.В. Курчатова; он его ввел в связи с тем, что проектирование сверхсложных и интеллектоемких систем включало в себя фундаментальные исследования в физике, биологии и в других необходимых областях, которые диктуются логикой самого проектирования), но и как неотъемлемого компонента самих природных систем, приобретающих смысл ноосферных (нообиосфернгых) подсистем. Возникает своеобразия естествоведческая гуманистика как момент структуры ноосферного естествознания.

Приблизительно структура будущего ноосферного естествознания может состоять из следующих разделов:

  1. Ноосферная парадигма синтеза естествознания в XXI веке.
  2. Эволюционизм как основание современного естествознания.
  3. Пространство и время: субстанциональная и атрибутивная концепции.
  4. Биосфероведение – новый синтез наук о жизни.
  5. Ноосферная концепция наук о Земле.
  6. Ноосферная география
  7. Ноосферная экология
  8. Космоноосферная интеграция планеты – взгляд в будущее.

Могут быть и другие версии раскрытия обозначенной темы.

- 5 -

«Ноосферизм современной эпохи» – это емкая, глобальная метакатегория. Разворачивание ее содержание – и есть дело происходящей Эпохи Великого Эволюционного Перелома, дело самоспасения человечества в первой половине XXI века. Мною недавно опубликована работа «Исповедь последнего человека (предупреждение из Будущего)», в которой представлена «исповедь последнего человека» на Земле в 2037 году, когда все человечество было истреблено «вирусом-истребителем», рожденным иммунным механизмом Биосферы, как суперорганизма. В этой «исповеди» мой герой – Иван Александрович Муромцев – пытается ответить на вопросы: «Почему человечество экологически погибло?», «Почему его не спасли наука, культура, религии и другие общественные институты, которые призваны были это сделать?». И, тем не менее, мы живем в 2011 году, у нас есть опыт нашей всечеловеческой Истории, у нас есть культура, у нас есть достижения научной, религиозной и гуманистической мысли, на которые мы можем опереться, чтобы сделать Ноосферный Прорыв в Будущее в XXI веке.

Нужны только массовое осознание трагичности переживаемой нами исторической эпохи, знание и воля. Ноосферизм, как научно-мировоззренческая система, призван обеспечить этот Ноосферный Прорыв соответствующими идеологией, мировоззрением и системно-интегративными знаниями.

 

Литература:
1. Субетто А.И. Эпоха Великого Эволюционного Перелома. – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007. – 88с.
2. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. – СПб.: Астерион, 2001. – 537с.
3. Субетто А.И. Капиталократия. – СПб.: ПАНИ, Астерион, 2000. – 214с.
4. Субетто А.И. Капиталократия и глобальный империализм. – СПб.: Астерион, 2009. – 572с.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е. Т.23 – М.: Политиздат, 1960. – 907с.
6. Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Л.: Лениздат, 1973
7. Субетто А.И. Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма: ноосферно-социалистический прорыв или экологическая гибель человечества? – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. – 44с.
8. Драчев П.Т., Кноль В.А., Никитин А.П. Проект «Ноосферные транспортные системы Сибири и Дальнего Востока». Итоги реализации – Новосибирск: РАЕН, 2005. – 606с.
9. Татур В.Ю. Тайны нового мышления. – М.: Прогресс, 1990. – 199с.
10. Федотов А.П. Глобалистика. – М.: 2002. – 224с.
11. Субетто А.И. Исповедь последнего человека (предупреждение из Будущего). Избранное (за 2011 год). – СПб.: Астерион, Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2011. – 354с.
12. Субетто А.И. Ноосферный Прорыв России в будущее в XXI веке. – СПб.: Астерион, 2010. – 554с.
13. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке/ Под научн. ред. А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2003. – 592с.
14. Субетто А.И. Системологические основы образовательных систем. В 2-х книгах. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1994. – 284с.; 321с.
15. Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. – М.: «Современник», 1993. – 688с.
16. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: «Наука», 1988. – 520с.
17. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на Планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. – Новосибирск: Наука, 2004. – 312с.
18. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. – М.: Наука, 1985. – 327с.
19. Субетто А.И. Манифест системогенетического и циклического мировоззрения и Креативной Онтологии. – Тольятти: МАБиБД, 1994. – 48с.
20. Карагодин Ю.Н. Системная модель стратиграфии нефтегазоносных бассейнов Евразии. Том 1. Мел Западной Сибири/ Науч. ред. акад. А.Н.Дмитриевский – Новосибирск: Академ. Изд-во «ГEO», 2006. – 166с.
2011

22.09.2012 03:00АВТОР: А. И. Субетто | ПРОСМОТРОВ: 4933


ИСТОЧНИК: АКАДЕМИЯ ТРИНИТАРИЗМА



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Тонкие миры, ноосфера »