Некоторые особенности современного Рериховского движения. Л.В. Шапошникова. Мы выживем только вместе. Л.В. Шапошникова. Международный конкурс социально значимых плакатов 2019/2020 годов «Люблю тебя, мой край родной!» 32-я Московская международная книжная ярмарка. Выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» во Владивостоке. Вышла в свет работа Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки, выводы, предостережения». Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Нобль Маргарет Элизабет (Ниведита). Перевод с анг. Елены Балезиной


НОБЛЬ  Маргарет Элизабет (Ниведита) – родилась 28 октября 1867 года в Ирландии в городке Дангеннон в семье Сэмьюэля  и НОБЛЬ  Маргарет Элизабет (Ниведита) - ближайшая ученица Свами Вивекананды.Мери Нобль. Ее дед и отец, будучи священниками, часто навещали с благотворительными целями дома нуждающихся, а Маргарет любила ходить с ними. Так с детства служение людям  стало неотъемлемой частью ее жизни.
С того же раннего возраста нежное сердце девочки начинают тревожить мысли о загадочной Индии. Как-то дом родителей Маргарет посетил знакомый ее отца – священник, вернувшийся из этой далекой страны. Уже прощаясь, он сказал ей: «Индия, моя малышка, ищет свой путь. Она позвала меня однажды, и, возможно, когда-нибудь призовет и тебя. Всегда будь готова к ее зову». Эти слова запали глубоко в душу  юной Маргарет.
Отец девочки умер, когда ей было около 10 лет. Перед смертью он сказал жене: «Когда Небеса призовут, позволь Маргарет идти. Она должна проявить свои таланты и творить великие дела». Вскоре Мери Нобль с детьми перебралась к своим родителям, которые окружили осиротевших детей любовью и вниманием, хотя и держали их в строгости. Именно в это время Маргарет, глядя на своего деда, который был одним из лидеров освободительного движения Ирландии, приобрела такие свои качества, как беспредельный патриотизм и безграничное мужество.
Училась Маргарет в Лондоне в интернате. Несмотря на царившую  в школе  жесткую дисциплину, она очень полюбила учебу. Больше всего ей нравились занятия по искусству, музыке и биологии. В 1884 году в возрасте 17 лет она окончила школу, приобретя хорошие знания и огромное желание учить детей.
Первым местом ее работы стал Кесвик. Хорошо понимая, что дети больше любят играть, чем учиться, Маргарет все время старалась сделать свои уроки  не только полезными, но и интересными. Через 8 лет девушка уже была известна как блестящий учитель и смогла основать свою собственную школу в Уимблдоне. Она также вела активную общественную жизнь и была широко известна в кругах лондонской интеллигенции: участвовала в церковных мероприятиях, была видной деятельницей группы «За освобождение Ирландии», секретарем Клуба, в который входил Бернард Шоу, писала статьи в журналы и газеты, читала лекции на тему: «Психология детства» и «Права женщин».
За этой завесой внешне благополучной жизни скрывалась большая личная трагедия Маргарет. Нежная дружба связывала ее с одним инженером из Уэльса, и вскоре эти отношения переросли в большое чувство. Молодые люди обручились. Но через некоторое время юноша тяжело заболел и умер. Маргарет была сама не своя от горя, и даже обращение к религии не давало ей утешения. Тогда она начала изучать другие религии и философии, и  уделяя все больше времени этим занятиям и каждодневным школьным делам, девушка постепенно пережила это несчастье.
Перелом в ее жизни произошел в 1895 году. Как-то раз подруга Маргарет леди Изабель Маргессон пригласила ее к себе на встречу с индийским философом. Присутствующие,  как завороженные, слушали глубокий звучный голос сидящего на полу необычно одетого человека. Но Маргарет, уже давно изучавшая сокровенную мудрость Востока, не нашла в его речах ничего для себя нового. Что ее действительно поразило, так это сама личность свами. Она узнала в нем Свами Вивеканаду, который в 1893 году принял участие во Всемирном съезде религий в Чикаго, и чье вдохновенное обращение к съезду завоевало миллионы сердец американцев.
Маргарет продолжала ходить на встречи с Вивеканадой, все больше подпадая под его чары. Казалось, что вся фигура его, абсолютно все отдавшего ради Истины и Бога, излучала сияние. Возможно, то, что он говорил,  и было давно известно Маргарет, но слова Свами о том, что Бог один, и что все религии – лишь разные пути к этому Богу, были не просто почерпнуты из книг, но наполнены жизненной правдой и абсолютной уверенностью в их истинности. Они снова и снова возникали в  голове девушки, постепенно занимая все ее мысли.
Однажды в беседе об индийских женщинах Вивеканада сказал: «Наши девочки никогда даже не видели школы. Индия не сможет процветать, пока они не будут получать образование». Потом он повернулся к Маргарет и продолжил: «У меня есть определенные мысли об образовании и благополучии женщин в моей стране. Я верю, что именно вы сможете взять на себя великую ответственность  и воплотить их в жизнь».
Маргарет чувствовала себя почти подавленной такой сильной верой Свами в нее. Девушку никак не оставляли сомнения, способна ли она выполнить это сложнейшее задание. Почувствовав ее настроение, Вивекананда поспешил уверить Маргарет: «У тебя есть все качества подвижника, остальное приложится». И тогда она приняла поистине героическое решение: оставить свою дорогую родную страну и всецело посвятить себя служению Индии, признав ее новой родиной.  
Преподавание, чтение и другие обычные занятия – все в одночасье  потеряло свой смысл для Маргарет. Голос Свами  звучал в ее ушах. Ей казалось, что это Индия все сильнее и настойчивей зовет ее, что  вокруг только тьма, а свет – на Востоке. «Твое место в Индии», - говорил ей Свами, - «но ты попадешь туда, только когда будешь готова». Эта готовность давалась Маргарет нелегко. Свами ярко описывал ей положение в своей стране, повторял, что британцы буду следить за ней, что индийцы будут относиться к ней с подозрением и неприязнью. Что многие женщины, о просвещении которых она должна будет заботиться, столь консервативны и ограниченны, что не разрешат ей даже переступить порог их дома. И, конечно, они не позволят своим дочерям учиться у человека другой веры. В то же время он говорил девушке, что Индия пока не может сама произвести на свет великих женщин и поэтому очень нуждается в представительницах иных наций, настоящих львицах: образованных, чистых, любящих и решительных, - таких как она.
28 января 1898 года Маргарет на корабле прибыла в Калькутту. Вивеканада лично пришел встретить ее в порту. Она быстро освоилась в городе, где ей предстояло жить и работать, и начала учить бенгальский язык, который был совершенно необходим для завоевания доверия и симпатии местных жителей.
Через две недели в Индию прибыли и две другие американские ученицы Свами: миссис Сара Булл и мисс Джозефин МакЛеод, которые быстро подружились с Маргарет. Их дом стал настоящим ашрамом. Каждый день Свами Вивеканада приходил туда, один или со своими братьями-монахами. В момент, когда он переступал порог, дом, казалось, наполнялся благодатью. Учитель часами вдохновенно занимался со своими ученицами. Он говорил об Индии, ее истории, святых и героях, эпосах и Пуранах, поэтах и архитекторах, скульпторах и художниках, и, главное, о ее великой мудрости. Одновременно Свами подверг Маргарет суровой нравственной дисциплине, в результате которой она должна была стать истинно индийской женщиной с соответствующими мыслями и привычками.
Главным чаянием Маргарет в это время стала встреча со Шри Шарада Деви, женой Рамакришны, которую все его последователи почитали как Святую Мать. Но она сомневалась, захочет ли Святая Мать, твердо следовавшая ортодоксальным индийским традициям, встретиться с ней и ее подругами, которые не только были иностранками, но и представительницами другой религии. Однако Шри Шарада Деви проявила к ним любовь и сострадание, приняв Маргарет, Сару и Джозефин как своих собственных детей.
18 марта 1898 года Свами публично представил Маргарет местным жителям, назвав ее «лучшей жемчужиной Британской короны, которую Англия приносит в дар Индии».
Но самый незабываемый и сокровенный для Маргарет день наступил  25 марта 1898 года.  Это был день ее посвящения в брахмачарья. Она получила имя Ниведита, что значит «Посвященная», став первой западной женщиной допущенной в индийский монашеский орден.
Летом Вивеканада отправился в Гималаи, в Альмору, взяв с собой группу ближайших учеников и  даже в дороге не прерывая занятий с ними. Это путешествие дало Ниведите бесценный опыт  общения с простыми индийцами, глубокое понимание индийской культуры. Там она впервые начала постигать таинство медитации. Ниведита сопровождала Свами и в паломничестве в Амарнатскую пещеру, где перед ледяным изваянием Вивекананде было видение Шивы.
13 ноября 1898 года Ниведита в арендованном коттедже открыла свою маленькую школу.  Но это стало только  половиной дела: нужно было набрать в школу учеников, что оказалось  для Маргарет чрезвычайно трудной задачей. Она ходила по домам, убеждая родителей преодолеть свои предрассудки и отдать детей в школу, и почти везде встречала недоумение и  непонимание.  Наконец, Маргарет удалось собрать учениц разных возрастов. Ей пришлось учить их не только чтению, письму, рисованию и скульптуре, но и шитью, элементарным правилам гигиены, уходу за детьми и больными.   
Ее отношения с местными жителями начали постепенно меняться. Сама внешность Ниведиты уже внушала уважение. Каждый раз, когда она выступала перед собраниями людей, они поднимались со своих мест и стоя приветствовали аплодисментами стройную и красивую женщину, одетую в белоснежное одеяние, туго перетянутое шелковым поясом, с четками-ожерельем из рудракши на шее. Но не величественный вид Ниведиты растопил лед в сердцах индийцев, открыв для нее двери их домов,  а ее глубокая и искренняя любовь к людям,  окружавшим ее. И любовь эта скоро подверглась большому испытанию.
В марте 1899 года в Калькутте вспыхнула эпидемия чумы, распространявшейся по городу  с быстротой лесного пожара. Каждый день болезнь уносила сотни жизней. Чтобы спасти город из смертоносных объятий чумы, Ниведита чистила канавы, мела улицы и убирала мусор.  Она также размещала в английских газетах воззвания о помощи, раздавала несчастным памятки о мерах предосторожности. Личный пример самоотверженности  и участия помог ей преодолеть привычную пассивность бенгальской молодежи и собрать группу добровольцев, чтобы организованно бороться с чумой. Отряды ее ревностных и преданных сотрудников во всех уголках города чистили улицы и ухаживали за заболевшими. Она и сама ходила по домам зараженных, часами находясь с ними рядом и  щедро даря  им свою любовь и утешение. Так, часто рискуя жизнью, она смогла спасти сотни людей.
Почти тридцать дней упорно трудились  Ниведита и ее сотрудники, пока чума не начала отступать. Но эта победа далась ей нелегко. Работая круглые сутки, она серьезно переутомилась. К тому же, все эти напряженные дни Ниведита ела только молоко и фрукты, а иногда отказывалась даже от молока, чтобы купить лекарства для больных.  Ее здоровье сильно ухудшилось.
К плохому самочувствию добавились и беспокойства о школе, которая отчаянно нуждалась в деньгах. Даже привлечь учеников было большой проблемой, что уже говорить о сборе средств с тех, кто едва мог обеспечивать свою жизнь. И Ниведита обратилась к Учителю за советом, не отправиться ли ей в Европу, чтобы собрать деньги, необходимые для работы в Индии.
С одобрения Свами в июне 1899 года она отплыла в Европу, а затем двинулась в Америку. Только прибыв в Новый Свет, Ниведита сразу поняла, что сбор средств для школы придется отодвинуть на второй план. Ей предстояла куда более сложная задача: познакомить американцев с Индией и ее великой культурой.
Под влиянием блестящего выступления Вивеканады перед Съездом религий, а также растущей популярности индуизма и веданты в Европе и Америке, христианские миссионеры усилили свою антииндийскую пропаганду, нередко далекую от истины и милосердия. Преступая самые основы христианства, не сдерживая себя никакими заповедями, они намеренно преувеличивали  бедность, невежество и предрассудки Индии, описывали ее как дикую страну с изуверскими обычаями, не имеющую право на самостоятельный выбор своего пути.
И Ниведита должна была задействовать все свое ораторское искусство и все свои знания, чтобы показать американской аудитории истинное положение дел в Индии. Как и ее Учитель, она  отправилась в тур по штатам, выступая перед большими собраниями людей и рассказывая им о современной  Индии, ее великом прошлом, культурном и духовном наследии, а также об истинных причинах ее бедствий. Живым языком в ярких красках описывая индийскую историю, религии и священные писания, Ниведита приоткрывала саму душу страны и заставляла слушателей усомниться в правдивости слухов о ней.
В 1901 году Ниведита вернулась в Индию одновременно с победой и поражением. Да, ей удалось убедить многих жителей Нового Света в том, что упадок Индии главным образом связан с тем, что ей долгое время пришлось жить под чужим владычеством, но она так и не смогла собрать достаточно средств для своей школы.
Прибыв в Калькутту, она на этот раз сняла помещение в доме № 17 на Босепара лейн, который с этого момента стал ее жилищем, работой, а также местом паломничества интеллигенции и видных деятелей политического движения за освобождение страны. Примерно в это время к Ниведите присоединилась Кристин Гринштидел, молодая девушка, приехавшая из Германии. Ее помощь оказалась для Ниведиты как нельзя кстати, ведь школа снова начала свою работу. На этот раз учиться приходили не только девочки, но и их матери. Обеспечивать работу школы было крайне сложно, и часто Ниведита и Кристин испытывали крайнюю нужду. Но они не сдавались, с твердой решимостью продолжая борьбу и неустанно неся просвещение  местным  девочкам и женщинам.
1902 год стал самой мрачной страницей в жизни  Маргарет. 29 июня она поехала навестить Вивеканаду в Белур Матхе (монастыре Белура). Уже тогда, в ходе беседы Свами заметил, что готовится к смерти. А 2 июля Маргарет почувствовала непреодолимое желание вновь увидеть Учителя. Свами, несмотря на свой строгий пост, приготовил для своей ученицы еду и сам подал ее. После еды он помог ей помыть руки и вытер их полотенцем, чем вверг Ниведиту в немалое смущение. Покраснев, она  пыталась возразить, что это ей надлежит прислуживать своему Учителю, а не наоборот. На что он ответил: «Разве Иисус не вымыл ноги своим ученикам?». «Но это же было в последние мгновения его земной жизни», - попыталась выговорить она, но не смогла произнести  ни слова.
Тревога в сердце немного отступила, лишь когда Свами благословил Ниведиту  в числе своих ближайших учеников. Радость, наполнившая все ее существо, вытеснила мысль, что, возможно, это была последняя встреча с Учителем.
В ночь на 3 июля Свами достиг Махасамадхи. Известие о его уходе Ниведита получила уже на следующий день, и оно разбило ей сердце. Ее Учителя, которого она обожала, который был для нее всем, ее поддержки и опоры, гуру, который дал смысл и направление всего ее существования, больше не было. Ей казалось, что Свет погас, и наступила беспросветная тьма.
Она не медля отправилась в Белур, чтобы выказать Свами свое последнее почитание. Сидя около тела Учителя, она много часов обмахивала ему лицо, пока под звуки ведических мантр процессия не вынесла тело на берег Ганга, и не предала его  огню. Толпа постепенно разошлась, а Ниведита еще долго сидела, горюя, у места кремации Учителя.
Но плакать и отчаиваться было не в характере Маргарет, ведь Свами учил ее не страху и слабости, а мужеству и уверенности в своих силах. Оставив в стороне собственные страдания, она все свои силы посвятила служению ему и его идеям.
Все индийское стало теперь для нее объектом любви и почитания, а освобождение страны - делом всей жизни. По началу искренне верив, что Британия и Индия должны остаться в дружественных отношениях, она  со временем поняла всю иллюзорность таких преставлений. С каждым днем она все больше убеждалась, что  Британия не только вытягивает  из Индии жизненные силы, но в империалистическом высокомерии прямо оскорбляет и простых ее граждан, и самых выдающихся деятелей. Ниведита осознала, что пока Индия не обретет политическую независимость, индийцев никогда не будут считать людьми. И она поклялась сражаться за независимость страны, которую признала своей родиной, всеми доступными способами: и мыслью, и словом, и делом.
Имя Ниведиты стало известно по всей Бенгалии. С призывами к свободе и независимости она выступала перед огромными собраниями в Бомбее, Мадрасе, Нагпуре, Патне, Бенаресе и Лакхнау. Британцев возмущали ее действия, но они не рисковали предпринимать что-либо против нее. Напротив, несколько известных подданных Короны, таких как Джеймс Макдональд, избранный впоследствии премьер-министром Великобритании, и леди Минто, чей муж стал вице-королем Индии, посетили ее маленькую школу и дали высокую оценку проводимой там работы по просвещению индийских женщин.
Ниведита произвела революцию и в бенгальской культуре. Именно она поддержала научные исследования Д.Ч. Боша, неоднократно помогала ему найти необходимые средства и должное признание у Британского Правительства. Впоследствии в основанном им исследовательском  институте этот известный ученый  установил в память о своей благодетельнице изображение ведущей вперед женщины со светильником в руке.
Ниведита вдохновляла и индийских художников, которые до этого времени лишь  копировали западные образцы, на возвращение к историческим корням и канонам. Она поддерживала одаренных художников, таких как Абаниндранат Тагор, Нандалал Бош, Асит Халдар, иногда даже оказывая им финансовую помощь. Благодаря ее участию они смогли совершить паломничества в Аджанту, Эллору и другие центры исконно индийского искусства для того, чтобы вдохновиться творениями великих индийских художников прошлого. Большое влияние Ниведита оказала и на известного тамильского поэта Субрахманью Бхарати, хотя их встреча, состоявшаяся в 1906 году, была очень короткой.
Она писала книги, рассказывающие индийцам об их собственном искусстве, поддерживала в целях сохранения национальной самобытности древние ритуалы, почитание идолов, религиозные фестивали и священные праздники, защищала уникальные священные писания, возвышенные эпосы и Пураны. В конце концов, ей удалось научить индийцев гордиться всеми этими бесценными сокровищами культуры, которых доселе они только стыдились. Под  ее благотворным влиянием индийское искусство в то время переживало свой расцвет.
Жизнь Ниведиты превратилась в бесконечную череду политических консультаций и кампаний, общественных собраний и выступлений, написания книг и ведения обширнейшей переписки. Круг ее друзей, последователей и почитателей рос день ото дня. Она стала любимой дочерью Святой Матери, объектом уважения и любви ближайших учеников Рамкришны, неиссякаемым источником вдохновения Рабиндраната Тагора, другом и идеологом видных деятелей освободительного движения и настоящим идолом для индийской молодежи. Великие лидеры нации Балгангадхар Тилак и Махатма Ганди приходили к ней, чтобы выразить свое уважение.
Все это не только занимало все ее время, но и отнимало силы. Трудясь без отдыха, Ниведита настолько измучила себя, что в 1905 году серьезно заболела. О ней заботились все ее  близкие друзья, в особенности монахи Ашрама Рамакришны, которые приходили и ухаживали за своей любимой  сестрой.  
Едва поправив здоровье, она, нисколько не заботясь о себе, вновь продолжила работу, приняв активное участие в агитации против разделения Бенгалии Британским Парламентом.
В следующем году на Восточную Бенгалию обрушилось разрушительное наводнение, за которым последовал голод. В стремлении помочь страдающим от голода и стихии людям, не обращая внимание на собственное плохое самочувствие, Ниведита многие мили шла по залитым водой местностям, обходя одну деревню за другой и всюду неся надежду и утешение. Такой самоотверженный труд в тяжелейших условиях окончательно подорвал ее здоровье, а к  изначально болезненному состоянию добавилась еще и малярия.
Последние годы своей жизни Ниведита преимущественно провела в Европе и Америке, продолжая работать ради освобождения Индии. В 1909 году она  вернулась на свою вторую родину, где и скончалась в Дарджилинге на рассвете 13 октября 1911 года. На ее скромном могильном памятнике у подножия Гималаев высечена простая эпитафия: «Здесь покоится сестра Ниведита, которая все отдала ради Индии».
По завещанию Ниведиты ее имущество, деньги и права на рукописи были переданы в монастырь Белура для просвещения индийских женщин, а основанная ею школа до сих пор дает тысячам девочек и девушек возможность получить по-настоящему национальное образование.


Художественный перевод с англоязычных сайтов Елены Балезиной

 

10.01.2009 03:00АВТОР: Елена Балезина | ПРОСМОТРОВ: 1621




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Исторические личности »