«АЗ, БУКИ, ВЕДИ». Михаил Задорнов. Воспоминания о Ленине. Клара Цеткин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. "Сознание красоты спасет мир". (Р.Я. Рудзитис). Татьяна Бойкова. Человек XXI века. А. И. Субетто. ЗАЯВЛЕНИЕ участников Международного Рериховского движения. Екатерина II. Татьяна Бойкова. Высшее знание о центрах в помощь современной науке и индивидуальному развитию. Владимир Бендюрин. Добровольное пожертвование. Обращение Международного Центра Рерихов к народу России. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Зороастризм, прошлое и настоящее. Галина Ермолина.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Николай Константинович Рерих. А.Д. Алехин


Н. К. Рерих. Борис и Глеб.

 

Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 27 сентября (9 октября) 1874 года. Все особенно памятное и дорогое было связано с летними месяцами в Изваре — поместьем отца, Константина Федоровича, в сорока верстах от города.

Отец, владелец нотариальной конторы, не разделял художественных интересов сына, полагая, что лучше юридической карьеры ничего быть не может. Поэтому остался равнодушным к советам известного скульптора и графика М. О. Микешина обратить серьезное внимание на одаренность подростка. Первым, самым главным учителем Рериха стала природа. Сумерки, выползающие из низин и оврагов, озера и голубые холмы, облака и звезды...

В одном из юношеских дневников он писал: «Тихо, спокойно в лесу. Ни перед кем он не рисуется, не рассчитывает, какой веткой шевельнуть. Птиц нет никаких. Разве закликает снегирь туземец. Теперь вечером там и холодно и жутко и просторно и задушевно. А поле? А перелески, ольшняки по полям? А какой тревоги в душе наделает черная точка средь поля — дальний путник... Куда он пробирается? Откуда?.. Ну, словом, просто вспомнилась одна из тех картинок, описания которых наводняют недра моего стола» [1]. Другим неизменным учителем и спутником жизни были книги. В детстве они поведали ему о героической истории народа, о князе Игоре, Александре Невском, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, Михаиле Кутузове и заложили глубокую основу его любви к родному прошлому.

Очень любил будущий художник театр, нередко играл в пьесах, поставленных на школьной сцене. С самых ранних лет вошла в жизнь Рериха музыка, и не только классическая — он собирал и изучал народные песни.

С большим интересом присматривался мальчик к древне-русской архитектуре. В гимназическом сочинении его рукойИмение отца Н.К. Рериха в Изваре. Ныне музей. старательно выведено: «Не правда ли, теперь Москва имеет вид, если только можно сделать такое сравнение, бабушки, у которой чепец свернулся на сторону, а Петербург подтянулся, вытянулся, словно солдат на часах. Рядом с этим сколько в Москве оригинального, чисто русского, не взятого за границей» [2].

Подлинной страстью стала для него археология. «Самые первые мои курганные находки не только совпали с любимыми уроками истории, но в воспоминаниях близко лежат и к географии, и к гоголевской исторической фантастике. Много очарования было в непосредственном прикосновении к предметам большой древности. Много непередаваемой словами прелести заключалось в бронзовых позеленелых браслетах, фибулах, перстнях, в заржавелых мечах и боевых топорах, полных трепета веков давних» [3].

Рерих твердо решил стать художником, но его влекла к себе и история. Окончив в 1893 году гимназию К. И. Мая, он поступает сразу в два высших учебных заведения.

«Семейный гордиев узел был разрешен тем, что вместо исторического факультета я поступлю на юридический, но зато буду держать экзамен и в Академию художеств. В конце концов получилось, что на юридическом факультете сдавались экзамены, а на историческом слушались лекции... Университет остался полезным эпизодом. Дома у нас бывали Менделеев, Советов, восточники Голстунский и Позднеев. Закладывался интерес к востоку. А с другой стороны, через дядю Коркунова, шли вести из медицинского мира. Звал меня в Сибирь, на Алтай. Слышались зовы — к далям и вершинам — Белуха, Хан-Тенгри!» [4].

В Академии художеств Рерих учился четыре года. Поразительна эволюция его творчества за этот краткий период: совсем ученические, мало выразительные этюды и рисунки первокурсника и дипломная картина «Гонец: Восстал род на род» (1897).

Кунджи Архип ИвановичВ этой эволюции огромную роль сыграл преподававший тогда в Академии А. И. Куинджи, которого Рерих часто называл «не только учителем живописи, но и всей жизни».

О взаимоотношениях учителя и ученика свидетельствует письмо Рериха невесте, Е. И. Шапошниковой: «Ладушка, радость моя, у меня есть к тебе просьба... С некоторого времени Куинджи все недоволен мною... А между тем я люблю его и чувствую, что и он меня любит… Милая, съезди к нему (не пугайся этой дерзкой мысли). Съезди к нему не от меня, а от себя, что, мол, я чувствую, что он недоволен мною и это меня очень огорчает и что я писал тебе об этом... Это ему наверно, так понравится, что он не замедлит рассказать очень многое, что никому не скажет.

Он любит своих учеников, как детей, и эта забота твоя ему будет очень понятна, и никому он не скажет об этом — за это можно ручаться... А за такое попечение обо мне он тебя, наверно, полюбит» [5].

Вскоре после смерти Куинджи Рерих пишет жене: «Да, оказалось, что у Арх[ипа] Ив[ановича] 100 моих писем и все подшиты. Жена его очень хорошо говорила обо мне Зарубину и письма показывала» [6].

Куинджи поддержал и развил начинания юного живописца, заботливо оберегая его творческую индивидуальность. Куинджи укрепил в нем стойкость духа, широту взглядов, непреклонность в достижении намеченной цели. Вот почему и на восьмом десятке лет Рерих сохранил память о Куинджи, часто рассказывал о нем своим индийским друзьям.

Среди других своих учителей Рерих высоко ставил В. В. Стасова (1823—1906), открывшего ему мир орнамента, книжныхПортрет В. В. Стасова миниатюр и украшений, познакомившего со старинными грамотами, житиями, летописями. Владимир Васильевич очень симпатизировал молодому художнику, следил за его первыми самостоятельными шагами в искусстве, помогал добрыми советами. Оборвалась дружба со смертью Стасова, но Рерих всегда его помнил.

Заметное воздействие на Рериха оказали выставки скандинавской живописи, особенно финской, организованной «Миром искусства» в 1897 — 1898 годах. Ранее он внимательно вглядывался в скандинавское искусство, но теперь еще пристальнее его изучает, посвящает ему статьи.

Важной вехой в совершенствовании графического мастерства Рериха были занятия под руководством известного французского художника и педагога Ф. Кормона (1845—1924). Рерих брал у него уроки во время первого посещения Франции в 1900—1901 годах. Тогда же он познакомился с творчеством Пюви де Шаванна (1824—1898), которого впоследствии называл своим вторым — после Куинджи — учителем.

Из Парижа Рерих сообщал Е. И. Шапошниковой: «Не помню, писал ли тебе о Пюви де Шаванне. Чем более я всматриваюсь в его работы, чем больше слышу о его рабочих приемах, его жизни, привычках, тем больше я изумляюсь большому сходству многого, что есть у меня» [7].

Не только величавое спокойствие и монументальность картин и фресок Пюви де Шаванна привлекали к нему Рериха — обоих художников сближало стремление использовать в своем творчестве язык искусства прошлого.

В Париже в 1901 году Рерих создает ставшие вскоре популярными картины «Заморские гости» и «Идолы», которые он потом неоднократно повторял в разных вариантах.

Летом того же года художник возвращается домой и с новой энергией углубляется в изучение старины, одновременно создавая многочисленные живописные полотна: «Зловещие» (вар. 1901 —1902), «Озеро», «Лес», «Сосны», «Город строят» (все 1902). Последнее имело большой успех на московской выставке 1902 года. Рерих писал тогда жене:«Суриков просто чуть не до слез тронул меня — таких хороших вещей наговорил... Если бы он знал, какую радость он мне доставил! Многие хвалят мои этюды. Ционглинский кричит, что в моих этюдах соединилась искренность понимания природы со стилем» [8]. По инициативе В. Серова картина «Город строят» была приобретена для Третьяковской галереи, где уже находился «Гонец», купленный пятью годами раньше самим Третьяковым.

Творческий путь Рериха только начинался, а он уже был автором известных картин и множества научных и критических статей.

Растут масштабы его общественной деятельности. Так, в 1901 году Рериха избирают членом комитета и секретарем Общества поощрения художеств. Не порывает он с любимой археологией. Производит раскопки в Новгородской губернии, делает сообщения о результатах исследований в Археологическом обществе. На склоне жизни художник писал: «Какая это живая, нужная для всех соображений наука — археология».

В 1899 году Рерих едет по пути «из варяг в греки», а спустя четыре года отправляется в путешествие по древнерусским городам — Ярославлю, Костроме, Владимиру, Суздалю, Москве, Смоленску и многим другим, завершив его в 1904 году посещением Твери, Углича, Калязина, Валдая, Звенигорода. Результат странствий — свыше ста архитектурных этюдов, оказавшихся впоследствии волею случая за океаном. «Ну что ж, — сказал тогда Рерих, — пусть эти картины будут моими добрыми посланниками в Америке».

Справедливо писал автор монографии о Рерихе С. Эрнст, что этот замечательный архитектурный цикл было бы хорошо назвать «Пантеоном нашей былой славы», «Русскими Елисейскими полями».

Рерих — первый из тех, кто встал на защиту памятников древнерусской архитектуры, говоря о необходимости их реставрации и пропаганды.

В имении княгини М. К. Тенишевой Талашкино, расположенном близ древнего Смоленска, художник пробует силы в области декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства.

В 1905 году он выступил как талантливый график, автор рисунков «Царь», «Яблоня», «Облака», многочисленных иллюстраций к произведениям М. Метерлинка. Параллельно Рерих работает над мозаиками, панно, фресками, создает эскизы для многих театральных постановок.

В 1906 году художник назначается директором Школы Общества поощрения художеств, самой большой средней художественной школы России, которой он руководил до 1916 года, уделяя главное внимание приобщению к искусству рабочих и детей рабочих. В Школе учились И. Иванов (Шадр), Г. Нарбут, А. Щекатихина-Потоцкая, Е. Кацман, Н. Трийк, Г. Шегаль и многие другие, ставшие впоследствии известными мастерами русского, советского и зарубежного искусства.

Огромное значение Рерих придавал воздействию на человека природы. Он утверждал, что даже непродолжительное общение с нею облагораживает и «освящает». «Люди, вышедшие из природы, как-то инстинктивно чище и при том не знаю, нашептывает ли это мне всегда целесообразная природа или потому, что они здоровее духовно, но они обыкновенно лучше распределяют свои силы и реже придется вам спросить вышедшего из природы: зачем он это делает, тогда как период данной деятельности для него уже миновал»[9].

С сожалением относился художник к тем, кто лишен способности любить и понимать природу: «Каждому приходилось видеть несчастные типы людей, для которых совершенно закрыта книга природы. Перед лицом природы, полной несказанных прелестей, они будут играть в карты или мечтать о «прелестях» городской жизни»[10]. У каждого можно и должно развить эстетические чувства. Ведущая роль в этом принадлежит произведениям искусства.
— Благо, что искусство есть, что мы его ощущаем, что оно дает и заполняет лучшие стороны жизни, — говорил Рерих.
— Раскрытые двери музеев, привлекательные объяснения и лекции пусть скажут о великом, вездесущим искусстве каждому рабочему [11].

В феврале 1909 года Рерих получил одно за другим два письма. В первом сообщалось: «Действительные члены Императорской Академии художеств В. В. Матэ, Н. П. Кондаков и И. Е. Репин предложили академическому собранию удостоить Вас званием академика...» [12].

Во втором говорилось: «В академии получено письмо от Родена, очень лестное для Вас. Он дает свой голос за удостоение Вас званием академика...» [13].

В том же году Рерих становится академиком Российской Академии художеств. Картины Рериха приобретает Русский музей, Лувр, Рим-ский национальный музей, Люксембургский музей. Выставки его произведений устраиваются в России — в «Салоне» (1909), «Союзе русских художников» (1910), «Мире искусства» (1911, 1913, 1915), в Венеции, Париже, Лондоне, Брюсселе, Риме, Мальмэ.

Творчество Рериха рано стало самостоятельным, ярко самобытным. Ни мучительных поисков, ни колебаний. Развитие шло свободно и неудержимо по пути, обусловленному ярчайшим талантом, своеобразием и глубиной мировоззрения, удивительной интуицией, знаниями истинного ученого.

Это не означает, что Рериха не коснулись различные влияния. Но прежде всего творческую индивидуальность художника определило древнерусское и русское народное искусство. А индивидуальностью Рерих очень дорожил и писал об этом в начале века так: «Конечно, с годами взгляды человека сильно меняются: в 60 лет он далеко не тот, что в 40 и в 20, но все же во всех этих переменах красной нитью пройдет его индивидуальность» [14].

На мировоззрении Рериха сказались философские взгляды Л. Н. Толстого, в первую очередь его трактаты «В чем моя вера?» и «Что такое искусство?». Вторя словам Толстого о единении людей между собой с помощью искусства, Рерих утверждал: искусство объединит человечество, потому что оно имеет много ветвей, но корень один, а следовательно, и необходимые предпосылки для «грядущего синтеза».

С годами Рерих все глубже изучает индийскую философию, обращаясь к ее первоисточникам. Влияние индийской философии и искусства сказалось на литературных трудах Рериха и на ряде его художественных произведений.

Н.К. Рерих. Девасари Абунту превращается в камень. [нажмите для увеличения изображения]В 1906 году Рерих пишет картины «Девассари Абунту» и «Девассари Абунту с птицами»; на эту же тему создает притчу. Прототипом картин послужили фрески Аджанты, изученные художником по фотографиям. Влияние древнеиндийского искусства, с которым Рерих был знаком уже в ранней юности, можно найти в ряде других его работ. Однако оно никогда, даже в поздний период, не определяло творчества Рериха.

Со временем Рерих начинает глубоко интересоваться вопросами этики. Труд, созидание, подвиг, добро, нравственное самоусовершествование — к этому призывает Рерих во многих своих произведениях. Полагая, что основные категории этики были выработаны на заре цивилизации, художник не интересуется историей их формирования, а исследует первоисточники, противопоставляя их и свои собственные воззрения реакционным западным учениям, оправдывающим насилие и безнравственность.

В 1912 году Рерих начинает цикл символических произведений, вызванный угрозой мировой войны, — «Меч мужества» (1912), «Крик змия» (1913), «Зарево» (1913), «Град обреченный» (1914) и др. В них Рерих не отступает от твердых реалистических позиций, он выражает свои идеи языком вполне понятных форм и образов. Недаром М. Горький, увидев их, назвал Рериха «великим интуитивистом».

В 1916—1918 годах Рерих почти безвыездно живет в Карелии, в Сердоболе (Сортавале), куда его направили врачи для излечения от тяжелой болезни. В 1918 году Рерих оказался отрезанным от родины. Помощь от друзей приходит к нему в Выборге. Художник просит организовать выставку его произведений. 8 ноября она открывается в Стокгольме. Затем в странах Скандинавии, в Англии. С 1920 по 1923 год Рерих показывает с огромным успехом свои работы в десятках городов Америки. И ежегодно пишет около ста картин! Пейзажи Аризоны, Новой Мексики, Калифорнии, не затмевают образов Родины. В то время, когда Страна Советов испытывает всю ярость вражды капиталистического мира, ей, ее культуре и искусству посвящает Рерих лекции и статьи, этюды и большие полотна, организует материальную помощь голодающим России.

В апреле 1921 года в Чикаго возникает союз художников «Cor Ardens», вслед за ним — Институт объединенных искусств в Нью-Йорке, годом позже — международный художественный центр «Corona Mundi». Эти организации, во многом обязанные своим существованием Рериху, были призваны средствами искусства и культуры содействовать взаимопониманию и дружескому согласию между народами.

17 ноября 1923 года в Нью-Йорке открылся Музей имени Н. К. Рериха, основу которого составили триста пятнадцать произведений художника. Музей работает и в наши дни, активно пропагандируя его творчество.

На церемонии открытия музея Рериха не было: художник с женой и двумя сыновьями уехал в Индию, которая была полна для него притягательной силы.

Еще в 1913 году он писал: «Уже давно мечтали мы об основах индийского искусства. Невольно напрашивалась преемственность нашего древнего быта и искусства от Индии... Конечно, могли говорить нам: мечты неосновательны, предположения голословны, догадки полны личных настроений. Нужны были факты»[15].

Полагая, что всестороннее изучение искусства, науки, истории Индии даст ключ к пониманию истоков русской культуры, художник разрабатывает планы экспедиции в эту страну, которым суждено было осуществиться много позже.

С конца 1923 года Рерих находится в Восточных Гималаях, в небольшом княжестве Сикким, расположенном у подножия горного массива Канченджунга. Там он и пишет картины, за которые его окрестили «мастером гор».

В 1925 году Рерих начинает второй этап экспедиции. Ему всячески препятствует английская разведка, поскольку художник открыто проявляет симпатии к Советскому Союзу и интересуется вопросами национально-освободительного движения в Тибете.

Из Индии экспедиция направляется по высочайшей в мире караванной дороге через Тибет и Китай. В горах на большой высоте идет носом кровь и стынут пальцы, но Рерих все время рисует, начинает серию работ, посвященных Майтрейе — грядущему Будде, владыке Шамбалы.

11 апреля 1926 года путешественники достигли Урумчи, главного города провинции Синьцзян. Здесь художник — постоянный гость советского консульства, сотрудники которого готовятся к открытию памятника В. И. Ленину. Рерих принимает горячее участие в этой подготовке, с большим подъемом работает над проектом памятника, находит интересное решение формы и пропорций пьедестала.

В. И. Ленина Рерих глубоко почитал, много раз писал о нем: «Велик Ленин в своем приказе: «Учиться! Учиться! Учиться!» Велик он в призыве к движению, к вечной диалектике. Эта подвижность, бесстрашие, одоление невежества есть завет истинного созидателя» [16].

6 мая художник получает долгожданную весть: ему и его спутникам дано разрешение на въезд в Советский Союз. Вскоре он уже в Москве, с друзьями. Наркому Г. В. Чичерину, лично знавшему Рериха еще по университету и высоко ценившему его искусство, художник передал дар гималайских махатм с письмом, в котором говорилось: «Посылаем землю на могилу брата нашего Махатмы Ленина». Советскому правительству он преподнес несколько своих произведений, а А. В. Луначарскому— картину «Майтрейя. Победитель» (1925).

Рерих жил в Москве около двух месяцев. В конце июля 1926 года он покинул столицу, как был уверен, ненадолго. Пробыл несколько недель на Алтае, где искал подтверждение своим гипотезам о великом переселении народов, и 9 сентября выехал из Улан-Удэ в Улан-Батор. Впереди было продолжение экспедиции и новый переход через Тибет. А на Алтае осталась жить память о художнике: один из горных пиков носит имя Рериха.

Н. К. Рерих. Александр  Невский.Лишения, страшные опасности, неимоверные трудности испытали путешественники, прежде чем достигли в конце мая 1928 года Дарджилинга. Был собран богатейший этнографический, лингвистический, археологический и искусствоведческий материал. Кроме того, из экспедиции Рерих привез пятьсот картин и этюдов, а также множество зарисовок, исполненных во время езды верхом.

В 1928 году Рерих основывает, ставший олицетворением синтеза науки и искусства, Гималайский институт научных исследований «Урусвати» в долине Кулу в Западных Гималаях, где отныне находится и его дом. Здесь, в Индии, проходит последний период жизни художника. Он не принял иностранного подданства, не скрывал своей верности Родине, Советскому Союзу.

В годы Великой Отечественной войны художник пишет патриотические полотна «Князь Игорь» (1941), «Александр Невский» (1941), «Единоборство Мстислава с Редедей», «Партизаны» (1942), «Борис и Глеб», «Настасья Микулична» (1943) и др. Рерих защищал Родину от клеветы и нападок, прославлял ее народ, умножал число ее друзей. И в своих детях он воспитал любовь к России. Так, в годы Великой Отечественной войны его сын Юрий подал заявление о зачислении его добровольцем в Красную Армию.

В 1941—1944 годах Рерих устраивает в городах Индии выставки своих картин, направляя вырученные от их продажи деньги в фонд советского Красного Креста и на нужды Красной Армии. Художник неоднократно выступает по радио с патриотическими речами, а в мае 1942 года, когда у него гостит Д. Неру, обсуждает с ним планы культурного сотрудничества между СССР и Индией.

Рерих рассматривал искусство и культуру как воплощение всего лучшего, созданного человечеством, и не мыслил без них дальнейшего продвижения вперед. Поэтому, полагал он, необходима надежная охрана культурных ценностей. Живя за рубежом, в течение многих лет художник работает в содружестве с деятелями различных областей искусства и науки над созданием пакта по защите культурных ценностей, который в дальнейшем стали называть Пактом Рериха.

«Пакт для защиты культурных ценностей, — утверждал Рерих, — нужен не только как официальный орган, но и как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении ценностей человечества».

Рерих, несомненно, был идеалистичен, полагая, что искусство способно стать ведущим общественно-воспитательным средством, основной силой в строительстве нового гармонического общества, «первым двигателем всей жизни».

Но Рерих не был идеалистом в обычном понимании этого слова. Правы те, кто охарактеризовал его как «практического идеалиста». В самом деле, вся жизнь художника — пример неустанной деятельности, направленной на претворение его идей в жизнь. А поскольку «идеализм» Рериха заключался главным образом в переоценке миссии искусства, конечных результатов его воздействия на общество, то все им сделанное ничуть не теряет от этого своей ценности. Наоборот, вера в то, что сознание красоты спасет мир, лишь помогало Рериху во всех начинаниях, умножало его энергию.

С детства влекли Рериха горы. Став «мастером гор», он утверждал, что «хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет укрепляющим средством», что если путник «узнает, что где-то сверкают вершины наивысшие, он увлечется ими, и в одном этом стремлении он уже укрепится, очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении».

Созданный Рерихом мир — это мир недоступных мраку гордых сияющих вершин. Поздние пейзажи Рериха несут в себе все основные принципы его художественного стиля, выработанного ранее. Палитра этих пейзажей — предельно насыщена яркими, чистыми, увиденными художником в натуре красками. Чеканность рисунка подсказали ему силуэты гор. Вершины Гималаев, где воздух разрежен и чист, позволили Рериху взглянуть на мир как бы из космоса. Обостренное чувство цвета и формы придало его работам магическую силу воздействия.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин записал в бортжурнале космического корабля: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Индийские работы Рериха были высоко оценены не только Д. Неру, С. Радхакришнаном, Р. Тагором, А. К. Халдаром, О. ,Ганголи, их оценил и принял народ дружественной нам страны. Понимая это, художник говорил на склоне лет: «Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые священные Гималаи... Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением».

В ожидании скорого возвращения на Родину, художник писал в Москву: «Широка была пашня, с 1916 года, с года нашего отъезда многие народы услышали справедливое слово и поняли великую сущность Народа Русского.

И кистью, и пером, и словом каждый из нас в своей области служил Родине. А ведь много где побывали, прошли и пустыни, и веси и собрали урожай немалый. Пора поделиться им с друзьями и откладывать не след. Да, вот пусть клич кликнут призывный. Итак, Вы говорите о близком свидании — да будет так».

Письмо написано 3 июля 1947 года. Через шесть месяцев и десять дней Николая Константиновича Рериха не стало.

 

Примечания
1. О. р. ГТГ, фонд Н. К. Рериха, 44/14, л. 12.
2. О. р. ГТГ, фонд Н. К. Рериха, 44/3.
3. Н. Рерих. Листы дневника. — «Октябрь», 1958, № 10, с. 214.
4. Н. Рерих. Листы дневника. — «Октябрь», 1958, № 10, с. 216.
5. О. р. ГТГ, фонд Н. К. Рериха, 44/213, л. 2—4.
6. Там же, 44/365.
7. О. р. ГТГ, фонд Н. К. Рериха, 44/188, л. 4.
8. О. р. ГТГ, фонд Н. К. Рериха, 44/266, л. 1,2. 10.
9. Н. Р е р и х. Собр. соч., кн. 1. М., 1914, с. 89.
10. Н. Рерих. Врата в будущее. Рига, 1936, стр. 234
11. Н. Рерих. Собр. соч., кн. 1. М., 1914, с. 248.
12. О. р. ГТГ, фонд Н. К. Рериха, 44/924.
13. Там же, 44/924а.
14. О. р. ГТГ, фонд Н. К- Рериха, 44/467.
15. Н. Рерих. Собр. соч., кн. 1. М., 1914, с. 258—259.
16. Цит. по кн.: П. Беликов, В. Князева. Рерих. М., «Молодая гвардия», 1973, с. 250.

01.01.2005 03:00АВТОР: А. Д. Алехин | ПРОСМОТРОВ: 1997


ИСТОЧНИК: Алехин А. Д. Николай Константинович Рерих (к 100-летию со дня рождения). М.: Издательство «Знание», 1974.



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Николай Константинович Рерих. Биография. Жизнь и творчество. »