26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Николай Рерих. Сокровенное в жизни и в творчестве. Анна Марианис


Н.К. Рерих. Полунощное. 1940

 

Русский Леонардо

 

Самым таинственным живописцем мира на Западе считается Леонардо да Винчи. Однако рериховеды вполне могут поспорить с этим мнением. Леонардо был такой же загадкой своей эпохи, какой в наше (или, во всяком случае, близкое к нам) время стал Рерих. В России, фактически, был свой Леонардо да Винчи! Столь же разнообразный по своим интересам и творческому потенциалу. Столь же уникальный и неповторимый. Столь же необычный и загадочный…

 

Очень интересно высказалась о Рерихе и его творчестве одна из самых знаменитых пророчиц мира – болгарская ясновидящая Ванга. В 1978 году в Болгарию с официальным визитом по вопросам культурных связей между Болгарией и Индией приехал младший сын Рерихов, Святослав Николаевич Рерих, тоже художник. Зная о необычном пророческом даре Ванги, он встретился с известной ясновидящей. Во время встречи Ванга сказала ему: «Вижу Тибет и Гималаи. Там, в тех местах, началась древнейшая история человечества… Твой отец был неземным человеком. Не только художником, но и пророком. Все его картины — прозрения. Они несут в себе скрытые знания, понять которые могут лишь духовно утонченные люди…».

 

Тематика живописного творчества Рериха необыкновенно широка по своему размаху. Она охватывает не только земную жизнь людей, прекрасные пейзажи, исторические сюжеты или образы святых, часто появляющиеся в творчестве других живописцев. Сюжеты картин Рериха переходят привычные жизненные рамки. Они охватывают Космос, иные миры, необычные духовные способности человека, тайны ушедших цивилизаций, скрижали далекого прошлого и тайны будущего нашей планеты.

 

Еще одна важнейшая черта живописного наследия Рериха – глубокий символизм его картин. О скрытом символизме его полотен и глубочайших философских идеях, отраженных в них, давно уже говорят многие искусствоведы мира. Не случайно полотна Рериха называют «картинами-идеограммами». Когда на Западе обнаружили, что в зрачке знаменитой Джоконды Леонардо оказались «зашифрованными» некие инициалы, это открытие повсюду преподносилось как сенсация. Но в картинах Рериха есть куда более значимые тайные символы.

 

Философичность и глубокий духовный смысл рериховских полотен интуитивно чувствуется многими посетителями выставок Рериха. Именно поэтому у художника так много поклонников по всему миру, причем не только среди любителей живописи, но и в среде последователей эзотерических знаний. Духовное значение творчества Рериха понимали уже его современники, особенно представители творческой элиты России. Так, Михаил Бабенчиков писал: «Слепы те, кто видит в Рерихе только живопись. Мудры видящие в нем одного из величайших духовных вождей нашей эпохи».

Тем не менее во многом скрытая и не афишировавшаяся самим Рерихом духовная сторона его творчества по-прежнему пока мало известна. Первым, кто приоткрыл широкой публике тайну духовных основ творчества Николая Рериха, был биограф семьи Рерихов Павел Федорович Беликов[1]. Именно ему мы обязаны знанием о тех сторонах жизни Николая Рериха, которые сделали его не просто великим художником, но и философом.

 

Путь к Учителям

 

Сейчас уже ни для кого не секрет, что Рерих и все члены его семьи живо интересовались духовной культурой Востока, в С.Н. Рерих.  Фрагмент портрета  Н.К. Рериха. 1937частности, философским наследием Индии и Тибета. Этот интерес постепенно привел их к самому сокровенному понятию духовной культуры Востока – Шамбале, Братству Учителей и Адептов тайной мудрости, образовавших в труднодоступных районах Гималаев обитель для того, чтобы помогать духовному развитию мира.

О существовании обители Высшего знания на Востоке народы мира знали издавна. Не случайно понятие Шамбалы имеет эквиваленты во многих языках мира. Но вплоть до XIX века знания о Шамбале были весьма скудными и тайными, мало кому доступными, и само понятие Шамбалы воспринималось европейцами лишь в качестве мифа. Лишь с началом деятельности Е.П. Блаватской на Западе выяснилось, что данное явление – Шамбала – существует на планете не только в качестве мифа, но и как реальное объединение духовных подвижников Индии и Тибета.

 

Блаватская стала ученицей и сотрудницей Учителей таинственного гималайского Братства. По указанию своих наставников она не только поведала всему миру о реальном существовании на Востоке тайной обители духовных Учителей, но и изложила в своих книгах основы их философского учения, адаптированного для западных читателей и названного теософией.

Семье Рерихов было суждено, подобно Блаватской, стать сотрудниками духовных подвижников Шамбалы, которых на Востоке именовали не иначе, как Великими Учителями, или Великими Душами – Махатмами. Рерихи приняли от Учителей и передали всему миру новое духовно-философское учение – Агни Йогу, называемую также Живой Этикой илиЕ. П. Блаватская Учением Жизни. Это учение, по мысли его создателей, должно сыграть огромную роль в будущем всего человечества, в особенности при начале новой космической эпохи… Принятие и передача миру Живой Этики стала, как пишет Беликов, важнейшей духовной миссией, доверенной Рерихам Учителями. Новое учение было записано на русском языке и позднее переведено на многие языки мира. Оно получило широкое распространение в России. Не в этом ли учении нам следует искать истоки тех необычных идей, которые питали и живописное, и литературное творчество великого русского художника?

Биограф семьи Рерихов П.Ф. Беликов не раз подчеркивал, что жизнь и творчество Николая Рериха невозможно понять вне связи с той духовной миссией, которую он имел, как сотрудник Великих Учителей Востока. Как пишет Беликов, «большинство даже наиболее фундаментальных трудов о жизни и творческой деятельности Н.К. (Рериха) отличается известной односторонностью. Вполне понятно, что такая односторонность вызвана замалчиванием миссии Н.К. (Рериха), как Посланца Белого Братства. Он сам не представлял своей жизни раздельно от этой миссии, и, конечно, любые представления о ней в отрыве от Главнейшего неизбежно ведут к односторонности и относительности всех оценок»[2].

 

Может быть в этом и состоит главная тайна Рериха как художника и писателя? Он был, как пишет Беликов, Посланцем Белого Братства. Он был посвящен в самобытную, оригинальную систему философских знаний, существующую на планете с незапамятной древности и положенную в основу нового философского учения, переданного Рерихам их таинственными наставниками. Он отразил эти знания в своих литературных произведениях и в своих картинах…

 

Миссия, порученная Рерихам их духовными Учителями, состояла не только в принесении миру нового духовно-С.Н. Рерих. Портрет Елены Ивановны Рерих. 1937философского учения, но и в претворении его идеалов в жизнь. Главным этическим идеалом гималайского Братства было понятие Общего Блага. Этому идеалу служат сами Учителя Шамбалы, этому же идеалу служили всю свою жизнь и Их сотрудники, Рерихи. На социальном поприще их деятельность выразилась в широчайшей духовно-просветительской работе, мировом по своему масштабу культурном строительстве.

Была и иная сторона жизни Рерихов – таинственная, мало кому известная, связанная с их сотрудничеством с Великими Учителями Востока и глубокой духовной миссией, которую Рерихи выполняли в нашем мире как посланники Белого Братства.

Выполнение этой миссии привнесло в жизнь Николая Константиновича и Елены Ивановны много необычных событий – от личных встреч с Учителями до посещения легендарной Шамбалы. Многие из этих событий были так или иначе отражены в живописном творчестве Николая Рериха.

 

После событий революции в 1919 году Рерихи уезжают в Лондон, а в 1921 году переезжают в США, где открылась крупная выставка картин Николая Константиновича. В Америке Рерихи пробыли 3 года. За это время Н.К. Рерих организовал несколько культурно-просветительских учреждений; в Нью-Йорке, где жили Рерихи, появился круг их последователей. Позднее на базе оставленной в Нью-Йорке выставки картин Николая Константиновича был организован музей его имени.

 

Из США в 1923 году Рерихи отправились в Индию с заездом по пути в Европу, где им предстояло получить визы и оформить документы, необходимые для поездки в Индию.

 

В том же 1923 году они прибыли в Индию, и с тех пор начались годы долгих путешествий по Индии, Тибету, другим странам и регионам Востока. В 1924 году Рерихи с исследовательскими целями путешествовали по Сиккиму и Бутану, вКамень Чинтамани на ткани. Он был послан Рерихам Учителями по почте, и получен ими 6 октября 1923 года, в Париже. 1925-1928 годах совершили беспримерную по своим результатам Центрально-Азиатскую экспедицию с посещением в 1926 году Москвы и Алтая. В 1934-1935 году Рерихи осуществили экспедицию в Монголию и Китай. В эти годы странствий художником были созданы многие серии картин с изумительными по красоте пейзажами, изображениями древних тибетских крепостей и монастырей, необычными сюжетами, связанными с мифологической, исторической, духовной тематикой. Некоторые из этих картин – как и полотна, созданные художником в карельский период творчества – в символической форме восточных образов отражают события, связанные с жизнью и духовной миссией самих Рерихов…

 

Образы Востока

 

Путешествия по Востоку уготовили Рерихам много трудностей и опасностей, но в то же время и немало незабываемых впечатлений. В 1924 году русские путешественники предприняли научно-исследовательские экспедиции по Сиккиму иЮрий Николаевич Рерих в экспедиции Бутану, а в 1925-1928 годах совершили грандиозную по своему масштабу экспедицию по странам Центральной Азии с посещением в 1926 году Москвы.

Во время экспедиций по Тибету Рерихи посещали старинные монастыри, встречались с учеными буддийскими священнослужителями – ламами, беседовали с ними при помощи выступавшего в роли переводчика Юрия Николаевича Рериха (уже тогда владевшего многими языками и наречиями Востока). Семья Рерихов была встречена в Тибете с необыкновенным уважением, если не сказать – почитанием. Обычно тибетцы не выказывали иностранцам («пелингам», как они их называли) особого доверия. Но к Рерихам у высших лам было совсем иное отношение. Возможно, они догадались о том, что Рерихи были сотрудниками Учителей Белого Братства.

 

Вот характерный случай, произошедший с Рерихами в Тибете и описанный Николаем Константиновичем в повести «Сердце Азии»: «Насколько надо понять местную чувствительность, вы увидите из следующего случая, бывшего с нами. Жена моя хотела иметь старинное изображение Будды. Но это не так легко, ибо старинные изображения редки и собственники их не расстаются с ними. Мы поговорили между собою на чуждом здесь языке и оставили дело до лучшего случая. Каково же было наше изумление, когда через несколько дней к нам приходит лама и с поклоном достает из-за пазухи отличное изображение Будды тибетской работы со словами: «Госпожа хотела иметь Будду. Во сне мне явилась Белая Тара и указала отдать вам изображение Благословенного с моего алтаря». Так мы получили давно желанное изображение»[3].

 

С.Н. Рерих.  Фрагмент портрета  Н.К. Рериха. 1933Ламы одного из старинных монастырей Тибета устроили настоящую торжественную процессию в честь прибытия Рерихов в их населенный пункт. А затем, во время доверительной беседы с Николаем Константиновичем, священнослужители сказали ему, что в одном из своих прошлых воплощений он был… Далай-ламой Пятым – одним из самых выдающихся правителей Тибета! В народе его называли Великим Пятым. Интересно, что одним из признаков того, что в прошлом воплощении Рерих был именно этим деятелем, ламы сочли особое расположение родинок на щеке Николая Константиновича – они в точности повторяли конфигурацию созвездия Большой Медведицы, которому на Востоке поклонялись как священному.

 

Народная молва приписывала Далай-ламе Пятому сотрудничество с духовными ВладыкамиС.Н. Рерих. Фрагмент портрета  Н.К. Рериха  со священным ларцем.1928 Шамбалы. Именно Далай-лама Пятый стал инициатором возведения самого грандиозного в Тибете дворца, названного Потала и ставшего официальной резиденцией Далай-лам. Вокруг этого дворца сразу же возникли всевозможные легенды и слухи. Тибетцы были уверены, что из подземелий Поталы начинаются длинные подземные ходы, ведущие прямо к Ашрамам Шамбалы. Есть сведения о том, Великий Пятый часто исчезал из своей резиденции и отсутствовал иногда по несколько дней, а то и недель. Его приближенные были уверены, что во время своих отсутствий во дворце Далай-лама посещал гималайскую обитель Белого Братства.

Не исключено, что загадочный рассказ лам о прошлом воплощении Николая Рериха как Далай-ламы нашел отражение на портретах Н.К. Рериха, написанных С.Н. Рерихом. На одном из них Николай Константинович изображен в тибетском одеянии на фоне дворца Потала. На другом портрете Николай Рерих изображен стоящим на фоне тибетской иконы – танки – так, что над его головой просматривается написанный на танке традиционный головной убор высших лам Тибета.

 

Не остались секретом для буддийских священнослужителей и большие духовные знания и способности, свойственные Елене Ивановне Рерих.

 

Н.К. Рерих считал Елену Ивановну духовным лидером всей своей семьи. Такого же мнения о роли Елены Ивановны придерживался и духовный Учитель Рерихов, Махатма М. Всю свою жизнь Николай Константинович боготворил жену-единомышленницу и увековечил ее светлый образ на многих своих полотнах. Картины «Оттуда», «Агни Йога», «Камень Несущая. (Держательница мира)», «Ведущая» были посвящены художником Елене Ивановне.

 

Н.К. Рерих. Оттуда. 1935-1936Картина «Оттуда», как и «Властитель ночи», передает мысль об общении с Учителями, в котором Елене Ивановне надлежало сыграть главную роль. На берегу небольшой речки сидит девушка, на одежде которой вышит знак Владык Шамбалы (три круга), а на узком мостике, перекинутом через реку, изображена женщина в длинных одеждах, молитвенно сложившая руки на груди. Кто эта женщина? Может быть, одна из сестер Великого Белого Братства, пришедшая передать какую-то весть будущей сотруднице Учителей?

 

Картина «Ведущая», без сомнения, отражает ту роль, которую играла в семье Рерихов сама Елена Ивановна – Учитель М. называл ее Ведущей. Но помимо этого образ Ведущей олицетворяет ту миссию, которую суждено занять Женщине в будущей духовной эволюции мира. В Агни Йоге говорится оН.К. Рерих. Ведущая. 1944 (фрагмент) том, что наступающая эпоха станет эпохой духовного и социального пробуждения женщин Земли. Великой творческой роли Женского Начала в земной эволюции посвящено много вдохновенных строк в Учении Жизни. Е.И. Рерих в письмах своим последователям писала: «Наблюдаемый всемировой развал, наблюдаемое угрожающее вырождение в большинстве стран есть следствие векового разновесия, подчинения и угнетения женского начала. Унизив женщину, мужчина унизил себя, и без возрождения истинного рыцарства дух не может подняться.

 

Еще сказано: «Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину». Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н. К. [Рериха] «Та, которая ведет» [4]. Так женщина должна занять место, сужденное ей. Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно, именно, с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть прежде всего призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения в закладывании основания самого Бытия и пробуждения стимула к творчеству и красоте. Сказано — Равновесие мира не может установиться без истинного понимания Начал. Потому утвердимся сознанием на мощи равновесия как стимуле Бытия, Начал и Красоты. Потому так необходимо утверждать в духе значение Начала Женского» [5].

 

Очень интересна картина «Превыше гор». На наш взгляд, на ней изображен полет в астральном теле, или Н.К. Рерих.  Превыше гор. 1924пространственное перемещение астрального тела, в наше время называемое «астральной проекцией». Этот вид духовной практики йоги долгое время изучался на Западе в ходе экспериментальной программы, в которой участвовали Р. Монро, автор нескольких книг, посвященных этой тематике, А. Тану и другие участники, обладающие экстрасенсорными способностями.

 

Вполне вероятно, что эта картина отразила в себе и личный духовный опыт Е.И. Рерих. Из дневниковых записей Елены Ивановны известно, что вскоре после начала регулярного общения с Учителем М. она овладела данной способностью. В дневниках Рерихов, в которые они записывали свои беседы с Учителем, есть интересная запись о том, как на одном из сеансов общения Учитель попросил Николая Рериха: «Напиши полет Урусвати [6] в Тибет на белом шарфе». Это было 28 июня 1921 года, когда Рерихи были еще в Америке. Картина «Превыше гор» появилась на свет в 1924 году, три года спустя после того, как в дневнике Е.И. Рерих было записано указание Учителя «написать полет Урусвати». Не исключено, что именно на этой картине мы видим тот самый сюжет, о котором Махатма М. говорил тогда Николаю Константиновичу.

 

Что касается белого шарфа, о котором говорилось в сообщении Учителя, то, скорее всего, речь шла о ритуальном шарфе, которые в Тибете по традиции преподносятся в знак приветствия, уважения и признательности. Такие шарфы представляют собой довольно узкие, длинные полосы тонкой легкой материи. Ранее в дневниковых записях Е.И. Рерих говорилось о том, что Учитель прислал Рерихам подобный шарф в знак признания их духовных заслуг и успешной духовно-просветительской деятельности.

 

Почему Учитель предложил Рериху запечатлеть на картине полет Урусвати именно на шарфе, неизвестно – может быть, чтобы сделать картину более зрелищной, обыграв, так сказать, в восточном варианте сказочный образ ковра-самолета; а может быть, Он хотел запечатлеть на этой картине тибетский шарф как тайный символ доверия Учителя к Рерихам и знак Его участия во всех их делах.

 

Может быть, конечно, что облаченный в воздушную белую ткань полупрозрачный женский образ, летящий в небе над горами, был изображен художником по мотивам восточных сказок о феях. Но если вспомнить о явлениях, известных из области эзотерического знания, то этот образ на картине воспринимается не иначе, как полет в астральном теле.

 

Тайное Знание

 

Помимо исследовательской деятельности, во время своих экспедиций по странам Востока Рерихи продолжали освоение эзотерических знаний, передававшихся им Учителем М. Походные условия, в которых они находились, были сопряжены неН.К. Рерих.  Жар-Цвет. 1924 только с колоссальной физическими и психологическими перегрузками, но и с немалыми опасностями. Но несмотря на долгие переезды верхом и в жару и в холод, на переходы по опасным горным тропам, пролегающим над бездонными пропастями, по местностям, где разбойничали полудикие кочевые племена, нападавшие на караваны, грабившие и убивающие путников – несмотря на все это, Рерихи в любой обстановке находили возможность общения с Учителем, требующего медитативного сосредоточения, а Елена Ивановна постоянно, каждый день записывала Его сообщения, из которых затем составлялись тексты Учения Агни Йоги. Так, благодаря общению с Учителем и своим собственным усилиям русские путешественники с каждым днем овладевали сакральным знанием, в течение тысячелетий доступным лишь узкому кругу Посвященных в тайную мудрость.

 

Тема сокровенного знания как подлинного сокровища культуры также отразилась в картинах Николая Рериха.

 

Думается, что именно сокровенному знанию посвящена картина «Жар-цвет». В русском фольклоре Жар-Цвет — волшебный цветок, расцветающий в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Обладатель этого цветка получает возможность видеть спрятанные в земле клады. Образ Жар-Цвета не однажды используется в текстах Агни Йоги; там он символизирует Высшее Знание, наделяющее его обладателя подлинными духовными сокровищами.

 

На картине «София» символом тайной, скрытой от большинства людей, мудрости является не волшебный цветок, а небесные скрижали. Кто этот пламенный небесный всадник с короной на голове, держащий в руках свиток с древнейшим символом Триединства? Воплощение царственной мудрости, словно венчающей собой историю цивилизации, символом которой на этой картине служат очертания городов, над которыми проносится посланник Высших Сил?

 

Н.К. Рерих.  Чудо дивное (На подвиг). 1937Что хотел выразить художник в картине «Чудо дивное»? Может быть, предания о том, что в Азии есть заповедные места, близко к которым пролегают пути, ведущие в Ашрамы Шамбалы?.. В этих местах путника предупреждают о приближении к священным границам, нарушать которые никому не позволено, необычные природные явления и внезапные преграды. А может быть, в этом полотне символически отражена идея существования и в природе, и в человеке необычных явлений и возможностей, источником которых является огненная энергия, наполняющая все мироздание и особенно выраженная в человеке, как носителе разума.

 

Может быть, картина «Капли жизни» отражает сюжет обычной повседневной жизни жителей гор, но возможно, ее смысл глубоко символичен и посвящен все тем же поискам высшего знания, которые накапливаются в сознании человека постепенно и медленно, капля за каплей и составляют вечное достояние его души.

 

Сосуд – один из символов сознания человека, а капли живительной влаги – это крупицы знаний, а также рожденных имН.К. Рерих.  Капли жизни. 1924. умений и качеств духа, которые будут сопровождать человека и после его земной жизни, в других воплощениях… Высшее духовное Знание непохоже на обычные познания, доступные интеллекту. Это знание приходит к человеку медленно и постепенно, словно падающие в сосуд драгоценные капли чистейшей горной воды. Чтобы получить Высшее Знание, надо быть готовым в духовном и нравственном отношении. Многие хотели бы получить это знание все и сразу, при этом не понимая, что для того, чтобы получить его, надо уже иметь для него вместилище. Об этом говорится в поэтичных строках Учения Жизни:
«— Владыко, почему не доверишь мне собрать все плоды сада Твоего?
— Но где же корзины твои?
— Владыко, почему не прольешь на меня ручьи Благодати Твоей?
— Но где же кувшины твои?» («Листы Сада Мории», июль 3.)

 

Глубоким символизмом полна картина «Голубиная книга». Голубиная – она же Глубинная – книга представляет собой сборник русской народной духовной поэзии. О ней Н. Рерих упоминал в своих эссе и очерках.

 

Интересно, что в этой книге есть и восточные мотивы, например, сказание о царевиче Иосафате, сыне царя. В книге «Сердце Азии» Н.К. Рерих писал: «Уже покидая Алтай для Монголии, я слышал священный стихирь, напевно сказанный пожилым старовером.
Старик поет:
«А прими меня, пустыня тишайшая».—
«А и как же приму я тебя, царевича?
Нет у меня, у пустыни, ни дворцов, ни палат». —
«А и не нужно мне ни палат, ни дворцов».(…)

 

Я распознал в этом напеве старый стихирь о Иосафе, сыне царя. Это был старинный напев о жизни Будды, причем жизнь Учителя была представлена под именем жизни Иосафа, сына царя Индии. Иосаф, Иосафат — это измененное боддисатва, искаженное в арабском произношении» [7].

 

С понятием Сокровенного Знания тесно связана тема духовного ученичества, то есть вступления человека на путь самосовершенствования, познания и практического освоения эзотерического философского наследия. Эта тема четко прослеживается в творчестве Николая Рериха.

 

Н.К. Рерих.  Жемчуг исканий. 1924На картине «Жемчуг исканий» в окружении гор беседуют о чем-то учитель и юный ученик. В руках Учителя – жемчужное ожерелье. О чем говорит он ученику? В фольклоре жемчуг часто символизирует духовные знания и возможности. Каждая жемчужина – это духовное завоевание, результат долгого опыта и напряженных личных усилий. Иногда жемчужное ожерелье символизирует весь путь развития души, где каждая жемчужина – это очередное воплощение, а нить, на которую они нанизаны – бессмертное духовное начало человека, сутратма.

 

Картина «Охота» также посвящена поискам Света и духовного знания.

 

Казалось бы, сама тема охоты столь далека от духовных устремлений… Но в Тибете горные серны и бараны являются древнейшими символами Света. Древние тибетские петроглифы – изображения, выбитые на скалах – часто изображают круторогих горных баранов как символ Света.

 

В своих литературных произведениях Н. Рерих писал: «Пройдя Тибет и Ладак, можно оценить и Лахуль. Снеговые пики, цветочные травы, пахучий можжевельник, яркий шиповник не хуже лучших долин Тибета. Многие святыни, ступы, пещеры отшельников не уступят Ладаку. На скалах тоже ритуальные фигуры лучников, догоняющих стрелою круторогихН.К. Рерих.  Камни Лахула. 1932. Фрагмент горных баранов. А ведь древний айбеко был символом света!»[8]

 

«Ходим смотреть старинные изображения на камнях. При этом еще раз убеждаемся, что чортены [9], прибавленные к старым изображениям охотников и нагорных баранов, являются более новыми дополнениями. Как и раньше думалось, эти круторогие священные бараны — символы света, и искатели их, неутомимые лучники, являются символами гораздо более удаленных культов. Здесь мы опять прикасаемся к необъясненным еще солнечным культам, напоминающим отдаленные зарождения друидизма и огненной свастики» [10].

Н.К. Рерих.  Охота. 1937Символом Света в Тибете являются и горные серны. В переосмысленном, символическом выражении всадник с луком на картине Рериха «охотится» за Светом и высшим знанием.

Одна из поэм Н.К. Рериха, написанная белым стихом (ее текст был передан Рериху Учителем путем духовного контакта), называется «Ловец», по аналогии с евангельскими словами Христа, призвавшего рыбаков, своих будущих последователей, оставить лов рыбы, чтобы Он мог сделать их «ловцами человеков». В этой поэме в образах охоты и преследования добычи символически отражен весь путь восхождения ученика эзотерического знания и выполнения им поручения Учителя.

 

«Сосуд нерасплесканный» – символ накопления духовной силы и ее правильной реализации, а также высокой самодисциплины сознания, которая необходима ученику духовного знания. Помимо этого, цель вступившего на путь духовного ученичества –принять в свое сознание все, что может дать ученику Учитель и сама Жизнь, не утратив ни одной возможности, не пролив ни единой капли…

 

В жизни человека, стремящегося к практическому совершенствованию, всегда бывают какие-то ошибки; в силу этогоН.К. Рерих.  Покаяние. 1917 возникают и потребности в критической самооценке своих действий. Возможно, именно этому посвящена картина «Покаяние». Перед склонившим голову иноком возвышается монастырская лестница. В эзотерических учениях лестница является символом восхождения или нисхождения человека в его духовном развитии. Лестница, ведущая вверх, символизирует новые возможности духовного роста.

 

Интереснейшей темой картин Н.К. Рериха является легендарная гималайская обитель, отдельные черты которой – может быть, символически, а может быть, и вполне реалистически – Николай Константинович запечатлел на многих своих полотнах.

 

Путь в Шамбалу

 

Символические образы картин «Дозор Гималаев», «Хранитель входа», «Дева снегов» передают истину: пути к Ашрамам Н.К. Рерих.  Дозор Гималаев. 1925Братства надежно защищены.

В текстах Агни Йоги и в эссе Н.К. Рериха говорится о том, что непосвященный никогда не сможет найти дорогу в Ашрамы Шамбалы. Все пути к обители гималайского Братства надежно замаскированы от случайных любопытствующих.

 

В Агни Йоге говорится, что многие хотели бы попасть в «Хранимую долину» (так называется в Тибете место, где находится обитель Братства), но лишь единицы избранных последователей смогли сделать это, и на то есть свои причины. «Множество людей стремится найти Нас. Правильно удержать таких путешественников. Найти Нас, прежде всего, нужно не географически, но в духе», — говорилось в одной из книг учения Живой Этики. Н. К. Рерих писал, что «один из Махатм был спрошен, отчего они так заботливо скрывают свои Ашрамы. Махатма ответил: «Иначе бесконечные шествия и с запада, и с востока, и с севера, и с юга наводнят наши уединенные места, куда без разрешения никто не дойдет и не потревожит наши занятия»» [11].

 

Одна из картин Рериха называется «Чудь подземная». Картина связана с легендой о загадочном народе, скрывшемся под землей. Конечно, в этой легенде отражены отголоски знания о существовании на Востоке таинственной страны, скрытойН.К. Рерих.  Чудь подземная. 1928 или 1929 от глаз непосвященных. Та же идея отражена и в легенде о городе Китеже, скрывшемся в озере. Кроме того, в странах Азии хорошо известны легенды о том, что жители таинственной страны связаны с остальным миром тайными горными тропами и подземными ходами. На Алтае пожилой старовер рассказывал Рерихам легенду о Чуди: «Старик ведет нас на каменистый холм и, указывая каменные круги древних погребений, торжественно говорит: «Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами» [12].

 

«Танг-ла. Песнь о Шамбале» - исключительно колоритное, огромное по размерам полотно. Е.И. Рерих уже после смерти Н.К. Рерих.  Песнь о Шамбале. 1943Николая Константиновича писала о его творчестве и, в частности, об этой картине: «Любование картинами Н.К., действительно, знак добрый, ведь только чуткие, сердцем не ожесточившиеся, могут восчувствовать красоту этих творений. Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойденным в этой области. Действительно, кто сможет настолько посвятить всего себя такому постоянному предстоянию перед величием и красотою этих Вершин, воплотивших и охраняющих величайшую Тайну и Надежду Мира — Сокровенную Шамбалу? Со мною останется одно из последних запечатлений его Мечты, его Знания — «Песнь Шамбале». На фоне величественного заката, освященная последним Лучом, сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окруженная снеговыми гигантами. Впереди, на темной пурпуровой скале сидит сам певец... Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале»[13].

 

Светлой тайне Гималаев посвящены и картины «Канченджанга» и «Гора Пяти Сокровищ». На своих полотнах Рерих много раз запечатлевал еще одно чудо Гималаев – величественную Канченджангу, «Гору Пяти Сокровищ». Эта овеянная легендами вершина в местном фольклоре тоже связана с понятием Шамбалы. В «Сердце Азии» Николай Константинович писал: «Канг-чен-цзон-нга [14] — пять сокровищ великих снегов. Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища? — золото, алмазы, рубины? Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: «Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество». Конечно, вы понимаете, что некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей».

 

И еще: «На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал: «Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там» [15].

 

Картина Рериха «Сокровенное» передает нам намек на то, что могут скрывать от глаз непосвященных недра гималайских гор. На переднем плане картины – огромные прекрасные кристаллы, насыщенные золотистым сиянием – чем неРерих Н.К. Сокровенное (Сокровище горы). сокровища?.. Но на дальнем фоне художник изобразил другие сокровища, духовные. Сквозь узкий проход в недрах гор просматривается пещера; слева и справа от входа в нее на синем фоне горы можно заметить очертания высеченных в скале древних статуй. Что это? Тайный Ашрам Братства в горах? На фоне желтого света, освещающего пещеру, вдалеке видна группа людей, окруживших небольшое возвышение… Рерих изобразил на этой картине Учителей гималайского Братства, собравшихся для совместной медитации. На возвышении перед ними покоится сокровенный терафим Братства – Камень Чинтамани.

 

При виде кристаллов, изображенных на переднем плане этой картины, невольно вспоминаются огромные кристаллы горного хрусталя, хранившиеся в доме Рерихов [16]. Какую функцию они выполняли и ранее, и теперь? Были ли они для Рерихов только украшениями или у них есть иное назначение? Для современной науки не секрет, что кристаллы по самой своей структуре являются уникальными природными хранилищами информации. Кое-кто из ученых даже высказывал мысли о том, что в будущем кристаллы будут использоваться именно как носители информации.

 

А некоторые атлантологи – исследователи, разделяющие гипотезу о реальном существовании Атлантиды и всесторонне изучающие эту проблему – на основе различных источников утверждают, что атланты умело использовали свойства кристаллов как носителей не только информации, но и энергии, и главным поставщиком энергии в крупнейшем городе Атлантиды служил гигантский искусственный кристалл, напоминающий формой пирамиду… Эта идея отчасти подтверждается и прозрениями выдающегося американского ясновидящего Эдгара Кейси, который предположил, что на дне Атлантического океана покоится нечто, служившее источником колоссальной энергии для цивилизации Атлантиды, и это нечто имеет форму кристалла. А находится оно сейчас приблизительно в районе Бермудского треугольника…

 

Являются ли эти представления вымыслами или в них есть доля истины – неизвестно. Но, зная о способностях кристаллов аккумулировать в себе информацию и энергию, можно предположить, что кристаллы из коллекции Рерихов имеют не только декоративное значение. Скорее всего, эти кристаллы были действительно насыщены духовной энергией Ашрамов Братства, а затем и самих Рерихов, в доме которых они находились долгие годы, и можно представить себе, какое благодетельное духовно-психическое воздействие они несут в себе.

 

Воин света (Светлый витязь) 1933Стоит вспомнить и о том, что легендарный метеорит, Камень Чинтамани, тоже представляет собой кристалл (на Востоке его так и называют – «Кристалл мысли»), правда, космического, а не земного происхождения, и неизмеримо более мощный по своему энергоинформационному потенциалу и воздействию на окружающее.

 

Какие функции выполняет в Ашраме Шамбалы Камень Чинтамани? Как уже говорилось, фрагмент Камня, посылаемый в мир, тесно связан с основным телом метеорита, присланного на Землю из созвездия Орион. Именно вокруг Камня собирается Братство Адептов на медитацию. Эти медитации направлены на гармонизацию ауры планеты во время особо сложного положения в мире. В учении Агни Йоги, в книге «Надземное» кратко, почти в форме намека говорится о том, как используют Архаты энергию «Огонь Носящего» посланца Ориона: «...Камень покоится на подушке, которая лежит на основании из мрамора и отделена кругом металла лития. Там, после ритма, молча напитываем пространство. Глубоко лежит это Хранилище, и многие не подозревают, как во время их сна Белое Братство сходит по галереям на ночное бдение. (...) Укрепляли пространство, чтобы потушить войну» [17].

 

На картинах мастера гималайская Обитель и Братство Адептов предстают перед нами не только в земных своих образах, но и в небесных, символических, созданных самой Природой. В Учении Жизни говорится о том, что есть Шамбала земная, а есть Небесная. Сила Белого Братства заключается в том, что Его твердыни присутствуют во всех мирах, на всех планахРерих Н.К. Защитник. Облако-стрелок бытия – и на земле, и в надземных, высших сферах. В одном из писем последователям Е.И. Рерих писала: «...Во второй части «Братства» сказано: «Мы имеем целые Твердыни в Тонком Мире. (…) Мысль, не прегражденная сомнением, приведет в Наши Надземные Обители. Обитель Гималаев находится в постоянном общении с обителями Тонкого Мира, и битва земная также звучит и гремит в Тонком Мире» [18].

На полотнах «Воин Света», «Снежные стражи», «Белый и горний», «Защитник. Облако-стрелок» зрителю напоминают о Небесной Шамбале очертания облаков и гор – словно некая невидимая рука напечатлела на лике самой Природы вечную идею нерушимости Добра и непобедимости космического Воинства Света.

 

В Учении Жизни тоже говорится, что в высших сферах есть могучие сторонники и Защитники Истины – и тот, кто способен противостоять злу, может призвать Их на помощь в трудную минуту.

 

Главная тайна Рерихов

 

В мемуарах учеников Рерихов говорится, что они не просто общались с духовными Учителями Шамбалы на телепатическом уровне, но и действительно посещали эту древнейшую на Земле обитель духовного знания. Так ли это Н.К. Рерих. Сжигание тьмыбыло на самом деле? Ответы на вопрос о том, посещали ли Рерихи Шамбалу, можно поискать опять-таки в картинах Николая Константиновича.

Так, интересная история связана с картиной Н. Рериха «Сжигание тьмы». На этом полотне запечатлен характерный глетчер (ледник), находящийся высоко в Гималаях. В одной из своих статей Рерих упоминал о своей встрече с группой альпинистов, установивших рекорд по подъему на определенную высоту тогда еще непокоренного Эвереста (это было в 1924 году). Как писал Рерих, «…пришла вся экспедиция с Эвереста. (…) Между прочим, добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту — на картине «Сжигание тьмы» они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, видимый только ими, попал на картину».

 

Что ответил спортсменам художник – неизвестно. Во всяком случае, претендовать на установление рекордов по покорениюФрагмент картины  «Сожжение тьмы» с фигурами на дальнем плане. горных вершин его экспедиция явно не собиралась. И тем не менее на картине «Сжигание тьмы» есть тайное свидетельство того, что Рерихи побывали на этой рекордной по тем временам для восхождения высоте и воочию видели этот ледник.

Посмотрите на репродукцию повнимательнее. Среди членов Белого Братства, стоящих рядом с Великим Владыкой – руководителем Шамбалы – дальним планом показаны облики Елены Ивановны, самого Николая Константиновича и Юрия Николаевича Рерихов. На эту деталь картины обратил внимание директор Нью-Йоркского музея Николая Рериха Даниэль Энтин в одном из своих интервью.

 

Что это? Ненавязчивое свидетельство того, что Рерихи посещали Шамбалу и принимали участие в духовной работе Архатов?.. А если это просто фантазия художника – откуда тогда Рерих мог знать о существовании данного глетчера? Может быть, конечно, художнику описал это тайное место в Гималаях его духовный Учитель. Но можно ли –только по описанию! – с такой точностью запечатлеть на картине горный пейзаж, что английские альпинисты узнали по ней реальное место в горах во всех подробностях и вообразили, что Рерихи тоже поднимались на эту высоту? В общем, одни вопросы и загадки…

 

Картина – идеограмма

 

Самый загадочный символизм рериховских полотен тоже связан с духовными Учителями Рерихов. Одной из самых значительных картин мастера считается триптих «Fiat Rex» («Да будет Владыка!»). Владыкой на Востоке Fiat Rex. Да будет Владыка!. 1931называют духовного руководителя Шамбалы, международного духовного Братства подвижников, работающих на благо мира.

В центральной части картины изображен Владыка Шамбалы, Он же – духовный Учитель Рерихов. По обеим сторонам от него, в правой и левой частях триптиха, написаны фигуры мужчины-воина и женщины в средневековых одеяниях. Многие поклонники творчества Рериха убеждены, что в этих двух образах содержится намек на прежние воплощения Е.И. и Н.К. Рерихов. Так это или нет – можно только гадать, но одно несомненно: в этой картине наиболее ярко проявились характерные черты рериховской картины-идеограммы с зашифрованными в ней символами.

 

Речь, фактически, идет о некой тайнописи – едва прописанных на холсте деталях изображения, которые заметны на оригинале картины при пристальном рассмотрении; на репродукциях же увидеть эти детали гораздо сложнее. Если внимательно посмотреть на образ воина на картине, то немного выше его головы можно увидеть полупрозрачный «двойник», повторяющий очертания верхней части его фигуры. В философском учении Рерихов – Агни-Йоге, или Живой Этике, именно таким – прозрачным (точнее, невидимым) – описывается астральное тело, скрытое в физических телах всех живых существ. Художник явно изобразил над видимой фигурой воина его астральное тело! И в центре груди этого почти невидимого «двойника», чуть выше сердца можно увидеть неявно светящийся круг с таким же почти прозрачным излучением по всей его окружности.

 

Именно так ясновидящие описывают свечение, исходящее от открытых чакр – невидимых обычным зрением энергетических центров, которые у высокодуховных индивидов находятся в активном, то есть открытом, или зажженном, состоянии.

 

Некие «тонкие» символы (похожие на бумажные «водяные знаки») можно рассмотреть на триптихе и над женской фигурой. В частности, возникает четкое ощущение, что над головой женщины изображен почти невидимый глаз.

 

Глаз на древнейших символах – к которым относились и глаз в треугольнике (встречающийся в том числе в древнерусской иконописи), и древнеегипетское «Око Гора» – символизировал Божественное начало, Высший Разум.

 

На Востоке глаз также является символом высшего женского божества буддийского пантеона, Белой Тары или – в тибетском варианте – богини Дуккар. На скульптурах Белой Тары изображения глаза часто присутствуют на ладонях богини. А верховное женское божество Тибета называется также «тысячеокой Дуккар». Восточная мудрость говорит, что в каждой земной женщине есть духовная частица великой Матери Мира, Индивидуальности, олицетворяющей космическое Женское Начало. Но особенно сильно сущность Матери Мира проявлена в избранных представительницах рода человеческого, тех, кто смог возвыситься духовно до ступени Учителей, сестер Белого Братства, и стать носительницами Луча Матери Мира, ее духовной силы.

Во время путешествий Рерихов по Тибету высшие тибетские ламы признали Елену Ивановну Рерих воплощением Белой Тары. Именно она стала самым сильным, самым полным отражением на земной плане великой сущности Космического Женского Начала… Не эта ли идея выражена в скрытой символике самой сокровенной картины Рериха?

 

Добавим, что все это – лишь некоторые сюжеты «тайнописи» триптиха, которые пока удалось увидеть и разгадать. Нет сомнения в том, что в действительности в этой картине заложено гораздо больше тайных символов...

 

Будущее, зашифрованное в картинах

 

Глубокий философский символизм проявляется и в картинах Рериха, посвященных будущему нашей планеты, причем будущему в эсхатологическом аспекте этого понятия. В наше время тема Апокалипсиса и Армагеддона стала притчей во Н.К. Рерих. Матерь мираязыцех. К вычисленной жрецами майя таинственной дате смены крупных циклов человеческой истории – 2012 году – органично присовокупились пророчества самых выдающихся провидцев планеты, от Нострадамуса до Ванги. И все они – начиная от мезоамериканских народов до ясновидящих наших дней – дружно утверждают: грядет Апокалипсис! В древних учениях и пророчествах говорится, что скоро настанут времена, когда угол наклона земной оси изменится, наша планета поменяет свое положение в космическом пространстве и карта звездного неба тоже станет иной... А на картине Рериха «Матерь Мира» справа от фигуры Матери Мира в небе изображены фигурки праведников, точно повторяющие расположение звезд в созвездии Большой Медведицы. В своих литературных работах Рерих писал, что это созвездие называется на Востоке «семью мудрецами», и ему поклоняются как священному. Но положение этого созвездия на картине Рериха отличается от современного: привычный «ковш» располагается не горизонтально, а вертикально. Может быть, это созвездие будет выглядеть именно так после того, как угол наклона земной оси изменится и Земля займет другое положение на орбите?

 

В наше время уже не только поклонники эзотерики, но и многие серьезные ученые говорят, что близится время испытаний для всей планеты… Словно в подтверждение этих пророчеств природа земного шара выдает нам такие кульбиты – небывалые колебания климата, землетрясения, наводнениями, лесные пожары, аномальную жару и т.п. – что в самом деле начинаешь верить в близость если не конца света, то, по крайней мере, эпохи природных катаклизмов. В чем же может заключаться причина этих катаклизмов? Чего нам ждать? И на это вопрос есть ответы в живописных произведениях великого русского художника-интуитивиста.

 

Картина «Ангел Последний» – сильное, яркое выражение идеи апокалипсического будущего всего мира. Из городов, на фоне которых стоит Ангел Апокалипсиса, вырываются всполохи пламени...

 

Огонь как символ апокалипсических перемен изображен и на других полотнах художника. Случайно ли пертурбацииН.К. Рерих. Ангел последний. 1912 Апокалипсиса символизированы в картинах Рериха пламенем? В философском учении Живой Этики, или Агни Йоги говорится о том, что причины наступления на Земле Новой эпохи будут иметь природный, а не мистический характер.

В наше время уже не пророки, а многие ученые прогнозируют, что новый цикл солнечной активности может принести на Землю неизбежные природные перемены; усиление солнечной активности вызовет небывалую сейсмическую активность. В философском учении Рерихов – Живой Этике – также говорится, что изменение астрономического положения планеты относительно других планет и созвездий в XXI столетии вызовет приход на Землю из Космоса новых космических энергий. В письмах Е.И. Рерих есть одно очень интересное пророчество, полученное от Учителей Шамбалы. В нем говорится, что максимальную порцию космического «облучения» Земля получит от неизвестной пока науке новой планеты, которая неожиданно для наших астрономов скоро приблизится к Земле. Между прочим, во многих пророчествах древности говорится, что перед приходом Апокалипсиса на небе появится новое небесное тело. Об этом сказано в Авесте, пророчествах индейцев хопи, предсказаниях Реньо Неро и Нострадамуса (если верить толкователям катренов загадочного пророка).

 

Картина Н. Рериха «Полунощное» изображает один из кульминационных моментов смены космических эпох – редчайшее космическое явление, предсказанное в пророчествах многих народов как появление «Звезды Апокалипсиса». О данном явлении Е.И. Рерих писала в своих письмах, отвечая на вопросы сотрудников: «(...) Помните, как сказано в кн[иге] «Озарение» [19] на странице 73-ей: «Полнеба занято необычным знаменьем. Около невидимого Светила как бы необъятный Круг засиял; лучи побежали по краям его. Фурии ужаса попятились в пещеры, удушены сиянием знаменья...»

 

И это явление оявится скоро. Незримое Светило это — Солнце новое, которое пройдет через нашу Солнечную систему и на миг покажется нам, чтобы скрыться на миллиарды лет до своего нового посещения. Но можно представить себе, какие пертурбации произведут эти появления в атмосфере не только ближайших светил, но и во всей Солнечной системе!» [20].

Интересно, что описание появления этой планеты очень напоминает распространившиеся в мире с подачи востоковеда  З. Ситчина околонаучные (или, как их еще называют, неакадемические) представления о планете Нибиру, которой, согласно интерпретации шумерского эпоса Ситчиным, суждено сыграть кардинальную роль в событиях Апокалипсиса…

 

Но согласно учению Агни Йоги, распространенному по всему миру Рерихами, главным фактором апокалипсических перемен на Земле станет насыщение атмосферы нашей планеты новыми энергиями. Эти новые космические энергии и были названы в учении Агни Йоги «огнем», а само слово «Агни» на санскрите означает «огонь». Охваченные пламенем города на картинах Рериха, посвященных апокалипсической тематике – это, на наш взгляд, символическое отражение другого, космического огня, который и станет главным «поражающим фактором» Апокалипсиса.

 

Воздействие новых энергий на организм людей будет играть, по мысли духовных Учителей Рерихов, ключевую роль в событиях Апокалипсиса. Эти энергии начнут активно взаимодействовать с биополями живых организмов, в том числе людей. Они многократно увеличат напряженность биополя-ауры каждого живущего на земле человека; за счет этого нравственная природа людей начнет выявляться с гораздо большей интенсивностью. В итоге светлые и добрые люди станут еще лучше и добрее, а злые и эгоистичные – еще порочнее. Конечно, сначала в ходе этого процесса моральная природа множества людей ухудшится, наступит время окончательного Разделения людей по полюсам Добра и зла.

 

Но, как говорится в книгах Учения Жизни, настанет момент, когда стрелки космических часов повернутся – и Высшая воля, выраженная в действии природных стихий, воздаст каждому по делам его. Вслед за моральным разделением человечества по полюсам Света и тьмы наступит и обещанное религиями время Воздаяния. Те, кто стали на сторону тьмы, недолго будут торжествовать. Организм каждого человека даст на воздействие огненных энергий реакцию, соответствующую его моральной сущности. В зависимости от этой реакции здоровье человека будет или укрепляться под влиянием новых энергий, или — увы — разрушаться от их воздействия! Все будет зависеть от энергетического и нравственного потенциала ауры каждого индивида. Организм эгоистичных и порочных людей не выдержит давления негативных энергий, скопившихся в их аурах. Ведь под влиянием пространственных энергий их ауры усилят свой потенциал — но, будучи отрицательным по своей сущности, он всей своей тяжестью обрушится на физические организмы носителей темных аур. В итоге воспринимать (или, как сказано в Учении Жизни, ассимилировать) новые космические энергии без вреда для физического здоровья смогут лишь организмы светлых и духовных людей, сознание которых не загрязнено негативной энергетикой отрицательного мышления. Но люди, питающие в своем сознании низкие мысли и чувства – ненависть, злобу, зависть – не смогут переработать высшие космические энергии и станут жертвами новых болезней, страшные эпидемии которых в эпоху Апокалипсиса предсказывали все великие пророки мира, от Нострадамуса до Ванги.

 

В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Астрохимический момент планеты необычен. Новые энергии уже достигли Земли. Касаясь человеческого организма, они вызывают к деятельности дотоль находившиеся в полусонном состоянии центры*, пробуждая все хорошее и плохое, что кроется в сознании людей. Не только природа реагирует на эти воздействия, но и все живое. Активность сил темных возрастает с притоком пространственных энергий, и насыщается силой стан Света. Армагеддон. Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва 1936Столкновение полярностей идет по всему лику Земли. Но в то время как все светлое, хорошее и созидательное, поднявшееся в человеке, служит ему на благо и утверждение, все темное и злое, насыщенное силами разрушения, приводит аппарат человеческий в состояние разновесия, к болезням, гибели, дезинтеграции.

Темные с планеты уйдут. Те самые энергии, которые усиливают и укрепляют стан светлых сил, обернутся энергиями разрушения, будучи преломлены через сердца, идущие против Света. Этот процесс саморазрушения невозможно остановить никакими мерами. Саморазложение тьмы — процесс, кармически неизбежный (...)»**.

 

На картине Рериха «Армагеддон» вереницы людей в темных одеждах, подобно теням, бредут из охваченных огнем городов…Куда? На Страшный Суд?

 

При виде тенеподобных людей на фоне пылающих городов вспоминаются строки из записей Б. Абрамова: «…Все плохое и отрицательное должно выявиться яро, прежде чем подвергнуться трансмутации. Это Закон трансмутации. Не смущайтесь тенями уходящего мрака. Тени уйдут, тени уходят, уходят у вас на глазах, и нет такой силы в мире, которая могла бы остановить их уход. Уйдут все, и уйдет все непригодное к эволюции и не созвучащее требованиям момента» [21].

 

И вот итог апокалипсического разделения и отбора людей: «Когда тьма будет таким образом выявлена и соберется на полюсе тьмы и тем будет отделена от Света, силы разрушения превратятся в силы саморазрушения, и тьма начнет пожирать сама себя и своих отпрысков. Именно самопожирание тьмы приведет ее к своему конечному уничтожению. Она еще существует, пока питается за счет других, за чужой счет. Но конечное разделение прекратит это беззаконие, и тогда тьма пожрет сама себя»** *.

 

А тем, кто выбрал полюс Сил Света, суждено торжество победы и счастливая жизнь на очищенной от зла Земле!

 

Вот почему события решающей стадии Армагеддона на картинах Рериха часто символизированы языками пламени – космического огня, низринутого на Землю…

 

На картинах Николая Рериха нашло отражение и пророчество о приходе Мессии (или, как говорят на Востоке, Аватара). Одна из картин художника, посвященная этой теме -  «Чудо. Явление Мессии».

 

Обратите внимание, как показано Явление Мессии на картине Н. Рериха. На ней изображен мост, озаренный золотистымН.К. Рерих. Чудо. Явление Мессии. 1923 сиянием. По древним пророчествам, Мессия придет в наш мир, пройдя по мосту. Мост в духовной литературе издавна символизировал связь между Высшим (горним) и низшим (дольним, или земным) мирами, являясь знаком соединения обоих миров – ведь Мессия приходит в наш мир из горних сфер. Примечательно, что на мосту художник изобразил не фигуру человека, а именно Свет как таковой. Согласно учению Живой Этики и мировоззрению семьи Рерих, Мессией новой эпохи станет не некая мистическая Личность, а природное явление – колоссальный разряд космической энергии, Свет-Огонь, посланный на Землю самой Природой.

 

По другую сторону моста (то есть в нашем мире) Мессию встречают знаками высшего почитания семь праведников, что соответствует восточным легендам. А в восточных пророчествах, пересказанных Н.К. Рерихом в «Сердце Азии», говорится, что Аватар придет, когда семь знамен утвердятся; то есть, возможно, семь праведников символизируют семь народов, которые первыми «встретят», точнее, осознают приход Мессии.

 

Звенигород. 1933. Музей Николая Рериха, США. Нью-ЙоркЧто же готовит землянам апокалипсическое будущее? Отвечая на этот вопрос, авторы учения Живой Этики цитируют загадочное пророчество библейского «Откровения»: «И увидел я Новое Небо и Новую Землю». Согласно философскому учению, распространенному во всем мире семьей Рерих, трудное время смены космических эпох завершится не концом света, которым пугают обывателей многочисленные СМИ и невежественные толкователи пророчеств майя, а наступлением нового цикла планетной эволюции. И самое важное – природные условия этого цикла будут способствовать пробуждению в сознании людей духовности, нравственности. Будущая эпоха (в Живой Этике она называется Новой эпохой) станет периодом духовного расцвета общества.

 

Идее наступления этих светлых времен посвящено немало картин Н.К. Рериха. «Путник светлого града», «Звенигород», «Земля славянская» - все эти полотна радуют глаз позитивным настроем и прекрасными, гармоничными образами.

 

Они словно зовут зрителя в чудесное будущее, в котором извечная мечта лучших умов человечества о Городе Солнце, воплощении человеческого счастья и духовного взлета, наконец-то осуществится.

 

Сбудутся ли светлые пророчества великого мастера? Возможно, это зависит от нас самих…

 

Примечания


1. Беликов П.Ф. «Рерих. Опыт духовной биографии». Новосибирск, 1994.
2. Там же. С. 4.
3. Н.К. Рерих. «Сердце Азии».
4. Другое название картины «Ведущая» (по-английски – She Who Leads). – Прим. авт.
5. Из письма Е.И. Рерих от 17.08.34.
6. Урусвати – духовное имя Е.И. Рерих в Белом Братстве. – Прим. авт.
7. Рерих Н.К. «Сердце Азии».
8.  Н.К. Рерих. «Меч Гессэр-хана».
9. Чортены (субурганы) – культовые сооружения ламаизма (тибетского буддизма). – Прим. авт.
10. Н.К. Рерих. «Сердце Азии».
11. Рерих Н.К. «Сердце Азии».
12. Рерих Н.К. «Сердце Азии».
13. Из письма Е.И. Рерих от 16.09.48
14. Старый вариант транскрипции названия Канченджанги. – Прим. авт.
15. Рерих Н.К. «Сердце Азии».
16. В настоящее время эти кристаллы находятся в постоянной экспозиции Международного Центра-музея Н.К. Рериха, г. Москва. – Прим. авт.
17. Е.И. Рерих. У порога Нового мира. М., 1994. С. 90.
18. Из письма Е.И. Рерих от 23.08.37.
19. Одна из книг серии «Агни Йога».
20. Из письма Е.И. Рерих от 06.12.48.
21. «Грани Агни Йоги», 1958, 196.

*Имеются в виду энергетические, или нервные, центры сознания (чакры). — Авт.


**Грани Агни Йоги. Т. 7, 174.

***Грани Агни Йоги. Т. 6, 93.

 

07.07.2012 15:14АВТОР: Анна Марианис | ПРОСМОТРОВ: 1535




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «О картинах Николая Константиновича Рериха. »