Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Ключи времени в свете утверждений современной науки и науки древнейшей – Живой Этики. В.Е. Стадольник


 

          Одна из древнейших загадок, над которой бьётся человечество, - загадка времени. Подходы к её решению можно видеть в мифологии, религии, философии, науке. Мудрецы древнего Востока утверждали, что Истина находится в центре круга, где обитает Вечность. Они говорили: «Колесо вращается лишь потому, что ось неподвижна». В античном понимании времени и пространства возникает «полисное время», где мифологическое отражение мира связано с явлениями и вещами в их числовых характеристиках. Можно вспомнить изречения в школе Пифагора: «В гармонии звуков - лежит гармония чисел», «Звук зависит - от длины и толщины струны». В Средневековье время наделялось высшей ценностью и божественной благодатью. Мыслитель раннего Средневековья Николай Кузанский писал: «Все наши мудрые и божественные учителя сходились на том, что видимое поистине есть образ невидимого, и что Творца, таким образом, можно увидеть по творению Его как бы в зеркале и подобии».

     В культуре Нового времени, в рационалистическом сознании зародилась отторгнутость человека от Вселенной и от мира. В ней отсутствует трансцендентальное начало, напоминающее человеку, что он не один во Вселенной. Пробив брешь в физической картине мира, культура Нового времени разделила природу и историю, человека и природный мир. В наши дни учёные ставят вопрос о необходимости синтеза науки и религии. Теперь, накануне XXI века, многим становится ясно, что время и ресурсы противопоставления Науки и Религии исчерпаны. Сегодня их единение выступает как жёсткое требование, и первый шаг на этом пути - признание того факта, что наука не является единственным источником наших знаний о Мире, что опытное знание и духовное прозрение, духовный опыт входят в единый процесс постижения Мира. В прошлом веке Е.П. Блаватская на титульный лист «Тайной Доктрины» вынесла положение о синтезе науки, религии и философии.
     В XX веке были сделаны значительные подвижки в постижении времени. Луис Ортега рассматривает проблемность времени в трёх аспектах: философском - как типологии макросистемы ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ (в группе Трёх макросистем Мегакосмоса) плюс Энергия-Информация, Причина-Эффект; динамическом - как проблема детерминации; семантическом - как проблема символа и знака в информационном процессе познания. Пространство и время системны, существуют целостно в Суперсистеме континиумизации реальности.

     Мы приходим к важному выводу, - пишет Луис Ортега, - часовое время находится в пределах знаковой системы гносеологического ряда; между тем, в онтологической системе символов расположены иные модальности времени: герметическое время метафизики, художественное время искусства, литургическое время религии.

     В искусстве присутствует многовекторное время, оно не однородно. Симультанизм в искусстве таит в себе часовое феноменальное время, художественное проницаемое время и вечное «теперь» (совмещены мгновение и ход процесса). Таким образом, реальное время участвует в сложении неповторимых черт судьбы мира, в то время как механическое время науки чертит схему абстрактных законов природы.

     А. Шнитке говорил: «Я ощущаю время как аккорд - почти единовременное звучание прошлого, настоящего и будущего, возникает то, что ощущается как соприкосновение с вечностью». И.Ф. Стравинскому принадлежит важное высказывание о связи музыки и времени у человека: «Музыка - единственная область, в которой человек реализует настоящее. Несовершенство природы его таково, что он обречён испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить, как нечто реальное, устойчивое, настоящее».

     Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во всё существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем». Музыка способна менять плотность Времени в нашем сознании, а плотность Времени, по Н.А.Козыреву, уменьшает энтропию, разрушение, старение любой физической системы. Вот именно этим путём, путём «уплотнения» времени, музыка способна препятствовать разрушительным силам. Отсюда следует, что мы вполне можем говорить об излучении музыкальной материей дополнительного времени.

     Николай Александрович Козырев около сорока лет назад пришёл к мысли, что время является активным атрибутом мироздания, оно направлено против энтропии (хаоса). Исследователи его трудов отмечают, что то, что Н.А.Козырев называет Временем, религиозные люди обычно называют словом Бог. Им приведена убедительная демонстрация проявлений так называемого «нематериального», или «энергетического» мира в привычном материальном мире. В опытах Н.А.Козырева обнаружено взаимодействие излучения от космических источников - распространяющиеся мгновенно, независимо от расстояний между объектами. Человек, находящийся в Пространстве Земли, одновременно находится и внутри Пространства Солнца, Галактики, Метагалактики и т. д.

     Если мы теперь обратимся к тексту Учения Живой Этики (Агни Йоги), которая стала предметом исследования учёных, то прочтем в книге «Мир Огненный»: "Как ни различны Миры по своим свойствам и функциям, всё же нужно приучиться мыслить о мосте к Огненному Миру. Всё имеет свои связующие энергии. ... Мост между двумя Мирами заключается в устремлённости мышления.

     «Пространство дышит. Пространство звучит и творит. О пространственных токах так же мало знают, как и о других высших Мирах. Огненная сущность, которая насыщает всё живущее, есть Космический Огонь, исходящий из Недр Космоса, идущий в беспредельном творческом явлении. Правильно сказано о чудесах жизни. Закон Космоса есть огненное творчество. Оплодотворение Космической Энергии есть закон Космоса. Его вездесущность может являть своё напряжение. Его вездесущность выражается во всей жизни. Этот Огонь пространства оплодотворяет мысль объединением тонких энергий».

     В неоконченной рукописи Н.А. Козырева «Природа и человек» есть такая строка: «В лаборатории наблюдался отблеск тех знаний, которые приходят к нам со светом звёзд». И опять из той же книги Учения: «Когда дух участвует в Дальних Мирах или в Тонком Мире, или в Астральном, то часто воспоминание переживания отражается, как воображение. Часто учёные получают формулы или направление, именно, через общение с Тонким Миром. Мысль и устремление также возжигаются Тонкими Сферами, но только дух, обладающий синтезом, не только берёт из сокровищницы Чаши, но он есть истинный сотрудник Космических Сил. ...Огонь проявляется, как импульс в сердце, как движение мысли, как великий объединитель Миров. Творчество нужно понять как соединение различных энергий, явленных Огнем пространства и духом человека. Наука будущего явит законы этих соединений, ибо нужно установить самую тонкую космическую кооперацию, так можно осуществить то, о чём думают Огненные Служители». Публикация третьей части «Мира Огненного», откуда я сейчас цитировал, была осуществлена в Риге в 1935 году.

     Выступая на Международной общественно-научной конференции Международного Центра Рерихов (МЦР), вице-президент МЦР Л.В.Шапошникова в октябре 1996 года (в Москве) говорила, что мышление человека находится в пространстве магистрального направления Космической Эволюции, определяя пути совершенствования человека. "Русские мыслители ставили перед собой задачу необходимости перейти в иное идейное измерение. Их идейное измерение было связано с новым подходом к проблемам Духа, Материи, Космоса». «Научно понять, - писал Вернадский, - значит установить явление в рамки научной реальности Космоса».

     Человек переставал быть биологическим объектом, но уже Космической сущностью, несущей в себе всю сложность энергетики Вселенной. Пугая ортодоксальных материалистов, Циолковский писал и говорил об одухотворённом Космосе, о Разумных Силах в нём, о необоримой воле Вселенной, об Иерархии высокоразвитых Существ. Он утверждал, что материя будущего человечества, пройдя через многие ступени Космической Эволюции, обретёт качество лучистой энергии. "Воля человека, - отмечал учёный, - и всяких других существ, высших и низших, есть только проявление воли Вселенной. Голос человека, его мысли, открытия, понятия Истины и заблуждения есть только Голос Вселенной".

     Идеи по освоению пространственно-временных характеристик, сделанных Н.А.Козыревым, были продолжены, в частности, в институте его имени в Новосибирске - Институте космической антропоэкологии. Новые возможности дают Зеркала Козырева, гипомагнитные камеры в лабораторных условиях, исследования на уникальных природных площадках на Камчатке, где можно наблюдать особенности магнитных полей, проявлений связей - Космос - Земля. «Человеческая жизнь, - поэтически говорит академик В.П.Казначеев, - как бы летит через галерею пространств: Минковского, Эвклида, Эйнштейна - в пространства Козырева, где живая организация мира не имеет времени, а время и энергия проявляют совершенно иные закономерности».

     Влаиль Петрович пришёл к выводу, что формирование организмов растений, животных и человека идёт в процессе онтогенеза из единого оплодотворённого яйца, что и есть в своей геокосмической сути – «живая машина времени». Здесь отмечено важное положение: следует рассматривать весь мир как живую субстанцию, ибо в единой Системе Вселенной, сколь велики или малы не были её составляющие, - всё пронизано духовностью, сознанием. Без постижения свойств сознания, мысли - мы не сможем проникнуть в пространственно-временные характеристики мира. В «Гранях Агни Йоги» за 1962 год говорится: «Лишь дух человеческий, поднимаясь над временем, осознаёт будущее и относительность временных представлений. Безвременна мысль, безвременны сны, безвременны действия духа. Мысленные образования не подлежат законам трёх измерений, хотя и имеют объём, форму, окраску и даже вес. Динамика мысли измеряется иными мерами, отличными от измерительных приборов обычной механики. ...Законы тонких энергий столь же отличны от законов энергий обычных, как область двух измерений от трёхмерного мира».

     Следовательно, время есть явление плотного мира, и фазы его уявляются даже в мире астральном, уже совершенно иначе чем в плотном. Условия космические резко отличаются от условий земных. Решение - в духе, то есть в самом человеке кроется решение всех проблем мироздания. Поэтому самая важная наука - это наука о человеке». «Когда явление осознано во всей его глубине, оно становится неотъемлемой частью психического аппарата человека. Оно становится его прошлым, утверждающимся, по мере своего роста и приложения в жизни, в настоящем, с тем чтобы всё полнее и ярче выявляться в будущем. Осознание есть уже почти овладение.

     Всё время, которое есть, - в распоряжении человека. Начиная с маломалейшего, утверждается великое понятие вседостижимости. Внедрённая в микрокосм человеческая мысль служит двигателем, и эволюция духа идёт по отчётливо оформленному в сознании плану. Будущее, каким бы недостижимым в настоящий момент ни являлось оно, будучи осознанным, становится прошлым, перейдя в мир причин-двигателей, и как таковое делается тем путём, по которому идёт человек. Но человек - это есть путь, ибо человек - это процесс, идущий из бесконечного прошлого в будущее, тоже не имеющее конца».

     В письме от 5 мая 1934г. Е.И.Рерих писала: «Ведь духовность, прежде всего, есть сознание. Сознание лежит в основании Вселенной. Каждый атом наделён сознанием; где жизнь, там и сознание, но, конечно, степени сознания и осознания беспредельны». И уже в 1969г. Б.Н. Абрамов сделал запись: «Разум Природы очень глубок и разлит всюду. При желании не так уж трудно усмотреть целесообразность проявления Природы и действия соответствия, или созвучий. Книга Природы - самая интересная из всех книг». В «Гранях Агни Йоги» говорится, что атом представляет собою материальную грануляцию частиц духа. Состав его сложен необычайно.

     Итак, чтобы постичь время - нужно проникнуть в Тонкий Мир, который недоступен обычному физическому зрению. Атом функционирует в Тонком Мире. Его глубинные составляющие ускользают из поля зрения науки, так как это Мир сверхтонких измерений и состояний. Мир Огненный. Атом являет мост между плотным и Тонким Мирами и Выше, так как сущность его огненная. Сложность его структуры усугубляется тем, что в нём заключены все законы материи. «Проблема времени - одна из труднейших. Прошлое, канувшее в Лету, продолжает всё же существовать в архивах пространства, где оно может быть видимо вновь теми, кто имеет туда доступ. Следовательно, прошлое существует, хотя и в других измерениях, и бег времени на него распространяется только условно. Но в прошлом ничего нельзя уже изменить. Можно вызвать из прошлого в настоящее, то есть в сознании, те или иные картины, но они уже вне возможности воли их переделать.

     Будущее тоже, как и прошлое, существует в великом и вечном ныне. В чём же различие? Прошлое неизменяемо, в то время как будущее пластично. Провидцы прошлых веков улавливали из пространства клише будущего, и даже очень далёкого, как бы подтверждая этим, что оно в сферах каких-то уже существует в настоящем», - это писала Елена Петровна Блаватская еще в прошлом веке. Живая Этика, еще раз напоминает нам: «Подумайте о том, как библейские пророки могли видеть железных стрекоз или огненные колесницы, летавшие в небе, то есть современные летательные аппараты. Значит, будущее в какой-то форме существует в настоящем и доступно наблюдению. Подумайте и о прошлом, но в космическом аспекте, когда нашей планеты только что достигает луч далёкой звезды, исчезнувшей, может быть, тысячелетия тому назад. Подумайте, как время связано с быстротой движения, которая может в корне нарушить обычное его течение. Учтите также безвременность и молниеносность движения духа, когда в одно мгновение становится доступным целый ряд тонких восприятий. Уже в тонком мире время теряет своё обычное значение. Остаётся последовательность явлений и восприятий, но вне рамок обычных земных часов. Человек окружен тайнами со всех сторон, представляя собою самую Великую Тайну, которую должен разрешить сам».

     От мифологического времени в понимании человека, осуществляется переход к новому видению картины мира, где уже нельзя не учитывать Тонкий Мир со всем богатством его проявлений и своеобразием течения времени. В этом мире, говорит Живая Этика, понятия прошлого и будущего относительны, то и другое существует НЫНЕ И ЗДЕСЬ, в пространстве других измерений, но отдалённое от человека состоянием его сознания. Лишь в будущем можно найти решение многих вопросов.

     Древнейшая философия напоминает нам: «Ведь в настоящем невозможно осуществить те далёкие достижения, которые суждены человечеству. Проекция их устремлена в будущее, в котором они существуют в плане идей. Идеи эти уже есть, уже оформлены, уже являются как бы прошлым, но не на земном плане, а на плане творящих жизнь первообразов... Относительны людские представления о вещах. Относительно представление о времени и пространстве, вернее, расстояниях, то есть далёком и близком. В Тонком Мире они уже претерпевают значительные изменения.

     Дух вневременен. Он несёт в себе возможности постижения высших измерений. Сознание - поле встречи всех Миров, и сознанием можно касаться всех планов бытия. Мысль есть орудие сознания, которое может быть использовано во всех измерениях, ибо мысль, даже земная, уже не есть предмет плотного мира». «Вот почему непреложно утверждение, что человек в ауре своей несёт свою карму, то есть ту цепь причин, которые обуславливают и направляют течение его жизни. Но эти причины можно создавать уже сознательно и по воле своей и не быть уже более соломинкой в море, носящейся по воле кармических волн. Карма остаётся, но ткань её ткется своею рукою, но уже не воздействиями, идущими вопреки своей воле. Человек или управляет своими звёздами, или звёзды управляют им; или карма управляет человеком, или человек своей кармой. И решающим фактором в этом является мысль».

     В идеях философского, научного, эстетического освоения мира видно стремление осмыслить Вселенную через аспект художественного Логоса; увидеть временное - как разрез Вечного; уловить время - как подвижный образ Вечности, по словам Платона; это путь - который ведёт нас к постижению Сфинкса Времени. «Если изъять из сознания элемент времени, - отмечено в «Гранях Агни Йоги», - которое само по себе весьма относительно, то даже очень далёкое окажется близким. Отсюда и ощущение близости будущего и особой реальности того, что суждено планете. Отсюда реальность и индивидуальность будущего к нему устремленного духа. Не самообман и самообольщение, но предвосхищение сужденного счастья и Света. Не следует отбрасывать или подавлять это ощущение - ведь это сердце чует явно то, свидетелем и участником чего оно будет».
     В «Живой Этике» выделяется и такой важный аспект, как способность видения будущего: «Ещё недавно эпидемии снов наяву были бы приняты как нелепые бредни. Но сейчас уже рядовые госпитальные врачи поставлены в необходимость внимательно отнестись к массовому проявлению таких необычных симптомов. Поэтому ясно, что наши дальние предки гораздо больше заботились и мыслили о будущем, нежели мы, современные учёные».

     Выступая на Первом Всемирном конгрессе духовного согласия в 1992г. в Алма-Ате, академик В.П.Казначеев говорил, что в Космосе, как и на планете Земля, живое вещество составляет сущность эволюции Земли, нашей Галактики, Метагалактики. Однако современное естествознание до 95% своих исследований направляет на косное вещество, а на живое - около 5%. Знания же об интеллекте человека, его феноменах составляют около 1% в знаниях мировой науки. Отрадно видеть, что Первый Тихоокеанский международный конгресс свидетельствует о повороте к широкому спектру проблем геокосмической экологии человека. Можно отметить, что в наше время в ответе на загадки времени сошлись - мифология, религия, искусство, наука, философия. Философия Живой Этики даёт возможность заглянуть «за горизонт», сопоставить сделанные уже предначертания в постижении мира - с теми открытиями, которые приходят в науку сегодняшнего дня. Перед нами раскрываются новые дали, и загадки времени приоткрывают свой покров.

     В «Гранях Агни Йоги» говорится: «При устремлении в будущее и проникновении в него вырастают крылья духа, и выходит он в мир, отличный от окружающего и насыщенный безграничными возможностями достижений. Только устремитесь, и устремление приведёт вас к осуществлению желаемого. Во времени всё достижимо. Не на одну жизнь забрасываются далёкие якоря. Человек может стать всем, чем захочет, если понимает, что перед ним Беспредельность и что недостижимое сейчас становится вполне возможным и осуществимым во времени, которое не имеет конца. Действительность трёх миров, разрушая пределы обычности, вводит человека в сферы духа, где стираются границы прошлого, настоящего и будущего и где царит великое, вечное «НЫНЕ».
 
     В Учении Жизни – «Живой Этике», «Гранях Агни Йоги» - неоднократно говорится о подобии человека Образу Божьему. Одно высказывание в заключение: «Знать своё назначение - значит знать, что дух человека есть выражение Высших Сил. Лишь тот, кто знает эти устремления, может понять, как нужно тонко прислушиваться к голосу Высших Сил. Какое чудесное понятие, что человек создан по Образу Божьему! Ведь это и открывает Беспредельность, умножая все силы и устремления.

     Разве может человек отрицать Беспредельность и Бессмертие, когда перед ним великое сравнение Образа Макрокосма с микрокосмом. Ведь такое напутствие есть мощный зов к совершенствованию духа. Напоминание о Прообразе Божьем должно ввести человека в Новый Путь, ибо невозможно безнаказанно попирать высшее назначение явлением отрицания, и страшилища, утверждающие самовольное пребывание человека на Земле, погибнут вместе со всеми врагами Света. Так явим чуткость устремления к пониманию нашего назначения».


(Из доклада на Первом тихоокеанском конгрессе геокосмической экологии человека в 1998г.)

Стадольник В.Е. - Кандидат медицинских наук, доктор философских наук.

Источник: Проза РУ

01.01.2011 03:00АВТОР: В.Е. Стадольник | ПРОСМОТРОВ: 2582




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Осмысление Рериховского наследия »