Некоторые особенности современного Рериховского движения. Л.В. Шапошникова. Мы выживем только вместе. Л.В. Шапошникова. Международный конкурс социально значимых плакатов 2019/2020 годов «Люблю тебя, мой край родной!» 32-я Московская международная книжная ярмарка. Выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» во Владивостоке. Вышла в свет работа Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки, выводы, предостережения». Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Леонардо Да Винчи. Елена Орлова


«Всем известны имена Рафаэля, Тициана, Беллини, Микеланджело – они лишь некоторые из достойных упоминания. Однако никто не достиг такого мастерства, в столь различных областях, как Леонардо да Винчи».

С. Н. Рерих.

 

Леонардо да Винчи… Кому неизвестно это имя? Величайший гений эпохи итальянского Ренессанса, талантливый художник, архитектор, скульптор, музыкант, наконец, любознательный ученый – даже спустя полтысячи лет его имя до сих пор у всех на устах.

Поистине этот великий человек стал легендой еще при жизни. Но мало кто знает, что знаменитый живописец был еще и талантливым рассказчиком и сказочником.

Сочиненные им занимательные притчи, рассказы и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. Его современники, которым посчастливилось видеть гениального мастера, с жадностью ловили каждое его слово, а рассказанные им сказки с благоговением передавались из поколения в поколение. Каким-то чудом уцелели и дошли до наших дней драгоценные письменные манускрипты великого Леонардо. Литературное наследие мастера насчитывает свыше семи тысяч исписанных листов: ибо прославленный художник всю жизнь кропотливо и тщательно вел свои записи.

Леонардо да Винчи принадлежит создание особой системы тайнописи: вписывая одну строчку в другую, он применял замысловатые графические иероглифы и знаки, для того чтобы оберечь свои заметки от посторонних глаз. Обычно он писал, справа налево, так что написанное можно было прочесть только с помощью зеркала. Позднее эту манеру письма повторит еще один английский гений – сказочник и математик Льюис Кэрролл.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом тосканском городке Винчи. По материнской линии он был из бедной крестьянской семьи. Отец же мальчика происходил из знатного флорентийского рода и слыл известным нотариусом. С детства Леонардо рос весьма одаренным и способным к различным знаниям. Увлекался рисованием, лепкой, музыкой, математикой и другими науками. В нем рано пробудилась неистребимая любовь к природе. Часто он часами без устали бродил по окрестным лугам и лесам, лазил по горам, вслушиваясь в многоголосые таинственные звуки природы, наблюдая за полетом птиц, движением воды, и стараясь разгадать тайны камней, цветов, трав и животных.

Из эзотерических источников (писем Е.И. Рерих) известно, что Леонардо был прошлым воплощением другого выдающегося художника – Николая Рериха. В детстве маленький Николай, подобно Леонардо, тоже любил бродить по окрестностям родного имения, собирая цветы и камни, пытливо наблюдая за окружающей природой. Когда он подрос и стал взрослым, то на всю жизнь идеалом для него стал именно Леонардо да Винчи. Когда его однажды забавы ради попросили заполнить анкету и спросили, кто его любимый художник, Николай Рерих серьезно ответил, без тени улыбки: «Леонардо да Винчи»…

Уже с детских лет Леонардо понял, сколь трудны пути, ведущие к постижению Истины. Но он всю жизнь не переставал к ней стремиться. В десятилетнем возрасте мальчик переехал вместе со своим отцом во Флоренцию, которая по праву считалась одним из центров мировой культуры. Этот великолепный город поразил маленького Леонардо своей красотой и поистине царственным величием.

Отец отдал мальчика в подмастерье к живописцу и скульптору Андреа дель Верроккьо – знаменитому представителю флорентийской школы живописи. Тот был поражен первыми работами юного дарования и без рассуждений принял его в свою мастерскую. Там у Леонардо постепенно сложился свой собственный индивидуальный стиль. Флорентийская школа заложила в Леонардо склонность к науке. Для юноши живопись была основана на глубоком знании математики, геометрии и прочих точных наук. Он интересовался всем подряд: физикой, ботаникой, геологией, механикой, астрономией, инженерией, анатомией, физиологией и т.д. Нередко он любил наблюдать за различными природными явлениями: например, игрой солнечного света и тени, полетом птиц, движением волн в реке и их тончайшим переливом.

Завоевав всеобщее признание своими живописными работами, Леонардо целиком огружается в науку. Его ум напряженно и неустанно работает над познанием важнейших тайн Природы, проникая в саму суть вещей. Он мечтает о создании масштабной энциклопедии "Вещей природы", которая охватывала бы собой все мировое творение.

Леонардо да Винчи пробовал себя в архитектуре, разрабатывая проекты построек городов; работал над усовершенствованием различных бытовых механизмов. В его уме созревало множество гениальнейших идей, которым суждено было осуществиться только спустя века.

Например, задолго до того, как в мире появились первые самолеты, Леонардо написал уникальный трактат и оставил чертежи изобретенного им воздухоплавательного аппарата.

Сам же гений говорил о себе довольно скромно: "...я уподобляюсь тому, кто по своей бедности явился на ярмарку последним, когда все лучшее уже разобрано, а оставшиеся товары всеми перепробованы и отвергнуты за ненадобностью. Но я соберу эти крохи, положу в котомку и пойду бродить по бедным деревушкам".

Сам Леонардо никогда не кичился собственным превосходством над другими, менее одаренными людьми, будучи по натуре мягким, скромным, щедрым и великодушным. Он был тактичен и любезен в общении, терпимым и снисходительным. Окружающие  неизменно восхищались его царственным величием и красотой духа. Он был и внешне очень хорош собой – статный, высокий, с правильными утонченными чертами лица. От природы Леонардо был наделен большой физической силой. Ему не было равных в искусстве фехтования и верховой езды. Он прекрасно играл на музыкальных инструментах, сочинял сонеты и мадригалы….

Леонардо был совершенно равнодушен к богатству и презрительно отзывался о золоте, которое нередко многим подменяло истинные ценности жизни. Он писал: "Как бы не был при жизни знаменит богач, все это бесследно исчезнет с его смертью. Куда больше славы приносят человеку ум и доблесть, нежели накопленные им сокровища... Сколько философов отвергли презренное злато, чтобы не запятнать им себя".

После своей смерти великий гений оставил нам поистине бесценное наследие. Бесспорно, главными сокровищами являются картины гениального мастера. Непревзойденным шедевром искусства признана всемирно известная «Мона Лиза». На мягком дымчатом фоне таинственных скалистых гор, тающих в полупрозрачной дымке, загадочная фигура прекраснейшей из женщин с таинственной полуулыбкой на губах. Ее проникновенный взгляд завораживает и волнует, неся на себе печать безмолвия и нераскрытой тайны, неподвластной человеческому уму. Перед нами олицетворение женской красоты, добродетели и вечной женственности, заключенной в неуловимой загадочной улыбке и бездонных, как море глазах. На лице красавицы застыло умиротворенное выражение божественного спокойствия, черты лица женственны и притягательны своей нежностью и смирением. Кисть Леонардо оживляет каждую деталь картины, одухотворяя ее и наделяя скрытой духовной силой. По небу скользят легкие облака; извилистый горный пейзаж, окутанный легкой таинственной дымкой, очаровывает своим волшебством и кажется нереальным, фантастическим, полубожественным…

Помимо картин Леонардо оставил нам множество зарисовок, набросков, этюдов, эскизов и рисунков, написанных пером, чернилами, тушью, серебряным карандашом, красным и черным мелом. Большинство из них сегодня хранятся в Королевской библиотеке Виндзорского замка и Британском музее. Наряду с рисунками прекрасных юношей и девушек с тонкими таинственными улыбками перед нами предстают безобразные мужские карикатуры с уродливыми чертами, устрашающие образы сказочных драконов и других чудовищ, фантастические пейзажи… Безмятежные, нежные и чистые лики Мадонн, образ архангела с чистым цветком белой лилии в руках – символа добродетели; грациозные и утонченные юные девушки, тщательно выписанные детали и правильно расставленные светотеневые акценты на изображаемых предметах, изящно выполненные сложные драпировки – все это свидетельствует о бесспорном многогранном таланте великого мастера. Его работы изящны, утонченны и возвышенно прекрасны, они дышат любовью и красотой. Лики Мадонн с младенцем излучают невидимый свет. Они само воплощение чарующей женственности и материнской любви, девственной чистоты и добродетели. Леонардо одинаково виртуозно владеет и кистью и карандашом, искусно изображая мельчайшие детали, при этом вкладывая в них особый таинственный смысл. Каждая картина – это загадка. Завораживает своей таинственностью знаменитая «Мадонна в скалах». Прекрасный сумрачный пейзаж, окутанный туманом, нежно играющие солнечные блики в зеркальной водной глади, и на этом строгом фоне прекрасное лицо Мадонны, умиротворенное и печальное. Рядом загадочный образ прекрасного ангела, тоже умиротворенный и грустный….

Картины Леонардо – бесспорные шедевры мирового искусства знакомы всем. И только совсем недавно миру стали известны литературные произведения Леонардо да Винчи-сказочника.

Сказки Леонардо совершенно особые и не похожи на другие. В его сказках мы почти не встретим привычных чудес, магии и волшебства.

В чем основная идея этих незамысловатых историй? Леонардо считал, что все люди ответственны за поддержание гармонии в природе и должны всеми силами оберегать ее и сохранять.

В своих воспоминаниях он пишет: "Однажды блуждая среди темных скал, подгоняемый жадным влечением увидеть великое смешение разнообразных причудливых форм, порожденных природой, я набрел на вход в огромную мрачную пещеру, перед которой остановился как вкопанный... Я наклонился вперед, чтобы заглянуть внутрь, но ничего, кроме тьмы кромешной, не узрел. Тогда мною овладели разом два противоречивых чувства: великая оторопь перед разверзнувшейся бездной и неодолимое желание обнаружить некое чудо в ее бездонной утробе".

Природа предстает воображению мастера в самых причудливых фантастических образах, которые нашли отражение в его всеобъемлющем творчестве….

Вот одна из сказок великого мастера…

Лилия

На зеленом берегу реки Тичино, что течет по полям и лугам Ломбардии, выросла прекрасная лилия. Все остальные полевые цветы почтительно склонялись, стараясь даже тенью не задеть ее великолепие. А она, стройно взметнувшись ввысь и радостно покачиваясь на ветру, без устали любовалась собственным отражением в воде. Завороженные дивной красотой, волны решили завладеть цветком.

Вскоре вся река закипела и вспенилась от страсти. Волны становились все беспокойнее, подгоняемые неодолимым желанием. А лилия, обдаваемая брызгами, неприступная и гордая, продолжала красоваться на своем прочном гибком стебле. Тогда волны еще пуще стали бить о берег, захлестывая и подтачивая его, пока он не рухнул в кипящую пучину, увлекая за собой одинокую красавицу.

Позвольте в заключение привести написанный мною небольшой рассказ, который я посвятила имени великого гения эпохи Возрождения и его бессмертному творению:

Муза

Одного знаменитого художника попросили однажды написать портрет молодой знатной дамы, и он, поразмыслив, согласился. В назначенное время он пришел в мраморное палаццо, где жила его будущая модель, и их представили друг другу. Когда художник увидел молодую женщину, портрет которой он должен был написать, он был поражен. Девушка была настолько красива, так божественно прекрасна, что потрясенный мастер влюбился в нее с первого взгляда. Она была похожа на неземное созданье, прекрасного ангела, слетевшего с небес, а на ее нежных, тонко очерченных губах играла загадочная улыбка. Художник, не долго думая, принялся за работу. Пока он писал портрет прекрасной девушки, она стала для него божественной музой и единственной любовью. Покоренный ее неземной красотой, тем незримым внутренним светом, исходящим из глубин ее души, он писал с таким вдохновением, с такой страстью, что в результате создал непревзойденное творение искусства. Обстоятельства вынудили мастера уехать из города, в котором он работал, и портрет прекрасной дамы так и не был окончен. Художник увез его с собой и с тех пор не расставался с картиной до самой смерти, продолжая в глубине души самозабвенно любить ту, что стала любовью всей его жизни и вдохновила его на создание бессмертного творения искусства. После смерти мастера шедевр был помещен в лучший музей, и слава о нем проникла во все уголки мира. Шли века, а люди продолжали любоваться загадочной улыбкой прекрасной женщины, созданной кистью великого гения. Только истинная любовь к своей музе могла создать такой величайший памятник искусства, неумирающий в веках и несущий свет всем, кто к нему прикоснулся.

 

Литература:
1. Леонардо да Винчи – Минск: Харвест,2007. – (Гении мировой живописи).
2. Леонардо да Винчи. Сказки, легенды, притчи. Издательство А. П. Выродова, 2002 (электронный вариант).

05.07.2009 03:00АВТОР: Елена Орлова | ПРОСМОТРОВ: 1603




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Люди искусства »