Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



"Конгресс интеллигенции" требует остановить разгром Центра Рерихов


 

 

 

17 марта "Конгресс интеллигенции", объединяющий сотни известных российских деятелей культуры, науки, журналистики, опубликовал Заявление, в котором требует остановить разгром Международного Центра Рерихов.

 

Ряд недавних событий, связанных с Международным центром Рерихов (МЦР) и его музеем имени Н.К. Рериха, должны стать предметом общественного внимания и серьезного беспокойства. 7 марта 2017 года в помещениях Музея были проведены обыск и изъятие большого числа картин, других предметов искусства и архива Советского Фонда Рерихов. Наряду с сотрудниками Следственного комитета и ОМОНа, которых было около 50 человек, активное участие в следственных действиях принимали участие представители Министерства культуры и Государственного музея Востока. Они указывали, какие картины снимать со стен и вывозить из музея. Обыск и изъятия осуществлялись в рамках уголовного дела, возбужденного в связи с банкротством «Мастер-банка» против его руководителя Б.И. Булочника, который до ноября 2013 г. являлся главным меценатом музея имени Н.К. Рериха.

 

Для нынешнего руководства Министерства культуры данное уголовное дело стало поводом для попытки ликвидации крупнейшего на данный момент в России общественного музея – музея имени Н.К. Рериха, созданного Международным центром Рерихов (МЦР). При этом речь идет о выселении музея из занимаемых им зданий и присвоении собрания музея.

 

Тем самым нарушаются договоренности, достигнутые в 1989 году сыном Николая Рериха Святославом Рерихом с руководством СССР, о передаче Советскому Фонду Рерихов (ныне Международный Центр Рерихов) наследия семьи Рерихов. Эти договоренности предполагали создание в Москве в усадьбе Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5) общественного музея имени Н.К. Рериха. Наследие семьи Рерихов включает сотни картин, уникальный архив, мемориальные вещи, библиотеку. Святослав Рерих обусловил возвращение этого наследия в Россию тем, что его собственником станет созданный по его инициативе Международный центр Рерихов, а не государственное учреждение. Именно в этом заключалась воля Святослава Рериха, что не раз отмечалось Председателем попечительского совета общественного Музея имени Н.К. Рериха Анатолием Карповым и министром культуры России (2008-2012 гг.) Александром Авдеевым. Своим доверенным лицом и исполнителем своей воли Святослав Рерих назначил Л.В. Шапошникову.

 

Святослав Рерих придавал исключительное значение именно общественному характеру музея, поскольку (как и его отец) надеялся, что общественные формы культуры в России станут основным фактором возрождения и развития страны. По мысли Святослава Рериха, музей должен быть хранителем художественного наследия Рерихов, выразителем и популяризатором философско-этических исканий и научных трудов всех членов этой семьи.

 

Международный центр Рерихов без государственного финансирования, за счет пожертвований восстановил полуразрушенную усадьбу Лопухиных и создал в ней общественный Музей имени Н.К. Рериха. Общие затраты МЦР по реставрации усадьбы, оснащению музея и поддержке всей его культурной деятельности составили не менее 2 млрд. рублей. Значительная часть собрания общественного Музея имени Н.К. Рериха поставлена на учет в негосударственную часть Музейного Фонда России.

 

За воссоздание усадьбы Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха Л.В. Шапошникова была награждена Национальной премией «Культурное наследие» и премией Евросоюза, за особые заслуги в сохранении наследия Рерихов и развитие музееведения – орденами Дружбы и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

 

За годы работы общественный музей имени Н.К. Рериха и его передвижные выставки посетило более 4,5 миллионов человек. МЦР издано около 200 наименований книг общим тиражом более 500 тысяч экземпляров – трудов членов семьи Рерихов, книг об их жизни и творчестве.

 

Признавая заслуги МЦР в реставрации усадьбы Лопухиных, в августе 2014 г. Правительство Москвы передало здания усадьбы Международному центру Рерихов в безвозмездное пользование на 10 лет. Однако в 2015 г. руководство Министерства культуры добилось передачи усадьбы в федеральную собственность и в оперативное управление Государственному музею Востока. В феврале 2016 г. Министерство культуры приняло решение создать в усадьбе Лопухиных филиал Государственного музея Востока – музей семьи Рерихов и уже выделило на это 36 миллионов рублей.

 

Чтобы уничтожить общественный Музей имени Н.К. Рериха, Минкультуры проводит его бесчисленные проверки (только в 2016 г. их было 20). В травле музея стали участвовать государственные СМИ.

 

Неужели министерство культуры делает все это, чтобы получить еще один объект недвижимости? Ради удовлетворения своих амбиций и аппетитов? Ради большего единообразия культурного пространства?

 

При этом в министерстве не думают, что искусство и философия Рериха неделимы. Философско-этические воззрения Н. Рериха воплотились, в частности, в Пакте Рериха об охране мирового культурного наследия.

 

Мы считаем крайне важным обратить внимание на культурную, политическую и этическую стороны "дела о Музее имени Н.К. Рериха". С нашей точки зрения, разгром этого общественного музея будет означать, что произвол и презрительное отношение к праву окончательно станет нормой нашей жизни.

 

Можно по-разному относиться к различным аспектам наследия Рерихов, но нельзя уничтожать успешно действующий общественный музей, созданный Святославом Рерихом и Людмилой Шапошниковой в усадьбе Лопухиных под гарантии государства. Поэтому мы поддерживаем коллектив Международного Центра Рерихов, созданный и успешно действующий как общественная институция.

 

Мы требуем от Правительства России исполнить принятые на себя обязательства перед Святославом Рерихом.

 

Мы требуем от следственных органов, Министерства культуры РФ и персонально от министра культуры Владимира Мединского вернуть изъятые картины и документы Международному центру Рерихов.

 

Мы требуем от Росимущества вернуть в оперативное управление Международному центру Рерихов здание усадьбы Лопухиных, незаконно переданное в 2015 году в оперативное управление Государственному музею Востока.

 

Авторитет нашего государства связан в том числе и с его способностью выполнять взятые на себя обязательства.

 

Мы призываем всех людей, признающих ценности культуры и права, поддержать эти требования.

 

Константин Азадовский, литературовед

Галина Аккерман, эссеист, литературный переводчик, Париж

Людмила Алексеева, правозащитник

Григорий Амнуэль, историк, режиссер

Алексей Арбатов, академик РАН

Лия Ахеджакова
, народная артистка России

Александр Белавин, член-корреспондент РАН

Александр Бехтольд, правозащитник

Александр Богомаз, правозащитник

Валерий Борщев, правозащитник

Анатолий Вершик, доктор физ.мат наук

Владимир Войнович, писатель

Елена Волкова, культуролог

Татьяна Ворожейкина, социолог

Светлана Ганнушкина, правозащитник

Илья Гинзбург
, доктор физ-мат. наук, профессор

Леонид Гозман, общественный деятель

Иван Голицын, художник

Александр Городницкий, поэт

Дмитрий Гражевич, арт-менеджер

Елена Григорьева, поэт

Наталия Дзядко, Центр содействия реформе уголовного правосудия

Марина Дмитриева, искусствовед, ст. научный сотрудник Института Восточной Европы, Лейпциг

Татьяна Дорутина, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга

Наталия Евдокимова, правозащитник

Леонид Жуховицкий, писатель

Андрей Збарский, редактор

Андрей Зубов, историк

Аскольд Иванчик
, историк, доктор ист. наук, член-корр. РАН

Мария Калмыкова, художник

Ирина Карасик, историк искусства

Игорь Карлинский

Павел Катаев, писатель

Андрей Кириллов, кандидат наук в области искусствоведения

Сергей Ковалев, правозащитник

Ирина Крайнева, историк

Андрей Красулин, художник

Геннадий Красухин, литератор

Ксения Ларина, журналистка

Ростислав Лебедев, художник

Алексей Литвин, заведующий архивно-музейным комплексом Горбачев-Фонда

Борис Лысиков, художник

Анатолий Меньщиков, засл. артист РФ

Владимир Мирзоев, режиссер

Валентин Михайлов, доктор ист. наук

Елена Мовчан, переводчик

Олег Мороз, писатель-документалист, заслуженный работник культуры РСФСР

Сергей Неклюдов, профессор, доктор фил. наук

Юрий Нестеров, действительный государственный советник Санкт-Петербурга 3-го класса

Ярослав Никитенко, ученый, активист

Александр Никитин, юрист

Виталий Пацюков, искусствовед

Николай Подосокорский, публицист

Лев Пономарев, правозащитник

Ирина Прохорова, издатель

Максим Проценко, скульптор, художник-бутафор

Лев Прыгунов, народный артист России

Татьяна Рудина

Александр Рудницкий
, правозащитник

Юрий Самодуров, правозащитник

Екатерина Симонова-Гудзенко, доктор исторических наук

Михаил Ситников, журналист

Борис Соколов, писатель

Николай Сологубовский, писатель

Алексей Сосна, директор Зверевского центра

Александр Сотник, журналист

Сергей Софрин, писатель-фантаст

Сергей Стратановский, писатель

Татьяна Сушенкова, художник

Лев Тимофеев, писатель

Игорь Топорков, правозащитник

Марк Урнов, социолог

Эдуард Успенский
, писатель

Ашраф Фаттахов, юрист

Сергей Филатов, общественный и политический деятель

Эдуард Харьковский, инженер

Илья Шаблинский, доктор юридических наук, професcор

 

*   *   *


 

ОРИГИНАЛ МАТЕРИАЛА - НА САЙТЕ КОНГРЕССА

 

От редактора:

 

Чтобы понять глубину трагедии, которая на наших глазах творится с Центром Рерихов, надо хоть немного знать людей, которые посвятили свои жизни Служению искусству и наследству Рерихов. К несчастью, я знаю нескольких уже немолодых женщин из Центра. Которую неделю они страдают бессонницей, импульсивно мечутся между приемом валидола, валокордина и таблеток, снижающих давление... Но как же это чертово "давление" снизить с 220 до 140? Не снижается! Источник боли - вовне этих "божих одуванчиков", всегда веривших в спасительную силу Искусства. Жирный, лоснящийся, гигантский Левиафан бьет хвостом не где-то там в фильмах Звягинцева, а прямо здесь, у тебя квартире, на работе, везде... От него не скрыться, не убежать, не отмахнуться... И вот уже полсотни равнодушных качков в форме и без оной деловито, повадками опытных мародеров отбирают картины, предметы, документы - и не только Рерихов, но и уникальные вещицы из Тибета 14-15 веков, которые семья Рерихов получала в дар от тамошних монахов. И во т уже вся лопухинская усадьба, в которую вложили миллиарды НЕгосударственных денег, отходит в хозяйство Левиафана... Да что же это такое? Как назвать грабеж средь бела дня?.. А вдруг в порыве эмоций перейдешь грань, отделяющую культурного человека от быдла?..

 

Боюсь, что этих людей наш казенный Левиафан уже потерял. Навсегда. Навеки.

 

Мрак накроет Центр духовности и культуры.

 

Из-под покрова тьмы на весь мир будет раздаваться разве что довольное чавканье захватчиков.

 

Молодцы! Съели!

 

18.03.2017 08:53АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 1349


ИСТОЧНИК: Новые Известия



КОММЕНТАРИИ (5)
  • Изольда18-03-2017 11:14:01

    Там же, на сайте конгресса, можно поставить и свою подпись. Присоединяйтесь, друзья!

  • Ксения18-03-2017 11:59:01

    С мрачным прогнозом "от редактора" не согласна! Выживет Музей и будет продолжать свою благую деятельность!

  • Татьяна Апанасенко18-03-2017 13:47:01

    Полностью согласна с Ксенией.

    От редактора: «Мрак накроет центр духовности и культуры. Из-под покрова тьмы на весь мир будет раздаваться разве что довольное чавканье захватчиков. Молодцы! Съели!»
    Очень выразительно, но не слишком ли мрачный прогноз? Мрак – это тьма, отсутствие света. Никогда тьма не сможет погасить свет духовности, так как дух – это Бог в человеке и рано или поздно свет рассеет тьму.
    Свет духовности живет в каждом чистом, устремленным к высшим идеалам и красоте образов сердце. И не играет роли божий ли ты одуванчик, или полный сил и энергии молодой человек. И пока живы такие «одуванчики» никакой ад не страшен, ибо свет существует в духе, он - источник всех сил. Конечно тяжело переносить то, что произошло, но все поправимо, а "через ощущения печали и скорби тоже надо пройти. Это вехи огненного пути в Беспредельность".

    Если рериховские учреждения и их сторонники проявят настойчивость и терпение, то обязательно победят. Главное, не угаснуть, а продолжать верить в победу, и силы придут.
    Известна история с Мастер-Билдингом в Нью Йорке, но идеи Рериха от этого не пострадали, и движение только расширилось, хоть и гнильцы прибавилось. Известна также участь сына Хорша, из-за предательства которого пострадало дело несения культуры и просвещения в народные массы, порученное Рерихам. Потому тем, кто, прозябая в собственном благополучном мирке, протянул свои корявые и жадные руки к картинам Рериха в надежде заполучить наследие, тоже следует призадуматься. За грехи родителей расплачивается их потомство. Эти родители просто не знают, с кем связались, и на чью мельницу льют воду.
    Сказано: «Последнее, отчаянное, ярое, безумное напряжение тьмы неизбежно перед ее отчаянным взрывом и поражением. Но она против Нас и потому погибнет».

  • Татьяна Бойкова18-03-2017 14:11:01

    Согласна и с Ксенией, и с Татьяной, но оставила слова в тексте, т.к. это слова автора этого обзора. И тем не менее, мы видим, что это человек хороший, не удержался, так жаль женщин музея и возмущен происшедшим, а иначе не назвал бы Левиафаном жирующим того, кто руководил всем этим беспределом.
    Справедливый меч Кармы над всеми, независимо оттого: жирующий ли он Левиафан сейчас или немолодая сотрудница музея, просидевшая почти весь день без еды, в то время как слуги этого самого Левиафана смачно чавкали пиццами в залах Музея среди великих полотен Рурихов.
    Как говорится: каждому воздастся по трудам его.

  • Алфёрова Светлана18-03-2017 18:10:01

    Очень поддерживанию справедливые ТРЕБОВАНИЯ «Конгресса интеллигенции».

    Но мнение «от редактора» не соответствует духу Рериховского Движения, девиз которого – ПОБЕДА, даже, несмотря на временное преимущество недружественной стороны. Очень трогательно Ваше сочувствие сотрудницам Музея; действительно, трудно пережить такой «наезд» да ещё в качестве предпраздничного «подарка», но эта гвардия культурного сообщества нового типа непобедима. Взгляните на карту страны, на карту мира, где отражено распространение Рериховского Движения, и поймёте, как вздрогнуло Сердце общечеловеческое в ответ на варварские действия, которым подвергся Музей Н.К. Рериха в Москве 7 марта 2017 г.. Сколько поддерживающих мыслей протянулось к ним и тогда, когда осуществлялись неправомерные действия со стороны правоохранительных органов - примитивный грабёж и попытки устрашения, - и продолжают поддерживать сейчас. Мы не имеем права сдаваться. Поэтому утверждать будем только исполнение УКАЗА ДАННОГО СВЫШЕ через Святослава Николаевича Рериха. Он передал Наследие своей семьи именно Общественному Музею, который бережно осуществлял все годы хранение и популяризацию творчества наших Великих Соотечественников в сотрудничестве с многими единомышленниками не только из России, но и из разных стран мира. Ведь Имя Н.К. Рериха почитаемо во всём мире. И Имя его является краеугольным камнем, - так Сказано.
    Все выдвигаемые требования общественности должны быть выполнены. Ведь наша забота не о личных карманах, а о судьбе страны и мира, о дальнейшем эволюционном развитии.


    Администратор

    Светлана, редактор, так понимаю никакого отношения к РД не имеет. Он просто редактор.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »