В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Комментарии. “Надземное”. Наталия Ковалева


Надземное, 400.

Так, самые древние культуры Египта и майя были связаны с Атлантидою, которая, в свою очередь, была связана с Лемурией.— Древние цивилизации майя и инков и в территориальном, и в духовно-культурном отношении были наследниками атлантов. В Египет, по утверждению Е. П. Блаватской («Тайная Доктрина»), прибыли переселенцы из Атлантиды — лучшие представители цивилизации атлантов, вовремя предупрежденные Белым Братством о грозящем катаклизме и покинувшие обреченный на уничтожение континент. Лемурия, согласно «Тайной Доктрине», существовала на эпоху раньше Атлантиды и затонула в результате цикличных природных катаклизмов, сопровождающих смены космических эпох, тогда как гибель Атлантиды была вызвана морально-духовной деградацией и нарушением природных законов большей частью представителей ее цивилизации.

 

Надземное, 403.

Помните, какова была жизнь предателей Упасики.— Речь идет о супружеской чете Куломб, предавшей Е. П. Блаватскую, в свое время оказавшую им огромную помощь. Страшное предательство по отношению к Блаватской совершил и Всеволод Соловьев, ранее считавший себя ее последователем.

 

Надземное, 403.

Некоторые сроки даны человечеству, чтобы напомнить о предателях, которые составили карму целого народа.— Возможно, речь идет об исторических событиях, связанных с принесением разным народам мира новых духовных учений. По этому поводу Е. И. Рерих писала, отвечая на вопросы одного из своих последователей: «Конечно, непринятие очищения Учения, которое им приносил Христос, и допущенное убийство и преследование Его учеников тяжко повлияло на карму еврейского народа, точно так же, как и преследование последователей Будды и изгнание буддизма из Индии браминами породило печальную карму Индии. Именно это утверждение в такой же мере сейчас должно относиться и к христианскому миру. Словесное признание и исповедание Христа одно, но принятие сердцем и истинное следование Христу совершенно другое. Истинный последователь Христа тот, кто признал Основы Всемирной Доктрины, напитавшей Христа. Только Он вступил в цепь духовной эволюции». (Из письма Е. И. Рерих от 26.05.34.)

 

Надземное, 403.

Но такие сердца пусть хотя бы в Памятный День почуют, как мрачен предатель.— Памятными днями в Учении называются даты, связанные с наиболее значительными событиями жизни и деятельности Учителей Белого Братства и их сотрудников, в особенности даты их рождения и ухода из земной жизни.

Главным памятным днем считается 24 марта — День Учителей.

 

Надземное, 422.

Мало говорить о расовом коэффициенте крови.— Вопрос о влиянии психодуховной природы человека на структуру его крови неоднократно комментировался в письмах Е. И. Рерих: «На Ваш вопрос — имеет ли кровь прямое отношение к элементам или стихиям? Конечно, имеет, но пока что наука не нашла еще тонких методов для таких исследований. Потому следует сказать, что и это определение сейчас лишь приблизительно. Правильно отмечено наблюдателями, что есть один вид крови, который соединяется со всеми остальными. И, конечно, этот тип ближе всего к огненному элементу. Но так как даже кровь животных содержит в себе огненные искры, ибо это есть ее основное качество, то, сравнивая кровь различных субъектов, пока что можно лишь сказать, что в здоровой крови будет больше всего огненных искр. Но истинную принадлежность к стихиям можно будет определить, когда излучения будут расследованы. При существующем состоянии науки, определение лишь по крови будет неосновательным, ибо это является частичным открытием, и потому столько неудачных переливаний». (Из письма от 15.11.34.)

«Вы знаете, что переливание крови применяется часто. Об этом мы уже говорили, но необходимо указать на два обстоятельства. Уже начинают координировать физические качества крови, но это будет еще примитивным условием. Скоро поймут, что психическое условие особо важно, затем будет время, когда осознают кармические условия. Только соблюдение этих трех условий даст нужное следствие. Кармическое созвучие не значит, что кровь близких будет наилучшая. Люди научатся распознавать кармические связи. Астрология и ясновидение будут хорошими помощниками. Также можно ожидать, что психическая сторона будет справедливо оценена. Мало говорить о расовом коэффициенте крови. При смешении племен этот признак может значительно стираться, но психическое значение ауры может показать иные особенности. Скажут: “Долго применять такие методы, когда требуется немедленное вливание”. Но кроме спешных случаев, имеются и такие, где день или два не имеют решающего значения. Даже при неотложной операции успевают произвести различные исследования, тем более при решении о качестве крови нужно проявить особую осмотрительность. Запасы смешанной крови свидетельствуют о невежестве.

И в физическом, и в психическом отношении следует подумать, какие противоположные элементы сливаются без разбора. Вместо основательного исцеления получается мнимое — подобие робота. Люди не понимают, какие следствия для будущих поколений они закладывают! С одной стороны, люди как бы заботятся о чистоте поколений, а с другой — они бездумно вливают разнородную кровь. Мы сожалеем, видя, как люди необдуманно обращаются с сильнейшими веществами. Психологи нуждаются в расширении их познаний, именно они могут подать человечеству нужный совет. Они должны научить мыслить тоньше, чтобы человек мог распознать, где граница, которая должна быть охранена. Мыслитель часто говорил: “Кровь есть ценная связь жизней”». (Из письма Е. И. Рерих от 19.08.39.)

 

Надземное, 427.

Люди говорят о лучах церемониальных, но лучше бы подумали о лучах скоропомогающих.— Понятие церемониальных лучей как символического выражения различных областей знаний было введено в теософскую литературу Ч. Ледбитером, допустившим в своих поздних работах немало заблуждений и ошибок. (Впоследствии это понятие было использовано и в книгах А. Бейли, которые сами Учителя считали крайне вредной литературой, изобилующей неверными утверждениями.) Суть этого понятия сводится к тому, что Лучи (т. е. высшие энергии), свойственные Учителям Белого Братства, имеют определенную направленность в соответствии с избранными Ими областями знания и сферами деятельности, как-то: естествознание, гуманитарные науки, искусство, медицина и т. п. Владение каждым из Архатов Белого Братства специфическими областями знаний, способностями их практического применения и связанным с этим особым энергетическим потенциалом действительно имеет место. (Об этом, в частности, в художественной, символической форме говорится в последней части романа К. Антаровой «Две жизни», в описании Башен Лучей.) Однако интерпретация понятия Лучей Ледбитером значительно сузила его истинное значение и оказалась крайне необъективной. Об этом же говорится в § 482 книги «Надземное».

 

Надземное, 455.

Урусвати знает, как много недоразумений породилось вокруг понятия — мгновенное озарение.— Как подчеркивала в своих письмах Е. И. Рерих, особое внимание понятию мгновенного озарения, или инсайта, уделяется в философии дзен-буддизма. Суть мгновенного озарения состоит во внезапном, спонтанно происходящем достижении человеком новой ступени личной духовной эволюции (т. е. более высокого уровня совершенства), часто происходящем под воздействием какого-либо случайного внешнего импульса. В Агни Йоге, однако, подчеркивается, что любое подлинное озарение (даже кажущееся мгновенным, неожиданным, спонтанным) в действительности является результатом долгой и углубленной духовной работы последователя над собой.

 

Надземное, 458.

Также не забудем, что участие женщины дает особый успех тонким опытам.— Данная закономерность объясняется тем, что потенциал психической энергии женщин в среднем выше, чем у мужчин. Подробнее об этом см. «Аум», §... (Агни Йога, т. 4.)

 

Надземное, 458.

Древние алхимики понимали всю ценность женского сотрудничества…— В древнеиндийской эзотерической философии и духовных практиках Востока подобная закономерность нашла отражение в учении о Шакти — творческой женской энергии, или силе, способной производить психодуховные феномены.

В алхимии традиция привлечения женского начала к процессу «делания» (т. е. алхимических опытов, или изысканий) имела две формы. В истинной алхимии, ставящей перед собой благородные научно-исследовательские и духовные цели, использовалась, соответственно, духовная энергия женского начала. Наряду с этим существовали и негативные школы алхимии, целью которых было получение золота ради личного обогащения и которые применяли в своих изысканиях ритуалы черной магии. По этому поводу Е. П. Блаватская писала: «… мужчина-алхимик нуждался в духовной помощи женщины. Но горе тому алхимику, который понял бы это в смысле мертвой буквы, как физическое соединение. Такое святотатство стало бы Черной Магией, за которой последовала бы несомненная неудача. Истинные алхимики древности брали себе в помощь старых женщин, тщательно избегая молодых; и если некоторым их них случалось быть женатыми, то за многие месяцы до и также во время проведения своих операций они обращались со своими женами как с сестрами». (Е. П. Блаватская, «Тайная Доктрина», т. 3.)

 

Надземное, 463.

Мыслитель говорил: «Учитель есть лучший гоплит.»— Гоплиты — древнегреческие тяжеловооруженные воины-пехотинцы. Слово «гоплит» употреблено здесь в значении воина, защитника, героя.

 

Надземное, 468.

Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет свое задание, и каждый народ имеет свою обязанность.— В данном случае уместно вспомнить общемировое эволюционное значение культур Древнего Египта, Древней Индии (Арьяварта), античности (Древние Греция и Рим), итальянского Возрождения, русского Серебряного Века. В Агни Йоге говорится о том, что национальная карма России может позволить ей в будущем, в период глобальных космопространственных и социальных перемен, связанных со сменой космических эпох, стать центром духовного Возрождения всего мира, но лишь при условии осознания народом этой высокой миссии и способности принять ее.

 

Надземное, 478.

В глубине чаши покоится ветхий аспид …— Аспид — ядовитая разновидность змей. В Библии фигурирует как символ низшего, инволюционного начала моральной природы человека.

 

Надземное, 483.

Один знаменитый правитель говорил: «Сегодня я очень усилился, ибо у меня появился ярый враг».— Мудрым, философским отношением к врагам прославился император Индии Акбар, о чем говорится в работе Е. И. Рерих «Криптограммы Востока».

 

Надземное, 486.

Вот вы читали об электрическом архитекторе, найденном учеными в человеке.— По поводу этого открытия Е. И. Рерих писала одному из своих корреспондентов: «Также хочу привести Вам Беседу в связи с открытием наукою “электрического архитектора”. Сначала приведу Вам ревью, напечатанное в одном из амер[иканских] журнальчиков: «На годовом собрании Национ[альной] Академии наук в Америке профессором Берром (Burr) и его сотрудником д-ром Нортропом (Northrop) были предоставлены доказательства о том, что в каждом живом организме находится “электрический архитектор”, который как бы лепит и формирует индивидуальную особь по определенному, особому образцу и пребывает внутри телесной оболочки, начиная от доэмбриональной стадии и до самой смерти. “Электрический архитектор” был охарактеризован проф[ессором] Берром (H. S. Burr) как “настоящее Я” человека. Тогда как все остальное в теле подвергается постоянному изменению, и мириады индивидуальных клеточек, из которых состоит тело (за исключением мозговых), стареют и умирают, чтобы вновь быть замененными другими клеточками, “электрический архитектор” остается единым и постоянным в течение всей жизни. Он строит новые клеточки и организует их по образцу первоначальных клеток, и, таким образом, в буквальном смысле он непрестанно воссоздает тело.

“Электрический архитектор” обещает новое приближение к пониманию сущности жизни и всех жизненных процессов. Он указывает, что каждый живой организм обладает электродинамической сферой, подобно магниту, излучающему вокруг себя магнитное силовое поле.

Итак, опытные наблюдения проф[ессора] Берра показывают, что каждый вид животных, весьма возможно, что и каждый индивидуальный представитель того или иного вида, имеет свое особое электрическое поле, аналогичное силовым излучениям магнита. Это электрическое поле имеет свое особое начертание и по его прототипу (образцу) лепит или формирует всю протоплазматическую субстанцию, входящую в сферу его влияния, и, таким образом, воплощает себя в живой ткани, подобно скульптору, олицетворяющему свою идею в камне.

“Электрический архитектор” был открыт в целом ряде поражающих опытов, произведенных проф[ессором] Берром над саламандрами, мышами и человеческими существами. Посредством высоко чувствительных, специально изобретенных приборов, измеряющих малейшие изменения в электрическом потенциале, этим ученым удалось обнаружить этого “архитектора” за работою и даже уловить первые очертания его конфигурации в пространстве. Эти наблюдения установили, что “архитектор” обладает полным контролем над организмом, как в его цельности, так и над его частями, причем он все время координирует работу частей со всем организмом. И тогда как “архитектор” в течение всей своей жизни остается без изменения в своих общих очертаниях, он тем не менее приспособляется к изменениям в телесных условиях. Последнее доказывается его способностью посылать сигналы об опасности, когда происходит какое-либо опасное изменение в организме, и эта характерная особенность была уже использована учеными для испытания над животными и людьми при некоторых изменениях в состоянии их организма. Этот фактор обещает стать весьма важным оружием в медицинском арсенале.

Изыскания последних пяти лет показали, что у многих позвоночных, так же как и у растений и беспозвоночных, имеется относительно устойчивое состояние напряжения в разнице вольтов между любыми двумя точками.

Эти градиенты замечательно устойчивы, обладают значительными размерами и меняются только при изменениях в основной биологии организмов.

Кроме того, во всех изученных формах градиенты не хаотичны, но существуют в определенном сочетании, характерном для той животной семьи, к которой принадлежит данное животное, до некоторой степени оно характерно и для индивидуального представителя вида.

Вообще можно сказать, что рост и развитие, местные повреждения, овуляция в самках и случаи рака глубоко и своеобразно действуют на разницу в напряжении вольтов». (Из письма Е. И. Рерих от 19.08.39.)

 

Надземное, 520.

Они не желают допустить присутствия надземного Разума, хотя древняя мудрость уже знала Великий Разум— Nous.— О происхождении и сущности понятия Нус (Ноус) Е. П. Блаватская писала: «Ноус (греч.) — термин Платона, означающий Высший Ум, или Душу. Он означает Дух в отличие от животной души — Психеи; божественное сознание или ум в человеке. Нус — обозначение Высшего Божества (третьего Логоса), данное Анаксагором. Как термин, заимствованный из Египта, где он имел вид Ноус, у гностиков он означал их первый сознательный Эон, который у оккультистов является третьим Логосом в космическом смысле и третьим “принципом” (считая сверху) или Манасом в человеке». (Е. П. Блаватская, «Теософский словарь».)

 

Надземное, 524.

Существуют предельные цифры, после которых Левиафан начинает гнить.— Левиафан (Левиафант) — библейский символ, значение которого раскрывает в «Теософском словаре» Е. П. Блаватская: «…в библейском эзотеризме это божество в своем двойственном проявлении добра и зла. Это значение можно обнаружить в “Зогаре” (II, 34 в.): “Равви Симеон сказал: Труд начала (творения) спутники (кандидаты) изучают и понимают его; но маленькие (полные или совершенные Посвященные) — это те, кто понимает косвенное указание на труд начала, посредством мистерии Змея Великого Моря (а именно)Тханнина, Левиафана”». (Е. П. Блаватская, «Теософский словарь.)

 

Надземное, 527.

Каждый знает сапожника Бемэ и химика Вогана.— Выдающийся немецкий философ-мистик Якоб Бемэ по профессии был сапожником. О Томасе Вогане см. комментарий к п. 69.

 

Надземное, 533.

Сплав, о котором Мы уже говорили, особенно одобрялся в древности…— Возможно, речь идет о литии и сплавах, содержащих этот металл в своем составе. В книгах Агни Йоги неоднократно указывается литий, как металл, оказывающий очищающее воздействие на организм и эффективно взаимодействующий с психической энергией человека.

 

Надземное, 539.

Сопоставьте смысл поучений Пифагора с письмами Пресвитера Иоанна, с деятельностью Сен-Жермена и письмами Махатм…— О письмах Пресвитера Иоанна и деятельности Сен-Жермена см. фрагмент письма Е. И. Рерих (комментарий к §§ 25, 323). Письма Махатм, адресованные А. П. Синнетту и другим участникам британского теософского общества, в 1923 г. были изданы Баркер отдельной книгой под названием «Письма Махатм к Синнетту» (в современном русском переводе — «Письма Махатм»). История переписки деятелей теософского движения с Учителями Шамбалы изложена в книге Дж. Барборки «Махатмы и их письма». (Данная работа, а также «Письма Махатм» готовятся к изданию в «РИПОЛ Классик».)

 

Надземное, 541.

Такие архивы, как Шуазеля, Гете, Строганова, содержат немало полезных сведений.— Шуазель (1719—1785) — видный политический деятель при дворе Людовика XVI, активно противостоящий попыткам Сен-Жермена убедить короля в необходимости реформ с целью улучшить положение беднейших слоев населения Франции и тем самым не допустить возникновения в стране кризиса, ведущего к революции.

Строганов — возможно, один из представителей русской династии крупных коммерсантов и промышленников, финансировавших многие позитивные начинания.

 

Надземное, 541.

Нужно благодарить Адемар за оставленные записи...— Имеются в виду уже упоминавшиеся в письме Е. И. Рерих записи дневника графини Адемар, свидетельницы предупреждения, переданного Сен-Жерменом королю Франции. (См. комментарий к § 323 данной работы.)

 

Надземное, 550.

Мыслитель говорил: «Иногда кажется, что вместо архонтов говорят какие-то призраки…» — Архонтами в гностицизме назывались духи-демиурги, создатели земного мира.

 

Надземное, 562.

Некрополь иногда окажется живее Акрополя.— Некрополь — кладбище, могильник; акрополь — укрепленная часть города, крепость в Древней Греции.

 

Надземное, 572.

Урусвати знает и слышала, что «Аджита надел Кольчугу».— Об Аджите Е. П. Блаватская писала: «А-Джита (санскр.) — одно из оккультных имен двенадцати великих богов, воплощающихся в каждой Манвантаре.. Оккультисты отождествляют их с Кумарами. Их называют Джняна Дэви. Также проявление Вишну во второй Манвантаре. Также называется Джайя». (Е. П. Блаватская. «Теософский словарь».)

 

Надземное, 583.

Мудрый Человеколюбец говорил своему предателю: «Задуманное делай скорей!»— Евангельские слова Христа, обращенные к Иуде, задумавшему предательство.

 

Надземное, 583.

Казалось бы, ученики Рамакришны почитали его, но это не мешало им подсматривать за ним с неблаговидною целью.— Данное обстоятельство относилось к болезни Рамакришны, о которой Е. И. Рерих писала: «Так и современный подвижник Индии Бхагаван Рамакришна, оставаясь во все время своего учительства в постоянном окружении людей и принимая прикосновения от всех приходивших к нему, часто зараженных злокачественными болезнями, выдавал силы свои вне всякой соизмеримости, следствием чего была горловая болезнь, нечто вроде рака, которая и унесла его. Интересно отметить, что именно эта болезнь породила соблазн в некоторых слабых умах, и они усомнились в его духовной высоте. Ведь невежество полагает, что Высокий Дух при всех условиях защищен от заболеваний и опасностей». (Из письма Е. И. Рерих от 22 02.36.)

 

Надземное, 613.

Убеждаются, что многие аграфы существеннее, нежели некоторые принятые тексты.— Аграфы — не вошедшие в Евангелия изречения и поучения Христа.

 

Надземное, 619.

Обманывающий не знает, что он мне дает пропуск на лучший берег Стикса.— Страдания и преследования считаются в эзотерических учениях наилучшими условиями быстрейшей переработки кармы прошлого. Стикс в древнегреческой мифологии — река, служащая границей между царствами живых и мертвых. В данном случае «лучший берег Стикса» означает более совершенные сферы Тонкого Мира, достичь которые помогает ускоренная переработка несовершенной кармы.

 

Надземное, 621.

Вот вы поминали Нараду, названного Спорщиком.— Нарада — в древнеиндийской мифологии божественный мудрец, сын верховного бога индуистского пантеона — Брахмы. Согласно легендам, его спор с отцом однажды привел к конфликту между ними.

 

Надземное, 624.

Мыслитель говорил: «Леонид так гонит и поносит меня…» — Очевидно, имеется в виду царь Спарты Леонид (508/7 — 480 гг. до н. э.), предводитель знаменитых трехсот спартанцев, оказавших героическое сопротивление 10-тысячному войску персидского царя-завоевателя Ксеркса.

 

Надземное, 626.

Еще недавно знали лишь северное сияние, но теперь уже замечают гималайское свечение.— Интересно отметить, что в древности среди народов Севера было распространено убеждение, что северные сияния являются лучами, исходящими из Священной Страны. Также гималайское свечение народы Востока связывают с Шамбалой.

 

Надземное, 633.

Можно добавить, что сказанное так же верно, как под скалою Гума лежит пророчество.— Гум — название одного из крупнейших по своему значению буддийских монастырей, расположенного в Дарджилинге.

 

Надземное, 639.

Мыслитель говорил: «Нужно уметь собрать все искры радости, тогда можно обойтись и без ладьи Харона».— Харон — в греческой мифологии перевозчик душ умерших на другой берег реки Стикс, т. е. в царство мертвых. В данном случае имеется в виду необходимость объективного, а не условного, мифологизированного представления о закономерностях перехода человека на иной план бытия.

 

Надземное, 665.

Можно распознать несколько индивидуальностей, которые последовательно выполняли задание и приносили человечеству постоянное совершенствование.— В письмах Е. И. Рерих эта мысль поясняется так: «…можно проследить, как Единое Эго Величайшей Индивидуальности проявлялось в целом ряде Великих Образов. Истинно, очень мало каких-либо значительных воплощений остается на долю землян. Истинно, этим Бодхисаттвам, как называют Их на Востоке, обязаны мы всем самым ценным, самым высоким, самым насущным, ибо они насытили сознание наше и тем преобразили и продолжили жизнь нашу». (Из письма Е. И. Рерих от 16.07.35.)

«Те высочайшие Эго, или Индивидуальности, которые пришли на нашу Землю из высших миров в конце третьей расы, продолжают руководить движением и ростом сознания человечества. Высочайший среди них, Аватар Вишну, как называют Его на Востоке, проявлялся, проявляется и будет проявляться в разных Аспектах в течение всего Цикла существования нашей планеты. Эта Индивидуальность заложила основы каждого сдвига сознания нашего человечества. Именно этот Высочайший Дух стоит во Главе Иерархии Света и принял на Себя Несменный Дозор». (Из письма Е. И. Рерих, 1937 г., б/д.)

«Можно указать, что согласно с самыми древними Учениями и Писаниями Индии, когда в Мире наступает период или цикл падения религии и нравственности, Единая Высокая Индивидуальность частично воплощается в избранной стране для принесения Нового Учения и утверждения нового сдвига сознания в человечестве». (Из письма Е. И. Рерих от 08. 03. 53.)

 

Надземное, 667.

Но труд над понятием Единства не препятствовал Ему надевать доспех, когда возникала опасность для человечества.— Образы Певца и в то же время Воина совмещал в себе Кришна, в Махабхарате фигурирующий именно как Воин, духовный наставник и соратник в битве (возничий боевой колесницы) героя Арджуны.

 

Надземное, 672.

Иногда они скользят с быстротою мысли, но иногда они сугубо членораздельны и упорны настолько, что вызывают сильную реакционную вибрацию.— Понятие «реакционной вибрации» не имеет идеологического контекста; в данном случае речь идет просто об ответной вибрации.

 

Надземное, 691.

Урусвати помнит, как сестра Ю. являла помощь врачебную.— В дневниковых записях Е. И. Рерих, опубликованных в книге «У порога Нового Мира», говорится о сестре Белого Братства Юсне, помогавшей Е. И. Рерих во время проводимого ею под руководством Учителей «Огненного Опыта» — сложнейшего эксперимента по раскрытию и трасмутации энергетического потенциала высших центров сознания. По поводу врачебной помощи сестры Юсны Учитель говорил Е. И. Рерих: «Наша Юсна исследовала твое сердце и нашла, что опыт может развиваться блестяще через немногие месяцы, но надо щадить здоровье». (Рерих Е. И. «У порога Нового Мира», с. 87.)

 

Надземное, 708.

Пусть эти мысли родятся около теллурия или на основе философии.— Теллур, или теллурий,— химический элемент 6-й группы периодической системы Менделеева, представляющий собой хрупкое кристаллическое вещество с металлическим блеском, соединения которого обладают полупроводниковыми свойствами и высокой чувствительностью к различным излучениям. Очевидно, в контексте данного фрагмента теллурий (лат. Tellus означает «земля») олицетворяет земное начало, в противовес философии, началу духовному.

 

Надземное, 859.

Делимость всего сущего беспредельна, но в каждой отдельной части можно найти нечто малейшее, нереченное.— В данном случае речь идет об изначальной психодуховной основе, присутствующей в каждой, даже малейшей неделимой частице материи как органического, так и неорганического происхождения. Данная точка зрения соответствует учению классической индийской философии о том, что в каждой неделимой частице вещества — ану (данное понятие обычно переводится с санскрита как «атом») — существует также парам-ану (букв. «то, что выше ану»), т. е. некая психодуховная основа. В книге «Беспредельность» из серии Агни Йоги об изначальной «одухотворенности» материи и ее мельчайших элементов (в данном случае, атома) говорится:  «Космос гласит: во всех атомах жизнь бьет и двигает явлениями эволюции. Но Космос гласит о всех не только органических проявлениях, но возглашает психожизнь. (…) Ищите во всех выявлениях пространственных организмов не только импульс, но влечение психожизни в атоме. Тогда не только познаете мир, но узрите все беспредельные миры Космоса. Найдем смысл мирам окружающим и Высшему Разуму». («Беспредельность», 64.)

«Психожизнь движет атомом, и атомическая энергия есть рычаг психожизни атома. Принцип жизни человеческой истекает из психожизни атома. Трудно представить себе как одоление ограничение сознания, но научимся прозревать психодуховно, и тогда планета примет символ Пространственного Огня.

(…) Психодинамика соединяет разобщенные атомы и есть та сила, которая ручается за самые высшие проявления Космоса в формах стихий и в стихийном духе человеческом. Когда Мы говорим о стихиях, то не в (том) понимании, как человек считает». («Беспредельность», 65.)

Аналогичные идеи присутствовали в древних доктринах панпсихизма, согласно которым психодуховное начало (прообраз души) свойственно всему сущему во Вселенной, всем формам и видам материи, в том числе и неорганической.

 

Надземное, 928.

Урусвати сама открыла врата йоги; от раннего детства запечатлены видения и сны.— Речь идет прежде всего о пророческих видениях и снах, свойственных Е. И. Рерих как сотруднице Великих Учителей, владеющей высшими духовно-психическими способностями (в том числе ясновидением и чувствознанием).

12.08.2010 20:33АВТОР: Наталия Ковалева | ПРОСМОТРОВ: 3388




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Духовное совершенствование »