Некоторые особенности современного Рериховского движения. Л.В. Шапошникова. Мы выживем только вместе. Л.В. Шапошникова. Международный конкурс социально значимых плакатов 2019/2020 годов «Люблю тебя, мой край родной!» 32-я Московская международная книжная ярмарка. Выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» во Владивостоке. Вышла в свет работа Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки, выводы, предостережения». Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Заседание коллегии Министерства культуры РФ по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов»


 

По сообщению Департамента управления делами Минкульта 16 февраля 2016 года в Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова города Москвы состоится заседание коллегии Министерства культуры Российской Федерации. На повестке дня, в том числе, стоит вопрос «О проекте концепции Музея семьи Рерихов». В пакете сопроводительных документов изложена суть этой концепции и способы ее претворения в жизнь, а именно: «Принятие решения о создании Музея Рерихов явится историческим моментом, знаменующим возвращение наследия семьи Рерихов на Родину. Немаловажное значение имеет и тот факт, что музей предполагается разместить в здании «Усадьбы Лопухиных», именно в том здании, которое в 1989 г. выбрал сам С.Н. Рерих». По существу, чиновники от Минкульта, в данном случае самым недостойным образом спекулируют именем С.Н. Рериха для того, чтобы занять отреставрированное силами общественности здание Усадьбы Лопухиных, изгнав из ее стен Международный Центр Рерихов.

Делается это в сопровождении обещаний о дальнейшем сотрудничестве с рериховскими обществами, волю которых в абсолютном большинстве попирает Минкульт своей захватнической политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С П И С О К

 

выступающих на заседании коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов»

 

февраль 2016 г.

 

Докладчик:

 

 

СЕДОВ

Александр Всеволодович

генеральный директор ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока»

 

Выступающие:

 

 

МКРТЫЧЕВ

Тигран Константинович

 

заместитель генерального директора ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока» по научной работе

 

БОНДАРЕНКО

Алексей Анатольевич

директор Санкт-Петербургского ГБУК «Музей-институт семьи Рерихов»

 

ЛОСЮКОВ

Александр Прохорович

президент Национального рериховского комитета, Чрезвычайный и Полномочный посол, заслуженный работник дипломатической службы

 

 


 

 

СПРАВКА

к заседанию коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов»

 

февраль 2016 г.

 

Николай Рерих – одна из ключевых фигур в мировой культуре XX века. Художник, педагог, литератор, общественный деятель, путешественник, философ – обладая многочисленными талантами, Николай Рерих стал человеком, который посредством своего творчества, активной культуртрегерской работы, общественной деятельности, своего мировоззрения соединил разные страны, народы, культуры, религии. Николай Рерих активно выступал в защиту памятников культуры. Благодаря его деятельности в Вашингтоне в 1935 году был подписан «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», более известный как «Пакт Рериха». Выдвинутая в 1930-е годы Николаем Рерихом формула «Мир через культуру» может стать центральной политической формулой XXI века, которая объединит различные государства и народы на основе сохранения двух фундаментальных понятий человеческой цивилизации – культуры и мира.

В настоящее время пришла пора приступить к государственному этапу создания музея, о котором мечтал Николай Рерих. Это не только покажет величие творчества нашего соотечественника, но и продемонстрирует необходимость конструктивного диалога между разными странами, разными культурами, разными религиями. Музей Рерихов в Москве, рериховское творчество и его принципы станут надежной основой для ведения подобного диалога.

Создание государственного Музея Рерихов в Москве является воплощением мечты художника, которую всячески поддерживал его сын и творческий наследник Святослав. В рамках государственного музея могут быть объеденены разрозненные части наследия Рерихов, представляющие собой огромный пласт русской культуры, формировавшейся и существовавшей в XX веке на территории трёх континентов – Европы, Америки, Азии.

В 1987 году С.Н. Рерихом впервые был поднят вопрос о необходимости создания музея Рериха. Более того, в 1989 году С.Н. Рерихом был выбрал особняк в Малом Знаменском переулке, известном как «усадьба Лопухиных», для размещения музея. Тогда же была создана общественная организация «Советский фонд Рериха» (СФР), одним из учредителей которой являлся и Государственный музей Востока. Именно этой организации, а в ее лице – советскому народу, С.Н. Рерих передал коллекцию картин и архивных документов.

После смерти С.Н. Рериха в 1993 году, его вдова Девика Рани Рерих официально обратилась к руководству России с просьбой ускорить создание государственного музея Рериха. В ответ на ее просьбу 4 ноября 1993 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации о создании Государственного музея Рериха в качестве филиала Государственного музея Востока в зданиях комплекса усадьбы Лопухиных. Основу собрания этого филиала должны были составить коллекция СФР и коллекция Государственного музея Востока.

Однако политические и экономические сложности в нашей стране не позволили реализовать эту благородную идею. Часть рериховского наследия, переданного СФР, также как и здания усадьбы Лопухиных оказались в руках вновь созданной организации – «Международного Центра Рерихов» (МЦР), безосновательно объявившей себя «правопреемником» СФР. За почти двадцатилетний период своего существования эта организация полностью дискредитировала себя, проводя политику бесконечной конфронтации с государственными органами культуры Российской Федерации, другими общественными центрами рериховского движения. В настоящий момент МЦР и созданный ею общественный Центр-музей имени Николая Рериха оказались на грани банкротства. В результате многочисленных, длившихся более десяти лет в различных инстанциях судебных разбирательств, МЦР было отказано в статусе правопреемника СФР и признано, что он не является законным наследником имущества СФР.

Согласно Распоряжению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом № 1287 от 11.11.2015, Государственный музей Востока получил для организации Музея Рерихов в оперативное управление комплекс зданий «Усадьба Лопухиных», который включает три объекта по адресу г. Москва, Малый Знаменский переулок, д.3/5, строение 4 («Главный дом»), общей площадью 1923,4 кв.м; строение 7 («Флигель»), общей площадью 1253,7 кв.м; строение 5, общей площадью 259,9 кв.м. Первое из этих зданий является памятником культуры федерального значения, второе – памятником культуры регионального значения. Площадь земельного участка, на котором располагается комплекс зданий, составляет 7000 кв.м. В настоящее время Государственный музей Востока получил свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на федеральное недвижимое имущество, оформил охранные обязательства на это имущество, а также подал необходимый пакет документов на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, на котором оно находится. Таким образом, появилась реальная возможность осуществить заветную мечту Николая Рериха, позднее поддержанную его сыном Святославом, о создании на родине художника музея, посвященного его творчеству и культурно-философскому наследию его семьи.

Государственный музей Востока – единственный в Российской Федерации музей, который специализируется на хранение, изучении и представлении искусства народов Востока. Коллекция семьи Рерихов в его собрании является самостоятельной темой и наиболее полно отражает идею взаимодействия культур Востока и Запада, участия России в этом взаимодействии на примере творчества Н.К. Рериха и его сына С.Н. Рериха.

В начале 1990-х годов в Государственном музее Востока сформировалась одна из самых интересных коллекций семьи Рерихов в России. Ее основу составляют дары Кэтрин Кэмпбелл и коллекция из 282 картин, переданная в музей из ВХПО им. Вучетича (первоначально составлявших передвижную выставку) и дополняют произведения художников, входящих в «круг Рерихов», полученные в дар (коллекция Б.А. Смирнова-Русецкого и др.), а также архив семьи Рерихов.

Музейная коллекция Николая Рериха состоит из 265 живописных и графических работ, относящихся к различным периодам его творчества. Она даёт наглядное представление о различных этапах творчества художника, позволяет выявить сюжетно-мифологический репертуар, которым пользовался автор, отражает мировоззрение художника и служит надёжной основой для анализа его философских взглядов. Коллекция С.Н. Рериха представлена 176 работами в основном зрелого и позднего периодов его творчества.

Коллекция предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, принадлежавшая семье Рерихов, разнообразна по составу и по хронологии. Она состоит из 374 музейных предметов. В нее входят православные иконы, индийская миниатюра, бронзовая буддийская скульптура, буддийские иконы-тханки, ювелирные изделии разных регионов, ткани, вышивки, костюм разных регионов (от России до Японии), археологические материалы, личные вещи Н.К. Рериха. Коллекция отражает широту интересов семьи Рерихов, имеет музейную, художественную и мемориальную ценность.

Музей располагает крупной коллекцией картин художников круга Рериха, например Б.А. Смирнова-Русецкого, одного из основателей художественной группы «Амаравелла», представляющую движение «русских космистов» (375 работ).

В Государственном музее Востока в настоящее время существует постоянная экспозиция работ Н.К. Рериха и С.Н. Рериха. Она располагается в двух залах, в которых представлены живописные произведения Н.К. и С.Н. Рерихов (общая площадь 97,1 кв.м.). К ним примыкает «Мемориальный кабинет Н.К. Рериха, имеющий статус «открытого хранения» (площадь 28,7 кв.м), в котором наряду с живописными работами художников выставлены произведения декоративно-прикладного искусства из коллекции семьи Рерихов. Всего в экспозиции находятся 322 музейных предмета.

Большой интерес общественности к наследию Рерихов определяет выставочную политику, предполагающую практически ежегодную организацию временной тематической выставки по рериховскому наследию в выставочных залах музея. С 1978 г. Музей провел и принял участие в 35 выставках, на которых были представлены работы из собрания Музея.

Среди свыше 100 000 посетителей, которые ежегодно приходят в Государственный музей Востока, есть своя устойчивая рериховская аудитория, которая постоянно обращается к руководству музея с просьбой расширить рериховскую экспозицию. Однако до недавнего времени музей не имел возможности показать большую часть своих рериховских коллекций. Принятие решения о создании Музея Рерихов явится историческим моментом, знаменующим возвращение наследия семьи Рерихов на Родину. Немаловажное значение имеет и тот факт, что музей предполагается разместить в зданиях «Усадьбы Лопухиных», именно в тех зданиях, которые в 1989 г. выбрал сам С.Н. Рерих.

Главной целью создания Музея Рерихов является образование на его базе современного музейного, научного и просветительского центра международного уровня, соответствующего исторической значимости выдающегося русского художника Николая Рериха и его семьи, высокому уровню общественного интереса к его творчеству, а также научному и художественному потенциалу музейных коллекций. Комплексный характер фондовых собраний, создаваемые экспозиции позволят рассматривать Музей Рерихов как крупный культурно-просветительский центр Москвы и России, обладающий существенным потенциалом для дальнейшего развития.

Миссия нового музея обусловлена его богатыми собраниями, их актуальностью и востребованностью посетителями – потребителями музейного продукта в связи с современными вопросами геополитического и национального развития, остро стоящей задачей воспитания межнациональной толерантности. Важнейшая задача музея в современных условиях – наиболее полное и эффективное включение его фондовых коллекций в российское и мировое культурное пространство.

Миссия музея – сохранение и презентация на основе современных музейных технологий многообразия художественного и культурно-философского наследия Н.К. Рериха, Е.Н. Рерих, С.Н. Рериха в целях консолидации общества, воспитания взаимопонимания и взаимоуважения представителей различных наций и народностей.

Задачи, вытекающие из миссии музея, особенно актуальны на данном этапе развития современной цивилизации, когда в мировом сообществе остро стоят вопросы сохранения культурного наследия во всем его разнообразии. Музей призван создавать культурно-образовательные проекты, связанные с нематериальным культурным достоянием, сохранением межнациональной толерантности, музей становится местом диалога национальных культур и учреждением, способствующим передаче культурного опыта будущим поколениям.

Другим фактором, отвечающим миссии музея, является значительное расширение музейной аудитории, прежде всего путем внедрения современных музейных технологий, активизации рекламно-информационной деятельности, создания условий для посещения музея детьми и подростками, людьми с ограниченными возможностями, жителями малых городов и сельских поселений. Музей Рерихов явится одним из ведущих учреждениий культуры, одним из имиджеобразующих объектов города Москвы.

Непреходящее значение, которое играет художественное и культурно-философское наследие Н.К. Рериха, Е.Н. Рерих, С.Н. Рериха в формировании исторического сознания и культуры общества, в воспитании граждан, определяет важность и насущность создания указанного музея как основной организационно-правовой формы сохранения объектов наследия. Особенность реализации данного проекта – участие средствами музейной коммуникации в формировании исторического сознания и культуры общества, в социальной адаптация общества к сложным социокультурным условиям современности.

Основные цели создаваемого музея, направленные на выполнение его миссии, следующие: сохранение художественного и культурно-философского наследия Рерихов; совершенствование деятельности по публичному представлению художественного и культурно-философского наследия Рерихов (включая развитие выставочной деятельности, внедрение новых музейных технологий и форм работы с посетителями) и расширение на этой основе рынка культурных услуг; развитие инфраструктуры для создания комфортных условий пребывания посетителей в музее и обеспечения современного уровня музейных культурно-просветительных и туристско-экскурсионных программ.

Достижение поставленных перед музеем целей, с учетом использования его ресурсов развития и новейших музейных технологий, будет способствовать его становлению в качестве современного культурно-просветительского, эколого-просветительского, научно-исследовательского, методического центра.

Для достижения поставленных целей будет решен ряд приоритетных задач, к которым относятся следующие: создание оптимальных условий для сохранения художественных и архивных коллекций музея; расширение ассортимента культурных услуг, предлагаемых обществу, включая создание новых экспозиций, существенное увеличение разнообразия музейных программ; создание соответствующего современным требованиям уровня максимальной комфортности для посетителей – пользователей музейного продукта, включая организацию информационных визит-центров, рекреационных зон, музейных кафе и магазинов; участие музея в процессах социокультурного и социально-экономического развития столицы. Архитектурный комплекс «Усадьба Лопухиных» вплотную примыкает к создаваемому музейному кварталу ГМИИ им. А.С. Пушкина. Проведены предварительные переговоры с руководством ГМИИ об интеграции территории усадьбы в ландшафтно-архитектурный проект музейного квартала и создании единого музейного пространства.

Основу собранния Музея Рерихов составит коллекция Государственного музея Востока. Идеальной ситуацией было бы объединить в рамках единого музея государственные и частные составляющие наследия Рерихов, однако для этого необходимо рещить ряд возникающих юридических вопросов, позволивших бы общественных объединениям участвовать в организации работы государственных учреждений (например, в рамках государственно-частного или общественно-государственного партнерства). В настоящее время проводятся интенсивные переговоры о возможностях и условиях интеграции коллекции МЦР и общественного Центра-музея имени Николая Рериха в состав вновь создаваемого Музея Рерихов.

Основу постоянной экспозиции нового музея (площадь ок. 600 кв.м.) составит художественное наследие Н.К. Рериха. Предполагается создание современной экспозиции, которая будет создаваться по тематическому принципу («русский цикл», «гималайский цикл», «Великая степь» и др.). Ее будут дополнять мемориальные вещи и произведения декоративно-прикладного искусства, составляющие часть культурного контекста живописных циклов художника. В состав постоянной экспозиции войдёт художественное наследие С.Н. Рериха, которая также будет создаваться по тематическому принципу (портретная галерея, индийский цикл и др.). В новом здании будет воссоздан мемориальный кабинет Н.К. Рериха, существующий в настоящий момент в ГМВ. В основу постоянной экспозиции будет положено собрание Государственного музея Востока и, при достижении компромисса, коллекция общественного Центра-музея имени Николая Рериха.

Временные экспозиции (площадь ок. 150 кв.м) позволят осветить отдельные аспекты творческого наследия Рерихов, представляя коллекции работ Н.К. Рериха и С.Н. Рериха, хранящиеся в других музеях России и мира. Кроме того, предполагается устраивать выставки произведений художников, в творчестве которых так или иначе отразились основные эстетические идеалы, философские идеи, пропагандировавшиеся Рерихами, что будет отвечать одной из задач музея (представление произведений искусства различных времён и различных народов). Работа по организации временных экспозиций будет строиться на взаимодействие с различными музеями и частными коллекционерами как в России, так и за рубежом.

Н.К. и С.Н. Рерихи оставили значительное художественное наследие, которое в настоящее время насчитывает свыше 4000 произведений. Первоочередной научной задачей сотрудников будущего музея будет подготовка каталогов-резоне художников. В рамках реализации этой программы планируется сотрудничество с музеями и частными коллекционерами, имеющими работы художников.

Большое значением для понимания творчества художников имеют периодизация их творчества (выделение основных этапов) и интерпретация их произведений (философско-мифологическое содержание работ). Именно на эти аспекты изучения творчества художников будет направлена научная работа сотрудников будущего музея.

Известно, что на протяжении своего творчества Н.К. Рерих неоднократно менял технику письма, используя для работы в разное время различные материалы. В будущем музее предполагается разработать программу изучения технико-технологических аспектов творчества Н.К. Рериха, создать эталонную базу анализов материалов и красок, используемых художником в соответствии с хронологией его творчества. Учитывая накопленный опыт в реставрации работ Н.К. Рериха, на этой основе будут разработаны рекомендации по реставрации произведений художника разных этапов.

Особое внимание будет уделено введению и функционированию в будущем музее комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС), в которой уже работает Государственный музей Востока.

Обучению искусствам Н.К. Рерих рассматривал как возможность установления в человеке гармонии, что имеет непреходящую актуальность и в настоящее время. Предполагается создание художественной студии для двух возрастных категорий: для детей и подростков (5-13 лет ), юношей и взрослых (14 лет и старше), разработка курсов по истории мирового искусства в соответствии с интересами Н.К. Рериха (русское искусство, искусство «серебряного века», искусство Востока и другие).

Предполагается создать площадку для общественных дискуссий по вопросам изучения рериховского наследия, общим проблемам и частным вопросам сохранения культурного наследия, создать библиотеку литературного наследия семьи Рерихов, как состоящую из реальных книг, так и виртуальную.

Максимальную доступность и открытость музея обеспечит интернет-портал, на котором в открытом доступе будут выложены живописные произведения Н.К. и С.Н. Рерихов, архивные материалы семьи Рерихов и их ближайшего окружения, литературные произведения, написанные членами семьи Рерихов и о них.

Учитывая широкое распространение рериховских идей в Российской Федерации и за рубежом, музей намерен осуществлять конструктивное сотрудничество со всеми рериховскими организациями с целью проведения выставок, конференций, круглых столов. Планируется создание Клуба друзей музея. В рамках клуба предполагается создание института волонтёров, члены которого могли бы взять на себя определённую музейную работу – проведение экскурсий, ведение художественных студий, работа в библиотеке, организация и проведение различных мероприятий.

Будет создан Попечительский совет музея из числа поклонников творчества семьи Рерихов, представителей бизнеса, сотрудников министерств и ведомств.

Основу кадрового потенциала Музея Рерихов составит отдел «Наследия Рерихов», существующий в ГМВ, но потребуется его существенное расширение в первую очередь за счет специалистов в области выставочной и маркетинговой деятельности. Надеемся, что частично эта проблема может быть решена за счет интеграции в новую структуру части сотрудников общественного Центра-музея имени Николая Рериха. Вся административно-хозяйственная деятельность по управлению имущественным комплексом вновь создаваемого музея будет осуществляться существующими структурами Государственного музея Востока, однако потребуется определенное увеличение их численности.

Создание музея Рерихов и размещение его в передаваемых зданиях повлечет дополнительные затраты на функционирование будущего филиала, содержание помещений, оплату коммунальных услуг, охрану и пр. По ориентировочным расчетам в 2016 г. эти расходы могут составить 36 177 696 руб.

Помимо субсидии на выполнение государственного задания финансовое обеспечение деятельности Музея Рерихов будет осуществляться за счет поступлений от приносящей доход деятельности (плата за посещение постоянной экспозиции и временных выставок; производство и реализация сувенирной продукции, связанной с наследием Рерихов; работа платного лектория по художественному и философскому наследию семьи Рерихов; издательская деятельность и пр.), а также за счет привлечения спонсорских средств и осуществления инвестиционных проектов.

Создание государственного Музея Рерихов в Москве станет новым шагом в изучении творческого наследия русских художников и общественно-политических деятелей. Музей возьмёт на себя функции не только хранителя культурного наследия, но и воспитателя современной гармоничной личности. Музей сформирует вокруг себя последователей рериховских идей, которые будут вносить созидательный вклад в отечественную культуру. Творческое наследие Рерихов в трактовке нового музея послужит конструктивным фактором в установлении культурного диалога между Россией и зарубежными странами. Деятельность музея станет инструментом влияния российской культуры в странах СНГ и дальнего зарубежья.

 

 

 

 

С П И С О К

приглашенных на заседание коллегии Министерства культуры Российской Федерации по вопросу «О проекте концепции Музея семьи Рерихов»

 

февраль 2016 г.

 

 

АНДРОСОВ

Валерий Павлович

директор ГБУН «Институт востоковедения РАН»

АРХАНГЕЛОВ

Сергей Александрович

 

директор Государственного музея Л.Н.Толстого

БОГАТЫРЕВ

Евгений Анатольевич

 

директор Государственного музея А.С.Пушкина

БОНДАРЕНКО

Алексей Анатольевич

 

директор Санкт-Петербургского ГБУК «Музей-институт семьи Рерихов»

БРЫЗГАЛОВ

Михаил Аркадьевич

директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки

 

КЕЛИМ

Лариса Юрьевна

 

научный сотрудник отдела «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока

ЛЕВЫКИН

Алексей Константинович

 

директор Государственного исторического музея

ЛЕРМОНТОВ

Михаил Юрьевич

 

первый заместитель комиссии по культуре Общественной палаты РФ

ЛОСЮКОВ

Александр Прохорович

 

президент Национального рериховского комитета, Чрезвычайный и Полномочный посол

ЛОШАК

Марина Девовна

 

директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

МКРТЫЧЕВ

Тигран Константинович

заместитель генерального директора Государственного музея Востока по научной работе

 

РОДИОНОВ

Дмитрий Викторович

 

директор Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина

РОСОВ

Владимир Андреевич

 

заведующий отделом «Наследие Рерихов»

Государственного музея Востока

РЫБАК

Кирилл Евгеньевич

советник Министра культуры Российской Федерации

 

СЕДОВ

Александр Всеволодович

 

генеральный директор ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока»

 

СИПОВСКАЯ

Наталия Владимировна

 

директор Государственного нститута искусствознания Минкультуры РФ

ТИТОВА

Елена Викторовна

 

директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

ТРЕГУЛОВА

Зельфира Исмаиловна

 

директор Государственной Третьяковской галереи

ФРОЛОВ

Сергей Дмитриевич

научный сотрудник отдела «Наследие Рерихов» Государственного музея Востока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*  *  *

 

Нажать для увеличения Нажать для увеличения

 

*  *  *

 

 

*  *  *

 

 

*  *  *

 

 

*  *  *

 

 

*  *  *

 

 

 

14.02.2016 13:20АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 1848




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »