III Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие 2020» в Санкт-Петербурге. Конференция «Философия космической реальности и новое научное мышление. К 100-летию создания Живой Этики». Регистрация. Помощь Международному Центру Рерихов можно оказать переводом средств на наши счета. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Как организовать школьное обучение на принципах Агни Йоги? Вячеслав Рязанов


В.К. Дьяченко.Киргизия. Фрунзе. 1988г.

 

 

Нужны ясность построения и нелюбовь к
условностям, и вера в детей как
символ движения человечества

(Община, 200)

 

 

Часть 1. Учитель

Могут спросить: «Какие признаки
учителя ценить?» … Надо предпочесть
того учителя, который идет новыми
путями…

(Община, 118)

 

 

Каждый, читавший книги Агни Йоги,конечно же,не мог не заметить, что очень большое внимание в Учении уделяется детям, школе, вопросам образования и воспитания человека. Сегодня уже довольно много об этом сказано и написано. Однако до сих пор, увы,так и остается открытым вопрос, можно ли в современной школе организовать такой процесс обучения, который бы в полной мере соответствовал принципам Живой Этики, и если да, то каким образом. Вероятно, многих читателей удивлю, если скажу, что переход на такой процесс обучения осуществляется уже не первый год.Впрочем, многие из тех, кто создает эту новую образовательную практику, даже не догадываются о том, что их педагогические находки имеют какое-то отношение к Живой Этике.

 

Не догадывался об этом и Виталий Кузьмич Дьяченко, удивительная личность ипедагог, основоположник теории коллективного способа обучения, выдающийся ученый, вклад которого в развитие мировой системы образования, я в этом убежден, еще предстоит нам оценить по достоинству.В одной из личных бесед с Виталием Кузьмичом я узнал, что он никогда не читал книг Учения Живой Этики и даже не знал обих существовании, поскольку целиком был поглощен идеей построения новой школы, нового общественно-исторического способа обучения. Заложить прочный научный фундамент новой школы и на его основе создать новую образовательную практику – выполнение этой грандиозной и в то же время очень конкретной жизненной задачи В.К. Дьяченко посвятил всю свою жизнь.

 

Да, в книгах В.К. Дьяченко мы не найдем ни слова об Агни Йоге, но все труды этого великого мыслителя ипрактика будто проникнуты духом Учения, любовью и деятельным состраданием к людям, неиссякаемой верой в детей и страстным желанием помочь человечеству подняться на новый уровень своего развития.

 

Однажды, отвечая на мой вопрос, «каким Вы, Виталий Кузьмич, видите будущее нашей страны и всего мира?», он сказал следующее: «Судьбы общества, России и всего человечества меня всегда интересовали, так как от этого зависит образование, развитие школы и её учебно-воспитательного процесса. Но это только одна сторона всех моих интересов и мыслей. Гораздо больше меня волнует другая сторона: конкретные преобразования внутри школы, в учебно-воспитательном процессе, которые способны изменить формирование молодежи, подрастающих поколений, а через них поднять интеллектуальный и нравственный уровень всего населения, как через школу влиять на развитие всего общества» (подчеркнуто В.К. Дьяченко) [4].

 

Лишь спустя некоторое время, я в полной мере осознал эти слова Виталия Кузьмича. Они были продиктованывовсе не тем, что имели непосредственное отношение к его работе, а той глубокой убежденностью человека в том, что в современном мире именно школа является основным социальным институтом, где формируется человек и закладываются основы общественных отношений, и если эти отношения и сам человек плохи, то виновата в этом в первую очередь школа.И если мы все-таки хотим изменить этот несовершенный мир, улучшить социальные условия, в которых постоянно пребывает человек, то мы должны качественно изменить школу, весь учебно-воспитательный процесс, всю организацию и технологию обучения. Дьяченко прекрасно понимал, что, как бы высоко мы не взлетали в своих мечтах о прекрасном будущем, рано или поздно перед нами во весь рост встанет вопрос: КАК это будущее приблизить? А для этого нужно прочно стоять ногами на земле и своими руками создавать реальные механизмы преобразования жизни.

 

Мне посчастливилось познакомиться с Виталием Кузьмичом в 1996 году. Знакомство это состоялось благодаря одной его книге. Дело было в самом конце учебного года, когда у меня уже порядком накопилась усталость от 47-часовой недельной нагрузки, аострое чувство неудовлетворенности результатами собственного педагогического труда и учебной деятельности моих учеников так и подбивало к желанию поменять место работы. Находясь в таком изрядно потрепанном состоянии, в один из рабочих дней в пересменок, я зашел в учительскую комнату и направился к открытому окну, чтобы наконец-то подышать свежим весенним воздухом и немного отдохнуть перед очередным уроком. На подоконнике лежала одна кем-то оставленная книга. Моё внимание сразу привлекло её название – «Сотрудничество в обучении»[6]. Очень интересно… На тот момент книга «Община» была прочитана мною уже неоднократно, и потому всё, что касалось вопросов сотрудничества, не проходило мимо. Я открыл первую страницу.

 

В заголовке вопрос: «1. Что зависит от учителя?..»

Действительно, что от меня зависит?.. До сих пор я думал, что от учителя зависит очень мало, что его возможности крайне ограничены. Наверное, единственное, что учитель может хорошо делать как специалист в определенной области знаний, так это – выдавать (излагать) классу учебный материал. А в остальном, к сожалению, все очень печально: во-первых, учитель не может каждого ученика проверить по каждой изучаемой теме; во-вторых, если учитель каким-то образом ухитрится все-таки проверить каждого ученика, то у него просто нет времени на ликвидацию всех выявленных пробелов; в-третьих, учитель не может научить каждого своего ученика самостоятельно работать с книгой (исследования показывают, что основная часть выпускников школ просто не умеют читать текст, находить в нем главную мысль, анализировать, делать выводы и т.д.). А про вопросы воспитания я вообще молчу…

 

Читаю дальше. В названии первого параграфа вновь вопрос: «Замкнутый круг?»

Интересно, о каком замкнутом круге идет речь?..

Ольга Ивановна! – обращаюсь к завучу, которая находится в смежной комнате. – А чья это книга на подоконнике? Автор – Дьяченко, называется – «Сотрудничество в обучении»… Можно её взять до завтра почитать?..

 

Вечер этого дня (жаль, что не запомнил его точной даты!) стал важной вехой в моей жизни, когда мне многое стало открываться в педагогическом труде, и я стал понимать природу тех проблем, с которыми сталкивается практически каждый школьный учитель. Именно тогда я решил все-таки задержаться в школе и в следующем учебном году обязательно попробовать организовать работу своих учеников по-новому, так, как советует Учитель…

 

Здесь, наверное, можно было бы перейтинепосредственно к описанию идей В.К. Дьяченко и начать рассказ о его научно-педагогическихоткрытиях, но давайте не будем торопиться, сделаем это в следующей части этого очерка. А пока, чтобы лучше понять, что же представлял собой этот человек – Виталий Кузьмич Дьяченко – и что позволило ему за одну жизнь сделать в педагогической науке и практике то, что оказалось не под силу многим научно-исследовательским институтам, давайте прислушаемся к тому, что говорили о нем его ученики.

 

Бондаренко Людмила Васильевна, старший научный сотрудник Красноярского ИПК работников образования:

 

«Первый раз я встретилась с Виталием Кузьмичом Дьяченко осенью 1983 г., последний раз – осенью 2007 г.Рассказать хочется многое, но ещё немного времени прошло, чтобы можно было масштабно, издали увидеть и осмыслить и величину личности Учителя, и огромность его вклада в педагогическую науку, и те новые пути, которые он открыл для тех, кто желает совершенствовать образование.

 

Что было за 24 года?

 

Сначала работа под руководством Виталия Кузьмича на кафедре педагогики и психологии Красноярского государственного университета до 1987 г. – это семинары, командировки, планирование инновационной работы и обсуждение её результатов, написание статей.Затем совместная работа в Красноярском краевом Институте усовершенствования учителей – это выступления перед учителями, организация в школах занятий по новым методикам, поездка в Москву на Останкинское телевидение.

 

А в последние встречи – это помощь в освоении компьютера, беседы о педагогических мифах, разговоры о великодушии и самоотверженности многих и о мелочности и глупости немногих, это дискуссии о науке и о Боге… И о будущем. Необъяснимо притягательным и ярким воспоминанием на протяжении всех лет и самых разных событий остался его неизменно внимательный, тактичный, глубокий, иногда искрящийся юмором и всегда… думающий взгляд. Взгляд, направленный на мысль и душу собеседника.

 

Он прожил жизнь….

Жизнь Человека, созидавшего Историю!

Он прожил несколько жизней…

 

Он прожил жизньмужественного человека. Дело теоретического построения нового образования… требовало бесстрашия и смелости в историческом противостоянии с тем, что считалось незыблемым, как мир.

 

Он прожил жизнь терпеливого человека, который умел ждать нужного времени и нужного понимания, чтобы кропотливо, не отступая, не отказываясь от своих слов и своего дела, начинать переход на новый способ обучения. Он прожил жизнь высокообразованного человека. Он не довольствовался случайными, неточными, непроверенными сведениями. Он всегда добирался до первоисточников идей и до истоков смысла. Он помнил названия статей и книг, даты событий, фамилии и имена тех, с кем работал даже недолгое время. Он помнил всех и когда ему было 60 лет, и когда ему было 70, и когда ему было 80.

 

Он прожил жизньгуманного и интеллигентногочеловека. Он не поклонялся званиям, почестям, авторитетам, должностям. Он поклонялся истине. Он служил науке и людям.

Он прожил несколько счастливых жизней…

Нас очень много, тех, кто помнит с уважением и восхищением об Учителе, о Виталии Кузьмиче Дьяченко.

 

В первые годы моего общения с ним у меня иногда мелькал вопрос – а не фанатик ли у нас Виталий Кузьмич? Ответ однозначный – нет. Сущность этой черты его характера в другом. Мне думается, это колоссальная концентрированность, цельность человека, сосредоточенного на решении вопроса,ответа на который ни у кого нет. И чтобы получить ответ на вопрос, решить эту эпохальную задачу, нужна была такая незнакомая простому человеку невероятная сосредоточенность. Чем отличается фанатик от сосредоточенного, цельного человека? По моему мнению, тем, что фанатик не реагирует на чужое мнение, не замечает его, не слышит, не принимает. Для Виталия Кузьмича это не было характерно. Он слышал, он внимал. Но… Если собеседник высказывал суждение легковесное, бездоказательное, или мнение, основанное не на аргументах, а на эмоциональном напоре, то этого Виталий Кузьмич не принимал. Однако он был открыт к новому, открыт к мнению людей, готовых вести доказательный, серьезный, вдумчивый диалог. Приведу два мимолетных подтверждения этому.

 

Однажды к Дьяченко обратился Михаил Петрович Щетинин, чрезвычайно уважаемый мною, известный педагог-практик. Он просил разрешения использовать в своей авторской школе методики работы в парах сменного состава, описанные Виталием Кузьмичом в своих статьях.На что Дьяченко ответил: «Конечно. Я для того и искал их, чтобы ими пользовались все». В свою очередь, Виталий Кузьмич с интересом и вниманием относился к тому, что делал Щетинин, и сам взял на вооружение идеюпогружения, активно внедряемую Михаилом Петровичем Щетининым в своей школе. Дьяченко был открыт для обмена опытом, знаниями, идеями.

 

Второй маленький эпизод. В 2007 году, когда я позвонила Виталию Кузьмичу, чтобы поздравить с праздником, он попросил приехать к нему. Приезжаю и узнаю, что институт повышения квалификации предоставил в личное пользование Виталию Кузьмичу компьютер. Виталий Кузьмич, которому уже более 80 лет, просит помочь его освоить. Мол, 18 монографий напечатаны на механической печатной машинке, а вот следующую намерен сам на компьютере набрать. Я показала, как включать и выключать, как открывать и сохранять файлы и т.д. Он своей рукой записал в тетрадь всю последовательность действий. <…> Я была поражена, насколько четко и внимательно он работал, достаточно быстро освоил. Через некоторое время Виталий Кузьмич позвонил и сказал: «Людмила Васильевна, я уже набрал статью».

 

Вот такие качества Виталия Кузьмича Дьяченко, которые, с одной стороны, отражают его колоссальную сосредоточенность, с другой, открытость к миру, готовность к освоению нового.

 

Есть ещё одно качество, о котором мне хотелось бы сказать. В преклонном возрасте он бегал на многокилометровые дистанции, не пил, не курил. Никогда не позволял себе выйти к учителям, к аудитории в каком-то расслабленном, не собранном виде. Энергетика духа. За двадцать пять лет моего общения с Виталием Кузьмичом я ни разу не видела у него потухшего, рассеянного или отсутствующего взгляда. Он всегда ненавязчиво, но очень внимательно и пристально смотрел на собеседника, на слушателей в зале, с которыми он работал. И было ещё одно ощущение, может быть несколько мистическое. Мне временами казалось, что во время разговора, он, вроде, смотрит на меня, но смотрит часто куда-то в будущее, за меня.

 

Мне кажется, такая концентрированность сил, такая энергетика не уходит из бытия бесследно. Душа, набравшая могучий потенциал за время жизни, остается. Она – в будущем» [1].

 

 

Краноярск. 1997.

Со слушателями курсов по КСО. 1987 год. Первый ряд: Васильева Е.Н., Дьяченко В.К.,

Васильев Ю.Е., Мкртчян М.А. г.Краноярск


 

Куриленко Тамара Ивановна, Мачикина Любовь Николаевна, Ланкина Эмилия Георгиевна, учителя средней школы № 21 г. Красноярска:

 

«Годы работы рядом с Виталием Кузьмичом показали, какой он нестандартный человек. До глубины души он любил своё «детище» – коллективный способ обучения, был предан ему до последней минуты жизни и даже на предсмертном одре говорил о задуманной конференции и очередном семинаре.

 

Поражала его феноменальная память, обширные многоотраслевые знания, постоянное стремление к самосовершенствованию. Он всегда прислушивался к мнению других, но при этом был принципиальным, веско аргументировал свою позицию. Виталий Кузьмич обладал особым даром – умел убеждать оппонентов, свято веря в правоту дела. Решительно всё он доводил до конца, «докапывался» до зерна истины, никогда не отступал перед трудностями, находил решения в любой ситуации.<…>

 

Воспитанный, чуткий, умный, всегда приветливый, начитанный, человек с широким диапазоном знаний. С ним обо всём можно было запросто поговорить. Изумительный собеседник. Благоразумие и уважение любой личности были его жизненным кредо. Такт и воспитанность он впитал с детских лет. Все в нём было уместно, в меру, никаких излишеств, сама скромность и деликатность. Виталий Кузьмич боялся кому-либо причинить неудобства, смущался, много раз извинялся. Всегда аккуратный, подтянутый, собранный, вежливый. Умел говорить дамам комплименты.<…>

 

Научные труды Дьяченко Виталия Кузьмича останутся для нас руководством к педагогической деятельности. Он был и останется великим дидактом, внесшим огромный вклад во внедрение в школьную практику коллективных учебных занятий. Этот человек достойный нашего восхищения: друг, помощник, Учитель с большой буквы» [2].

 

Мкртчян Манук Ашотович, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук (Республика Армения):

 

«Познакомился я с Виталием Кузьмичом Дьяченко в феврале 1984 года. История уже известна. Виталий Кузьмич был приглашён в Красноярск и был назначен ректором госуниверситета В.С. Соколовым заведующим кафедрой педагогики и психологии для осуществления перехода университетского образования на новый способ обучения. Я должен был вести семинарские занятия по высшей математике как раз в той группе, которая выделена была в качестве первоначальной опытно-исследовательской площадки по осуществлению нового способа обучения. Мы с Виталием Кузьмичом оба жили на третьем этаже университетского общежития и встречались практически каждый день.

 

Период с февраля по июль 1984 года для меня был сверхинтенсивной порой вхождения в область инновационной педагогики. За это время, благодаря каждодневным вечерним беседам с В.К. Дьяченко, мне удалось понять основы его теоретических разработок, освоить методику Ривина, создать методику взаимопередачи тем, организовать коллективные занятия по предмету высшей математики в опытно-исследовательской группе. Я регулярно выступал перед преподавателями университета и других вузов, вёл дебаты с педагогами, разъяснял суть подхода Виталия Кузьмича и основы его дидактической концепции, оформил первую свою работу по педагогике и завоевал престижное право называться учеником и последователем В.К. Дьяченко.

 

Виталий Кузьмич не только знал историю советской педагогической жизни, но и в определённом смысле был соавтором этой истории. Мне очень нравились его рассказы и воспоминания о его прошлой деятельности. Как-то он мне говорил, что он девятижды герой Советского Союза. Я сильно удивился этому, и он мне объяснил: «Девять раз меня по приказу руководства увольняли с работы, упрекая в разных немыслимых грехах. Потом восстанавливали, ссылаясь на мои неоценимые заслуги перед родиной в деле развития теории и практики советской педагогики. Вот я и думаю, что за эти заслуги могли бы и дать звание героя, но так как я был безработным, то в качестве большого подарка восстанавливали меня на работе». И долго смеялся над своей шуткой.<…>

 

Многочисленные факты последних двух десятилетий, а именно: выпуск специализированного журнала «Коллективный способ обучения», появление многочисленных книг и статей, создание региональных инновационных комплексов по становлению коллективного способа обучения (КСО), ежегодные сборы К.С.Ошников, появление специализированных научно-методических лабораторий и кабинетов по вопросам КСО, регулярное проведение разнообразных научно-практических конференций, повсеместное появление педагогических площадок и, конечно же, многочисленность носителей идей коллективного обучения свидетельствуют о действенности и перспективности педагогических взглядов великогодидакта» [3].

 

Серёменко Надежда Порфирьевна, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (Павлодарский ИПК педагогических кадров Республики Казахстан):

 

«С Виталием Кузьмичом я впервые встретилась в марте 1993 года в стенах Красноярского ИПК. Первое впечатление: человек с юношеской энергией в сочетании с жизненной мудростью – это ли не признак гения? Первое, чисто интуитивное впечатление, и это подтверждалось всегда при последующих встречах, – он выглядел моложе, чем был на самом деле. Это правда: тот, кто много работает, ищет, думает, общается с молодыми, сам молодеет даже внешне, а уж внутренне – несомненно. А работал он, действительно, много и самоотверженно, результат титанической работы – новая дидактика, большое количество книг и публикаций.

 

На жизненном пути у каждого человека обязательно должен встретиться Проводник и Наставник, Хранитель мудрости и Учитель. Будем называть Виталия Кузьмича так, ибо это имя в полной мере соединяет в себе его личные качества наставника. Своим скромным примером, широтой своих взглядов и эрудицией он демонстрировал достижения, впечатляющие и вызывающие стремление к подражанию. Учитель всегда был, есть и будет центральной фигурой любого общества, ибо без учителя прервалась бы связь времён. Быть Учителем – значит, осуществлять миссию. Учитель – призвание, позиция в мире. Учитель несёт людям свет Истины, Добра и Красоты.

 

Виталий Кузьмич обладал удивительным обаянием, которое притягивало к нему людей. Конечно, в основе этой притягательности лежала его широчайшая эрудиция. Он прекрасно разбирался не только в педагогике, которой занимался увлечённо и самозабвенно, но и мог компетентно говорить о литературе, искусстве, много читал. Его квартира была огромной библиотекой, в которой я была только однажды, когда он предложил мне приехать на всё лето, чтобы написать диссертацию: «Вам будет трудно защититься, потому что с таким руководителем, как я, хлопот в науке не оберётесь. Но зато это будет настоящая научная работа». Сколько раз я жалела, что не откликнулась на его предложение!

 

Вместо научных дискуссий у нас состоялось общение со Старшим Другом, просто человеком, с которым хорошо общаться на самые разные темы. Это общение с мудрым человеком, обладающим к тому же чувством юмора, важно иногда для нас больше, чем все дефиниции мира вместе взятые. Хотя несколько раз после конференций он просил сесть рядом и начинался подробный разбор выступления: оценка – только заслуженная, анализ – критический, а критика – всегда конструктивная, дающая основу для дальнейших размышлений и действий. И никак иначе. В противном случае от позиции Учителя не останется и следа. Он и в самом деле представлял собой новый тип личности, был тем редким человеком, который не только вызывал другого на действительный и полный диалог, сопровождаемый совершенной открытостью, но и косвенно, благодаря своим книгам, написанным в форме диалога, двигал других людей к развитию и углублению взаимопонимания между ними. И обращался не с повествованием или рассказом-утопией, пробуждающими боль о неосуществимой мечте, а с личным призывом и раскрытым для общения сердцем. Освещая путь собственным отзывчивым примером…

 

Этой его пронзительной, «прямо в душу бьющей» правдой об образовании, отмечены все его книги.

 

От самой молодости и почти через всю нелёгкую жизнь ему сопутствовала, тем не менее, удивительно счастливая судьба. Нечасто так случается в жизни, чтобы однажды выбранный в молодости путь с таким неизменным постоянством служил всю жизнь. Он прожил чуть больше восьмидесяти лет, в течение которых им, быть может, более чем кем-либо другим, так много было сделано для развития образования. Глубоко научные знания и в то же время общечеловеческие взгляды на образование встают со страниц его многочисленных книг, посвящённых самому значительному аспекту действительности – педагогическому.

 

Хотя он, без сомнения, заслуживал более завидной судьбы! Может быть, и в этом я убеждена, теперь, после его ухода, будет немало попыток раскрыть его научный феномен, разгадать секрет его популярности среди педагогов.

 

Он часто вспоминал известную истину, что главным критерием достоинства любой педагогической книги является степень обязательности её появления в данное время. В этом замечательном пророчестве его завет нам, тем, кто волею судьбы пережил его, кому продолжать его дело, отстаивать в науке дорогие для него идеи истинности и справедливости.

 

Его многочисленные и благодарные ученики с честью пронесут через свою жизнь и передадут другим поколениям творческий дух и нравственные принципы этого талантливого и действительно великого Человека» [5].

 

(Продолжение следует)

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1.Бондаренко, Л.В.Выступление на мемориальном заседании на IV Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования» 25 января 2012 года //Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. Красноярский ИПК, 2013. № 13. С. 23-25. См. http://kco-kras.ru/index.php/djachenko/bondar/
 
 
2.Куриленко Т.И., Мачикина Л.Н,ЛанкинаЭ.Г.Идейный вдохновитель и учитель школы №21// Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2009. № 10.С. 14-16. См. http://kco-kras.ru/index.php/djachenko/school-21/
 
 
3. Мкртчян, М.А. «Девятижды герой Советского Союза» // Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2009. № 10. С. 8-10. См. http://kco-kras.ru/index.php/djachenko/mam/
 
 
4.Письмо Дьяченко В.К. – Рязанову В.А. от 26.03.1997 (из личной переписки). См. http://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2020/03/Письма-Дьяченко-ВК-Рязанову-ВА.pdf
 
 
5.Семёренко, Н.П. Феномен Учителя // Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2009. № 10.С. 3-5. См. http://kco-kras.ru/index.php/djachenko/seremenko/
 
 

 

6.Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб.работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с. См. http://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2012/03/dvk_sotrud_v_obuch-1991.zip

 
 
Фотоматериалы с сайта  КСО - http://kco-kras.ru/index.php/foto/diachenko/
 

 

06.05.2020 12:03АВТОР: Вячеслав Рязанов | ПРОСМОТРОВ: 259




КОММЕНТАРИИ (2)
  • Светлана08-05-2020 14:17:01

    Спасибо, Вячеслав, за такое интересное повествование о прекрасном и удивительном Человеке - Виталии Кузьмиче Дьяченко. К моему стыду, я о многих таких великих, но скромных и благородных людях совершенно не знала и не знаю. Также здесь, на Адаманте, ранее я прочитала о Борисе Николаевиче Макарове из Алма-Аты. Сколько таких высоко творческих и полезных для общества людей жили и живут сейчас на Земле. Сколько они делали и делают для всех нас! У них нет громких и престижных званий и наград. Но таким и не нужны эти почести, так как приходят они сюда не ради них, а чтобы просто служить обществу и делать мир лучше и прекрасней. Ждём продолжения.

  • Майя Мартолина09-05-2020 10:50:01

    Наука переменяет природу.
    Русская пословица

    Наука, ещё точнее, истинное Знание переменяет Человека. Его внутреннюю сущность. Природу Человека...
    Разумеется, если сеет "разумное, доброе, вечное..." истинный знаток своего дела, истинный Учитель.
    Думается, к такой категории людей принадлежит и Виталий Кузьмич Дьяченко, о котором с любовью поведал нам Вячеслав Рязанов в статье "Как организовать школьной обучение на принципах Агни Йоги?".

    Виталий Кузьмич Дьяченко -- Учитель с большой буквы... Но прежде всего, В.К. Дьяченко -- редкостный интеллигент, гражданин России, человек высокой культуры.
    Всё красивое всегда просто. Мудрость
    и простота, иначе скромность, украсили его чело...
    За всем этим прослеживается неустанная внутренняя работа над собой, над самоусовершенствованием...
    Прекрасно сознавать, что у Виталия Кузьмича Дьяченко есть и, вполне вероятно, появятся добрые последователи-энтузиасты нелёгкого учительского дела! А у их воспитанников, учеников -- Вера в Светлое будущее...

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История педагогики »