Международный Центр Рерихов выпустил книгу Учения Живой Этики «Беспредельность. Часть первая». Информационное письмо. II Международные научные чтения, посвященные Л.В. Шапошниковой. Космический язык. Часть 1. Хазрат Инайат Хан. Мистицизм звука. Хазрат Инайят Хан. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



К статье Л.А. Андросовой «Мои Учителя». Л.И. Борина


 

Н.К. Рерих. И несем свет. [И мы приносим свет]. 1922

Н.К. Рерих. И несем свет. [И мы приносим свет]. 1922*

 

 

Уважаемая Людмила Александровна, несколько раз перечитывала Вашу статью, посвященную Зинаиде Григорьевне Фосдик, – верному стражу, ближайшей из ближайших сотрудников Рерихов.

 

Спасибо за ценные архивные материалы – письма, фотографии, воспоминания о встречах, а также за подробное описание тех исторических событий, в которых Вы принимали непосредственное участие. «Рериховские чтения», передача Знамени Мира сибирякам, которая проходила в Доме ученых Новосибирского Академгородка, а также героическое, беспримерное по своей внутренней сути восхождение на горные вершины Белухи, названные вами, альпинистами-первопроходцами, именами Учителей. Проведение на академическом уровне первых в нашей стране всесоюзных конференций «Рериховские чтения» в те годы – это подвиг и «прорыв» сознания к новому мировоззрению. «Чтения» открыли путь к изучению многогранного творческого Наследия семьи Рерихов.

 

Эта огромная победа стала возможной благодаря нашим выдающимся учёным — первопроходцам и «могучей кучке» — той «команде», в которую входили известные рериховеды – Павел Федорович Беликов и Наталия Дмитриевна Спирина, а также такие энтузиасты, как Вы с Евгением Палладиевичем Маточкиным. Евгений Палладиевич так говорил о Наталии Дмитриевне: «Каждый шаг мы продумывали вместе с ней до мельчайших деталей и после этого я уверенно шёл к учёным, обращался в необходимые инстанции и у нас всё получалось, нам всё удавалось. Роль Наталии Дмитриевны в устроении «Рериховских чтений» в Новосибирске была главной – по тому вкладу души, который был сделан ею».[1] Помощь Павла Фёдоровича – просто неоценима. Наталия Дмитриевна называла его: «верным другом, мудрым советчиком, уникальным рериховедом, кому не было равных в нашей стране».[1] Сколько сил надо было приложить, чтобы соединить в одно целое очень непростые рабочие процессы.

 

Конечно, Ваша работа в Президиуме Сибирского отделения Академии наук СССР не была случайной. По сути, всё происходящее стало возможным благодаря Помощи, которая проявлялась в самых различных формах. Постепенно в Академгородке начал формироваться мощный монолит – сплав науки и эволюционных идей Н.К. Рериха. В этом большая роль вашей команды.

 

Также следует отметить несколько исторических событий, которые предшествовали «Рериховским Чтениям» и произошли практически одновременно. Это не было случайным.

 

В 1957 году из Индии в Россию возвратился старший сын Рерихов – Юрий Николаевич – всемирно известный учёный-востоковед. Значимость его миссии и совершённый им Подвиг сейчас известны.

 

В 1957 году вышло Постановление Правительства СССР о создании Сибирского отделения Академии наук. И почти в это же время в Харбин Борису Николаевичу Абрамову и ближайшей группе его учеников, в числе которых была Наталия Дмитриевна Спирина, шли прямые Указания Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих: «Ехать и ехать на Родину! Вы там нужны».[2; 3]

 

Борис Николаевич, а вслед за ним и Наталия Дмитриевна ( по сути, она оказалась самой ближайшей его ученицей – из всей группы в Россию уехала с ним только она) в 1959 году приехали в Новосибирск. Это общеизвестно, также как и «чудо» доставки Наталией Дмитриевной самого драгоценного и необходимого для России груза – книг Учения Живой Этики. Таможенники, которые изымали любую печатную продукцию, фотографии и сжигали всё прямо на месте, не «заметили» в багаже Наталии Дмитриевны книг Учения Живой Этики. Всё произошло так, как было Указано Б.Н. Абрамову перед отъездом: «Недопустимого Мы не допустим».[2; 3]

 

С переездом в Академгородок в 1962 году (Борис Николаевич в связи с жилищной проблемой уехал из Новосибирска и поселился в г. Веневе Тульской области) у неё начался новый этап жизни – служение просвещению народа. На благодатной сибирской земле пробился живой и чистый духовный родник и мы являемся свидетелями провидческих слов Н.К. Рериха о том, что духовное возрождение России начнется с Сибири.

 

«География» выступлений Наталии Дмитриевны очень обширна – Дом учёных (где совместно с Е.П. Маточкиным прошла первая литературно-музыкальная слайд-программа, посвящённая Н.К. Рериху), институты, университет, студенческие общежития, школы, медицинские учреждения, различные организации г. Новосибирска, а также выступления на радио, публикации в газетах и многое другое. Эта просветительная деятельность волной охватила самые широкие слои населения.

 

Таким образом, постепенно готовилась почва для восприятия, в том числе учёными СО АН, новых эволюционных гуманистических идей, заложенных в литературно-художественных, культурно-исторических и научно-философских трудах Рерихов.

 

Будущая миссия Наталии Дмитриевны была Предопределена ещё в 1951 году.[2; 3; 4] С Евгением Палладиевичем мы работали в течение многих лет, вместе проходили разные «перевалы» и «пропасти» и, благодаря Наталии Дмитриевне, всегда победно. Ваша память о нём нам близка и созвучна.

 

Не беспокойтесь, пожалуйста, о том, что может быть забыта деятельность Евгения Палладиевича и Ваша. Наталия Дмитриевна учила нас другому – ничего не умалять. Можно с уверенностью сказать о том, что всё лучшее у нас — это заслуга Наталии Дмитриевны, а всё худшее, в том числе и «забывчивость» — наши личные «достижения». Если были допущены некорректность и забывчивость в этом плане – надо всё проанализировать и не допускать в будущем. К счастью, всё это поправимо. Непоправимо только сознательное умаление и предательство Учителя, которое многолико. Умалчивание – это утончённая форма предательства.

 

Вы совершенно правы, что все события должны быть освещены только правдиво.

 

В свое время мы с Евгением Палладиевичем и другими сотрудниками говорили о том, что нужно воспроизвести (пока живы все участники) подлинную историю создания Сибирского Рериховского Общества и его деятельности, а также историю становления Рериховского движения. Это очень большая совместная работа, которая необходима не только нам, но и будущим поколениям. Летопись всех событий должна быть абсолютно правдивой и в ней ничто и никто не должны быть забыты: помощь Учителей, массовый энтузиазм народа, а также имена всех героев. Потребуются архивные материалы и воспоминания всех тех, кто стоял у истоков каждого исторического этапа, - хронологически, по годам. Непременно будут востребованы и Ваши архивы. Хорошо, если бы Ваша статья была оформлена отдельной книжечкой. Естественно, без абзаца Вашего предисловия, касающегося имени Наталии Дмитриевны. Образ её в Вашем воспоминании абсолютно не соответствует подлинной сути этого высокого Духа.

 

Да, великое счастье встретить духовного учителя на земле. И невосполнимое горе, что все они уже ушли в иной мир. Последней из них ушла Наталия Дмитриевна Спирина – наш духовный учитель, духовная мать. Так называл её и Евгений Палладиевич.

 

Очень жаль, искренне жаль, что Вы не почувствовали в этой хрупкой, скромной, утонченной женщине мощный духовный магнит, который все мы ощутили с первой встречи. Многие на расстоянии почувствовали внутреннее притяжение, только услышав её голос во время передачи «Светочи Мира» по Новосибирскому радио (ведущие – Н.Д. Спирина, Н.Е. Гребенникова и А.П. Юшков) и устремились разыскивать её и Сибирское Рериховское Общество.

 

Встреча с Высоким Духом всегда является «пробным камнем» — безошибочным критерием внутреннего созвучия с ним и распознавания его. Конечно, пути распознавания Истины индивидуальны. Некоторые чувствуют мгновенно, а кто-то начинает понимать постепенно. Человек – это всегда процесс.

 

В те годы, естественно, всё, что касалось предназначения Наталии Дмитриевны, было сокрыто. Сама она бережно хранила всё сокровенное в своей книжечке и просила не говорить об этом при её жизни. Мы выполнили её волю, но теперь можем открыто сказать, что Наталия Дмитриевна – это духовное Звено.

 

В особый для неё 1951 год, по просьбе Елены Ивановны Рерих, Борис Николаевич Абрамов послал три фотографии своих учеников – Ольги Кулинич, Ольги Копецкой и Наталии Дмитриевны с приложением её стихов и Сообщений, которые она стала получать в этом году. Ответ был незамедлительным – Елена Ивановна подтвердила Высокий Источник стихов и Сообщений, передала также Слова Великого Учителя о Наталии Дмитриевне, дополнив своими словами (письмо к Б.Н. Абрамову от 23.01 1951).[2; 3; 4]

 

Спустя несколько лет, в письме к Б.Н. Абрамову (от 24.01.1954г.) Елена Ивановна Рерих указала на будущую духовную миссию Наталии Дмитриевны.[2; 3; 4] И Святослав Николаевич Рерих и Зинаида Григорьевна Фосдик знали об этом.

 

В течение многих лет Наталия Дмитриевна переписывалась с Зинаидой Григорьевной, но впервые встретилась с ней в 1974 году в Москве. [2] Она имела необыкновенно развитое чувствознание и могла с первого взгляда определить суть человека. И если она не допускала на особые встречи Ваших спутников, всегда приглашая при этом Вас, – причина этого другая, духовного плана. Значит, для Дела это было нецелесообразно.

 

За много лет до ухода Наталия Дмитриевна провидчески предупредила о многих событиях, которые произойдут в будущем, когда её не будет на земном плане. И в настоящее время мы являемся свидетелями того, о чем она нас предупреждала.

 

Создание Сибирского Рериховского Общества, Музеев Н.К. Рериха в Новосибирске и на Алтае, мощная волна Рериховского движения, которая возникла после её приезда в Сибирь, её «Слова» для «круглых столов», полученные из Высокого Источника, создание уникального журнала, полностью посвященного Рериховской тематике и многое-многое другое – всё это вехи духовного пути Наталии Дмитриевны. Когда в 1997 году в Новосибирске на фоне тяжелейшего финансового кризиса в стране началось небывалое строительство Музея Н.К. Рериха, Наталии Дмитриевне исполнилось 86 лет. Поразителен тот факт, что ещё в 1958 году она записала следующие слова Бориса Николаевича: «…За всем в мире – Иерархия, потому невозможное становится возможным… Нам в будущем немалое отведено место и труд… Будет музей и репродукции всех размеров…». На вопрос, о каком музее идет речь, она ответила, что это о Новосибирском музее.[5]

 

Надеемся, что в будущем будет издан труд о её «чудесной помощи», которую она оказывала многим людям, в том числе и нам, в плане физического здоровья и в плане разрешения проблем духовного порядка.

Знания, которые мы получили от Наталии Дмитриевны в кристальной чистоте и первооснове, есть та непреходящая ценность, то духовное богатство и опыт, для приобретения которого нам потребовалась бы не одна жизнь. Она трепетно относилась к духовным понятиям и Великим Обликам, считала недопустимым легкомысленное отношение к Святыням, говорила о необходимости защиты Высоких имен от поношения и умаления.

 

Наталия Дмитриевна бережно пронесла преданность Основам и Борису Николаевичу Абрамову – своему духовному Наставнику – и говорила: «Земной учитель это связь с Высшим». Она учила отличать подлинных учителей от ложных, а также бороться со всевозможным искажением, «примесями», которые в настоящее время проникли во все сферы человеческой деятельности: науку, культуру, искусство, литературу, и, что самое опасное, затронули духовные понятия. Эти «примеси» незаметно уводят сознание людей на ложный путь. Они стали настолько изощренными, что без духовных критериев их бывает очень трудно выявить. Она говорила: «Настроиться надо на утверждение чистоты Учения и его правильное понимание. Некоторые будут искажать. Мы беспокоимся о сознании людей – как обезвредить злоделателей».

Для Наталии Дмитриевны (и мы это знали) малозначимы были земные звания и награды. Она всегда говорила: «Мне важно, что скажет обо мне Учитель…».

 

Любовь и преданность Высшему, человечность, забота и сострадание к людям, простота и дружелюбие, «глаз добрый» были характерны для Наталии Дмитриевны. И это отблески тех качеств, которые в полной мере присущи всем Великим Учителям. Когда мы благодарили Наталию Дмитриевну за всевозможную Помощь во всех делах (которой мы были окружены постоянно), она всегда говорила: «Благодарите не меня, а Высшее». Помощь приходила благодаря этому чистому Проводнику и Предстателю, каким является она.

Вспомнилась картина Николая Константиновича Рериха «И Мы приносим свет».

Бесконечной чередой, из века в век, пока существует человечество, рождаются Подвижники и Герои. Их появление закономерно: в наиболее трудные периоды они приносят людям Свет истинного Знания, Источник которого Един.

Духовные учителя – это путеводные Звёзды, и среди них Наталия Дмитриевна – духовный Подвижник нашего времени. И не возвеличивание это, а справедливая дань признательности их жертвенному Великому Подвигу.

***

Мы не знаем, которое семя взойдёт,
И на почву какую зерно упадёт,
И когда эти всходы дадут урожай…
Но на эти труды целой жизни не жаль.
Примем подвиг забот – чтоб добро процвело,
Солнце нового дня над Землёю взошло.
                      (Сборник стихов Н.Д.Спириной «Капли»)

 

С наилучшими пожеланиями,
Л.И. Борина.

30.03.2015г.

 

Примечания:

 

1. «Путь Духа» - «Россазия», СибРО, Новосибирск, 2011, с.42; 44.
2. «Возвышенная миссия твоя» - «Россазия», СибРО, Новосибирск, 2006, с.58; 62-63; 91-93; 98-100.
3. «Подвижник» - «Деал», Новосибирск, 2008, с.138; 172-173.
4. «Письма Е.И.Рерих» - МЦР, Москва, 2009, IX, с.13, 46, 116, 366, 380.
5. «Искры Света» - СибРО, Новосибирск, 1958, вып. IV с.5.

 

 

*Пояснения к картине: «И Мы приносим Свет»

 

Сказано в «Гранях Агни Йоги», что полотна Николая Константиновича Рериха «представляют собою кристаллы сгущённого Света… Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущённым, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на неё смотрит.

 

Картина ― «И Мы приносим Свет». Прекрасен её символ. Во время вечерней церковной службы, в Великий страстной четверг перед Пасхой, читаются все 12 Евангелий о страданиях Христа. Люди слушают эти чтения с зажжёнными свечами, которые после службы не тушат, а несут домой и дома зажигают лампады от этого огня.

 

Елена Ивановна Рерих говорит, как «ценно в тяжкое время, среди этой тьмы, пронести свой светильник» и тем до какой-то степени рассеять окружающую тьму. Также и в «Мире Огненном» говорится о значении принесения Света: «Мрак совершенный не будет уже таким, даже при одной искре Света».

31.03.2015 15:58АВТОР: Л.И. Борина | ПРОСМОТРОВ: 1454




КОММЕНТАРИИ (6)
  • Наталия Жукова31-03-2015 18:19:01

    Любовь Ивановна, дорогая, спасибо за прекрасную статью, за память о самом Главном, за приведённые Вами Слова Наталии Дмитриевны.
    "Есть сокровища, - говорил Христос, - которые моль и ржа не истребляют". Это Сокровища чистого Духа.
    Всем сердцем поддерживаю Вашу идею о создании подробной Истории Рериховского Движения в Сибири и Истории Сибирского Рериховского Общества.
    Очень важно, чтобы ничто и никто не были забыты. Этому поможет уникальный архив Наталии Дмитриевны, который, вероятно, уже описан и подготовлен для научного изучения. А также воспоминания и личные архивы многих сотрудников, как в Новосибирске, так и в других городах.
    Что касается многогранной просветительской деятельности Наталии Дмитриевны - кое-что можно добавить. Помню, как в 80-е годы Наталию Дмитревну пригласили в город Минусинск супруги Сибиряковы - рассказать о Рерихе и показать слайды его картин в Минусинской художественной школе им.Н.К.Рериха, директором которой в те годы был В.Сибиряков. Мне посчастливилось сопровождать Наталию Дмитриевну и помогать ей во время выступления. Было прекрасное общение, большой духовный подъём, много фотографий тогда было сделано. Наверное, они сохранились в архиве Наталии Дмитриевны. Но публикаций на эту тему не было. Интересно - существует ли сейчас в Минусинске эта художественная школа имени Н.К.Рериха? И помнят ли там о Наталии Дмитриевне и её приезде?

  • Татьяна Бойкова02-04-2015 10:25:01

    Любовь Ивановна, спасибо Вам за написанную статью. Считаю, что уже давно пришла пора начинать писать историю РД. Кто-то пишет ее давно с того самого момента как вступил на путь Учения, ведя дневниковые записи, кто-то пытается написать по памяти. Но, как мы понимаем, человеческая память не совершенна. И все таки писать надо, особенно сейчас, пока еще есть кому поправить, если мы ошибемся. Все о чем Вы написали о Н.Д. Спириной - замечательно, но это всем давно известные моменты ее биографии, почти детально описанные в книгах и статьях ее сотрудников и последователей. Но есть и не совсем понятные моменты, вызывающие интерес.
    Судя по Вашим словам о "географии выступлений» Н.Д., Вы хотите сказать, что Наталия Дмитриевна выступала с беседами о Н.К. Рерихе и его творчестве во всех тех учреждениях о которых Вы упоминаете в статье, раньше чем были проведены первые РЧ. То есть, именно ее многочисленные выступления и подготовили почву к проведению РЧ. Я с огромной благодарностью вспоминаю то, советское время и никогда не стану его хулителем, как многие сейчас, но тем не менее, мне трудно представить, что в те времена, человек вернувшийся из-за границы, где проживал долгое время, мог вот так беспрепятственно читать лекции О Рерихе в местах, куда и в конце 90-х не так то просто было попасть с этой целью.
    И еще один момент мне показался несколько некорректным, что ли. Вы пишете: "Не беспокойтесь, пожалуйста, о том, что может быть забыта деятельность Евгения Палладиевича и Ваша".

    Уверена, что у Людмилы Александровны и мысли такой не было. Ее радостный восклик в комментарии о благодарности сибирским друзьям - так это же совсем другое. Ведь всегда приятно, когда о тебе кто-то помнит из знакомых и друзей ушедшей юности, и особенно когда ты давно живешь на «чужбине». А о Евгении Палладиевиче она тоже вряд ли могла волноваться, т.к. это был настолько талантливый и многогранный человек и столько сумел нам оставить, за свою не слишком долгую жизнь, что забыть его уже просто невозможно. Но Вы, дорогая Любовь Ивановна, почему-то не обратили внимания на то, что сам Е.П. Маточкин, уже после получения от Л.А. черновика статьи "Мои Учителя", все-таки просил ее написать именно о проведении РЧ. Это говорит о том, что его что-то беспокоило, а беспокоило его неверное преподнесение информации в СибРО о РЧ. И это отчетливо видно из тех строк его письма, что приведены в статье Людмилы Александровны.

    История РД крайне необходима, но писать её должнО прежде всего правдиво, без умалений, но и без всяческих прикрас и возвеличиваний отдельных обликов. Помнится, когда выпустили Дневниковые записи З.Г. Фосдик, записавшей многое неизвестное о встречах с Рерихами, сколько было возмущения... А все потому, что она показала Рерихов в этих записях, прекрасными, высоко-духовными, но обычными людьми, и сняла часть позолоты, к тому времени уже прилично "облепившей" их облики.

    Совершенно понятно, когда ученику хочется сказать о своем земном Учителе как можно больше замечательного, и Н.Д. Спирина, как никто достойна этого. Но давайте не будем золотить для себя образы Учителей и порицать тех, кто пишет конкретно о чем-то, по нашему мнению, не уделяя должного, особого почитания нашему Учителю.

  • Наталия Жукова02-04-2015 15:03:01

    Татьяна Николаевна писала:
    "...Вы хотите сказать, что Наталия Дмитриевна выступала с беседами о Н.К.Рерихе и его творчестве во всех тех учреждениях, о которых Вы упоминаете в статье, раньше, чем были проведены первые РЧ. То есть, именно её многочисленные выступления и подготовили почву к проведению РЧ".

    Да, Татьяна Николаевна, именно так! Широкая просветительная деятельность Наталии Дмитриевны предшествовала проведению Рериховских Чтений. Но прежде в наш город пришли картины Рериха.

    Знаю по рассказам Наталии Дмитриевны (я встретилась с ней только в 1982 году), - начиная с 1960-го года, после открытия в Новосибирской картинной галерее экспозиции из 60 картин Н.К.Рериха возникла необходимость рассказывать о Рерихе, как о художнике, так как никто ничего не знал. Тогда в Новосибирске только у Наталии Дмитриевны были труды Н.К.Рериха и книги о нём. (Борис Николаевич Абрамов в 1961 году переехал в Венёв).
    Наталия Дмитриевна щедро делилась книгами и другими материалами своего архива с теми, кто интересовался Рерихом или вёл просветительную работу. Например, с Верой Яковлевной Кашкалда - искусствоведом, научным сотрудником Новосибирской картинной галереи, которая водила экскурсии в залах Рериха. Павел Фёдорович Беликов тоже много писал Вере Яковлевне, отвечая на её вопросы. (Письма П.Ф.Беликова к В.Я.Кашкалда находятся в архиве СибРО и ещё не публиковались).

    Но всплеск интереса к Н.К.Рериху возник в 1974 году, после торжественного празднования в Москве, на государственном уровне 100-летия со дня рождения Н.К.Рериха. Тогда Святослав Николаевич Рерих приезжал в Москву из Индии. О Рерихе было много публикаций в прессе, стали издаваться его труды и книги о нём.
    К тому времени (может быть, ещё до знакомства с Е.П.Маточкиным? - это надо уточнять). Наталия Дмитриевна в Академгородке начала проводить беседы и слайдпрограммы о Рерихе. Они проходили как в узком кругу, в домах многих знакомых, так и публично - в Музыкальном салоне Дома учёных СО АН (Наталия Дмитриевна много лет была членом Правления Дома учёных и активно участвовала в работе Музыкального салона) и других оргнизациях.

    Как вспоминал Анатолий Абрамович Шпунт (кандидат физ.-мат.наук, эколог, писатель, общественный деятель), знавший Наталию Дмитриевну с начала 70-х годов:
    "В Академгородке Наталия Дмитриевна проводила общекультурную общественную работу, в частности, организовывала и вела слайдпрограммы по художественному творчеству Н.К. и С.Н.Рерихов. Привлекла к этому талантливого исполнителя-декламатора, хотя и не профессионала, Леонида Шкутина и диктора Новосибирского телевидения обаятельную Софью Таборовскую. Это были прекрасные встречи. Душа, знания, режиссура и литературный талант Н.Д., красота светоносных картин в сочетании с музыкой и двумя красивыми голосами – женским и мужским – завораживали и облагораживали участников встреч. Н.Д. получила известность как знаток творчества Рерихов".

    В 1974 году, в Новосибирском Академгородке состоялась большая выставка картин Н.К.Рериха. Вероятно, в то время Наталия Дмитриевна ближе познакомилась с Евгением Палладиевичем Маточкиным (ещё студентом физ.фака Новосибирского Университета) и впервые встретилась с Андреем Петровичем Юшковым. Точные даты этих встреч сотрудники СибРО могут подсказать, уточнив их по данным архива Наталии Дмитриевны

    Как вспоминал Анатолий Абрамович: "В 1974 году в Академгородок была привезена большая выставка картин Н.К.Рериха. Она была развёрнута в спортивном зале университетского спорткомплекса. Лучшей пространственной организации экспозиции придумать невозможно. Посетители попадали в поле чудотворных полотен, сиявших со всех стен. Звучала торжественная музыка Бриттена и другая, подобранная Наталией Дмитревной. Организацию этой выставки тоже можно занести в список духовно-культурной деятельности Наталии Дмитриены. Она сама проводила на Выставке экскурсии, много экскурсий…"

    Первая Выставка Рериха в Академгородке была в 1974 году, а Первые Рериховские Чтения в Новосибирске состоялись в 1976 году.
    http://agniyogaineverydaylife. bestforums.org/viewtopic.php?f =245&t=752

    Анатолий Абрамович Шпунт вспоминал: "В 1976 году был свидетелем того, как Наталия Дмитриевна инициировала и подготавливала Рериховские Чтения, которые были первыми не только в Сибири, но и в стране. К ней забегал Евгений Палладиевич Маточкин, бывший её представителем на переговорах о намеченных Чтениях с Виталием Епифановичем Ларичевым и академиком А.П.Окладниковым, с директрисой Новосибирской картинной галереи Марией Александровной Качальской, очень дружелюбной и расположенной к проведению Чтений и к Наталии Дмитриевне. (...) Женя играл важную, абсолютно необходимую, дополняющую Наталию Дмитриевну, роль в подготовке этих и последующих Чтений в Новосибирске. Но их основой была, конечно, Наталия Дмитриевна".







  • Людмила Осинцева02-04-2015 16:11:01

    Елена Ивановна РЕРИХ о Наталии Дмитриевне Спириной.
    (Выдержки из Писем Е.И. Рерих к Б.Н. Абрамову в Харбин).

    23.01.1951.
    Также и Наталия Дмитриевна не должна слишком тревожиться за свои недомогания. (…)
    Но она не должна оявляться на трудной физической работе, не должна подымать тяжести, ибо ей нужно сосредоточиться на писательстве. Она может прекрасно писать под диктовку В.Вл. и напишет прекрасные статьи и полезные книжечки. Но не должна сомневаться, а просто писать свободно, вслушиваясь в мысли и слова ей посылаемые – так было сказано. Так приветствую от всего сердца новую сотрудницу и радуюсь возможности для неё уявиться на такой прекрасной и такой нужной сейчас работе.

  • Алексей Анненко03-04-2015 14:05:01

    В те годы в Новосибирске прошли две выставки Н. К. - в 1973 и в 1975. См. в моей статье "Жемчуг исканий" в интерьере времени" http://grani.agni-age.net/articles7/3243.htm:
    "В книге «Рерих и Сибирь» Евгений Маточкин пишет в летописи «Посвящается семье Рерихов»: «4 июля – 20 августа 1973 г. в Доме учёных Новосибирского Академгородка была открыта выставка произведений Н.К.Рериха. Организатор её – Э.В.Паршина, стараниями которой были привезены картины Рериха из частных собраний И.М.Богдановой, В.Терешковой, В.Севастьянова и из семи государственных музейных коллекций Риги, Ашхабада, Третьяковской галереи, Театрального музея им. Бахрушина, музея МХАТа, Русского музея, Эрмитажа. Всего на выставке было представлено свыше 150 работ. Среди них – картины «Стрелы неба – копья земли» (Ашхабад), а также «Гэсэр-хан», «Держательница мира» - любимые полотна Юрия Николаевича из его мемориальной квартиры. Здесь же было несколько портретов Николая Константиновича кисти Святослава Николаевича».
    Это теперь, даже по короткому сообщению, легко представить уникальность выставки. Но невероятно в полной мере оценить труд организатора, которому удалось совершить, казалось бы, невозможное. Ведь до официального празднования 100-летия Н.К.Рериха оставалось ещё более года. Впервые в Советском Союзе после выставок, организованных Юрием Николаевичем Рерихом, творчество великого художника, было представлено с такой полнотой.
    «Большой зал, в котором выставка проходила, горел и сиял сверкающими красками невиданной красоты, - вспоминала впоследствии Наталия Дмитриевна Спирина. – Надо было рассказывать о художниках, о которых тогда почти ничего не знали. Писали о них в газетах и журналах мало и с большой оглядкой. Во время экскурсий по выставке выяснилось, что о Николае Рерихе у зрителей не было почти никаких сведений, ни о его картинах и их содержании, ни о нём самом и других сферах его деятельности…» На этой выставке впервые публично проявились знания Наталии Дмитриевны Спириной, тогда скромной преподавательницы музыки. Общественность Академгородка – интеллектуальная элита советского времени – впервые внимала той, кому предстояло открыть Рериховское наследие для многих ищущих духовного пути.
    Второго августа 1973 года состоялся вечер, на котором была впервые представлена композиция «Образы Рериха» (Н.Д.Спирина – ведущая, Л.И.Шкутин – чтец, Е.П.Маточкин – музыкальное сопровождение на фортепиано). По мнению Наталии Дмитриевны, на этой выставке 1973 года началось «то рериховское движение, то приобщение к многогранному творчеству великого мастера и мыслителя, которое впоследствии вылилось в создание Сибирского Рериховского Общества» (Н.Д.Спирина. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007, с. 413).

    Вторая выставка проходила в спортивном зале НГУ летом 1975 года. На нее приезжали П. Ф. и Г. В. Беликовы.

    Осенью того же года в Новосибирской картинной галерее прошла выставка С. Н. Рериха.

  • Наталия Жукова03-04-2015 21:42:01

    Огромное спасибо, Алексей Николаевич, что поправили и уточнили даты выставок.
    Не случайно Новосибирский Академгородок называют уникальным местом... Как вспоминают многие, в те годы это был "оазис духовной свободы".
    Значит, Первым Всесоюзным Рериховским Чтениям 1976 года в Новосибирске предшествовали три большие выставки картин Рерихов - Н.К. и С.Н.(ДУ СО АН СССР,1973), Н.К.(НГУ,1975) в Академгородке, С.Н.(НКГ,1975) в городе и широкая просветительная деятельность Наталии Дмитриевны Спириной (совместно с Е.П.Маточкиным, Л.И.Шкутиным и др.).

    Рериховское Движение в Сибири началось 42 года назад, в 1973 году, в Новосибирском Академгородке, в Доме учёных Сибирского отделения Академии наук СССР, на выставке Н.К. и С.Н.Рерихов (4 июля-20 августа 1973 г.) с экскурсий и выступлений Наталии Дмитриевны Спириной - духовной ученицы Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К.Рериха.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Точка зрения »