В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Д. Энтин и дневники Е. Рерих — последствия самомнения и предательства. Н.И. Атаманенко, А.П. Устименко


 

Елена Ивановна Рерих за рабочим столом.

 

 

 

"Легкомыслие шепчет, что не нужно все
Сокровенное.
Самомнение подсказывает, что все должно
быть доступно, но человек, ослепленный
молнией, вопиет о нестерпимом Свете. Человек,
придавленный громадою мысли, жалуется на
невозможность вместить ее. Поистине,
Сокровенное есть соизмеримость, которая
дает возможность подниматься без шатания.
Тайною Мир держится. Нет предела
Беспредельности".
                                                           Аум, 148

 

 

В 2002 году издательство "Сфера" совместно с исполнительным директором Нью-Йоркского Музея имени Н.К.Рериха г. Даниилом Энтиным организовали и подготовили к печати сокровенные Дневники Елены Ивановны Рерих, авторские копии которых были переданы в свое время американским сотрудникам на хранение. Были изданы книги "Агни-Йога. Откровение" и "Агни-Йога. Высокий Путь" (2 тома), в которых произвольно скомпилированы записи за период с 1920 по 1935 годы. [1]

 

Накануне издания этих книг МЦР обращается в издательство «Сфера» с предупреждением о несвоевременном издании дневниковых записей Е.И. Рерих, выставление на всеобщее обозрение самого сокровенного из дневников Е.И.Рерих и о чрезвычайной ответственности издательства за последствия (прежде всего, негативные последствия в общественном сознании) публикации этой работы Е.И.Рерих.

 

Но издательство «Сфера» не прислушалось к предупреждению, и уже в феврале того же года полностью напечатало тираж этих книг и приступило к их реализации. И последствия возникли. И продолжают проявляться до сих пор …

Вот о некоторых негативных последствиях и наметившихся тенденциях в связи с незаконно изданными сокровенными записями Е.И.Рерих, о выработке ориентиров по дальнейшим действиям и пойдет речь в данной статье.

 

11.04.2002 г. Правление МЦР обратилось к Рериховским организациям с информацией о том, что «против издательства «Сфера» прокуратурой г. Москвы возбуждено уголовное дело по факту нарушения авторских прав МЦР на публикацию дневников Е.И.Рерих, переданных в 1990 г. ее сыном С.Н.Рерихом в архив МЦР»[2]. Таким образом, «Сфера» нарушила не только этические законы, но и, как следствие, законы юридические.

 

С возбуждением уголовного дела и последующими шагами правоохранительных структур ситуация обострилась. Именно с этого момента фокус полемики, а позже и событий, имеющих реальные последствия, перешел в Интернет-пространство. Книги с записями, изданные «Сферой», вызвали многочисленные протесты рериховской общественности[3] и ожесточенные дискуссии на Интернет-форумах, прежде всего на Интернет-форуме «Грани эпохи». События развивались дальше. Некто Игорь Резниковский разместил в Интернете сокровенные дневники-манускрипты Е.И.Рерих[4].

 

Некоторые из участников тех первых Интернет-дискуссий очень точно подметили провокационный характер публикации «Сферы», повлекшей за собой с неизбежностью и ожидаемую реакцию МЦР, и ожесточенные споры в Интернете, и ответный протестный поступок И.Резниковского, и другие непредсказуемые последствия, и осложнения. Одни спорили и возмущались, что мол «запрещать книги – это варварство», другие возражали – «а о воле основателей кто-нибудь подумал?»[5]

 

С этого момента предательство перешло из печатного пространства в виртуальное пространство Интернета, возможности которого подобны мегафону усиливающего слабый звук. Поступок И. Резниковского хорошо охарактеризовал Андрей Аруков (г. Санкт-Петербург): «Грань между утверждением справедливости и самоутверждением оказалась тонка. Господин Резниковский даже не заметил, как переступил ее, перепутав подвиг Прометея с поступком Герострата»[6].

 

Публикация Дневников Е.И.Рерих издательством "Сфера" произвела, на наш взгляд, самый серьезный и самый непримиримый раскол в Рериховском движении. Началось интенсивное выяснение истины на вопросы – действительно ли Нью-Йоркский музей являлся владельцем авторских прав на опубликованные дневники Е.И.Рерих, действительно ли имелись какие-то ограничения Е.И.Рерих на публикацию её записей?

 

Но если в интернет-дискуссиях активно принимало участие не так уж много людей, тем не менее, перед каждым участником Рериховского движения встал моральный выбор - покупать или нет скандально опубликованные «Сферой» дневниковые записи; использовать или нет их в своей публичной деятельности. Этическая сторона этого выбора состояла в следующем.

 

Дневники Е.И.Рерих были изданы пиратским способом, вопреки оставленным Еленой Ивановной, и отраженным в нескольких ее письмах указаниям хранителям дневников о сроках их публикации. Наверняка, эти сроки публикации, «не ранее ста лет после моего ухода», были указаны Еленой Ивановной не «для красного словца», как пытались представить дело некоторые активные сторонники обнародования Дневников - эти сроки должны были учитывать общее состояние сознания человечества, готовность или не готовность обычного человека к их восприятию. Вред от преждевременной публикации Дневников нам может быть не виден, об этом могут знать только Учителя Востока, в сотрудничестве с которыми эти Дневники были написаны. Ведь не просто так упоминаются сроки публикации в письмах Е.И.Рерих и в них же указывается — «Манускрипты переданы только на хранение», без права какого-либо использования!

 

Таким образом, каждый, купивший контрафактно изданные книги «Сферы» тем самым уже выразил ей свою моральную поддержку и стимулировал на повторное издание этих книг, и новые подобные издания сокровенных дневниковых записей. Используя в своих публичных обсуждениях и работах дневниковые записи Е.И.Рерих, тем более давая ссылки на их публикации в интернете, каждый такой человек вольно или невольно участвует в их распространении. Тем самым усиливая тот вред, который несет преждевременная публикация сокровенных дневников - по числу привлеченных таким образом к их прочтению людей.

 

Число любопытствующих, сделавших свой моральный выбор не в пользу охранения Сокровенного, несмотря на предостережения МЦР, оказалось велико. В первые несколько лет после издания этих книг руководители «Сферы», еще находясь под следствием, подпольными путями распродали первый тираж полностью. Уже к середине 2005 года в рассылаемом по электронной почте каталоге книг этого издательства появилось сообщение об ограниченности тиража, а позже эти книги появились в свободной продаже с новыми выходными данными.

 

Чем же можно объяснить такое безответственное поведение некоторых людей, на словах декларирующих свою приверженность идеям Рерихов? Возможно, они слишком подвержены любопытству, нездоровому интересу к тайнам, деталям и сокровенным обстоятельствам жизни Рерихов, т.е. к некой ИНФОРМАЦИИ, пищи для праздного ума, но не к учению Живой Этики, пищи для восхождения духа. И характерно, что информация эта такими «людьми ума» используется с полным отсутствием бережности.

 

Негативные последствия размещения дневников-манускриптов росли незаметно для соприкоснувшихся с ними, но еще не готовыми сознаниями. Характерный пример явил «энтузиаст-исследователь» Владимир Сова, в 2002 году опубликовавший некоторые тематические выдержки из дневников — «Неготовым сознаниям не смотреть!»[7], «Об ошибках Е.П.Блаватской» [8], «О записях»[9] и др. Уже в первом из этих сообщений, в его заголовке, явно звучит этакое «оккультное лихачество», бравада Совы - "Кто-то может и не готов. А вот я ничего не боюсь, я готов к восприятию (синтезу) любых противоречий и любой сокровенной информации". И чем все это закончилось? Через несколько лет в 2008 году тот же Владимир Сова повторил данный опыт, сделав из Дневников тенденциозную подборку и сопроводив ее комментариями, умалившими С.Н. Рериха. Лучше бы он это время потратил на работу над собой согласно советам книг Живой Этики, чем на поиск не существующих «жареных фактов» в сокровенных дневниках Е.И. Рерих и порождению мифов. По этому поводу много разъяснено в статье «По следам очередной клеветы на МЦР» (07.09.2008 г.)[10].

 

Дальше – больше. В 2009 году Сова уже начал искать «противоречия» в самих Дневниках, а также письмах Е.И. Рерих. Как, например, в теме с первоначальным циничным названием «Где правда?» По-видимому, автор подразумевал, что в некоторых местах Дневников Е.И. Рерих пишет неправду. Следующие свои темы Сова стал публиковать одновременно на всех доступных ему (тематических) Интернет-форумах, в том числе на форуме «чистых» (т.е. не признающих Учение Живой Этики) сторонников Теософии; и предметом его «исследований» стали «противоречия» между освещением в Дневниках и письмах Е.И. Рерих с одной стороны, и трудах Е.П. Блаватской с другой стороны, некоторых частных вопросов. В данной статье мы не будем касаться предмета этих «противоречий». Итог его «исследовательской» деятельности печален. В одном из своих сообщений он сам так сформулировал свои выводы: «Вы, наверное, вслед за многими другими верующими просто даже не допускаете мысли, что "их Учителя" (Учителя Е.И. Рерих. – примечание авторов статьи) и авторы "Писем Махатм" вдруг могут оказаться весьма слабо связаны. А проблема-то именно в этом». Последнее «исследование» Совы на форуме «Агни Йога, Теософия», в результате которого его отключили от участия в форуме на год, было уже «зачитыванием приговора» Рерихам, их Учителям и Учению – в глумливом тоне и грязными намеками на «темных одержателей» из Тонкого Мира.

 

Какой урок мы должны извлечь из этой истории?

Прежде всего, мы должны, наконец, понять и признать, что чтение Дневников опасно для неготового сознания. Для тех людей, которые еще не утвердились на Учении всем сердцем. Стоит такому человеку споткнуться на каком-нибудь противоречии (в своем сознании), как зародится маленький червь сомнения — и если нет сил с ним справиться, то он быстро вырастет во всепожирающего дракона. И чем интенсивнее "исследования" (без земного учителя) предмета своих сомнений — тем быстрее это превращение произойдет.

 

Нам могут возразить, что все равно каждый человек проходит свой последний отбор, и раньше или позже Сова на чем-нибудь споткнулся бы и отошел бы от Учения. Но это не так. Шанс пройти правильным путем до "точки невозврата" дается каждому из нас. Если сознание развивается постепенным и естественным путем — происходит его естественное расширение, мозаика знаний складывается в более расширенное понимание, и кажущиеся противоречия предыдущих этапов синтезируются в сознании в гармоничную картину мировоззрения. И на этом естественном пути развития человек мог встретить своего земного учителя (можно этот момент назвать "точкой невозврата"), который смог бы правильно (по сознанию) и доходчиво объяснить ему кажущиеся противоречия и "тонкие" сокровенные моменты, которыми Дневники изобилуют.

 

Проблема ведь, по большому счету даже не в Сове. Который до соприкосновения с Дневниками уже с десяток лет был знаком с Учением. Дело в тех только подходящих к Учению людях с еще неустоявшимся мировоззрением. И в самом начале их духовного пути они сталкиваются с широко рекламируемым в Интернете "пиршеством" от Сферы, или "с самым полным вариантом Учения Живой Этики" от издательства «Руссанта» ...

 

Другой пример несоизмеримого и не бережного использования Дневников можно отметить в материалах диссертации В.А.Росова (представившего Н.К.Рериха, вождя культуры, в образе политического авантюриста), и как следствие в развернувшейся вокруг них полемики. Для подтверждения каких-либо тезисов Росов и его последователи постоянно отсылали своих оппонентов к дневникам Е.И.Рерих – трактуя их при этом весьма своеобразно, подгоняя их смысл под свою заранее выстроенную схему. Очень хорошо эту особенность сознания В.Росова на многочисленных примерах подметила Ю.Будникова в брошюре «К вопросу о диссертации В.А.Росова …», сделавшая обобщающий вывод о диссертации: «Так и говорят параллельно все 400 страниц: Рерих о своем, Росов – о своем».[11]

 

И в этом заключается еще одна опасность преждевременной публикации дневниковых записей Е.И.Рерих. Нужно понимать, что Елена Ивановна писала не подробные путевые заметки с расчетом на будущих благодарных читателей. Она делала ежедневные краткие записи для себя, скрывающие «между строк» многоплановый глубокий смысл и в таком виде в полной мере понятные только для нее самой. Многое в них осталось не записанным и недосказанным. Из этих записей Елена Ивановна уже позже тщательно выбирала и формировала тексты Учения, понятного и предназначенного для всех, для широкого распространения. И она сопроводила опубликованные тексты Учения обширными пояснениями в своих письмах. Читая же сокровенные и не поясненные автором дневниковые записи, случайный человек воспринимает их в меру своего сознания и понимания. А точнее – своего непонимания, или своевольной трактовки.

 

Хочется понять - почему руководство издательства «Сфера», имевшее несколько предварительных бесед с представителями МЦР и получившее в январе 2002 предупредительное письмо, разъясняющее позицию МЦР, так и не остановила печатание тиража книг с записями из дневников Е.И.Рерих?

Несомненно, потому, что оно получило в те же дни сильную моральную поддержку в виде официального письма из Нью-Йоркского Музея имени Н.К.Рериха от г. Даниила Энтина: «… Являясь владельцем авторских прав на указанные материалы, мы подтверждаем разрешение, данное нами издательству «Сфера» на публикацию вышеуказанных материалов в России. Возможные претензии других организаций или лиц на авторские права на эти материалы законными не являются.»[12]

 

Одна маленькая ложь привела к таким печальным последствиям для и без того шаткого единства и цельности Рериховского движения! Но никаких «авторских прав на указанные материалы» у заокеанского покровителя издательства «Сфера» на поверку не оказалось.

 

Издательство «Сфера», с подачи г-на Энтина, просто воспользовалось относительной доступностью части дневниковых записей Е.И.Рерих, волею судеб после предательства Хоршей оказавшихся в библиотеке Амхерст-колледжа в Америке. Возможно, это был хорошо продуманный замысел Хоршей для дискредитации Рерихов: захватить Дневники, содержащие очень много сокровенных, непонятных постороннему человеку вещей, которые по его сознанию легко могут быть негативно перетолкованы, — и выставить их в свободный доступ, как приманку для любопытствующих горе-исследователей и горе-публикаторов. И здесь прослеживается самая прямая связь, прямые последствия того давнишнего предательства. Именно, Дневники Е.И.Рерих, украденные у Рерихов Хоршами, были переданы в Амхерст-колледж. Не попади эти Дневники, в результате предательства, к Хоршам не попали бы они и в Амхерст-колледж, и не стали бы доступны для публикации любым желающим. Любым, для кого безразлична воля С.Н.Рериха, передавшего оригиналы этих Дневников в МЦР, вместе с указаниями о сроках и порядке их публикации и работы с ними.

 

Несколько лет спустя Д.Энтин пообещал, что намерен выложить весь архивный материал Нью-Йоркского музея в Интернет. В настоящее время это обещание выполнено лишь частично, но намерение было заявлено недвусмысленно.

 

И в этом намерении вывести в Интернет весь архивный материал Энтин нашел себе помощника в лице скандально известного Андрея Люфта, в 2006 году создавшего специальный сайт[13] на котором размещены факсимильные копии дневников Е.И.Рерих за 1920-1944 г., снятые с оригиналов, хранящихся в Амхерст-колледже и Нью-Йоркском музее Рериха.

 

О том, что к появлению дневников-манускриптов на этом сайте имеет прямое отношение Нью-Йоркский музей сообщил А.Люфт: «Все тетради, которые опубликованы на сайте <…> стали доступны благодаря Америке. Первые 40 тетрадей (не считаю общих) до февраля 1935 г. взяты из русского архива Амхёрст-колледжа. Последующие 6 тетрадей предоставил Нью-Йоркский музей Рериха.»[14]

 

На интернет-форуме Люфта в разделе «Медиатека» создана специальная тема, систематизирующая издания дневников-манускриптов. Причем в некоторых случаях идет откровенная подмена смысла аудиозаписей. Так, например, 4 фрагмент аудиозаписей «Встреча С.Н.Рериха с общественностью в Москве» имеет следующее название – «Часть 4. Содержание - ответы на вопросы: о жизни Е.И.Рерих в Калимпонге, о дневниках-манускриптах Е.И.Рерих и их скорой публикации, о судьбе научного архива института «Урусвати».»[15] В другом месте на этом же форуме Люфт ссылаясь на этот фрагмент аудиозаписи пытается выдать его за подтверждение того, что «С.Н.Рерих хотел опубликовать дневники-манускрипты в ближайшем будущем, и не о каких сроках при этом не говорилось, а тем более речь не шла ни о каких столетиях»[16]. И тут же приводит фрагмент стенограммы из этой аудиозаписи:

 

«С.Н.Рерих:

— … Елена Ивановна оставила после себя замечательное наследство всех её писаний и книг. И много очень напечатано, всё время печатается, всё время выявляется. Но, кроме того, есть у меня большое количество текстов, манускриптов, которые ещё не опубликованы, которые показывают на замечательное богатство, работоспособность Елены Ивановны. Она посвящала всю свою жизнь, каждый момент своей жизни на творческую работу. Она не теряла ни минуты времени. Вот почему и осталось после неё такое, я бы сказал, гигантское наследство, которое будет, конечно, опубликовано, в конце концов. Вот, дорогие мои.

 

Р.Б.Рыбаков: — Это ответ вот на эту записку практически. Записка такая: «Святослав Николаевич, будут ли опубликованы неизданные рукописи Елены Ивановны, которые хранятся у Вас в Бангалоре?»

С.Н.Рерих: Вот, вот. Вот именно я и ответил на этот вопрос.»

 

Обратите внимание как слова Р.Б.Рыбакова об «неизданных рукописях Елены Ивановны» превратились в устах Люфта в слова о «дневниках-манускриптах Е.И.Рерих». Вместе с тем разница между дневниками-манускриптами и рукописями (манускриптами) работ, подготовленных к публикации (но еще неизданных) самой Е.И.Рерих - огромная. С.Н.Рерих вовсе не заявлял и не подтверждал о намерении опубликовать в скором порядке дневники-манускрипты Е.И.Рерих. Речь шла о публикации всех её «писаний и книг», которые специально готовились для публичного издания. А это подготовка огромный труд и в некоторых случаях расшифровка или систематизация материала могла быть выполнена только Еленой Ивановной лично. Кроме того, слова С.Н.Рериха «о времени» публикации этого наследия его Матушки – «будет … опубликовано, в конце концов» — никак не говорят о точных сроках публикации. И надо обладать больным воображением А. Люфта, чтобы сделать из этих общих слов вывод о публикации в «ближайшем будущем».

 

Хочется обратить внимание на еще одни безответственные слова Дэниела Энтина, которые вызвали новую волну последствий: «Хочу сказать, что вся буря вокруг записных книжек Е.И.Рерих будет совершенно незначимой в 2005 году, когда все, что было написано Е.И.Рерих, станет общественным достоянием, поскольку пройдет 50 лет после смерти автора, так же как все, что написано Николаем Рерихом, уже является общественным достоянием. Так что в 2005 году люди начнут публиковать вообще все из наследия Е.И.Рерих»[17].

 

Как сбылись эти слова Энтина? Издание продолжается, так как он придал этому процессу как бы новое «благословение» этими вышеприведенными словами. Мол, все, что было сокровенным для Рерихов, но могло быть временно ограничено для публичного издания законами об авторском праве, то с 2005 года оно станет общественным достоянием и можно «публиковать вообще все». И эту рекомендацию Энтина некоторые издательства уловили очень четко.

 

В 2006 году Музей Востока издал через издательство «Прологъ» том 3 под названием "Листы дневника Елены Рерих"[18], содержащей записи за 1927-1928 годы. И это, действительно, был пролог. В 2007 году «Прологъ» издал очередную книгу - «Записи Учения Живой Этики», Е.И.Рерих, том. 1, содержит записи за период 24.03.1920-12.11.1921 г.[19] В 2008 году – второй (содержат записи за 13.11.1921-19.07.1922 г.)[20] и третий том (записи за 24.01.1922 по 24.03.1923 г.)[21] той же книги. В ноябре 2009 года в открытой продаже имеется уже 7-й том «Пролога»!

 

Издательство «Руссанта» (в лице Андрея Люфта и Веры Голенищевой-Кутузовой) подхватило эту черную эстафету «Сферы», «Пролога». На настоящий момент им изданы и распространяются том записей Елены Рерих за 1920-1923[22].

 

Однако сегодня в 2009 году «буря вокруг записных книжек Е.И.Рерих» не стала «совершенно незначимой», как предположил Энтин. Ситуация обостряется. И если сейчас участники рериховского движения не дадут четкую оценку этим «горе-издателям», то завтра их число может увеличиться и негативные последствия будут снова и снова умножаться на каждом новом витке. Поэтому и мы не обойдем вниманием это издательство.

 

Эти новые самозванные издатели пошли еще дальше, чем их «наставники по предательству», исказив историческую правду и суть понятия «учение Живой Этики». Они проявили полное невежество, объявив в рекламном анонсе своих книг все публикуемые ими дневниковые записи Е.И.Рерих «учением «Живой Этики»!

 

Между тем, корпус книг, названных учением Живой Этики, сложился задолго до этих безответственных рекламных заявлений самозваных «первооткрывателей». Сложился усилиями самой Е.И. Рерих, в 20-х-30-х годах прошлого века проводившей под руководством Учителя кропотливую и очень трудоемкую работу по формированию текстов Учения и отбору того, что должно войти в предназначенные для публикации книги, а что должно остаться в дневниковых записях недоступным праздно любопытствующим.

 

И эта редакторская работа по формированию и дополнению текстов Учения, компоновки материала Дневников для новых рукописей —манускриптов на определенные темы, и т.п. – продолжалась всю ее жизнь. А это означает, что «сплошная» публикация дневниковых записей вообще не предполагалась – иначе зачем была эта кропотливая работа по отбору дополнений!? Е.И. Рерих с Учителем отобрали то, что сочли нужным включить в книги Учения. Но нашелся кто-то, считающий себя очень умным, и решил все без разбора свалить обратно в «общий котел» и предать гласности — для удовлетворения праздного любопытства "мотыльков", ищущих не Учения, которое нужно долго и трудолюбиво применять, чтобы как-то изменить свое сознание, но ищущих новой "эзотерической" информации, являющейся для определенного типа людей своеобразным наркотиком для ума.

 

В результате всех этих публикаций сокровенные дневники Е.И.Рерих стали доступны не только любопытствующим «друзьям-исследователям» Живой Этики, но и ярым врагам Рерихов и МЦР. Приведем некоторые примеры негативных последствий этих публикаций.

 

Предполагал ли Д.Попов о том, что книги изданные «Сферой» лягут в основу «анализа» приведенного ректором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института протоиерея Владимира Воробьева от 13.06.2003 г. в письме к Председателю Государственной Думы ФС РФ Г.Н. Селезневу [23]? И в результате последствий этого шага полотнище Знамени Мира долгие годы висевшее в фойе Государственной Думы РФ будет изъято? Вряд ли об этом подумал Д.Попов, вряд ли об этом подумал Д.Энтин инициировавший распространение дневников. Не случайно в книгах Живой Этики говорится, что легкомысленность граничит с предательством.

 

И еще один пример негативных последствий публикации Сокровенного — недавно вышедшая книга А.И. Андреева «Гималайское братство: Теософский миф и его творцы», в существенной своей части «опирающаяся» на легко доступные в Интернете физически, но недоступные для сознания автора своим смыслом дневниковые записи Е.И.Рерих. Книга эта уже вызвала новую волну кощунств и клеветы на Рерихов в интернете и в печатных СМИ. И примеры такие могут только множиться, если уже сейчас не обозначить твердые нравственные ориентиры для культурной общественности по этой проблеме.

 

Так чем же оправдывает свои действия Д. Энтин? Он, ссылаясь на устные слова С.Н.Рериха, сказанные в телефонном разговоре, пытается обосновать, что в настоящее время не должно быть никаких тайн, и рериховское наследие должно быть доступно всем. Буквально Д.Энтин написал об этом случае следующее: «Теперь относительно уместности, или этичности, публикаций материалов из дневниковых записей Е.И.Рерих. <…> как-то осенью 1992 года мы рассматривали этот самый вопрос - о публикации материалов из нашего архива. У Кэтрин не было определенной позиции в этом, и мы решили позвонить Святославу Николаевичу и спросить его мнения и совета. <…> Когда я задал Святославу Николаевичу наш вопрос, он ответил немедленно и очень чётко: «Больше не должно быть никакой секретности. Все материалы должны быть доступны!» Именно таким был его ответ, и для нас он стал руководством к действию.»[24]

 

Поясним, почему С.Н. Рерих, который хорошо знал ситуацию с дневниками, не мог проигнорировать предостережения своей матери, и одобрить какое-либо предложение о публикации ее сокровенных записей. /p>

 

В словах г-на Энтина обращает на себя внимание подмена в формулировке: «…как-то осенью 1992 года мы рассматривали этот самый вопрос — о публикации материалов из нашего архива». Но ведь опубликованные с подачи г-на Энтина дневниковые записи Е.И.Рерих не принадлежали архиву Нью-Йоркского Музея Н.Рериха – их оригиналы (с 1920 по 1935 год включительно) находились тогда, и находятся до сих пор, в Амхерст-колледже. Та сравнительно небольшая часть Дневников (с конца 1935 г. по 1944 г.), авторские копии которых Елена Ивановна посылала на хранение своей ученице Кэтрин Кэмпбелл, — тоже не входила в архив Нью-Йоркского Музея, но хранилась лично у Кэтрин дома (по свидетельствам того же г-на Энтина, широко растиражированным в Интернете). Святослав Николаевич прекрасно об этом знал. Таким образом, в том телефонном разговоре от 1992 года речь о публикации сокровенных Дневников Е.И.Рерих никак идти не могла.

 

В подтверждение того, что слова С.Н.Рериха неверно истолкованы можно привести свидетельство А.М.Миллера, члена Эстонского общества Рерихов: «12 ноября 1989 года в Москве мне посчастливилось встретиться с С.Н.Рерихом <…> На вопрос о будущем Учения в России С.Н.Рерих сказал: «Теперь оно пойдет широко». Эта фраза на русском языке означает совсем не то, о чем пишет Д.Энтин: «С.Н.Рерих... четко сказал: “...больше не должно быть никакой секретности». Более того, приняв во внимание, что позже С.Н.Рерих возмущался несвоевременным изданием «Надземного» и «Напутствия вождю», именно фраза о широте распространения Учения соответствует предпринятым С.Н.Рерихом действиям, но никак не фраза о снятии секретности. На вопрос об издании ранее не опубликованных работ С.Н.Рерих ответил, что все организации, которые будут издавать труды Рерихов на русском языке, должны согласовывать свои действия с доверенным лицом Л.В.Шапошниковой»[25].

 

С.Н.Рерих в своем письме-обращении к рериховским организациям от 26 апреля 1992 года недвусмысленно и решительно высказался по поводу преждевременной публикации наследия своих родителей: «…самовольная издательская деятельность вызывает у меня глубокую тревогу. Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, еще не пришло. Когда срок настанет, вам будет об этом сообщено»[26].

Многие до сих пор задают конкретный вопрос: «когда же можно ожидать доступ к сокровенным архивным записям Е.И.Рерих?»

 

Как бы предвидя появление такого очевидно-обывательского вопроса, Е.И.Рерих в своих письмах ответила так: «Вот и я не увижу плодов собранного мною опыта. Книги эти будут лежать в хранилище, и, вероятно, раньше столетия никто не будет иметь к ним доступа»[27].

«Огненный Опыт тоже будет запечатлен, и мне сказано собрать то, что останется с сотрудниками ближайшими. Остальное будет сохраняться в особом месте и, вероятно, будет доступно для ознакомления не раньше ста лет после моего ухода»[28].

 

На этот же вопрос П.Ф.Беликов, советский рериховед, близкий друг семьи Рерихов ответил так: «…Все дается по сознанию и ко времени. Свыше 150 тетрадей с дальнейшими записями Ж[ивой] Э[тики] оставила Е.И. Когда мир будет готов их принять? Это во многом будет зависеть от нас, от того, как мы подготовим новые поколения. Сейчас же не только “Надземн[ое]”, но и многое другое недоступно широкому сознанию.»[29]

 

Предатели уцепились за слово «вероятно» в письме Е.И.Рерих. Мол, Елена Ивановна сожалеет, что срок не может наступить раньше. Но если спорить о сроке сейчас уже бессмысленно (ибо черное дело сделано), то по форме публикаций этих записей можно твердо сказать, что она никак не предполагала их полную публикацию. Об этом говорят многочисленные ограничения самой Е.И. Рерих.

 

• «… я всегда наказывала, чтобы книги эти лежали в сохранном месте и никто не читал и не делал какие-либо выписки из них.»[30]
• «Передавая эти тетради-манускрипты на хранение, я всегда указывала и Вам, и черной, и белокурой, что никто не имеет права их читать или делать из них выписки. Потому всякое своевольное цитирование оттуда терминов и выдержек я рассматриваю как нарушение прав писателя и моего доверия.»[31]
• « Всякое сведение, не входящее в книги Учения, должно быть свято чтимо и хранимо в сердце и не должно делаться достоянием любопытствующих <...> Сколько зла причиняет непонятая истина в руках слабого духа или предательского сердца!” [32]
• «… об этом пишу Вам доверительно и прошу не говорить этого неподготовленным сознаниям.»[33]
• «Мое сердце разрывается от боли при мысли, что самое Сокровенное могут осквернить, злобно исказить и выставить на посмешище. Лишь немногие понимают сокровенность Великого Руководства.»[34]

 

Все эти примеры ограничений из писем Е.И. Рерих, явно показывают, что самовольная публикациях дневников нарушает ее волю.

 

Мог ли сын нарушить волю своей матери? Мог ли С.Н.Рерих дать противоположные ее воле указания в стиле «сейчас доступно все»? Ответ на эти вопросы будет простой. Это было бы несоизмеримо со всеми его остальными указаниями и действиями в отношении наследия.

 

Именно эта несоизмеримость в хранении сокровенного выявила предателей, о которых писала Л.В. Шапошникова в статье «Предатели».

О необходимых условиях доступности к сокровенному писала Е.И.Рерих в своих письмах: «Вы цитируете параграф из «Агни Йоги» – «все открыто, все доступно»[35]. Это сказано в приложении к Космосу. Конечно, весь Космос открыт для познавания. Но тайны Космоса открываются лишь в полном соответствии с сознанием и сердцем вопрошающего, также и в Учении. <..> Я никогда не упускаю ставить в письме «конфиденциально» на тех страницах, которые почему-либо вредно оповещать до времени.»[36]

 

И в другом письме Елена Ивановна кратко поясняет, какой может быть вред от преждевременного обнародования сокровенных знаний из ее Дневников:

«... сотрудничества с В. Вл. в космическом строительстве и созидании. Объяснить мое внутреннее состояние и участие в таком сотрудничестве никому не могу, да и ни к чему, сочтут за сумасшедшую и осудят, что повредит книгам Учения и многому другому...»[37]

 

Как говорил Будда – «каждый момент имеет свою необходимость». Или, как пишет Е.И.Рерих применительно к правильным срокам публикации книг Учения: «КНИГА, изданная в ее срок, приносит совершенно иные результаты»[38]. Если Книга издана раньше срока – необходимые возможности еще не подошли, и наибольший, ожидаемый от ее издания результат не будет получен. Если сроки упущены – упущено оптимальное сочетание возможностей. Опять получаются «совершенно иные результаты».

 

Процесс эволюции человеческого сознания не есть результат хаотического сочетания случайностей или произвола своекорыстных действий людей, но направляется Учителями, обладающими богатейшим духовным опытом и имеющими ясное видение скрытых от нас процессов и сроков. Согласуя свои действия с Космическими Законами и предвидя лучшие сочетания возможностей, – ту самую «необходимость момента» – Учителя через посредство готовых к пониманию чутких сознаний призывают нас не упускать ни в ту, ни в другую сторону эти лучшие сочетания возможностей. Гораздо в большей степени сказанное о сроках относится к вещам сокровенным, время обнародования которых еще не пришло.

 

Потому становится понятным прозвучавшее из МЦР предупреждение издательству «Сфера»: «Международный Центр Рерихов напоминает руководству издательства «Сфера» о всей серьезности сложившейся ситуации в связи с планируемой публикацией дневников Е.И. Рерих и о чрезвычайной ответственности издательства за последствия публикации этой работы Е.И. Рерих.» [39]

 

Елена Ивановна писала: «Сокровенное нужно оберечь. Много завистников, желающих погибели, много тайных врагов. Главное, чтобы раньше времени не пустить по ветру. Умение охранить сокровенное есть признак расширенного сознания.»[40]

 

Каждый имеет право выбора, но сумеем сохранить сокровенное и убережемся от предательства.

 

 

Ноябрь 2009 г.

 

 

Примечания

[2] Обращение Правления Международного Центра Рерихов к Рериховским организациям.

[3] http://www.roerichs.com/Protection_Sfera.htm.

[4] О незаконной публикации дневников Е.И. Рерих. Материалы сайта Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха.

[5] Сообщение от 09.12.2008 г. на форуме "Живая Этика(Агни Йога), Теософия". Дискуссиия "О публикации дневников Е.И. Рерих издательством "Руссанта".

[6] http://www.roerichs.com/Publications/Sfera/6/forum.htm.

[7] Сообщение от 17.4.2002 г. на форуме «Грани эпохи» начиналось с предупреждения «Неготовым сознаниям не смотреть!» .

[8] Сообщение от 23.4.2002 г. на форуме «Грани эпохи» .

[9] Сообщение от 24.4.2002 г. на форуме «Грани эпохи» .

[10] Александр Устименко, г. Москва. По следам очередной клеветы на МЦР. (Ответ на публикацию В.Совы «Культ нетерпимости») .

[11] Будникова Ю. К вопросу о диссертации В.А.Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию» - Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009. – стр. 6-7.

[12] Письмо Дэниэла Энтина - В. Пилишеку, Н. Попову, 31 января 2002.

[13] Так называемая «Библиотека «Урусвати».

[14] Сообщение от 23.12.2007г. в теме «Дневники-манускрипты Е.И.Рерих» на форуме «Интернет-общины».

[15] Сообщение от 16.6.2007 г. в теме «Архивные аудиозаписи голосов Рерихов» на форуме «Интернет-общины».

[16] Сообщение от 16.6.2007 г. в теме «Дневники-манускрипты Е.И.Рерих» на форуме «Интернет-общины».

[17] Текст свидетельских показаний директора Музея Рериха в Нью-Йорке Дэниела Энтина по делу о предполагаемом нарушении авторских прав Международного Центра Рерихов в Москве в связи с публикацией Издательством «Сфера» книг «Агни-Йога. Высокий Путь» и «Агни-Йога. Откровение». Москва. 27 сентября 2002 г.

[18] Елена Рерих. Листы дневника. Т. 3: 1927-1928. — М.: Прологъ; Государственный музей Востока, 2006. — 216 с.

[19] Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. Том 1, М.: МАГ, Прологь. 2007 - 240с.

[20] Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. Том 2, М.: Прологь. 2008 - 272с.

[21] Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. Том 3, М.: Прологь. 2008 - 312с.

[22] Елена Рерих. Листы дневника. Т. 1: 1920-1923. — М.: РУССАНТА; Государственный музей Востока, 2009. — 512 с.

[23] Обращение ректора Православного Свято-Тихоновского Богословского Института протоиерея Владимира Воробьева от 13.06.2003 г. к Председателю Государственной Думы ФС РФ Г.Н.Селезневу
http://stolica.narod.ru/obraz/toler/012.htm

[24] Письмо Дэниэла Энтина - В.Б.Моргачеву, 31 января 2002 г.

[25] А.М.Миллер. Письмо главному редактору издательство "Сфера",
http://www.roerich-council.com/Publications/Sfera/0/Sfera_Estonia2.htm

[26] Обращение С.Н.Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств, 26 апреля 1992 г.,
http://lib.roerich-museum.ru/node/17

[27] Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.3, стр. 019. // 23.II.48

[28] Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.3, стр. 439. // 20.VIII.54

[29] Письмо П.Ф.Беликова М.Ц.Пурге от 25.09.1977 г. // Непрерывное восхождение. М.: МЦР. 2003. Т.II. Ч.II. С.180

[30] Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.2, стр. 128. // 3.XII.37

[31] Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.2, стр. 127. // 3.XII.37

[32] Письмо Е.И.Рерих Э.Лихтман от 22 февраля 1932 г.

[33] Письма 1932-1955, стр. 149. // 18.06.36

[34] Е.И.Рерих. Письма. т. 4. 1936 г. (МЦР), стр. 279. // №102. г-ну Милликану. 31.07.1936

[35] Зов. Предисловие.

[36] Е.И.Рерих. Письма. т. 2. 1934 г. (МЦР), стр. 148. // №44. Л.А.Иогансон. 2.06.1934

[37] Е.И.Рерих. Письма. т. 8. 1948-1950 гг. (МЦР), стр. 431. //З.Г.Фосдик и Д.Фосдику. 26.10.1950

[38] Е.И.Рерих. Письма в Америку, т.3, стр. 326. // 24.XI.52

[39] Письмо Вице-президента МЦР В.Б.Моргачева к директору издательства «Сфера» Пилишеку С.В., главному редактору издательства «Сфера» Попову Д.Н., 24.01.2002

[40] Е.И.Рерих. Письма. т. 5. 1937 г. (МЦР), стр. 095. // №37. А.М.Асееву. 6.05.1937

 

03.03.2018 07:23АВТОР: Н.И. Атаманенко, А.П. Устименко | ПРОСМОТРОВ: 2222




КОММЕНТАРИИ (4)
  • Юрий03-03-2018 10:29:01

    Некоторые люди задаются вопросом - почему об этом не говорили раньше. А к статье Т.О.Книжник есть и такие комментарии: "наконец-то". На что хотелось бы сказать следующее. Странное дело - "наконец-то". Об этом было известно очень давно. Например, в книге "Актуальные проблемы сохранения и защиты наследия Рерихов в историческом контексте" (2002 г.). Жаль, что тираж всего 500 экз. К тому же, почему-то не весь реализован. Я считал и считаю эту книгу настольной. Если бы ей уделили, в своё время, внимание, многое могло быть не так, как это мы видим и испытываем сейчас.

  • Ксения03-03-2018 12:06:01

    Девять лет прошло со времени написания этой статьи авторами, но актуальность её сегодня возросла ещё в большей степени. Ни Попов, ни Люфт и иже с ними, не сделали правильных выводов и продолжают свою предательскую, разрушительную деятельность. При этом привлекают таких же безответственных, самомнительных личностей, ищущих "чего-нибудь новенького", не отягощённых ответственностью перед волей Владыки, Рерихов. О негативных последствиях они не думают, а м.б. и думают, но делают это с определённой целью. Получается всё одно плохо. Хоть и запоздалое спасибо авторам за подробную статью по этой актуальнейшей проблеме, ранее мне не приходилось её читать.

  • Руслан Коломиец04-03-2018 18:13:01

    За годы, прошедшие со времени написания этой статьи, можно сделать некоторые выводы из наблюдений.

    Люди, которые набросились на активное изучение Дневников, демонстрируют явные признаки нравственной и умственной деградации. Их эволюция остановилась.

    Люди, которые не освоили простейшие правила арифметики, не перечитавшие хотя бы с десяток раз "Живую Этику", не освоившие четыре Канона, не впитавшие простейшие азы этики, не прописавшие их до рисунка на мозгу, - взялись за высшую математику. Весьма странно смотрится младшеклассник, трактующий геометрии Римана и Лобачевского, в которых паралельные прямые - вопреки здравому смыслу, вот неожиданность! - могут пересекаться.

    Не победившие три худшие свойства свои в огненном устремлении, не услышавшие голос Незримого Учителя в силу своей глухоты, не преодолевшие свои врожденные животные свойства - пытаются складывать какие-то свои примитивные смыслы из знакомых буковок. Как бы они ни складывали буковки, смысл будет неправильным.

    Если Агни Йога имеет всепространственное, всечеловеческое, внекармическое, безличностное звучание - то с Дневниками все по-другому. В них и личностное, и кармическое, и читающий их громоздит на себя ненужный груз посторонней кармы, созвучит на ставшие известными посторонние вибрации чужих судеб, не предназначенные для слабых душ и умов.

    С распространением запретных Дневников мы все больше будем наблюдать умерших глупых осликов под тяжестью неподъемного груза на обочинах эволюционных дорог. Этим осликам зачем-то понадобился сокровенный Огненный Опыт.

    Разве призыва к всеобъятному совершенствованию - и себя, и окружающего мира, звучащему в Агни Йоге - кому-то недостаточно?

    «…В концертном зале «Дзинтари» в Юрмале в 1960-1980-е гг., когда там всё лето проходили концерты великой музыки, а не поп-шоу, я познакомился с одним человеком. Он так говорил о музыке, литературе, живописи, что я подумал: мой собеседник - профессор консерватории или Академии художеств. А он оказался… сапожником. И, когда я не смог скрыть своего удивления, он сказал (я запомнил его слова на всю жизнь): «Эх, молодой человек! Я не сапожник, который пьёт и бьёт по гвоздям. Я такой сапожник, которому Моцарт не позволяет шить уродливую обувь». Он шил обувь по индивидуальным заказам и был знаменит, как большой художник…» (Михаил Казиник)

  • Лариса Михеева07-03-2018 03:57:01

    К приведённым в статье цитатам стоит добавить еще одну, из письма Елены Ивавновны Рихарду Рудзитису от 29.11.38.:

    "...Родной Рихард Яковлевич, вполне сочувствую Вашему сердечному отношению к Е.И.Бумбер. В свое время Карл Иванович переслал мне два-три ее письма к нему, и я очень отметила их. Хотелось бы сказать, чтобы она не огорчалась раскрытием истинных человеческих ликов. Для того чтобы понять всю сложность построения жизни и эволюции, необходимо это распознавание. Именно, непременным условием каждого Учения Жизни и будет распознавание ликов. Мы должны познать на личном опыте всю бездну человеческой души, иначе говоря, должны в жизни испить, и не раз, чашу яда, только тогда мы сможем стать пособниками, водителями и, наконец, истинными сотрудниками Сил Света. В индусских легендах бог Шива испивает целое море яда, чтобы спасти человечество. И не сказано ли в книге «Агни Йога»: «Когда спросили райскую птицу, откуда ее блестящее оперение, она ответила: "Множество отравленных стрел скользило по мне, и сильнейший яд дал лучшую окраску"». Так будем благодарить стрелков и помнить, что высшее знание есть познание людей. Многие пренебрегают этим знанием, но лишь оно ускоряет эволюцию, как личную, так и всечеловеческую.

    Также и ощущение одиночества на известной ступени почти неизбежно. При утончении всех чувств все труднее становится окружение людское, и редко, очень редко можно найти созвучие даже в сердцах ближайших. Полное созвучие возможно лишь с надземным Учителем, и этого счастья никто не может отнять от нас. Только от нас самих зависит степень этого единения. Здесь же, на Земле, мы должны выполнить как можно совершеннее наш долг и принятое на себя поручение и научиться радоваться радостью близких. Нельзя терять благожелательства к людям и даже известного доверия, иначе сердце наше окаменеет и путь продвижения пресечется. Учение давалось и дается широко, и много можно помочь людям в их исканиях без переполнения их сознания и нарушения сокровенных пределов. В изданных книгах Учения обозначен предел знания, которое может быть вмещено лучшими сознаниями, и из этого материала можно выбрать каждому по сознанию..."

    Ясно и понятно сказано о том, что даже то, что вошло в книги Живой Этики может быть вмещено только лучшими сознаниями, и чётко определён предел, за который мы не должны даже пытаться совать свой нос. Вместо этого выскочки, в буквальном смысле слова - преступники, собираются предоставить невежественным массам доступ к знаниям о психических качествах и свойствах психической энергии, особенности которой в наше апокалиптическое время будут моментально использованы как орудие психического и физического самоуничтожения. Нужно воистину быть выродком сатаны, чтобы так настойчиво стремиться к этой цели.


    Администратор

    Согласна с Вами, Лариса.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »