В Москве будет представлена праздничная программа «Под знаком Красоты». Международная общественно-научная конференция «Мир через Культуру» в городе Кемерово. Фоторепортаж. О журнале «Культура и время» № 65 за 2024 год. Фотообзор передвижных выставок «Мы – дети Космоса» за март 2024 года. Открытие выставки Виталия Кудрявцева «Святая Русь. Радуга» в Изваре (Ленинградская область). Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» в Доме ученых Новосибирского Академгородка. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Изобразительное искусство блокадного Ленинграда. Белоглазова Дарья, Хилькевич Елена


В. А. Кучумов. «Набережная Невы у Зимнего дворца». 1942.

 

Все далее и далее во времени отделяются от нас годы войны. Уже выросло новое поколение, которое только по рассказам старших и по произведениям искусства знакомо с этими трагическими событиями. Русские – это особый народ, потому что на протяжении столетий его характер закалялся в борьбе с неприятелями и захватчиками. Нам, школьникам рубежа XX-XXI веков, было очень важно понять, о чем думали, что чувствовали люди в те годы, и особенно нас волновали вопросы, связанные с трудностями, выпавшими на долю ленинградцев в тяжелые годы войны. Безусловно, исторические документы сообщают факты, которые говорят о трагедии людей, живших и работавших в блокадном Ленинграде. Однако более эмоционально и ярко, как мы считаем, об этом способно рассказать искусство.

 

В своей работе мы постарались исследовать произведения ленинградских мастеров в дни блокады, работавших в области агитационно-массового искусства, живописи, культуры. Творчество этих людей было тесно связано с жизнью города и бойцов Ленинградского фронта. Произведения этих мастеров поднимали дух города и его защитников, формировали активное противодействие силам фашизма и тем лишениям, которые выпали на долю ленинградцев и армии.

 

С первых дней войны враг рвался к Ленинграду. Спустя всего лишь несколько месяцев он стоял у стен великого города. Несмотря на стремительное продвижение фашистских полчищ, никто еще не мог предвидеть, какова будет военная судьба Ленинграда и что ждет ленинградцев.

 

Слово «блокада», вобравшее в себя все мыслимые и немыслимые трудности, мучения, беды, возникло и закрепилось в тревожной жизни горожан не сразу. Что-то грозное происходило, надвигалось, и ленинградцы жадно искали, где, где же нужны их личные усилия, их самоотверженность, готовность сражаться, а если надо, то и умереть. Только бы не длилось это беспомощное ожидание самого худшего. Необходимо было найти в деле, в общем и главном деле выход гневу и беспокойству...


А.Анушина. « Ленинград в июле 1941 года»
М.Платунов. «Ночная тревога»

 

Художники делали все, что нужно было для защиты родного города. Более ста человек — членов Ленинградского Союза художников — сразу же ушли на фронт. Многие сражались в народном ополчении. Отстаивать свой город с оружием в руках стремились все.

 

Те, кто не был в армии, строили оборонительные сооружения, работали на лесозаготовках, проходили военное обучение в командах противовоздушной обороны. Некоторые художники считали, что искусство во время войны никому не нужно, что Союз художников надо временно просто закрыть. Но труд живописцев, скульпторов, графиков — их профессиональный труд — стал сразу же остро необходим городу-фронту.

 

Уже в конце июня 1941 года большая группа художников начала выполнять огромную работу по маскировке военных объектов — прежде всего аэродромов. Нужно было также маскировать важнейшие гражданские объекты (в частности, Смольный) и прославленные архитектурные сооружения. Необходимо было укрывать от бомб и снарядов знаменитую монументальную скульптуру. Для каждого памятника архитекторы и скульпторы разрабатывали особый способ укрытия. В городе выросли странные, обшитые досками песчаные холмы, опустели пьедесталы…

 

Н.Протопопов. «Пожар»

 

 

Но руководство Ленинграда считало, что сила деятелей культуры заключена не только в этом. Она – в тех произведениях искусства, которые были способны поддержать людей осажденного города, поднять их на борьбу. В. Серов, член ленинградского союза художников, вспоминал слова, с которыми обратилось к деятелям культуры руководство города: «Ваше оружие — искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно тоже действенно разит врага и приносит колоссальную пользу нашему делу».

Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде, художественная жизнь не угасала в нем на протяжении всей героической обороны города. Мастера живописи, скульптуры, графики создали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе ленинградцев.

 

Одним из важных средств борьбы с врагом стала живопись. Художники показали удивительно трагическую красоту города, нашли художественные средства, чтобы донести свои нравственные идеалы, отраженные в пейзаже, до сердец блокадных ленинградцев и бойцов, лежащих в госпиталях после ранений или защищающих рубежи Ленинграда.

 

Каждый день выходил на ленинградские улицы с этюдником в руках пейзажист В. Пакулин. Закутанный в шерстяные платки и старую шубу, он простаивал часами на морозе, не обращая внимания на рвущиеся снаряды, едва держа в ослабевшей руке кисть, под которой рождались все новые и новые картины трагически опустевшего прекрасного города. Написанные на натуре, по-этюдному бегло и широко, они до сих пор не теряют своей не только эмоциональной, но и истинно эстетической ценности. В его пейзажах не везде видны приметы войны, но они всегда полны особенной, чуткой тишины, удивительно трепетного, обостренного чувства любви к городу, а порою и светлой радости, тем более поражающей, когда знаешь, где и как они писались.

 

Одним из ярчайших художников блокадного времени был живописец. Тимков Н.Е. Он начал писать пейзажи Ленинграда еще в 1941 году – красивые, правдивые, человечные. Они, как правило, камерны и интимны – и по небольшому размеру листов, и по выбранным мотивам (кусочек улицы или набережной, скверик, двор). И, главное, по ясно ощутимому в них – настроение: то сумеречной печали, то настороженной тревоги, то весенней бодрости.

 

 

Тимков Н.Е. «Ленинград в блокаде» 1942
Тимков Н.Е. «Ленинград» 1943

 

Вот на его картине «Ленинград в блокаде» 1942 мы видим замерзшую набережную, справа возвышаются здания, имеющие весьма мрачный прискорбный вид из-за выбитых и разбитых стекол.

 

Работа «Ленинград» 1943 является типичной по композиции картиной Тимкова Н.Е. Здесь мы видим тихий дворик, где находятся дома с заколоченными окнами и редкие жители.

 

Обе эти картины передают образ города, испытывающего огромные лишения, но сохраняющего мужество.

 

В годы войны, не смотря на старания граждан сохранить музеи, опустевшие, они имели весьма печальный вид из-за множественных бомбардировок. Мы можем судить об их состоянии по работам талантливого живописца В. Кучумова.

 

Из дневника блокадника Г.А. Князева:

 

«Ленинград обстреливается из дальнобойных орудий немцами. Так и бухают разрывы снарядов. Вчера снаряд попал в дом на Глазовской улице, снес полдома. <…> Где-то снаряд попал в сквер - много убитых и раненых. Сегодня под вечер опять обстрел. Так и бухают снаряды где-то в стороне Московского вокзала, там, дальше, за ним».

 

С.Мочалов «Обстрел площади Труда» 1942
В.Зенькович «На набережной Невы» 1943
С.Бойм «Вода из Невы» 1942

 

Для таких художников, как С.Мочалов и В.Зенькович, самое важное было не фигуры людей, которые либо изображены вдали, либо вообще исключены из композиции. Главным было передать атмосферу, царившую в городе: суровую, напряженную, и выразить стойкость защитников города. Пейзажи В.Зеньковича наполнены какой-то звенящей красотой.

 

Для более правдивой передачи тех тяжелых блокадных дней, художник С.Бойм с точностью документалиста показал улицы и жителей суровой зимой 1941 – 1942 годов.

 

Из записей Г.А.Князева:

 

«15.07.1941.Сегодня отправили из Архива в Эрмитаж самые большие наши ценности - рукописи Ломоносова, Кеплера, рисунки Кунсткамеры и т.п. Они будут отправлены со вторым эрмитажным эшелоном в надежное место. Какое? Нам не известно…»

 

Война не щадила никого и ничто. Свидетельство этому - дневник заместителя директора Русского музея Г. Е. Лебедева, возглавлявшего оставшийся в Ленинграде коллектив. Вот одна из записей, датируемая 5 августа 1943 года: «Страшный день. Два тяжелых снаряда попали в музей. Один из них - метрах в пятнадцати от нашей квартиры. <...> В главном здании - в библиотеке и академическом зале - хаос из обломков кирпича, сломанных рам и мрамора. <...> И снова бьют и бьют. Совсем близко...»

 

Художники не могли остаться в стороне от этого печального события. Тяжело переживая трагедию родного города, они запечатлели то состояние, в котором оказались сокровищницы искусства Ленинграда. Спустя много лет, на выставке «В час мужества» в Государственном Русском музее, посвященной сорокалетию полного снятия блокады, Я.Николаев вспоминал: «Я никогда так отчетливо не ощущал его красоту, проступающую сквозь боль, не чувствовал так цвет».

 

В.Милютина «Эрмитаж, разбитое окно» 1942
В. Кучумов «Внутренний вид здания Русского музея» 1943

 

Блокада изменила образ города. Князев Г.А. писал в своих дневниках: «Сфинксы, мои древние друзья, одиноко стоят на полупустынной набережной… Напротив них мрачно глядит заколоченными окнами массивное здание Академии художеств. Каким-то тяжелым белым величием оно и теперь подавляет. Поредел и обнажился Румянцевский сквер. Там бивак. Бродят красноармейцы, горит костер, лошадь щиплет остатки пожелтевшей травы. На Неве темная свинцовая вода рябит под падающими крупинками мокрого снега. Дивный памятник Петру потонул в насыпанном кругом него песке. Печальное зрелище представляет собой ряд старинных домов по набережной от 1-ой линии до университета: все они стоят с вылетевшими или разбитыми окнами…»

 

Трудно переоценить значение созданной художниками в годы войны образной панорамы блокадного города. Чувство исторической значительности, возникающее при взгляде на полотна, посвященные событиям войны, говорит о стремлениях авторов создать объемные и завершенные по мысли произведения. Несмотря на характерную для многих работ жанровость, в них передается драматического содержания. Фоном работ часто служит заледеневшее пространство пустынного городского пейзажа (создается ощущение, что от картин так и веет пронизывающим душу зимним холодом). «Заледенелость» полотен предназначена для того, чтобы зрители наглядно представили всю неимоверную тяжесть лишений, павших на долю ленинградцев, но в то же время и почувствовали упорство и стойкость жителей осажденного города. Так, посредством лаконичных живописных средств художники воссоздавали атмосферу блокадного Ленинграда.

 

Портреты военных лет — это особая глава в истории советского искусства. Интерес к человеку — воину, труженику, на плечи которого легла тяжелая и благородная задача защиты Отечества, у художников чрезвычайно возрос.

 

Никогда еще художник и «натура», которую он изображал, не были так объединены общей судьбой — сердца их бились в унисон, горели единым пламенным желанием — выстоять и победить ненавистного врага! В Ленинграде художник и воин — будь то красноармеец или моряк, летчик или партизан — были спаяны еще трагедией девятиста блокадных дней...

 

Сотрудница Эрмитажа Михайлова О. Э. вспоминала: «Блокада нас настолько крепко связала, что разъять эту связь мы не можем до сих пор. Блокада раскрывала людей до конца, люди становились как бы голенькими. Ты сразу видел все положительное и отрицательное в человеке. Доброе начало, хорошие стороны расцветали таким пышным цветом!»

 

Потому так просты и волнующи портреты тех лет. Создавались они, как правило, чрезвычайно быстро. На штудирование натуры, на поиски наиболее выразительных художественных средств не хватало времени. Не делались  К.Рудаков. Автопортретэскизы и подготовительные работы. Портрет создавался сразу — кистью на холсте, карандашом на бумаге,— за несколько, а чаще всего за один сеанс. Но как выросло именно в те героические годы мастерство многих художников! Глаза их сделались как будто более зоркими, сердце более чутким, рука более уверенной и твердой. И созданные ими на едином дыхании портреты современников-сограждан тех великих лет поражают нас глубиной образов, правдой, искренностью, ясно ощутимым волнением художника и высоким мастерством. Лучшие из них вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства. Таковы уже названные «Автопортрет» Я. Николаева. «Портрет И. Болознева» И. Серебряного, скульптурные портреты партизан и моряков В. Исаевой, портреты деятелей культуры Г. Верейского, среди которых особенно выразителен портрет академика И. А. Орбели, многочисленные портреты партизан В. Власова, портреты, исполненные П. Белоусовым, В. Малагисом, В. Серовым, В. Пинчуком.

 

Мы видим художника К.Рудакова, который предстает перед нами уверенно стоящим, с ясным взглядом, устремленным вперед.

 

 Я. Николаев. Автопортрет,1942. Живописец Николаев Я.С., крайне истощенный и больной, даже в самые тяжелые дни блокадыЯ.Николаев. Портрет артистки ленинградского радио М. Г. Петровой не расставался с карандашом и кистью. Необычайно выразителен его автопортрет 1942 года: аскетически худое лицо, пытливый, умный взгляд, сурово сдвинутые брови, крепко сжатые губы — мужественный и прекрасный образ человека, сумевшего преодолеть, казалось бы, саму смерть.

Особое значение приобрело для ленинградцев радио. Голоса, звучавшие в радиоэфире, были голосом Родины, мамы, друга, товарища, способного поддержать и ободрить в тяжелую минуту. Вот почему художник. Николаев Я.С. запечатлел в своей работе Петрову М.Г.

 

 

Из всех грядущих испытаний для ленинградцев едва ли не самое страшное - голод. Голод и бомбежка! Не хватало бы только еще холеры, или чумы, или просто голодного тифа. Люди старались приучить себя прямо смотреть в глаза событиям и как можно меньше думать о будущем. Когда придет это будущее, тогда и осмысливать его!..

 

 

Я.Николаев. «Очередь за хлебом».
Г.Фитингов. «Сто граммов хлеба»

 

Карточки, которые выдавались представителям интеллигенции, давали скудный паек, который заметно отличался от того, который получали люди, работавшие на заводах. Но несмотря на все люди продолжали жить и творить. Д.С. Лихачев вспоминал: «Человеческий мозг умирал последним. Люди писали дневники, философские сочинения, научные работы, искренно, «от души» мыслили и проявляли необыкновенную твердость, не уступая давлению ветра, не поддаваясь суете и тщеславию. Художник Чупятов Л.Т. и его жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватало холста, он писал на фанере и на карточке…»

 

Ю.Непринцев «Блокада» 1943

 

Одна из непосредственных участниц блокады, прожившая в городе все военное время, вспоминала: «Я боялась покойников, а пришлось грузить эти трупы. Прямо на машины с трупами садились, сверху, и везли. И сердце было как бы выключено. Почему?

 

Потому что мы знали, что сегодня я везу их, а завтра меня повезут,может быть. Но кто-то ведь останется жив. Мы твердо верили, что город ни за что немцам не взять…»

 

Бабич М.Я.: «…в каждой квартире покойники лежали. И мы ничего не боялись. Раньше разве вы пойдете? Ведь неприятно, когда покойники… Вот у нас семья вымерла, так они и лежали. И когда уж убрали в сарай!»

 

Лакша Н.И.: «У дистрофиков нет страха. У Академии художеств на спуске к Неве сбрасывали трупы. Я спокойно перелезла через эту гору трупов… Казалось бы, чем слабее человек, тем ему страшнее, ан нет, страх исчез. Что было бы со мною, если бы это в мирное время, - умерла бы от ужаса. И сейчас ведь: нет света на лестнице - боюсь. Как только люди поели - страх появился». С.Бойм «Зима 41-го», 1942

 

С.Бойм «Зима 41-го», 1942
А.Пахомов «Дети» 1942
А Пахомов «На Неву за водой», 1942.
Из серии "Ленинград в дни блокады" (1941-1944).

 

Особая страница этих лет – дети. И художники не могли остаться вне этой темы. Очень непосредственно и трогательно выглядят эти мальчуганы, греющиеся у печи-буржуйки в работе художника Пахомова А. Ф.

 

Другая работа этого художника рассказывает об обычном блокадном дне маленьких ленинградцев.

Голова мальчика забинтована, левая рука на перевязи, недоумение во взгляде: «За что?» Так называется рисунок художника А.Харшака, ставший одним из символов блокадного Ленинграда. Второе название этой работы - «Раненый ребенок».

А.Харшак, студент выпускного курса Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, в 1941 году, прервав работу над дипломом, ушел добровольцем в народное ополчение. Защищал Ленинград на Пулковских высотах. Урывками, в перерывах между боями, брался за карандаш и бумагу. Активно сотрудничал с армейской газетой «Удар по врагу».

 

Во время одной из командировок в осажденный город вместе с напарником - фронтовым фотокорреспондентом посетил детскую больницу имени Раухфуса. Там им на глаза и попался мальчик с забинтованной головой и ошеломляющим взглядом. Фотограф защелкал затвором своей камеры, а художник принялся рисовать мальчика с натуры. Этот рисунок был представлен на проходившей в 1943 году выставке работ художников-фронтовиков. Тогда же выпустили и почтовую карточку.

 

А.Блинков «Засада» 1943
В.Курдов«Поход партизан» 1943

 

Образы защитников города представлены в работах многих ленинградских художников. В картине А.Блинкова перед нами разыгрывается ужасная картина гибели взвода Красной Армии, попавшей в ловушку. Работа пронизана болью, страданием и обидой за произошедшее.

Будни партизан запечатлены в героических листах В.А. Власова и В.И. Курдова.

Всем, что есть у тебя живого,
Чем страшна и прекрасна жизнь,
Кровью, пламенем, сталью, словом
Опрокинь врага, задержи!
                      Ольга Берггольц

 

Многие из художников, как, например, живописец А.Бантиков, защищали стены родного города с автоматом в руках, чьи произведения отличает сдержанный героический пафос.

 

 

А.Бантиков. Автопортрет 1944
А.Бантиков. «Балтийцы на защите Ленинграда» 1944

 

Сдавать Ленинград нельзя... Это чувство, эта страстная убежденность были сильнее голода, страданий, болезней, сильное смерти. И потому город стоял насмерть. Рядом с солдатами насмерть стояли рабочие, ученые, поэты, музыканты, художники.

Среди всех бесчисленных и нужных дел, самоотверженно выполняемых художниками, самым ответственным и главным для них делом с первого дня войны стала массовая наглядно-изобразительная агитация.

 

Сколько разнообразных форм агитационного искусства пришлось освоить художникам Ленинграда в первые же месяцы войны! Они работали над листовками по агитации среди войск противника, создавали десятки, сотни рисунков для газет, выполняли художественные открытки, которые печатались большими тиражами. Тематика их была самой разнообразной: славное военное прошлое русского народа, боевые эпизоды Великой Отечественной войны, подвиги героев Ленинградского фронта и партизанского движения. Зачастую на открытках воспроизводились лучшие плакаты и листы «Боевого карандаша», репродуцировались известные картины русских и советских художников. Особой любовью пользовались на фронте и в тылу литографированные открытки А. Остроумовой-Лебедевой, неустанно прославлявшей немеркнущую красоту родного Ленинграда.
 

 

С. Юдовин «На улицах Ленинграда зимой 1941-1942»
С.Юдовин. «В мастерской художника», 1942
Из серии "Ленинград в дни Великой Отечественной войны"

 

Многообразную и сложную жизнь блокадного Ленинграда показывают в бесчисленных рисунках, офортах, гравюрах, акварелях Н. Павлов, Е. Белуха, С. Мочалов, Г. Фитингоф, В. Милютина, Б. Ермолаев, Н. Петрова, Ю. Петров, И. Григорьянц и другие. Мы видим, как люди бредут на Неву за водой, как строят оборонительные сооружения, как очищают город от снега и грязи. Мы видим пожары и рвущиеся на улицах снаряды, зенитные орудия на набережных и площадях, вмерзшие в лед Невы военные корабли, очереди за хлебом и колонны идущих на фронт бойцов./p>

 

График С. Юдовин, до того как в очень тяжелом состоянии был вывезен летом 1942 года из города, начал работать над серией гравюр «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Его листы — «Двор», «Слушают радио», «В стационар», «За водой» — поистине трагичны и вместе с тем поражают настойчивым утверждением: Ленинград страдает, но живет, борется и не сдается. Резец художника фиксирует не смерть, а жизнь./p>

 

Символом подвижнического труда мастеров изобразительного искусства в осажденном городе стал лист Юдовина С.Б. «В мастерской художника». В тесной комнате, завешенной картинами, у горящей печурки сидит одетый в пальто и шапку человек. В одной руке он держит палитру и кисти, другую греет у огня. Перед ним мольберт с начатой картиной. Все по-блокадному просто и обыденно в этой сцене: темная комната с окном, крестообразно заклеенным бумагой, печурка с жестяным чайником — и неустанно работающий человек. Простой сюжет пронизан высокой силой духа человека, обыденность оборачивается героизмом.

 

Каждое утро на израненных стенах Ленинграда появлялись плакаты. Яркие, пахнущие свежей типографской краской листы призывали на борьбу с врагом, клеймили фашистских варваров, взывали к мщению, помогали жить, бороться, верить. Они были очень нужны тогда людям.

 

В промерзлых комнатах дома № 38 по улице Герцена, где помещался Ленинградский Союз советских художников, шла своя особая, напряженная жизнь. Просторный старый дом с двумя высокими залами для выставок, с большими, некогда светлыми мастерскими стал неузнаваем. В комнатах на втором этаже были сооружены нары, топились печки-«буржуйки», горели тусклые коптилки. Слабое пламя выхватывало из тьмы худые бледные лица, бросало пятна колеблющегося света на столы, заваленные бумагой, красками, карандашами, робким теплом согревало застывшие пальцы. Руки в перчатках с трудом держали кисти, замерзавшие краски приходилось отогревать дыханием. Но художники работали. Работали с поразительной для изможденных людей энергией, упорством, страстью.

 

Н. И. Дормидонтов. «Срочный заказ для фронта»,1942.
Н. И. Дормидонтов «Ленинград.
На набережной Фонтанки в августе 1942»,1942.

 

С каждым днем художники все больше понимали необходимость своей огромной работы и выполняли ее самоотверженно, из последних сил. Но ряды их таяли, а силы убавлялись... От голода, бомбежек и обстрелов в самую суровую блокадную зиму погибло более ста человек. Среди них — выдающиеся деятели советского изобразительного искусства И. Билибин, А. Савинов, Н. Тырса, П. Шиллинговский, Н. Данько, Н. Лапшин...

 

С первых дней войны в Союзе художников была возобновлена работа коллектива плакатистов "Боевой карандаш", где работали Н.А. Тырса, Н.С. Астапов, Н.Е. Муратов, В.А. Серов, В.И. Курдов и многие другие. "Боевой карандаш" - объединение ленинградских художников, выпускавшее сборники сатирических рисунков, а в военное время - литографированные военные и политические плакаты.

 

   

Н. А. Тырса. «Тревога»,1941. Плакат "Боевого карандаша".
В. И. Курдов. «Балтийцы. 1941-1944». Плакат "Боевого карандаша".
Авторы плаката –А.Казанцев и В.Цветков, 1941

 

* * *

 

Тревога! На небо взлетели
Столбы голубого огня.
Гремят по невидимой цели
Зенитки, наш город храня.

И знает разбуженный город:
Зенитчик без промаха бьет.
И, взрывом коротким распорот,
Враждебный горит самолет.

                     С.Спасский

 

* * *

 

В наш город - врагам не пробиться,
Не пить им из нашей реки,
Как прежде - на страже балтийцы,
Советской страны моряки.

Они, как стальная ограда,
Свой город родной берегут,
О днях боевых Ленинграда
Балтийские ветры поют.

                   Б. Тимофеев

 

Уже на третий день войны на улицах Ленинграда появился первый плакат «Били, бьем и будем бить!» художника В. Серова. Вслед за ним выходят острые, разящие плакаты Б. Лебедева «Напоролся!», В. Власова, Т. Певзнера, Т. Шишмаревой— «Смерть фашизму!», А. Любимова «Н-да, Адольф, что-то у тебя тут не получается...» и другие.

 

В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде сложился и вырос сильный коллектив художников-плакатистов. Уже в первые месяцы войны в работе над плакатом участвовало не менее пятидесяти человек. Зачастую наиболее выразительные плакаты создавали те из них, кто по своей «мирной» профессиональной специализации стоял далеко от этого своеобразного вида искусства. Это были станковые живописцы, книжные графики и даже скульпторы.

 

Основную группу плакатистов составили В. Серов, И. Серебряный, А. Казанцев, Н. Кочергин, Т. Ксенофонтов, Л. Самойлов, А. Кокош, М. Гордон, В. Власов, В. Пинчук, А. Ситтаро.

 

   

Автор плаката – В.Иванов,1942
А.Казанцев,1943

 

Одним из лучших плакатистов в эти годы становится живописец А. Казанцев. Уже в первые месяцы войны издается его плакат «Мщение! Фашизм—это голод, нищета, разорение!». Жгучая ненависть к врагу, пламенный призыв к возмездию звучат в этом плакате со страстной силой. Молодая мать выносит из горящих развалин ребенка. Лицо ее полно ненависти, Гневно сжата в кулак поднятая рука. В черно-охристую цветовую гамму листа врезается горящее большими ярко-красными буквами слово «Мщение!».

 

Обличению злодеяний гитлеровцев, призыву к мести и уничтожению врага посвящены плакаты «Воин Красной Армии, спаси!» В. Серова, «Отомсти!» А. Пахомова, «Мщение и смерть фашистским людоедам!» А. Васильева, «За смерть наших детей, жен и матерей фашистским убийцам — беспощадная месть!» В. Пинчука и многие другие.

 

Скульптор В. Пинчук привнес в агитационную графику специфические свойства, присущие своей профессии. Всем защитникам города памятен плакат Пинчука, появившийся в 1942 году, — «Все ли ты сделал для помощи фронту?». Из белой плоскости листа как бы выступает энергично, четко вылепленная голова рабочего. В упор смотрят с плаката вопрошающие, требовательные глаза. Образ предельно собран, лаконичен, ясен, он воспринимается молниеносно и точно, как удар.

 

Призыв защищать свой город, свой народ, уверенность в силе духа советского человека, в его готовности биться насмерть с врагом — другая непреходящая тема ленинградского военного плаката.

 

«Все на защиту Ленинграда!», «Защитим город Ленина!»—призывают плакаты В. Серова 1941 года. Вскоре выходят плакаты А. Казанцева «Молодежь, к оружию!», А. Ефимова «За Родину!», И. Серебряного «Бей крепче, сынок!» и многие другие.

 

И.Серебряный 1943

 

Живописец И. Серебряный работал над плакатом с первых дней войны и вырос в большого, высокопрофессионального мастера агитационного искусства. Его плакат «Русский народ никогда не будет стоять на коленях» переиздавался в войну несколько раз и вошел в ряд классических образцов, созданных лучшими советскими плакатистами.

 

У каждого мастера плаката постепенно складывался свой изобразительный язык, свои излюбленные приемы, свой художественный почерк. Но все их работы отмечены острой актуальностью тематики, конкретностью и реалистической ясностью образов, эмоциональным накалом, высоким патриотическим чувством.

 

В.Пинчук. «Балтиец».1942
В.Лишев «Проверка документов» 1941- 42

 

 

В минуты передышки, скупо дарованные войной, мастера изобразительного искусства рисовали, писали этюды, лепили, хотя по своей специфике труд скульптора нуждался и в материалах, и в условиях работы, обеспечить которыми в те тяжелые дни, казалось, было невозможно. К сожалению, далеко не все произведения, выполненные тогда в пластилине и воске, удавалось перевести в гипс. Многие работы погибли, иные «перевоплощались» из-за недостатка материала в другие вещи. Но скульпторы делали все возможное, чтобы сохранить свои произведения.

 

В. Пинчук в конце 1941 года создает скульптуру «Балтиец», полную динамики и экспрессии, А. Стрекавин лепит фигуры сталеваров, В. Боголюбов задумывает многофигурный памятник, посвященный Великой Отечественной воине. Работают скульпторы А. Петошина, В. Драчинская, Т. Кирпичникова, А. Гунниус, Т. Линде, В. Гущина.

 

Т.Кирпичникова. Дети – помощники партизан.1942
А. Андреева-Петошина «Партизанка». 1942
В.Пинчук «Клятва мести». 1942

 

Художники устраивали выставки и их обсуждения, проводили творческие вечера, выпускали печатную продукцию и тем внесли свой вклад в достижение общей цели - Победы над врагом.

 

И вот, наконец, блокада была прорвана. Из дневника художницы Остроумовой-Лебедевой А.П.: «Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград. Какое грандиозное зрелище мы пережили. 24 залпа из 324 орудий. Орудия стреляли с военных судов и с разных концов Ленинграда - орудия у Смольного, на Марсовом поле, на Дворцовой площади и во многих других местах. Это было в 8 часов вечера. Ночь была темная. Огненные фонтаны красных, зеленых, голубых и белых ракет высоко взлетали в небо. Кругом раздавались крики «ура» обезумевших от радости людей».

 

А. Ф. Пахомов «Салют 27 января 1944», 1944.
Из серии "Ленинград в дни блокады" (1941-1944).
А. П. Остроумова-Лебедева «Салют», 1944.

 

* * *

 

«...И снова мир с восторгом слышит
Салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
Освобожденный Ленинград!»

Ольга Берггольц, Ленинградский салют
27 января 1944

 

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде, художественная жизнь не угасала в нем на протяжении всей героической обороны города. Мастера живописи, скульптуры, графики создали произведения, которые ныне стали документами времени, несущими правду о жизни и борьбе ленинградцев.

 

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

 

1.    
Никифорова И.В. «Художники осажденного города».- М., «Искусство»,1985

2.    
«Санкт-Петербург. Портрет города и горожан».- СПб: Palace Editions, 2003. www.antology.sfilatov.ru/

3.    
www.davno.ru/posters/artists/kokorekin/

4.    
www.oblmuseums.spb.ru/rus/museums/

5.    
pobeda-1941-1945.narod.ru/gal2/photo7.htm

6.    
www.rusmuseum.ru/ru/editions/video-blokada.shtml

7.    
www.sgu.ru/rus_hist/authors

8.    
smena.ru/destiny/62/

9.    
www.tvkultura.ru/index.html

10.                      
weltkrieg.ru/battles/Blokada/

Научный руководитель – Миронова Наталья Константиновна.

 

 

26.01.2022 14:15АВТОР: Белоглазова Дарья, Хилькевич Елена | ПРОСМОТРОВ: 3771


ИСТОЧНИК: mognovse



КОММЕНТАРИИ (22)
  • Руслан Коломиец26-01-2022 23:16:01

    На Нюрнбергском процессе с немцев официально сняли вину за блокаду Ленинграда, и советская делегация согласилась с позицией суда. Гитлеровские армии (это доказано) оставили коридор для эвакуации гражданского населения, советское командование пренебрегло возможностью и фактически оставило население на произвол судьбы.

    Русский (не советский) патриот - царский генерал Маннергейм - вопреки истерикам Гитлера, не замкнул кольцо блокады и не перерезал "Линию Жизни", и этим поддержал Ленинград, после войны Сталин с ним дружески рассчитался - вернулись на довоенные границы и ограничились необременительной репарацией, без дополнительных претензий.

    Было бы странно, если бы советское правительство, за десять лет до это безжалостно целенаправленно уморившее голодом больше десяти миллионов своих граждан и расстрелявшее миллион репрессированных, стало заниматься такими пустяками, как голодающий город.

    За время войны и в тылу германских оккупационных войск, и в советском тылу погибло примерно однаковое количество мирного населения - по 4,5 миллионов человек. На советской территории население вымирало от голода и болезней - например, из Архангельской области вывезли все продовольствие, умерли сотни тысяч людей.

    Ленинград без ограничений снабжался военной продукцией и материалами, кормить население советское командование попросту не желало.

    С родителей Ленинграда брали плату за эвакуацию детей из блокадного города на "большую землю". С них же брали плату и на содержание детей в эвакуации. Жители блокадного Ленинграда оплачивали коммунальные услуги и вносили различные взносы - партийные, комсомольские, профсоюзные. Все документы и свидетельства об этом легко найдете. Как свидетельства о том, как жировали в голодающем городе военное командование, партия, правительство и НКВД.

    Mатериалы Нюрнбергского процесса, опубликованные на Западе, занимают СОРОК ДВА тома, а опубликованные в Советском Союзе - всего СЕМЬ. Потому что эти материалы опровергают сказки советской пропаганды.

    Через сорок с небольшим лет советское правительство, предавшее жителей Ленинграда, предало Советскую родину и подняло над ней знамя своих врагов.

    Лживое изложение истории разрушает государство.

  • Вячеслав27-01-2022 05:39:01

    В список источников я бы добавил еще книгу Д.С. Лихачева "Как мы выжили", а также статью М.С. Солонина "Две блокады". Кстати, у того же Солонина есть интересная видеолекция в 4-х частях "О блокаде Ленинграда". Из этих материалов школьники и их учителя узнают много такого, о чем не принято до сих пор писать в школьных учебниках.

    "Правда о ленинградской блокаде никогда не будет напечатана. Из ленинградской блокады делают «сюсюк»" (Д.С.Лихачев)

  • Л.Булатова27-01-2022 11:05:01

    О чем мы тут пишем в комментариях? Знаем же, что слуги темных были с двух сторон, но не о них же речь! Статья рассказывает о героизме и нечеловеческой стойкости, мужестве и силе духа у самих ленинградцев. От голода и холода подкашивались ноги кружилась голова, пропадал ужас перед умершими. Все это воспринималось уже как само лицо войны все 900 дней. Так вот - то, что пережили и выдержали жители блокадного Ленинграда беспримерно и не имеет аналогов в истории земного человечества. Низкий поклон и всем выжившим и всем тем, кто нашел упокоение на Пискаревском погосте. И если мы забудем такое, то грош нам цена.

  • Вячеслав27-01-2022 12:36:01

    Л.Булатова, необходимо учитывать все обстоятельства в их совокупности, а не только силу духа самих ленинградцев. Да, забывать такое нельзя, но чтобы память у потомков была крепче, им нужно хорошо понимать, почему такое стало возможным.

  • Татьяна Николаевна Бойкова27-01-2022 13:06:01

    Вячеслав, литература и источники интернета здесь поставлены только те, которыми пользовались авторы, подготавливая эту статью.
    Я, конечно же сразу посмотрела статью М.С. Солонина "Две блокады". Подумалось - вдруг что-то хорошее, можно поделиться со всеми.

    Ну что тут скажешь... историк сравнивает несравнимое: 11 месячную блокаду Берлина 1948-49 года и 900-дневную блокаду Ленинграда 1941-44г.
    Друзья, прочтите, не пожалеете.
    https://www.solonin.org/articl e_dve-blokadyi
    Может кому-то понравится. Но мне, как только я поняла о чем идет речь совершенно не понравилось все это.
    Мне читать это было просто противно. Сейчас стало много таких вот ученых, историков, что стараются перевернуть все вверх ногами, а потом сказать, что и вообще Гитлеровская Германия на нас не нападала, и город Ленинград эти 900 дней жил прекрасно.
    Уже были высказывания неких выскочек, что вообще Ленинграду надо было сдаться - пили бы немецкое пиво и радовались.

    Солонин пишет, что правительству не было дела до Ленинграда, что увозили все продукты из города и сахар в т.ч. И вообще, город готовили к сдаче.... Но если город готовили к сдаче, то для чего же туда сразу же, как только стало понятно опасное положение города, Сталин прислал Жукова, заменив прежний состав устаревшего военного руководства.
    Увезли весь сахар - а я от мамы и ее подруг знаю, что после того как разбомбили Бадаевские продуктовые склады, ленинградцы еще долго ездили туда, где они находились и собирали сахар пополам с землей, а потом разводили в воде, процеживали это и пили чай. Очень много погибло там запасов продовольствия.

    И Люба Булатова права - мы сейчас, здесь, говорим о героизме и духовной силе Советского человека, а не о чем-то другом. Я выросла среди воспоминаний (большинство живших в нашей 28-коммнатной коммуналке, прошли этот блокадный АД) о Ленинградской блокаде и войне. Для меня Блокада Ленинграда - это святое и никому не позволено это пачкать!

  • Иван С.28-01-2022 04:06:01

    Ну вот и подкралась деградация. Это было заметно, что к этому всё идёт. Прорвался таки Коломиец со своим особым мнением. Что же он хотел сказать? Вернее – сказал. И что, никто не заметил? Ведь в течении 30 лет нам вбивают в голову, что сдали бы Ленинград – пили бы «баварское» и заедали сосками со штруделями… Конечно, в этот памятный день можно и вспомнить и Даниила Гранина, рассказывающего о каннибализме в осаждённом городе Петра и Ленина. У меня слов нет. У кого есть – скажите.

  • Татьяна Николаевна Бойкова28-01-2022 07:57:01

    Иван, почти всегда удаляю мерзкие, грязные комментарии Руслана Коломийца. Этот не самый мерзкий. А выпустила потому что хотела, чтобы люди возмутились и высказались по его существу. Представьте сколько мне приходится читать гадостей, написанных этим "бендеровцем", иначе я его назвать не могу. Но, как вижу - мимо прошло: кто-то тихо дремлет, кто-то в современных мобильных занят рассылкой всякой ерунды и даже, я бы сказала - невежества. Кто бегает из группы в группу по соцсетям, кто-то "цементирует пространство", что и по сей день модно, если настоящего дела нет.
    Да, был и каннибализм в осажденном городе, так ведь "жизнь прожить - не поле перейти", а тут такой АД, холод, голод -тяжко. Людей с глинцой всегда и везде хватало.
    Очень печально, что падает рабочая активность людей имеющих книги Учения на своих книжных полках. Мне, ведущий этот сайт вот уже 15-ый год, это особенно хорошо заметно и горько. Кто-то работает не покладая рук и души на общее благо, как сотрудники МЦР, и многие РО организации, а кто-то только прикрывается теми, якобы, делами, что выше описала.

  • Иван С.28-01-2022 08:15:01

    Вы видимо не поняли, Татьяна. Я о деградации социума, общества и вашего портала в частности. Сколько вы не стараетесь, как не напрягаетесь, а получается всё хуже и хуже. Пусть комментарий Коломийца не самый мерзкий, но его достаточно, чтобы опорочить всё светлое и героическое. А народ то молчит. Не верю в людоедение в Ленинграде, несмотря на гений Гранина. Иначе бы получалось, что в лютый мороз оголодавшие люди везли на санках трупы на кухни и в столовые. Не говорю о вранье бандеровца про Нюрнберг. Враньё! И вы на это ведетесь… Ведь не случайно совпадают даты 900 дневной осады великого города и памяти Холокоста. Это трагедия, которой вы так же сочувствуете. И. как вижу нет уже у вас на портале тем и жарких дебатов о единении, о возвращении Музея Рериха и Наследия. Думаю и этой выходкой западненца вы не привлечёте внимания. Теперь для всех стало важным «главное не поссорились», как сказано в статье Н.К.Рериха.

  • Татьяна Бойкова28-01-2022 08:41:01

    Не могу не согласиться с Вами, Иван. Активность падает на сайте о чем я и написала в своем комментарии. Не думаю, что наш сайт по существу стал хуже, но еще лет 10 назад, если к 17 часам по Москве и нас на проходило 500 человек, то я считала этот неудачным днем. За 24 же часа набиралось иногда и по 800-1000 человек. А сейчас посмотрите на счетчик слева вверху, за 24 часа прошло 282 чел. И этим страдает не только наш сайт. Если зайдете на Adni Yoga Top Sajtes (что виден рядом со счетчиком), то Вы увидите, что несмотря на все это, мы стоим среди 60-и, зарегистрированных там сайтов на 2 месте. Раньше стояли чаще всего на первом. Но и сейчас ниже 3-го не опускаемся. Зайдите, полюбопытствуйте.
    Вы ошибаетесь, я совсем не ведусь на этого западенца. В свое время будучи еще молодой девушкой я прочла все тома Нюрнбергского процесса в нашей фабричной библиотеке, которые мне были выданы из запасников. Тогда, в советские времена библиотеки на крупных предприятиях были не хуже городских.
    И людоедство в Ленинграде было - Д.Гранин не обманывает. Слышала от совей матери, а моя будущая свекровь, будучи молоденькой и не сильно доходягой, сама еле убежала от таких вот "охотников". И, конечно, в столовые это не привозили.... все это было для личного пользования. Ведь почему к нас кошек завозили из Сибири и Ярославля, потому что съели всех кошек. Знаю об этом больше, да писать не хочу. Трусливых и слабых душонок всегда хватало, но мы сейчас говорим о высоте Духа человеческого и великой любви к своей Родине.

  • Татьяна Бойкова28-01-2022 09:16:01

    Стихи Марианны Озолини

    ОСОБАЯ СТРАНА

    Нет прав ни у кого
    в страну мою стрелять,
    Нет прав ни у кого
    народ мой унижать,
    Нет прав у казнокрадов
    страну опустошать,
    Нет прав у лжепророков
    Культуру убивать!..
    Но право есть - немедленно
    фашизм остановить!..
    Есть право у народа
    Россию возродить!..
    Она одна такая --
    Особая Страна!..
    Звезда судьбы Заветная
    над нею зажжена!..
    27 января 2022 года.

  • Светлана28-01-2022 09:50:01

    Иван С., дело не в Коломийце и не в Татьяне Николаевне, не в "деградации" её портала, а в самих нас, посещающих этот сайт, в том числе и в Вас лично. Руководитель Адаманта не поддержала комментарий Р.К., она его выпустила для контраста восприятия этой тяжёлой и до сих пор незаживающей раны от той кровавой и чудовищной войны. Дискуссия и ведётся в области светотени, как, впрочем, и всё жившее и живущее на Земле, имеющее свои плюсы и минусы (в том числе и блокада Ленинграда). Деградация общества неминуема в наше время, но она необходима в эволюции для отбора и распределения.
    О единении и возвращении МЦР и Наследия на своё законное место говорилось и говорится немало здесь, когда тема касается именно этих важных аспектов, кричать об этом в каждой ветке под разной тематикой неразумно и нецелесообразно. Надо набраться терпения и пережить этот трудный период как для МЦР, так и для всей России, и неважно, кто, как и сколько здесь дискуссирует, важно, что портал живёт дальше и поддерживает своей жизнью Международный Центр Рерихов.

  • Л.Булатова28-01-2022 13:21:01

    Спасибо сердечное, дорогая Маррианна.

    Есть право У народа
    Россию возродить!
    Звезда судьбы Заветная
    Над нею ЗАЖЖЕНА!..

  • Вячеслав28-01-2022 13:26:01

    Татьяна Бойкова 28-01-2022 08:41:01:
    "Не могу не согласиться с Вами, Иван. Активность падает на сайте о чем я и написала в своем комментарии..."
    Татьяна, я Вам как-то по этому поводу тоже писал, но на эл.почту. Вы почему-то оставили мое сообщение без внимания. Наверное, какую-нибудь чепуху Вам предложил?..
    А еще рекомендую пересмотреть фильм "Друг мой, Колька!.." (1961). Особенно обратите внимание на сцену пионерского сбора в 7Б, с которого демонстративно уходит Колька Снегирев. Поведение старшей пионервожатой Лидии Михайловны Ивановой тоже, на мой взгляд, весьма поучительно.

  • Татьяна Бойкова28-01-2022 14:10:01

    Вячеслав, на такое письмо я обязательно бы ответила. Может Вы послали по старому привычному адресу adamant-lv@yandex.ru. Еще до сих пор многие, кто часто мне пишет - ошибаются, вернее их автомат устанавливает неверный адрес.

  • Иван С.28-01-2022 15:24:01

    Светлана, не нужно так всё сужать (с-ужать) ту проблему которая имеет место быть. Именно деградация. И вы это подтвердили. Она во всём мире. И этот портал нельзя исключать из этого процесса. Кто его читает и здесь присутствует – всё прекрасно видит и естественно реагирует. Неинтересено – вот и всё.

    По поводу единения и возвращения Наследия говорится мало (критически мало). А реакции ещё меньше. Какое ещё нужно терпение? Давайте забудем и всё. Так будет всем легче и спокойнее. Ну живёт портал и что? Раньше хоть были дебаты как высекание искр возжигающих огонь. А теперь – тишина. Перечитайте статью Н.К.Рериха «Всё тихо».

  • Татьяна Бойкова29-01-2022 08:08:01

    Иван, я несколько выше описала все причины такого посещения сайта- нас разъединяют специально. К этому дала понять, что все же, из 60 сайтов, мы в первых рядах. Согласитесь - сайт и форум - разные величины, и тем не менее, форум рерих.ком идет на 3-ем месте за нашим порталом. И все дело не в том, что неинтересно, т.к. материалов на портале такая махина - не перечитать и не перелопатить даже за полгода. Я не оправдываюсь, т.к. делаю все что можно и даже более того... Что Вы знаете обо мне... в каких условиях, я бывает, работаю, а помощников нет. Существенно помогает, прочитывая необходимые материалы, всего одна женщина, учитывая что у нее тоже работа, семья, дом, быт и т.п.
    Несколько лет назад пустила в бегущую строку объявление, что очень нужны волонтеры для помощи в работе на сайте (в основном это предназначалось для Барнаула, где я сейчас живу), но УВЫ! ни в Барнауле, ни в прилежащих городках не нашлось никого. Уж не говорю, что для работы внутри сайта, но ведь и другой работы на сайте хватает. Вот так, Иван.
    Кстати, обвинение, которое Вы вменяете мне и порталу может относится и сайту МЦР. Ведь все что там есть, обязательно переходит на наш портал в том или ином виде, помимо собственных материалов портала. Имею в виду либо сами статьи, либо бегущую строку.

    Тематика у нас на портале самая разнообразная. А то, что люди не реагируют, так это тоже можно понять. Вы же сами написали отчего все это...
    И, кстати, о лично о Вас, Иван. Вот Вы когда последний раз писали здесь, у нас, комментарии? Я не помню. Вот так и остальные.... кто да чем занят.
    Сейчас положение осложнилось еще и Ковидом, но знаю что даже совсем небольшие организации работают, причем даже выставки репродукций ухитряются устраивать (на Урале, например). Почему пишу-ухитряются, да потому что сейчас большей частью запрещены все большие собрания народа.

    Вот и пишущая здесь Любовь Булатова с некоторыми своими сотрудниками разместила выставку репродукций перед Новым годом в Д/К г.Миасса, а 7 января выставку открыли (она была посвящена Христу в творчестве Рерихов). Но представьте, как эта выставка работала еще перед Новогодним праздником и после него. Сколько несла Света! Ведь там проходили елки, на которые приходили дети. Я уж не говорю здесь о работа МЦР и таких корифеях, как Новосибирское общество Рерихов (не СИБРО), которое без остановки проводят выставки по всей Новосибирской обл. вот уже который год. Если смотрите бегущую строку, то знаете об этом. Можно сказать, что я едва успеваю менять там сведения о вновь прошедшей в области выставке.
    Это, Иван, для вас небольшой пример, как надо и как работают некоторые наши большие и маленькие организации.
    А про Наследие кричать все время одно и то же — ни к чему. Ведь главное не в том, кто громче крикнет: "Держи вора!", а в том, кто его быстрее догонит, а в нашем случае, кто еще упорнее будет работать, достигая заданной нам Цели.

  • Руслан Коломиец29-01-2022 21:30:01

    Татьяна Бойкова 28-01-2022 08:41:01:
    "Не могу не согласиться с Вами...Активность падает на сайте о чем я и написала в своем комментарии...я совсем не ведусь на этого западенца..."

    Совершенно не понимаю причин такого резкого обращения со мной.
    Искренне пытаюсь поднять активность на портале всеми своими силами, даже наблюдаю заметный результат этих усилий.
    Попутно помогаю полнее раскрыться здешним обитателям, показать все свои самые лучшие стороны - а значит, лучшие и истинные стороны рериховского движения.
    Потом, очень интересно узнать неофициальную точку зрения МЦР на текущие события, сделать выводы и прогнозы.

    Надземное,621. "...Вот вы поминали Нараду, названного Спорщиком. Он имел нелегкую задачу вызывать разумное суждение посредством спора, таким образом многие дремавшие сознания пробуждались. Также немало сильных духом принимали задания освободить людей от ветхих пережитков. Можно представить, как тяжка была жизнь таких очистителей! Они выдерживали ярые нападения, и лишь далекое будущее уделяло им справедливую оценку. Но многие такие труженики не оставляли имени; в истории лишь указывалось на некоторое движение, способствовавшее обновлению мышления. Не нужно думать, что таких борцов было мало..."

    Меня очень впечатлило светлое и радостное стихотворение ленинградской поэтессы Ирины Богдановской, посвященное героическим событиям "Русской Весны" 2014 года - в нем выражена некоторая глубинная, фундаментальная, исконная суть рериховского движения:

    Облетело планету
    Эхо Русской Весны…
    В дальних звёздах начертан
    Рок Великой Страны.
    Завершается ныне
    Князя Тёмного власть –
    Много горя России
    Довелось испытать,
    Но тугими ветрами
    Героических дней
    Преподобного Знамя
    Развернётся над ней,
    И она, в час восхода
    Трудный выдержав бой,
    Поведёт все народы
    Светоносной стезёй…

  • Елена31-01-2022 22:05:01

    Судя по комментариям, некоторые соскучились по дебатам и стараются их разжечь... Им надо незамедлительного продолжения истории с Наследием и всего, что с этим связано... Вот прямо всё и сразу!.. Но им придётся подождать... А разве не интересны все события, происходящие вокруг темы коронавируса? Если в них поглубже вникать, то ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫ и ОЧЕНЬ ЗНАЧИМЫ... Если их развитие пойдёт в определённом направлении, то это поможет разрешить многие глобальные проблемы, накопившиеся на планете по вине людей. Пусть любители интересных тем переключат своё внимание, например, на серьёзную забастовку дальнобойщиков в Канаде, эстафету которой уже принимает Европа... То ли ещё будет!

  • Сергей Скородумов02-02-2022 01:05:01

    По-моему, за последние несколько лет портал «Адамант» очень вырос в культурном и информационном плане. Публикуются интереснейшие материалы самого широкого спектра. И каждый может найти себе статью по душе. Это совершенно верно. Ведь для правильного понимания Живой Этики необходимо постоянно расширять свой культурный уровень.

    И вот здесь возникает закономерный вопрос. Может быть, не все «рериховцы» этого хотят? Вероятно, проблема именно в этом…

  • Иван С.03-02-2022 06:50:01

    Сергей, вы правы, что "не все хотят". Но есть и контраргумент. Насколько сам Адамант этого хочет?

  • Валерия Динабург05-02-2022 19:59:01

    Во-первых хочу поблагодарить Татьяну Бойкову и авторов статей - все, что размещается на портале очень нужно и вызывает и непосредственный сердечный отклик (как вот публикации о блокадном Ленинграде) и размышления. Все жизненно и именно вскрывается значение основ ЖЭ. Да, комментариев часто нет под статьями, но это вовсе не значит, что они не работают. Просто бывают периоды, когда многое уходит внутрь. И все же, друзья, призываю хоть коротко, но давать искорками малыми обратную связь порталу. Кроме того, действительно портал вырос как сообщество единомышленников и пара-тройка очень точных комментариев собственно сразу выявляет суть провокационных реплик (например того же Руслана Коломийца) и погашает уже далее пустую ненужную дискуссию, которую собственно и пытаются разжечь.


    Администратор

    Спасибо, Валерия.

  • Ирина Богдановская06-02-2022 01:19:01

    Иногда заглядываю на этот сайт, просматриваю публикации и комменты. Не понимаю, к чему Руслан Коломиец процитировал мой старый стих, написанный под влиянием ура-патриотического окружения и пропаганды. Позже я его удалила, откуда было возможно, так как, в отличие от многих рериховцев, избавилась от шовинистического дурмана. К слову, среди признанных деятелей искусства были те, кто восхищался Гитлером и Сталиным. Бернард Шоу, Лион Фейхтвангер... Они просто всего не знали и судили поверхностно, поддавшись массовому гипнозу.

    Что касается самого Коломийца, по существу он бывает прав, но при этом забывает об одной простой истине: "Правда, сказанная злобно, лжи отъявленной подобна". Как-то я общалась с ним в личке, и он вел себя как одержимый. Бог ему судья...

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История России, Руси »