Некоторые особенности современного Рериховского движения. Л.В. Шапошникова. Мы выживем только вместе. Л.В. Шапошникова. Международный конкурс социально значимых плакатов 2019/2020 годов «Люблю тебя, мой край родной!» 32-я Московская международная книжная ярмарка. Выставка фотографий Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера» во Владивостоке. Вышла в свет работа Т. Книжник «Американская трагедия. Уроки, выводы, предостережения». Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Рериха. МЦР. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Помощь Международному Комитету по сохранению наследия Рерихов. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



История музея


 

Путь к Музею

 

Рерихи любили Родину самоотверженно и жертвенно. Они верили в ее великую будущность и понимали сложность поставленных задач. «Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения», – писал Николай Константинович Рерих. «Русский народ покажет пример и даст человечеству новые пути, новые врата и тем обогатит и создаст новую прекрасную жизнь», – утверждал Святослав Николаевич Рерих. «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира», – писала Елена Ивановна Рерих, отмечая роль России в планетарном историко-эволюционном процессе.

 

Не избранность, но неизмеримо огромная ответственность виделась Рерихам в той миссии, которая была суждена их Родине. Собранный в «грозе и молнии», в страданиях и лишениях, ждущий своего раскрытия мощный духовный потенциал русского народа служил надежным фундаментом для преображения сознания. Без этого преображения эволюция была невозможна. Именно в пространстве России по ряду культурно-исторических причин начали складываться и новое мышление, и новое сознание, получившие позже название «космическое». Именно в Россию на русском языке была передана через Рерихов Живая Этика – философия Космической Реальности.

 

Вернуться на Родину старшим Рерихам не удалось – советские власти не были в этом заинтересованы. Выполнить задачу, поставленную родителями, смогли сыновья – Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи. Уникальное наследие – результат героических трудов всей семьи – было доставлено из Индии в Россию. Дальнейшая его судьба соотносится с характером самой России: она трудна, драматична и порой трагична.

 

 

Юрий Рерих возвращает Родине Рерихов

 

 

 Ю.Н. Рерих. 1958 – 1960 в Московской квартире Путь к созданию в Москве Музея имени Н.К. Рериха начался в конце 50-х годов прошлого века, когда в 1957 году по приглашению Н.С. Хрущева в СССР из Индии приехал старший сын Н.К. и Е.И. Рерихов, Юрий Николаевич, – выдающийся ученый-востоковед с мировым именем. Он привез с собой сотни картин своего отца, архив Центрально-Азиатской экспедиции, обширную личную библиотеку, часть фамильных коллекций  (древнебуддийская живопись, древняя бронза), личные вещи старших Рерихов – ту часть наследства, которая перешла к нему после ухода родителей.

 

Пребывание Юрия Николаевича на Родине было насыщено воистину подвижническими трудами. Его вклад в дело возрождения и развития загубленного репрессиями российского востоковедения огромен, а опыт и знания, приобретенные во время странствий по просторам Центральной Азии, бесценен. Этим опытом он щедро делился и с учениками, и со всеми, чей интерес к Востоку и его философским учениям не был праздным любопытством.

 

Ученый редкого синтетического склада, имевший мировое признание, удивительный человек – деликатный и мудрый, с характером воина, Юрий Рерих обладал какой-то особой, трудно объяснимой для современников притягательностью. «Юрий Николаевич постепенно становился уникальным энергетическим центром, которого так не хватало в те годы культурной России, – подчеркнула в выступлении на юбилейной конференции в честь 90-летия Ю.Н. Рериха Л.В. Шапошникова. – В лице Юрия Николаевича возник действительный магнит, лучи которого осветили и энергетически инициировали будущее Рериховское движение. Пребывание лишь одного Рериха на нашей территории уже сыграло огромную роль в нашей духовно-культурной жизни».

 

Именно Юрию Николаевичу удалось пробить стену запретов и умолчания, окружавшую в СССР имена и творчество Ю.Н. Рерих на открытии выставки Н.К. Рериха  в Третьяковской галерее. Июль 1959 г.Рерихов, и тем самым вернуть Родине ее национальное достояние. 12 апреля 1958 года в Москве на Кузнецком мосту впервые за долгий период открылась выставка полотен кисти Н.К. Рериха. «Выставка продвигается. Грандиозный успех. Ежедневно тысяч пять посетителей», – писал Юрий Рерих брату Святославу в Индию.

 

«Когда 4 мая думали, что выставку закроют, толпа не выходила до 11 ч. вечера и не выпускала дирекцию. Книга отзывов – в 6 томах!», – радостно сообщал он позднее. Москва, Ленинград, Киев, Рига, Тбилиси – и повсюду колоссальный успех.

 

За этот срок было выпущено два издания каталога с выставки Н.К. Рериха в Москве. Вышли статьи в центральных журналах, снимался фильм, готовилась монография. Ю.Н. Рерих неутомимо выступал с лекциями и докладами в музеях и галереях, участвовал в передачах радио и телевидения. Но главной его целью был Музей Н.К. Рериха, о создании которого Юрий Николаевич вел продолжительные и ответственные переговоры с высокопоставленными чиновниками советского правительства.

 

Но Мемориальный Музей Н.К. Рериха в Ленинграде или в Сибири (Алтае) так и не был устроен. Не состоялась и обещанная автономная экспозиция картин Н.К. Рериха в Русском музее Ленинграда. Для ее организации Ю.Н. Рерих передал из своей личной коллекции более трех сотен великолепных полотен Н.К. Рериха, большинство из которых ныне томятся в запасниках. Еще 60 принадлежавших ему картин Н.К. Рериха пополнило собрание Новосибирской галереи.

 

 

Ю.Н. Рерих, Л.С. Митусова и Л.М. Богданова на открытии выставки картин
С.Н. Рериха в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Май 1960 г.

 

 

11 мая 1960 года при содействии Ю.Н. Рериха в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка произведений его младшего брата, выдающегося художника Святослава Николаевича Рериха. Она пользовалась колоссальным успехом и собирала несчетное количество посетителей.

 

Спустя десять дней после открытия выставки, 21 мая 1960 года, Ю.Н. Рериха не стало. Он ушел из жизни внезапно, на взлете всех своих творческих сил и возможностей.

 

 

Святослава Рериха не допускают к наследству старшего брата

 

 

Ю.Н. Рерих не успел оставить завещания. Принадлежавшая ему часть наследия Рерихов стала предметом различных махинаций и интриг.

 

Права на наследство в полной мере должны были перейти к единственному законному наследнику – С.Н. Рериху. Еще до отъезда в Индию он подал в соответствующие инстанции заявление о принятии наследства и получил от секретаря министра культуры Е.А. Фурцевой заверения в положительном решении связанных с наследованием вопросов.

 

Святослав Николаевич распорядился передать уникальную библиотеку брата в Институт востоковедения Академии наук СССР для создания Мемориального кабинета Юрия Николаевича Рериха. В квартире Ю.Н. Рериха на Ленинском проспекте остались жить сестры Богдановы, Людмила и Ираида, экономки, сопровождавшие Рерихов в Центрально-Азиатской экспедиции и вернувшиеся на Родину вместе с Юрием Николаевичем. С.Н. Рерих передал в их пользование финансовые средства брата и его гонорары. В той же квартире оставалась значительная часть наследия Рерихов, привезенная Юрием Николаевичем из Индии.

 

Через год после смерти Ю.Н. Рериха умирает Л.М. Богданова, а ее сестра, И.М. Богданова, через некоторое время выходит замуж за некоего В.Ю. Васильчика. И.М. Богданова не имела никаких документов, подтверждающих ее права на наследие Рерихов. Тем не менее, в печати стали появляться публикации из архивов Ю.Н. Рериха за подписью «Богданова-Рерих», а на выставках – картины, сопровождаемые надписью «из собрания И. Богдановой».

 

Обеспокоенный судьбой оставшегося в СССР наследия родителей и брата, С.Н. Рерих обратился к послу СССР в Индии И.А. Бенедиктову, послу Индии в СССР К.П.Ш. Менону и министру культуры СССР Е.А. Фурцевой – безрезультатно.

 

Министр культуры СССР Е.А. Фурцева открывает выставку
С.Н. Рериха в ГМИИ имени А.С. Пушкина. 11 мая 1960 г.  

 

 

Во время очередного визита в СССР С.Н. Рерих передал в Министерство культуры Памятную записку, в которой, в частности, писал: «Как единственный прямой наследник художественных и научных ценностей, созданных или собранных моим отцом, академиком Н.К. Рерихом и братом профессором Ю.Н. Рерихом, я считаю своим долгом выразить пожелание, чтобы указанные ценности были бы взяты под надлежащую охрану и использовались бы только в соответствующих научных и культурно-просветительских целях».

 

В апреле 1976 года в большом письме к министру культуры П.Н. Демичеву С.Н. Рерих опроверг измышления о родственной связи И.М. Богдановой с семьей Рерихов и отметил, что она «никакого отношения к научной или творческой деятельности моих родителей и брата не имела. Вместе со своей покойной сестрой она многие годы занималась хозяйством, чем единственно ее связь с членами нашей семьи всегда ограничивалась».

 

В том же письме Святослав Николаевич Рерих предложил министру культуры П.Н. Демичеву осуществить комплекс мер по сохранению и правильному использованию художественных и научных ценностей, оставшихся на квартире Ю.Н. Рериха. В частности, для контроля предполагалось создать работающую на общественных началах комиссию из компетентных лиц, в составе которой он видел Л.В. Шапошникову, А.Н. Зелинского, П.Ф. Беликова и других. Предложения С.Н. Рериха приняты во внимание и реализованы не были.

 

В ноябре 1979 года С.Н. Рерих обратился к председателю Совета Министров А.Н. Косыгину. Он писал: «В настоящее время доступ к распоряжению этим имуществом (брата – ред.) получили посторонние, абсолютно некомпетентные лица, и я фактически оказался отстраненным от участия в его использовании. Склоняясь всегда к тому, чтобы ценности культурно-общественного назначения находились в музеях, хранилищах или научных учреждениях, я хотел бы надлежащим образом распорядиться культурным наследием, созданным и собранным членами нашей семьи, и был бы чрезвычайно признателен за предоставление мне такой возможности».

 

В июне 1981 года Святослав Николаевич повторил попытку обратить внимание правительства на недопустимость сложившейся ситуации. В письме председателю Правительства СССР А.Н. Тихонову он пишет: «В связи с ненормальным положением, сложившимся за последние годы в мемориальной квартире моего брата, прошу Вашего скорейшего содействия в урегулировании дел, связанных с наследием нашей семьи и использованием во благо ценнейших культурных и научных материалов в целях изучения и просвещения».

 

В январе 2004 года умирает И.М. Богданова, и все оставшееся после смерти Юрия Николаевича наследие Рерихов полностью попадает в руки ее мужа, В.Ю. Васильчика. Масштабы расхищения принадлежавших Рерихам редчайших культурных ценностей резко возрастают.

 

Двойная игра госчиновников в отношении наследственной части Ю.Н. Рериха, беспощадность, с которой они устранили законного наследника от распоряжения ею, привели к разрушению целостности привезенной Юрием Николаевичем части наследия Рерихов. В результате Россия, может быть, безвозвратно лишилась важных научных и художественных коллекций, необходимых для всестороннего осмысления наследия, собранного подвижническими трудами всей семьи Рерихов.

 

 

 

Основная часть наследия Рерихов

 

Святослав Николаевич Рерих задумывался над судьбой хранимого у него наследия еще в 60-х годах прошлого века. «Е.И. завещала мне все, и я временно все сохраняю, – писал он в декабре 1967 года В.А. Шибаеву. – Ведь мы только временные заместители. Но все же наша ответственность велика. Как я уже писал, главное затруднение – найти сотрудников подходящих, серьезных, знающих».

 

С.Н. Рерих, Л.В. Шапошникова и Д.Р. Рерих
в художественной школе при центре искусств
«Читракала Паришад». Бангалор. 1980


Людмила Васильевна Шапошникова, будущий Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, познакомилась со Святославом Николаевичем Рерихом в 1968 году. Крупный ученый-индолог, талантливейший писатель, лауреат Международной премии имени Дж. Неру, она в течение ряда лет работала в Индии, в Мадрасе. Преподавала в Университете, затем работала в мадрасском отделении представительства Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Почти каждую неделю она бывала у Святослава Николаевича в Бангалоре. Они обсуждали многие проблемы, но тему хранившегося у него наследия Святослав Николаевич впервые затронул в 1972 году.

 

«Мои родители, да и мы с Юрием Николаевичем, все работали для России, и то, что сделали, хотели передать ей, – вспоминает Людмила Васильевна слова С.Н. Рериха. – А архивы матушки – самое ценное во всем наследии. Это прежде всего беседы с Учителем, которые послужили основой Живой Этики. Там много такого, чего еще нельзя открывать. Но я остался один из всех и на мне лежит ответственность передачи наследия и особенно архивов». Тогда он поинтересовался ее мнением, кому в СССР все это можно передать. Вопрос был неожиданным и сложным. У Л.В. Шапошниковой не было сомнения в том, что передача подобного архива ничего хорошего не сулила: он мог оказаться одинаково недоступным для исследователей как в частных руках, так и в ведении государства. Велика была вероятность полного засекречивания архива, поскольку в те годы советская система и ее идеология нетерпимости к инакомыслию были очень сильны. «В Ваших рассуждениях есть большая доля правды. Оставим пока эту проблему и подождем», – закончил разговор Святослав Николаевич.

 

Начавшаяся в СССР перестройка многое изменила. К концу 80-х годов прошлого века советская тоталитарная система подходила к точке своего распада, идеологический прессинг ослаб, и над страной витали идеалы свободы. Перестройка ускорила процесс формирования нового мышления, которое в свою очередь определило поворот к духовным ценностям, к новому осмыслению богатейшего культурного наследия страны. Оно же породило огромный всплеск все возрастающего интереса к Рерихам, их наследию, к культурным традициям Востока.

 

Эти процессы предопределили возможность создания в Москве Музея имени Н.К. Рериха, путь к которому, длиною в 40 лет, завершился в 1997 году, когда 9 октября в старинной усадьбе Лопухиных состоялось открытие его постоянной экспозиции. Это было своего рода «третье открытие» Музея. Чтобы понять всю значимость этого события, необходимо проследить историю становления музея и тот непростой путь, который был им пройден.

 

 

 

09.08.2019 11:12АВТОР: | ПРОСМОТРОВ: 138


ИСТОЧНИК: МЦР



КОММЕНТАРИИ (2)
  • Ксения09-08-2019 18:53:01

    Мы надеемся, что история Общественного Музея Н.К. Рериха в Москве в усадьбе Лопухиных не закончена. Справедливость должна восторжествовать.

  • Любовь Булатова10-08-2019 08:02:01

    Вы правы, Ксения.Справедливость пробьет себе дорогу.
    Сейчас история общественного музея имени Н.К.Рериха переживает трагические времена. Но именно они служат нашему возмужанию и взрослению, и единению. Несомненно эволюционные идеи, принесенные Рерихами завоюют мир!

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История РД »