26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Искусство — спасение от деградации. Юрий Темирканов


 

Темирканов Юрий Хатуевич


«Мне жаль людей, которые не любят классическую музыку, балет, оперу. Они просто обворовывают себя. Но я не утверждаю, что нельзя считаться культурным человеком, не посещая оперы. Любовь к опере не есть некий признак культуры. Для меня культурный или, лучше сказать, интеллигент­ный человек — тот, для которого знания, приобретенные из книг, в театрах и на концертах, все хорошее, чему научила его жизнь, становятся его сутью, определяют его поступки и жизненные позиции. Не обязательно, чтобы у него было высшее образование. Среди людей, которые, может быть, не прочитали десятка книг, очень много по-настоящему интеллигентных, они культурны генетически, душой. Мне, например, не раз доводилось бывать в российских деревнях и видеть, как там здороваются с незнакомцами. Эта традиция — желать человеку здравствовать — идет от высокой культуры, от удивительной душевности и врожденного такта. С другой стороны, знаю кандидатов наук — хамов. У себя в Кабардино-Балкарии я также встречал глубоко интеллигентных людей среди стариков: мудрых и терпеливых, на­деленных огромным жизненным опытом, помноженным культурой наро­да. Им не посчастливилось учиться в вузах — другие были времена, другие условия, но им удалось не потерять связи с прошлым своего народа, с его обычаями, со своей землей, со своим языком. И они передают все эти знания будущим поколениям. Кстати, хорошее владение родным языком — один из главных признаков культуры человека. У нас же порой человек говорит на родном языке, употребляя половину иноязычных слов, и бравирует этим. Нужно говорить чисто, грамотно, умея пользоваться его богатейшим по­тенциалом, и на русском языке. Это язык межнационального общения, без него невозможно постижение истории и культуры народов России, не го­воря уже о великой русской литературе. Знание иностранных языков, хотя бы одного — это тоже важный показатель уровня цивилизованности совре­менного человека.

По-разному можно быть интеллигентным. Но мне все-таки очень жаль людей, не читавших Пушкина, Толстого, Достоевского...»

 

«Вообще надо наконец признать, что фраза «культура принадлежит на­роду», которую мы много лет повторяли, не верна. Если мы хотим разо­браться по совести, то увидим, что высокая культура, настоящая, которая как якорь держит человечество — не для всех, не для широких масс. Она принадлежит интеллигенции и подтягивает под себя сознание народа. На­стоящее искусство создается для той части человечества, которая в большей степени отличается от тех, от кого мы произошли, и все-таки предполагает высокий уровень вкуса. Например, классическая музыка по определению не может и не должна быть массовой. То есть, конечно, она для народа, но для народа избранного. И только избранный народ может ценить, хранить и двигать духовную жизнь. Это только часть нации. Иначе культура была бы тем, что показывают по телевизору. Когда-то Ленин сказал: из всех ис­кусств для нас важнейшим является кино, а дальше у него было (но это никогда не произносилось) — потому что масса народа безграмотная».

 

«Искусство во все времена принадлежало элите. Однако ее, эту элиту, определяют не деньги, а духовность. Массы потребляют массовую культуру, которая к культуре не имеет никакого отношения. Плохие стихи, плохой роман — это то, что все читают. То же происходит и с нашим телевидением: почти со всех кана­лов льется западная помойка на нашу страну, наших детей. Над ней думать не надо, не нужно огорчаться, потому что она пробуждает примитивные, животные инстинкты. Там не душа, а поджелудочная железа работает, ко­торая возбуждает одинаково твою собаку и тебя. А настоящее искусство предполагает сотрудничество. И если вы не работаете душой — никакое высокое искусство вам ничего не скажет. Настоящее искусство предполага­ет сопереживание, нельзя прийти в церковь и отбыть там время, тогда ваша молитва не считается, она не дойдет до Бога.

 

 

Если общество дичает духовно, как сейчас, то тогда культура — не толь­ко музыкальная, а вообще — отодвигается на обочину. Общество все больше материализуется, и люди думают, как в Древнем Риме, только о хлебе и зрелищах, и главным образом диких. А мы знаем, к чему это в конечном итоге привело. Уровень культуры, образованности, просто порядочности — падает. Люди разучились нормально разговаривать, речь состоит из полублатного жаргона, к которому сейчас еще добавился компьютерный интернет-сленг. Поэтому положение в России с духовностью довольно тяжелое. Сегодня са­мое опасное — не голодные старики и беспризорные дети. Еще хуже, что страна, давшая миру Пушкина, Достоевского, Толстого, Чайковского, Му­соргского, сейчас превратилась в слив западной масскультуры, глотает теле­передачи, эстраду, кино не лучшего качества — все, что на Западе мерзко и дешево. Когда-то Бабель написал о том, что Россия являла собой «отъезжее поле европейской культуры». Тогда это было не совсем так. Сегодня, увы, во многом подтверждаются эти слова. Мы сбили молодежь с пути. Дети чуть ли с рождения знают Интернет, но не знают Пушкина. Они растерялись, по­тому что они не знают, что такое хорошо и что такое плохо, они не научены отличать одно от другого, не понимают, что такое настоящая культура. Мое поколение, по крайней мере, я так думаю, обмануть довольно сложно. Мы, к счастью, учились в хороших школах, у хороших учителей».

 

«Вот говорят, если народ сам не хочет просвещаться, может, оставить его в покое, пусть живет как хочет, зачем ему навязывать классическое искусство? Так никто никого тут не неволит. Но нести искусство в массы, как бы это ба­нально ни звучало, — наша работа. В том числе и в массы власть предержа­щих. Не знаю, как насчет внутренней культуры сегодняшнего чиновника, но, может, в будущем из просвещенного народа как раз и могут выйти те, кто спо­собен и достоин страной руководить.

Сейчас все слушают блатной шансон, называя это народными песнями. Но ведь есть и лучшие примеры массовой культуры — произведения Соловье­ва-Седого, великого Гершвина и Дунаевского... Но не их показывают по теле­визору, а все самое низкопробное и объявляют: «Это культура!» Народ смо­трит и платит деньги. А почему? Это «заслуга» власти.

 

Настоящая культура ведь никогда в истории не окупалась.

В средние века даже захудалые феодалы понимали, кто такие Рафаэль и Веласкес. Они сманивали гениев, предлагая им лучшие условия. Каждый им­ператор строил театр, желательно лучше, чем у соседа, имел своего любимого придворного поэта, художника, композитора, поддерживал их. Князья, цари, принцы, короли относились к культуре всерьез и старались, как говорится, субсидировать творцов.

И у нас, в России, так исторически сложилось, что искусство всегда опла­чивалось из казны. Царь содержал императорские театры, они подчинялись Министерству двора, на деньги которого заказывали роскошные декорации и костюмы, а потом еще и награждали артистов.

 

А сейчас, когда государствами руководят технократы, атеисты, люди не очень близкие к культуре, они просто не понимают, что значит культура для страны, для народного духа. Они страшно далеки от забот культуры и стесня­ются признаться, что она им не слишком-то и нужна, и не задумываются над тем, что без культуры и промышленность в стране будет отсталой. Через это не перепрыгнуть, демократия у вас или нет.

 

В зрелом обществе создавалась атмосфера, когда Третьякову, Морозо­ву или Мамонтову просто необходимо было отдавать деньги на искусство. Этого их душа требовала. К несчастью, после 1917 года закончились эти по­разительные традиции, когда богатые люди понимали, как важна для лю­бого общества духовная часть его жизни, а не только хлеб насущный. Если нынешнее общество не заставит служить культуре тех, кто неожиданно для себя стал миллиардером, значит, все погибнет. И общество должно будет взять на себя вину за это. При этом добавлю, служители культуры не долж­ны мельтешить и выпрашивать средства на существование. На Сикстинскую капеллу папа Сикст дал Микеланджело огромную по тем временам сумму. А правители в раздробленной Италии хотели показать, что они образованнее, чем сосед, и перекупали художников, музыкантов, каждый у себя в столице устраивал что-нибудь этакое... Поэтому, приезжая в Италию сейчас, вы каж­дый город воспринимаете как столицу, там везде художественные академии и музеи. В Германии каждый курфюрст стремился получить своего Моцар­та. Потом культуру стали поддерживать богатые люди, как в Америке, на­пример. В Англии государство тоже дает деньги на культуру, но по большей части ее поддерживает общество. А у нас, пока такое общество не появится, это должно делать государство. Это самое правильное — когда государство финансирует культуру от имени общества. А общество формирует запрос, потому что культура ему необходима, иначе оно, если будет только сидеть у компьютеров и телевизоров, вконец одичает...»

 

«Сегодня в России есть богатые люди, но они кроме футбола ничего не признают. Они даже не знают, что такое филармония. Да, во всех странах беспокоятся о спорте, везде есть футбольные болельщики. Нужно это? Нуж­но. Но есть разница. После концерта классической музыки, после прочитан­ной книги никто не выбегает бить своего ближнего...

 

 

Мой первый западный импресарио, великий Сол Юрок в Москве всег­да останавливался в гостинице «Националь». И он рассказывал: «Захожу в свой номер, смотрю — у шкафа дверца закрывается только с помощью под­ложенной бумажки, в туалете к бачку веревочка привязана. Все как всегда, все в порядке!» Но решать проблемы сиюминутно — веревочкой подвязы­вать — это не решение проблем. Если мы не поймем, что все в жизни общества — и экономика, в конце концов, — зависит от уровня культуры, духов­ности, то мы погибнем! Надо стараться сделать так, чтобы люди понимали, что общество, у которого не развивается культура, не добьется успехов ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни в чем».

«Когда общество дичает, страна деградирует. Это относится не только к музыке — к литературе, живописи, бытовому поведению. В России растет по­коление, которое не читает книг, не знает живописи, не слушают классику. Это опасно. Я стою на том, что без культуры ни у страны, ни у народа нет будущего. Особенно это имеет отношение к России. Если мы и дальше будем пренебрегать великой духовностью, которую нам оставили предки, мы пре­вратимся в зулусов. Люди моего поколения еще могут отличить Рафаэля от Глазунова, а молодежь думает, что это поп-звезды 70-х...

Поп-музыка — это культура подворотни, а общество помогает ее распро­странению — попса в телевизоре с утра до ночи. В итоге всю нашу среду оби­тания мы сами превращаем в сплошной стадион и сплошную подворотню. Неужели это трудно понять?

 

 

Наши филармонические залы, к сожалению, не всегда заполнены. Прав­да, то же самое происходит и в Америке, и в Европе. Да и публику главным образом составляют люди старшего поколения. Молодежь предпочитает му­зыку, которая не предполагает духовной работы. Просто глотаешь грязь, ко­торая льется из динамиков. Это легко. А настоящее искусство требует труда, но без этого не будет духовного роста».

 

 

«При советской власти пропаганда поддерживала артистов, музыкантов, спортсменов, а сейчас государству вполне достаточно телевизора. Людям этого напрямую не говорят, конечно. Но и не делают ничего, поэтому все уезжают — лучшие композиторы, музыканты, педагоги, солисты, художники, величайшие танцоры покинули страну. Если раньше к артисту относились с почтением, он занимал видное положение в обществе, то сейчас у него репу­тация тунеядца. В результате учатся музыке кто попало, иногда даже зани­маются музыкой от безысходности, чтобы просто чем-то заняться. А таланты настоящие, которые рождаются в России, уезжают в другие страны, где их не так обижает жизнь. И судить их за это нельзя. Ведь бог его знает, что молодой музыкант должен будет делать, чтобы прожить здесь, в этой стране. Раньше уезжавших называли «предателями Родины». Сейчас, к счастью, таких глу­постей не говорят, но за Отчизну обидно. К сожалению, наше государство к культуре относится как к факту жизни общества, не столь уже и важному. Власть до сих пор считает, что незаменимых людей нет, — если надо, назначим. Что у нас очень богатая талантами страна, и завтра-послезавтра мы опять наберем. А это неправда. Мир изменился, этот обман уже не пройдет. С каждой талантливой личностью исчезает часть нашей духовной культуры, восполнить которую уже нельзя. А главное — во всех видах искусства важна передача традиций школы, преемственность. Этого уже нет, связи обрывают­ся. Из-за отъезда педагогов стали преподавать те, кто этих традиций не полу­чил, — они не умеют, не научились учить. Российский балет перестал быть лучшим в мире, когда в нем не стало Нуриева, Барышникова. Вот пройдешь­ся вокруг «Карнеги-холл», посмотришь афиши — всегда большинство на­ших бывших российских исполнителей. Приятно, конечно, что наши музы­канты определяют уровень мировой исполнительской культуры, но живут и работают они уже в другой стране. Потому что там у власти правильные пози­ции. Скажем, в Америке в каждом городе музыканты и дирижер — самые по­читаемые люди. В Европе — то же самое. В США — 1200 оркестров, у нас — 45-Когда руководители Балтимора, Бостона, Филадельфии перечисляют самые большие достижения, на первом месте — их замечательный оркестр, потом идет поразительный музей, а дальше — все остальное. Здесь же считается, что цирк, эстрадные певички и классическая музыка — это все один профсоюз. Именно поэтому страна падает в бездну, трясину бездуховности. Может, под­нимется экономика, но уже не вернуть культуру».

 

«Серьезная музыка — фундамент культуры, по отношению к ней можно судить о культуре всей страны, об уровне ее цивилизованности. Ведь самый короткий путь к душе человека лежит через его чувства, а значит, через му­зыку. Музыка воспитывает чувства человека, его ум и сердце, делает его до­брее. Поэтому так важно пробудить в людях любовь к музыке, особенно — к классической. Есть какой-то огромный, богатейший внутренний мир у че­ловека, который нельзя опошлить словом, мир тончайших его ощущений, чувств, переживаний. Это то, что берет на себя музыка. Музыка превосходит слово по силе проникновения.

 

Вообще миссия искусства, а не только музыки, — держать человека в человеческом облике. Музыка появилась первой из искусств, еще когда ребенку напевали что-то вроде колыбельной. И когда провожают в по­следний путь, тоже что-то играют обычно, то есть она сопровождает нас всю жизнь. Мы так к этому привыкли, потому и не ценим. Музыка — един­ственная из искусств, которая возвышает человека над суетой мира, даже когда музыка — это реквием, трагическая мелодия, она все равно достает из вас самое лучшее, что вложила природа».

 

«На пустом месте ничего не создашь, нельзя построить культуру, у ко­торой нет фундамента. В Москве и Петербурге дела в культуре обстоят более или менее прилично благодаря поддержке правительства, но если говорить серьезно, то у страны в целом фундамента нет. Поэт Расул Гам­затов замечательно сказал о том, что, если ты в прошлое выстрелишь из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки. К сожалению, мы, старшее поколение, не смогли создать достаточно прочную духовную основу, на ко­торой было бы по-настоящему воспитано молодое поколение. Мы были по-граждански инертны. Мы приспосабливались. И молодые об этом знают. Поколение наших отцов жило во времена более чем сложные. Но то, что они оставили нам — Победу в войне, свои святые могилы, — это стало для нас той духовной почвой, на которую мы крепко могли опереться, стоять на ней. Однако я все же думаю, что наши дети — не потерянное поколение. То, что происходит с молодежью, это проблема не только сегодняшняя. Это было всегда. Да, в рядах молодого поколения сегодня много растерянных. Но ведь и мы еще что-то можем сделать. И хотя массовая культура расплы­вается, как грипп свиной, и бороться с этим трудно, мы готовы к борьбе за духовные основы нашего общества, за веру в идеалы. Мне кажется, будто мы сидим на баррикадах и защищаем наших детей от тех, кто хочет их сделать дикарями. Искусству в этой борьбе принадлежит немалая роль, а может, и решающая. Особенно — музыке».

 

«Я против глобализации в культуре. Хотя совершенно не возражаю про­тив взаимопроникновения и соединения культур разных народов, если это взаимообогащение идет на пользу всем сторонам. Но, с другой стороны, когда нивелируются все народы и культуры, станет грустно жить. Весь мир носит джинсы — это хорошо, удобно, но ведь скучно.

 

Стремление повышать свой культурный уровень должно быть в каж­дом человеке. Внутренняя культура не увеличивает продолжительность жизни, но увеличивает продолжительность прожитого по содержанию. То есть личность испытывает гораздо больше впечатлений за тот же отрезок времени. Он больше впитывает в себя мира, чем тот, который только ест, пьет, спит и ходит в туалет... Сегодня человек чувствует себя свободным. Все могут ехать куда хотят, видеть другие страны, другие культуры, дышать и жить, как им нравится. Но вот парадокс: сейчас, когда наступила свобо­да передвижения, самовыражения, я уже жалею, что нет цензуры. Потому что иной раз свобода заменяется вседозволенностью в обществе. И пока мы станем по-настоящему культурной страной, сколько за это время взрослых и детских душ обеднеет. Увы, мы дикие. Еще Пушкин говорил: «Я, конеч­но, презираю свое Отечество с головы до ног, но мне досадно, если ино­странец разделяет со мною это чувство». Вот и мне досадно, когда наше бескультурье критикуют на Западе.

У нас в стране время от времени объявляется «Год культуры». Но этого ничтожно мало, культуру необходимо объявить национальной идеей в Рос­сии навсегда».

 

 

Из книги Джамили Хагаровой: «Юрий Темирканов. Монолог»

(Скифия, Санкт-Петербург, 2015).

 

Информация подготовлена Санкт-Петербургским отделением МЦР.

04.11.2016 09:37АВТОР: Юрий Темирканов | ПРОСМОТРОВ: 2175




КОММЕНТАРИИ (4)
  • Ксения04-11-2016 17:10:01

    Глубокая и красивая душа у Юрия Темирканова. Такие люди являются достоянием России и всего мира. Как понятна его боль за то, что происходит с Культурой сейчас в России. Замечательна его идея объявить культуру национальной идеей России навсегда. Она перекликается с мечтой Н.К.Рериха о том, чтобы был не один День Культуры, а каждый день в году был днём Культуры. Будем верить, что это осуществится. Бурный водоворот событий сметёт пену и мусор, всё наносное, и очистятся души людей, готовых к этому очищению. А сейчас каждая душа на испытании, но очень трудно противостоять той грязи, которая льётся со всех сторон, особенно трудно детям, молодёжи. Н.К. Рерих писал, что "если душа и сердце чистое, то грязь к ней не пристанет". Поэтому очень важно воспитание в семье, там нужно закладывать основы истинной Культуры.Своим примером давать детям основы нравственности,предлагать лучшие образцы художественного, музыкального творчества, лучшие литературные произведения. Чтобы было с чем сравнивать, когда они будут сталкиваться с чем-то уродливым и малокультурным в жизни и в интернете. Воспитывать иммунитет ко всему противоестественному и низкому. Хорошо, если такое воспитание продолжится в школе, а потом и в институте или училище. Ведь мы все можем в этом участвовать по мере сил и возможностей.

  • Istina05-11-2016 11:33:01

    Если часто оборачиваться назад (в том числе в музыке), то можно повторить опыт жены Лота.
    Лайнер Эволюции не остановить, и он летит в Будущее!
    Из Дневников Е.Р. 26.1.28: «…не тема, но ритм составляет сущность музыки сфер».
    Недавно был сон – танцплощадка, молодёжь как в хороводе стремительно парит над ней, а с неба льётся музыка изумительной красоты в чётком новом ритме. Ни рок, ни бит, ни транс…
    Полагаю, что скоро мир станет свидетелем рождения нового музыкального стиля.
    И пусть это произойдёт в России!

  • Ксения05-11-2016 15:19:01

    Istine. Одно из объяснений смысла Знамени Мира: прошлое, настоящее, будущее в кольце вечности.

  • Istina06-11-2016 06:08:01

    Да, но надо смотреть в будущее, ибо прошлое несовершенно. Каждый новый миг содержит всё прошлое плюс элемент новизны. Надо взять из прошлого лучшее и развиваться.
    МЫ ЖИВЁМ БУДУЩИМ – так Утверждает Высший Разум, так сказано в Живой Этике.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Культура »