26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



«На море-окияне, на острове Буяне». Елена Орлова


 

Древний остров Руян, современный –Рюген, сказочный - Буян

Древний остров Руян, современный –Рюген, сказочный - Буян

 

 

Встану я, благословясь,
пойду, перекрестясь,
Из избы в избу,
Из ворот в ворота,
под восточную
к окиян-морю.
В окиян-море стоит остров Буян.
Народный заговор


«На море-окияне, на острове Буяне»… Кому из нас с детства не знакомы эти строки? Или вот еще такие:

 

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.

(А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»).

 

Название мифического острова довольно часто встречается и в русских народных заговорах и в пушкинских сказках. Буян, упоминаемый в старославянских заговорах и заклинаниях, находится где-то в морских далях и  носит фантастические черты потустороннего мира. В заговорах Буян выступает как место пребывания мифологических персонажей или чудесных предметов, которые придают заклинанию особую действенную силу.

Что же это за остров такой и существовал ли он на самом деле? Оказывается, существовал.

Остров Буян, по мнению большинства исследователей — это древний остров Руян или современный Рюген, на котором в старину находился священный город западных славян Аркона вместе с центральным святилищем.

Аркона являлся известным славянским культовым центром. Центральным местом святилища был храм, посвященный богу Святовиту. Вот что пишет о нем  Саксон Грамматик: «город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм».

В городище находился источник, особо почитаемый во время языческих праздничных ритуалов, а неподалеку располагался могильник в виде кургана, а также по всему острову были щедро рассыпаны камни для жертвоприношений.

В ходе раскопок на месте святилища были обнаружены остатки культовых предметов – в частности, оружия и жертвенных животных.

Археологические находки датируются временем, начиная с эпохи каменного века.

Остров был позднее заселен германским племенем ругиев. Еще позже на нем появляется славянское племя руян, от которого и произошло, видимо, название острова.

Руяне или руяны в основном занимались земледелием и рыболовством. А еще совершали грабительские набеги на соседние земли и воевали с ними. В ходе этих войн, Аркона была, в конце концов, разрушена, а святилище четырехликого бога Святовита полностью уничтожено.

Световит или Белбог являлся у славян богом плодородия и белого света, дарующего жизнь. Световит отождествлялся с Родом и поэтому считался «богом богов». Саксон Грамматик писал: «Иноземные купцы, приходившие в Аркону, должны были платить идолу часть своих товаров; даже король датский Свен Отто подарил ему золотую чашу высокой работы. От сокровища Световидова содержаны были триста всадников с стольким же числом лошадей. Когда у рюгенцов была война, то сии всадники отправлялись в поход, и вся добыча, полученная ими на сражении, принадлежала Световиду. Кроме сих лошадей держали ещё белого коня, принадлежащего собственно лицу идола, который, по словам жреца, ездил на нём иногда против неприятеля. Для того и показывал жрец в иное утро, как этот конь устал от дальней тяжёлой езды... Сам жрец кормил этого коня, и он только один имел право иногда на нём выезжать. Это животное почиталось столь святым, что не дерзали сгибать у него ни одного волоса ни в гриве, ни в хвосте... Главное торжество происходило ежегодно после жатвы; тогда стекалось обыкновенно великое множество народа, который приносил идолу первенцы собранных плодов. За день до того жрец должен был сам выместь храм, не переводя однакож дыхания; и каждый раз, когда ему надлежало перевесть дух, он должен был выйти из храма, дабы великое божество не осквернилось дыханием смертного. На другой день начиналось торжество. Священник осматривал сперва рог, бывший в руке Световида; и ежели он ещё был наполнен вином, то предсказывал он благословенную жатву на будущий год противное ж тому случалось, когда рог был вовсе пуст... По окончании сего первого торжественного действия выливал он старое вино, наполнял рог снова и давал отведывать идолу; но как вино никогда не нравилось Световиду, то он сам опоражнивал рог, наливал его снова и опять вкладывал ему в руку. Потом являлась новая процессия, то есть каждый год приносили в жертву Световиду сладкий пирог. Жрец становился за ним, и если пирог был так велик, что за ним жреца не видно было, то думали, что это приятно для божества; а в противном случае жрец увещевал народ приносить в будущий праздник гораздо больший пирог, и всё богослужение оканчивалось новым увещеванием пребыть навсегда верными служению Световида. Тут начинали пировать и почитали за грех, если кто не хотел много пить».

Кстати, славянское население острова Рюген называлось Русью, а сам остров, по некоторым данным, назывался не иначе, как Рус. Возможно, именно отсюда, из легендарного Рюгена-Руса-Буяна и пришли первые русичи в наши края вместе с Рюриком. Не потому ли остров Буян является излюбленным образом у восточных славян в народных преданиях и сказках?

Легенды и были родного края.

Гора Богдо

Гора Богдо

 

Много прекрасных гор рассыпано на Земле. Но, бесспорно, прекрасней всех гор та, что ближе всего к родному краю. Для меня такой горой является священная Богдо, затерявшаяся в южных степях волжского Понизовья, где  родилась я сама.

 

Богдо у калмыков гора священная. Многие называют ее «поющей» или «звучащей» горой. И вправду часто вблизи нее можно услышать странные таинственные звуки, похожие на завывания и протяжные жалобные стоны. Правда, ученые не видят в этом ничего сверхъестественного, считая подобный феномен обычным природным явлением. Но местные жители, несмотря ни на какие научные объяснения, упорно продолжают из века в век поклоняться святой горе.

 

Про Богдо в народе ходит много легенд. Одна из них гласит о том, что когда-то давно на Волгу приехал сам Далай-лама. Огляделся он вокруг, и его удручило то, что в бескрайней нижневолжской степи не было гор. Тогда приказал он двум братьям-монахам принести из Урала в эти края гору-камень. Долго шли братья, и были они уже на полпути к тому месту, как повстречалась им по дороге юная красавица. У одного из монахов, глядя на девушку, возникло плотское искушение, силы его оставили, и гора тотчас выскользнула из рук. Гора обрушилась на них и убила насмерть обоих. Позднее Далай-лама посетил это злополучное место, сильно расстроился и долго оплакивал своих учеников. Слезы его текли рекой, заполнив, в конце концов,  располагавшуюся неподалеку котловину до самого края. Вода потом высохла и осталась в котловине той соль. А люди назвали это место озером Баскунчак. Так гласит легенда.

 

Калмыки называют Баскунчак священным черным озером. А Богдо у монголов означает «божественная», «священная». Богдо – гора-загадка. Помимо того, что она временами «поет», есть у нее и другие особенности.

На обрывах одного из ее склонов выходят на поверхность древнейшие слои горных пород с окаменелыми останками животных, живших около 250 млн. лет назад.

Стоит священная гора посреди раздольных южнорусских степей, а неподалеку неторопливо катит свои воды великая русская река Волга, в древности носившая имя Ра в честь бога Солнца. А впадает могучая река в Каспийское море – реликт древнего праокеана Тетис.

 

С этими прекрасными землями связано много удивительных пророчеств. Одно из преданий гласит, что будто бы начало Нового Века, будет возглашено над Волгою залпом из тысячи орудий:
«Калмыки всегда были уверены, что Будда Майтрейя появится именно в Калмыкии, а не в какой-то иной части буддийского мира. Есть версия о том, что мистическое и необъяснимое переселение калмыцких племен в XVI веке из Монголии на Нижнюю Волгу как раз и связано с тайным знанием о том, что Будда Майтрейя придет в этот мир именно через нижневолжскую землю. Стремясь первыми встретить Будду грядущих поколений, несколько монгольских племен отправились в путешествие на запад, пройдя около 5 тыс. километров. Эти племена потом и стали прародителями калмыцкого народа – народа, призванного первым увидеть Будду будущего. Многие калмыки уверены в своей великой исторической миссии

 

Конечно, можно верить в это или нет, но, бесспорно, что нижневолжские земли таят в себе еще немало неразгаданных тайн и былого очарования. Не секрет, что через эти земли проходило из Центральной Азии Великое Переселение народов.

 

А позднее здесь располагался центр Золотой Орды, и существовали могущественные царства и ханства. Здесь проходил и Великий Шелковый Путь. Да мало ли еще, каких чудес было в нашем крае? Здесь пересекаются великие религии, народы и культуры. Здесь начинается или, наоборот, завершается великое «тело Азии», Российской Азии, о которой писала еще Е.И.Рерих.

 

Примерно три тысячи лет назад в нижневолжских степях жили воинственные племена савроматов. Перекочевав с черноморского побережья к волжским берегам, они осели в этих краях и дали наименование великой реке, назвав ее в честь бога Солнца Ра. В ее честь они пели священные гимны:

 

Слава тебе, Ра, выходящая из далекой земли!
Спешащая, чтобы оживить землю,
Напоить нас, зверей и птиц,
Орошающая поля, напояющая пустыню,
Заставляющая ее цвести.*

 

Савроматы славились своим радушным гостеприимством. Они поклонялись огню и мечу. В ходе раскопок в курганах было найдено множество оружия. О процветании савроматской культуры свидетельствуют и многочисленные археологические находки:

«В Черноярском районе Астраханской области, около села Соленое Займище, археологи раскопали курган, насыпанный над захоронением сарматского воина с женой. Около мужчины положили деревянную чашу с золотыми ободками… На воина сверху положили его боевой длинный железный меч… Возле женщины лежало большое бронзовое зеркало с круглым диском… В головах между мужчиной и женщиной оказался тайник, где нашли сокровища: золотую гривну, которую надевали на шею; золотые бляшки » **и т.д.

 

Савроматы были огнепоклонниками. Они сжигали надмогильные сооружения, разводили над могилами кострища и засыпали их золой. В захоронениях ученые иногда находят так называемые «мобильные» каменные жертвенники или маленькие алтари, которые можно было легко переносить с места на место. Они служили для ритуальных действий, связанных с культом огня. Савроматы и скифы поклонялись стихиям природы, которые они обожествляли. Во главе языческого пантеона стояло женское божество огня и солнца. Широко распространены погребения жриц в сопровождении набора оружия, каменных блюд, туалетных ложечек и т.п. вещиц.

 

Кочевали через волжские степи и гордые непокорные сарматы. Они тоже поклонялись огню. В Астраханской области было найдено погребение знатного вождя сарматов с оружием и украшениями из чистого золота. Шею вождя украшала пектораль с золотыми бараньими головами, затейливо декорированная орнаментом в виде мифических крылатых животных. В древности баран являлся символом «благословения небес». В погребении был найден целый набор серебряной посуды, также затейно украшенной изображениями птиц и зверей. Особого внимания заслуживает пояс древнего вождя. На нем – красивые золотые пряжки тончайшей работы со змеями, грифонами и ежами, украшенные драгоценными камушками. Драгоценностями изысканно расшита и конская сбруя. Рядом с усопшим непременные воинские атрибуты – копья, лук и меч.

 

В начале нашей эры на территории нашего края появляются грозные гунны, которые свирепо уничтожают племена сарматов. Неприхотливые, закаленные в битвах, эти воины всю жизнь проводили, сидя в седле, и кочуя с места на место в поисках обильных пастбищ для своих коней.

Более тысячи лет назад на территории Нижней и Средней Волги возникает могущественное Хазарское государство. В низовьях Волги расцветает столица каганата – Итиль, что в переводе означает «свет». Согласно описаниям, Итиль был богатейшим городом, утопавшим в виноградниках и прекрасных садах. На острове был построен царский дворец из обожженного кирпича. Хазары занимались земледелием, рыболовством и скотоводством, а также всевозможными ремеслами. Через эти прекрасные земли пролегал Великий Шелковый Путь. Здесь процветала торговля со всеми странами востока, юга и севера. Здесь мирно уживались представители всех религий и вероисповеданий.

 

Прошли века, и на месте Хазарии расцветает новая «жемчужина» Азии – Золотая Орда. Столицу Золотой Орды –  прекрасный Сарай-Бату воспевали в своих заметках арабские путешественники: «Город (Сарай) один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами» (Арабский путешественник 14 века Ибн-Батута.  Сочинение «Подарок наблюдателям по части диковинок стран и чудес путешествий).

С Золотой Ордой связана старинная легенда о золотых конях. Что же это за кони такие?

 

Легенда повествует о том, что будто бы хан Батый захватил во время своих разбойничьих набегов много золота. Чтобы увековечить свое богатство и славу, хан повелел лучшим мастерам отлить двух золотых коней в натуральную величину. Приказ был исполнен, и  кони из чистого золота украсили ворота Сарай-Бату. После смерти Батыя хан Берке решил построить новую столицу, которая была бы ещё прекраснее, чем Сарай-Бату. Когда новый город Сарай-Берке был построен, туда вместе с ханом перенесли и  золотые статуи коней. С тех пор они там и остались. Шли годы, менялись правители золотоордынского государства, а кони все стояли на прежнем месте, точно сфинксы, смеющиеся над вечностью. Когда отошел в мир иной хан Мамай, его тело похоронили под стенами Сарай-Берке вместе с  одним из золотых коней. Другому коню была уготована иная участь. Однажды отряд казаков напал на ордынскую столицу и украл золотого коня. За ними снарядили погоню, которая, в конце концов, настигла беглецов. Тогда казаки сбросили украденного коня в реку, а сами пали в неравном бою, унеся с собой в могилу тайну его захоронения. Вслед за ним бесследно исчезает загадочным образом и второй конь из могилы Мамая. Куда делись кони? И по сей день не знает никто. Искали, искали люди коней тех, да так и не нашли.

 

Сейчас на месте некогда великих и могущественных царств лишь голые бескрайние степи. Сколько еще бесценных сокровищ и прекрасных легенд о былом могуществе исчезнувших цивилизаций скрывают они? Сколько ни ищи, а всего не перечесть, не узнать. Канули в Лету величественные и прекрасные города и их грозные цари и правители, но осталась память о былом величии и славе, увековеченная в царственных руинах и обломках исчезнувшей роскоши

 

* «Детство человечества». Сост.: Е.В. Шнайдштейн, Астр., 1996 г., с.96.
** Там же, с. 102.

11.07.2009 18:29АВТОР: Елена Орлова | ПРОСМОТРОВ: 3296




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Мифология, сказки »