М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Иерархия. Наталья Ковалева


(Предисловие к книге «Иерархия»)

 

В книге «Сердце» Иерархия была названа связью с Беспредельностью. Эта же мысль выражена в лаконичных строках книги «Иерархия»: «Нельзя представить себе явления моста в Беспредельность, ибо мост нуждается в устоях. Но Иерархия, как устои моста, доводит до берегов Света».

Мост между нашим, земным, планом и Беспредельностью — таковой в действительности и является главная миссия Иерархии Света на Земле, представительство которой на Земле с незапамятных времен называлось народами мира Белым Братством.

Понятие Иерархии рассматривается в одноименной книге Учения во всех его основных аспектах — от онтологического, восходящего к вопросам структуры мироздания, сущности Божественного Начала и т.п., до практического, жизненного, связанного с конкретными проблемами духовного самосовершенствования и отношениями между Учителем и учеником.

Итак, что же такое Иерархия? Как один из законов мироздания это — всеобщий организационный принцип, предполагающий руководство высшего низшим и подчинение низшего высшему. «Подчинение низшего высшему лежит в основе Космоса», — говорится в «Беспредельности» (§ 115).

Как писал один из первых исследователей Агни Йоги А. И. Клизовский, «иерархическое начало управления Космосом вытекает из таинства космической жизни. Космос, как живой и сложный организм, все части которого для согласованной деятельности нуждаются в своем управлении в Едином, который, объединяя их деятельность, направлял бы разнообразное действие разных органов Его к единой цели» (А. И. Клизовский. Основы миропонимания Новой Эпохи. Рига, 1990, т. 1, с. 202).

В этом аспекте понятие Иерархии тесно связано с представлениями большинства людей о Начале, управляющем бытием мироздания, т. е. о Божественном Начале. Поскольку проблема объективного понимания сущности Божественного Начала неоднократно поднимается в книгах Живой Этики, рассмотрим ее несколько подробнее. В Агни Йоге не раз подчеркивается сверхличная, неантропоморфная сущность Божественного Начала. А. Клизовский пишет по этому поводу: «Все философские системы Востока, расходясь между собою в понимании второстепенных основ Бытия, единогласно признают главной его основой Единую Реальность, которая, находясь вне феноменальной Вселенной, для человеческого понимания недостижима и недоступна. (...)

Кроме Основной Реальности, или Великого Непознаваемого, некоторые философские системы признают еще личного Бога, по индусской терминологии Ишвару, Творящую Силу, которая создает планетную систему, руководит ею и, по достижении ею поставленной планом эволюции задачи, разрушает ее. Каждая планетная система и каждая планета имеет своего Ишвару, или, по христианской терминологии, своего Логоса. (...)

Хотя многие западные философы в своих метафизических попытках объять необъятное доходят до идеи всеединства жизни и до бесконечности и непознаваемости Божества, но такое высшее понимание основ Бытия, доступное лишь для ограниченного числа философски образованных людей, не доходит до сознания масс народа благодаря учению церкви, которая трактует эти вопросы иначе, вследствие чего все высшие философские системы и гипотезы подавляются учением церкви (...)

Неправильно истолковав слова Христа, что «Бог есть дух», христианские теологи сделали из Бога-Духа не принцип, но некую духовную Сущность, наградив ее всеми самыми высокими человеческими достоинствами, какими эта сущность, по их мнению, должна обладать. Точно так же представляют себе своего бога дикари, с той лишь разницей, что бог дикаря обладает самыми высокими достоинствами дикаря, а не культурного человека.

(...) В адрес христианского Бога, Который, по учению христианской церкви, есть сама любовь, сострадание и милосердие, всегда неслись и несутся бесчисленные упреки в несправедливости и в жестокости, так как верующий христианин не знает, что постигающие его удары есть действие космических законов, но не Бога.

Введенный в заблуждение неправильными представлениями о Боге, верующий и страдающий христианин задает много несуразных вопросов в отношении Бога, например — почему Бог допускает, чтобы совершилось какое-нибудь возмутительное преступление, если Он всезнающ? Почему Бог не пресекает какое-нибудь вопиющее злоупотребление, если Он справедлив? А подчас, видя искаженные от ужаса и страдания лица погибших в катастрофах людей, человек шлет Богу уже не упреки, а проклятия, и часто отворачивается от Него навсегда, принося этим себе непоправимый вред. Но это происходит из-за ложного учения церкви о том, что Бог есть Сущность, Которая за всем следит, все знает и все видит. (...)

...Миром правят Творческие Силы Космоса, составляющие вместе Небесную Иерархию, т.е. личные и единственные Боги-Сущности, которые существуют во Вселенной. Как уже говорилось, их много, но все они достигли Божественного состояния, пройдя через человеческую эволюцию. Все они подчиняются Единому, стоящему во главе Небесной Иерархии. Все они Сыны Божии и Спасители мира, ибо такое название получает каждый, достигший богочеловеческого состояния и посвятивший себя служению мира. (...) Но на какой ступени этой Иерархической лестницы находится каждый Иерарх и каждый Учитель, нам знать не дано. Поэтому все споры о том, чей Бог и чей Учитель выше, в высшей мере бесполезны и бессмысленны. (...)

Вся многообразная жизнь Космоса с Его эволюцией и всем тем стройным порядком, который мы наблюдаем в мироздании, осуществляется при помощи Иерархии. Миллионы Иерархов различных ступеней власти, силы и могущества принимают участие в творчестве и управлении Космосом, но не ведает этим один Бог, как ошибочно представляют себе это христиане» (А. И. Клизовский. Основы миропонимания Новой Эпохи. Рига, 1990, т. 1, с. 200—202).

По своему космическому назначению Иерархия является связующим звеном между Непроявленным, сверхличным, трансцендентным принципом — Божественным Началом — и проявленной Вселенной. Именно Логосы, или Иерархи разных уровней и эволюционных ступеней, являются истинными сотрудниками Божественного Начала, помогающими Ему созидать и направлять эволюцию мироздания.

Как эволюционная структура Космоса Иерархия представляет собой организацию разумных творческих сил Вселенной, т. е. Высший, или Космический Разум. Об эволюционной миссии Иерархии Е.И. Рерих писала: «Существует единая цепь Иерархии Света, продолжающаяся в Беспредельность, и все истинные Носители Света, появляющиеся и пребывающие еще и сейчас на нашей Земле, суть Звенья Ее. Конечно, Сыны Света, пришедшие с высших миров (Венера и Юпитер) на нашу планету (...) для ускорения эволюции ее человечества, и есть величайшие Духи, стоящие во главе доступной и ближайшей нам по карме Иерархии Света. Они есть Прародители нашего сознания, Им мы обязаны нашим умственным развитием. И конечно, Они принадлежат к цепи Строителей Космоса. Каждый такой Строитель должен пройти человеческую эволюцию, чтобы затем встать во главе той или иной планеты. Но так как эволюция беспредельна, то и все эти Строители, завершая один цикл эволюции, начинают другой и снова рождаются, но на Высших Мирах. Вдумайтесь глубже в понятие Беспредельности.

(...) Сыны Света, которые приняли на себя самоотверженное творчество на пользу всего Космоса, (...) пришли на нашу планету с Высших Миров, как уже сказано, в конце Третьей расы нашего Круга.

С этого времени Они неустанно воплощались на пороге всех рас, всех великих событий, чтобы каждый раз дать новый (эволюционный) сдвиг сознанию человечества. Истинно, жизни Их устланы жертвенными подвигами. Истинно, Они испили многие чаши яда. Так, они — Основатели Вел(икого) Братства на Священном Острове во времена Атлантиды, Они же Хранители Трансгималайской Твердыни в нашей расе» (из письма от 07.12.35).

Понятие Иерархии как Единого для всего человечества Братства духовных Учителей занимает центральное место и в учении Живой Этики о практических методах самосовершенствования. Священное во всех эзотерических учениях понятие личного духовного наставника — Гуру, Учителя — рассматривается в Агни Йоге как необходимое условие духовной самореализации. Учитель — это Тот, кто дает человеку новые знания, возводя его тем самым на новые ступени духовного развития, Тот, кто защищает его от нападения сил зла на всех уровнях — и земном, и астральном, кто в полном смысле слова руководит его духовной эволюцией, используя при этом свои собственные духовные силы и знания, во много раз превосходящие силы и возможности ученика. О значении Учителя-Иерарха в духовной эволюции человека Е. И. Рерих писала: «Учитель, давая ученику синтез своего накопления, тем самым дает ему возможность сохранить драгоценное время для скорейшего и дальнейшего продвижения индивидуального творчества. Без преемственности накоплений — где была бы эволюция? Если бы каждый должен был доходить до всего, опираясь только на личный опыт и отвергая руку водящую, то вряд ли бы ушли далеко и посейчас от наших предков каменного века» (из письма от 21.01.31).

Именно за счет обогащения сознания ученика духовно-интеллектуальными накоплениями Учителя процесс личной эволюции человека неизмеримо ускоряется. Вместо блужданий в лабиринтах неведения, случайных ошибок и неизбежных опасностей, он превращается в прямой и быстрый путь достижения поставленной цели — духовной самореализации. Руководство и помощь Иерархии за считаные годы и воплощения позволяет человеку накопить потенциал, необходимый для достижения духовной самореализации. «К чему сотня воплощений, если десятью можно перешагнуть порог?» — говорится об этом в Учении («Листы Сада Мории», т. 2. («Озарение»), часть 2, V, 13).

Как пишет Е. И. Рерих, «...для каждого, вступившего на путь ученичества, а не просто изучающего книжный оккультизм, совершенно необходимо решить в глубине сердца своего, который из Учителей Братства ему ближе, и затем отдать себя всецело, безо всяких ограничений и условий, этому высокому Руководству. Возможно, что такой начинающий не скоро услышит и получит весть от избранного им Великого Учителя. Но он не должен отчаиваться, он должен найти в себе все терпение, все мужество и, несмотря на полное молчание Великого Учителя, продолжать устремляться и работать над своим усовершенствованием, прилагая все свои способности на общее благо.

К сожалению, нередки случаи, когда человек в своем желании немедленного продвижения и еще большего знания бросается на поиски других Учений и другого Учителя и в своем раздвоении и даже растроении теряет свое место на лестнице восхождения. Припомним, что сказано в Учении об избрании Учителя. «Утвердиться сердцем на Владыке есть первое условие на пути к Миру Огненному. Невозможно прийти к Вратам завещанным без огненного этого условия. Ведь руководство должно быть осознано духом и сердцем, ибо только принятие Руки Владыки недостаточно без отдачи сердца Владыке. Нужно понять тот закон, который связывает Учителя с учеником, ибо без явления полного примыкания к Владыке не происходит связи. Полное принятие руководства требует сознательного отношения, ибо нужно понять и почувствовать в сердце тепло, которое исходит из недр духа. Нужно особенно чуять и научиться распознавать то, чем связана сущность Владыки с сущностью ученика. Так нужно помнить, что вибрация и карма являются звеньями к Владыке и Миру Огненному. Так ученик должен подготавливать свой организм утончением своих восприятий, ибо, кто знает, кроме Великого Учителя, насколько карма устремляющегося к Нему близка или далека от цели. Потому приложите все ваши усилия и устремления, как можно лучше понять и приложить Учение в жизни и предоставьте остальное карме и великому знанию Владык» (из письма от 29.08.34).

В чем должна состоять духовная практика ученика после избрания им Учителя?

Об этом Е. И. Рерих в письме от 11.07.34 г. писала: «Для скорейшего самоусовершенствования и развития духовности самое необходимое условие есть непрестанное памятование о Высшем Иерархе — это и есть то великое священное созерцание, или концентрация, о которой столько пишется и которая так часто превратно толкуется. Памятуя о Нем во все минуты дня и ночи, творя все дела наши во Имя Его, мы постепенно устанавливаем ту связь, которая, наконец, дает нам великую мощь Иеровдохновения.

Все это звучит так сложно и трудно и в то же время все так легко и просто, если в сердце не потухли искры любви к Учителю и энтузиазма к красоте и широте Учения Жизни. Искры эти так легко раздуть в пламя неукротимого устремления, несущего нас поверх всех и всего».

В книге «Иерархия» описывается одна из древнейших на Востоке духовных практик обращения к Учителю, названная «введением Лика Учителя в Третий глаз»: «Когда сознание ваше подскажет вам необходимость иметь постоянное Изображение Владыки, сядьте тогда в покойном месте и устремите взор на избранное Изображение. Но помните, что следует решить бесповоротно, ибо постоянное Изображение в случае предательства будет постоянным укором. После пристального смотрения на Изображение закройте глаза и перенесите Его в Третий глаз. Так, упражняясь, получите живое изображение и будете ощущать особенное трепетное нагнетение сердца. Скоро Изображение Владыки будет неразрывно с вами. Можете испытать себя против солнца и также будете видеть Владыку перед собою, иногда без красок, но потом жизненно и даже в движении. Молитва ваша потеряет слова, и лишь трепет сердца наполнит ваше понимание. Так можно достичь в жизни очень полезное, но нужно, чтобы сознание соответствовало бы» («Иерархия», § 89).

«Грани Агни Йоги» комментируют эту методику, рассматривая ее внутренние психодуховные закономерности: «Вопрос о воздействии изображений, портретов, фотографий очень глубок. Несомненно одно: отражение в Третьем глазу какого-либо лица устанавливает с ним известную связь. Эта связь устанавливается и без посредства портретов или внешних предметов, а просто лишь путем вызывания мысленного представления данного лица или предмета. Подчеркиваю, «предмета», ибо связь устанавливается со всем, что возникает в виде образа перед мысленным взором и удерживается там известное время» («Грани Агни Йоги», т. 5, § 19. (М. А. Й.).

«Жизнь — это борьба. В высшем аспекте — это борьба за Свет. Воля в этой борьбе является постоянно действующей силой. Когда воля Индивидуальности сливается с Волей Учителя и становится с нею единой, то приобретают Они особую мощь. Воля Учителя, слитая с Космической Волей, — получается цепь, или провод передачи силы по линии Иерархии. «Не Я, но Отец, пребывающий во Мне, Он творит» — так выражена формула взаимодействия воли индивидуальной с Волей Ведущего Иерарха. Конечно, такая объединенная сила направляется и на дела, достойные ее применения. Действие внесения Света во тьму достойно всегда своего назначения. Потому действовать объединенною волей можно, когда вносится Свет. Но Свет можно вносить и нести, когда собственный светильник горит и когда пламя горящее достаточно устойчиво, во всяком случае, настолько, чтобы его не могли задуть вихри плотных слоев. При всяком действии объединенной воли надо, чтобы свой светильник горел с нужною силой, и только тогда действие воли будет эффективным. Надо быть сильным всегда, бессилие и безволие — наличие этих убийственных явлений в себе совершенно недопустимо, ибо разрушительно действует на сознание. Как же можно допускать этих гасителей, когда идете вместе с Владыкой? Сознание объединенной мощи сопутствует пусть каждому действию Света. Так победим все, что препятствует продвижению» («Грани Агни Йоги», т. 5, § 333).

Необходимо отметить, что процесс установления духовной связи ученика с Учителем менее всего напоминает модные в наше время контактерские опыты. Не следует считать, что признаком установления подобной связи должна быть немедленно появляющаяся способность яснослышания и, следовательно, телепатического общения с Учителем. В перспективе, конечно, подобное общение может быть доступно, и в самом Учении говорится о том, что ученик должен готовить себя к непосредственному общению. Однако подобные способности совсем не обязательно должны проявляться непременно у каждого человека, обратившегося к Учению, и притом мгновенно. В действительности для установления духовной связи с Учителем и тем более обретения способности телепатического общения с Ним требуются долгие годы духовной подготовки, напряженного, самоотверженного труда и суровой самодисциплины. Так было даже у ближайших сотрудников Учителей — Рерихов, которые с самого рождения обладали необычными духовными способностями, но постоянное духовно-телепатическое общение с Учителями установили только в зрелом возрасте. Об этом факте, к сожалению, забывают некоторые последователи эзотерических духовных практик, считающие, что путь духовной самореализации непременно должен заключаться в необычных психодуховных проявлениях, в том числе способности общения с существами Тонкого мира путем яснослышания или телепатического приема информации.

Если желание обрести необычные психодуховные способности становится у последователя эзотерических учений самоцелью, оно далеко уводит его от подлинного пути духовного развития и приводит к медиумизму, противоположному истинному духовному развитию. Таким псевдоэзотерикам неведомы опасности, связанные с попытками получения информации по каналам Тонкого мира при отсутствии нужного уровня психодуховной подготовленности. Попытки скоропалительного развития необычных способностей, требующих в действительности долгих лет серьезнейшей подготовки, оканчиваются всегда печально. Люди, развившие у себя медиумизм, действительно начинают слышать голоса существ Тонкого мира, но эти голоса принадлежат не Учителям, а так называемым персонификаторам и одержателям — инволюционным сущностям астрального плана, пытающимся установить контроль над сознанием человека с целью завладения его жизненной энергией.

О сложности подлинных духовных достижений Е. И. Рерих писала: «...все описания достижений высших способностей через открытие центров на бумаге кажутся легкими, но на самом деле нет ничего более трудного. Проходят много жизней в постоянном, несломимом устремлении к расширению сознания и утончению восприятий, прежде чем начинается не частичное раскрытие какого-либо центра, но работа их на всех семи кругах и планах. Все насильственные механические упражнения ни к чему не приведут. Ибо нужно не раздражение физическое или даже частичное раскрытие какого-либо одного центра, но огненная трансмутация всех центров, что достигается лишь при полном очищении мышления и возжжении огней сердца.

Потому счастлив тот, кто уже в прежних жизнях стремился по пути расширения сознания и очищения сердца» (из письма Е. И. Рерих от 02.09.37).

Из всего сказанного, конечно, не следует, что стремящийся к самосовершенствованию человек не должен верить в собственные силы, в возможность установления телепатического общения с Учителем вплоть до слышания Его голоса в своем сознании. Как говорится в Учении, в перспективе установление подобной духовной связи возможно. Но не следует ожидать подобных результатов спустя несколько месяцев после вступления на путь духовного самосовершенствования.

Кроме того, признаком установления духовной связи с Учителем не обязательно должно быть именно слышание в сознании Его голоса или тем более способность телепатически принимать от Него информацию. Подобные способности, как правило, даются лишь единицам последователей, имеющих для этого кармически обусловленную миссию. Участие Учителя в жизни ученика может проявляться по-разному, отнюдь не обязательно в форме получения информации путем яснослышания. Главным (хотя и не всегда заметным самому последователю) результатом установления духовной связи с Руководителем является быстрое духовно-нравственное развитие человека, очищение, облагораживание его внутреннего существа, избавление от моральных несовершенств и недостатков. Кроме того, результатом получения духовного руководства со стороны Учителя является увеличение творческого потенциала ученика, более выраженное проявление в самых разных обстоятельствах его жизни духовной интуиции, или, как называется эта способность в Агни Йоге, чувствознания...

Было бы крайне ошибочным считать, что практика духовного общения с Учителем должна основываться исключительно на психотехнических приемах. В Агни Йоге и письмах Е. И. Рерих подчеркивается, что подлинное духовное общение с Учителем строится не на психотехнике, а на глубоких и искренних чувствах любви и благодарности ученика к Учителю за ту жертву, которую Он принимает, беря на себя руководство человеком, стремящимся к самосовершенствованию. Соответственно и ответом ученика на любовь и заботу Учителя также должны быть любовь и преданность Руководителю: «...устремимся к развитию в себе, прежде всего, любви, преданности, признательности, повиновения Иерархии, готовности к принятию каждого бремени, помня, чем тяжелее ноша, тем короче путь. В сущности говоря, именно из любви и преданности вытекают все другие качества, способствующие нашему продвижению, потому и будем растить их, как самый драгоценный цветок; и так как все растет и питается взаимно, то наибольшая любовь принесет и наибольший ответ. Потому окружим Великого Учителя огнем любви, охраним почитание Его, найдем самое бережное, самое высокое понимание Учения и Указов, и священно, молитвенно, в сердечном трепете будем предстоять пред красотою и величием творчества Его! Помните, кто выше поймет, тот выше поднимется и сам» (из письма от 15.01.31).

Но, чтобы быть началом, ведущим к духовному восхождению, любовь должна быть истинной, самоотверженной, а не эгоистичной, какой она часто бывает в отношениях между обычными людьми: «Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало, значит, любовь должна быть сознательна, устремленна и самоотверженна. Творчество нуждается в этих условиях. Если в любви будет замечено самоослабление, разложение и служение самости, то это не будет высшим понятием человечества, поднимающим понятие подвига. Сердце, преисполненное любви, будет действенным, мужественным и растущим до вмещения. Такое сердце может молиться без слов и может омываться Благодатью. Насколько нуждается человечество в сознании огня любви! (...)» («Иерархия», § 280).

Почему именно чувство любви считается в традициях и классической, и современной йоги самым лучшим и быстрейшим мостом для установления духовной связи с Учителем? Ответ, даваемый эзотерическими учениями на этот вопрос, прост. В духовно-этическом отношении высшая, духовная форма любви является не только чувством, но и определенным состоянием сознания, служащим основой таких моральных качеств человека, как альтруизм и самоотверженность, в противоположность эгоизму. Эти качества, в свою очередь, являются показателем высокого уровня духовно-нравственного развития человека, открывающего ему путь к подлинному духовному восхождению.

Кроме того, любовь — конечно, подлинная, духовная — является и одним из самых мощных и совершенных видов космической энергии, которую способно генерировать развитое человеческое сознание. Любовь — это не только человеческое чувство, это еще и всеобщий эволюционный закон мироздания. Если в человеческих отношениях любовь проявляется как сильная и бескорыстная привязанность одного существа к другому, то в Космосе этот великий закон выражается во всеобщем магнетизме и притяжении частиц энергии и элементов, образующих Вселенную: «Основа мироздания уявлена на сцеплении энергии, или на любви»; «Космический Магнит и есть так называемая Сила Христа, или Сила Любви».

В заключение отметим, что Иерархия относится к числу самых сокровенных и кардинальных понятий Агни Йоги. Именно причастность к Иерархии Света духовные Учителя Востока считают главным условием достижения победы на чрезвычайно сложном пути духовной самореализации.

Тем важнее ищущему Высшего Знания постичь закон Иерархии во всем его космическом величии.

27.08.2011 03:00АВТОР: Наталия Ковалева | ПРОСМОТРОВ: 1204




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Иерархия »