Международная программа «Зов о Мире и Культуре», посвященная Пакту Рериха. Анонс. Друзья изменился адрес почты портала Адамант: adamant.rd@yandex.ru. Вышел в свет первый том сборника «Воин Света», посвященного Л.В.Шапошниковой. В Москве прошла Международная конференция «Детское изобразительное творчество как феномен современной российской художественной культуры». «Анастасиевская часовня рядом с мостом чувствует себя очень плохо» – Александр Голышев. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Грани Агни Йоги о силе слова.


С.Н.Рерих. Священные слова. 1938

 

 

1951. 115.  …Смотри в жизни вокруг себя. Смотри, как слабы и размагниченны люди без ограды, открывающие себя всем, – пустые оболочки.Сила прямо пропорциональна сдержанности и молчаливости. Сдержанность и болтливость. Подумай о тайне слова и звука. Сила молчания – явление особого порядка. Тишина молчания присуща спокойствию Владыки. Молчания, а не болтливости, не опустошенности, выдавшей все. Так в понятие молчаливости и сдержанности включим еще и понятие охраны святилища сердца.

 

1952. 110.   …Приходим к тому же, то есть к выводу, что высшая сила огней, то есть огненной мощи духа, выражается в согласованности и что согласованность, или гармония огненных энергий, есть рамка, или форма, их выявления, и притом единовозможная. Потому высшая согласованность есть венец всех качеств и достижение высочайшего порядка. Назовем ее синтезом качеств. Так синтез, как верхушка пирамиды, увенчивает все строение и завершает его. Всё – в одном, и для и ради этого одного – всё. Так, если слово выражает собою точку, или пункт, где собрано все сознание, нет, все существо человека, как в точке удара единорога, то какова же его мощь?Какова же мощь слова, или мысли, или действия? Вот почему вложение всего себя в работу, или какое-либо действие, или вообще во что-либо столь эффективно по своим следствиям. Делайте всё, но целе- и полноустремленно. Весь микрокосм направляет силу своих энергий в один пункт. Потому бессильны слова опустошенные. И нельзя извергать поток слов, сообщая им силу. Количество обратно качеству.

 

1953. 52. Слова - корабли мысли. На кораблях плавают. Так и на кораблях мысли можно уплыть в направлении, им соответствующем. Слова, с глубоким сосредоточением повторяемые, могут и мысль направить по желаемому руслу. Так разделим слова на два вида: слова Света и слова тьмы, слова, ввысь и в бездну ведущие, слова жизни и слова смерти, слова созидающие, и слова разрушения. Пену и накипь слов, посреди лежащих, отнесём к теплым и тепленьким. Их участь и участь носителей и породителей их знаем. Ибо горе тому, кто был ни холоден и ни горяч. И каждое слово можно рассматривать, прилагая к нему данные мерки. Так оценим слова, нами произносимые. Нужно или молчать, или, произнося творящее слово, знать ответственность за каждое, на Архата возлагаемую. Он говорит, но знает, что на острие каждого слова висит жизнь или смерть. В царство произносимых слов он входит сознательно и, вкладывая в каждое огонь мысли, знает, что совершает непоправимое, то есть то, что уже изменить нельзя, и потому никогда не прободает пространство словами, пути восходящему не соответствующими. Слово как форма выражения мысли от мысли неотделимо. Слово есть оболочка мысли, как бы физическая форма её, независимо от того, выражена она в виде звука или начертания. Слово можно назвать также стрелой мысли. В форме слов оратор мечет стрелы мыслей, или молнии мыслей, если это деятель Общего Блага. Так форма, в которую облекается мысль, имеет значение. Так слова - оболочки мыслей, есть носители либо тёмного, либо светлого Агни. Осуждено пустословие, и болеющий болезнью пустословия остаётся на груде щебня. Но соблюдающий слово летит за ним, как на крыльях. Потому будем блюсти чистоту одеяния огненной мощи, носителем которой может стать каждое слово. Мощь огня, облеченного в слова соответствующие - неимоверна. По Словам, Спасителем сказанным, можем судить, что было вложено Им в каждое слово, Им произреченное. Слово Владыки есть могучий огонь пространства, собранный и кристаллизованный в физической оболочке слова. Ему в словах произносимых уподобимся. Культура слова есть нечто настолько великое, до понимания чего ещё не дошло человечество. По трудам великих философов, писателей и поэтов можем судить о мощи слова выкристаллизованной мысли. Только при помощи слов можно увековечить и рекордировать в физической форме пространственную мысль. Иначе она ускользает от реализации её сознанием. Слово начертанное можно назвать вехами пути, дающими и указывающими направление. Потому надо пересмотреть книгохранилища. Много найдётся на книжных полках влекущего вниз, в бездну. Яд скрыт под формою, для поверхностного наблюдателя незаметною. Царство человеческого слова требует большего внимания. Молчаливость и сдержанность приветствуются как первая ступень дозора воли. О дисциплине мысли говорилось, но она тесно связана с дисциплиной слова. В Новом Мире пустословы будут считаться преступниками против Общего Блага и преследоваться законом, охраняющим чистоту пространства. Но до понимания общепространственного вреда пустословия надо ещё дорасти. Снимки излучений не допустят пустословов к общественным местам. Но сознание человечества надо поднять до понимания пространственного значения произносимых слов. Помыслим о значении слов, мысль облекающих в зримые и ощущаемые формы. Конвейер микрокосма, облекающий огонь пространства в формы, должен быть понят и осознан под знаком ответственности за мысли.

 

1953.  98. (Фев. 23). Убедительность действия достигается явлением применения Учения. Нет другого способа стать убедительным в действии. Личный пример увлекает лучше слов. Слова могут вызвать аффект слушателя, но не желание следовать примеру в жизни. Аффект-явление скоропреходящее. Но в случае личного примера явление происходит путём воздействия ауры на ауры. Энергия, приложенная в жизни, мысль, утвержденная в сущности человека, вызывает в другом вибрации тождественного порядка, и сознание настраивается на путь следования за ведущим. Потому слушающий слова Мои и применяющий их «строит на прочном фундаменте». Слова, не примененные самим говорящим, силы не имеют, ибо в организме их породителя не породили творящих энергий огненных. Слова, этими энергиями не оправданные и не подтвержденные, не имеют под собой основы и являются оболочками, лишенными содержания. Они могут дать явление аффекта, но не породят пространственных психозёрен и не дадут желаемого следствия. Потому сила слова - в мысли, за ним стоящей. Слова опустошенные лишены воздействия. Энергия сердца, вложенная в слово, даёт ему жизнь. Сильно слово, идущее из глубины.

 

1953. 206. Писаниям твоим нет цены. И нет ничего, чему можешь их уподобить или с чем сравнить. Печать необычности лежит на каждом слове. Силу их лишь в действии осознаешь, и в действии на умы человеческие. Равнодушных не будет: или осудят, или вознесут. Не возносящие вознесут, но осуждающие. Потому сумей оценить и понять будущих супротивников и воздать им должное. Они твои лучшие помощники. Без них потопят согласившиеся свет слов твоих в море обычности. И многие из них, не согласившихся, дадут явление ярых друзей. Не отгони друзей переодетых. Придется иметь много глаз. Но помни всегда - одиночеству никто не изменит.

 

1954. 311.   …Мистерия огненной речи лишь огненно постигается. Власть над сердцем людей имеет необычайную.За речью своей следите, дабы не перешла она в лепетание. Пустые оболочки пустые слова произносят и лепетные речи говорят. Нужно побороть лепетание. Торжественность поможет. Торжественностью побеждается все, что не соответствует достоинству духа.

…. Контроль над речью требует особой осмотрительности, и особенно тогда, когда возгораются огни, ибо тогда каждое слово несет на себе печать оправдания или осуждения. Как огненные стрелы вонзаются в сознание людей слова, насыщенные психической энергией, и надолго остаются там, воздействуя на человека. Нельзя привести никаких оправданий за речи и слова необдуманные, неосмысленные и без дела сказанные. Можно представить себе, что ни одной капли ценной энергии не выдается без нужды и контроля. Учитель ученику Доверяет огонь. Доверие надо оправдать. Как же Могу дать больше, если меньшим управить не смогли? И как же Пошлю с поручением, если и малого не выполнили? Учитель Озабочен тем, чтобы все энергии ученика привести в состояние должной готовности и дисциплинированности, то есть управляемости – состояния умения управлять ими. Это достигается долгой и постоянной тренировкой и упражнениями. Не нечто надуманное, но мудрое использование опыта возможностей, жизнью даваемых. В конце концов лучшим учителем и лучшим школою будет все-таки жизнь. А Учитель не Промедлит указания нужные дать и условия требуемые приготовить. Лишь бы пламень священный, горящий в груди, не погас среди сутолоки жизни.

 

1955. 215. (Апр. 25).  … Мало задумываются люди над силою ритма человеческой речи. А она велика, даже и в том случае, если все значение самой речи ускользает от сознания. Но когда внешнее и внутреннее сочетаются гармонично в созвучии и достигают сознания воздействием двойным, родится третье – огонь понимания сокровенного. Великая сила находится в руках человека, но чтобы пользоваться ею, законы созвучия надо понять. Можно дать ритм нарастающий, усиливая мощь этого созвучия по бесконечной шкале огненности. И подобно тому, как на музыкальной шкале можно создать бесконечное разнообразие прекрасных произведений, так и на огненной клавиатуре духа можно творить вещи в разных ключах, каждую в своем роде, каждую, насыщенную своеобразием новых сочетаний содержания и формы, увенчанных красотою. Пусть красота выражений будет формой творимых созвучий. Великие Мастера слова чуяли тайну огненной мощи его и творили согласно законам гармонии и созвучия. Магия звука, магия слова, магия речи и словосочетаний есть область, полная неиссякаемыми возможностями. Творите в глубоком понимании мощи доверенной, зная, какое могучее оружие воздействия на сознания человеческие дается в руки идущих со Мною. Можно процесс человеческой речи считать священным и насыщать каждое слово торжественностью, приличествующей величию Мироздания. Некоторые люди процесс принятия пищи считают особо ответственным, исключая из него суету. Но процесс речи человеческой ответственен еще более, ибо последствия слова уничтожить нельзя. И недаром Сказано, что не то оскверняет человека, что входит в него, но каждое слово, исходящее из его уст, несет не себе нестираемую печать заслуги или осуждения. Сам себя осуждает, порождая соответственные энергии кармы в себе. Но формы речи созвучные, красотою рожденные и насыщенные мощью ритма сочетаемых слов, будут явлениями, родящими свет.

 

1956. 723. (Окт. 8).   …Слова, много слов говорится, и много ненужных. Много пересудов ведется о людях, и все не нужны. Но каждое слово о другом человеке с этим другим человеком соединяет говорящего для воздействия эманации этого человека на говорящего о нем. Каждым словом и каждой мыслью о ком бы то ни было связываем себя с этим лицом. Если слова силы не имеют и говорятся попусту, то их пустота с говорящим и остается, опустошая и без того его пустую оболочку. Но если слова сильно затрагивают того, кто их произносит, то затрагивают они столь же сильно и объект речи, связывая с ним говорящего. Если слова текут, не касаясь людей, касаются они тогда определенных явлений, объектов или мыслей и устанавливают с ними незримый контакт, в той или иной степени влияя на сознание. Каждый разговор имеет значение и дает следствия. Надо заботливо выбирать и обдумывать то, о чем говорится. Все происходящее можно разделить на явления Света или тьмы. И все воздействует на человека соответственно. Лучше со Светом и в Свете во всем: мыслях, поступках и чувствах.Большая часть того, что говорится, ненужно и вредно: нити, связующие с объектами и субъектами, мысли влекут вниз. Надо пересмотреть в корне все свое поведение. Конечно, приходится говорить и о темных, и вещах неприятных и тяжких, но необходимость и праздное пустословие – вещи совершенно различные. Очень вредны пересуды, еще вреднее осуждения. Сколько же мыслей зловредных часто роится в мозгу. Погружаясь в это болото неосмысленных явлений, обволакивает человек мышление свое тиной и выбраться уже из своего окружения не в силах. Ярое осуждение отдает осудителя во власть осуждаемого, ярая ненависть – во власть – ненавидимого существа, ярая вражда и злоба – в руки врага. Как осмотрительно надо думать и говорить, чтобы не стать жертвою собственного маломыслия и невежества. В этой области закон созвучия имеет особое значение. Добрыми мыслями о людях элементы добра и света из сущности их вызываем к проявлению, недобрыми – злые и сопровождающую их добрую или злую реакцию, направленную уже на нас. Надо быть очень осмотрительными, говоря о других. Даже о вещах, о предметах говоря плохо, хаотические части, в них заключенные, яро вызываем к проявлению. Пусть лучше люди выявляют сами себя без вашего вызова.

 

1957. 41.   …К чему столько слов, когда можно действовать молча? Великий молчаливый обмен постоянно происходит между людьми при помощи психической энергии и ее излучений. Не надо лишних слов, где она призвана. Учитесь действовать в молчании, даже когда говорите. Молчание сильнее слов. Неужели еще не поняли? Действуйте молчанием. Сдержанная сила молчания во много раз превосходит силу обычных слов и, тем более, слов опустошенных, которые на языке у большинства людей. Учитесь действовать молча, словами беззвучными, молчаливыми, действующими на сознание собеседника. Слова произнесенные опустошают сокровищницу энергии, открывая затворы. За короткое время словами можно себя опустошить до предела. Скупые слова сберегают психическую энергию от расточения. Молчание – великий ее накопитель. Болтающий язык, как клапан открытый парового котла. Люди, болтающие без меры – расточители огненного сокровища. При словоизвержении теряется магнетизм убедительности и притяжения, аура теряет свою силу. Потому Утверждаем молчаливость и сдержанность как путь простейший к накоплению огненной силы. Замените слова действием мысли, насыщенной зарядом психической энергии. Имейте в виду, что в Мире Надземном эта сила оявится могучим фактором жизни для того, кто сумел ее накопить на Земле и научился действовать ею.

 

1957. 65. (Фев. 15).На первый взгляд, теперь все обстоит хорошо. Но можно заглянуть глубже и увидеть в сущности близкого человека элементы, созвучные тьме. Хороших, даже самых лучших, намерений недостаточно. Нужны дела. По ним и будешь судить о положении. Не по словам, но по делам. Слово – самая опасная иллюзия самообмана и обмана. И сколько было сказано слов, плодов не принесших, вернее, слов добрых, но давших плоды зла. Платишь сейчас здоровьем. А не будет здоровья, чем будешь платить? Печально видеть, когда слова принимаются за дела, в то время как за словами колеблются темные тени противников Света. Пусть будут нераздельны слова и дела, и пусть будут слова выражением дел. Сейчас на карту поставлено будущее души человека.

 

1957. 207. (147).   …Надо уметь получаемые сокровища мудро раздать. Также и вмещающие, даже при отсутствии противоречия, могут вредить. Как малым детям, понемногу и в известном порядке, дается духовная пища. Дать все – значит разрушить. Полная открытость сознания означает его беззащитность. В открытые настежь двери кто угодно войдет. Сдержанность утверждается как лучший способ защиты. Болтливость и многословие осуждены, ибо всю тягость следствий их несет на себе осужденный. Для опыта можно попробовать хотя бы один день провести так, чтобы не сказать ни одного лишнего или ненужного слова. Опустошенным чучелом ходит болтун среди своих ближних и окружающих его, а также и тот, кто выдал полученное от Учителя ранее срока! Надо говорить по сознанию, чтобы его не переобременить. Соизмеримость часто страдает, и приходится тут же платить. Мудро сумейте раздать.

 

1957. 339.  …Ставите вопрос: почему, когда говорится о том, что что-то стало хорошо или кого-то или что-то похвалили, результаты бывают иногда как бы разрушающие. Если рассказать одну и ту же новость два раза одним и тем же лицам, впечатление от первого и второго сообщения будут совершенно различны по силе. Ибо сила была разряжена при первом сообщении. Если одно и то же повторить сто раз, то на сто первом разе силы на повторение может не хватить. Вокруг всякого явления сосредоточена какая-то сфера энергий, дающая явлению силу существовать. Когда о чем-то говорится, скажем, о том, что вы собираетесь делать, о своих планах, выращенных и взлелеянных в сердце, говорится без абсолютной к тому необходимости и дела, энергия, собранная вокруг предполагаемых действий, освобождается в пространстве, лишая говорящего силы исполнения. То же самое происходит и при многих других явлениях. О них говоря без нужды и крайней необходимости, явления силы лишаем. Помимо всего, каждое слово, реченное человеком, есть освобождение энергии в пространстве. Многие люди договариваются до полного нервного расстройства и полной утечки сил. Это все явления одного и того же порядка. Молчание – золото, ибо сохраняет огненную мощь человека. Недаром давались обеты молчания. Недаром йоги проходят испытания молчанием. В этом уявляется понимание значения силы слова. Часто собеседник своим отношением нейтрализует энергии говорящего, лишая его план силы, столь нужной для выполнения. Если решили явить спокойствие, то расскажите об этом встречному и поперечному – силы в себе уже не найдете его сохранить. Если чего-то достигли и прокричите об этом на базаре, достижение сведется к нулю. Если, будучи действительно хорошим, скажете людям, как я хорош, действительно, станете плохим. И если вообще следует говорить только то, что необходимо и когда это нужно, то в случаях, указанных выше, слова будут тушителями огней, лишающими человека возможности удержать достигнутое, или выполнить задуманное, или сохранить что-то от утечки силы. На прямые вопросы отвечайте так, чтобы не разрушить чего-то в себе, что подлежит охранению. Болтовнёю может лишить себя ученик всех достижений. Учитесь охранить свои огни от попрания, расточения и тушения их своими же собственными словами.

 

1957. 525. (Нояб. 25).  …Даю право говорить огненными словами, как бы выжигая их в сознании человека. Ответственность за такие слова велика, ибо вонзаются в сердце и остаются там. Слово может болтаться на языке. Оно тогда пусто – форма без содержания.

…Когда было Указано, что человек в день суда даст ответ за каждое сказанное слово, имелось в виду то обстоятельство, что ни одна энергия, приведенная в действие, не исчезает бесследно, но приносит свои следствия в созвучии с ее характером и, прежде всего, породителю своему, ибо кристалл приведенной в действие энергии остается в ауре породителя. Если пустая болтовня недопустима вообще как хула на дух человека, то совершенно непозволительна она в устах того, кто коснулся основ, ибо тогда каждое слово имеет особую силу, и если эта сила нехороша, то каковы же следствия!! Архат бережен с каждым словом, зная, что это сила, производящая действие. Уже можно было отметить, как по мере роста огней произносимые слова оказывают на людей особенно сильное воздействие и особенно длительное. Позднее даже простые слова понесут в себе как бы приказ, побуждающий людей их выполнять или им следовать. В слове скрыта огромная потенциальная сила. Ею можно пользоваться сознательно.

 

1957. 567. (Дек. 10).  …Также следует понять, что решатель – сам, а не кто-либо другой, так как карму решения даже Учитель без особых на то причин на себя не возьмет. Спрашивая совета, надо иметь в виду то, что мудрый, давая совет, всегда оставит свободу выбора. Стремление же людей возложиться и нагрузить карму решения на советующего вкоренилось столь сильно и глубоко, что в каждом обращении за советом или помощью скрыто ярое желание тягость кармы переложить со своих плеч на другие, и именно того, кто дает совет. При обращении за советом по линии Иерархии это следует иметь в виду.

 

1959. 1.   …Заранее Знаем все, чему надлежит быть, познание это Сокровенно. Несвоевременное оповещение может нарушить течение событий, ибо вызовет вмешательство темных. Даже о планах своих и прогнозах лучше молчите. Слишком много противодействия. Высказать все — значит ослабить, освободить напрасно и пустить по ветру энергию, нужную для осуществления того, о чем неразумно болтает язык. Слово реченное есть энергия израсходованная. Мудрый любит дружбу с молчанием. Глупый болтает без меры. Печать Тайны и молчания лежит на Сроках Священных. Через ступень молчаливости тоже надо пройти. Как же иначе накопить силы. Говорите лишь то, что необходимо, и тогда, когда это нужно. Много бед происходит от не к месту сказанных слов. Потому о Сроках не принято говорить в Братстве. Потому вам Указуем полюбить дружбу с молчанием. Многое, говоримое человеком, — неверно, многое искажает действительность. Нет правды в обычных словах, ибо отражают временное состояние и понимание сознания, но не действительность.

 

1959. 50. Растущие огни вызывают усиленную реакцию в людях при каждом соприкосновении с Нами. Потому осмотрительны будьте в словах и действиях ваших. Помня, что слово серебро, а молчание золото. Контроль над словами означает контроль над мыслью — это самый необходимый контроль. Собой овладеть невозможно, если не контролируется мысль. Отсюда Указ о постоянном дозоре. Отсюда ненужность и вред пустой болтовни. Под контроль берутся движения во всех оболочках. Руки махают, болтает язык, и яро себя уявляет паяц в человеке. Достоинство духа надо понять не отвлеченно, но в жизни каждого дня, и утвердить неотменно. Преображение человека есть результат упорной и долгой работы над собою и обуздание всех оболочек, ибо не раб их человек, но хозяин.

 

1959.138. (Апр. 14). Силу имеет Слово Мое, посланное вам и воспринятое вами. Эта мощь выкристаллизованной мысли запечатлена в Учении данном. Повторение Его освобождает эту силу скрытую слова и делает ее достоянием читающего сердца. Не мозгом, но сердцем воспринимается этот огонь. И тогда это чтение сердцем сопровождается сиянием ауры, уявляющимся по степени углубленности и силы огненного процесса. Даже повторение Учения в себе умножает мощь духа. Хорошо запомненное, и даже выученное наизусть, то или иное положение из Учения возрастает в силе воздействия на огненную сущность человека, ибо Учение это — от огня, и сияет огнями кристаллизованной мысли. Как бы огненные кристаллы мысли бессмертной собраны в строках Его и запечатлены навсегда. Вот почему так настойчиво Говорю о повторении. Опытный путник вечного пути в Беспредельность понимает, какое сокровище дано человеку Учением Жизни, и черпает из него непрестанно, не утомляясь кажущимися повторениями и повторными погружениями сознания в мудрость веков. Не иссякнет Светоносный Источник, ибо дан на века, на тысячелетия служить насыщению духа огнем. Сделайте опыт: взяв любимое положение из Учения, углубленно его повторяйте, мыслью в него проникая и сердцем, и почуете прилив новой силы, словно Луч Света касается вас, силу несущий и Огнь. Потому Говорю: «Берегите жемчужины эти как огненное сокровище, питающее тело Света». Да! Да! Да! Бессмертная Триада питается этим Светом-Огнем, и человек, нашедший этот неиссякаемый Источник огненных струй светоносных, уже не возжаждет вовек. Мостом счастья в царство вечного Света Называем Учение Жизни. Оно так и есть. Опыт покажет, сколь жизненны эти слова и сколь практичны в применении яром. Много дано, много, много больше того, что вмещает сознание современного человека, но дано на века, на будущее, на всю Манвантару, на целую расу, на смену идущую прежней. Потому черпайте, не боясь, что иссякнет Источник, и чем больше черпнете, тем огненней будет струя и богаче. Сердцем учитесь читать, но не глазами. Светоносным Называем такое чтение. Очень полезно оно и питательно очень. И хорошо при чтении этом духом отрешаться от трех, в духе поверх трех поднимаясь. Мысль огненная — поверх тела, поверх чувств, поверх мыслей текущих, земных. И тогда можно говорить о процессе перенесения Бытия в мысль.

 

1959.197. (Июнь 7). Пиши о значении слова. Не само слово, но энергия, вкладываемая в него, дает ему силу; попугай тоже повторяет слова, но лишены они силы. Не в слове, но в мысли, сопровождающей слово, сосредоточена вся его сила. Если слово без мысли, в нем нет ничего. И многие говорят такими словами. Это слова праздные. Сильная, яркая мысль, заключенная в словах, будет воздействовать яро. Значит слова — контейнеры мыслей. Надо еще короче говорить. Краткости речи можно учиться. Мысль может быть конденсирована в краткой формуле или законе. Сосредоточение на них соединяет сознание с самим резервуаром мысли. Этим полезно и плодоносно размышление об основах жизни, выраженных краткими формулами. Например: «не временные мы, но беспредельные», «творческий труд — радость», «как вверху, так и внизу», «что посеешь, то и пожнешь», «полюсность явлений — основа проявленного мира». С одной стороны, надо говорить как можно короче, с другой — не расточать огненной энергии в словах, прекратить пустословие. Слово и речь даны человеку как двигатель эволюции. В древности процесс принятия пищи считался священным. Явление речи тоже священным можно считать. Отсюда торжественность. Она утверждается в мыслях, словах, и делах, и в понимании великого назначения человека на Земле и в мирах. Слово блюдите.

 

1959. 273. (Гуру).От слов перейдем к делу. Если отбросить слова, останется жизнь. Молчание — сила, ею можно пользоваться умело. Молчание есть сосредоточение силы на мысли. Молчаливая мысль сильнее реченного слова. Учитесь действовать в молчании и молчанием — это метод принятого ученика.

 

1960. 66. (Март 10). Утверждаем всегда, но не Отрицаем, ибо только утверждением можно достичь. Осуждение и отрицание — не Наши методы. Зачем осуждать и тем вызывать ненужное и ярое противодействие, или к чему отрицать, когда добрым утверждением можно добиться результатов гораздо больших. Утверждение покроет собою то, что подлежит осуждению и что отрицается, как негодное, и поднимет сознание на следующую ступень понимания, когда недостатки того или иного явления сами осудят себя самоочевидностью убедительной. К чему, например, осуждать многословие чье-то и кражу чужого времени, когда можно сказать о краткой, четкой, красивой чеканности речи, в ясных и точных словах передающей излагаемую мысль. Никто не решится утверждать пользу многословия, пустословия, но болтун будет одернут и осужден утверждающим мысль примером. И так следует поступать всегда и во всем. Даже дружественная критика часто вызывает нежелательные чувства. Утверждение же обычно принимается спокойно

 

1960. 253. (Окт. 17).  …Применение следует отличать от расточения. Болтливость ее расточает, молчание накопляет, сдержанное, скупое, продуманное слово ее нагнетает. Итак: расточение, нагнетение и накопление — три вида обращения с нею. Расточать и нагнетать ее можно всегда, но накопление требует времени. Лучший накопитель — молчание. Но пень тоже молчит, но энергии не накапливает. Значит, молчание молчанию рознь. Исключаются праздные и ненужные слова. Слишком много ненужного говорится — это прежде всего. Затем то, что передается в сотне слов, надо ухитриться сказать в десяти или еще меньше, сконцентрировав содержание в самых немногих.

 

1960. 323. (Дек. 7). Молчание создает лучшие условия для накопления сил духа. Каждое слово, обращенное к другому человеку, ставит нас в зависимость от него и обязывает к чему-то и поворачивает все мышление в определенный канал. За первым словом обязательно следует второе, за ним третье, и так далее. Молчание же не обязывает ни к чему. Молчащий свободен в выборе своих мыслей. Особенно эта зависимость сказывается сильно, когда приходится выслушивать целые потоки чужих словоизвержений, ненужных и скучных. Получается томление духа. Крадущие чужое время и силы на болтовню являются, кроме того, и пространственными вредителями, ибо засоряют пространство мысленной слизью. Можно принять за правило говорить только тогда, когда это нужно, и то, что нужно, избегая лишних слов. Культура речи требует точности и краткости выражений, а следовательно, четкости и определенности мышления. Умение ясно, четко и кратко выразить свою мысль будет показателем дисциплинированного мышления. По словам человека можно легко судить о том, как дисциплинирована его мысль. Люди обычно не понимают, что речь есть явление огненного порядка, и потому нуждается она в строгом контроле воли. Часто астральный паяц уявляет себя в ненужном яро эмоциональном словоизвержении. Не может состояться ни равновесия, ни спокойствия, ни сдержанности, ни самообладания, если не обуздан язык. Язык мой — враг мой, — когда им владеет паяц. Сколько сожалений о не к месту сказанном слове, сколько ссор и разногласий и раздражения из-за несдержанных слов. Эту сферу огненной человеческой активности следует упорядочить путем понимания того, что ответственен сказавший за каждое слово перед собой и пространством. Слова можно уподобить документам, неосмотрительно разбрасываемым повсюду, каждый из которых может быть предъявлен тому, кто его выдал. Слово не исчезает, но остается в пространстве как огненный знак, связанный нитью со своим породителем. Пустые слова сору подобны. Чем их больше, тем больше этого сора, которым окружает себя человек и в окружении которого живет. Свою собственную ауру прожигают не только беспорядочными движениями, но и такими же словами. Много несообразностей в поведении человека. Недаром народная мудрость золотом считает молчание. Многое надо заново пересмотреть в обывательском обиходе, и многое в корне исправить. Некоторые понимают, каким насыщенным и многозначащим может быть молчание. Разговор без слов, общение молчаливое будет преддверием к общению в Тонком Мире. Насыщенное огненное молчание есть признак большой культуры духа.

 

1961. 210. (Сент. 1).Слова, основанные на знании действительности, или Космической Правды, а также и мысли, облеченные этими словами, резко отличны от мыслей и слов болтуна. Основание первых глубоко, и корни его касаются Света и сами светлы, в то время как пусты и серы и темны вторые. Потому слова и мысли Служителя Общего Блага отличны от мыслей обычных людей. Как бы светлые нити соединяют Служителя Света с основами жизни. Потому не бывает безразличного отношения к тому, что исходит от Наших людей. Если их каждое слово воздействует сильно, то сколь же осмотрительны должны быть слова. Ведь за словом стоит мысль, усиленная огнем центров и впечатляющая особенно глубоко. Поэтому не нужны лишние слова, не нужны слова праздные, не нужны слова, которые лишены целесообразности. Культура речи и слов — наука будущего. Осознание двух миров даст понимание двустороннее: понимание видимого и невидимого процесса речи и слов. Серые тени вокруг болтуна и отсутствие света, вспышки черных огней и дымных зигзагов — в ауре служителя тьмы, но светлые токи, сиянье и звезды и мыслей лучи — от ауры светлого духа. Ведь каждое слово есть вспышка огня, бегущего по нервам, электротоку подобно. Ибо огонь проявлен уже в плотном теле. Но невидимая сторона произносимого слова глубже, шире и затрагивает все оболочки. Весь организм человека резонирует на произнесенное слово. И не только его организм, но и организм слушателя. Некоторые слова, самый тембр голоса, его магнетизм успокаивают, дают радость, бодрость, здоровье; другие, наоборот, раздражают, подавляют и вносят дисгармонию. Воздействует так или иначе каждое слово

 

1961. 336. Пословица «Слово серебро, а молчание золото» указывает на глубину народной мудрости, запечатленной в формуле краткой. Испытание способности сознательного молчания и утверждение контроля над речью необходимо пройти на пути овладения огненной мощью. Психическая энергия не может быть накапливаема, если болтает язык. Психическая энергия не может накапливаться, если болтаются руки и ноги, если так называемые нервные движения не подчинены контролю воли. Каждое движение тела есть явление огненное. Контроль над ними означает контроль над огнем. Так сдержанность речи, движений и жестов и всех чувств вообще и всех проявлений эмоций и над ними суровый контроль будет путем царственной йоги.

 

1961. 344. (М.А.Й.).    …Каждая ошибка и каждая болтливость или излишние слова свой вред принесут неотменно, и придется платить. Никогда еще сдержанность и молчаливость не приносили вреда. Врата открываются лишь на настойчивый стук. Но настойчивым может быть и любопытство, и бесплодная жажда новизны. И это надо суметь различить и отличить от голода духа. Свои глаза, своя зоркость, свое сердце подскажут, как поступать. Но надо, чтобы они были на страже. Жизнь ставит в такие условия, когда опереться можно лишь на себя. Близкие себя не оправдали. Друзья оказались вреднее врагов. Утешение в том, что не все. И все же, несмотря ни на что, светильник погаснуть не должен. Но… сам решатель, сам же ответчик и сам же судья.

 

1962. 11. Книги Учения Жизни Написаны разными ритмами и во многих ключах, но воздействие их очень мощно, ибо тайною речи владели те, чьи руки писали страницы, и Те, Кто Диктовал. Был раньше священный язык, слова которого имели особое звуковое, то есть огненное, значение. Этот язык жив и поныне, но доступен он лишь имеющим право на вход в Наши Башни.

 

1962. 47.   …Очищение от мыслей нечистых, очищение от мыслей праздных, случайных, идущих извне и нарушающих установленный строй сознания, будет подготовкой его к тому, чтобы весь этот хлам заменить более ценным материалом. Следует также избегать думания о явлениях случайного порядка, вторгающихся в жизнь. Конечно, с неизбежным приходится мириться и отдавать ему должное. Но все ненужное решительно выбрасывается из сознания. Столько надо вместить, понять и усвоить, что сору, рухляди и сторонним вещам места уже не остается. Много времени освободится и много новых возможностей предоставится. Также и говорить надо еще меньше и еще содержательнее. Необходимости говорить нет никакой, ибо все обычно очень любят говорить сами. Так что молчание будет всегда приветствоваться собеседником, которому обычно всегда хочется говорить самому. Но лучше и от этих словоизвержений уклоняться, когда они не имеют строительного значения. Иногда дать возможность излиться тоже полезно, дабы не было взрыва. Но мудрость и золотая середина во всем.

 

1962. 187.  …Раскрытость сознания и словоговорение, вместо сближения, лишь отдаляют. Молчание и сдержанность — накопители сил. Сдержанная молчаливость усиливает магнит духа. Не поддавайтесь усилиям еще не готовых заставить вас говорить. Если же условия вынуждают, умейте говорить, ничего не сказав, то есть не выдавая сокровенного. Можно произнести много слов и ничего не сказать. Можно выразить мысль, выдав только необходимую толику ее содержания, если того требуют обстоятельства. Выболтать все — значит внести разрушение в свое собственное сознание.

 

1964. 31. Сколько раз Говорил, что каждое праздное слово вредно безусловно. И все же язык продолжает болтать. Как же овладеть мыслью, если не овладеть сперва языком. Оккультная сила звука велика. Она может быть, как и всякая сила, разрушительной или созидательной. Знаете примеры, когда болтливые люди заговаривали себя многословием до болезни и смерти. Знаете, что многие заговаривают себя до головной боли, припадков и полной исчерпанности психической энергии. Но это крайности. И все же каждое реченное слово - или собиратель или расточитель огненной силы. Без контроля над словом, а значит, и контроля над психической энергией, овладения ею не достичь. О словах произносимых помыслим.

 

1964. 477. (Сент. 16).   …Также следует помнить, что каждое сказанное слово есть трата психической энергии, и люди, страдающие недержанием речи, часто заговаривают себя до болезни, то есть до потери равновесия. Отсюда перл народной мудрости о том, что "молчание - золото". Многословие, и особенно, пустословие Нами осуждены как нецелесообразная растрата огненной силы человека. Пусть каждое слово будет как удар молота по наковальне, звук которого далеко несется в пространство. Многие мечутся, хватаясь за разные книги, но подошедший к Учению Владык уже не станет тратить драгоценных минут на то, чтобы пытаться найти большую мудрость в книгах, написанных кем-то. Когда полученное от Нас будете раздавать людям, помните, что дается им Свет, но не огонь светильника, который зажжен в вашем сердце. Если Свет отдается, людям будет светло. Если отдать свой светильник, тьма вас обступит, а без огня, который бездумно и легкомысленно отдан, во тьме не пройти. Потому Сказано: раздавайте, но мудро.

 

1965. 125. (М.А.Й.). Не будем жалеть Светом своим поделиться с другими. Кто сказал, что для того, чтобы поделиться Светом, надо о нем говорить. Свет излучает аура, а излучения передаются и воздействуют молча. Научимся молчаливому даянию. Проповедь отошла в прошлое, лекции об Учении тоже. Остается жизнь и слово живое. Но слово, произносимое молча, сильнее произносимого языком. Молчаливая жертва сильнее. Молчание двигает, в то время как слово может пролететь мимо. И не всякое слово или слова можно всегда сказать вслух. Но молчаливая вибрация Света, передаваемая излучениями ауры, никогда не остается без следствия. В молчании и молчанием можно больше сказать и сделать, чем сделает сотня пустословов и болтунов.

 

1965. 306. (Июль 31). Взаимодействие человеческих аур - процесс очень сложный. При каждом соприкосновении происходит это воздействие одной ауры на другую. Ауры взаимно или осветляются или отемняются. Ничто так не размагничивает ауру, как болтовня и ненужные разговоры. Так как большинство людей очень любят говорить, то не так уж трудна сдержанность даже при общении с людьми. Слушающий всегда меньше теряет даже при различии излучений. Охрана собственных накоплений от попрания их невежеством - обязанность ученика.

 

1965. 464. (Окт. 23). Пусть они говорят, что хотят, они ничего не знают. Но знающий пусть говорит то, что Хочу Я. Знание Мое непреходящее. И через тысячу лет слово Мое сохранит свою силу, как сохранили ее зерна пшеницы, найденные в древних гробницах. В них сущность жизни - Огонь. И слова Мои - огненные тоже. Неумирающая сила слова зависит от качества, силы, степени и напряжения Огня, вложенных в него. Та же сила и в слове печатном, если оно от Огня. Много печатных листов с пустыми словами. Пустые оболочки порождают пустые слова. Но слово Мое - огненно. Поэтому и Записи эти будут читать и почерпать от их огненности. Поэтому и воздействие их на сознание мощно. Оно загорается от этих слов, и дух питается ими. Ценность, смысл и значение слов - в их огненности. Искры и вспышки огней рассеяны по страницам Великих Писаний, не умирают во времени книги такие. В этом также кроется и отличие великих писателей и поэтов. Огонь - символ жизни. Живем и восходим Огнем.

 

1966. 20. (Гуру). Сила слова, как устного, так и письменного, велика, если оно насыщено огнем. Когда достигнута эта степень огненности, следует быть очень осмотрительным, внимательным и осторожным со всем, что произносит язык. Воздействие таких слов на другие сознания очень сильно, а также и реакция на них. И тогда Говорим: лучше молчание. К тому же оно - накопитель психической энергии. Считаем большим достижением, если ученик не произнес ни одного лишнего или ненужного слова.

 

1966. 500. (Авг. 25).   …Часто так называемое первое впечатление есть не что иное, как голос сердца. Редко бывает оно ошибочным. Как же иначе проникнуть под внешнюю завесу слов. Порою слова служат не для выражения мысли, но для прикрытия ее. Прикрывают они и бессердечие, и бездушное отношение, и жестокость. Много слов говорится, но мало делается дел благих. Будут указывать, как должны вы поступать, и что делать, и как относиться к людям, но тот, кто знает свой путь, чужими голосами не отвлечется. Если хотите иметь суждение правды, судите не по словам, но по делам и поступкам. Сущность человека выражается в них. А слова часто, как листья сухие, отлетают и разносятся ветром. Но нужны и терпимость к несовершенствам окружающего и вмещение в сознание свое тех, кто еще не может вместить. А главное, поверх всего - дружелюбие. Куполом собственного понимания покрывается человеческое недомыслие. Бесполезны слова там, где нет желания их применить. Дырявый сосуд не наполнить.

 

1966. 501. (М.А.Й.). Не имеющему нечего дать, но имеющий неизбежно ощущает утечку психической энергии после каждого соприкасания и отдачи. Это явление неизбежно. Забота лишь о том, чтобы получающий не был дырявым сосудом и чтобы выдача энергии не превышала известных пределов. Накапливается огненная сила для того, чтобы ею делиться с другими и им помогать. И то и другое требует очень большой осмотрительности. Ответственность велика за каждое слово, насыщенное огнем. Пустословие состоит из потока пустых слов, лишенных энергии Агни. Но огненное слово налагает ответственность на говорящего. Над каждым надо подумать, прежде чем его произнести.


1966. 541. (М.А.Й.). Даже малое Указание, принятое и исполненное, уже приближает к цели далекой. Но исполнителей так мало. Больше говорящих. Говорят, и принимают слова за дела, и довольствуются ими, утопая в самоудовлетворении. Как приятно побеседовать всласть о высоких предметах и успокоиться на этом с сознанием исполненного долга. Через испытание говорливостью тоже надо пройти. Кто-то на этом и останавливается. Печальна судьба таких говорителей. Не уподобимся им. Учитель Требует действия и приложения Его Указаний. К чему же тогда все старания, если на практике не применено ничего?


1966. 695. (Нояб. 28). Нужно очень остерегаться пожирателей психической энергии. Они часто приносят болезни, и не только при личном контакте, но и на расстоянии. Может быть, станет более понятным, почему Мы Избегаем общения с жителями низин. Людей можно разделить на дающих и берущих. Первые благодетельствуют людям, наделяя их своей психической энергией, вторые поглощают ее, лишая людей спокойствия, здоровья и равновесия. Нужно очень осмотрительно относиться к людям и поменьше говорить. Молчаливость ведь тоже щит, и щит очень надежный. Говорливость из так называемой вежливости недопустима в ученике. Пусть уж лучше обидятся, чем будет допущено расточение силы. Вообще считаться с человеческими условностями и предрассудками стоит порою много дороже, чем пренебречь ими. Болтливость и самообладание, или власть над собою, - несовместимы. Можно иногда спросить себя, не слишком ли дорого платим за несдержанность и болтливость.

 

1967. 253. (Май 6). Почти каждое соприкосновение с людьми размагничивает. Редко встречаются сознания дающие, или не поглощающие чужой энергии, или позволяющие свободный светоносный взаимообмен. Поэтому приходится быть очень осмотрительным, чтобы не допускать бесполезной траты Агни.Нередки случаи, когда даже ученики, получившие заряд силы от Учителя, растрачивают его на дела, не совместимые с Учением Света. Учение говорит о мудром даянии. О неметании бисера Сказано достаточно ясно - это условие тоже необходимо иметь в виду. Только неопытность стремится выболтать до конца. И зачем тратить силы без цели, если можно с пользою промолчать. О молчаливом воздействии, о действии молчанием в Учении сказано мало, но это не уменьшает мощного влияния сосредоточенного, собранного молчания на психику окружающих. Сознательное молчание означает концентрацию и аккумулирование психической энергии. Очень характерно при этом отметить, как остро и быстро реагируют люди на подобное молчаливое, сдержанное воздействие. Не видимый глазом тонкий обмен излучений, происходящий при этом, очень интересно наблюдать. Мощь молчания возможна только при наличии равновесия. Тогда воздействие просто неодолимо. Оно допустимо не для подавления чужой свободной воли, но как защита от противных враждебных явлений, или тогда, когда требуется оказать помощь нуждающемуся человеку. Молчание и отсутствие внешней активности не есть бездействие. Действие нужно понять широко. Молчание включает в себя и приведение к молчанию собственного астрала, когда он ничем и никак не выявляет себя ни внешне, ни внутренне. Это, пожалуй, самое трудное, ибо эта ярая оболочка не желает подчиняться приказу воли и стремится реагировать на все, и все переживать, и тратить энергию по мелочам на вещи, не заслуживающие внимания. Как часто суетливые мелочи обыденности затемняют собою то, что для человека должно быть превыше всего. И даже понимание этого не укрощает ярой и строптивой оболочки астральной. Нужны более суровые меры и крепкая узда на всех чувствах.


1967. 438. (Авг. 2).   …Результаты сдержанности слов и эмоций проявляются уже через несколько дней. Обратите внимание на то, как некоторые люди истощают и убивают себя несдерживаемой, распущенной болтливостью. Словно одержимые, готовы они празднословить часами, требуя при этом к себе внимания. В древности празднословие считалось грехом. Многословием ныне страдают как в общественной, так и в политической жизни. Нужно научиться говорить много короче. За обилием слов теряется их ценность. Разбавленное водой молоко пить не любят. Почему же допускаются разбавленные речи? Безответственность человеческая в этом отношении очень велика. Прежде чем открыть рот, следует кратко подумать и вместо каждых десяти слов сказать только одно. Условная вежливость, требующая ненужных слов, особенно вредна. Слово - это огонь, оформленный в звуке. Преступно без цели и смысла болтать, уязвляя пространство. Мы Требуем сдержанности речи и слов от Наших учеников.

 

1967. 529. (Сент. 15).   …Мелкие привычки - враги. В привычках кристаллизован огонь, потому нелегко с ними бороться и их побеждать. Многие люди страдают недержанием речи. Переломить себя и утвердиться в качестве молчаливости и сдержанности для них почти невозможно.

 

1968. 255. Болтливость есть не что иное, как распущенность психической энергии, вызывающая ее утечку и расточение. Применение психической энергии в малом научит применять ее и в большом.

 

1969. 90. (Фев. 12). Сколько ненужного говорится обычно в течение дня. За каждым произнесенным словом стоит мысль, а за словом ненужным - ненужная мысль. Поэтому контроль над всем, что говорится, означает также и контроль над мыслями. Ошибочно думать, что сдержанное молчание вызовет осуждение или недоброжелательство, скорее, наоборот - уважение и даже трепет перед непонятным, ибо люди обычно не знают контроля ни над мыслями, ни над словами. Препятствием к осуществлению этой сдержанности будут рефлексы, давно установившиеся психические привычки болтать без удержу или говорить, не контролируя ни качество, ни количество слов. Нужно научиться говорить еще меньше и так, чтобы мысль, выраженная словами, была чеканной и краткой. Как много люди везде говорят, и особенно во время сборищ. Поэтому так мало и невнимательно слушают их, так как нет чеканности и четкости мыслей и сердце не вложено в них. Нет худшего заблуждения, чем подчиняться условностям и думать, что в силу нелепой вежливости надо обязательно говорить. Особенно вредно, когда человек болтает потому, что не может уже удержаться, ибо потерял над собою власть и явно страдает недержанием речи. Это означает полную распущенность психической энергии и постоянное ее расточение. Обычно это состояние заканчивается болезнью. Каждая обузданная мысль и сдержанное слово будет накоплением психической энергии. И сдержанность есть не что иное, как сознательное аккумулирование в организме огненной силы. Подчеркиваю, сознательное, ибо пень тоже молчит, но энергии не накапливает.

 

1969. 150. (Гуру). Теперь, когда неистовствует распущенная тьма на пространствах планеты, когда окружены тьмою, путь остается лишь кверху. Но если, нарушая завет молчаливости, начинаете что-то говорить, когда к этому нет суровой необходимости, то говорением своим тотчас же открываете себя и подставляете под удар темных, которые сторожат каждую возможность, чтобы его нанести. Уже замечали, что даже в ответ на добрые слова получали удар, а по каналу разговорчивости проникало зло, и даже безвредные или нейтральные слова истолковывались во зло. Поэтому надо взять за правило говорить только в случае, когда это необходимо или неизбежно, и притом говорить только самое нужное и ничего лишнего. Лучше промолчать, чем говорить из так называемой ложной вежливости. Воздержитесь от празднословия любою ценой и тем защититесь от злых воздействий со стороны.

 

1969. 355. (Гуру). Опыт жизни показывает, сколь полезна воздержанность в словах и от каких опасностей она иногда избавляет. Ведь можно достичь такой ступени, чтобы не произносилось ни одного лишнего слова, а произносимые - обдумывались бы, прежде чем их произнести. Особенно вредны слова, произносимые в состоянии всякого аффекта, не говоря уже о словах злобы или ненависти. Они прилипают к ауре и несут в себе непредсказуемые следствия. Ответить на злобное обращение полным спокойствием и светом ненарушенных излучений ауры - значит пресечь действие или течение нежелательной кармы. Хорошо быть фокусом, сталкиваясь с которым угасают бессильно вспышки злобных, дымных, темных огней.

 

1969. 504. (Окт. 8). "В многоглаголании несть спасения" - формулу эту можно с пользою взять на вооружение духа. И важно решить, для кого говорить: для себя и собственного удовольствия или для слушающего, исходя из его нужд и интересов. Если думать не о себе и своем желании поговорить, а о собеседнике, словоизвержение сократится намного. Многоговорящие или не думают о тех, с кем говорят, или же не вкладывают в свои слова энергии сердца. И зачем много слов, когда огни в действии. О культуре речи придется много сказать, ибо не понимают любители поговорить, что этот дар эволюции заслуживает самого серьезного и вдумчивого отношения. Но как бы то ни было, но ученик должен являть сдержанность речи и не произносить ни одного лишнего слова. Эта сдержанность научит контролю как над словами, так и над мыслью. Сдержанность касается не только слов, но и чувств человека. Как важно, как неотложно важно научиться ими владеть! Ведь овладение чувствами означает овладение своими огнями. Не двинуться дальше, собою не овладев. Как же иначе накапливать Агни? Пустые оболочки даже и не дают себе труда подумать о том, что их опустошило. Накопившими и собравшими Хочет видеть Учитель своих учеников. В действительной помощи людям израсходованная психическая энергия восстанавливается быстро и растет при отдавании, но безответственное разбазаривание драгоценной силы недопустимо.

 

1970. 572. (Сент. 12). Как не надо себя вести, можно учиться на окружающих. Не раз были свидетелями пустой, безответственной болтовни, которая не принесла никому никакой пользы и только засорила пространство. Пусть это научит тому, как надо взвешивать каждое свое слово, прежде чем что-то сказать. Не расходовать понапрасну энергию - задача ученика.

 

1970. 593. (Сент. 19). Жизнь сурово ставит перед неизбежностью утверждения качества сдержанности и молчаливости. Самые, казалось бы, незначительные слова вызывают неожиданные и бурные следствия. Надо научиться молчать, не произнося ни одного слова без крайней к тому необходимости. Ведь за молчание никто не накажет, а соображения ложной вежливости несостоятельны. Кто внушил мысли, что надо обязательно говорить из вежливости и поддерживать светские разговоры? А вы помолчите и посмотрите, каковы будут результаты. Пусть говорят те, для кого умение молчать необязательно. И даже со своими, и даже в домашнем окружении, надо строго и неуклонно соблюдать это условие, контролируя каждое слово. Через испытание на молчаливость надо пройти. Люди так любят говорить, что ваше молчание не будет им в тягость. И не беспокойтесь о том, что это ухудшит взаимоотношения с людьми, наоборот - улучшит и принесет желаемые следствия.

 

1970. 762. (Нояб. 26). Да! Это верно. Легче всего говорить о том, как люди должны себя вести и как поступать, особенно если говорящий сам ничего не применил на себе из своих наставлений. Но известно, что поучающий чему-то и не применивший этого на себе имеет себе осуждение. Это во-первых. А во-вторых, подобное поучение лишено силы и внутренней убедительности. Лучше, если говорящий будет излагать мысли без всяких поучений, но так, чтобы логический вывод из услышанного наталкивал человека на правильные действия.


1971. 248. (Апр. 30). … Все, что почерпнете из книг Учения, требует собственного размышления. Взятое у других и не ассимилированное сознанием - остается лежать втуне. Попугаи тоже повторяют чужие слова, но без понимания их. Не уподобимся. И надо, чтобы каждое произносимое слово шло прямо от сердца, иначе пусто оно. Много говорится пустых слов. Мир страдает пустословием. Когда-то придется держать ответ за каждое праздное слово.


1972. 232. (Май 15). Если в домашнем быту утвержден контроль над каждым произносимым словом, то везде, где бы то ни было, этот контроль продолжает действовать. Учат жизненные уроки сдержанности речи, указуя, сколь вредно многословие, когда ненужное говорится. Очень не полезно убеждение, что надо говорить «из вежливости». Право, лучше промолчать, чем разрушать себя болтливостью. Пусть уж лучше говорит собеседник, если не может себя удержать от слов излишних. Полезнее помолчать обоюдно, но для такого молчания требуется созвучие. И тогда оно благодетельно. Сдержанность речи - особенно ценное качество йога. Люди страдают многословием. А за слова приходится отвечать. Мудрое собеседование не есть болтливость. Оно плодоносно, если не допущено явление исчерпанности.

 

1972. 233. (М.А.Й.). «Язык мой - враг мой», и такое бывает. Тем более нужен суровый контроль над словами, за каждое из которых придется отчет дать когда-то. Даже молитва существует для удержания языка от празднословия. Но не помогает ничто, и язык продолжает «язвить пространство», навлекая на человека неизбежные следствия. Люди, давшие зарок молчания, знали, что они делают и почему. Собранная ими таким путем психическая энергия была следствием духовной дисциплины. Болтливость и Йога несовместимы.


1972. 234. (Гуру). Вот посетил друг после более тридцатилетней разлуки и говорил беспрерывно до полной исчерпанности сил. Подумайте, полезна ли была подобная болтливость и не были ли результаты ее разрушительны, хотя и говорил он о вещах, близких сердцу и имеющих касательство к Учению.

 

 

13.11.2019 10:17АВТОР: составители С.Очеретянская и Э.Манн | ПРОСМОТРОВ: 691




КОММЕНТАРИИ (1)
  • ЕЛЕНА18-11-2019 16:36:01

    Превосходная подборка мыслей из Г.А.Й. "О силе слова"! Не устану благодарить авторов-составителей С.Очеретянскую и Э.Манна за их сердечное творчество во имя общего блага! Радости на пути, Вам, друзья! Спасибо за чуткую помощь.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Мир есть мысль. Учение Живой Этики о мышлении. »