26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Плоские бронзовые привески сибирского клада. В.А.Чудинов


В.А. Чудинов

О бронзовых привесках Сибирского клада я писал в статье «Бронзовые привески с изображением ведических богов», опубликованной на моём сайте 7 июля 2008 года. Там я рассмотрел 4 изображения Мары (одно - не богини, а ее мимы) и одно изображение маски мима Яра. При обсуждении данного материала я отметил, что находки этого Сибирского клада являются одним из весьма крупных событий в истории славистики, и что их вполне можно сопоставить с находками в германском поселке Прильвиц, где были обнаружены литые бронзовые фигурки славянских богов, а также карикатуры на них. Во всяком случае, Сибирский клад позволяет внести определенные коррективы в понимание этих находок в Прильвице, которые в своё время (то есть, в конце XVIII и первой половине XIX века) широко обсуждались не только учёными, но и многочисленными любителями древностей в газетах тех лет.>

Вообще говоря, Сибирский клад весьма позитивно вплетается в ряд событий, которые начались еще в XVII веке, и о которых я частично рассказал в моей книге «Правда о сокровищах Ретры». Благодаря книгам Маша, Потоцкого, Суровецкого, Жунковича и других исследователей, мы теперь имеем представление о двух коллекциях Прильвицкого клада; о Прильвицких камнях, о Микоржинских камнях и о коллекции брактеатов (хотя обычно упоминается только Краковский), а также о святовиде реки Збруч. Таким образом, к началу ХХ века существовали шесть независимых коллекций и одна четырёхгранная стела. Теперь к ним добавилась седьмая коллекция - Сибирский клад, наиболее молодой по времени находки и наиболее древний из всех по времени изготовления. Но он же и наиболее интересный. Он позволяет по-новому относиться ко всем перечисленным выше кладам, реабилитируя их подлинность.

 

 Привеска со многими дырочками. На первый взгляд - перед нами какое-то странное животное, Рис. 1 Привеска со многими дырочкамикоторое бежит влево. Но что это за существо? Если бы не было нижней челюсти, его можно было бы принять за оленя, и тогда атрибутировать как весьма редкий зооморфный лик Яра. Но если посчитать нижнюю челюсть за деталь морды кабана, то перед нами - лик Велеса. Словом, пока атрибутировать данную находку сложно.

Весьма впечатляет и задняя часть, которая имеет две округлые дырочки вверху, напоминая глаза, и овальную горизонтальную дурочку внизу, напоминая рот. А в целом этот фрагмент привески весьма напоминает маску мима Яра из рассмотренной прежде части клада. Отсюда можно предположить, что и вся данная привеска имеет какое-то отношение к миму то ли Яра, то ли его постоянной спутницы, Мары. Наконец, дырочки средней части привески напоминают знаки слогового письма, руницы. Так что более детальную информацию о данной привеске можно получить только тогда, когда на ней будут прочитаны надписи.

 

Привеска со многими дырочками. На рисунке №2 я сначала читаю надписи на бронзовой поверхности головы и шеи изображенного на ней животного. На Рис. 2. Чтение надписей на фрагменте привески и чтение центральных прорезейверхнем отростке (это то ли рог, то ли очень длинное ухо) на выделенном фрагменте можно прочитать общую надпись ЯРА МИР. Чуть ниже, на фрагменте, обведенном белой рамочкой, я читаю слова ХРАМ ЯРА. Правее на маленьком фрагменте можно прочитать слово ЯРА, а чуть ниже - МАРА. Тем самым, частные подписи дают однозначную атрибуцию находки - перед нами - изображение Яровой Мары из храма Яра.

Подтверждение мы находим, во-первых, на фрагменте, обведенном черной рамочкой и расположенном над дыркой - тут написано МАРА ЯРА. Затем левее, на крупном прямоугольном горизонтальном фрагменте также можно прочитать словосочетание МАРА ЯРА. Еще ниже, в небольшом фрагменте внутри белой рамочки читается слово ЯРА. И, Наконец, между двумя этими обведенными фрагментами располагается область, внутри которой еще раз написано ЯРА МАРА. Так что сомнений в данной атрибуции не возникает никаких.

На рис. 2 можно выделить и вторичные лики. Они как раз расположены на том промежутке, где были прочитаны два последних слова. Слева мы видим лик Мары в ¾, развернутый влево; причем справа вверху на этом же лике изображен уже третичный лик бородатого бога, видимо, Яра. На лике Мары на правой щеке и на лбу как раз и написано МАРА.

Справа от лика Мары находится лик Яра. Он изображен коротконосым, с опущенными глазами и почти прямыми бровями, с открытым ртом и пухлыми губами, с небольшими усиками и бородкой, едва заметными. На глазах написано слово ЯР.

 

Нижняя челюсть зооморфной Мары содержат надпись МАСТЕРСКАЯ со всё уменьшающимися вправо буквами, и Рис. 3. Чтение надписей на правой стороне привескизаканчивается эта надпись слово ЯРА, которое я читаю в обращенном цвете. Таким образом, привеска была изготовлена не в мастерской Мары, а в мастерской Яра.

Наконец, осталось прочитать надпись в виде прорезей. В левой надписи я принимаю за начало центральный знак из силлабографа ВЕ, снизу от которого начертан знак ПЪ, а выше - РЬ. Вместе они образуют слово ВЕПРЬ, которое нами в такого рода изделиях, встречено впервые. Правее прорези образуют слово ЯРА. Таким образом, Мара приняла зооморфный облик ВЕПРЯ ЯРА.>

На правой стороне привески я выделяю фрагмент вблизи центрального отверстия, обращаю его в цвете, и внизу читаю надпись ЛИК МАРЫ. А над маской мима, на фрагменте, очерченном прямоугольной чёрной рамочкой, читаю слова ХРАМ ЯРА, ЯРА РУСЬ. Эти слова нам уже встречались. Наконец, между глазом и ртом на маске Яра данной привески можно прочитать в белой прямоугольно рамочке слова ЯРА МИМА ХРАМ. Тем самым, в храме Яра, видимо, был небольшой уголок мима, где и располагалась данная привеска. В целом данная привеска, конечно же, весьма своеобразна и в таком виде прежде нам никогда не встречалась.

 

Привеска с пятью дырочками. Эта привеска напоминает маску мима в своей нижней части. Что же касается двух дополнительных глаз, то такое тоже возможно, если вспомнить, что поверх маски мог располагаться головной убор, тоже Рис. 4. Привеска с 5 дырочками и моё чтение надписейизображающий лик какого-либо бога, так что в результате получалась «двухэтажная» маска мима.

Проверить правильность данной атрибуции можно только читая надписи. На этот раз попробуем читать сначала нижние строки, постепенно продвигаясь всё выше. Самый нижний фрагмент, очерченный чёрной горизонтальной прямоугольной рамочкой в обращенном цвете содержит надпись: МАСКА ЯРА. МАСКИ МИМА, которая сразу же даёт ответ на наш вопрос. Перед нами - одна из масок мима, в данном случае маска Яра. Если в предыдущей статье по поводу бронзовых подвесок Сибирского клада нам встретилась так же безносая маска мима Яра, но с двумя прорезями для глаз, то тут их четыре и даже имеется намек на более высокую пару глаз, пятый и шестой глаза (правда, прорези очень узкие, щелевидные). Так что это - вторая маска Яра Сибирского клада.

 

Чуть выше, на уровне носа, мы выделяем другой фрагмент, почти квадратный, обводя его белой рамочкой. Внутри мы читаем слова: ХРАМА МАКОЖИ МИМ ЯРОВ. Из это надписи следует, что в Яровой Руси мим Яра в каждом храме был свой, и у каждого была своя маска. Вероятно, маска мима Яра в храме Яра содержала две прорези для глаз, тогда как для такого же мима в храме Макоши - уже 4 прорези. Более того, первая привеска, где справа также изображена маска мима Яра, имеет продолжение влево и являет нам маску мима Яра, изображающего Мару. Иными словами, предыдущая маска принадлежит не миме Мары, но миму Яра, напоминающему о Маре.

Третий фрагмент на уровне переносицы верхних глазниц обводим чёрной рамочкой и читаем слова внутри нее: тут крупными буквами написано ЯРА МИМ. А на четвёртом фрагменте под верхним правым глазом в прямом и обращенном цвете можно прочитать чуть иные слова, ЯРА МИМА МАСКИ, что подтверждает чтение на нижнем фрагменте. Наконец, на пятом фрагменте на левой то ли брови, то ли прорези для третьей пары глаз, читается общая надпись РУСЬ ЯРА. Таким образом, надписи на этой привеске полностью канонические, и они раскрывают ее назначение.

 

Щитовидная привеска. Она весьма напоминает средневековый геральдический щит, вытянутый по ширине, слегка Рис. 5. Привеска в виде геральдического щитаокруглый внизу, и состоит внутри как бы из трёх хоругвей, окаймленных толстой рамой. Каждая их хоругвей, в свою очередь, содержит какие-то лики, расположенные по вертикали. Такого рода привеску я вижу впервые. Ее смысл, видимо, прояснится после вычленения ликов и чтения надписей на них.

Моё чтение надписей. Наверху центральной хоругви на щите можно видеть два слова: МИМ ЯРА. Полагаю, что это - владельческая надпись, которая объясняет, что данная привеска является собственностью мима Яра. Возможно, она носилась примерно так, как позже носили бляху дворники. Далее я вычленяю лики, который, чтобы не запутаться, перенумеровываю.

 

Лик № 1 можно видеть на центральной хоругви вверху, прямо под только что прочитанной надписью. Он представляет собой рельефный бронзовый зооморфный лик льва, смотрящий анфас. Рот закрыт, большие глаза открыты. Львиный лик принадлежит Яру, и в глазах, как обычно, читается слово ЯР.

 

Лик № 2 находится ниже и выполнен из более светлой бронзы, что и позволяет сразу выделить его из фона. На нем изображено мужское лицо пожилого человека анфас с окладистой бородой, небольшими глазами, прямым носом и невысокой прической. Правый глаз содержит букву Р, левый - буквы О и Д одна под другой. Таким образом, перед нами - РОД. По бокам его бороды находятся вторичные лики, расположенные в профиль. На правой стороне можно видеть лик льва с раскрытой пастью, на левой - лик старушки. Вероятно, это - Яр и Мара.

 

Лик № 3 из более темной бронзы расположен справа от лика Рода. Изображено анфас с небольшим разворотом влево узкое мужское лицо с большими усами и маленькой клиновидной бородой, прямым носом, большими глазами и в головном уборе шута (с как бы собачьими ушами). Надпись по всему лицу, начиная со лба и кончая ртом, гласит: ЯРА МИМА МАСКА. Здесь впервые столь отчётливо подчеркивается связь между мимом и средневековым шутом. Из этого можно предположить, что амплуа средневекового шута выросло из амплуа мима, который был «божьим человеком» и которому, следовательно, было многое позволено. Вместе с тем, если данная привеска имеет тот же возраст, что и остальные, датировку всего клада придётся существенно омолодить, признав клад средневековым.

 

 Лик № 4 из тёмной бронзы помещён в самом низу центральной хоругви и представляет собой человеческое лицо неопределенного пола, расположенное анфас с небольшим разворотом влево; видны белки полуприкрытых глаз, кончик носа и чуть открытый рот с прямыми губами. Брови светлые, правая ниже, левая выше. Надпись по всему лицу гласит: МИМА ЯРА МАРЫ. У этой мимы наверху - также отогнутые ушки средневекового шута. Но о том, что шуты бывают и женщинами, я узнаю впервые.

 

Лик № 5, весьма вытянутый по вертикали анфас, из светлой бронзы, можно видеть в центре левой хоругви. Глазки на разном уровне, как бы обведенные сурьмой, нос пуговкой, светлые усы обвисают по бокам, бородка - маленькой лопаткой. Наверху возможны ушки шута. Подпись гласит: МИМ ЯРА.

 

Лик № 6 расположен там же, но правее, и представляет собой несколько перекошенное мужское лицо анфас с окладистой бородой, опущенными глазами и чуть открытым ртом. Надпись на глазах гласит: ЯР. Лик бога отличается от маски или лица мима тем, что борода обычно крупнее, усы и глаза - мельче, сам лик - гораздо шире и, разумеется, никаких собачьих или шутовских ушей на лике нет.

 

 Лик № 7 из более тёмной бронзы сдвинут вниз под лик Яра и представляет собой женское лицо, развёрнутое влево, в профиль. У женщины большие глаза (правый выше левого), нос сапожком, рот полуоткрыт. На глазах и ниже можно прочитать надпись ЯРА МАРА. Здесь она изображена довольно пожилой и некрасивой.

 

Лик № 8 с правой стороной из более светлой бронзы является зооморфным львиным ликом Яра анфас, где голова завалена вправо. Глаза большие, рот закрыт, его складки чуть опущены. На уровне глаз - надпись МАСКА, на уровне рта - ЯРА. Уши льва - примерно такие же, как и на шутовских изображениях мимов (не львиные ли уши поначалу привешивались к маскам мимов?)

 

 Лик № 9 находится на правой хоругви вверху, примыкая к центральному изображению посоха. Он изображает женское лицо, развернутое влево, в профиль. На нем можно прочитать слова МАРА ЯРА.

 

Изображение посоха занимает центральную часть правой хоругви, и имеет массу сучков, которые по вертикали образуют как знаки руницы, так и буквы протокириллицы. Руницей написано слово ПОСУХЪ, то есть ПОСОХ. Читая ниже, получаем слова МИМА ЯРА. Посох изображен толстым и весьма сучковатым. Само помещение его на данный щит указывает на то, что он также являлся предметом почитания, как и маски мима.

 

 Лик № 10 размещается на обрамлении рамки в ее верхнем левом углу. Изображение очень тёмное, однако можно видеть рельеф мужского лица анфас с небольшими опущенными вниз глазами, прямым носом, большими наклонными усами и небольшой бородой - достаточно реалистичный. На глазах можно прочитать надпись - ЯР.

 

 Лик № 11, столь же тёмный, расположен ниже и на нём мало что можно различить. Видно только, что нос мужского лица анфас приплюснут и его кончик касается высоко расположенного рта. Надпись утверждает, что перед нами - ЯРА МИМ.

 

 Лик № 12 можно видеть на правом верхнем углу рамки. Здесь мужское бородатое лицо расположено в профиль, развернутыё вправо. При очень высоком черепе (явная водянка головы) приплюснутый ос почти касается губы высоко расположенного рта с улыбкой; лицо завершается внизу бородкой клинышком. Ожидаемая надпись подтверждает, что перед нами - ЯРА МИМ.

 

 Лик № 13 напоминает то ли лисью, то ли волчью морду анфас. Он расположен на правой рамке ниже предыдущего лика. Над правой бровью видна большая буква М, на левой - столь же большая буква С. А в целом надпись утверждает, что это - МАСКА ЯРА. Правда, Яра с зооморфной маской волка мне приходится видеть впервые.

 

 Лик № 14, как и последующие, все довольно мелкие, помещен в самой нижней части обрамления. Именно этот лик оказывается самым правым и представляет собой мужское лицо с большими усами, бородой клинышком, приплюснутым носом и широко расставленными глазами - словом, утрированные черты лица. Поэтому неудивительно узреть соответствующую надпись - МАСКА ЯРА.

 

 Лик № 15 я обнаружил позже в самом низу правой хоругви. Это - какое-то странное лицо с носом в виде водопроводного крана и открытым ртом с одним зубом сверху и снизу. Словом, явная карикатура. Круглые глаза смотрят куда-то вправо, причем сдвинут весьма сильно. Надпись поясняет, что перед нами - ЯРА МАСКА.

 

 Лик № 16 находится слева от лика № 14, и я сначала принял его за лицо женщины. Он развернут влево в ¾ и имеет какой-то вдавленный в лицо нос, приплюснутый, но возвышающийся над светлыми усами. На переносице - складка. Надпись утверждает, что перед нами - МИМ ЯРА.

 

 Лик № 17 размещен еще левее. Хотя лицо расположено анфас, вид на него дан немного сверху. Нос дан картошкой, глаза расположены высоковато, губы сложены в виде буквы М. Подпись поясняет, что перед нами - ЯРА МАСКА.

 

Лик № 18 находится над ликом № 16. Он представляет собой мелкое безусое и безбородое мужское лицо, развернутое влево в ¾. Особенностью является большой чуб, вздыбившийся вверх и влево. А надпись говорит, что это - ЯРА МИМ.

 

Вполне возможно, что на этой привеске мною выявлены далеко не все изображения.

 

 Привеска со спиралями. Последняя привеска тоже весьма интересна. В ее центре помещена спираль, вокруг которой имеется тоже несколько спиралей, чередующихся с мордашками обезьян. Из всех славянских богов зооморфный лик Рис. 6. Привеска со спиралямиобезьян был присущ только Маре, так что предварительно данную привеску можно атрибутировать как привеску Мары. Об этом же говоря и три странных лика на выступах. А спирали похожи на свернутых в клубок змей.

Моё чтение надписей. На верхней части змеи в самом центре композиции можно прочитать слово МАСКИ, чуть ниже слова МАРА ЯРА, а еще ниже - слово МИМА. Таким образом, наше предположение подтвердилось, и мы имеем перед собой привеску мимы Мары, на которой изображена совокупность масок Мары. А на том же фрагменте в обращенном цвете можно прочитать слова МИМА ЯРА, МАРА ЯРА и МАСКИ, то есть тот же набор слов, хотя и в других местах. Это подтверждает первое чтение.

На верхней спирали можно прочитать слова РУСЬ ЯРА и МАСКА МАРЫ. А заканчивается данная змейка достаточно красивым женским лицом Мары. Вообще говоря, весь набор нужной информации нами здесь получен, так что осталось выделить только наиболее интересные изображения.

 

 Так, справа не в фокусе изображено женское лицо, на котором можно прочитать МИМА МАРЫ, но буквы весьма расплывчаты. То же самое можно прочитать и на изображении обезьянки под ней.

 Не вполне в фокусе находится изображение слева. На выделенным из него белой рамочкой фрагменте можно прочитать слова МАРЫ. Понятно, что и все остальные фрагменты представляют сбой различного вида лики Мары, маски Мары или Рис. 7. Моё чтение надписей на привеске со спиралямилики мимы Мары, то есть, тем или иным образом связаны с Марой.

Обсуждение. Рассмотренные четыре привески служат существенным дополнением к тем пяти, которые были рассмотрены в предыдущей статье. Они принадлежат двум существам, двум обладателям - миму Яра и миме Мары.

 Прежде было неизвестно в точности, что принадлежало к реквизиту мима. Самым первым предметом этого реквизита мне встретилась железная маска Перуна, и мне было трудно понять, является она принадлежностью жертвы, палача или жреца. Я предположил, что ее носила жертва, и, вероятно, ошибся, поскольку, скорее всего, это был атрибут мима. Позже я понял, что в состав реквизита входят перстни, и даже вычленил перстни жрецов Перуна, имевших специальную ёмкость для хранения яда. Наконец, мне попались значки в виде топориков, которые тоже относились к Перуну. Попался также РУНОВ КОЛ из Новгорода, который, как я понял, был вовсе не мерным инструментом, как его атрибутировали археологи, а жреческим посохом. Однако общих выводов из этих разрозненных находок сделать было невозможно.

 

Существенное продвижение произошло после рассмотрения каменных привесок неолитического времени из Каргополья, которые назывались ВЕСЕЛЬЕ (с ударением на первом слоге). Они были весьма разнообразными и, вероятно, развешивались на деревьях. Встретился мне и мезолитический посох мимы Мары, ошибочно атрибутированный археологами как деревянный топор с каменным жалом.

 

 Сибирский клад показал нам, что в более позднее время существовали бронзовые привески самого разного вида и назначения. Среди рассмотренных в данной статье обращают на себя внимание две последних. Они служили чем-то вроде баджика и удостоверяли их обладателя в качестве мима. Если для мима Перуна был характерен топорик, то для мима Яра - щит с тремя хоругвями в центре и толстым обрамлением, где размещались маски богов, изображения мимов и редкие лики самих богов. А для мимы Мары - круг с выпирающими из него с боков ликами, со спиралями и изображениями обезьянок. Иными словами, здесь также передавались лики богов, маски и лики мимов. Пока у нас нет других изображений, примем эти в качестве архетипических.

 

Что касается двух первых привесок, а также привески с маской Яра из предыдущей статьи, то это - привески масок, то есть, некоторая сакрализация масок, но не мимов. Возможно, эти привески обозначали места хранения масок. Они нам интересны тем, что передают уже не лики богов или мимов, и не портретные маски, а маски абстрактные, содержащие только прорези для глаз и рта, а иногда и совокупность таких масок.

 

Таким образом, к посоху, перстню и маске мима теперь можно добавить привески-баджики (как бы жезлы мима), привески-маски (сакрализирующие маски), и привески в виде богов (возможно, ограничивающие сакральное место, куда простым верующим заходить было нельзя). Это расширяет наше представление о мимах, показывая, что их реквизит вовсе не был малочисленным и однозначным. Однако пока остаётся открытым вопрос об облачении мима в разные эпохи. Надеюсь, что со временем и это перестанет быть тайной.

 

Отдельно хотелось бы отметить мастерство бронзолитейщиков, который ухитрялись отливать разные части изделия бронзой разного цвета, что помогает выделять лики

Заключение. Написание подобных статей требует большого времени, поскольку на описываемых в них изделиях имеется весьма много деталей, внутри которых существует большое число неявных надписей. Зато каждая такая статья продвигает наше понимание ведической веры наших предков. Сибирский клад оказался очень ценным для понимания реквизита русского мима - актера, изображавшего проход своего бога, в данном случае бога Яра и его спутницы богини Мары.

27.07.2011 03:00АВТОР: В.А.Чудинов | ПРОСМОТРОВ: 2099


ИСТОЧНИК: Чудинов



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История России, Руси »