26 марта в 19:00 в Московском доме книги состоится презентация книги «Николай Рерих». Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели). Выставка Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященная 150-летию Н.К. Рериха, в Индии Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Феномен Косыгина: как ему удавалось быть полезным при Сталине, Хрущеве и Брежневе. Скворцова Елена


Алексей Николаевич Косыгин

 

 

18 декабря 2020
 

Ровно 40 лет назад – 18 декабря 1980 года – не стало Алексея Николаевича Косыгина. 42 года он был членом правительства СССР, 16 лет из них – премьером Советского Союза, что абсолютный рекорд в мире. При этом в народе Косыгина всегда любили, а историки и экономисты говорят, что по эффективности проводимых им реформ он превзошел Петра Столыпина. Как ему удалось быть востребованным и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе?

 

1. Считал в уме огромные цифры

 

 Алексей Николаевич родился в Санкт-Петербурге в феврале 1904-го в семье рабочего. Алёше было всего два года, когда умерла его мама. Отец, оставшийся с тремя детьми на руках, старшему из которых было всего 6 лет, больше не женился. Растил всех сам. Косыгины жили в коммунальной квартире, откуда отец в годы войны уезжал в эвакуацию, куда потом вернулся и где умер.

Алексея отец отправил учиться в Петровское реальное училище. Там особое внимание уделяли умению оперировать в уме огромными цифрами, извлекать квадратные корни и быстро делать любые вычисления. Все, кто знал Косыгина, удивлялись его феноменальной памяти, тому, как быстро он делает в уме сложнейшие вычисления.

В 15 лет юноша ушел добровольцем в Красную армию – строил оборонительные сооружения. Через три года вернулся в Петроград и поступил в кооперативный техникум: экономика уже тогда привлекала его. По сути, именно талант хозяйственника и сделал Косыгина необходимым каждому из столь разных правителей страны.

2. Плащи из болоньи

 

Он возглавлял один из самых масштабных проектов в мире – экономику всего СССР. Многие эксперты уверены: базис, на котором зиждется сегодня российская экономика, был заложен Косыгиным.

Это он в конце 1940-х проводил денежную реформу, в результате которой те, кто хранил деньги в сберкассах, не потеряли ничего. Деноминация рубля в 1961-м – тоже его детище.

 

Он поддержал множество масштабных промышленных проектов: ВАЗ в Тольятти, КАМАЗ в Набережных Челнах… Он первым из советских руководителей такого ранга поехал в Италию ради налаживания деловых контактов с Западом и провел там переговоры со всеми самыми крупными представителями бизнеса. В итоге – несколько совместных проектов, в том числе контракт с фирмой FIAT.

 

Внук Косыгина – академик РАН Алексей Гвишиани – вспоминает, как в ту поездку дед взял с собой и его. Там Косыгин увидел удобные плащи из модного нового материала – болоньи. Купили всем членам семейства премьера. Вскоре такие плащи появились у многих: был заключен контракт. У Косыгина была установка: люди должны жить лучше. «Кроме завтрашнего будущего, граждане должны иметь нормальную жизнь сегодня!» – спорил он с Хрущевым.



3. «Сколько нужно Вьетнаму консервов?»

 

– Его считали жестким, – рассказывает бывший зам. министра рыбного хозяйства СССР Вячеслав Зиланов. – Я бы так не сказал. Он был человек цифр, факта, анализа. Требовал, чтобы люди понимали, что они говорят и что именно планируют сделать. У него это было четко. Помню, в свое время шел разговор о том, чтобы помогать Вьетнаму осваивать рыбный промысел в океане. Другими словами, чтобы кредитовать эту страну на очень выгодных для вьетнамцев условиях (а ведь нам мало кто возвращал долги полностью). Косыгин был во Вьетнаме, просчитал проблему и дал четкое указание нашему министру: не заниматься этим – увязнем. Он тогда сказал: «Сколько им нужно консервов посылать? Вот и посылай».

 

 О требовательности Косыгина рассказывают чуть ли не легенды. Например, о том, как однажды он принимал табачную фабрику в Грузии. Сам Косыгин бросил курить еще в конце войны, а тут попросил у директора сигарету. Тот достал из кармана пачку... американских. Премьер развернулся и уехал – ему стало ясно: фабрика не соответствует высоким требованиям, а директором этот человек оказался по ошибке.
 

У него вообще не было «своих» людей – команду подбирал исключительно по деловым качествам.



– Если человек проштрафился, то просто терял доверие главы правительства, и он старался больше не иметь с ним дел, – рассказывает Зиланов. – Но вообще Косыгин был очень человечным. Любил ловить рыбу, плавать на байдарке. Часто отдыхал в санатории «Волжский утес».

 

Косыгин (слева) на природе

 

 

4. Дорога жизни

 

В начале войны Косыгин был назначен зампредом в совете по эвакуации. В ведении Алексея Николаевича была эвакуация промышленных предприятий. До конца 1941-го ему удалось эвакуировать 1523 завода и фабрики, развернуть их работу на новых местах. Были спасены от немцев 8,5 млн голов скота, тонны зерна, семян, много сельхозтехники… Косыгин сам выезжал на места, лично вникая во все мелочи.



Это он придумал Дорогу жизни через Ладожское озеро, которая помогала эвакуировать ленинградцев и по которой доставляли продовольствие в осажденный город. Косыгин сам пошел к Сталину доказывать, что реализовать почти невероятный проект можно. Он вообще был очень храбрым человеком. Когда все правительство эвакуировалось в Куйбышев, остался в осажденной немцами Москве и вместе со Сталиным принимал парад 1941-го.

 

 – Привычка скрывать свои мысли и чувства сложилась у него со времен работы со Сталиным, – рассказывал внук Косыгина. И упоминает про редкий случай, когда Алексей Николаевич позволил себе прокомментировать решение вождя, с горечью произнеся дома: «Он сказал, что не намерен разбазаривать резерв». После войны начался голод, и Косыгин предложил оказывать помощь голодающим, «раскупорив кубышку». На что вождь не согласился.
 

5. Через горы с президентом Финляндии

 

Косыгин дружил с Урхо Кекконеном, президентом Финляндии. Начальник секретариата предсовмина СССР Борис Бацанов вспоминал, что Косыгин в присутствии Кекконена чувствовал себя в своей тарелке, много шутил. Они были примерно одного возраста, чем-то похожи характерами. Дружба, впрочем, не сказывалась на делах: никаких предпочтений Финляндии Косыгин не оказывал. А вот порыбачить вместе, поохотиться, попариться в сауне премьер и президент себе позволяли.

 

Как-то в 1969-м Косыгин решил устроить для друга пеший переход через Кавказский хребет. Минздрав и КГБ всполошились – Алексей Николаевич перешагнул 65-летний рубеж, а Кекконену и вовсе было 69 лет. Многокилометровый пеший переход (маршрут №43 – это 25 км горных дорог, 5 км подъема и 7 км спуска) был непростым делом даже для молодых людей.

 

Евгений Чазов, главный «кремлевский доктор», узнал о затее премьера случайно – от его личного врача. Чазов сам поехал в горы и лично прошел маршрут. Потом вспоминал: несмотря на то, что все вещи у него взяли сопровождавшие его мастера спорта, он шел как в тумане, мечтая лишь об одном – не упасть и скорее добраться до Южного приюта. Чазову в то время было всего 40 лет. По некоторым признакам врач понял, что Брежнев был бы не прочь, если бы у Косыгина во время этого перехода случились проблемы. По крайней мере, накануне визита Кекконена Брежнев позвонил Чазову и лег на внеплановую диспансеризацию. Так доктор не смог подстраховать Косыгина. Но Алексей Николаевич и его финский друг прекрасно справились с маршрутом (на фото). Помощники рассказывали: Косыгин радовался, как ребенок, когда во время небольшого привала Кекконен задремал – финн сдает, а он-то держится…


Факт

 

Косыгина едва не коснулось «Ленинградское дело» (он же был выходец из Ленинграда). Его фамилию называли «заговорщики». Как вспоминал зять Косыгина – Джермен Гвишиани: «Всем им (членам политбюро и кандидатам. – Ред.) по утрам клали на стол копии протоколов допросов, причем в экземпляре Алексея Николаевича кто-то подчеркивал красным карандашом его фамилию. Он тут же писал подробное объяснение Сталину: «категорически отрицаю эти факты…», «в это время я находился там-то…», «этого не могло быть по таким-то и таким-то причинам…», «показания надуманны…» Как бы то ни было, каждое утро, уезжая на работу, он говорил семье: «Прощайте». И напоминал о заранее обговоренных условиях, как нам быть, если с ним что-то случится».

 

* * *

 

Материал вышел в издании «Собеседник+» №09-2020 под заголовком «Феномен Косыгина».




30.12.2020 10:29АВТОР: Скворцова Елена | ПРОСМОТРОВ: 614


ИСТОЧНИК: Собеседник



КОММЕНТАРИИ (4)
  • Татьяна Николаевна Бойкова30-12-2020 10:51:01

    Друзья, не могла отказать себе в удовольствие выложить эту замечательную статью об одном из наших государственников советских времен, сумевших принести во все времена той жизни: и в мирном строительстве и военное лихолетье, и в восстановительный период жизни страны после ВОВ, и далее - огромную пользу. Все что он делал было направлено только на благо общества, т.е. народа нашей страны. Вот такими должны быть государственные деятели. Всю жизнь испытываю к нему огромное уважение, как к человеку, гражданину и представителю правительства. Конечно, в этом есть и доля информации полученной от моих родителей (как уже писала раньше, родилась я в том же самом доме, что и А.Н. Косыгин, потому имею четкое представление как и где жил его отец с детьми), но повзрослев уже и сама понимала кто есть кто. Светлая ему память!

  • Руслан Коломиец30-12-2020 11:46:01

    "Одной из причин быстрого свёртывания реформ Косыгина в начале 1970-х была не только опасность введения рыночного социализма вместо казённого, но и сокращение 30-50% рабочих мест в экономике СССР. Один из экспериментов такой «перестройки» был проведён Иваном Худенко в казахском совхозе. Два года работы при хозрасчёте показали, что из 800 работников совхоза оставили только 80 человек, в том числе с работой прежних 110 управленцев справлялись 2 человека. Уволенных работников хозрасчётный совхоз посадил на вэлфер 30 рублей в месяц. При этом производительность труда у Худенко выросла в 3 раза, а зарплаты — в 2,5 раза.

    Эксперимент в совхозе «Илийский» проводился с марта 1963 года до конца года. Основные итоги. С работой в полеводстве, с которой до эксперимента не справлялись 800 человек (на уборку из Алма-Аты привлекалось 500 человек) выполнили 80 человек. Рост производительности труда впечатляющ.

    В совхозах Казахстана (как и в целом по всех совхозам и колхозам СССР) был чрезвычайно раздут административно-хозяйственный аппарат. В среднем на совхоз приходилось 110 работников этого аппарата. В течение одного месяца в совхозе требовалось составить только по учёту и оплате труда 15 тысяч различных накладных, учетных листов и других расчетных документов, содержащих 1800 показателей.

    Новая система Худенко предельно сокращала непроизводительные затраты. В Опытном хозяйстве пятилетний план производства продукции и сдачи её государству, численности работников и фонда заработной платы, с объёмом капитальных вложений и кредитных вложений размещался на двух страницах, а годовой бухгалтерский отчет о его выполнении — на одной странице.

    Итоги работы в экспериментальном хозяйстве Худенко за 1969 год были таковы. Размер вновь созданного продукта на одного работника — 5140 рублей в год. В обычных совхозах Казахстана — 840 рублей. Годовая зарплата одного работника у Худенко — 3000 рублей, в совхозах Казахстана — 1268. Цифры говорят сами за себя: в Опытном хозяйстве производительность труда опережала зарплату, а в совхозах, зарплата в полтора раза превышала размер вновь созданного продукта.

    В середине 1970 года эксперимент был прерван. В Министерстве сельского хозяйства писали, что если эксперимент Худенко распространить на всю республику, то работу в колхозах и совхозах потеряли бы 40-55% работников.

    Похожие эксперименты по обкатке «реформ Косыгина» были проведены и в других отраслях советской экономики.

    Так, в 1967 году на Щёкинском химическом комбинате был начат экономический эксперимент по проверке основных положений реформы, получивший известность как Щёкинский эксперимент.

    Суть эксперимента заключалась во внедрении на предприятии элементов хозрасчёта. Предприятию был определён стабильный фонд зарплаты на 1967-1970 годы, а вся экономия этого фонда при повышении производительности труда и при сокращении числа работников оставалась в распоряжении коллектива предприятия. За два года эксперимента число рабочих на комбинате сократилось на 870 человек (с 2 тысяч), объём выпускаемой продукции вырос в 2,7 раза, производительность труда в 3,4 раза, почти в 4 раза повысилась рентабельность, расходы заработной платы на рубль товарной продукции снизились с 13,9 до 5 копеек. В 1976 году этот эксперимент был прекращён.

    Похожий эксперимент проводился в Дальневосточном морском пароходстве. К 1975 году на 140 судах было высвобождено 730 человек.

    Косыгину позволили осуществить лишь малую часть задуманного, но даже этой малости хватило резко увеличить темпы роста советской экономики. 8-я пятилетка (1966-1970 годы) оказалась самым успешным периодом для послевоенной советской экономики. Так, в эти годы среднегодовой рост ВВП составлял 7,7% (примерно как в нынешнем Китае). Для сравнения: в пятилетку 1975-79 годов этот показатель был 4,4%.

    Эти эксперименты показали, что через 10-12 лет косыгинских реформ в советской экономике было бы сокращено 30-55% работников (в зависимости от отрасли). В частности, в начале 1970-х была свёрнута идея Косыгина о замене магазинов супермаркетами, которая позволила бы высвободить до 40% торговых работников.

    В руководстве СССР не понимали, куда пришлось бы девать десятки миллионов безработных. Так, старцы из Политбюро пожертвовали прогрессом, выбрав вместо него стабильность — которой хватило всего на 10-15 лет." (с) гуглим, советские дармоеды

  • Л.Булатова30-12-2020 12:04:01

    Спасибо, Татьяна Николаевна за статью.она заставила многое вспомнить и оценить. Многие, думаю, большинство в нашей стране работали каждый на своем месте по-совести и считали свою работу нужной и важной. Потому и продукты производства были добротными.Не зря в те времена ставили"Знак качества". Тогда работал очень добросовестно контроль за качеством продуктов питания. Невозможны были отравления детей в школах, пионерских лагерях или в столовых. Да и бытовая техника работала исправно по 20-30 лет, обувь носилась десятками лет. Конечно в дизайне мы отставали, но не в качестве. Если бы такие как А.Н.Косыгин - честные, добросовестные и талантливые преобладали в верхних эшелонах власти, никогда не допустили бы в стране того, что Запад начал учить нас, как нам жить. Именно чести и достоинству надо отдать первенство в воспитании наших детей и никогда не позволять издевательство или надругательство над личностью в любом возрасте.

  • Руслан Коломиец30-12-2020 13:49:01

    Комментарий удален.

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Политика, Аналитика »