Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» в Бишкеке (Республика Киргизия). В Сызрани открылся выставочный проект, посвященный 150-летию Н.К.Рериха. Выставка «Издания Международного Центра Рерихов» в Новосибирске. Новости буддизма в Санкт-Петербурге. Благотворительный фонд помощи бездомным животным. Сбор средств для восстановления культурной деятельности общественного Музея имени Н.К. Рериха. «Музей, который потеряла Россия». Виртуальный тур по залам Общественного музея им. Н.К. Рериха. Вся правда о Международном Центре Рерихов, его культурно-просветительской деятельности и достижениях. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Упадок Теософического Общества в США. Джерри Хейка-Икинс


Дорогие друзья!

За последние 20 лет Теософическое Общество потеряло много членов, многие ложи в Америке, а также и в Европе перестали действовать. Это очень серьёзно. Как вы, вероятно, читали, главной целью основания Теософического Общества было рассеять духовную тьму на западе. Случившееся за последние 20 лет в точности противоположно тому, что задумывалось, и это, кстати, произошло в последней четверти столетия. Должно быть, был кто-то, кто учинил это разрушение ТО в США. Есть ли у вас идея, кто это были и каковы были их мотивы?

Ананд Гхолап (Индия).

 

Отвечает Джерри Хейка-Икинс, США.

 

Уважаемый Ананд!

Я не могу говорить за Европу. Я не живу там и не слежу за их организационной политикой. Но вот за тем, что происходило в США с 1975 г. до настоящего времени, я пристально слежу, и даже активно противодействовал некоторым аспектам произошедшего.Г. Пурукер

В 1975 г. был рост настроений к исцелению ран прошлого. Это движение поощрялось Джоном Коутсом, который был тогда президентом Теософического Общества. На международный съезд 1975 г. он пригласил и теософов, не входивших в ТО с штаб-квартирой в Адьяре. Самым заметным из них был Борис Цырков, последний живущий (насколько ему было известно) родственник Блаватской; он был учеником Г. Пурукера и составителем собрания сочинений Блаватской. К сожалению, через три года после этого Джон Коутс внезапно умер, и его усилия по установлению большего братства между разными теософическими группами в мире не были ни продолжены, ни поддержаны теми, кто были после него.

Также в 1975 г. президентом Теософического Общества (далее ТО - прим. ред.) в Америке была избрана Дора Кунц, ученица Ледбитера. Она видела задачу в том, чтобы направить ресурсы Американской Секции на поддержку членов на уровне лож.* Борис Цирков 1902 - 1981В то время я был президентом Лос-Анджелесской ложи ТО и президентом Южно-Калифорнийской федерации ТО. Благодаря поощрению и поддержке Доры, наша федерация проводила по 2—3 конференции в год и публиковала свой собственный бюллетень новостей. Федерации по всей стране получали аналогичную поддержку и проводили во многом подобную же работу. Было сделано многое. В 1984 г. Роджер и Элэйн Джемм, моя жена Эприл и я организовали в Кротоне совместную конференцию. Мы пригласили представителей Объединённой Ложи Теософов, ТО со штаб-квартирой в Пасадене, Канадской секции, и издательства Пойнт Лома Пабликэйшнз сделать презентации. На этой конференции, проходившей в выходные, присутствовало 150 человек, и она вдохновила подобные же конференции повсюду в мире, а также новые бюллетени. Самым известным и долгоживущим из них оказался «High Country Theosophist», выпускаемый Диком Шлюссером.

В сотрудничестве с Джоном Кокером и Ким Твитчел (теософами, относящимися к линии Пойнт Ломы), мы создали первый в мире форум по теософии в сети. Он был запущен в 1985 г. на компьютерных мощностях Peace Net Organization. Позже Элдон Такер начал theos-talk, работающий по тем же сетевым принципам.

К тому времени количество членов ТО в США достигло примерно 8000. Я думаю, что это рекорд за всё время существования Американской Секции. С тех пор такой численности не достигали.

К сожалению, когда Дора Кунц освободила пост президента секции, её преемники (Дороти Эббенхаус, затем Джон Элджо и теперь Бетти Блэнд) не продолжили её политику. Скорее напротив, поддержка лож была прекращена, и сетевой подход не поощрялся. Когда президентом был Джон Элджо, количество директоров было сокращено и образована «Национальная (т. е. всеамериканская) ложа». Правила секции были сильно пересмотрены и изменена процедура проведения национального съезда, что дало членам меньше влияния на политику ТО, а президенту секции — больше власти. Примечательно, что пересмотренные правила дали ему право закрывать ложи и отчуждать их имущество.

Джон Коутс  1906 -1979Членство стало падать, и по разным причинам. Помимо того, что многие были неудовлетворены изменениями политики, многие из старых членов, вступивших ещё в 1930-е, умерли. В 1985-86 г. имели место весьма неблаговидные усилия со стороны руководства, чтобы не дать Бингу Эскудеро, который был популярен среди членов, быть избранным президентом Американское ТО. Он недобрал на выборах около 50 голосов. Вследствие этого большое количество членов (а многие из них состояли в обществе долгое время) покинули общество. Ложи стали закрываться, и количество членов в какой-то момент упало ниже 3000.** В этот период, в 1992 г. Радха Бернье исключила Канадскую секцию,*** а Американское ТО, возглавляемое Дж. Элджо, стало судиться с Бостонской ложей из-за собственности, имевшей значительную цену. Суд постановил продать собственность и (за вычетом судебных издержек) поделить её между сторонами поровну. Подобный процесс, похоже, идёт и сейчас с ложей Такомы. Штабквартира Международного Теософского Общества. Поинт Лома, Калифорния, СШАС тех пор шла большая текучка членов, и три месяца назад (т. е. на начало 2006 г.) мне сообщили, что членов сейчас около 3800, т. е. менее половины количества, которое было при Доре Кунц.

Я не думаю, что у кого-то были намерения разрушить ТО в США. Скорее, просто те, кто пришли после Джона Коутса и Доры Кунц, не одобряли имевшее с их стороны поощрение сетевого принципа (т. е. работы на горизонтальных связях), а её преемники в руководстве Американской Секции хотели централизовать управление, сосредоточив власть в руках президента. Всё это было достигнуто, и членство опять растёт. Нынешняя тенденция Американской Секции — быть более изолированной от других теософских организаций, более централизованно управляемой и с меньшим вовлечением членов в формирование политики секции. Думаю, что в обозримом будущем эта тенденция будет продолжаться, и какие-то изменения в политике секции весьма маловероятны.

Но даже при нынешних обстоятельствах всегда находятся люди, желающие вступить в Теософическое Общество. Однако тем, кто ищет дружеских контактов с другими членами или хочет осмысленно участвовать в руководстве, придётся искать другие организации или пути создать себе новые возможности самостоятельно.

Надеюсь, это даст пищу для размышлений.

 

Примечания

* Политика Доры Кунц была в том, чтобы поддерживать местные ложи и федерации по всем США и Канаде. Она стремилась вовлекать больше членов в деятельность. Я тогда был президентом Лос-Анджелесской ложи. Она имела большой книжный магазин, который продавал в основном книги Quest books (издательство Американского Теософического Общества), равно как и другие книги, интересные теософам. Каждую неделю у нас были лекции, классы, фильмы и пр. Южно-Калифорнийская федерация Теософического Общества выпускала ежеквартальный бюллетень и проводила две главных конференции в год. Одна из них раз в год проводилась в теософическом лагере Фар Хорайзонс. Подобная деятельность проводилась во всех основных ложах главных городов страны. Кроме того, Дора привлекала добровольцев из членов, имеющих разные навыки работы, в штаб-квартиру для таких дел, как управление библиотекой, изготовление видеофильмов, издание журнала и т. п. Раньше привилегия работать в Олькотте (так называется их штаб-квартира — прим. пер.) была уделом избранных. Важную работу обычно доверяли только членам эзотерической секции. Дора старалась уменьшить этот вид влияния ЭС на ТО в Америке, так что её политика внесла значительные изменения. Она также отстаивала публикацию журнала для широкой публики, который бы распространял теософические идеи. Такой журнал был начат, я думаю, в 1988 г. Он назывался The Quest. Хотя все эти усилия были весьма успешными, они были также и дорогостоящими. (Текст первых двух сносок и нескольких последних строк основного текста принадлежит тому же автору, но взят из другого письма, написанного на ту же тему — прим. пер.)

** Когда в 1986 г. президентский срок Доры истёк, у нас был популярный лектор Бинг Эскудеро, которого члены выдвинули (а в действительности даже призвали) кандидатом в президенты секции. Руководство же его не любило, и выдвинуло свою кандидатуру, Дороти Эббенхаус. Членам было очень горько узнать, что руководство, зная, что Эскудеро будет соперничать с их кандидатом, отставило его от лекций и сказало ему покинуть штаб-квартиру. Многие ушли из общества после этих действий, а другие — после того, что произошло во время избирательной кампании. Бинг Эскудеро отказался вести кампанию, а Дороти Эббенхаус послали выступать по всей стране перед ложами. Она победила с очень небольшим перевесом, но кое-кто из членов подозревал, что результаты были подтасованы. Под руководством Эббенхаус политика стала меняться, и поддержка лож и федераций была прекращена. Когда президентом стал Джон Элджо, он полностью реорганизовал Американскую Секцию так, что всё стало централизовано. Ложам позволили затухать и закрываться. Федерации стали неактивными. Журнал «Quest» постепенно выводился из роли публичного журнала и заменил «American Theosophist» в роли журнала для членов. Количество членов совета директоров было сокращено, а правила изменены так, что нельзя было выдвигаться в президенты, не будучи членом совета или вице-президентом. Национальные съезды были реорганизованы так, что обсуждению новой политики времени не уделялось. Эти изменения, в сущности, консолидировали управление в руках руководства и уменьшили голос членов.

Так что при новой политике у членов ТО в Америке стало мало возможностей взаимодействовать между собой или с руководством. Большинство их — неприсоединённые члены, либо по своему выбору, либо потому, что в окрестностях нет ложи или группы изучения. Съездов федераций больше не проводится. Типичный член Американской Секции не имеет теперь никаких преимуществ, кроме как получать журнал для членов и пользоваться библиотекой ТО.

*** Точнее, часть её, которая отказалась менять свои правила так, чтобы они соответствовали правилам Международного Теософического Общества — прим. пер.

17.05.2006 03:00АВТОР: Джерри Хейка-Икинс | ПРОСМОТРОВ: 3632


ИСТОЧНИК: www.chelas.org



КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «История мировой теософии »