М.В. Ломоносов и его вклад в естествознание. В.А. Перцов. Одиночество гения (о Ломоносове). Юрий Ключников. Добровольное пожертвование. Знамя Мира – красный крест Культуры. М.П. Куцарова. Звездное небо Михайлы Ломоносова. К 300- летию со дня рождения. Разрушение музея Рериха: игра по-крупному. Елена Кузнецова. Добровольное пожертвование. Чудеса и не только. Следы Ангелов. Отвергнутый Вестник. Л.В. Шапошникова.

Начинающим Галереи Информация Авторам Контакты

Реклама



Елена Рерих о Христианстве, Оригене и других подвижниках Церкви. Сергей Целух.


 

Елена Ивановна Рерих. 1942 год.

Елена Ивановна Рерих. 1942 год.


 

Православный мир в жизни семьи Рерих

Елена Ивановна не была ни богословом, ни религиозным философом, не состояла ни в одной религиозной конфессии, не писала богословских трактатов или религиозных книг. Но она всегда находилась около церкви, чувствовала ее своим сердцем, а христианскую религию считала близкой и родной. Скажем и больше. Православие на всю жизнь вошло в судьбу семьи Рерихов. Родители Елены Рерих, как и родители Николая Константиновича, считали христианство родной религией.

 

Николай Рерих христианской вере посвятил большое количество своих полотен, являющихся шедеврами христианского искусства. Он вспоминал, что, когда звучала в их доме фраза: «Батюшка завтра придет», то дом наполнялся дивным чувством торжества и светлого праздника. Это значило, что к ним придет отец Иоанн Кронштадтский (1829-1908), настоятель Андреевского собора в Кронштадте, святой Русской Православной Церкви. Такие дни для семьи Рерих были особенными, наполненными христианской чистотой и святостью. Проповеди священника приносили их дому мир, спокойствие, духовную чистоту и святое благоволение.

 

В «Листах дневника» Н. Рерих оставил теплые воспоминания о Святом отце Иоанне Кронщтадском. В философском эссе «Светочи» он передал любовь и уважение к великому подвижнику земли русской:

 

«Мы жили тогда на Васильевском острове, как раз против Николаевского моста. Окна выходили на Неву, а с другого угла была видна набережная до самого Горного института. По этой набережной издалека замечалась заветная, жданная карета, и торопливо-заботливо проносилось по дому: „идет“, „приехал“. И опять входил благостно улыбающийся, как бы пронизывающий взором, отец Иоанн и благословлял всех, сопровождая благословения каждому каким-то особым, нужным словом. Кому-то Он говорил: „Радуйся“, кому-то: „Не печалуйся“, кому-то: „В болезни не отчаивайся“. Все эти быстрые слова имели глубочайшее значение, открывавшееся иногда даже через продолжительное время.

 

Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

 

Затем говорилось: „Помолимся“. После чего следовало то поразительно возвышающее служение, которое на всю жизнь не забудет тот, кто хоть однажды слышал и приобщался ему. Поистине, потрясающе незабываема была молитва Господня в устах отца Иоанна. Невозможно было без трепета и слез слушать, как обращался этот Высокий Служитель к самому Господу с такою верою, с таким утверждением, в таком пламенном молении, что Священное Присутствие проникало все сердца» [1].

 

Святой отец благословил Николая Константиновича на благотворный труд художника во имя своей страны, во имя всего человечества, и пожелал ему стать великим в своем мастерстве, что впоследствии и осуществилось.

В этом же труде, написанном в 1934 году в Харбине, в год его шестидесятилетия, есть и такие строки: «Когда скончался о. Иоанн, то всей Руси показалось, что ушла великая сокровищница русская перед новыми для земли испытаниями. Вследствие отъезда не пришлось быть на погребении о. Иоанна. Так и остался Он как бы неушедшим, а Его светлопрозорливый взор живет навсегда во всех, кто хотя бы однажды видел Его. И в наши времена не обделена земля великими подвижниками, крепкими, светлыми воеводами земли русской» [2].

 

В Харбине с Николаем Константиновичем случилось большое недоразумение. Некоторые русские эмигранты, чиновники и торгаши, не разобравшись, какую веру исповедует русский художник, стали травить его в местной японской печати «Харбинское время», обвинять в безбожии и потакании большевикам. Они считали, что Николай Рерих не принадлежит к православью, не крещенный и не исповедует Христову веру. Вот потому такие обвинения всколыхнул весь русский Харбин. Это была сознательная, продуманная клевета, пущенная бывшими врагами советской власти против патриота своей страны Николая Рериха. Своим творчеством, поведением, активной общественной позицией он оказывал благотворное влияние на Русское Зарубежье. Таких как он накануне второй мировой войны называли «Оборонцами». Большинство русских эмигрантов Харбина исповедовали монархический или буржуазно-демократический строй России, и «оборонец» Рерих был им не по пути. В газете грубо спрашивалось: «Како веруеши?» Чтобы не обострять отношение с беженцами, Николаю Константиновичу пришлось письменно ответить: «Верую во единого Бога Отца…» - весь Символ Веры – «и сие исповедую. Николай Рерих. 26 сентября 1934 г.»

 

Позже, в одном из писем в Америку, Николай Рерих с горечью напишет: «Итак, мое шестидесятилетие ознаменовалось напечатанием Символа Веры! О Tempora, o mores! – о времена, о нравы! Инквизиция!» Конфликт с «недовольными эмигрантами» происходил на фоне теплых отношений с православными иерархами – митрополитом Антонием, харбинскими архиепископами - Мелетием, Нестором и Димитрием, с которыми у Николая Константиновича были долгие дружеские отношения.

 

Большую роль в жизни семьи Рерихов сыграл Сергий Радонежский (1314 (22) – 1392) – величайший подвижник земли русской, почитаемый Русской православной церковью в лике святого, собиратель русского народа, с которым связаны идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры. Святой Сергий - основатель многих монастырей, в том числе и Троице-Сергиевой лавры. Письменного наследства святой подвижник не оставил, однако стали широко известны его духовные наставления и завещания людям Русской земли, в которых есть такие прекрасные строки: «Любовью и единением спасемся» [3].

 

Николай Рерих посвятил отцу Сергию свою знаменитую картину - «Сергий Радонежский» (1932), ставшую символом русского религиозного искусства. Елена Рерих в честь святого Сергия написала книгу - «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», в которой показана мудрость и величие святого подвижника, его любовь к русскому народу и земле русской. Кроме того в своих письмах она часто упоминала его, подчеркивая его любовь к простому народу, его творческий Дух мыслителя и строителя, создателя Храмов и Духовных школ в стране.

 

Н.К. Рерих. Сергий Радонежский. 1932

Н.К. Рерих. Сергий Радонежский. 1932

 

«Преподобный Сергий не от внешней церковности, но от Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух. Но повстречаем и таких, кто будет настаивать, что Преподобный Сергий был истинным церковником, ибо он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т. д. Но смысл всей деятельности Преподобного не от внешней церковности, но в его высоконравственном воспитательном влиянии на современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, он творил характер народа, создавая тем мощь государства. Из истории мы знаем, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда, и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния. Да и посейчас, как мы видим, многим трудно отказаться от этих символов; слабые сознания приходится щадить. Хотя уже Христос сказал: "Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и Истине (от Иоанна гл. 4, ст. 23) "» [4]. (Письмо 25. 05. 36).

Еще одним святым, почитаемым в семье Рерихов, был Преподобный Серафим Саровский (1754 (59) - 1883), особенно любимый их сыном Святославом. С его заветами праведности, человеколюбия, благородства и светлого труда младший сын Рерихов прошел через всю свою жизнь. Когда Святослав стал известным художником, то в честь преподобного отца Серафима написал свою знаменитую картину — «Господом твоим» (1967), на которой изображен лик Иисуса Христа, защитника христиан, в том числе и семьи Рерих. С именем преподобного Серафима, Рерихи мужественно преодолевали житейские трудности, достигали успехов, дарили людям свое творчество и Учение.

 

Н. К. Рерих всей душой был привязан к православной вере, она вдохновила его на такие замечательные творения, как композиции и эскизы для мозаик в церкви святых апостолов Петра и Павла в поселке Морозовка, под Шлиссельбургом. К большому сожалению, построенная по проекту архитектора В.А.Покровского церковь была разрушена в годы Второй мировой войны. К данному списку относятся эскизы для мозаик - «Сокровища ангелов», «Борис и Глеб», «Сокровище «Архистратиг Михаил», «Апостолы Петр и Павел и голова Спаса» и многие другие, выполненные в 1904-1907 годах. Художник написал десяток эскизов для экстерьера и интерьера Покровской церкви в поселке Пархомовка Киевской губернии. Благодаря теплому отношению к православной вере, Николай Рерих создал большое количество картин, посвященных христианству, вошедших в золотой фонд русской и мировой живописи.

 

Главным качеством жизни Елены Ивановны было желание познавать истину, докопаться до сути вещей, раскрыть проблемы, представляющие большой интерес для общества, понять суть событий происходящих в мире, и с помощью Учителей принести в мир такое Учение, которое бы изменило людей в лучшую сторону. Елена Рерих старалась постичь суть христианства, откуда произошла эта вера, кто были ее творцы, как она развивалась.

 

Для Елены Рерих христианство – это, прежде всего, Учение Иисуса Христа, переданное в Его проповедях и Евангелиях. В ее понимании христианин – это тот, кто искренне исповедует и воплощает святое Иисусово Учение в своей личной жизни. Она никогда не ставила знак равенства между церковным исповеданием Христа и Его Учением, а саму земную жизнь Иисуса считала выше всех толкований, даже, если они выполнены такими подвижниками как Ориген, Блаженный Августин, Иоанн Златоуст и другие. В письме от 2. 6. 34 года Елена Рерих выказывает свою позицию к христианству и другим религиям. Она против того, чтобы священнослужители, вместо проповедей Христовой веры, занимались пустяковыми вопросами: сколько духов может поместиться на конце иголки, имеется ли душа у женщины и другими перлами пустого «глубокомыслия и духовного откровения». Поэтому советует таким отцам Церкви припомнить Завет Христа и Его любимого Ученика, Завет, общий всем великим Духовным Учителям – «Любите друг друга!» - и всё станет на свое место».

 

Для Е.И. пусть будет хоть какая ни на есть религия и храм, нежели без храма и без религии. Однако против нетерпимости, невежества и безнравственности всех подряд священников, она протестует. Среди них есть даже очень замечательные личности, носители святости и любви к людям. Духовные пастыри необходимы, говорит она, но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади, закованные в цепи невежества мрачного средневековья. «Дух инквизиции ещё очень силён, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то ему не миновать было бы если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же случае пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста».

 

Серафим Саровский (1754-1833).

Серафим Саровский (1754-1833).

 

В письме от 14.6.34 г. Елена Ивановна высказывается о христианстве таким образом: «Конечно, христианство, в его современной форме, и учение самого Христа - две совершенно разные вещи. Точно так же, как современный ламаизм и основное учение Готамы Будды являются полными антиподами. Одно - от духа, другое - порождение человеческого невежества и корыстия. Но все это пишу Вам, а не для узких догматиков, ибо споры с ними безнадежны и вредны. Многим сознаниям нужны еще заборчики, оберегающие их, также и пугливым лошадям одевают шоры. На Востоке существует пословица - "прекрасно родиться в храме, но ужасно умереть в стенах его". Ведь ступеней сознания столько, сколько стадий в Беспредельности, следовательно, и законов и граней истины столько, сколько ступеней сознания».

 

Есть еще интересные мысли Елены Рерих о христианстве и священниках. В Письме от 8.9.34 г. она развивает свои мысли в другом направлении: «Прочтем биографии святых, написанные священниками и описывающие преступления глав церкви! Ведь сохранились подлинные документы посланий святых к главам церкви, сурово обличающие эти кровавые преступления. Но Вы, конечно, возразите мне, что так поступала западная церковь, но не наша православная. Тогда я напомню Вам хотя бы времена патриарха Никона, вводившего трехперстное знамение пытками и сжиганием на кострах всех, придерживавшихся двуперстного, которым осенял себя и истинный последователь заветов Христа, великий Основатель Святой Руси, всего духовного просвещения и монашества ее, Строитель Русского Государства, Преподобный Сергий Радонежский. Неужели Он был еретик? Внимательно перечтем соборы церковные и увидим много интересного, свидетельствующего об уровне сознания тех служителей, которые продиктовали ныне существующие догмы».

 

Кроме христианства и невежества церковников, многие письма Е.И. затрагивают такую богословскую дисциплину как патристика, занимающаяся изучением трудов Святых отцов и учителей церкви. Обычно под этими именами подразумеваются великие христианские богословы - Игнатий Антиохийский, Григорий Нисский, Максим Исповедник, Григорий Палама, Василий Великий, Григорий Богослов и другие, чьи учения прочно вошли в христианскую историю. Понятие «Святые отцы» неотделимо от другого христианского понятия - церковного Предания, являющегося одной из глубочайших основ православной веры.

 

Елена Ивановна оставила много записей, затрагивающих столь волнующую тему, и внесла ясность во многие вопросы христианской истории. В своей статье мы решили окунуться в мир ее эпистолярных творений – многочисленных писем, эту энциклопедию христианской жизни и русского Православия с тем, чтобы разобраться в столь глубоких вопросах.

О первых веках христианства

В разнообразных интересах Елены Рерих как культуролога, философа и общественного деятеля преобладала еще одна черта – знатока религий мира, особенно истории христианства, его подвижников, святых Отцов и учителей Церкви, апостолов и евангелистов, творцов Новозаветных книг. Читатели получают огромное удовлетворение, соприкасаясь с ее знаниями глубинных вопросов жизни первых христиан, христианских историков, так талантливо описанных в ее письмах и книгах. Из огромного эпистолярного наследства Елены Рерих, мы выбрали несколько ее писем, затрагивающие жизнь и учение Оригена, других христианских подвижников и всего Христианства.

 

Апостолы.

Апостолы.

 

В христианстве Елена Рерих придерживается учения первых отцов Церкви, в основном - греческих мыслителей. Авторитетными христианскими учителями считает Оригена и святого Антония. Еще называет имена Афанасия Великого, Блаженного Августина, Киприана, Тертуллиана и других христианских подвижников, внесший большой вклад в создание христианской истории. Елена Ивановна мечтала о Новом Вселенском Соборе, который бы вернулся к чистым истокам первых веков христианства и восстановил Иисусово Учение в первозданном виде. Кроме трудов христианских подвижников она ознакомилась с книгами «Добротолюбия», этой сокровищницей духовных знаний, и нашла в них много прекрасных мест, высказанных святыми отцами о Иисусе Христе, Его учении, христианской вере и мужах апостольских. В них она отмечает такие слова, отражающие позицию древних мудрецов к врагам христианства: «Там даже воздается хвала врагам, ибо никто, как враги, вызывают наружу все наши скрытые свойства и качества, причем их называют «Христовыми прижигателями», ибо в старину многие болезни излечивались прижиганием. [5]

 

В письмах Елены Ивановны часто говорится об Апокрифах - раннехристианских Евангелиях, ходивших по рукам, в первых веках христианства, дополняющих библейскую историю своими историями и образами. Апокрифы - носители подлинной информации своего времени, не вошедшие в официальные религиозные книги. Понятие «Апокрифы» происходят от слова скрытый, сокровенный, тайный. Это тексты, не вошедшие в число канонических книг Ветхого и Нового Завета. Первоначально они относились к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесён к раннехристианским текстам, это были различные евангелия, послания, деяния, письма, откровения и другие. Все они не признанны «боговдохновенными» христианской церковью и не вошли в библейский канон.

 

Апокрифы. Евангелие от Петра

Апокрифы. Евангелие от Петра

 

Апокрифы Нового Завета делятся на «отречённые» (запрещённые христианской церковью книги) и разрешённые для чтения, но не для совершения богослужения. По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева , это «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется» [6].

 

Многие отрывки таких книг вошли в иконографию, агиографию, гимнографию и богослужебные тексты.

 

До наших дней дошло около сотни различных апокрифов. Из них апокрифических евангелий - около 50, Деяний апостолов – 16, Посланий – 11, Апокалипсисов – 5, несколько Откровений и писем. Их авторы собирали те изустные предания, которые могли затеряться и описывали в них события, о которых в канонических Евангелиях делались только намеки. Большинство апокрифов анонимные, некоторые носят вымышленные имена, не имеющие никакого отношения к Иисусу Христу, Апостолам, их ученикам. Апокрифы делятся на Новозаветные и Старозаветные, о них имеется огромная литература. Из русских авторов, занимающихся этой темой, назовем – Лопухина А.П., Меня А.В., Милькова В.В., Свенцицкую И.С., Трофимову М.К, Синило Г. В., Грицанова А.А., и других.

 

Как и Блаватская, Елена Рерих считала, что история и проповеди Иисуса Христа дошли до нас в искаженном виде, они перекрученные и неверно поданные. Вот потому, считает, что в канонические Евангелия вошло слишком мало из того, что ходило по рукам и было известно лишь немногим. В первых веках христианства таких евангелий, деяний апостолов, посланий и апокалипсисов было предостаточно и разобраться в столь противоречивом материале простому человеку было нелегко.

 

«В те времена, - пишет Е.И., - существовало множество апокрифов и Евангелий, из которых отцы церкви (по свидетельству их же современников) канонизировали те, которые были ближе их уровню сознания. Так и до сих пор существуют прекрасные апокрифы, которые не вошли в исправленные и канонизированные Евангелия. Западные ученые продолжают находить древнейшие тексты речений Христа, записанные в греческих и коптских манускриптах. Между прочим, очень советую Вам прочесть книгу проф. барона М. А. Таубе «Аграфа о Незаписанных в Евангелия Изречениях Христа», изданную в Варшаве Синодальной типографией» [7].

 

Книга Таубе была ценной еще тем, что приводила множество библиографических сведений о сочинениях европейских ученых, посвященных изучению апокрифических изречений Христа, новых нахождениях древних коптских записей в Египте. На Западе существовала целая библиотека самостоятельных, глубоких и тонких по научной критике работ ученых, о неевангельских изречениях Христа, апокрифических евангелиях, деяниям, апокалипсисам и посланиям. В связи с таким состоянием, Е.И. критикует невежественных и равнодушных людей к такому важному делу, как собирательство великого Учения, составляющего смысл самого Бытия. «Жизнь Христа стерлась. - Пишет она - Его чарующий трогательно-жизненный Облик оказался застекленным, загражденным, закованным в золотые ризы. Народы утратили живую связь с Его земною жизнью, с Его Словом, проникнутым такой любовью, такой тоской при осознании Им, что даже такое простое Слово Его останется не понятым и не принятым» [8].

 

Апокрифы. Суд Христа.

Апокрифы. Суд Христа.

 

Помимо книги барона Таубе, Елена Ивановна называет сочинение древнего историка церкви Климента Александрийского (150-215), христианского апологета и проповедника, ректора Александрийской богословской школы, крупного специалиста по толкованию библейских книг аллегорическим стилем. Его книги - «Строматы», «Педагог и Портретик, или увещевание эллинам» были ей хорошо знакомы. Климент присоединил философию к богословию и обосновал необходимость этого для самой церкви. В своих книгах он сообщает, что «сам Бог даровал эллинам философию, как инструмент богопознания и истолкования Святых книг. Для эллинов философия была альтернативой Моисееву закону и пророческому вдохновению древних иудеев, служила интеллектуальной оградой божественного откровения».

 

Климент первым выдвинул проблему соотношения веры и разума, как путь преодоления античного скептицизма. Для него вера - это непосредственное восприятие знания, или акт выбора собственной позиции, за которую человек несёт полную ответственность. Вслед за Филоном Александрийским, представителем еврейского эллинизма, Климент определяет Бога апофатически, то есть с помощью отрицаний. Цель верующего, писал он, заключается в познании Бога - в «гнозисе», мистическом и духовном знании.

 

Ученый муж также ввёл в богословие понятия «града Божьего» и «града земного», развитые впоследствии блаженным Августином, сформулировал основные положения апокатастасиса - учения о всеобщем «восстановлении всего», допускал конечность адских мук, возможность покаяния Диавола и грешников. Богослов считал, что адские муки могут стать очистительным огнем для падших ангелов и грешных людей. Обо всем этом достаточно полно отражено в книге епископа Кассиана (Безобразова) [9].

 

В письме Елены Рерих есть пожелание, отыскать древнейшее Евангелие от Евреев, о котором упоминают и на которое ссылаются первые и наизнаменитейшие Отцы Церкви - Ориген и Климент Александрийский. Она верит, что будут найдены Аграфы и Апокрифы, которые по-новому осветят многие места и недоговоренности в канонических Евангелиях.

 

В книге профессора Таубе также имеется сообщение о Пантене, учителе Климента Александрийского, исследователя первых веков христианства. В конце второго века этот древний историк видел в Индии у тамошних христиан арамейское Евангелие от Матфея, принесенное туда, по преданию, Апостолом Варфоломеем. Е. Рерих считает, что канонический перевод Матфеевого Евангелия относится к более позднему времени, чем об этом пишут некоторые историки Церкви. В то же время она находит в этом Евангелии довольно много недостатков и считает, что книга представляет собой не столько перевод с арамейского Евангелия Матфея, сколько его переработку, причем довольно вольную и с большими искажениями.

 

Много претензий у Е.И. к современным ученым: библеистам, богословам, историкам и философам, допускающим в своих толкованиях разные неточности. Истории христианства известны факты, когда в оригиналы вносились изменения позднейшими комментаторами и собирателями древних книг, вследствие чего ни один древний письменный памятник не дошел до современников в своем первозданном виде. Особенно много грехов наделали в этом деле переводчики и переписчики книг Ветхого и Нового Завета. По словам Е. Рерих, достаточно было просмотреть Библию в трех переводах - английском, русском и французском, чтобы убедиться в грубых ошибках этих переводов. Собственный опыт по переводу «Тайной Доктрины» на русский язык, подсказал, что отдельные абзацы этой книги, в которых разногласия были слишком заметны, ей приходилось переводить по два или три раза. Вот потому она рекомендует своему оппоненту читать Деяния и Послания Апостольские не буквами, а своим духом и не забывать, что Апостолы были земными людьми и людьми несовершенными.

 

Климент Александрийский (150-215).

Климент Александрийский (150-215).


Елена Ивановна всегда восхищалась сочным языком Евангелий, отмечала в них волнующие события из жизни Христа, однако не забывала указывать, что в эти книги вкралось много неточностей. Проверить и выправить их, практически невозможно, ведь оригинал книг до сего времени не найден. «Кто знает,- пишет она, - может быть, когда-нибудь и он будет найден, и тогда явится возможность сравнения, как уже возможно стало сравнение некоторых евангельских речений с более древними греческими и коптскими переводами их, а также и с некоторыми сохранившимися текстами на арамейском языке» [10].

 

Критически относится Елена Рерих к церковным авторитетам. В большинстве своем все они были людьми невежественными, о чем красноречиво свидетельствует история церковных соборов и их постановлений, написанных иногда примитивным языком. В настоящее время наукой подтверждено, что среди их участников, было много безграмотных лиц. Не доверяет она и русскому переводу Евангелий, в котором видит многие неточности и переделки. Особенно большие ошибки вкрались в перевод Евангелия от Луки, на это указывают и многие историки церкви.

Ориген – великий Христианский мыслитель

Среди Отцов церкви Е.И. выделяет Оригена (185-254), великого христианского мыслителя и богослова, основателя библейской филологии, ученика Аммония Саккоса. Хотя он и не был священником, но без знания и понимания его учения нельзя понять логику развития христианского богословия первых пяти веков христианской истории. Его учение пронизывает все основные течения восточной православной мысли давнего времени.

 

Ориген считается главным представителем александрийской школы, из которой вышли такие выдающиеся мыслители как Ириней Лионский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Тертуллиан, Киприан Карфагенский, и другие. Если указанные христианские апологеты выполняли заветы Церкви и больше времени уделяли богословским проблемам, то Ориген стал первым великим христианским философом, кто изложил христианское учение в категориях эллинской мысли. Он поставил перед собой цель: передать Святоотеческое учение – книги Ветхого и Нового Завета, современным ему языком – греческим, причем в рамках философии и богословья. Этой непростой задаче он посвятил свои лучшие годы.

 

Ориген (185-254)

Ориген (185-254)


Подобную попытку до Оригена, предпринял другой христианский мыслитель - Климент Александрийский (150-215), стремившийся представить христианство понятным и доступным современному эллинистическому миру. Он первый хотел соединить христианскую веру с греческой философией и объяснить, что вера и знание близки друг другу. Климент считал, что между христианством, и философией нет противоречий, поскольку оба учения стремятся к одному – познанию высшей Истины и передаче людям. Философ даже предпринял попытку обратить греков в христианство, привлечь их к Церкви и убедить в том, что вера Христа выше веры языческой. В главном произведении Климента «Строматы», есть слова, демонстрирующие родственные значения философии и христианской веры. Климент писал: «Философия нужна была грекам ради праведности, до прихода Господа, и даже сейчас она полезна для развития истиной религии, как подготовительная дисциплина для тех, кто приходит к вере посредством наглядной демонстрации. Ибо Бог – источник всякого добра, либо непосредственно, как в Ветхом и Новом Заветах, либо косвенно, как в случае философии. Но возможно даже, что философия была дана грекам непосредственно, ибо она была «детоводителем» (Галл.3:24) эллинизма ко Христу – тем же, чем Закон был для евреев. Таким образом, философия была приуготовлением, проложившим человеку путь к совершенству во Христе» [11].

 

Главным источником богословской системы Климента было учение о Логосе, как творце мироздания. Через него осуществлялось откровение Божие, между Ветхозаветным Законом и Воплощением Христа. Цели своей Климент не достиг, но все же сумел приблизить учение Христа к своему народу.

 

Биография Оригена передана в «Церковной истории» Евсевия Памфила, также в писаниях св. Григория Чудотворца и Блаженного Иеронима. Пересказывать ее нет смысла, поскольку она имеется во всех справочниках, словарях и Интернете. Лишь кратко напомним, что вырос Ориген в зажиточной семье и что отец его - Леонид, за свою веру принял мученическую смерть. После гибели отца, все имущество перешло в руки казны, от чего многодетная семья Оригена стала нищей. Мать его осталась с семью детьми, среди них самим старшим был Ориген. Помощь семье оказывала богатая Александрийская христианка, находящаяся под влиянием гностиков. Ориген отказался от ее помощи, поскольку считал, что сохранение чистоты веры есть важнейшее жизненное благо для христианина, что противоречит разным приношениям.

 

У Оригена было одно страстное желание: умереть мучеником за христианскую веру. Оно сбылось, но не полностью. И хотя его мучили, подвергали пыткам, принуждали отречься от веры Христа, у мучителей ничего не вышло. От христианства он не отрекся, и пытки переносил мужественно. Во времена гонений при императоре Деции (250 г.), Оригена взяли под стражу и заключили в темницу. Как все это было, мы находим в книге Евсевия Кесарийского, его книге «Церковная история»:

 

«Но какие когда лукавый демон и сколько мучений перенес в это гонение Ориген, чем они выводил, против него попеременно всю свою силу, восставал на него со всеми возможными ухищрениями и нападал гораздо более, чем на прочих тогдашних подвижников, – какие и сколько уз и телесных истязаний претерпел он за слово Христово, как страдал в углу темницы от железных на шее цепей и как его ноги в продолжении многих дней были растянуты до четвертой степени на деревянном орудии казни, – с каким мужеством вынес он также угрозы быть сожженным и все другое со стороны своих врагов, – чем все это кончилось, когда судья сильно настаивал, чтобы его никак не лишать жизни, и сколько после того написал он полезнейших сочинений для людей, имевших нужду в утешении» [12]. (Кн. 6. гл. 39).

 

Скончался Ориген в 253(4?) году в Кесари от мук. Местом паломничества многие годы была его могила в местечке Тире, на юге нынешнего Ливана.

 

Елене Ивановне было известно, что ее оппонент неплохо знаком с учением и судьбой христианского мыслителя, поэтому сосредоточивает свое внимание не на биографии, Оригена, а на главных вопросах его книги «О Началах»: о Боге, Иисусе Христе и его Учении – Христианстве.

 

В своем письме она демонстрирует глубокие знания библейной истории, также современной жизни Западной церкви, начавшей спешно изучать труды великого мыслителя. Все это делалось потому, что заумные церковники зашли в тупик со своими мертвыми догмами, которыми трудно было удержать прихожан. Совет адресату у нее прежний: глубже читать книгу Оригена «О началах», потому что вопросы христианской религии в ней освещаются более глубоко, с большей силой мысли, чем это было у других историков церкви.

 

Елена Рерих не разделяет мнение оппонента, что в «Чаше Востока» есть полное отрицание Бога, не только личного, но и безличного, и объясняет ему, что такое мнение спорное и неприемлемое, по той простой причине, что ни в Учении, ни в Письмах Великих Учителей, не встречается отрицание безличного Бога. Недоразумение возникло из-за неправильного наименования: «Ибо что есть для нас этот безличный Бог? Не является ли Он тем божественным, неизменным и беспредельным Принципом или Непознаваемой Причиной всего Сущего, который словами Апостолов Иоанна и Павла и в трудах первых Отцов Христианства определен как «Бог Невидимый и Непознаваемый». Не читаем ли мы в Евангелии от Иоанна (гл. 1, ст. 18) : «Бога не видел никто никогда», и те же самые слова, повторенные в Послании его (гл. 4, ст. I) [13].

 

Много указаний находит Е.И. в Библии на «Бога Неведомого», на Его огненную природу и приводит тому убедительные примеры из книг Ветхого Завета. Так, во Второзаконии (гл. 4, ст. 24), Моисей говорит: «Бог есть Огонь поядающий». Чтобы адресат мог уяснить, что имеется в виду, советует другу прочесть труды великого Оригена, «этого Светоча истинного Учения Христова».

 

Книга «О началах» была для Е.И. интересна еще тем, что в ней тема Бога освещалась несколько иначе, чем это было у других христианских мыслителей. Она приводит из нее разные выдержки и комментирует их в доступной форме. В понимании Елены Рерих, считать Бога каким-либо телом или пребывающим в теле, будет большой ошибкой. Бог есть простая Духовная Природа, не допускающая в себе никакой сложности. «Он есть ум и в то же время Источник, от которого получает начало всякая разумная природа и ум. Бога, который служит началом всего, не должно считать сложным, иначе окажется, что элементы, из которых слагается все то, что называется сложным, существовали раньше самого Начала» [14].

 

Религиозные Учения Елена Рерих считала главными вехами в эволюционном развитии человечества. Величайший духовно-нравственный опыт и подвиг Восточных Учителей, их реформаторские идеи делали переворот в сознании большой части населения планеты. Так и с христианским учением, завоевавшим своими духовными ценностями весь европейский мир на протяжении двух тысячелетней истории.

 

Цель любой религии - помочь человеку осмыслить свою жизнь, понять глубинные взаимосвязи самых различных явлений, определить свое место в мире и распознавать, в чем заключено истинное и ложное, вечное и сиюминутное, добро и зло. Человек – хозяин своей судьбы, своими действиями и мыслями он создает свою карму, добрую или не очень. С помощью христианской религии он приобщается к святости, к христианским ценностям, к Богу и Иисусу Христу. Человек становится лучшим, полноценным, исповедующим святые христианские ценности. Поэтому ей было странно слышать от критиков, что Рерихи выступали против христианской религии, против ее традиций и святынь, прошедших проверку веками, и для своей цели выдумали новую религию. Все это было неправдой.

 

«В виду переживаемого всем миром страшного духовного кризиса, ужасающего всерастлевающего безбожия, которое и явилось следствием узкого мертвящего сектарианизма и удушающей догматики так же, как и падения нравственности среди церковных служителей, мы никогда не говорили, не говорим и не будем говорить против какой-либо религии как таковой или же храмов. Лучше, какая ни на есть религия и храм, нежели без храма. Но против нетерпимости, невежества и безнравственности мы будем протестовать» [15 - 204].

 

Если внимательно читать книги и письма Елены Рерих, то можно убедиться, что идея исключительности той или иной религии для нее чужда. Она твердо держится позиции религиозной толерантности, уважения каждой религии, многообразия культур всего мира и в своих трудах проповедует терпимость и святость, жизнь без агрессии, насилия и войн. Для нее Бог Един, потому никаких разъединений не может быть. Каждая религия отвечает образу жизни верующего, его духовным потребностям, унаследованным традициями своих предков. Все религии исповедуют одну Истину – Добро, и люди должны всеми силами сохранять мир. «Тех, кто могут считать своим Учителем Христа, будем приветствовать так же, как и других, следующих за Конфуцием, Буддою, Кришною, Зороастром, Майтрейей. Но будем просить их действительно изучить Учение Иисуса Хр[иста] и приложить его в жизни, тогда никакие разъединения не будут происходить, ибо, истинно, все великие Заветы исходят из Единого Источника» [16 - 195-196].

 

Елена Рерих старается более доступно передать свои мысли, и говорит, что Христианский мир для Высшего Понятия избрал слово «Бог», поэтому искать новое определение этому Величественному Понятию не следует и доказывает почему: «Потому что с этим словом христианский мир связывал все самое Высокое, все самое Прекрасное и доступное его сознанию. Вот потому в книгах Учения этот Непознаваемый и Беспредельный Принцип или Начало, часто обозначается словом «Бог» [18].

Бог – глубочайшая проблема христианской истории

Понятие Бога для Елены Рерих – глубочайшая проблема, которую осветить в одном письме, даже слишком длинном, – невозможно. Она старается говорить кратко и в доступных для понимания символах. Приводя примеры из Библии, Е.И. пишет: «Бог есть Дух, и поклоняющие Ему должны поклоняться в Духе». Также в ней сказано: «Отец Мой и Отец ваш». Следовательно, заключение такое, что «это Божественное Начало, Непостижимое и Незримое, духовно пребывает в каждом из нас и вокруг нас. Вот потому Бог Махатм, есть Бог Космический, вернее, сам Космос во всей его Видимости и Невидимости. И «все в нем движется, и дышит, и имеет бытие» [17].

 

В понимании Е.И. - человеческий ум ограничен в постижении Бога, поэтому верующим трудно разобраться в библейских тонкостях о сотворении мира, Боге как Духе и Его ипостасях, Она рекомендует своему адресату читать все мудрые книги очень внимательно, даже с ручкой в руках. Ведь человеческий ум своими слабыми силами не может постичь Бога, такое ему не дано природой.

 

Н. К. Рерих. Голубиная книга. 1922

Н. К. Рерих. Голубиная книга. 1922

 

В книге « О Началах» Ориген называет Бога светом, Сына - сиянием вечного света. Как свет не может быть без сияния, так и Отец немыслим без Сына, Который есть образ ипостаси Его, Слово и Премудрость. Для Оригена Сын есть сама существующая истина, сама жизнь, правда и святость. Поэтому нельзя сказать, чтобы Сам Бог Отец был премудрость, истина и жизнь. Он выше их, Он источник их. Все эти свойства существуют в Нем как бы в скрытом состоянии, как нечто долженствующее. В Сыне же все эти свойства проявляются актуально, как наличный факт и тожественны с Сыном. Таким образом, Сын есть вся полнота Божества Отца, реально осуществленная.

 

Учение Оригена о Боге и Его Сыне считается в высшей степени богословским и доступным только внимательным читателям. Елена Ивановна выступает в своем письме как историк церкви и философ, поэтому ее мысли вовсе не противоречат мыслям Оригена. У греческого мыслителя Бог называется Монадой. Он есть совершенно простое и единое. Христос же ради многого становится многим. Он множество благ и мысленная красота Его разнообразна. Отец един и прост, Сын же «идея идей и сущность сущностей», начало всякой твари. Сын - начало путей Божиих, потому что содержит в Самом Себе начала, формы и виды всякой твари.

 

Елена Рерих называет Оригена новатором богословской мысли и тонким знатоком истории христианства. Три ипостаси и одна Троица – формула, впервые определена Оригеном, она стала неотъемлемым достоянием церковного богословия. Муж апостольский делает попытку определить личные свойства каждой ипостаси, поэтому и говорит, что Отцу принадлежит бытие, Слову - разумность, Святому Духу - святость. Все три ипостаси принадлежат одной святости – Троице, но эта принадлежность не делает их ни единосущными, ни равными между собой.

 

В учениях отцов церкви Елена Ивановна видит две формации: эзотерическую, для избранных, и экзотерическую, для народа, именно по этой причине большинство священнослужителей отвергли ключ к пониманию Учения Христа полного эзотеризма. Обо всем этом в Евангелиях имеются неоднократные подтверждения, они - в словах самого Христа.

 

   Для Оригена не существовало различия между творением и рождением. Такое различие Елена Ивановна находит у Афанасия Великого (298-373), одного из отцов церкви, мудреца по христологии и защите единосущия Отца и Сына в полемике с арианами. Именно оно стало краеугольным камнем христианской космологии. В то время как Ориген называет Бога – предвечным Творцом, церковь называет Бога - предвечным Отцом. Христиане не считают существование тварного мира необходимостью, ибо Бог вполне самодостаточен и творит исключительно по своей благой воле.

 

Возвращаясь к термину «безличный Бог», Елена Рерих вносит такую ясность, что вкладывать в понятие Бога новое наименование - «безличный Бог», будет непродуманностью и даже «чудовищной нелепостью». Потому, что принимая Бога за Непостижимое Начало, за Единый Закон всякого существования, мы можем говорить лишь о Его безличии. «Если сказано, что Бог Беспределен, то возможно ли, чтобы нечто беспредельное имело форму или облик? Как Бог, будучи беспредельным, может стать предельным и конечным? Потому лишь представление Бога как Божественного, Неизменного, Непреложного, Вездесущего и Беспредельного и Непознаваемого Принципа может действительно ответить всем запросам и пояснить многие недоумения» [18].

 

Защищая свою честь и достоинство от агрессивных церковников, клевещущих на Николая и Елену Рерих, она пишет, что «...бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо Облик истинного Христа живёт в душе нашей... Но мы видим Христа, истинно Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его Христова Учения» (19).

 

Считая, что вопрос о Боге не может быть решен в пределах одного поколения людей или же даже тысячелетий, Елена Ивановна озвучивает новую мысль, отражающую глубину Восточной мудрости: «Сколько человеческих сознаний на разных ступенях истории, столько и пониманий Бога как Высшей Сущности».

 

Проблема смерти всегда была злободневной для корреспондентов Елены Рерих, да и ее самой. Она подходит к ней, прежде всего, с позиций науки и Учения Востока, вот потому мы встречаем в ее письмах осуждения церкви и святых отцов в безразличии к верующим, их страданиям и смерти. Она винит их в том, что люди живут так, будто жизнь на Земле вечна, а к смерти относятся как к самому неожиданному, невероятному и страшному событию. В этом Елена Рерих обвиняет Церковь, Священников, допускающих такое невежественное отношение к смерти, и считает, что в таких вопросах повинны, прежде всего, те «Отцы церкви, которые в канонизированном ими Евангелии (избранном наугад из нескольких сот, более или менее апокрифических Евангелий, бывших тогда в ходу) – изъяли все места, относящиеся к Учению Христа о Тонком Мире, данному Им любимому ученику и Марии Магдалине, после Его воскрешения и в течение многократных появлений в тонком теле. Согласно гностикам, Христос появлялся Марии Магдалине и наставлял её в тайнах Тонкого Мира на протяжении одиннадцати лет. Такое изъятие из Учения самых насущных для человечества Откровений явилось неоценимой утратой для духовной эволюции человечества, и потому есть величайшее преступление, учиненное невежественными церковными служителями» [20].

 

В письме от 28.5.37 г. Елена Рерих приводит высказывание Афанасия Великого (298 - 373), отца церкви, принадлежащего к Александрийской школе патристики, что слова Иисуса исполнены красоты, а там, где есть красота, там и истина. Говоря о Духе Христа, как Олицетворении Божественной сущности, она добавляет, что Бог вочеловечился для того, чтобы мы обожились». Это отвечает оккультной истине, «ибо Дух Иис[уса] Хр[иста] в своей огненной Божественной Сущности для нас есть Олицетворение Божественного Начала. Приняв земную оболочку в тяжкую эпоху вырождения и разложения духовных ценностей, чтобы дать новый импульс духу человеческому и тем приобщить человека к Божественному Естеству, в нём заключённому, Он, истинно, обожил его» [21].

 

Злободневными вопросами для Е.И. являются такие, как поругание Христа, Его распятие, Его Учение, Его молитва, о непротивлении злу, грубой силе, Пилате, злом роке, всесильности зла, вызывающих в душах людей боль и тревогу. Об этом она подробно пишет в письме от 26.1.39 года: «Христос противился злу каждым своим словом, каждым действием, когда это не касалось лично Его. Задача Его была совершить путь человеческими ногами и руками и показать людям, что в величайшей любви к человечеству можно пожертвовать собою и претерпеть жесточайшие муки за желание принести людям свет постоянно забываемых ими Истин. Молитва Христа о мучителях полна милосердия и даже справедливости, ибо, действительно, что могли знать и понимать наёмные палачи в величии Того, Кого они истязали? Кого им было ПРИКАЗАНО истязать? Истинно, не наёмные истязатели, но их подстрекатели приняли на себя карму горчайшую. Также и Пилат, умывший руки и оказавший НЕПРОТИВЛЕНИЕ величайшему злу, там, где в его власти было остановить его, уготовил себе труднейший рок» [22-708].

 

Доказывая оппоненту, что примирить существующее положение вещей с Провидением Всемилосердного, Всеведущего и Всемогущего Бога, преподанного нам христианскими подвижниками, невозможно, Е.И. в тоже время рекомендует не только пересмотреть свое понятие о Боге, но и зачеркнуть свои старые догмы и атеистические взгляды для своего же спасения.

 

Спасение от бед Елена Рерих связывает с мудростью Востока, чистотой его учения и несокрушимой верой в изменение мира и сознания человека. Вот потому направляет внимание оппонента на Учения Востока, их выдающихся Учителей, оставивших своему народу первозданные знания и веру в могущество собственных сил. Именно Восток, считает она, способен дать ответ на многие тревожные вопросы и тем самым облегчить жизнь каждого из нас. «Восток пришел от Монотеистического Бога, Правителя всей Вселенной, к высшим идеям о Божестве и в Непостигаемом Абсолюте было найдено объединение всей Вселенной».

 

Философский трактат Елены Рерих, заключенный в ее письме, подсказывает читателям одну важную истину о ложной вере и суеверии, на которых следует обратить пристальное внимание: «После Оригена начала ложная вера христианства расти. Ужас берёт перед видением религиозного суеверия того времени. Ориген ходил по ещё горячим угольям Старого Мира. Зная Заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание единого Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей. Будучи ревнителем знания, его возмущало падение знания среди служителей» [23].

 

В своих эпистолах Елена Ивановна выступает не только как философ, но как публицист, пожелавший показать правду, скрытую от людей за семью печатями, и обнародовав ее, донести до сознания каждого человека. Нетрудно понять, что цель данного письма - расширить границы нашего скудного сознания, просветить его новыми истинами о происхождение христианства, становлении его, как одной из ведущих религий мира. Также привлечь внимание к трудам подвижников Церкви, таких как Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, блаженный Августин, Григорий Палама, Кирилл Александрийский, Иоанн Дамаскин и других, выступающих за чистоту Христового учения, за его святость. Елена Рерих показывает нам привлекательность учения Христа, его глубокую мудрость, направленную на защиту христианских ценностей, святого имени Иисуса, апостолов и евангелистов. Ведь в своих трудах Святые отцы доносили до нас великие истины, проповедуемые Христом и Его верными учениками, рассказывали о Всемогущем Боге, Его Сыне и Духе Святом, осуждали зло и отступничество, прививали любовь к мудрости и Иисусу Христу.

В какого Бога верит Елена Рерих?

Не только в письме к Сеплевенко, но во многих других письмах Елена Рерих выражает свое понимания Бога и его Сына – Иисуса Христа, находит в Его образе прекрасные черты, одухотворенность и святость. Ни в одном ее письме мы не встретим хулу на Сына Божьего или его апостолов. Иисус для Е.И. – сама святость, вторая ипостась Бога, Сын Человеческий, пришедший на землю спасти людей от греха.

 

А.А. Иванов (1806-1858). Явление Христа Марии Магдалине

А.А. Иванов (1806-1858). Явление Христа Марии Магдалине

Люди вовсе не виноваты, пишет она, что “Милосердный” Отец соизволил послать Своего Единородного Сына лишь в одно время, лишь в одну страну и к одному народу. За что же их тогда карать? «Неужели все эти биллионы душ осуждены вечно гореть в адовом огне, только потому, что они не имели возможности физически узреть и услышать Сына? Такого Бога Махатмы, истинно, не ведают и не почитают. Но назвать Их атеистами невозможно, ибо как могут Они, провозглашающие бессмертие Духа и Сами достигшие его, иметь что-либо общее с мертвым атеизмом?» [24].

 

В Христианстве Е.И находит некий парадокс, состоящий в том, что Православная церковь, принявшая Иисуса Христа Богом, признала еще одного Бога - Архистратига Михаила, Водителя всех Небесных Воинств. Ведь в древнейших еврейских Писаниях Архистратиг Михаил назван Богоподобным, Отображением Бога, и в тоже время Богом, а Сатана – Противником и тенью Его. Отсюда - изображения Михаила Архистратига, поражающего дракона. Резюме Е.И. следующее: люди, принявшие религию от евреев, и святую книгу Библию с Пророками и Заповедями Моисея, совсем забыли о многих замечательных местах и их подробностях в этих древнейших Писаниях.

 

Адресат Елены Рерих не достаточно знаком с Учением Агни Йоги, многие положения этой Великой Книги ему не доступны, поэтому она рекомендует ему избрать для себя Светлого Иерарха, который станет близким ему по духу и будет направлять его в жизни: «Ведь каждый Великий Иерарх Света есть Отображение Бога на Земле. В радости служения великому Благу и эволюции человечества отдадим все наши помыслы и устремления сердца нашему избранному Иерарху» [25].

 

Все же возникает вопрос, в какого Бога не верит Елена Рерих? Ответ она дает исчерпывающий. Это «В Бога, созданного по образу и подобию человека, наделенного всеми человеческими страстями и пороками, вознаграждающего за заслуги и карающего за грехи, скованного нашими ограниченными представлениями. В Бога, обладающего, по выражению крупнейшего христианского философа Николая Бердяева, «дурным антропоморфизмом и дурным социоморфизмом».

 

Вот потому рекомендует внимательно и без предубеждения прочитать «Письмо о Боге», и убедиться, что Махатма М. в нем отрицает и что говорит против «кощунственного, человеческого представления Личного Бога, жестокого и несправедливого, карающего вечным проклятием каждого еретика и оправдывающего все злодеяния, совершаемые в прославление Его». Е.И. выступает против Бога церковной догмы, который, будучи умилостивлен принесением в жертву Его Сына, допускает в Свое Небесное Царство лишь уверовавших в такую жертву. «Но так как человечество, от самого начала своего, рождалось и рождается во множестве вне лона христианской церкви, то, значит, огромное большинство осуждено на вечные муки» [26].

 

Дорогой и светлый образ Иисуса Христа присутствует во многих письмах Елены Ивановны. Какую бы серьезную тему она ни затрагивала, что бы ни обсуждала с родными и сотрудниками, Иисус всегда близко, всегда рядом. С Ним всегда уютно, с Ним рождаются великие мысли и решаются такие дела, до каких в одиночестве человеку не додуматься и не осилить. Святой образ Христа сопровождает Е.И. и Н.К. всеми дорогами их трудной супружеской жизни. Он в сердцах всей семьи Рерих, Он Тот, Кто наполняет их силы уверенностью и святостью, оберегает от зла, неправды и плохих поступков. Елена Ивановна всегда ощущала прилив новых творческих сил, мудрых мыслей, душевный подъем, зная, что они от Бога и Учителей, так ей было легче создавать свои бессмертные произведения. Христос никогда не препятствовал общаться с Махатмами, черпать от них чистые знания для книг Агни Йоги, идти дорогой правды и истины. Учение Живой Этики не противоречит Учению Христа, Евангелиям, другим книгам Нового Завета. В этих книгах одни цели – служить человечеству, вести его к свету, разуму, благородству, освобождать от невежества и пороков, от всех темных сил. Христос и Учителя поддерживали Е.И. во всех начинаниях и благословляли на благородный духовный подвиг - создание величайших книг века - Агни Йоги.

 

Благотворную роль в творчестве Елены Рерих сыграли и христианские подвижники, как отечественные, так и европейские, о которых она с благодарностью вспоминает. Их труды послужили тому, что Елена и Николай Рерих глубоко вникли в удивительную и трагическую историю Христианства, в ее святые образы, его учение, что дало возможность отразить ее в картинах, Живой Этике и эпистолярном творчестве.

 

Джотто. Оплакивание Христа

Джотто. Оплакивание Христа

 

Вот потому в своих письмах Елена Рерих показывает христианскую веру не как созерцательную религию, проповедующую о Рае Небесном, где парят воздушные ангелы, а души умерших слушают мудрые лекции и поют церковные песни. Наоборот, как религию большого духовного подвига, огромного труда, самосовершенствования каждой личности, науки любви, понимания и служения обществу и семье. Слова Иисуса Христа «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» должны стать для каждого христианина главной Божьей Заповедью. И все же Елена Рерих просвещает нас, что эпоха подвижников христианства не была «золотым веком» церковной истории. Это был очень трудный период становления Христианства, как религии света, унесший на тот свет не одного праведника.

 

Много волнующих писем посвящено смерти и воскресению Иисуса Христа. Елену Рерих спрашивали, верно ли то, что Иисус Христос, чтобы доказать существование загробной жизни, подвергнул себя мучительной смерти? Ее ответом на столь волнующий вопрос, мы и закончим свою статью.

 

Письмо от 18.11.48: «Совершенно дико представить себе, что Христос думал доказать существование загробной жизни тем, что, подвергнув себя мучительнейшей смерти, снова ожил бы в том же теле! Нет, не бессмысленное Воскресение в физическом теле было целью Христа! Христос хотел доказать сознательное существование человека в Надземном Мире и в оболочке соответствующей тому Миру. После распятия Христос разложил свое физическое тело на атомы, потому тело его не было найдено. Высокий Дух в тонком теле, очищенном огнём психической энергии, освободившись от физической оболочки раньше срока (т.е. раньше положенного ему естественного срока смерти), владеет необычайной силою на Земле. Мощь эта могла бы сжечь целую страну, но Христос уничтожил или разложил на атомы только своё физическое тело. Такое действие явилось тогда величайшим достижением, ибо никто раньше не мог достичь такой силы огненной энергии на Земле. Это достижение осталось единственным по силе, утончению и красоте» [27].

 

Литература:

 

1. Рерих Н.К. Светочи. // Н. Рерих. Листы дневника. Т. 1. М. МЦР. 1999.
2. Там же.
3. 12 духовных наставлений преподобного Сергия Радонежского // Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт).
4. Рерих Е.И. Учение жизни. Золотой Фонд Эзотерики. М. 2012).
5. Рерих Е.И. Письма. - Т. 2. – М. МЦР. 2002. Письмо 25. 05. 36.
6. Алексеев П.А. Церковный словарь. СПб, 1817-1819.
7 – 8. Е.И. Рерих. Письма. – Т. 3. –М. МЦР, 2001. Письмо 12.02.1935.
9. Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. М. 2006.
10. Рерих Е.И. Письма. - Т. 3. - М. МЦР, 2001. Письмо 12.02.1935.
11. Климент Александрийский. Строматы. Т.2, кн.5. Изд. Олега Абышко, СПб, 2003.
12. Евсевий Кесарийский. Церковная история. М. 1993. Кн. 6 гл. 39.
13 – 14. Рерих Е.И. Письма. Т.2. М. МЦР. 2001. Письмо 12.02. 1935.
15. Рерих Е.И. Письма. В 2-х т. Т.1. Минск, 1992.
16. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М. МЦР, 2003.
17-19. Рерих Е.И. Письма – Т.3. М. МЦР, 2001. Письмо 12.02.1935.
20. Рерих Е.И. Письма. 1932-1955. - Новосибирск, 1993. Письмо 4.08/.45.
22. Рерих Е.И. Письма. - Т. 5. - М.: МЦР, 2003.
25. Рерих Е.И. Письма. «Лист». Кишенёв, 1995. С. 708-709.
23 – 26. Рерих Е.И. Письма – Т. 3. – М. МЦР, 2001. Письмо 12.02.1935.
27. Рерих Е. И. – Т.8. – М. МЦР. 2008. Письмо 18.11.48.

 

28.09.2015 16:29АВТОР: Сергей Целух. | ПРОСМОТРОВ: 528




КОММЕНТАРИИ (0)

ВНИМАНИЕ:

В связи с тем, что увеличилось количество спама, мы изменили проверку. Для отправки комментария, необходимо после его написания:

1. Поставить галочку напротив слов "Я НЕ РОБОТ".

2. Откроется окно с заданием. Например: "Выберите все изображения, где есть дорожные знаки". Щелкаем мышкой по картинкам с дорожными знаками, не меньше трех картинок.

3. Когда выбрали все картинки. Нажимаем "Подтвердить".

4. Если после этого от вас требуют выбрать что-то на другой картинке, значит, вы не до конца все выбрали на первой.

5. Если все правильно сделали. Нажимаем кнопку "Отправить".



Оставить комментарий

<< Вернуться к «Елена Ивановна Рерих. Биография. Статьи. Книги. »